Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО)'

РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межличностные отношения / становление личности / жизненный и творческий путь Достоевского / зрелая личность / саморазвитие / interpersonal relations / personality formation / Dostoevsky's life and creative path / mature personality / self-development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова Елена Юрьевна

Межличностные отношения известных людей предоставляют неисчерпаемую информацию для понимания их значения для личности. В современном обществе высок интерес к жизни и творчеству Ф. М. Достоевского как глубокого мыслителя и гениального писателя. Целью исследования стал анализ межличностных отношений Достоевского на разных этапах жизненного пути. Становление Достоевского рассматривается в единстве внутреннего содержания жизни и ее внешней канвы, включая круг общения в разные периоды жизни. В связи с этим проанализированы влияние роди-тельской семьи, родственные связи, круг друзей юности и общения на каторге и в ссылке, литера-турные взаимоотношения, а также взаимоотношения с духовенством. Соотнесены биографические факты с данными научной литературы о межличностных отношениях в их значении для личности. Родительская семья и семейное окружение оказали благоприятное влияние на становление Досто-евского, а родственные связи много значили и в дальнейшей жизни. Мудрая жена и верные друзья оказывали неоценимую поддержку, что способствовало личностному росту. В зрелости выбор круга общения обусловлен сформировавшейся личностной направленностью (литераторы, лица духовного звания). Когда проявился литературный талант, завязались многообразные, часто непростые отно-шения с литературным сообществом Петербурга, в которых писатель твердо отстаивал свои миро-воззренческие позиции. На каторге и в ссылке у Достоевского произошел личностный кризис, со-вершился духовный переворот, что способствовало его личностной и творческой зрелости. Вынуж-денное общение с другими людьми уже не оказывало существенного воздействия на его индивиду-альность и творческую манеру, общение же с единомышленниками укрепляло личностную направ-ленность. В процессе обретения личностной зрелости на протяжении жизненного пути происходит постепенная автономизация субъекта от жизненных обстоятельств, когда человек обретает способ-ность вести себя независимо от обстоятельств и переходит к сознательному самоуправлению. Нали-чие стратегии саморазвития является важным показателем достижения уровня зрелости и пережи-вания удовлетворенности жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN PERSONALITY FORMATION (ON EXAMPLE OF THE F. M. DOSTOEVSKY LIFE PATH)

The environment, contacts with people from biographies provide inexhaustible information for understanding the meaning of personal relationships. In modern society, there is a high interest in the life and work of F. M. Dostoevsky as a deep thinker and a brilliant writer. The article considers Dostoevsky's social circle in the meaning for the formation of his personality in unity of inner content of life and its external outline, including the circle of communication in different periods of life. In this regard, the influence of parental family, family ties and friends of youth, social circle in hard labor and exile, literary relationships, as well as relationships with the clergy are analyzed. This analysis is carried out in connection of biographical facts with the data of scientific literature on interpersonal relationships in their significance for personality. Not only relatives, friends and fellow writers, but also people who seemed to be quite far away left their mark on Dostoevsky's life. It is shown that in the process of gaining personal maturity, a gradual autonomy of the subject from life circumstances occurs throughout life, when a person with a mature personality acquires the ability to behave independently of circumstances and moves on to conscious self-government. The presence of a self-development strategy is an important indicator of a person's reaching a level of maturity and experiencing life satisfaction.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО)»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 2. С. 16-23. УДК 159.9.

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.16-23

РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО)

Е. Ю. Коржова

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Межличностные отношения известных людей предоставляют неисчерпаемую информацию для понимания их значения для личности. В современном обществе высок интерес к жизни и творчеству Ф. М. Достоевского как глубокого мыслителя и гениального писателя. Целью исследования стал анализ межличностных отношений Достоевского на разных этапах жизненного пути. Становление Достоевского рассматривается в единстве внутреннего содержания жизни и ее внешней канвы, включая круг общения в разные периоды жизни. В связи с этим проанализированы влияние родительской семьи, родственные связи, круг друзей юности и общения на каторге и в ссылке, литературные взаимоотношения, а также взаимоотношения с духовенством. Соотнесены биографические факты с данными научной литературы о межличностных отношениях в их значении для личности. Родительская семья и семейное окружение оказали благоприятное влияние на становление Достоевского, а родственные связи много значили и в дальнейшей жизни. Мудрая жена и верные друзья оказывали неоценимую поддержку, что способствовало личностному росту. В зрелости выбор круга общения обусловлен сформировавшейся личностной направленностью (литераторы, лица духовного звания). Когда проявился литературный талант, завязались многообразные, часто непростые отношения с литературным сообществом Петербурга, в которых писатель твердо отстаивал свои мировоззренческие позиции. На каторге и в ссылке у Достоевского произошел личностный кризис, совершился духовный переворот, что способствовало его личностной и творческой зрелости. Вынужденное общение с другими людьми уже не оказывало существенного воздействия на его индивидуальность и творческую манеру, общение же с единомышленниками укрепляло личностную направленность. В процессе обретения личностной зрелости на протяжении жизненного пути происходит постепенная автономизация субъекта от жизненных обстоятельств, когда человек обретает способность вести себя независимо от обстоятельств и переходит к сознательному самоуправлению. Наличие стратегии саморазвития является важным показателем достижения уровня зрелости и переживания удовлетворенности жизнью.

