Научная статья на тему 'Гидроресурсы Центральной Азии основа стратегического сотрудничества новых государств региона в ХХI в'

Гидроресурсы Центральной Азии основа стратегического сотрудничества новых государств региона в ХХI в Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
535
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ВЕГЕТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / SECURITY / GEOPOLITICS / GEOECONOMICS / INVESTMENTS / DECLARATION / VEGETATIVE PERIOD / ENERGY DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коваленко Глеб Васильевич

В статье рассматривается роль гидроресурсов в отношениях между государствами Центральной Азии. Показана важность энергетической безопасности и развития энергетического сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of water resources in relations between the countries of Central Asia is being considered in the article. The importance of energy security and development of energy cooperation in Central Asian region are shown.

Текст научной работы на тему «Гидроресурсы Центральной Азии основа стратегического сотрудничества новых государств региона в ХХI в»

Глеб КОВАЛЕНКО

ГИДРОРЕСУРСЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ - ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НОВЫХ ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА В XXI в.

В статье рассматривается роль гидроресурсов в отношениях между государствами Центральной Азии. Показана важность энергетической безопасности и развития энергетического сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе.

The role of water resources in relations between the countries of Central Asia is being considered in the article. The importance of energy security and development of energy cooperation in Central Asian region are shown.

Ключевые слова:

безопасность, геополитика, геоэкономика, инвестиции, декларация, вегетационный период, энергетическая дипломатия; security, geopolitics, geoeconomics, investments, declaration, vegetative period, energy diplomacy.

Вначале XXI в. проблема гидроресурсов в международных отношениях приобретает особую актуальность. Водные про -блемы в мире становится все острее в силу естественных при -чин. Потепление климата вызывает таяние ледников, питающих многие реки мира. Согласно прогнозам, лет через 15—20 испыты -вать дефицит воды будут 2/3 населения планеты. Учитывая сложность ситуации, ООН вплотную занимается проблемой водных ресурсов с 1977 г. В настоящее время под эгидой ООН проводится десятилетняя (2005—2015 гг.) акция «Вода для жизни»1.

В настоящее время Центральная Азия оказалась под серьезным воздействием геополитических факторов, способных воспрепят -ствовать реализации национальных интересов государств региона. В этом контексте неурегулированность вопросов водопользо -вания и проблемы трансграничных рек вместе с другими геопо литическими факторами угрожают региональной стабильности. Огромные запасы гидроресурсов в Центрально Азиатском регионе расположены в его юго - восточной (горной) части — в Таджикистане и Кыргызстане. Причем 70% всех водных источников Центральной Азии в летний период берут свое начало в Таджикистане. Основными потребителями воды на постсоветском пространстве региона явля ются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан. При этом маловодные и безводные пространства занимают в регионе большую часть тер -ритории. Это говорит о том, что для государств региона водная про -блема имеет не только хозяйственное, но и военно - стратегическое значение. Причины возникновения проблемы в Центральной Азии заключаются в утрате управления некогда единым водохозяйствен ным комплексом региона2.

Существующие в настоящее время проблемы межгосударственных отношений в водно -энергетической сфере являются следствием общих принципов развития народного хозяйства союзных республик в рамках единой Советской страны. Согласно этим принци -пам, размещение производительных сил в регионе осуществлялось, исходя из минимизации затрат на основание производств, а не из

1 Миловзоров А. Вода скоро станет дороже нефти // http://www.centrasia.ru

2 Муллоев Д.М. Гидроэнергетические проекты Таджикистана в контексте интеграции центральноазиатских стран ШОС // Вестник Центра стратегиче -ских исследований при Президенте РТ. Таджикистан и современный мир, 2009, № 2(21), с. 78-79.

КОВАЛЕНКО

Глеб

Васильевич —

соискатель кафедры

теории и истории

международных

итношений

Российско-

Таджикского

(славянского)

униввреитета

комаїе^о ^1еЬ@

Tail.ru

соображений их равномерного распреде -ления по территориям республик1. После объявления суверенитета на смену добро -соседским отношениям между централь -ноазиатскими странами пришли серьез -ные межгосударственные противоречия в сфере распределения стока трансгранич -ных рек2. В настоящее время постсовет -скую Центральную Азию населяет около 60 млн чел. В регионе увеличилась нагрузка на землю, увеличилось потребление воды, что, в свою очередь, привело к дефициту земли, питьевой воды и создало ирригаци онные проблемы. Очевидно, намечаемая модернизация стран региона еще больше обострит без того сложную ситуацию в обозримом будущем, если не будет про работан вопрос по усилению потенциала и механизмов взаимодействия государств региона. Существующие на начало XXI в. водные проблемы, угрожающие безопас -ности Центральной Азии, связаны:

— с природными катаклизмами (про -блема Сарезского озера, Аральского моря);

— использованием потенциала транс -граничных рек: Амударьи, Сырдарьи, Зеравшана, Или, Иртыша.

