Научная статья на тему 'Роль международных организаций в обеспечении стабильности в Ферганской долине'

Роль международных организаций в обеспечении стабильности в Ферганской долине Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
323
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА / ЦЕНТРАЛЬНА АЗИЯ / ШОС / ОДКБ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FERGHANA VALLEY / CENTRAL ASIA / SCO / CSTO / REGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цездоев Рамазан Магомедович

Ферганская долина является одной из самых нестабильных областей в Центральной Азии, так как из-за комплекса исторических, социальных и этнополитических проблем здесь сформировалось множества конфликтогенных источников, так или иначе влияющих на стабильность всего региона. Это высокий уровень безработицы, демографический рост, неконтролируемая трудовая миграция, неразвитость агрокультурной промышленности, слабое развитие секторов, не связанных с агрокультурой и слабый инвестиционный климат. Эти проблемы создают условия для распространения влияния террористических организаций на территории Ферганской долины, вследствие чего весь регион становится подвержен дестабилизирующему воздействию криминальных группировок и теневых экономических связей. Из-за непосредственной близости к Афганистану, где производятся большие объемы наркотических средств, в Ферганской долине наблюдается рост трафика наркотиков, которые в дальнейшем перевозятся в Россию и в Европу. Проблема наркотрафика в свою очередь заставляет близлежащие страны принимать активную политику по борьбе с распространением наркотиков на территории этих стран и реализовывать меры по ликвидации путей их транспортировки. Так как наркотрафик в регионе тесно связан с деятельностью террористических организаций, объединение стран региона и международного сообщества для борьбы против группировок необходима для стабилизации ситуации. Именно для решения проблем террористических организаций и их деятельности в регионе международные организации активизировали свои действия в Центральной Азии. Из-за неспособности стран долины найти взаимовыгодные условия и сформировать единую политику относительно проблем, возникающих на территории Ферганской долины, роль международных организаций имеет большое значение в системе взаимоотношений стран региона, так как именно с помощью международных организаций можно сформировать единую платформу для решения множества вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN ENSURING STABILITY IN THE FERGHANA VALLEY

The Ferghana Valley is one of the most unstable areas in Central Asia due to the complex of historical, social and ethnopolitical issues. Many conflict-generating sources have formed here that one way or another affecting the stability of the entire region. This is a high unemployment rate, demographic growth, uncontrolled labor migration, underdeveloped agricultural industry, poor development of non-agricultural sectors and a weak investment climate. These issues create the conditions for the spread of the terrorist organizations influence on the territory of the Ferghana Valley whereupon the whole region is exposed to the destabilizing influence of criminal groups and shadow economic ties. Due to its proximity to Afghanistan, where large volumes of narcotic drugs are produced, an increase in drug trafficking is observed in the Ferghana Valley, which are then transported to Russia and Europe. The problem of drug trafficking forces neighboring countries to adopt an active policy of drug control and to implement measures to eliminate their transportation routes. Since drug trafficking in the region is closely connected with the activities of terrorist organizations, the cooperation of the countries in the region and the international community to fight against terrorist’s groups is necessary to stabilize the situation. To solve the problems of terrorist organizations and their activities in the region, international organizations have intensified their actions in Central Asia. Due to the inability of the countries of the valley to find mutually beneficial conditions and form a common policy regarding problems arising in the Ferghana Valley, the role of international organizations is of great importance in the system of relations between the countries of the region, since it is with the help of international organizations that a single platform can be formed to solve many issues.

