Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИНЦИПОВ И СТАНДАРТОВ ИНТОСАИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИНЦИПОВ И СТАНДАРТОВ ИНТОСАИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
603
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ / ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ИНТОСАИ / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремеева Дарья Игоревна

Автором проведен анализ понятий «государственный финансовый контроль» и «внешний государственный финансовый контроль». Кроме того, в данной статье проанализировано влияния международных принципов и стандартов, разработанных международной организацией ИНТОСАИ, на национальное законодательство стран-участниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTOSAI INTERNATIONAL PRINCIPLES AND STANDARDS IN FORMING THE SYSTEM OF EXTERNAL PUBLIC FINANCIAL CONTROL

The author analyzed the concepts of "state financial control" and "external state financial control". In addition, this article analyzes the impact of international principles and standards developed by the international organization INTOSAI on the national legislation of the participating countries.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИНЦИПОВ И СТАНДАРТОВ ИНТОСАИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

Роль международных принципов и стандартов ИНТОСАИ в формировании системы внешнего государственного финансового контроля

The Role of INTOSAI international principles and standards in forming the system of

external public financial control

Еремеева Дарья Игоревна

Студент 2 курса Юридический факультет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, Москва e-mail: daria_eremeeva_98@mail.ru

Eremeeva Daria Igorevna

Student 2 term Faculty of Law

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow e-mail: daria eremeeva 98@mail.ru

Аннотация.

Автором проведен анализ понятий «государственный финансовый контроль» и «внешний государственный финансовый контроль». Кроме того, в данной статье проанализировано влияния международных принципов и стандартов, разработанных международной организацией ИНТОСАИ, на национальное законодательство стран-участниц.

Annotation.

The author analyzed the concepts of "state financial control" and "external state financial control". In addition, this article analyzes the impact of international principles and standards developed by the international organization INTOSAI on the national legislation of the participating countries.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, система управления финансами, высшие органы финансового контроля, ИНТОСАИ, внешний государственный финансовый контроль.

Key words: state financial control, financial management system, supreme audit institutions, INTOSAI, external state financial control.

Неоспорим тот факт, что в современном мире для правильного функционирования экономики любого государства, а также эффективного государственного управления денежно-кредитными, налоговыми, бюджетными и иными отношениями, крайне важно обеспечить стабильность национальной валюты, устойчивое развитие экономики в целом, совершенствования форм и методов финансового контроля и надзора.

Несомненно, за этим следует и повышение роли институтов государственного финансового контроля.

Цель исследования - выявление теоретических основ государственного финансового контроля, а в частности внешнего государственного финансового контроля его роли и места в системе международного финансового контроля.

В соответствии с поставленной целью был сформулирован ряд задач:

1) Уточнить понятие внешнего государственного финансового контроля.

2) Определить его место в рамках международного финансового контроля, а также проанализировать деятельность международной организации ИНТОСАИ.

3) Выделить основные международные документы, определяющие порядок осуществления внешнего государственного финансового контроля.

На сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно понятия «финансовый контроль». Приведем мнения некоторых ученых, относительно данного вопроса.

По мнению Подъяблонской Л.М., финансовый контроль представляет собой законодательно регламентированную деятельность специально созданных учреждений и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Нешитой А.С. и Воскобойников Я. М. пришли к мнению, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Маркина Е.В. определяет финансовый контроль как совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Изучив представленные мнения ученых-правоведов, мы можем сформулировать понятие международного финансового контроля. Таким образом, международный финансовый контроль представляет собой деятельность специально созданных международных организаций и их органов по наблюдению за функционированием субъектов финансовых отношений, а также выработка стандартов и рекомендаций для органов финансового контроля стран-участниц.

Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации также отсутствует легальное определение внешнего государственного финансового контроля. При этом, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, внешний государственный финансовый контроль осуществляется в России Счетной палатой Российской Федерации.

Внешний государственный финансовый контроль занимает одно из центральных мест в системе международного финансового контроля. Так как легальное определение данного понятия законодательно не закреплено, можно самостоятельно сформировать его исходя из полномочий, которыми обладают высшие органы аудита в большинстве стран мира. Таким образом, внешний государственный финансовый контроль представляет собой деятельность высших органов аудита по осуществлению контроля за исполнением государственного бюджета.

