УДК 556.1; 504.054;316.614.8
ОЦЕНКА ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАДЖИКСКОЙ ЧАСТИ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ Д.Д. Курбонбеков
Решалась задача оценки природной безопасности таджикской части Ферганской долины. Оно нацелено на оказание содействия в вопросе социальной стабильности в приграничных районах Ферганской долины путём укрепления национальных и местных возможностей в вопросе управления техногенной безопасности, а также стимулирования работы и сотрудничества сопредельных государств для сокращения будущих природных бедствий в качестве источника конфликта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление безопасностью, смягчение последствий ЧС, социальная стабильность
ESTIMATION OF NATURAL-TECHNOGENIC SAFETY IN THE TAJIK PART OF FERGANA VALLEY D.D. Kurbonbekov
The article suggests the solution of the problem concerning estimation of natural and antropogenic safety in the Tajik part of the Fergana Valley. It is aimed at the assistance in the question of securing social stability in the boundary regions of Fergana Valley by strengthening the national and local opportunities in the question of controlling technogenic safety and stimulation the work and cooperation of adjoining states aimed at minimization of natural disasters as a flash point.
На постсоветском пространстве вследствие возникших экономических и политических проблем население региона, испытывающее серьезную нехватку продуктов питания, стало интенсивно и неразумно использовать земельные и природные ресурсы. Это привело к увеличению степени уязвимости мест их проживания в связи с активизацией старых и возникновения новых угрожающих процессов, таких как землетрясения, оползни, обвалы, горные склоны, наводнения, подтопления и сели. Большинство стихийных бедствий, так или иначе, связаны с водными ресурсами или инициируются ими, а техногенные катастрофы часто возникают в связи с неразумной эксплуатацией природных ресурсов. В большинстве случаев такие бедствия носят местный или локальный характер и происходят на уровне отдельных населенных пунктов. Поэтому изучение опасностей и угрожающих стихийных бедствий местного характера, в рамках программы «Окружающая среда и безопасность», являющейся частью общей «Экологической программы» Республики Таджикистан в Ферганской долине, мы считаем своевременным и актуальным, имеющим огромное значение.
Ферганская область расположена на высоте 610 метров над уровнем моря в южной части плодородной Ферганской Долины. Она представляет собой межгорную впадину, ограниченную на севере горной системой Тянь-Шаня, а на юге - Алайским хребтом. Долина достигает около трехсот километров в длину и семидесяти километров в ширину в наиболее широком месте; её площадь составляет 22000 км2. Это самый густонаселенный район Центральной Азии, где сосредоточено около 20% всего населения. На территории Ферганской долины живет более 10 миллионов человек, принадлежащих разным этническим группам. На сегодняшний день здесь располагаются три области Кыргызстана - Ошская, Джалал-Абадская, а также недавно образованная Баткенская, три области Узбекистана - Андижанская, Ферганская и Наманганская, а юго-западную часть долины занимает Согдийская область Республики Таджикистан. Климат Ферганы - субтропический, континентальный. Основная водная артерия - р. Сырдарья.
Геологические особенности таджикской части Ферганской долины, история экономического развития этого региона обусловили возможность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Прошлая модель развития Центральной Азии основывалась, с одной стороны, на строительстве масштабных ирригационных систем, которые позволили бы региону стать ведущим производителем хлопка, а с другой стороны, на развитие горнодобывающей промышленности (нефтегазовой, химической, текстильной). Одновременно с крупными промышленными комплексами были построены и города, чтобы обеспечить жильем рабочих и инженерно-технический персонал. Промышленная деятельность в регионе велась со слабым учетом или вообще без учета факторов, связанных с влиянием предприятий на окружающую среду и на здоровье населения.
В своё время в бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи была сооружена разветвлённая система орошения. В период с 1950 по 1985 были построены водохранилища, оросительные каналы и насосные станции; в результате большая часть воды этих рек отводилась для орошения. Система орошения обслуживала хлопководство, производство пшеницы, фуража, фруктов, овощей и риса в засушливых степных районах. Ферганская долина была одним из крупнейших в СССР поставщиков полиметаллических и урановых руд, в регионе велась разведка около 50 месторождений.