Ключевые слова: межличностные отношения; становление личности; жизненный и творческий путь Достоевского; зрелая личность; саморазвитие.

Финансирование. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 19ВГ).

THE ROLE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN PERSONALITY FORMATION (ON EXAMPLE OF THE F. M. DOSTOEVSKY LIFE PATH)

E. Yu. Korzhova

Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia)

The environment, contacts with people from biographies provide inexhaustible information for understanding the meaning of personal relationships. In modern society, there is a high interest in the life and work of F. M. Dostoevsky as a deep thinker and a brilliant writer. The article considers Dostoevsky's social circle in the meaning for the formation of his personality in unity of inner content of life and its external outline, including the circle of communication in different periods of life. In this regard, the influence of parental family, family ties and friends of youth, social circle in hard labor and exile, literary relationships, as well as relationships with the clergy are analyzed. This analysis is carried out in connection of biographical facts with the data of scientific literature on interpersonal relationships in their significance for personality. Not only relatives, friends and fellow writers, but also people who seemed to be quite far away left their mark on Dostoevsky's life. It is shown that in the process of gaining personal maturity, a gradual autonomy of the subject from life circumstances occurs throughout

© Коржова Е. Ю., 2024

life, when a person with a mature personality acquires the ability to behave independently of circumstances and moves on to conscious self-government. The presence of a self-development strategy is an important indicator of a person's reaching a level of maturity and experiencing life satisfaction.

Keywords: interpersonal relations; personality formation; Dostoevsky's life and creative path; mature personality; self-development.

Acknowledgments. The research was supported by an internal grant of the Herzen State Pedagogical University of Russia (project No. 19VG).

1. Введение

Развитие личности относится к числу фундаментальных проблем психологии личности [1; 2] и имеет большую практическую значимость. Познание закономерностей развития личности предоставляет возможность создания действенных моделей эффективного воспитания подрастающего поколения и психологического сопровождения молодежи, что весьма актуально для современной системы образования.

Взаимодействие с людьми на протяжении жизненного пути является важнейшим фактором формирования личности. Её становление может рассматриваться в том числе и как процесс интеграции в социальную среду, включающий этапы адаптации (освоение норм социума), индивидуализации (раскрытие внутренних ресурсов в «своем» социуме) и интеграции (становление зрелой личности) [3]. Такая закономерность имеет место в стабильной социальной среде, претерпевая модификации при ее изменчивости. Хотя в настоящее время приоритетным остается изучение личности на базе методологии факторных теорий [4], необходимо отметить, что биографический метод позволяет учесть многие, обычно ускользающие от исследователя нюансы жизненного пути личности и справедливо становится всё более авторитетным для исследователей в социогуманитарной области [5; 6]. Сведения об окружении известных людей, особенности их контактов с другими предоставляют неисчерпаемую информацию, способствующую пониманию значения взаимоотношений для личности.

В области психологии личности особый интерес представляет проблема личностной идентичности и ее устойчивости во времени [7; 8]. Если номотетические модели демонстрируют некоторое постоянство личностных особенностей во времени, то идиографиче-ские модели показывают разные результаты [9; 10]. Биографический метод позволяет выявить, что стабильность личностных черт

становится более выраженной к среднему возрасту и снижается в пожилом [11].