Основной международной организацией, вырабатывающей международный стандарты внешнего государственного финансового контроля, на сегодняшний день является организация ИНТОСАИ.

Данная международная организация была образована в 1953 году. На сегодняшний день она объединяет в себе региональные рабочие группы всего мира.

Таким образом, ИНТОСАИ является по сути объединением высших органов аудита разных стран мира. Счетная палата Российской Федерации присоединилась к ИНТОСАИ в 1995 году и в 2019-2021 годах возглавляла указанную организацию.

В целях осуществления полномочий рассматриваемой организации в ее структуре функционируют специальные целевые комитеты, деятельность которых направлена на создание международных стандартов, повышение потенциала высших органов аудита, обмен опытом между органами внешнего государственного финансового контроля, а также на оказание консультационной поддержки стран-членов ИНТОСАИ и Управляющего совета.

Международной организацией ИНТОСАИ были разработаны базовые документы, в которых закреплены основополагающие принципы осуществления внешнего государственного финансового контроля.

Лимская декларация руководящих принципов аудита была принята в 1977 году, но, ее положения остаются актуальными и на сегодняшний день.

Лимская декларация устанавливает, что высший орган аудита, при осуществлении контрольных мероприятий должен в обязательном порядке проводить следующие виды проверок:

1) аудит законности (аудит соответствия) - выявление соответствия или несоответствия финансово-хозяйственной деятельности закону;

2) финансовый аудит - проверка правильности ведения финансовой отчетности;

3) аудит эффективности - анализ эффективности, результативности и экономичности использования средств государственного бюджета.

В Лимской декларации также провозглашается наиважнейший принцип осуществления внешнего государственного финансового контроля - независимость высших органов аудита. Данный принцип означает, что органы внешнего государственного финансового контроля должны осуществлять свои полномочия при отсутствии вмешательства в их деятельность со стороны государственных органов и иных организаций.

Кроме того, в данной декларации провозглашаются права высших органов аудита. Среди них право на доступ ко всей необходимой документации и информации, запрашивать у объектов контроля недостающие документы, а также выбирать вид контрольного мероприятия (например, камеральную или выездную проверку).

Также Лимская декларация закрепляет за высшими органами аудита право на установления сроков предоставления запрашиваемой информации объектами проверки. В случае отсутствия таких сроков осуществление контрольных мероприятий может затянуться на неопределенный срок, что поставит под сомнение существование всей системы внешнего государственного контроля в конкретном государстве.

Рекомендуется также закреплять в Конституции основные полномочия высших органов аудита, с последующей их детализацией в законах, а также иных нормативно-правовых актах государства.

Другим основополагающим международным документом в сфере осуществления внешнего государственного финансового контроля является принятая в 2007 году Мексиканская декларация. В данном документе не только закреплены дополнительные принципы осуществления высшими органами аудита своих функций, но и детализированы принципы, закрепленные в Лимской декларации 1977 года.

Новым принципом осуществления внешнего государственного финансового контроля является принцип независимости руководителя и государственных служащих высшего органа аудита. Несмотря на то, что на первый взгляд он во многом схож с принципом независимости высших органов аудита, закрепленным в Лимской декларации, все же существуют и некоторые отличия. Так, принцип независимости руководителя и сотрудников высшего органа аудита находит свое отражение в закреплении в законодательстве конкретного государства положений о назначении, увольнении указанных лиц, о возможности занимать должность руководителя высшего органа аудита повторно. Кроме того, необходимо, чтобы национальное законодательство закрепляло нормы о сроке полномочий, на которые указанные лица могут быть назначены, и о специальных гарантиях для них, таких как особый порядок задержания, ареста или привлечения к ответственности как во время исполнения должностных обязанностей, так и после увольнения с государственной службы.

Предлагается также закреплять в национальном законодательстве положения, касающиеся предоставления высшим органам аудита свободы в части определения содержания отчетов о проведенных проверках и о сроках их проведения, а также об их опубликовании.

Данный принцип раскрывается в Мексиканской декларации в следующем виде. Высшие органы аудита самостоятельно вправе определять структуру своих заключений, выносимых по результатам контрольных мероприятий, в том числе предусматривается возможность таких органов включать в заключения предложения и рекомендации.

