УДК 330.8
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© В. Г. Ишмуратова
Научно-производственная фирма «Биомаг» Россия, Республика Башкортостан, 450096 г. Уфа, а/я 98.
Тел.: +7 (347) 235 58 01.
Email: [email protected]
Порожденная социальным неравенством бедность существует на всем протяжении истории человечества, однако острое понимание необходимости заботы о нуждающихся актуально только для экономически и социально развитого общества. Борьба с бедностью является одной из приоритетных задач в деятельности таких авторитетных международных организаций, как ООН, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Совет Европы, Международная организация труда и т.д. Известно, что масштабы бедности в Российской Федерации резко возросли из-за глобальных трансформационных процессов на постсоветском пространстве в сфере социально-экономических и политических отношений. С учетом того, что исследования бедности в России ведутся целым рядом международных организаций, в статье представлен перечень основных проектов и направлений деятельности в этой области, а также приведены наиболее значимые международные правовые документы и положения в них, которые в рамках международной правоприменительной практики должны быть учтены Россией в национальном законодательстве.
Ключевые слова: трансформационная экономика современной России, борьба с бедностью, роль международных организаций.
Бедность, порожденная социальным неравенством, существует на всем протяжении истории человечества, однако осознание необходимости заботы о нуждающихся актуально только для экономически и социально развитого общества. В этой связи отношение к положению беднейших, и, как правило, экономически слабейших слоев населения является одним из критериев нравственного здоровья любого современного общества. Улучшение экономического благосостояния малоимущих выступает индикатором его развития [1-2].
Борьба с бедностью является одной из приоритетных задач в деятельности таких авторитетных международных организаций, как ООН, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы, Международная организация груда (МОТ) и т.д.
Понимая историческую важность борьбы с бедностью в XXI в., члены Ассамблеи ООН (Миллениум) обратились к миру с фундаментальным посланием: «Мы - люди: роль ООН в XXI веке», в котором говорится не только о глубоких проблемах человечества, но также дается ряд рекомендаций: как бороться с экстремальной бедностью, эпидемиями, проблемами экологии и войной через всемирную кооперацию и быстрые действия [3]. С. К. Прахалад в своей книге «Богатство на дне пирамиды» отметил, что более 4 млрд. людей, чьи доходы не превышают $ 1500 в год, составляют глобальное «дно пирамиды» [4]. Джеймс Вулфсон, бывший президент Всемирного Банка, отметил: «Мы должны прийти к выводу, что мир и стабильность невозможны без уничтожения проблемы борьбы с бедностью» [5].
С учетом того, что исследования бедности в России ведутся целым рядом международных организаций, остановимся на перечне основных проектов и деятельности в этой области, которые за последние два десятилетия осуществлялись ими в России, а также приведем некоторые основные международные правовые документы и положения из них, которые в рамках международной правоприменительной практики должны быть учтены Россией в национальном законодательстве.
Прежде всего, отметим, что на Россию, как на члена международного сообщества, в полном объеме распространяются положения доклада «Лучший мир
для всех», который был представлен Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в Женеве 26 июня 2000 г. - в день открытия специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной социальному развитию. В повестке дня этого высокого международного форума приоритетное место занимал вопрос поиска стратегических путей ликвидации бедности.
Соответствующие обязательства в этой связи принимает на себя и Россия. В выступлении главы российской делегации на этом форуме в частности отмечалось, что Россия исчерпала свой лимит на политические и социальные потрясения, катаклизмы и радикальные преобразования. Поднять уровень благосостояния населения, создать достойные условия для жизни людей - в этом российское правительство видит свою первоочередную задачу [6-8].
Программа развития ООН (ПР ООН) вносит большой вклад в исследование, разработку рекомендаций и реализацию практических мер по преодолению бедности во многих странах мира, в том числе и в России. В частности, под эгидой данной организации выпущена серия ежегодных Докладов о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Данный проект реализуется ПР ООН в РФ с 1995 г., и в этих докладах проблематика бедности является одной из главных составляющих. Доклады о развитии человека, публикуемые ПР ООН, - национальные, охватывающие группы стран, весь мир - являются одним из наиболее представительных источников информации о бедности.
Борьба с бедностью - одно из главных направлений деятельности МОТ, старейшей международной организации - с момента ее основания. Еще в 1944 г. Международная конференция труда в Филадельфии провозгласила, что нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния. Борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей энергией в каждом государстве и постоянными и согласованными усилиями в международном масштабе [9].
Проблемы преодоления бедности, в том числе путем обеспечения занятости, нашли отражение во многих конвенциях и рекомендациях МОТ. Это, прежде всего, Конвенция №100 «Равное вознаграждение», Конвенция №111 «Дискриминация в области труда и занятий», Конвенция №122 «Политика в области заня-
тости», Конвенция №117 «Основные цели и нормы социальной политики», Конвенция №131 «Установление минимальной заработной платы», Конвенция №95 «Охрана заработной платы», Конвенция №26 «Процедура установления минимальной заработной платы», Конвенция №173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» и другие [10].
Так, в Конвенции №117 «Основные цели и нормы социальной политики» отмечается необходимость обеспечения независимым производителям и наемным работникам условий, которые дадут им возможность улучшения своего жизненного уровня собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума, устанавливаемого путем официальных обследований жизненных условий, проводимых после консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся. При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.