Текст научной работы на тему «Роль международных организаций в обеспечении стабильности в Ферганской долине»

Постсоветские исследования. Т.3. № 4 (2020) РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Роль международных организаций в обеспечении стабильности в Ферганской долине

Р.М. Цездоев

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Ферганская долина является одной из самых нестабильных областей в Центральной Азии, так как из-за комплекса исторических, социальных и этнополитических проблем здесь сформировалось множества конфликтогенных источников, так или иначе влияющих на стабильность всего региона. Это высокий уровень безработицы, демографический рост, неконтролируемая трудовая миграция, неразвитость агрокультурной промышленности, слабое развитие секторов, не связанных с агрокультурой и слабый инвестиционный климат. Эти проблемы создают условия для распространения влияния террористических организаций на территории Ферганской долины, вследствие чего весь регион становится подвержен дестабилизирующему воздействию криминальных группировок и теневых экономических связей. Из-за непосредственной близости к Афганистану, где производятся большие объемы наркотических средств, в Ферганской долине наблюдается рост трафика наркотиков, которые в дальнейшем перевозятся в Россию и в Европу. Проблема наркотрафика в свою очередь заставляет близлежащие страны принимать активную политику по борьбе с распространением наркотиков на территории этих стран и реализовывать меры по ликвидации путей их транспортировки. Так как наркотрафик в регионе тесно связан с деятельностью террористических организаций, объединение стран региона и международного сообщества для борьбы против группировок необходима для стабилизации ситуации. Именно для решения проблем террористических организаций и их деятельности в регионе международные организации активизировали свои действия в Центральной Азии. Из-за неспособности стран долины найти взаимовыгодные условия и сформировать единую политику относительно проблем, возникающих на территории Ферганской долины, роль международных организаций имеет большое значение в системе взаимоотношений стран региона, так как именно с помощью международных организаций можно сформировать единую платформу для решения множества вопросов.

Ключевые слова: Ферганская долина, Центральна Азия, ШОС, ОДКБ, региональное сотрудничество

The role of international organizations in ensuring stability in the Ferghana Valley

R.M. Tsezdoev

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

Abstract. The Ferghana Valley is one of the most unstable areas in Central Asia due to the complex of historical, social and ethnopolitical issues. Many conflict-generating sources have formed here that one way or another affecting the stability of the entire region. This is a high unemployment rate, demographic growth, uncontrolled labor migration, underdeveloped agricultural industry, poor development of non-agricultural sectors and a weak investment climate. These issues create the conditions for the spread of the terrorist organizations influence on the territory of the Ferghana Valley whereupon the whole region is exposed to the destabilizing influence of criminal groups and shadow economic ties. Due to its proximity to Afghanistan, where large volumes of narcotic drugs are produced, an increase in drug trafficking is observed in the Ferghana Valley, which are then transported to Russia and Europe. The problem of drug trafficking forces neighboring countries to adopt an active policy of drug control and to implement measures to eliminate their transportation routes. Since drug trafficking in the region is closely connected with the activities of terrorist organizations, the cooperation of the countries in the region and the international community to fight against terrorist's groups is necessary to stabilize the situation. To solve the problems of terrorist organizations and their activities in the region, international organizations have intensified

their actions in Central Asia. Due to the inability of the countries of the valley to find mutually beneficial conditions and form a common policy regarding problems arising in the Ferghana Valley, the role of international organizations is of great importance in the system of relations between the countries of the region, since it is with the help of international organizations that a single platform can be formed to solve many issues.

Keywords: Ferghana Valley, Central Asia, SCO, CSTO, regional cooperation.

Страны Центральной Азии после распада СССР старались развивать интеграцию на региональном уровне. В феврале 2002 г. "Центрально-Азиатское сотрудничество" (ЦАС)1, сменила ликвидированное Центрально-Азиатское экономическое сообщества (ЦАЭС), образованное в 1994 г. ОЦАС включил в себя Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Такие соглашения стали в основном договорами о намерениях, так как провозглашенные цели и задачи не были подкреплены сроками и обязанностями сторон. Программы и стратегии развития региональной интеграции не включали в себя план мероприятий с прописанными конкретными исполнителями и сроками выполнения. Договоренности на самом высоком уровне не помогли многим крупным региональным проектам реализоваться, например, о создании единого экономического пространства. И, тем не менее, такие соглашения способствовали решению различных местных проблем путем диалога и соглашений, а не путем вооруженных конфликтов [Boonstra 2009].