Территория исследования включает в себя восемь районов Согдийской области Республики Таджикистан, полностью или частично считающиеся частью Ферганской долины. Площадь исследуемой территории 26.1 тыс. км2. На ней проживает 2 млн. 58 тыс. человек, в том числе в городах 529 тыс. и в селе 1 млн. 529 тыс. человек. Согдийская область состоит из 18 городов и районов, 115 городских и сельских джамоатов (советов). На территории области размещены 330 промышленных объектов. Плотность населения 81 человек на 1 км2, центр области - г. Худжанд.
Район исследований достаточно подробно изучен с точки зрения геологического строения, тектонических движений земной коры и сейсмичности. Однако комплексная оценка техногенной и природной опасности с учётом оползневых, обвальных явлений, наводнений, подтопления территорий, селей и др., а также вкладов техногенеза и антропогенеза практически не проводились.
Почвенный покров представлен преимущественно светленными, серо-земанными и серо-бурыми, большей частью каменистыми или галечными почвами; много маломощных почв с мелкоземлистым слоем всего в 10 - 15 см, которые используются в орошаемом земледелии. До сих пор значительную площадь занимают солончаки и засоленные сероземно-луговые почвы. Грунтовые воды на многих участках залегают близко к поверхности земли, часто бывают засоленными.
Центральная Азия подвержена разнообразным стихийным бедствиям, таким как оползни и землетрясения. Региону также угрожает опасность антропогенных катастроф, связанных с деятельностью промышленных предприятий и оставшимися от советских времен хранилищами радиоактивных и химических отходов.
На данной территории находятся десятки горнодобывающих предприятий, объектов с отвалами и хвостохранилищами, которые содержат радионуклиды, соли тяжелых металлов (кадмий, свинец, цинк), а также токсичные вещества (цианиды, кислоты, силикаты, нитраты, сульфаты).
Часть захоронения отходов, особенно «пестицидов», находятся в горной местности в зоне развития опасных геологических процессов - оползней, селей и высоких паводков, что благоприятствует возможности размыва складов и переносу радиоактивного материала или опасных химических элементов на равнинные густонаселенные территории.
Вследствие этого население, проживающее около химических и радиоактивных полигонов и использующее вместе с водой и продуктами питания токсичные металлы и получающее определенную дозу радиации за счет распада природных радионуклидов, подвергается повышенному риску возникновения различных заболеваний.
Табошарское урановое месторождение находится на южной оконечности Кураминского хребта вблизи узбекско-таджикской границы. Активная добыча руды велась здесь с 1949 по 1965 год, и на сегодняшний день - это огромная территория площадью более 400 гектаров, занятая старым оборудованием для добычи и переработки урановой руды и хранилищами обедненных пород. Город Табо-шар с населением 12 000 жителей находится всего в нескольких километрах от этого месторождения.
Комплекс состоит из незаконсервированной открытой шахты, разобранных промышленных зданий и трёх хвостохранилищ, где хранится 10 миллионов тонн переработанной бедной урановой руды. Хвостохранилища подвергаются ветровой и водной эрозии, туда легко могут попасть люди и пасущиеся животные. В центре территории, которую раньше занимал комплекс шахт, находится школа и несколько ферм.
Многое указывает на то, что отсюда выносят загрязненный металл и разбирают материал хво-стохранилищ для строительных целей. Сады и сельскохозяйственные угодья расположены рядом со свалкой радиоактивных отходов, а местный оросительный канал прежде, чем достичь земель фермеров и местных жителей, живущих ниже по течению, буквально пересекает подножие отвала.
