ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕШЕНИИ ВОДНОГО _ВОПРОСА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ_
Бояркина Оксана Александровна
Канд. полит. наук, кафедра международных отношений Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва
oksanafrance@hotmail. com
АННОТАЦИЯ. В данной статье автор анализирует участие международных организаций в разрешении водной проблемы Центральноазиатского региона. Цель настоящей статьи - выявить степень эффективности усилий международного сообщества по урегулированию конфликта интересов государств Центральной Азии в сфере распределения региональных водных ресурсов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор приходит к выводу, что в силу целого ряда причин международные организации обладают ограниченными ресурсами влияния в решении водной проблемы региона.
ABSTRACT.
In this article the author analyzes the participation of international organizations in resolving th e water problems of the Central Asian region. The purpose of this article is to identify the degree of effectiveness of the international community's efforts to resolve the conflict of interests of the Central Asian states in the sphere of regional water resources distribution. Methodological basis of the study is systemic, structural-functional approaches, methods of analysis, synthesis, induction, deduction, observation. The author comes to the conclusion that given a number of reasons, international organizations have limited resources of influence in the solution of the regional water problem.
Ключевые слова: международные организации, водный вопрос, конфликт интересов, политическая стабильность, Центральная Азия.
bywords: international organizations, water issue, conflict of interests, political stability, Central Asia.
Мировое сообщество прилагает активные усилия по урегулированию вопроса использования совместных трансграничных водных ресурсов (ТВР) в Центральной Азии (ЦА). Сегодня количество международных финансовых институтов и организаций по международному развитию, присутствующих в регионе и задействованных в региональных проектах в сфере водораспределения, очень велико: специализированные учреждения и структуры ООН (Всемирный Банк, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ПРООН), Глобальный экологический фонд, ОБСЕ, Европейская Комиссия, Евразийский Банк Развития, Исламский Банк Развития, Азиатский Банк Развития, Фонд Ага-Хана, USAID (США), GIZ (Германия), DfiD (Великобритания), SECO, SDC (Швейцария), CIDA (Канада), НАТО и др. Активные усилия по укреплению регионального сотрудничества отмечены со стороны международных неправительственных организаций (Глобальное Водное Партнерство, Всемирный Водный Совет, Азиатско-Тихоокеанский Водный Форум, Международная сеть бассейновых организаций и др.). Эти организации работают на национальном уровне, в рамках межгосударственных проектов, проводят разработку технических решений, содействуют обеспечению и поддержки в подготовке специалистов, стремятся способствовать сотрудничеству в регионе посредством многочисленных трансграничных проектов.
В рамках специализированных институтов ООН (ЕЭК/ЭСКАТО ООН) инициировано также немало проектов в сфере водопользования в ЦА. Так, Специальная программа ООН для экономик
Центральной Азии (СПЕКА) [1], положение о которой был подписано всеми государствами ЦА в Ташкентской Декларации, и рассчитанная первоначально на 5-6 лет, приоритетным своим направлением ставит рациональное пользование водными и энергетическими региональными ресурсами. Реализация программы СПЕКА была поручена Проектной рабочей группе по водным и энергетическим ресурсам, которая разработала Стратегию по рациональному и эффективному пользованию водно-энергетическими ресурсами в Центральной Азии [2] в рамках проекта «Рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов в ЦА».[5] Цель данной стратегии заключается в установлении ключевых направлений развития международных отношений в ЦА в сфере совместного пользования ТВР, сохранении и улучшении состояния водных экосистем. Данный проект, исполнителями которого являются две региональные комиссии ООН (ЕЭК и ЭСКАТО ООН), направлен на создание институциональной структуры и внедрения в ЦА экономических механизмов в целях рационального пользования ТВР, улучшение потребления энергии от традиционных источников с использованием в энергетическом балансе альтернативных источников энергии (ветер, солнце, ГЭС). Анализируя эффективность программы СПЕКА, уместно вспомнить письмо Генерального секретаря ООН Президентам стран-участниц этой программы, в котором Генсек отметил, что, несмотря на недоре-ализованность потенциала данной программы в силу ряда причин (в т.ч. и финансовых затрудне-
ний), программа СПЕКА является важнейшим инструментом в усилиях ООН по развитию государств ЦА. [6]
В 2009 году ЕЭК ООН запустила проект «Региональный диалог и сотрудничество в сфере управления водными ресурсами», финансируемый правительством Германии через посредничество Немецкого общества по международному сотрудничеству ^К) как часть Берлинского процесса по воде. Цель проекта состоит в усилении способностей региональных структур по управлению водными ресурсами (МФСА, МКВК, и др.), а также создание международного водного законодательства, развитие мониторинга и системы информационного обмена. Первый этап этого проекта завершен в 2011 году. 2012-2014 годы отмечены вторым этапом проекта, при этом финансирование составит около 700 тыс. долл. Также можно отметить проект «Выполнение многосторонних соглашений ЕЭК ООН в области окружающей среды и развитие трансграничного сотрудничества в Центральной Азии», срок выполнения - 2012-2015 годы с бюджетом 2.9 млн. долл.