В современном обществе высок интерес к жизни и творчеству Ф. М. Достоевского как глубокого мыслителя и гениального писателя. В процессе психологической реконструкции личности и творчества выдающихся людей возникает необходимость обращаться к множеству биографических фактов, опираясь на которые возможно воссоздать целостный психологический портрет. Уроки Достоевского важны для всех читателей и неоценимы для психологов, поскольку его творчество раскрывает тончайшие закономерности внутреннего мира человека [12]. Так, были реконструированы факторы личностного и профессионального развития, характеристики личности гения Достоевского [13], концепция духовного принципа жизненного пути личности, типология его персонажей [12], особенности саморефлексии и взаимодействия человека и общества в его творчестве [14].

Творчество и личность тесно связаны. У нас нет намерения подробно описать здесь «социальный атом» [15] Достоевского. Однако круг общения в его значении для формирования личности Достоевского вполне может быть очерчен. Не только родные, друзья и собратья по литературе, но и люди, казалось бы, достаточно далекие от него, оставили свой след в жизни писателя.

2. Материал и методы

Становление личности Достоевского рассматривается в единстве внутреннего содержания жизни и ее внешней канвы, включая круг общения в разные периоды жизни. В связи с этим проанализированы влияние родительской семьи, родственные связи, круг друзей юности и общения на каторге и в ссылке, литературные взаимоотношения, а также взаимоотношения с духовенством. Данный анализ осуществлен в соотнесении биографических фактов с данными научной литературы о межличностных отношениях в их значении для личности.

3. Влияние родительской семьи

Все мы родом из детства, сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Известно, что род Достоевских происходил из литовских земель; в XVII в. один из предков принял православную веру и поселился в России. В 1506 г. боярину из рода Ртищевых было за заслуги пожаловано князем село Достоево Поречской волости Пинского уезда Минской губернии.

Отец Достоевского, Михаил Андреевич, военный медик, человек трудолюбивый и целеустремленный. Он окончил Военно-медицинскую академию, участвовал в Отечественной войне 1812 г., с 1821 г. был главным врачом Мариинской больницы для бедных в Москве. Воспитывал детей в строгости, желая подготовить их к достойному будущему. Мать, Мария Федоровна Достоевская, - дочь московского купца, образованная и глубоко верующая, нежная и добрая. Няня, Алена Фроловна, была во всем ей помощницей. В юном возрасте Достоевский остался без родителей. Он дорожил памятью о них, считая их лучшими, передовыми людьми своего времени. К счастью, в последнее время рассеян миф об «отце-злодее» и недостаточной заботе и любви в семье Достоевских [16].

4. Родственные связи и друзья юности

Жизнь Достоевского была сложной и

драматичной. У него было много недругов, но и много настоящих друзей, довольно широкий круг общения со времени учебы в Инженерном училище, ознаменованном романтической дружбой с И. Н. Шидловским, в дальнейшем поэтом и публицистом, историком церкви; К. А. Трутовским, будущим художником, написавшим самый ранний портрет молодого Достоевского и воспоминания о нем; И. И. Бережецким, будущим инженерным офицером. Старший брат Достоевского Михаил был духовно близким для него человеком, он во всем поддерживал брата морально и материально. Имея литературный дар, Михаил проявил себя как переводчик и журналист. Вместе они основали журналы «Время» и «Эпоха». После скоропостижной кончины Михаила от болезни печени Федор Михайлович взял на себя все долги брата и заботы о его многочисленной семье. Вообще родственные связи много значили для Достоевского. Так, несколько лет велась интенсивная переписка с С. А. Ивановой, любимой племянницей, с которой он в письмах делился творческими планами, назвал дочь в ее честь,

посвятил ей роман «Идиот». Но в последние годы жизни Достоевского между ним и Ивановыми произошло охлаждение в связи с разделом наследства богатых родственников, в котором Достоевский оказался пострадавшей стороной.

Много книг посвящено сложным взаимоотношениям Достоевского с женщинами. Но о самой главной женщине в его жизни нужно сказать обязательно. Господь послал Достоевскому большое счастье, речь о его второй жене, Анне Григорьевне, считавшей его идеалом человека. Умная и деятельная, мать четверых детей, из которых взрослого возраста достигли двое, она сумела не только обеспечить Достоевскому житейское благополучие, оберегая его от бытовых забот, но также существенно помочь в его творческой работе. Безгранично любящая и преданная, Анна Григорьевна во всем поддерживала мужа и вела его дела. Она сберегла его письма, рукописи, записные книжки. После смерти Достоевского посвятила свою жизнь его памяти. Издательница и публикатор творческого наследия мужа, библиограф и автор ценных воспоминаний, она издала семь полных собраний сочинений Достоевского.

