СИТУАЦИЯ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ
Р.М. Цездоев
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается этнотерриториальные проблемы в Ферганской долине, история их возникновения, а также роль и место этой территории в двусторонних отношениях России и Кыргызстана и в региональной политике России. Автор делает вывод, что конфликты, возникающие в Ферганской долине, могут в дальнейшем стать источником дисбаланса в регионе, из-за высокой опасности разворачивающихся в Ферганской долине событий и постепенного вовлечения исламистских сил в борьбу на данной территории.
При работе автор применял следующие методы: историко-аналитический, этнографический и метод политического анализа.
Ключевые слова: Ферганская долина, границы, межэтнический конфликт, военная база.
THE SITUATION IN THE FERGHANA
VALLEY AND ITS INFLUENCE ON THE FOREIGN POLICY OF RUSSIA IN KYRGYZSTAN
R.M. Tsezdoev
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. The article considers the situation in the Fergana Valley, the history of its origin, and the role and place of this territory in bilateral relations between Russia and Kyr-gyzstan and in Russia's regional policy. The author concludes that the conflicts in the Fergana Valley may further become a source of imbalance in the region, because of the high danger of events unfolding in the Fergana Valley and the gradual involvement of Islamist forces in the struggle in this region.
Working on the research the author implemented the following methods: historical and analytical methods, the method of ethnical research and the method of political analysis.
Keywords: Fergana Valley, borders, inter-ethnic conflict, military base.
Российская Федерация имеет стабильные отношения со странами Центральной Азии, однако многие из них подвержены воздействию различных факторов, дестабилизирующих ситуацию внутри этих стран, и усугубляющие отношения между ними. Россия при таком раскладе находится в ситуации, когда ни одна из враждующих по поводу границ в Ферганской долине сторон не может договориться, и РФ обязана взять в свои руки урегулирование этих вопросов. По заявлению премьер-министра Кыргызстана Сапара Исакова, между странами ведутся переговоры по поводу создания второй военной базы РФ в Кыргызстане - в Ферганской долине1.
На примере этой возможности хотелось бы рассмотреть состояние положения в Ферганской долине и показать, на каком уровне находятся отношения РФ и Кыргызстане относительно данного региона. Перед тем как рассматривать нынешнее развитие событий, необходимо понять саму суть конфликта в ферганской долине, и понять, каковы истоки противостояний в регионе и являются ли они сугубо межэтническими и межконфессиональными.
Ферганская долина сегодня является центром возникновения множества столкновений, которые дестабилизируют ситуацию в регионе. Однако данная проблема является не столько этнической, сколько территориальной, так как нет каких-то прямых стычек, связанных только из-за этноса. Все причины уходят глубоко в историю местности и в причину вражды множества этносов, населяющих её2. Проблема сложна ещё и тем, что правительства стран Ферганской долины не совершают конкретных шагов по решению возникших сложностей с границами, которые и являются основной проблемой региона.
1 Сапар Исаков: идут переговоры о второй российской военной базе в Киргизии // РИА Новости 02.10.2017
https://ria.ru/interview/20171002/1505981890.html
2 Рудов Г.А. Ферганская долина как фактор кон-фликтогенных явлений в Центральной Азии // IV международная конференция «Политические процессы на постсоветском пространстве», 2015 г. С. 7-22
И в итоге, пока правительства стран решают правомерность определенных документов, на территории Ферганской долины, местные жители решают проблему по своим убеждениям и по местным традициям. [Олимова, Олимов 2017: 24].