Стоит упомянуть об активной деятельности Азиатского банка развития (АБР), членами которого являются все страны ЦА. Программный документ банка «Вода для всех: политика АБР в сфере водных ресурсов» определяет его политику по вопросу управления ТВР и содействия региональному сотрудничеству в целях взаимовыгодного использования ТВР. Акцент при этом ставится на создание механизмов сотрудничества, обмене информацией. Так, в 2003 году банком было выделено государствам ЦА около 700 тыс. долл. на цели более эффективного совместного пользования ТВР. На выделенные средства финансируется проект RETA.[3] Его целью является содействие центральноазиатским странам по укреплению межгосударственного сотрудничества в вопросе совместного пользования ТВР. Ожидаемые результаты проекта состоят в: 1) разработке регионального механизма в водопользовании на отдельном выбранном небольшом участке речного бассейна, И) содействии продвижению и обсуждению первоочередных региональных вопросов водохозяйственной политики, ш) четком определении мандатов основных региональных институтов и согласованной работе по ключевым направлениям водных организаций.
Тем не менее, в целом, присутствие в регионе международных организаций и проводимые ими многочисленные проекты не приводят к урегулированию проблемы по совместному пользованию водными ресурсами ЦА. Безусловно, инвестиции и особое внимание международных институтов препятствуют дальнейшему развитию водного конфликта, и, как следствие, политической фрагментации региона. Однако важно отметить двоякий эффект инвестиционных проектов, проводимых международными организациями (многосторонними банками развития, институтами, учреждениями, фондами, программами ООН). С одной стороны, они позволили снизить вероятность
нарастания напряженности, с другой, - крупные проекты совершенно не принимают во внимание необходимость формирования торгово-экономических связей на горизонтальном уровне, между республиками ЦА, а также способствуют дальнейшей диверсификации национальных интересов. Предпринимаемые проекты в отдельных случаях дают положительный результат, но в целом усилия международных организаций, направленные на разрешение межгосударственных противоречий в водопользовании в ЦА, не способствуют достижению желаемых результатов вследствие ряда причин. Международные профильные организации, действующие в регионе, не обладают всей полнотой информации, вследствие чего их деятельность зачастую не соответствует реальной ситуации в водопользовании в регионе (международное сообщество спонсоров недостаточно согласовывает проекты между собой). Проекты международных организаций, ориентированные на скорый успех и достижение консенсуса между государства ЦА, стараются, как правило, избегать серьезных проблем, уходить от их решения. Так, например, один из самых масштабных проектов Глобального Экологического фонда, осуществляемый с 1997 по 2003 годы, не был завершен лишь по той причине, когда выяснилось, что потребности центральноазиатских государств в водных ресурсах в перспективе превышают имеющиеся возможности в 1.5 раза.[4, а110] Список литературы:
1. Европейская экономическая Комиссия ООН и Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ООН, План работы на 20122013 годы (текущие, запланированные и возможные мероприятия ЕЭК ООН и ЭСКАТО в поддержку Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА)), Часть I, Водные и Энергетические ресурсы и Окружающая среда, 2013 // [Электронный ресурс] -https ://goo.gl/pRWwMw
2. Концепция региональной стратегии рационального и эффективного использования водных ресурсов Центральной Азии // [Электронный ресурс] - https://goo.gl/8VVTZy
3. Проект RETА «Совершенствование управления совместными водными ресурсами в Центральной Азии» // https://goo.gl/6ClPLx
4. Петров Г.Н. Совместное использование водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии // Евразийская экономическая интеграция. - №1 (2). - 2009. - С. 103-116.
5. Рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии. Разработка модели институциональной инфраструктуры Центральноазиатского региона с целью рационального использования водных и энергетических ресурсов. Экологический портал НИЦ, МКУР, МФСА// [Электронный ресурс] - http://www.ecoportalca.kz/439-2/1-6/1-13
6. Стратегический подход деятельности ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН в Центральной Азии // [Электронный ресурс] - https://goo.gl/PsQzMO