5. На каторге и в ссылке

Отдельного упоминания заслуживает

круг общения на каторге и в ссылке. Назовем имена лишь некоторых значимых для Достоевского людей. Таковым был А. Е. Врангель, русский дипломат, камергер. В молодости он добровольно поехал в Семипалатинск как стряпчий по уголовным и гражданским делам, познакомился там с пребывавшим в ссылке Достоевским, много помог ему материально, хлопотал о его офицерском чине и возвращении в Центральную Россию, оставил теплые воспоминания о Достоевском. П. П. Семёнов-Тян-Шанский познакомился с Достоевским еще когда тот был петрашевцем, потом встречался с ним в Семипалатинске и Барнауле во время своего путешествия на Тянь-Шань. Выдающийся географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель оставил добрые воспоминания о Достоевском, который, в свою очередь, очень тепло отзывался о нем.

6. Литературные взаимоотношения

Когда проявился литературный талант

Достоевского, завязались многообразные, часто непростые отношения с литературным сообществом Петербурга. Вместе с Достоев-

ским в Инженерном училище учился Д. В. Григорович. Позже он перевелся в Художественное училище, сложился как русский писатель, переводчик, искусствовед. Во время учебы в Инженерном училище он жил вместе с Достоевским на квартире, был первым читателем «Бедных людей», понял талант Достоевского и передал рукопись Н. А. Некрасову, а тот, в свою очередь, -В. Г. Белинскому.

Отношения Некрасова с Достоевским были очень сложными, время от времени разрывались и возобновлялись, но справедливости ради надо отметить, что они всегда стремились сохранить доброе личное и литературное общение. Известна резкая полемика между журналами Некрасова и Достоевского в силу различий в мировоззрении, хотя писатели время от времени и публиковались в журналах друг друга, чтобы поддержать издания. Достоевский ценил в Некрасове деловую энергию, литературный вкус, поэтический дар и то, как он в свое время принял его в большую литературу за «Бедных людей» («Новый Гоголь явился!»). Правда, Достоевский не захотел стать «новым Гоголем», которого при этом очень почитал, как и Пушкина, ставшего для него ориентиром творчества.

Белинский высоко оценил «Бедных людей» Достоевского, но не понял последующие его произведения. Под влиянием Белинского Достоевский вступил в ряды петрашевцев, стал атеистом и революционером. За чтение письма Белинского к Гоголю был приговорен к смертной казни, отбывал каторгу и солдатчину в Сибири, за это время кардинально изменив мировоззрение. Достоевский познакомился с Пет-рашевским благодаря поэту А. Н. Плещееву, своему близкому другу с юности. Плещеев был, как и Достоевский, арестован по делу петрашевцев, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Оренбург.

У Достоевского были сложные отношения с И. С. Тургеневым, которые колебались от дружеских до враждебных. Вначале они были приятелями, хотя всю жизнь недолюбливали один другого, но при этом признавали талант друг друга.

Всю жизнь Достоевский общался с Н. Н. Страховым, русским философом, публицистом, литературным критиком, одним из идеологов почвенничества, ставшим членом-корреспондентом Петербургской академии наук, действительным статским советником.

Эти отношения были очень непростыми, от близких дружеских до враждебных. Из-за статьи Страхова был закрыт журнал брата Достоевского «Время», Достоевскому пришлось выплачивать огромные долги. Страхов препятствовал встрече Толстого и Достоевского. После смерти Достоевского написал о нем клеветническое письмо Льву Толстому. При жизни Толстому и Достоевскому так и не довелось встретиться, однако они всегда интересовались творчеством друг друга, взаимно высоко оценивая его и выражая теплые чувства.

С А. Н. Майковым Достоевский познакомился у Белинского, это была дружба на всю жизнь. Популярность поэзии Майкова несправедливо ниже масштаба его дарования. В действительности он был одним из ведущих поэтов послепушкинского периода, автором прекрасной духовной и пейзажной лирики. Кроме того, Майков - ученый, член-корреспондент Петербургской академии наук и тайный советник, исследователь истории России, продолживший традиции своего старинного рода.