Так О.А. Бояркина рассматривая противоречия, возникшие по вопросу совместного использования водных ресурсов реки Сыр-дарьи государствами Центральной Азии, отмечает, созданная в 1992 г. Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) работает малоэффективно из-за отсутствия взаимопонимания между государствами по вопросу эксплуатации межгосударственных водных объектов [Бояркина О.А 2017: 97]. Являясь наднациональным органом, принимающим решения по вопросам, касающимся порядка эффективного использования и защиты межго-

1 Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан об учреждении организации "Центрально-Азиатское сотрудничество" от 28 февраля 2002 [Электронный ресурс]. // сайт СО-ЮЗПРАВОИНФОРМ. 28.02.2002. - URL: https://base.spinform.ru/ show_ doc.fwx?rgn=6973

сударственных водотоков и водоемов цен-тральноазиатского региона, МКВК не обеспечивает выполнения договоренностей, и не решила проблему совместных водных ресурсов. И, тем не менее, межгосударственные соглашения по трансграничным водным ресурсам заключаются и частично выполняются, отражая борьбу политических интересов стран региона.

Новые независимые страны не смогли установить добрососедские отношения друг с другом, несмотря на то, что они принимали участие в международных организациях (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и т.д.). Взаимные территориальные претензии государств, нерешенность вопроса границ, таможенные споры, многочисленные пограничные конфликты препятствовали сотрудничеству стран. И, тем не менее, региональные организации играют положительную роль при обострении конфликтов, так как в рамках этих организаций отдельные страны предпринимают шаги по стабилизации конфликта в зависимости от степени своей заинтересованности, наличия ресурсов и готовности выделить их для решения или смягчения проблем. СНГ было создано в 1991 г., в рамках Беловежских соглашений как мнимая альтернатива СССР, но её эффективность была спорной для крупных игроков региона. Определенная выгода от нахождения в СНГ для государств-участников существует, так Украина до сих пор остается в Содружестве, несмотря на существующие конфликты. Вместе с тем достаточно быстро государства стали создавать организации -объединения по региональному признаку со специализацией в области экономики, безопасности и т.д. В такие организации в качестве полноправного члена или страны-наблюдателя стали ходить государства, имеющие свои интересы в этом регионе и готовые принять участие в решении ряда проблем.

Спустя почти 10 лет после образования СНГ, в октябре 2000 г., было образовано Евразийское экономическое сообщество1. Оно объединило 5 из 11 государств — членов Содружества: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. За 14 лет из этого объединения вышли Киргизия и Таджикистан. 25 января 2006 г. к организации присоединился Узбекистан. В рамах ЕврАзЭС был учрежден Экономический форум ЕврАзЭС, который стал формой сотрудничества деловых и предпринимательских кругов. Для государств Ферганской долины важным направлением стало сближение национальных законодательств в рамках ЕврАзЭС. 21 февраля 2003 г. был подписан Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств его членов в рамках ЕврАзЭС2. В документе были отражены важные для стран Центральной Азии положения о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией и религиозным экстремизмом [Курылев, Курбанов, Макенова, Хотив-ришвили 2018: 319]. На заседании Межгосударственного совета в июне 2004 года в Астане были приняты договоренности об эффективном освоении водно-

энергетических ресурсов, особенно актуальные для народов Ферганской долины. Создание единой тарифной базы ЕврАзЭС на железнодорожные перевозки грузов, согласование позиций государств по вступлению в ВТО, по основам приграничной политики также были положительным моментом.

В августе 2006 года в Сочи прошел неформальный саммит глав государств ЕврАзЭС. В ходе саммита было подтверждено, что основной целью объединения является завершение формирования Таможенного союза и создание единого эконо-

1 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (с изменениями от 25 января 2006 г. и 6 октября 2007 г Евразийское Экономическое Сообщество [Электронный ресурс]. / URL: http://www.evrazes.eom/docs/view/3

2 Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества от 21 февраля 2003 / Евразийское Экономическое Сообщество [Электронный ресурс]. / URL: http://www.evrazes. com/docs/view/3

мического пространства3. Важнейшим стало решение о создании союза сначала в составе близких по социально-экономическому развитию Белоруссии, Казахстана и России с тем, чтобы остальные государства (Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) присоединились к ним позже, по мере готовности и по упрощенной схеме. Наконец, была предусмотрена разработка концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона с учетом имеющихся наработок по линии ОЦАС и международного опыта [Волков И.В. 2008: 311].