Дополнительно необходимо отметить, что Мексиканская декларация закрепляет также принцип финансовой и административной автономии, в соответствии с которым для эффективного осуществления своих полномочий органы внешнего государственного финансового контроля должны иметь все необходимые ресурсы - денежные средства, выделяемые напрямую из бюджета на их деятельность (то есть без дополнительных звеньев в виде иных распорядителей средств), формирующие собственный бюджет, которым высшие органы аудита могут распоряжаться самостоятельно; трудовые ресурсы - право самостоятельно устанавливать штатное расписание и заключать с гражданами служебные контракты и трудовые договоры.

В 2019 году был принят третий основополагающий документ ИНТОСАИ, определяющий принципы осуществления внешнего государственного финансового контроля - Московская декларация.

Московская декларация закрепила новые принципы осуществления деятельности высших органов аудита в условиях цифровизации, такие как внедрение в деятельность высших органов аудита современных технологий и повышение значимости таких органов.

Наиболее важными принципами Московской декларации можно назвать принцип эффективного использования возможностей технологического процесса, внедрение экспериментальных методов в работу высших органов аудита, инклюзивности, открытости (в части расширения взаимодействия с обществом и СМИ).

Ключевые принципы осуществления внешнего государственного финансового контроля закреплены также в следующих международных документах ИНТОСАИ:

1) INTOSAI-P 12 - Значение и преимущества Высших органов аудита - влияние на жизнь граждан.

Данный документ в целом развивает принципы независимости высших органов аудита и прозрачности

их деятельности, которые играю важную роль в повышении доверия со стороны общества.

2) INTOSAI-P 20 - Принципы прозрачности и подотчетности.

Данный международный документ был разработан в целях конкретизации принципов прозрачности и подотчетности деятельности высших органов аудита.

3) INTOSAI-P 50 - Принципы юрисдикционной деятельности ВОА.

Данный документ устанавливает главные принципы юрисдикционной деятельности высших органов

аудита.

Под юрисдикционной деятельностью высших органов аудита, в соответствии с анализируемыми принципами, понимается в первую очередь контрольная деятельность по проведению аудита бюджета государства, мониторингу достижения национальных целей и реализации нацпроектов, а также привлечение ответственных лиц к ответственности в случае нарушения национального законодательства.

Важно отметить, что основополагающие принципы ИНТОСАИ, а также разработанные данной международной организацией стандарты, не являются нормативными правовыми актами, а соответственно у государств-членов не возникает обязанности по имплементации таких норм в национальное законодательство.

Несмотря на то, что принципы о стандарты осуществления внешнего государственного контроля, разработанные международной организацией ИНТОСАИ, в настоящее время большинство государств используют их в процессе осуществления деятельности высшими органами аудита, разрабатывая на основе данных международных документов стандарты и принципы, имплементируемые в национальное законодательство.

Список используемой литературы:

1. Общая информация - INTOSAI [Электронный ресурс]. - URL: https://www.intosai.org/ru/o-nas/obzor.

2. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Электронный ресурс]. -URL:https://www.eurosai.org/handle404?exporturi=/expor^sites/eurosai/.content/documents/others/ISSAI/ISSAI-1-Lima-declaration-Ruso .pdf.

3. Мексиканская декларация о независимости высших органов аудита [Электронный ресурс]. - URL: https://www.intosai.org/iileadmin/downloads/documents/open_access/INT_P_1_u_P_10/issai_10_ru.pdf.

4. Московская декларация ИНТОСАИ [Электронный ресурс]. -URL:https://ksp.mos.ru/documents/deklaratsii/moskovskaya-deklaratsiya-incosai.

5. ISSAI 12: Значение и преимущества высших органов аудита - влияние на жизнь граждан [Электронный ресурс]. -

URL:https://www.intosai.org/fileadmin/downloads/documents/open_access/INT_P_11_to_P_99/INTOSAI_P_12/issai_ 12_ru.pdf.

6. INTOSAI-P 20: Принципы прозрачности и подотчетности [Электронный ресурс]. -URL:https://www.intosai.org/fileadmin/downloads/documents/open_access/INT_P_11_to_P_99/INTOSAI_P_20/issai_ 20_ru.pdf.

7. ИНТОСАИ - П 50 [Электронный ресурс]. -URL:https://www.intosai.org/fileadmin/downloads/documents/open_access/INT_P_11_to_P_99/INT0SAI_P_50/INT0 SAI_P_50_ru.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.