Достоевский как признанный сложившийся писатель встречался со многими государственными деятелями - И. А. Вышнеград-ским, К. Д. Кавелиным, Т. И. Филипповым, К. П. Победоносцевым, которые ценили его творчество и обсуждали с ним животрепещущие проблемы российского общества. Так, Победоносцев, обер-прокурор Святейшего синода, правовед, публицист, профессор Московского университета, действительный тайный советник, почетный член Петербургской академии наук, долгие годы тесно общался с Достоевским, а после его смерти ходатайствовал о выплате пенсии его семье, стал опекуном его детей.

Достоевский много общался с братьями Соловьёвыми, сыновьями знаменитого историка С. М. Соловьёва. Всеволод Соловьёв, автор исторических романов, высоко ценил творчество Достоевского, часто виделся с ним. Его младший брат, Владимир Соловьёв, ставший выдающимся русским мыслителем, поэтом и публицистом, с юного возраста много времени проводил с Достоевским, приходил к нему домой. Достоевский любил Владимира, ценил его ум и образованность, присутствовал на его публичных лекциях, на защите докторской диссертации. Соловьёв ездил с Достоевским в Оптину пустынь после смерти сына писателя Алёши. По пути в Оп-

тину Достоевский рассказывал Соловьёву о своей идее в «Братьях Карамазовых» показать церковь как общественный идеал. Известны три речи о Достоевском, с которыми Соловьёв выступил после его кончины.

Нередко случайная встреча на жизненном пути в дальнейшем становилась отправной точкой длительных теплых отношений. Например, Достоевский еще в молодости обращался за врачебной помощью к врачу С. Д. Яновскому, а потом их связывали долгие годы дружбы. Случалось, что мимолетная встреча с Достоевским оставляла впечатление на всю жизнь. Так, Д. С. Мережковский в детстве читал Достоевскому свои стихи, на это Достоевский заметил: чтобы хорошо писать, надо страдать. Мережковский стал писателем, поэтом, литературным критиком, переводчиком, историком, религиозным философом, общественным деятелем, ярким представителем поэтов Серебряного века, одним из основателей русского символизма, основоположником жанра историософского романа. Мережковский всю жизнь восхищался Достоевским и, хотя не вполне познал глубину его религиозного чувства, талантливо написал о нем фундаментальные труды.

7. Взаимоотношения с духовенством

Достоевский при его тяге к миру духовного общался со многими представителями духовенства. Большое впечатление оказали на него встречи с преподобным Амвросием Оп-тинским, старцем Оптиной пустыни, куда он приезжал вместе с Вл. Соловьёвым. В Висбадене Достоевский познакомился со священником отцом Иоанном Янышевым, высоко оценивал его личность, питал к нему искренние дружеские чувства. Отец Иоанн Янышев — известный русский богослов, духовный писатель, проповедник и церковно-общественный деятель, ректор Петербургской духовной академии, духовник императорской семьи. По воспоминаниям митрополита Антония (Храповицкого), основателя и первоиерарха Русской православной церкви за границей, богослова, философа, в ранней молодости он находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве, написал о Достоевском статьи и книги. Вероятно, митрополит стал прототипом Алёши Карамазова.

Нельзя не упомянуть о святителе Игнатии (Брянчанинове), епископе Кавказском и

Черноморском, известном русском духовном подвижнике и писателе, ревностном хранителе православных традиций и культуры. Инженерное училище было и его Alma Mater, когда Достоевский там учился, святитель Игнатий уже был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Известно, что Достоевский четыре лета провел в лагере под Петергофом, поэтому с большой вероятностью он посещал неподалеку располагавшуюся пустынь и виделся со святителем Игнатием, тем более что черты святителя Игнатия угадываются в старце Зосиме Достоевского.

Конечно, это далеко не все, с кем общался Достоевский. В энциклопедических изданиях данный вопрос описан более детально, со всей тщательностью, как того великий писатель и заслуживает [17].

Черты очень многих людей, с которыми соприкасался на протяжении своей жизни Достоевский, мы можем найти у героев его произведений. В каждого из них Достоевский вложил и частичку своей души.

8. Обсуждение

В какой мере и как именно влияют межличностные отношения на становление личности? В психологических исследованиях отмечено, что в процессе становления личности на пути к личностной зрелости на протяжении жизненного пути происходит постепенная автономизация субъекта от жизненных обстоятельств [18-20; 1], переход от реактивности к активности [21], от ситуативно обусловленного поступка к поступковому действию в полноте ситуационных и личностных его детерминант [22], когда человек со зрелой личностью обретает способность вести себя независимо от обстоятельств и переходит к сознательному самоуправлению. Как отмечает К. В. Карпинский [19], собственная активность человека, направленная на разрешение жизненных противоречий, является главным фактором личностного развития. Обретаемые качества по принципу обратной связи дают возможность справляться со всё более сложными смысложизненными задачами.