Логическим развитием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства стало образование на их базе в 2014 г. и ратификация в 2015 г. Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС)4. К России, Белоруссии и Казахстану позже присоединились Армения и Киргизия. Правительство Узбекистана намерено внести на рассмотрение обеих палат Олий Мажлиса предложение об участии Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в качестве наблюдателя, сообщили РИА Новости в пресс-службе Кабмина страны 7 марта 2020 г.5 Власти Таджикистана неоднократно заявляли, что изучают условия возможного членства в Евразийском союзе, рассматривая как положительные аспекты, так и отрицательные. Так как участие в ЕАЭС не несет для Узбекистана и Таджикистана серьезных политических ограничений, с экономической точки зрения та-

3 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (подписан в г. Душанбе 06.10.2007) [Электронный ресурс]. // Кон-сультантПлюс. 06.10.2007. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_93361/

4 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс]. // Консультант-Плюс. 15.03.2018. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163 855

5 Узбекистан вступит в ЕАЭС в качестве наблюдателя [Электронный ресурс]. // Интернет-ресурс Sputnik Узбекистан. 07.03.2020. - URL: https://uz.sputniknews.ru/politics/20200307/13616437/U zbekistan-vstupit-v-EAES-v-kachestve-nablyudatelya— predlozhenie -Kabmina. html\

кой вариант дает плюсы, так как избыточной рабочей силе будет гарантирован доступ на казахский и российский трудовой рынок. Именно денежные переводы мигрантов дают Таджикистану основную часть валютных поступлений. Не являясь членом ЕАЭС Таджикистан в то же время член ЕАБР и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который с ним связан. В результате в стране работают шесть инвестиционных проектов банка на 51,4 млн. долл. Дополнительно экономика Таджикистана получила от ЕФСР 110 млн. долл. в целях достижения макроэкономической стабильности. Россия как страна, обладающая в ЕАЭС наибольшими объемами ресурсов, влияет на возможность потенциальных и действующих участников этого интеграционного объединения получить помощь и решать свои проблемы в дальнейшем. Таким образом, участие и сотрудничество с ЕАЭС дает возможность странам Ферганской долины существенно улучшать экономическое состояние по различным направлениям и ослаблять ряд существующих конфликто-генных ситуаций [Dragneva, Wolczuk 2017].

Результатом осознания новыми независимыми государствами наличие общих проблем и угроз в области безопасности стало создание военно-политической структуры. В 2000 г. лидерами государств-участников Договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) был подписан документ о приоритетности военно-политических отношений между данными странами по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами. Также целый ряд других документов лег в основу для образования новой военно-политической структуры - Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)1. Были созданы и Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). У государств ОДКБ разные угрозы и разное понимание этих угроз. Так, основная угроза для России, основы ОДКБ, являются неста-

1 Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года) [Электронный ресурс]. // Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации. 10.12.2010. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900489

бильные авторитарные режимы на юге и фактическое отсутствие границы со странами Центральной Азии. Крупный региональный конфликт в Ферганской долине или дестабилизация в Афганистане из-за ухода НАТО может обернуться для России нашествием беженцев, и появлением различных бандформирований.

