Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО'

ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
241
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / ПРАВОСЛАВИЕ / ХРИСТОС / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васнев Сергей Иванович

Представлен аналитический обзор основных вех духовного развития личности великого писателя Ф.М. Достоевского с позиций православного вероучения и нравственности. Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к его жизни и творчеству у каждого поколения читателей и наличием глубинной связи его духовных исканий с нравственными проблемами, волнующими наших современников. Используя биографический, культурно-исторический и историко-функциональный методы исследования, выстроена трёхчастная модель духовного возрастания Ф.М. Достоевского, стержневым образом в которой является личность Иисуса Христа. Рассмотрены особенности восприятия писателем православного вероучения на каждом этапе его жизненного пути. В завершение работы сделан вывод о высоком миссионерском и педагогическом потенциале, содержащемся как в художественных произведениях, так и в фактах биографии классика русской литературы, приведены примеры нравственного воздействия его жизни и творчества на судьбы конкретных людей. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании русской литературы, основ православной культуры и других дисциплин в курсе средней образовательной школы, а также средних специальных и высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL PATH OF FYODOR DOSTOEVSKY

The analytical review of the main milestones in spiritual development of the great writer F.M. Dostoevsky’s personality from the standpoint of Orthodox dogma and morality is presented. The relevance of the research is determined by high interest in his life and work among each generation of readers and the presence of a deep connection between his spiritual quest and moral problems that concern our contemporaries. Using biographical, cultural-historical and historical-functional research methods, a three-part model of the spiritual growth of F.M. Dostoevsky is constructed, the core image of which is the figure of Jesus Christ. The features of the writer’s perception of the Orthodox dogma at each stage of his life’s journey are studied. At the end of the work, a conclusion is made about high missionary and pedagogical potential contained both in works of art and in the biography of Russian literature classic, examples of the moral impact of his life and work on the fate of specific people are given. The research materials can be used in teaching Russian Literature, Basics of Orthodox Culture and other disciplines in the course of a secondary education, as well as specialized secondary and higher education.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО»

Неофилология ISSN 2587-6953 (Print) ISSN 2782-5868 (Online)

Neofilologiya = Neophilology

http://journals.tsutmb.ru/neophilology/

Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ THEORY AND HISTORY OF CULTURE

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 82(091)

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-2-385-392

Духовный путь Фёдора Михайловича Достоевского

Митрополит Тамбовский и Рассказовский ФЕОДОСИЙ (Сергей Иванович Васнев)

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3 Н admin@eparhia-tmb.ru

Аннотация. Представлен аналитический обзор основных вех духовного развития личности великого писателя Ф.М. Достоевского с позиций православного вероучения и нравственности. Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к его жизни и творчеству у каждого поколения читателей и наличием глубинной связи его духовных исканий с нравственными проблемами, волнующими наших современников. Используя биографический, культурно-исторический и историко-функциональный методы исследования, выстроена трёхчастная модель духовного возрастания Ф.М. Достоевского, стержневым образом в которой является личность Иисуса Христа. Рассмотрены особенности восприятия писателем православного вероучения на каждом этапе его жизненного пути. В завершение работы сделан вывод о высоком миссионерском и педагогическом потенциале, содержащемся как в художественных произведениях, так и в фактах биографии классика русской литературы, приведены примеры нравственного воздействия его жизни и творчества на судьбы конкретных людей. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании русской литературы, основ православной культуры и других дисциплин в курсе средней образовательной школы, а также средних специальных и высших учебных заведений. Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Православие, Христос, нравственность, духовный путь

Для цитирования: Феодосий (Сергей Иванович Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский. Духовный путь Фёдора Михайловича Достоевского // Неофилология. 2022. Т. 8, № 2. С. 385-392. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-2-385-392

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

(сс)

OPEN

3

ACCESS

© Феодосий (Сергей Иванович Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский, 2022 Neophilology, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 385-392.