В связи с этим в фокусе внимания должны быть прежде всего взаимоотношения в семье (в детстве), с друзьями (в отрочестве), как во многом определяющие формирование личности. Семейное окружение оказало на Достоевского благотворное влияние в детстве благодаря родителям, а в зрелом возрасте благодаря прекрасной спутнице жизни. Известно, что на

каторге и в ссылке у Достоевского произошел личностный кризис, духовный переворот, что способствовало его личностной и творческой зрелости. После каторги Достоевский - признанный писатель. Литературный круг его общения становится очень разнообразным, но направленность личности Достоевского уже определена. Это в начале творческого пути для него важна была высокая оценка литераторов - Белинского и Некрасова. В дальнейшем же Достоевский сходился с близкими по духу людьми, как правило, литературного круга, а также с духовными лицами. Вынужденное общение уже не оказывает существенного воздействия на его личность и творческую манеру, однако общение с единомышленниками укрепляет личностную направленность.

Проведенный анализ круга общения Достоевского согласуется с исследованиями М. А. Щукиной [23], которая доказывает, что саморазвитие является неотъемлемым атрибутом развития и его особым уровнем, характеризующимся самодетерминированностью и самоуправляемостью изменений личности на жизненном пути. Это форма субъектного управления развитием.

9. Заключение

Таким образом, нами кратко рассмотрен круг общения Достоевского и особенности его взаимоотношений на протяжении жизненного пути. Показано, что семья оказала благоприятное влияние на становление его личности, а родственные связи много значили и в последующей жизни. В дальнейшем выбор круга общения был обусловлен сформировавшейся и укреплявшейся личностной направленностью (литераторы, лица духовного звания). Переход от развития к саморазвитию свидетельствует о достижении личностной зрелости. В системе образования саморазвитие предполагает ориентацию на внутренние ресурсы обучающихся и поддержку их стремления к профессиональному и социальному росту. Более того, социальная поддержка может проявлять себя не столько как внешний, сколько как внутренний ресурс, когда сам факт ее доступности актуализирует имеющийся у человека опыт преодоления трудностей, полученный с помощью социального окружения [24]. Однако бесспорна необходимость создания благоприятной среды, обеспечивающей позитивную направленность самоуправления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коржова Е. Ю. Психология личности. -СПб. : Питер, 2020. - 544 с.

2. Харламенкова Н. Е. Психология личности: от методологии к научному факту. - М. : Институт психологии РАН, 2023. - 403 с.

3. Петровский А. В. Психология и время. -СПб. : Питер, 2006. - 447 с.

4. Anglim J., Horwood S., Smillie L. D., Marrero R. J., Wood J. K. Predicting psychological and subjective well-being from personality: A meta-analysis // Psychological Bulletin. - 2020. - Vol. 146 (4). - P. 279323. - DOI: 10.1037/ bul0000226.

5. Simonton D. K. Qualitative and quantitative analyses of historical data // Annual Review of Psychology. - 2023. - Vol. 54. - P. 617-640.

- DOI: 10.1146/annurev.psych.54.101601. 145034.

6. Кулагина И. Ю., Метелина А. А., Апасова Е. В. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь. - М. : Академический проект, 2018. - 329 с.

7. Wang Q. Culture effects on adults' earliest childhood recollection and self-description: Implications for the relation between memory and the self // Journal of Personality and Social Psychology. - 2001. - Vol. 81 (2). - P. 220233. - DOI: 10.1037/0022-3514.81.2.220.

8. Matz S. C., Harari G. M. Personality-place transactions: Mapping the relationships between Big Five personality traits, states, and daily places // Journal of Personality and Social Psychology. - 2021. - Vol. 120 (5). -P. 1367-1385. - DOI: 10.1037/pspp0000297.

9. Wright A. G. C., Zimmermann J. Applied ambulatory assessment: Integrating idiographic and nomotheetic principles of measurement // Psychological Assessment. -2019. - Vol. 31 (12). - P. 1467-1480. - DOI: 10.1037/pas00.

10. Beck E. D., Jackson J. J. Consistency and change in idiographic personality: A longitudinal ESM network study // Journal of Personality and Social Psychology. - 2020. -Vol. 118 (5). - P. 1080-1100. - DOI: 10.1037/pspp0000249.