Основной опасностью для стран Ферганской долины является экспансия исламского фундаментализма и внутренняя нестабильность политических режимов [Олимова, Олимов 2017: 35]. Но эта угроза не становится основой для стабильного союза, так как страны Центральной Азии в таком союзе возлагают все надежды на Россию, взаимодействуют с ней на двусторонней основе, не исключая готовности сменить Россию на более сильного или богатого партнера [Skalamera 2017: 131]. В то же время отношения между странами-соседями Ферганской долины по-прежнему далеки от гармонии. Таким образом, положительным моментом является то, что участие государств Ферганской долины в ОДКБ работает как сдерживающий фактор, а вывод структур ОДКБ из региона сразу породил бы серию пограничных конфликтов, каждый из которых потенциально мог превратиться в полномасштабную войну. ОДКБ стало гарантией стабильности в Таджикистане, особенно благодаря высокой роли российской 201 дивизии, находящейся в этой стране, в установлении и поддержании мира в Таджикской республике, и благодаря продолжающейся активной помощи Российской Федерации таджикской армии, полиции и пограничникам.

Существенные разногласия в понимании роли ОДКБ на постсоветском пространстве возникли в связи с событиями в Киргизии в апреле и июне 2010 г, когда 7 апреля в Киргизии произошел очередной государственный переворот, вторым испытанием ОДКБ стал межэтнический киргизско-узбекский вооруженный конфликт в киргизской части Ферганской долины - Ошской и Джалал-Абадской областях. Многие ждали активного вмешательства ОДКБ в кровавые конфликты. «Такое бездействие членов ОДКБ ни к чему хорошему не приведет», - говорил свергнутый президент Киргизии Бакиев

[Князев 2010]. Глава Временного правительства Киргизии Р. Отунбаева заявляла: «Нам нужен ввод военных сил из других стран. Мы обратились за помощью к России. Такое письмо на имя президента РФ Д. Медведева мною уже подписано»1. Отказ ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ резко критиковал президент Белоруссии А. Лукашенко. Но позиция руководства России основывалась на пункте договора, по которому «условием для привлечения сил ОДКБ является нарушение одним государством границ другого государства, которое входит в эту организацию»2. В силу этого миротворческий контингент не был введен в Киргизию, но ОДКБ предоставила помощь Киргизии в проведении поисков зачинщиков беспорядков, координации совместных действий по нейтрализации деятельности террористических групп, сформированных в Афганистане, фактически влиявших на конфликт, а также в борьбе с наркопреступностью [Ру-дов 2015: 12]. Россия также направила в Ош самолеты с гуманитарными грузами. Не исключено, что вмешательство сил КСОР в Киргизии в межэтнический конфликт еще больше усугубило бы межнациональную рознь в стране.

Узбекистан прекратил свое членство в ОДКБ, это порождает желание в Киргизии и Таджикистане надежды на российское вмешательство в случае конфликта с Узбекской республикой. Игнорирование ситуации, требующей силового вмешательства, может дорого обойтись, поэтому наиболее эффективным является предотвращения разрастания конфликта на ранних стадиях, что может быть достигнуто вмешательством, во-первых, сугубо политическим, во-вторых, коллективным. ОДКБ было создано как средство сдерживания и реагирования на уже горячие конфликты, превентивные ме-

1 Киргизия просит Россию ввести своих миротворцев в Ош. [Электронный ресурс]. // Информ Полис online. 12.06.2010. - URL: https://www. infpol.ru/123678-kirgiziya-prosit-rossiyu-westi-svoikh-mirotvortsev-v-osh/

2 Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года) [Электронный ресурс]. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 10.12.2010. - URL:

http://docs.cntd.ru/document/1900489

ры по предотвращению перерастания кон-фликтогенных проблем в горячие конфликтные ситуации могут быть реализованы в рамках ШОС.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — это постоянно действующая межправительственная международная организация, созданная в 2001 г. в Шанхае (КНР) Казахстаном, Китаем, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном3. В настоящее время в нее входят также Индия, Пакистан и Узбекистан. В текущей ситуации каждая из стран Центральной Азии в той или иной степени пытается проводить многовекторную внешнюю политику. Существуют общие ценности, которые характерны для Китая, Россия и других участников ШОС. ШОС создает рамки для российского и китайского стратегического партнерства в центрально-азиатском регионе. Китай вкладывает большие инвестиции в страны Ферганской долины, приобретая центрально-азиатские энергетические компании, принимая активное участие в прокладке железных дорог и нефтепроводов в центрально-азиатском регионе. Все это делает его заинтересованным в безопасности в регионе.