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-2-385-392

The spiritual path of Fyodor Dostoevsky

Metropolitan of Tambov and Rasskazovo THEODOSIUS (Sergey Ivanovich Vasnev)

Tambov Seminary of Tambov Eparchy of the Russian Orthodox Church 3 M. Gorkiy St., Tambov 392000, Russian Federation H admin@eparhia-tmb.ru

Abstract. The analytical review of the main milestones in spiritual development of the great writer F.M. Dostoevsky's personality from the standpoint of Orthodox dogma and morality is presented. The relevance of the research is determined by high interest in his life and work among each generation of readers and the presence of a deep connection between his spiritual quest and moral problems that concern our contemporaries. Using biographical, cultural-historical and historical-functional research methods, a three-part model of the spiritual growth of F.M. Dostoevsky is constructed, the core image of which is the figure of Jesus Christ. The features of the writer's perception of the Orthodox dogma at each stage of his life's journey are studied. At the end of the work, a conclusion is made about high missionary and pedagogical potential contained both in works of art and in the biography of Russian literature classic, examples of the moral impact of his life and work on the fate of specific people are given. The research materials can be used in teaching Russian Literature, Basics of Orthodox Culture and other disciplines in the course of a secondary education, as well as specialized secondary and higher education. Keywords: F.M. Dostoevsky, Orthodoxy, Christ, morality, spiritual path

For citation: Theodosius (Sergey Ivanovich Vasnev), mitropolit Tambovskiy i Rasskazovskiy. Dukhovnyy put' Fyedora Mikhaylovicha Dostoyevskogo [The spiritual path of Fyodor Dostoevsky]. Neofilologiya - Neophilology, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 385-392. https://doi.org/10.20310/ 2587-6953-2022-8-2-385-392 (In Russian, Abstr. in Engl.)

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN ^ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

В 2021 г. исполнилось 200 лет со дня рождения и 140 лет со дня смерти великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Он прожил напряжённую, наполненную испытаниями жизнь, всегда искал Бога, мыслью о Котором заполнял весь свой ум1. Философ В. Соловьёв писал, что духовный мир Достоевского «представлял слишком великое разнообразие чувств, мыслей и порывов» [1, с. 302]. Сам Достоевский

1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 28, кн. 1. Письма, 1832-1859. Л.: Наука, 1985. С. 175-177.

говорил, что его вера «прошла через большое горнило сомнений... »2.

Нравственное состояние современного общества, поражённого прагматизмом, эгоцентризмом и агностицизмом, вызывает обоснованную тревогу. Духовный опыт великого писателя, прошедшего непростой путь исканий и обретения веры, обладает большим миссионерским и педагогическим потенциалом и востребован в настоящее время.

Цель настоящей статьи - выявить основные вехи духовного пути Ф.М. Достоевского и особенности формирования его религиозно-философских взглядов в аспекте православного христианского вероучения.

2 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 27. Публицистика и письма. Дневник писателя 1881. Л.: Наука, 1984. С. 86.

В работе применены классические филологические методы научного исследования (биографический и культурно-исторический) в сочетании с историко-функциональным методом, что позволяет раскрыть особенности восприятия и интерпретации художественного творчества и взглядов классика русской литературы в обширном социокультурном дискурсе.

ВОСПИТАННЫЙ НА ВЫСОКОМ ИДЕАЛЕ ХРИСТА

Фёдор Михайлович с младенческих лет был окружён любовью своих родителей3, которые первостепенное внимание уделяли его образованию и воспитанию. Стараниями матери он изучил Священное Писание и русскую историю. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина»4. Родителям он обязан тем, что «получил доступ ко всем сферам духовного опыта» [2, с. 207].

В детстве Достоевский часто посещал храм с матерью. В его памяти особо запечатлелось, как во время одного из богослужений голубь «пролетел через церковь из одного окна в другое»5. Он всегда помнил молитву, которую вместе с няней читал «на сон грядущий»: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим»6. Будучи уже взрослым, с этой молитвой он обращался к Пресвятой Богородице. В дневнике Достоевский рассказал об одном событии 1832 г., когда в имении родителей сгорели дома крестьян7. Отец пообещал свою последнюю рубаху «поделить с крестьяна-

3 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 21. Дневник писателя, 1873. Л.: Наука, 1980. С. 134.

4 Там же.

5 Ковалевская С.В. Знакомство с Достоевским. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/kovalev-skaya-znakomstvo-s-dostoevskim.htm (дата обращения: 27.04.2021).

6 Православный молитвослов и псалтирь. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1980. С. 20.