11. Seifert I. S., Rohrer J. M., Egloff B., Schmukle S. C. The development of the rankorder stability of the Big Five across the life span // Journal of Personality and Social Psychology. - 2002. - Vol. 122 (5). - P. 920941. - DOI: 10.1037/pspp0000398.

12. Коржова Е. Ю. Красота, спасающая мир: Личность в творчестве Ф. М. Достоевского.

- СПб. : Общество памяти игумении Таисии, 2021. - 392 с.

13. Кольцова В. А., Холондович Е. Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоевского. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 304 с.

14. Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского // Системная психология и социология. - 2020. - № 2 (34). - С. 21-30.

- DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.02.

15. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе : пер. с англ.

- М. : Академический проект, 2004. - 315 с.

16. Сараскина Л. И. Достоевский. - 3-е изд. -М. : Молодая гвардия, 2022. - 825 с.

17. Белов С. В. Ф. М. Достоевский и его окружение : энциклопедический словарь : в 2 т.

- СПб. : Алетейя, 2001. - Т. 1. - 572 с. ; Т. 2. - 540 с.

18. Абульханова-Славская К. А. Жизненный путь и ответственность личности // Познание и переживание. - 2022. - Т. 3, № 2. -С. 87-102. - DOI: 10.51217/cogexp_2022_ 03_02_05.

19. Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 71. - С. 79-106. -DOI: 10.17223/17267080/71/5.

20. Коржова Е. Ю., Волкова Е. Н., Рудыхи-на О. В., Туманова Е. Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2018. - № 187. - С. 40-50.

21. Божович Л. И. Избранные психологические труды. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.

22. Роменець В. А., Маноха I. П. Iсторiя психологи ХХ стол^тя. - Кив : Либщь, 1998. - 894 с.

23. Щукина М. А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39, № 2. - С. 48-57. -DOI: 10.31857/S20000338-8-1.

24. Zahodne L. B., Sharifian N., Manly J. J., Sumner J. A., Crowe M., Wadley V. G., Howard V. J., Murchland A. R., Brenowitz W. D., Weuve J. Life course biopsychosocial effects of retrospective childhood social support and later-life cognition // Psychology and Aging. - 2019. -Vol. 34 (7). - P. 867-883. - DOI: 10.1037/pag0000395.

REFERENCES

1. Korzhova E.Yu. Personality psychology. St. Petersburg, Piter publ., 2020. 544 p. (In Russian).

2. Kharlamenkova N.E. Personality psychology: from methodology to scientific fact. Moscow, Institut psikhologii RAN publ., 2023. 403 p. (In Russian).

3. Petrovskii A.V. Psychology and Time. St. Petersburg, Piter publ., 2006. 447 p. (In Russian).

22

4. Anglim J., Horwood S., Smillie L.D., Marrero R.J., Wood J.K. Predicting psychological and subjective well-being from personality: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 2020, Vol. 146 (4), pp. 279-323. DOI: 10.1037/ bul0000226.

5. Simonton D.K. Qualitative and quantitative analyses of historical data. Annual Review of Psychology, 2003, Vol. 54, pp. 617-640. DOI: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145034.

6. Kulagina I.Yu., Metelina A.A., Apasova E.V. The phenomenon of adulthood: personal development and life path. Moscow, Akademicheskii proekt publ., 2018. 329 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Wang Q. Culture effects on adults' earliest childhood recollection and self-description: Implications for the relation between memory and the self. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, Vol. 81 (2), pp. 220-233. DOI: 10.1037/0022-3514.81.2.220.

8. Matz S.C., Harari G.M. Personality-place transactions: Mapping the relationships between Big Five personality traits, states, and daily places. Journal of Personality and Social Psychology, 2021, Vol. 120 (5), pp. 1367-1385. DOI: 10.1037/pspp0000297.

9. Wright A.G.C., Zimmermann J. Applied ambulatory assessment: Integrating idiographic and nomothetic principles of measurement. Psychological Assessment, 2019, Vol. 31 (12), pp. 1467-1480. DOI: 10.1037/pas00.

10. Beck E.D., Jackson J.J. Consistency and change in idiographic personality: A longitudinal ESM network study. Journal of Personality and Social Psychology, 2020, Vol. 118 (5), pp. 1080-1100. DOI: 10.1037/pspp0000249.