Серьезную опасность представляют хвостохранилища действующих и закрытых горнодобывающих предприятий вследствие своей слабой защищенности от стихийных бедствий, близости к водным артериям, городам и государственным границам, а также ввиду прежних аварий. Известны случаи, когда вода прорывала плотины хвостохранилищ на горно-химическом комбинате урановых руд в Майлуу-Суу, а также хранилища отходов на горно-обогатительном комбинате свинцовых руд в Сумсаре в Кыргызстане. Последствия аварий и стихийных бедствий могут при таких обстоятельствах сказаться далеко за пределами территории, непосредственно прилегающей к предприятию. Кроме
прямого урона, такие катастрофы могут привести к миграции больших групп населения и ухудшить ситуацию в районах, в которые она будет направлена.
Также «горячими точками» в Согдийской области признаны химические и текстильные предприятия, расположенные вокруг Исфары, а также хранилище химических отходов в Канибадаме, которое потенциально представляет такую же опасность, как и радиоактивные хвостохранилища, описанные выше, - это незащищенный склад, который находится под угрозой воздействия стихийных бедствий и расположен в непосредственной близости от границы, водной артерии и города. Каниба-дамский полигон представляет угрозу для безопасности региона.
Помимо источников угроз, расположенных на территории Согдийской области Республики Таджикистан, существуют другие угрозы с сопредельных государств.
Так, Алмалыкский горно-металлургический комплекс (АГМК) является базовым производством цветных металлов в Узбекистане. С деятельностью этого горнопромышленного комплекса связаны крупные негативные изменения окружающей среды. Самое крупное хвостохранилище меднообо-гатительной фабрики Узбекистана располагается в непосредственной близости от государственной границы с Таджикистаном. Юго-западный борт хранилища находится в 10 - 15 м от линии раздела государств. Поэтому весь комплекс изменений окружающей природы, происходящий под воздействием АГМК (загрязнение и истощение почв, поверхностных и подземных вод, деградации растительности, ухудшение атмосферы), отмечается на территории Таджикистана.
Несколько факторов повышают уязвимость этого региона по отношению как к природным бедствиям, так и к катастрофам, вызванным антропогенным фактором; среди них - высокая плотность населения в районах, подверженных стихийным бедствиям, сложившаяся практика нерационального землепользования и водопользования, несоблюдение строительных нормативов и правил, а также воздействие глобального изменения климата и высокий уровень роста населения.
При выборе места захоронения пестицидов и ряда промышленных площадок для фабрик, заводов и других инженерных сооружений были проведены детальные инженерно-геологические и гидрогеологические исследования. Однако комплексные оценки сейсмической опасности, включающие оползневые, обвальные явления, наводнения, подтопления территорий и участков, сели и др. вторичные последствия землетрясений, вклады антропогенеза, производятся для обследуемого участка впервые за последние 20 лет.
Территория Согдийской области относится к семибалльной зоне, где сильные землетрясения с амплитудой 7 баллов происходят один раз в 80 - 130 лет. Землетрясения с амплитудой 6 - 6,5 баллов происходят в течение 50 - 80 лет. Слабые и незначительные землетрясения происходят 3 - 4 раза в день.
Рассматриваемые источники загрязнения располагаются в сейсмически активной зоне, с землетрясением силой 8 - 9 баллов, что в свою очередь увеличивает сейсмический риск для данных территорий.
Установлено также, что сильные землетрясения провоцируют новые оползни и приводят к активизации «старых» оползней, а периоды массовой активизации этих видов катастроф отмечаются через 1 - 2 года после резкого роста количества ощутимых землетрясений.
Формирование подземных вод происходит за счет подземного и поверхностного стока со стороны северных предгорий Туркестанского хребта и из большого Ферганского канала, инфильтрацией атмосферных осадков, оросительных вод. Непосредственно на участке размещения пестицидов формирование подземных вод происходит за счет поверхностного стока.
Из-за высокой плотности гидрографической сети территория находится под угрозой загрязнения, вызванного выбросами вредных веществ или другими инцидентами, связанными с деятельностью промышленных предприятий, или опасными отходами.