7 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений:

в 30 т. Т. 22. Дневник писателя за 1876 год, январь-

апрель. Л.: Наука, 1981. С. 112.

ми»8, а мать раздала каждой пострадавшей семье по 50 рублей. С детства родители приучали Фёдора Михайловича доброжелательно относиться к простым людям. Он вспоминал, что, когда был маленьким мальчиком, ему показалось, что за ним гонится волк, и он очень сильно испугался. Ребёнка успокоил крестьянин Марей, приговаривавший: «Ну, полно же, ну, Христос с тобой, ок-стись»9. Добрая атмосфера, царившая в семье Достоевских, деревенский быт, окружавший писателя в детстве, сформировали в нём такие качества, как любовь к Богу, Отечеству и народу, способность к самопожертвованию.

После окончания Главного инженерного училища в Санкт-Петербурге Достоевский, делавший первые шаги на литературном поприще, познакомился с критиком Виссарионом Белинским, активно продвигавшим революционные социалистические идеи. И только религиозно-нравственное воспитание и усвоенные в детстве идеалы христианства способствовали тому, что Фёдор Михайлович не стал сторонником взглядов В.Г. Белинского. Достоевский вспоминал, как Белинский, в пылу своей эмоциональной критики православной веры и отрицания учения Христа, буквально «набросился» на него, издавая «яростные восклицания»10. Категорическое неприятие Белинским Спасителя привело к прекращению общения Достоевского с критиком. Этот разрыв позволил Фёдору Михайловичу понять, что социалистическая идея, эволюционируя, неизбежно придёт к отрицанию не только христианской религии, но и Богочеловеческой Личности «самого Христа»11.

О своей любви ко Христу, с годами становившейся всё сильнее, свидетельствовал сам писатель, который видел в Спасителе совершенную Личность, «идеального человека, человека в высшем значении этого сло-

8 Достоевский А.М. Воспоминания. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. С. 64.

9 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 22. Дневник писателя за 1876 год, январь-апрель. С. 48.

10 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 21. Дневник писателя, 1873. С. 11.

11 Там же. С. 10.

ва12. Философ Владимир Соловьёв считал, что Христос для Достоевского не был «только фактом прошедшего, далеким и непостижимым чудом» [1, с. 302]. Евангельское нравственное учение глубоко укоренилось в его душе и удерживало от ошибок и соблазнов. Осознавая свою принадлежность к Православию, Достоевский не сразу стал соотносить себя с Церковью. Как считал Н.О. Лос-ский, «возврат его к Церкви был в 1847 г. присоединением главным образом ко Христу как к Богочеловеку, а не к Русской православной церкви. Любовь к русскому Православию и к Церкви появилась у него впоследствии и развивалась медленно» [3]. В этот период Достоевский поддерживал добрые отношения с доктором С.Д. Яновским, который был человеком верующим. Они вместе посещали храм и причащались Святых Христовых Таин в 1847 и в 1849 гг. По свидетельству Яновского, Достоевский «делал это не для формы» [3].

ТРАГИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ:

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

Следует сказать, что творческая натура писателя постоянно находилась в поиске, и поэтому в ней какое-то время соседствовали одновременно и нормы православной веры, проповедующей главную заповедь Христа о любви к Богу и ближним, и социалистическая идея, не только допускавшая радикальные антиобщественные действия, но всячески пропагандирующая экстремизм, терроризм и даже свержение законной государственной власти.

В 1847 г. Фёдор Михайлович сблизился с «петрашевцами». На одном из собраний этого революционного кружка он зачитал запрещённое письмо «неистового Виссариона» писателю Н.В. Гоголю, где Белинский оскорбительно высказывался о религиозности русского народа и негативно отзывался о православном духовенстве. Факт оглашения Ф.М. Достоевским указанного письма стал одной из причин его ареста и заключения в тюрьму в 1849 г. Обращает на себя внимание

12 Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Paris: Presses Saint-Serge -Institut de Theologie Ortodoxe, 2006. С. 325.

то, что, будучи в изоляции, писатель находил утешение в чтении духовной литературы -«Житий святых» и Библии, которую попросил брата прислать ему. Библия воскресила в его памяти детские начальные знания Священного Писания. По собственному признанию Фёдора Михайловича, «Книга книг» помогла ему духовно обновиться.