Между тем, у постсоветских стран есть свои интересы в разрешении водно энергетического вопроса в централь-ноазиатском регионе. Таджикистан и Кыргызстан считают, что основным источ -ником развития их энергетического потен -циала являются гидроресурсы. Поэтому они полагают, что вправе использовать водные ресурсы, которые находятся на их территории, для максимальной выработки электроэнергии. Оба государства едины во мнении, что вода должна стать това ром в межгосударственных отношениях. Но Узбекистан и Казахстан предпочитают сохранить ранее завоеванные позиции, т.е. пролонгировать прежние условия квоти -рования. И Казахстан, и Узбекистан, счи тая, что существующая водохозяйствен-

1 Валамат-заде Т.Г., Валамат-заде Н.Т. Национальные интересы РеспубликиТаджикистан и возможные разумные сочетания их с экономическими интересами России и стран Центральной Азии (водно- энергетический аспект) // Материалы межд. науч. конф. «Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Азии в условиях глобализации (евразийские моде ли как альтернатива мондиализму)». — Душанбе, 2010, с. 117.

2 Захватов А. Вода цвета крови. Спорные воды

Сырдарьи и Амударьи окрасятся кровью дехкан и солдат... // http://www.centrasia.ru

ная инфраструктура была построена для удовлетворения ирригационного режима, настаивают на сохранении старых ком -пенсационных принципов, т.к. в против -ном случае им придется перестраивать свою экономику под новые условия.

Казахстан и Узбекистан считают, что вода не может быть товаром. Таджикистан и Кыргызстан едины во мнении, что услуги по обеспечению водой имеют стоимость и что страны, расположенные в нижнем течении рек, должны вкладывать свою долю в содержание существующей водохо зяйственной инфраструктуры с точки зре ния энергетического режима, что раньше гарантировалось федеральным правитель ством. В соглашении, подписанном в 1998 г между Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном, оговари -вается, например, следующий механизм: Кыргызстан будет обеспечивать режим пользования Нарынского каскада водо хранилищ в ирригационном режиме, а нижележащие страны, в свою очередь, должны обеспечить поставку энергоно сителей, т.е. нефти, угля и электричества, в зимнее время для обеспечения потреб ностей Кыргызстана. В летнее время, когда Кыргызстан выпускает воду, про изводится выработка электроэнергии. Нижележащие страны, согласно договору, должны эту электроэнергию покупать. Но это соглашение не выполняется из за того, что между странами возникли разно гласия по цене летней электроэнергии для Узбекистана и Казахстана.

Очевидно, что если Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан не придут к единому соглашению по эффективному использованию воды, то это означает, что наступит состояние скрытой «холодной войны».

Разногласия между Кыргызстаном и Узбекистаном существуют не только по проблеме Нарынского каскада, схожая проблема есть и в Ферганской долине, где вся система водоснабжения взаимоувя зана3. Этнополитические проблемы, обусловленные, прежде всего, традиционным дефицитом земли и воды в Ферганской долине, периодически обостряют межэт нические отношения. Конфликтный потенциал будет возрастать по мере рас ширения площадей ирригации и роста

3 Соколов В. У каждой страны ЦАС свои инте -ресы в разрешении водно энергетического вопро са // http://www.centrasia.ru

населения. В Ферганской долине сред -няя плотность населения составляет 100 чел. на кв. км. Угрозы и вызовы в Ферганской долине, где затрагиваются интересы Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана в области распределения водно - энергетических ресурсов, вопросы пограничного урегулирования и влияние исламского фактора находятся в тесной взаимосвязи и непосредственно влияют на региональную стабильность1.

При взаимодействии стран региона по обеспечению безопасности очевидно, что необходимо соблюдать баланс интере -сов, чтобы проблема Арала не заслоняла собой тему безопасности высокогорных озер в Таджикистане или питьевого водо снабжения и орошения в полиэтничной Ферганской долине. Кроме того, страте -гия должна охватывать весь спектр водных проблем, включая мониторинг и охрану водных ресурсов, их комплексное исполь -зование всеми отраслями экономики, а не только на нужды ирригации и гидро -энергетики. Очевидно, что устойчивое развитие Центральной Азии невозможно без специализации, кооперации и эконо мической интеграции государств региона, для чего, прежде всего, необходима согла -сованная позиция региональных акторов при формировании водно - энергетической политики.

В настоящее время некоторый относительный успех во взаимоотношениях между государствами региона достиг нут только в отношении бассейна реки Сырдарьи. 17 марта 1998 г. между пра -вительствами Республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан было подписано Соглашение об исполь -зовании водно энергетических ресурсов бассейна Сырдарьи, которое в основном отражает в новых условиях схему меж государственных отношений в водно энергетических вопросах2. В нем опреде -ляются конкретные организационные и

1 Майтдинова Г.М. Этнополитический фактор как проблема безопасности Центральной Азии // Материалы межд. науч. конф. «Безопасность в центральноазиатском регионе: опыт и практика в решении этнополитических конфликтов». — Душанбе, 2005, с. 46.