На территориях, прилегающих к водохранилищам, представляет проблему подъём уровня грунтовых вод; особенно сложная ситуация сложилась вокруг Андижанского (Кампыр-Раватского) водохранилища в южном Кыргызстане. В Узгенском районе и в районе Кара-Суу на территории Кыргызстана, а также в соседних поселках Кургантепинского района по другую сторону границы, на территории Узбекистана, по оценкам, серьезно пострадало 250 домов, и было выведено из оборота до 1000 гектаров пахотной земли, что отражает трансграничный характер проблемы. В Ошской области пострадало более 185 населенных пунктов, расположенных в зоне подтопления. В результате подъёма уровня грунтовых вод разрушается почвенный слой, исчезают флора и сельскохозяйственные культуры, ранее произраставшие на этой территории, ухудшается здоровье населения пострадавших деревень' Подобная ситуация сложилась и вокруг Папанского водохранилища и на землях, расположенных ниже него. Проблема приобретает и межгосударственный характер. Во-первых, ряд водохра-
нилищ, расположенных в Кыргызстане, используется, в первую очередь, для удовлетворения потребностей сельского хозяйства Узбекистана. Во-вторых, негативное воздействие водохранилищ распространяется далеко в глубь узбекской части долины (даже на город Андижан). Подтопление земель, расположенных ниже таких больших водохранилищ, как Токтогульское, вызывает все больше проблем в отношениях между странами; узбекские власти вынуждены строить промежуточные водохранилища и каналы, чтобы отвести излишек воды.
Таблица 1
Кайроккумское водохранилище
Наименование Кайроккумское водохранилище
Место расположение г. Кайроккум
Год постройки 1957
Ширина от 8 до 20 км
Длина 65 км
Глубина от 8 до 25 м
Площадь зеркала 513 км
Вид плотины ГЭС
Длина 100 м
Ширина 12 м
Высота 28 м
Площадь затопления при прорыве 162 км2
Объём воды водохранилища 3413,5 млн. м3
Общая площадь затопления составит 2300 кв. км.
Общее количество населения, попадающего в зону затопления, ~ 154 тыс. чел.
В случае прорыва плотины в зоне затопление окажутся следующие регионы Согдийской области:
- города: Худжанд с населением (30% территории) - 50000 чел.; Кайроккум с населением (10% территории п. Комсомольский) - 720 чел.;
- посёлки: Паласе - 3200 чел.;
- сельские районы: Б.Гафуровский район с населением 62300 чел.; Дж. Расуловский район с населением 11200 чел.; Науский район с населением 27000 чел.
В зону затопления попадает всего 6 населённых пунктов.
В дальнейшем зона затопления распространяется на территорию Республики Узбекистан.
Всего подлежит эвакуации из пострадавших районов около 150 тыс. чел.
Время проведения эвакуации населения из зоны затопления не должно превышать 18 ч.
В зоне затопления может оказаться:
посевных земель - 86,7 кв. км; крупного рогатого скота - 1300 голов; мелкого рогатого скота - 2400 голов; лошадей - более 100 голов; птицы - более 9500 голов.
Могут быть затоплены, повреждены или разрушены:
автодороги - 630 км;
дорожно-мостовые сооружения - 5 шт.;
линии связи - 508 км и линии электропередач - 8200 км;
газопровод - 150 км.
Предполагаемый экономический ущерб может составить до $3 млн. (США), в том числе: по промышленному производству $2,3 млн., по сельскому хозяйству $700 тыс.
Литература
1. Кутеминский В.Я., Леонтьевна Р.С. Почвы Таджикистана (условия почвообразования и география почв). Душанбе: Издательство «Ирфон», 1966.
2. Касымов К.Р., Абдуллаев С.А. Ленинабадской (Согдийской) области - 60 лет. М.: 4-й филиал Воен-издата, 2000.
3. Джураев А. О состоянии хвостохранилищ и отвалов горных пород горнодобывающих и горнопере-рабатывающих предприятий Республики Таджикистан. 11 - 16 ноября 1999 г. // Полисфера. № 3, 2000. - 18-26.
4. Окружающая среда и безопасность (Трансформация рисков в сотрудничество). ЮНЕП, ПРООН, ОБСЕ, 2005.