В результате расследования дела «петрашевцев» Достоевского приговорили к расстрелу. Осуждённым на казнь было предложено исповедоваться, но он от исповеди отказался и только приложился ко кресту. Впоследствии Фёдор Михайлович писал, что согласие на исповедь означало бы для него признание своей вины, которой он за собой не ощущал13. Стоя на эшафоте, осуждённые пережили несколько «страшных минут ожидания смерти»14, - вспоминал писатель. «Вся жизнь пронеслась в... уме, как в калейдоскопе, быстро, как молния, и картинно»15. В последний момент перед исполнением приговора на Семёновском плацу Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге расстрел заменили ссылкой в Сибирь. Жизненный путь, которым шёл Достоевский, восходя на свою личную Голгофу, был тернистым и трудным. Впоследствии Фёдор Михайлович говорил, что тогда его не смогли сломить ни «годы ссылки», ни «страдания»16. В значительной степени перенести тяготы ссылки ему помогли уроки милосердия, доброты, веры, любви, полученные в детстве. На каторге с Достоевским произошла внутренняя перемена, определившая «все его дальнейшие духовные искания», - писал В.В. Зень-ковский [4, с. 223-224]. Процесс «перерождения» писателя произошёл «постепенно и после очень долгого времени»17.

В 1850 г. в остроге Тобольска жены декабристов - А.Г. Муравьёва, П.Е. Анненкова и Н.Д. Фонвизина - подарили Достоевскому

13 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 21. Дневник писателя, 1873. С. 133-134.

14 Там же. С. 133.

15 Цит. по: Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/ dostoevskiy/bio/losskij-hristianskoe-miroponimanie/1-glava-vtoraya-religioznaya-zhizn.htm (дата обращения: 27.04.2021).

16 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 21. Дневник писателя, 1873. С. 133.

17 Там же. С. 134.

Евангелие - книгу, разрешённую для чтения. Он вспоминал: «Четыре года пролежала она под моей подушкой на каторге. Я читал её, иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного»18. С Натальей Дмитриевной Фонвизиной у Достоевского завязалась переписка. В 1854 г. он писал ей, что нужно «верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»19. Данное письмо писателя свидетельствует о его искренних религиозных чувствах и любви к Спасителю. «Чудесная и прекрасная Личность Христа -единственное, чему Достоевский поклоняется безоговорочно. Она для него - единое на потребу; Она - полнота и реальность всего самого возвышенного; Она - сладость его жизни», - свидетельствовал сербский преподобный Иустин (Попович) [5, с. 16].

О религиозных убеждениях Фёдора Михайловича во время ссылки и о его отношении к Православной Церкви барон А.Е. Врангель воспоминал, что «он был скорее набожен, но в церковь ходил редко... Говорил о Христе с восторгом»20. Н.О. Лосский также отмечал, что в храм Фёдор Михайлович, «по-видимому, до 1871 года ходил не часто» [3].

Известен случай, показавший религиозную настроенность писателя и произошедший с ним во время ссылки в городе Семипалатинске, куда к нему приехал давний, атеистически настроенный друг. Во время одной из бесед на религиозную тему Достоевский воскликнул: «Есть Бог, есть!» Как только писатель сказал это, у него начался приступ, а в храме неподалёку стали звонить к пасхальной утрене. «И я почувствовал, -вспоминал он, - что небо сошло на землю и поглотило меня. Я реально постиг Бога и

18 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 21. Дневник писателя, 1873. С. 134.

19 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 28, кн. 1. Письма, 1832-1859. С. 176.

20 Врангель А.Е. Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири 1954-1956 гг. Спб.: Тип. А.С. Суворина,

1912.С. 52.

проникнулся им. Да, есть Бог! - закричал я, -и больше ничего не помню»21.