Если рассмотреть причины противоречий в регионе, то сейчас с уверенностью можно сказать, что причиной возникновения всех проблем в долине является разделение на национально-территориальном уровне в Средней Азии и Казахстане, инициированное советской властью в 1924 году и частично осуществлявшееся в 1930-х и 1950-х гг.1
Из-за особенностей советского режима, при разделении земель были установлены принципы присвоения земель и проведения условных границ по месту обитания определенных этносов, но при этом не учитывались дальнейшие сложности, связанные с множеством этносов, проживающих на территории Центральной Азии, так как в перспективе были надежды, что советский народ в итоге будет един. Такой подход привел к появлению на этих территориях этнонационализма, созданный на почве разногласий из-за неясности четких границ между территориями владений каждой из сторон. А после распада СССР это привело к противостояниям этнических групп между собой. В итоге, из-за неопределенности границ, а также дальнейшей трансформации типов хозяйственной деятельности в 30-х годах, которые привели киргизских кочевников к оседлому образу жизни, возникла ситуация, при которой народы Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана столкнулись с проблемами разделения территорий для дальнейшего проживания каждой из сторон. 2
После обретения независимости ситуация только ухудшилась, так как отсутствие четких границ стало основной проблемой между странами и народностями. Из всех стран Центральной Азии только
1 Шустов А. Горячие границы Центральной Азии. Рубежи между странами становятся очагами конфликтов // http://www.ca-portal.ru/article:6574
2 Трофимов Д. К вопросу об этнотерриториальных
и пограничных проблемах в Центральной Азии // CA&CC Press AB
Казахстан и Туркменистан смогли полностью решить проблемы сухопутных границ, в то время как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан до сих пор не решили вопрос делимитации границ в Ферганской долине. Между этими сторонами ведутся переговоры, однако все вопросы остаются нерешенными, что усугубляет положение в регионе3.
Сложности в переговорах сводятся к тому, что каждая из сторон основывается на различных правовых документах в доказательстве законности их оснований на землю в Ферганской долине. Кыргызская сторона основывается на картах 1955-1989 гг. В свою очередь таджикская сторона основывается на исторических документах досоветского времени и на картах 19241927 гг., доказывая своё право на земли в Ферганской долине. Узбекская сторона основывается почти на такой же позиции. Такие противоположные позиции и различные взгляды на проблему не позволяют решить данную проблему путем переговоров. [Олимова, Олимов: 2017, 22].
И в итоге из одной основной проблемы вытекают все последующие - дефицит ресурсов из-за неправильного распределения земель и расселения граждан, появление этнических анклавов внутри стран, перенаселенность, связанная с миграцией и естественным притоком населения.
Эти проблемы по сей день вызывает множество конфликтов и столкновений на границах стран, которые не регулируются местными властями, а пограничные проблемы только усугубились в 2015 г., из-за вступления Кыргызстана в ЕАЭС и разметки таможенной границы ЕАЭС по периметру границ Кыргызстана с Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. [Олимо-ва, Олимов 2017: 22].
Состояние застоя данной проблемы приводит только лишь к усугублению ситуации, когда на почве межэтнических противостояний в регионе Ферганской долины развиваются террористические движения, пользующиеся данной ситуацией.
3 Шустов А. Этнотерриториальные конфликты в Средней Азии //
http ://www. iacenter. ru/publications/691/
[Коваленко 2015: 108] По мнению многих политиков, применение превентивных мер целесообразно в связи со сложностью ситуации и использованием исламистскими силами разногласий региона для достижения своих целей1. И из-за этого, инициатива по созданию второй военной базы кажется разумной, так как Россия сможет обеспечить необходимую безопасность в районе благодаря своей армии и развитому технологическому вооружению.
Также инициатива по созданию военной базы на границе с Таджикистаном с участием российской армии может разрешить проблему активного роста движения ИГИЛ2 в приграничных с ЦА районах Афганистана. Данная угроза влияет не только на граничащие с Афганистаном страны, но и на весь регион ЦА, и Россия, как страна, позиционирующая себя как гарант безопасности в южной части СНГ, будет напрямую влиять на обеспечение этой безопасности. Для Кыргызстана и России ИГИЛ является общим противником, и в результате этого, инициатива создания базы кажется закономерной3.