Общей целью для стран ШОС логично становится организация мирной, свободной от наркоторговли и производства, буферной зоны по периметру границ государств, входящих в ШОС. В рамках ШОС проводится работа по созданию возможности силового ответа боевикам - проведение регулярных антитеррористических учений. Так, на итоговой пресс-конференции генсек ШОС, экс-глава МИД Узбекистана В. Норов отметил, что участники «высоко оценили» организованные Россией учения «Мирная миссия», в которых впервые приняли участие новые члены ШОС — Индия и Пакистан. Но у ШОС пока нет сил быстрого реагирования, и это открывает возможности сотрудничества с ОДКБ. В 2007 г. ОДКБ было подписано соглашение с ШОС в Душанбе с целью расширения сотрудничества по вопросам безопасности, организованной преступности

3 Хартия Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. // Информационное агентство ИнфоРос. 07.06.2002. - URL: http://www. infoshos.ru/?id=33

и незаконного оборота наркотиков1. В 2002 г. ШОС для борьбы с международным терроризмом учредили Региональную антитеррористическую структуру для координации взаимодействия органов безопасности государств ШОС в борьбе с терроризмом и экстремизмом, чему также будут способствовать организации антитеррористических учений2. В 2013 г. был создан по инициативе России Энергетический клуб ШОС. Энергетическое взаимодействие в рамках ШОС взаимовыгодно. Россия получает возможность более эффективно заставлять работать свою инфраструктуру, использовать ресурсные и технологические преимущества, а Казахстан, Узбекистан и иные страны, владеющие энергоресурсами, получают средства, технологии и рынки государств -членов ШОС. Китаю это даст возможность увеличить импорт нефти и газа из соседних стран, диверсифицируя каналы импорта, остальным странам - ускорить экономическое развитие и смягчить острых социальные проблемы. В 2011 г. страны ШОС предложили в Генеральную Ассамблею ООН проект резолюции по вопросам информационной безопасности. Таким образом, участие в работе ШОС является для стран Ферганской долины возможностью сделать существенный шаг к обеспечению безопасности границ, борьбы с терроризмом, для улучшения экономического сотрудничества и стабильности, развития энергосферы, как факторов снижения конфликтогенности.

Ферганская долина в глазах международных организаций всегда выглядела как зона повышенной опасности и источник разнообразных конфликтов [Б-муе& 2006: 412]. «Ферганская долина будет представлять собой значительную по величине не-

1 Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 05.10.2007. - URL: http://does.entd.ru/doeument/902383860

2 Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре (с изменениями на 16 августа 2007 года) [Электронный ресурс]. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 16.08.2007. - URL: http://does.entd.ru/doeument/901858897

управляемую территорию, которая станет служить прибежищем, инкубатором и плацдармом для вооруженных экстремистских группировок и боевиков» - так охарактеризовал Ферганскую долину полковник ВС США Донелли в своем докладе в 2012 г.3 Международные организации принимают участие в усилиях по снижению напряженности в регионе, урегулированию конфликтов, реализуют проекты в различных сферах.

Так международные организации часто финансируют инициативы, направленные на повышение пограничной безопасности и уменьшения конфликтного потенциала, при реализации стратегии «разведения сторон» [Simons 2019: 284]. В июне 2010 г. Во время Ошского конфликта организация «Врачи без границ» в течение своей работы оказала медицинскую помощь около 20 тыс. пострадавшим, в том числе беженцам. В бригаде работали как иностранные, так и киргизские врачи. Традиционно оказывалась гуманитарная помощь киргизскими неправительственными организациями «Фонд за международную толерантность», «Сезим», «Ин-тербилим», ресурсному центру для пожилых «Умут»4. В то же время прибытие в Киргизскую республику международных полицейских сил ОБСЕ так и не состоялось, несмотря на просьбу главы Временного Правительства. Международные правозащитные организации, такие как Human Rights Watch проводили расследование с целью установления ответственных за организацию беспорядков. Но вывод о частичной ответственности за конфликт военных и Временного Правительства не совпал с выводами Национальной комиссии Киргизии об ответственности экс-президента К. Бакиева и его родственников и некоторых лидерах узбек-