Автобиографические события, связанные с трагическим заблуждением и раскаянием, явились идейной основой знаменитого романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Понятие «преступление» в контексте жизни и творчества писателя следует понимать не просто как противоправное деяние, а как нарушение нравственной нормы, которая удаляет человека от людей и от Бога. Такое острое ощущение отчуждённости переживает Раскольников, совершивший убийство под влиянием охватившей его ложной идеи.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВИЮ КАК ИТОГ ДУХОВНОГО ПУТИ

Разочаровавшись в насильственном, революционном способе преобразования общества, Достоевский пришёл к осознанному восприятию с детства известной ему истины, что только любовью Христовой можно преодолеть все разделения между богатыми и бедными, помещиками и крестьянами. Преподобный Иустин (Попович) отмечал, что Фёдор Михайлович именно во Христе видел решение «не только всех личных, но и общественных проблем» [5, с. 18]. Благодаря воспитанию Достоевский смог победить в себе неприязнь и сохранить уважение к простому народу. Это дало повод философу В. Соловьёву написать о победе, одержанной им над самим собой: «Вместо злобы неудачного революционера Достоевский вынес из каторги светлый взгляд нравственно возрождённого человека» [1, с. 298].

В 60-е гг. XIX века у Достоевского начинается переосмысление взглядов на Православие, в котором, по его мнению, русский народ может обрести надёжную опору и великое будущее. В это время понятия «народ» и «Православие» для него приобретают новое звучание: они трансформируются в его сознании и становятся практически неотделимыми друг от друга. В своём дневнике Фёдор Михайлович выражал надежду на просветительскую миссию русского народа и Православия в секулярном, глобализирую-

21 Цит. по: Ковалевская С.В. Знакомство с Достоевским.

щемся мире, отступившем от духовных основ бытия и христианских ценностей. Писатель спрашивал: «Не заключается ли всё, всё, чего ищет он, в православии? Не в нём ли одном и правда, и спасение народа русского, а в будущих веках и для всего человечества? Не в православии ли одном сохранился божественный лик Христа во всей чистоте? - и отвечал: - И может быть, главнейшее пре-дызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!»22.

Пересмотрев отношение к Православию, Достоевский стал внимательнее относиться к своему внутреннему духовному состоянию. Даже сибирскую ссылку он начал воспринимать как важную веху своей религиозной жизни. Вот какое свидетельство о Достоевском оставил Яновский, которому писатель говорил: «Да, батенька, всё пережилось и всё радостно окончилось, а отчего? от того, что вера была сильна, несокрушима; покаяние глубокое, искреннее, ну и надежда во всё время меня не оставляла» (цит. по: [3]). О Боге и бессмертии души Достоевский писал: «Представьте себе, что нет Бога и бессмертия души (бессмертие души и Бог - всё одно, одна и та же идея). Скажите, для чего мне надо делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь всё дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там всё хоть гори»23. Писатель понимал, что человек изгоняет Бога из своей жизни лишь только для того, чтобы безнаказанно совершать преступления, ведь «если Бога нет, то всё позво-

24

лено» .

Существенную роль в духовном возрастании Достоевского сыграла вторая жена писателя Анна Григорьевна. Она была глубоко верующей женщиной, регулярно посещавшей богослужения. Достоевский стал ходить в храм Божий вместе с ней. Супруга, как

22 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 21. Дневник писателя, 1873. С. 59.

23 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30, кн. 2. Публицистика и письма. Л.: Наука, 1990. С. 10.

24 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений:

в 30 т. Т. 15. Братья Карамазовы. Кн. 11-12. Эпилог. Л.: Наука, 1976. С. 32.

могла, старалась содействовать его воцер-ковлению. В 1878 г. у них умер сын Алексей. Переживая эту тяжёлую утрату, Фёдор Михайлович нашёл успокоение в православной вере. В июне 1878 г. состоялось его паломничество в Оптину пустынь, где состоялась его беседа с преподобным Амвросием, имевшая для него большое значение. Анна Григорьевна вспоминала, что в результате этой поездки писатель стал «как бы умиротворённый и значительно успокоившийся. <...> С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием Фёдор Михайлович виделся три раза... Из рассказов Фёдора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый ста-рец»25. Преподобный Амвросий «постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нём: «Это - кающийся» (цит. по: [6]). В отзыве оптинского подвижника содержится очень точная оценка духовного состояния Достоевского. Покаянное настроение - это, пожалуй, самое главное в духовном делании каждого человека, ибо оно означает не только признание им своих греховных привязанностей и страстей, но и решимость всемерно бороться с ними, изменяя свой духовный мир. «Греческое слово ^sxavoia, переводимое как «покаяние», буквально означает «изменение ума», «изменение образа мысли», а в более широком плане -изменение образа жизни, обращение от зла к добру» [7, с. 652]. Свидетельство «старца Амвросия о Достоевском можно. назвать онтологической оценкой («постиг сущность») и высшей духовной «похвалой», когда-либо изречённой о писателе» [6].