2 Печенюк О. Международные переговоры и соглашения по вопросу природных ресурсов между странами Центральной Азии со времен обретения ими независимости // Протоколы кон ференции «Природные ресурсы и политика в

Центральной Азии. — Бишкек, 2002, с. 32.

экономические отношения между госу -дарствами в водно энергетической сфере, которые служат основой заключения ежегодных договоров между хозяйствую щими субъектами. Однако данное рамоч -ное соглашение без принятия дополни тельных документов, конкретизирующих механизмы его реализации, пока мало эффективно для межгосударственного взаимодействия. Для углубления сотруд -ничества необходимо принять следующие документы:

— соглашение о регулировании деятель -ности в области водно - энергетического сектора;

— соглашение о функционирова -нии органов регулирования водно энергетического сектора;

— соглашение об оплате услуг за водо -пользование.

Для решения вышеназванных задач, очевидно, необходимо создать посто янно действующий межправительствен ный орган с полномочиями в рамках ЕврАзЭС или ШОС. Однако проблема усложняется и тем, что в основополагаю щем Соглашении о совместном исполь зовании водных ресурсов, подписанном министрами водного хозяйства госу дарств Центральной Азии 18 февраля 1992 г. в г. Алматы3, не затрагиваются вопросы компенсационных поставок за регулирование стока рек водохранили щами, построенными в Кыргызстане и Таджикистане. Ссылаясь на данное согла -шение, Узбекистан и Казахстан отка зываются пересматривать нормативно правовую базу по водным ресурсам, признать воду в качестве товара. Следует отметить, что в настоящий момент наибольшая часть воды, аккумулируемая на территории Таджикистана и Кыргызстана, расходуется в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане. При этом только Кыргызстан получает частич ную компенсацию за воду, а интересы Таджикистана не учитываются. Между тем, Таджикистан несет значительные расходы по аккумуляции, сохранению водных ресурсов.

В системе межгосударственного раз деления труда в будущем Таджикистан должен занять место основного регуля тора стока воды и ее поставщика в сосед

3 Валамат- заде Т.Г., Валамат - заде Н.Т. Указ. соч., с. 121-122.

ние страны, а также экспортера дешевой гидроэлектроэнергии. Например, в каче стве объектов многолетнего регулирова ния могут в перспективе рассматриваться гидроузлы Рогунской, Даштиджумской и Рушанской ГЭС1. А в качестве емкостей в многолетнем регулировании в дальней шем можно использовать высокогорные озера Сарезское и Яшиль - Куль, располагающиеся в бассейне реки Пяндж. Даштиджумская ГЭС может стать одной из самых экономичных и перспектив ных гидроэлектростанций Таджикистана. Даштиджумский гидроузел следует рассматривать как региональный объ -ект энерго- ирригационного назначе -ния. Верхние по течению рек гидроузлы Таджикистана будут работать в режиме энергетических компенсаторов, обеспе чивая интересы энергетики, а нижние — в режиме контррегуляторов, обеспечивая интересы ирригации. Большие объемы водохранилищ позволяют в широких масштабах регулировать сток Амударьи, Сырдарьи и Зеравшана. Решение этих проблем в перспективе станет жиз ненно важной задачей для Узбекистана, Туркменистана и юго западных райо нов Казахстана как потребителей и

1 Муллоев Д.М. Указ. соч., с. 79-80.

Кыргызстана и Таджикистана — как поставщиков2.

Таким образом, государствам Центральной Азии необходимо урегули рование норм водопотребления, рацио нализация системы водопользования. Кроме того, для превращения воды в товар требуется совместная выработка государствами Центральной Азии зако нов и нормативных актов, которые опре делят условия и правила использования водных ресурсов. Становится актуальным необходимость создания в Центральной Азии международного Аквабанка для совершенствования механизма платного водопользования и организации реаль -ного сбалансированного товарного обо рота между государствами. Кроме того, в рамках ШОС или ЕврАзЭС назрела необходимость создания международного научно исследовательского института планирования и использования гидро ресурсов Центральной Азии. Именно эффективное использование гидроэнерге тических и водных ресурсов Таджикистана и Кыргызстана станет основой стратеги -ческого сотрудничества Таджикистана, Кыргызстана,Узбекистана,Туркменистана и Казахстана в XXI в.

2 Валамат- заде Т. Водные ресурсы Таджикистана в стратегии национальной и региональной политики // Центральная Азия и Кавказ, 2001, № 2(14), с. 183—185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.