3 Военные США: Ферганская долина станет неуправляемой территорией и оплотом терроризма [Электронный ресурс]. // Информационное агентство REGNUM. 12.11.2012. - URL: https ://regnum. ru/news/polit/1592095. html

4 Центрально-азиатский регион. Роль международных организаций и гражданского общества в восстановлении уз доверия [Электронный ресурс]. // Интернет-ресурс Refdb.ru. - URL: https://refdb.ru/look/1548542.html

ской общины, был признан необъективным и однобоким1.

За счет займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР - организация в составе Группы Всемирного банка) в размере 200 млн долл. микро, малые и средние предприятия Ферганской долины Узбекистана смогут расширить бизнес. Проект по развитию сельского предпринимательства был одобрен Советом директоров Всемирного банка2.

С целью поддержки центральноазиат-ских стран для развития регионального сотрудничества, Всемирный банк и его партнеры провели первое научно-техническое заседание совета по чрезвычайным ситуациям и снижению риска бедствий, в нем также участвовали ученые и представители государственных ведомств. Результатом стало создание Регионального научно-технического совета по чрезвычайным снижениям риска бедствий. Основная цель совета - создать платформу для обмена знаниями и улучшения взаимодействия между национальными и международными экспертами в направлении предотвращения природных катастроф, гидрометеорологии и изменении климата в центральноазиатском регионе.

Фонд международного развития ОПЕК выдал Узбекистану льготный кредит на сумму 54 млн долл., для организации обеспечения питьевой водой 22 населенных пунктов в Наманганской области (Ферганская долина), в марте 2019 г. Результатом проекта станет обеспечение чистой питьевой водой более 200 тыс. чел., в основном сельских жителей Наманганской области. 3

1 Межнациональные столкновения на юге Киргизии в 2010 году. Досье. [Электронный ресурс]. // ТАСС. 10.06.2015. - URL: http://tass.ru/info/2033902

2 ВБ одобрил выделение кредита на $200 млн для малых предприятий Ферганской долины [Электронный ресурс]. // Сайт KUN.UZ. 25.03.2019. - URL: https://kun.uz/ru/news/2019/03/25/vb-odobril-vydeleniye-kredita-na-200-mln-dlya-malyx-predpriyatiy-ferganskoy-doliny

3 Фонд ОПЕК выделил Узбекистану кредит на $54 млн для обеспечения водой жителей Ферганской долины [Электронный ресурс]. // Информационное агентство «Интерфакс». 25.03.2019. - URL: https://express-k.kz/news/sotsiummir/fond_opek_ vyde-lil_uzbekistanu_kredit_na_54_mln_dlya_obespecheniya_ vodoy_zhiteley_ferganskoy_doliny-138609

Таким образом, можно сказать, что в Ферганской долине было реализовано достаточно много проектов международных организаций по снижению конфликтности. В то же время работа международных организаций не носит системный характер и отдельные достижения в этой области не меняют общую конфликтогенную ситуацию в регионе.

Рассматривая роль международных организаций в решении конфликтогенных ситуаций в Ферганской долине, можно сделать вывод о том, что несмотря на наличие положительных примеров сотрудничества стран региона в рамках субрегиональных организаций высокий уровень исторически сложившихся противоречий и конфликтов и недостаточность финансовых ресурсов не дает возможности странам Ферганской долины самостоятельно, без участия таких стран, как Россия и Китай, а также глобальных международных организаций решать конфликтные ситуации и развивать регион. Для глобальных международных организаций конфликтные ситуации в Ферганской долине являются достаточно значимыми, чтобы принимать участие в их решении и финансировать различные международные проекты, но в то же время не определяющими общий уровень конфликтности в мире, и не являющиеся приоритетными.