В 1881 г., чувствуя приближение кончины, Достоевский попросил пригласить к нему священника и долго исповедовался, после чего причастился Святых Христовых Таин. Когда супруга и дети поздравили его с Причастием, он перекрестил их и попросил сохранять единение между собой, уважительно и с любовью относиться друг к другу. Через несколько часов великий писатель скончался. «Он отошёл ко Господу удивительно спокойно и просто, читая Евангелие. Так умирают только люди, которые прошли через

25 Достоевская А.Г. Воспоминания. URL: http:// az.hb.ru/ddostoewskaja_a_g/text1916_vospominamya.shtml (дата обращения: 27.04.2021).

глубокое очищающее покаяние...» [8, с. 205]. Супруга Достоевского вспоминала, что лицо его «было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь «великой правде»26.

«Труден и тяжёл путь веры, но только он один даст радость навеки. Достоевский прошёл его от начала до конца.» [9, с. 141] -такими словами подвёл итог непростого духовного пути Фёдора Михайловича протоиерей Георгий Флоровский.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовное миросозерцание Фёдора Михайловича Достоевского отражено в его богатом писательском наследии. Знакомство с его литературными персонажами позволяет увидеть их нравственные искания и даёт прочувствовать сложный духовный путь и религиозную жизнь самого великого писателя. Его произведения воздействуют на внутренний мир читателей, обладают большим миссионерским потенциалом. В советское время через чтение его романов некоторые приходили к православной вере. Современный исследователь литературного наследия Достоевского отмечает, что «в 70-е гг. XX века, когда в России росло уже третье поколение атеистов, и внуков воспитывали бабушки - бывшие комсомолки, и, казалось, молодёжь потеряна для Церкви, вдруг моло-

26 Достоевская А.Г. Воспоминания. URL: http:// az.hb.ru/ddostoewskaja_a_g/text1916_vospominamya.shtml (дата обращения: 27.04.2021).

дые люди во множестве стали креститься и воцерковляться. Когда священники спрашивали их: «Что привело вас в церковь?» -многие отвечали: «Читал Достоевского» [10, с. 172]. Через произведения писателя к христианству приходили даже те, кто вырос в иной культурной среде, как это случилось, например, с известным американским атеистом Полем де Крафтом, прочитавшим роман «Братья Карамазовы» и ставшим глубоко

27

верующим христианином .

Большую часть своей жизни Фёдор Михайлович Достоевский находился в поисках Божественной истины, пройдя этот путь по классической схеме: тезис (воспитание в православной вере на идеале Христа) - антитезис (отклонение от православной традиции к политическому радикализму) - синтез (осознание заблуждения и возвращение на спасительный путь через глубокое принятие Православия). Он был удивительно искренним и правдивым человеком, бескомпромиссно обличавшим безнравственность тех, кто надеялся построить счастье, отрицая бессмертие души и её Создателя. Он предлагал единственно верный и спасительный путь духовной жизни, который заключался в любви к Христу и человеку, в правде Божией, которым следовал сам, стараясь поступать по-евангельски, прощая своих обидчиков, принимая нуждающихся у себя дома как самых дорогих гостей.

27 Иоанн (Шаховской), архиеп. Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965. С. 294-295.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. СоловьёвВ.С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. 822 с.

2. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

3. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/losskij -hristianskoe-miroponimanie/1 -glava-vtoraya-religioznaya-zhizn.htm (дата обращения: 27.04.2021).

4. Зеньковский В.В, прот. История русской философии: в 2 т. Л.: Эго, 1991. Т. 1. 280 с.

5. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф.М. Достоевского. Минск: Изд-во Д.В. Харченко, 2007. 312 с.

6. Беловолов Г., прот. Достоевский и Оптина пустынь. URL: https://pravoslavie.ru/100899.html (дата обращения: 27.04.2021).