11. Seifert I. S., Rohrer J. M., Egloff B., Schmukle S. C. The development of the rank-order stability of the Big Five across the life span. Journal of Personality and Social Psychology, 2022, Vol. 122 (5), pp. 920-941. DOI: 10.1037/pspp0000398.

12. Korzhova E.Yu. Beauty that Saves the World: Personality in the Works of F. M. Dostoevsky. St. Petersburg, Obshchestvo pamyati igumenii Taisii publ., 2021. 392 p. (In Russian).

13. Kol'tsova V.A., Kholondovich E.N. The embodiment of spirituality in the personality and creativity of F. M. Dostoevsky. Moscow, Institut psikhologii RAN publ., 2013. 304 p. (In Russian).

14. Romanova E.S. Self-reflection and interaction of man and society in the works of F. M. Dostoevsky. Sistemnaya Psihologiya i Sociologiya = Systems Psychology and Sociology, 2020, no. 2 (34), pp. 21-30. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.02. (In Russian).

15. Moreno Ya.L. Sociometry: experimental method and the science of society. Moscow, Akademicheskii proekt publ., 2004. 315 p. (In Russian).

16. Saraskina L.I. Dostoevsky, 3rd ed. Moscow, Molodaya gvardiya publ., 2022. 825 p. (In Russian).

17. Belov S.V. F.M. Dostoevsky and his entourage, encyclopedic dictionary, in 2 volumes. St. Petersburg, Aleteiya publ., 2001. Vol. 1. 572 p., Vol. 2. 540 p. (In Russian).

18. Abul'khanova-Slavskaya K.A. The life path and responsibility of personality. Poznanie i perezhivanie = Cognition & Experience, 2022, Vol. 3, no. 2, pp. 87-102. DOI: 10.51217/cogexp_2022_03_02_05. (In Russian).

19. Karpinskii K.V. Life-meaning tasks and conditions in the development of personality as a subject of life. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology, 2019, no. 71, pp. 79-106. DOI: 10.17223/17267080/71/5. (In Russian).

20. Korzhova E.Yu., Volkova E.N., Rudykhina O.V., Tumanova E.N. Psychology of a person as a

Информация о статье Дата поступления 4 февраля 2024 Дата принятия в печать 10 апреля 2024

Сведения об авторе

Коржова Елена Юрьевна - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48. E-mail: elenakorjova@gmail.com. SPIN-код: 18512702. Scopus AuthorlD: 6507511374. Researcher ID: D-8594-2017. ORCID: 00000002-1128-1421.

Для цитирования

Коржова Е. Ю. Роль межличностных отношений в становлении личности (на примере жизненного пути Ф. М. Достоевского) // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 2. - С. 16-23. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.16-23.

subject of vital activity and the life path of a person: the main results of the study. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2018, no. 187, pp. 40-50 (In Russian).

21. Bozhovich L.I. Selected psychological works. Moscow, Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya publ., 1995. 209 p. (In Russian).

22. Romenets' V.A., Manokha I.P. History of psychology of the twentieth century. Kii'v, Libid' publ., 1998. 894 p. (In Ukrainian).

23. Shchukina M.A. The heuristic nature of the subjective approach in psychological studies of personality self-development. Psihologicheskii Zhurnal = Psychological Journal, 2018, Vol. 39, no. 2, pp. 48-57. DOI: 10.31857/S20000338-8-1. (In Russian).

24. Zahodne L.B., Sharifian N., Manly J.J., Sumner J.A., Crowe M., Wadley V.G., Howard V.J., Murchland A.R., Brenowitz W.D., Weuve J. Life course biopsychosocial effects of retrospective childhood social support and later-life cognition. Psychology and Aging, 2019, Vol. 34 (7), pp. 867-883. DOI: 10.1037/pag0000395.

Article info

Received February 4, 2024 Accepted April 10, 2024

About the author

Korzhova Elena Yuryevna - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Chief of the General and Social Psychology Department, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia). Postal address: 48, nab. of the river Moika, Saint-Petersburg, 191186, Russia. E-mail: elenakorjova@gmail.com. RSCI SPIN-code: 1851-2702. Scopus AuthorlD: 6507511374. Researcher ID: D-8594-2017. ORCID: 0000-0002-1128-1421.

For citations

Korzhova E.Yu. The Role of Interpersonal Relationships in Personality Formation (on Example of the F.M. Dostoevsky Life Path).

Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 2, pp. 16-23. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.16-23. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.