Развитие военно-технического сотрудничества России и Кыргызстане в таком ключе, позволит РФ распространить своё влияние в регионе и укрепить позиции на геополитической арене. Россия сможет укрепить отношения с Кыргызстаном, играющим важную роль в центральноазиат-ском регионе и сможет таким образом найти рычаг воздействия на конфликт в Ферганской долине. Также такое направление даст толчок военно-техническому росту РФ, что позволит укрепить военную мощь страны.
Однако создание базы в Ферганской долине может быть воспринято некоторыми игроками в регионе как политика экспансии, что в итоге может плохо сказаться на репутации РФ в регионе. Это также мо-
1 Р. Файзулин Быть ли военной базе в Ферганской долине? // РИТМ Евразии. 13.07.2017 ШрБ гкшеш^а. org/news--2017-07-13 --ЬуШ-уоеплсу-Ьа7е-у-1е^ап5ко.МоИпе-31285
2 Организация запрещена на территории РФ.
3 Р. Файзулин Быть ли военной базе в Ферганской долине? // РИТМ Евразии. 13.07.2017 ШрБ ://www. гИшешга81а. org/news--2017-07-13 --ЬуШ-уоеппо]-Ьа7е-у-1е^ап8ко.^оИпе-31285
жет усугубить сложную и напряженную ситуацию внутри региона, когда этносы, воюющие за каждый метр региона, могут остро отреагировать на вмешательство военных сил другого государства в их дела.
Также стоит рассмотреть возможность дестабилизации баланса сил в таких организациях как ОДКБ и ЕАЭС, когда создание второй базы представляет собой перевес в сторону Р]ссЬЬ [Дегтерев, Курылев 2017: 496].
Для Кыргызстана же создание этой базы, несмотря на перспективы решения проблем с террористическими движениями, может сказаться на суверенитете страны, так как создание второй базы будет сильно влиять на политику страны.
Таким образом, такая сложная ситуация в Ферганской долине дестабилизирует состояние всей Центральной Азии, так как прямо влияет на политику трех из пяти стран ЦА. Ферганская долина из-за этого становится тем рычагом, которым может воспользоваться внешний игрок как для воздействия на политику стран ЦА, так и на их соседей.
В связи со всеми этими факторами, развитие военного присутствия России в ферганской долине может стать решающим толчком для решения проблем в регионе. Однако это также может вызвать и новые проблемы, связанные с военным присутствием РФ в Центральной Азии. Что касается самой проблемы Ферганской долины, она также может быть решена благодаря разработке новых стратегий управления конфликтами и скоординированным действиям всех властей региона на всех уровнях управления государствами, при этом учитывая позиции и интересы местных сообществ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.
2. Олимова С.К. Олимов М.А. Конфликты на границах в Ферганской долине: новые причины, новые участники // Журнал «Россия и новые государства Евразии». Выпуск № 1, 2017 г., С. 21-40.
3. Рудов Г.А. Ферганская долина как фактор конфликтогенных явлений в Центральной Азии // IV международная конференция «Политические процессы на постсоветском пространстве» 2015 г.
C. 7-22.
4. Коваленко Г.В. Ферганский фактор как проблема безопасности Центральной Евразии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2014. — №4. — С. 105-113.
Сведения об авторе: Цездоев Рамазан Магомедович - студент кафедры теории и истории международных отношений РУДН. (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost.
D. А. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2017. — 496 s.
2. Olimova S.K. Olimov М.А. Konflikty na granitsakh v Ferganskoj doline: novye prichiny, novye uchastniki // ZHurnal «Rossiya i novye gosudarstva Evrazii». Vypusk № 1, 2017 g., S. 21-40.
3. Rudov GA. Ferganskaya dolina kak faktor konfliktogennykh yavlenij v TSen-tral'noj Аzii // IV mezhdunarodnaya kon-ferentsiya «Politicheskie protsessy na postsovetskom prostranstve» 2015 g. S. 722.
4. Kovalenko G.V. Ferganskij faktor kak problema bezopasnosti TSentral'noj Evrazii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarod-nye otnosheniya. — 2014. — №4. — S. 105-113.
About the author: Tsezdoev Ramazan Magomedovich — student of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected]).