Наибольшую роль в решении конфлик-тогенных ситуаций в Ферганской долине играют и, можно предположить будут играть в дальнейшем, региональные организации (ЕАЭС, ОДКБ, ШОС) в которые входят, или с которыми активно сотрудничают страны региона, а также страны, имеющие свои достаточно большие интересы в регионе и способные поддержать свои интересы выделением ресурсов, такие как Россия и Китай.

Библиографический список

Бояркина О.А. Основные проблемы государств Ферганской долины. // Гуманитарные науки.

Вестник Финансового университета. - 2017. - №7(2). - С. 94-99. Волков И.В. Основные направления и перспективы интеграции Центральной Азии в глобальные мировые процессы: этноконфессиональный аспект. По материалам Кыргызской Республики. - Бишкек: Изд-во Кыргызско - Российского славянского университета, 2008. - 439 с.

Князев А.А. ОДКБ: Миссия и пути развития в меняющемся мире [Электронный ресурс]. // Центральноазиатский информационный портал «News-Asia». 05.10.2010. - URL: http://www.news-asia.ru/review/Knyzev/443 Курылев К.П., Курбанов Р.М., Макенова А.Б., Хотивришвили А.А. Миграционные потоки из Центральной Азии в страны европейского союза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2018. - Т. 18. - №2. - C. 315-327. Олимова С.К. Олимов М.А. Конфликты на границах в Ферганской долине: новые причины,

новые участники // Россия и новые государства Евразии. - 2017. - № 1. - С. 21-40 Рудов Г.А. Ферганская долина как фактор конфликтогенных явлений в Центральной Азии // IV международная конференция "Политические процессы на постсоветском пространстве" - М.: ИИУ МГОУ, 2015. - С. 7-22 Dwivedi R. Religious Extremism in Ferghana Valley // Strategic Analysis. 2006. №2 (30). Pp. 403423.

Simons G. Islam, society and politics in Central Asia // Religion, State and Society. 2019 - №2. -Pp. 283-285

Skalamera M. Russia's lasting influence in Central Asia // Survival. Global Politics and Strategy. 2017. №6 (59). Pp. 123-142.

Сведения об авторе: Цездоев Рамазан Магомедович - магистр в области международные отношения, РУДН ([email protected])

References

Boyarkina O.A. Osnovnyie problemyi gosudarstv Ferganskoy dolinyi. // Gumanitarnyie nauki.

Vestnik Finansovogo universiteta. - 2017. Volkov I. V. Osnovnyie napravleniya i perspektivyi integratsii Tsentralnoy Azii v globalnyie miro-vyie protsessyi: etnokonfessionalnyiy aspekt. Po materialam Kyirgyizskoy Respubliki. - Bishkek: Izd-vo Kyirgyizsko - Rossiyskogo slavyanskogo universiteta, 2008. - 439 s. Knyazev A.A. ODKB: Missiya i puti razvitiya v menyayuschemsya mire [Elektronnyiy resurs]. // Tsentralnoaziatskiy informatsionnyiy portal «News-Asia». 05.10.2010. - URL: http://www.news-asia.ru/review/Knyzev/443 Kuryilev K.P., Kurbanov R.M., Makenova A.B., Hotivrishvili A.A. Migratsionnyie potoki iz Tsen-tralnoy Azii v stranyi evropeyskogo soyuza // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhbyi narodov. Seriya: Mezhdunarodnyie otnosheniya. Olimova S.K. Olimov M.A. Konfliktyi na granitsah v Ferganskoy doline: novyie prichinyi, novyie

uchastniki // Rossiya i novyie gosudarstva Evrazii. - 2017. - # 1. - S. 21-40 Rudov G.A. Ferganskaya dolina kak faktor konfliktogennyih yavleniy v Tsentralnoy Azii // IV mezhdunarodnaya konferentsiya "Politicheskie protsessyi na postsovetskom prostranstve" -M.: IIU MGOU, 2015.

About the author: Tsezdoev Ramazan Magomedovich - Master in International Relations, RUDN University ([email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.