7. Иларион (Алфеев), митр. Православие: в 2 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. Т. 2. 976 с.

8. Шумский А., диак. Достоевский и вера // Ф.М. Достоевский и православие. М.: Изд. дом «К единству!», 2003. С. 196-205.

9. Флоровский Г., прот. Блаженство страждущей души // Ф.М. Достоевский и православие. М.: Изд. дом «К единству!»», 2003. С. 137-143.

10. Касаткина Т. «Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, -существование Божие...» // Ф.М. Достоевский и православие. М.: Изд. дом «К единству!», 2003. С. 144-176.

References

1. Solovyov V.S. Sochineniya: v 2 t. [Essays: in 2 vols.]. Moscow, Mysl' Publ., 1990, vol. 2, 822 p. (In Russian).

2. Ilin I.A. Put' k ochevidnosti [The Way to Evidence]. Moscow, Respublika Publ., 1993, 431 p. (In Russian).

3. Losskiy N.O. Dostoyevskiy i ego khristianskoye miroponimaniye [Dostoevsky and his Christian Worldview]. (In Russian). Available at: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/losskij-hristianskoe-miroponimanie/1-glava-vtoraya-religioznaya-zhizn.htm (accessed 27.04.2021).

4. Zenkovskiy V.V, Protoiereus. Istoriya russkoy filosofii: v 2 t. [History of Russian Philosophy: in 2 vols.]. Leningrad, Ego Publ., 1991, vol. 1, 280 p. (In Russian).

5. Justin (Popovich), Venerable Father. Filosofiya i religiya F.M. Dostoyevskogo [Philosophy and Religion of F.M. Dostoevsky]. Minsk, D.V. Kharchenko Publ., 2007, 312 p. (In Russian).

6. Belovolov G., Protoiereus. Dostoyevskiy i Optinapustyn' [Dostoevsky and Optina Hermitage]. (In Russian). Available at: https://pravoslavie.ru/100899.html (accessed 27.04.2021).

7. Hilarion (Alfeyev), Metropolitan. Pravoslaviye: v 2 t. [Orthodoxy: in 2 vols.]. Moscow, Sretensky Monastery Publ., 2010, vol. 2, 976 p. (In Russian).

8. Shumskiy A., Deacon. Dostoyevskiy i vera [Dostoevsky and faith]. F.M. Dostoyevskiy i pravoslaviye [F.M. Dostoevsky and Orthodoxy]. Moscow, "K edinstvu!" Publ. House, 2003, pp. 196-205. (In Russian).

9. Florovskiy G., Protoiereus. Blazhenstvo strazhdushchey dushi [Bliss of the suffering soul]. F.M. Dostoyevskiy i pravoslaviye [F.M. Dostoevsky and Orthodoxy]. Moscow, "K edinstvu!" Publ. House, 2003, pp. 137143. (In Russian).

10. Kasatkina T. «Glavnyy vopros, kotorym ya muchilsya soznatel'no i bessoznatel'no vsyu moyu zhizn', -sushchestvovaniye Bozhiye...» ["The main question by which I have agonized consciously and unconsciously all my life is the existence of God..."]. F.M. Dostoyevskiy i pravoslaviye [F.M. Dostoevsky and Orthodoxy]. Moscow, "K edinstvu!" Publ. House, 2003, pp. 144-176. (In Russian).

Информация об авторе

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев Сергей Иванович), доктор теологии, кандидат богословия, ректор, Тамбовская духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-8850-0418, admin@eparhia-tmb.ru

Вклад в статью: общая концепция статьи, обработка и редактирование материала, написание и оформление статьи.

Статья поступила в редакцию 01.02.2022 Одобрена после рецензирования 05.04.2022 Принята к публикации 21.04.2022

Information about the author

Metropolitan of Tambov and Rasskazovo Theodo-sius (Sergey Ivanovich Vasnev), Doctor of Theology, Candidate of Theology, Rector, Tambov Theological Se-menary, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-00028850-0418, admin@eparhia-tmb.ru

Contribution: main study conception, material processing and editing, manuscript drafting and design.

The article was submitted 01.02.2022 Approved after reviewing 05.04.2022 Accepted for publication 21.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.