В Рекомендации №67 «Обеспечение дохода» говорится следующее:
1. Системы обеспечения дохода должны уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.
2. Обеспечение дохода по возможности должно быть организовано на основе обязательного социального страхования, посредством которого лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право, с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов, на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом.
3. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должно производиться системой вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой.
4. Социальное вспомоществование, соответствующее потребностям каждого случая, должно применяться к другим нуждающимся лицам.
В этом же документе в разделе, детализирующем социальное вспомоществование и общую помощь, отмечается, что соответствующие денежные пособия или пособия частично деньгами и частично натурой должны выдаваться всем нуждающимся лицам. Совокупность случаев, в которых определение размера пособия полностью предоставляется на усмотрение соответствующих властей, должна постепенно уменьшаться в результате уточнения классификации случаев нуждаемости и установления бюджетов, соответствующих расходам на содержание в случаях кратковременной и долговременной нуждаемости. Для того, чтобы помощь могла дать наибольший конструктивный эффект, предоставление пособия может быть обусловлено выполнением получателем указаний, данных властями, управляющими медицинской службой и службой занятости.
В Рекомендации №30 «Установление минимальной заработной платы» отмечается, что для определения минимальных ставок заработной платы, которые должны быть установлены, органы, ведающие уста-
новлением заработной платы, должны в любом случае учитывать необходимость обеспечения заинтересованным трудящимся удовлетворительного уровня жизни. Здесь же говорится о том, что для эффективной защиты заработной платы заинтересованных трудящихся и во избежание возникновения опасности недобросовестной конкуренции предпринимателей необходимо принятие мер, имеющих целью обеспечить выплату заработной платы не ниже установленного минимума.
В Рекомендации №135 «Установление минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» подчеркивается, что установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей. Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.
При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание, в числе других, следующие критерии:
- потребности трудящихся и их семей;
- общий уровень заработной платы в стране;
- стоимость жизни и изменения в ней;
- пособия по социальному обеспечению;
- сравнительный уровень жизни других социальных групп;
- экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
В наиболее обобщенном виде собственный подход МОТ к действиям по борьбе с бедностью включает следующие компоненты:
- повышение способности бедных слоев трудящихся к увеличению своих доходов;
- разработка соответствующих механизмов социальной защиты;
- удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых групп населения;
- проведение измерений и мониторинга бедности, проведение исследований по определенным аспектам бедности и разработка рекомендаций в области социальной политики [11].
В особом ряду стоят проекты по бедности Всемирного банка, осуществляемые в том числе и в России. Отметим такие исключительно глубокие работы и исследования, как пилотные программы по введению адресной социальной поддержки малоимущих семей в Республике Коми, Воронежской и Волгоградской областях (1997-1998), подготовка сборника докладов по женской бедности в России (2000), доклад «Россия: бедность в 1998 г.» (июнь 2000 г.) и целый ряд других.
Ряд проектов ТАСИС (Программа ТАСИС разработана по инициативе Европейского Союза и предназначена для помощи государствам в переходе от системы централизированного планирования к рыночной экономике и укрепления демократии) в России также тесно связан с проблематикой бедности. Это, например, проект «Социальные последствия экономических преобразований и приватизации в Российской Федерации» (1998), проект «Смягчение падения доходов населения и инфляционные процессы» (1999), в рамках которого в пилотном регионе - Владимирской области - было проведено социологическое обследование бедных семей, и другие.
Изучением бедности и разработкой мер по ее
преодолению занимается также ряд международных региональных организаций, в том числе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы и другие. При этом особенно подчеркнем, что вступление России в Совет Европы объективно обусловило необходимость распространения на Россию принципов и стандартов, применяемых подходов в области формирования и реализации социальной политики стран - членов Совета Европы.
Основополагающим социальным документом, принятым Советом Европы в мае 1996 г., является Европейская Социальная Хартия (пересмотренная), в которой содержится ряд положений, непосредственно относящихся к предмету нашего исследования. Данный документ был подписан Россией в сентябре 2001 г. Подписание Россией Европейской Социальной Хартии (пересмотренной) налагает на страну соответствующие обязательства, в том числе необходимость учета ее положений в национальном законодательстве.
В данном документе отмечается, что страны -члены Совета Европы признали в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять с помощью всех надлежащих средств как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление 31-го права и принципа. Перечислим те 9 прав и принципов, которые, на наш взгляд, имеют, как уже сказано выше, самое непосредственное отношение к предмету нашего исследования:
- каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности;
- все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей;
- каждый человек имеет право на надлежащие возможности для профессиональной ориентации в целях оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами;
- каждый человек имеет право на надлежащие возможности для профессиональной подготовки;
- каждый человек, не имеющий достаточных материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь;
- все трудящиеся имеют право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола;
- все трудящиеся имеют право на защиту в случае прекращения занятости;
- все трудящиеся имеют право на защиту их претензий в случае неплатежеспособности их работодателя;
- каждый человек имеет право на защиту от бедности и социального отторжения [12].
Подробная расшифровка последнего из перечисленных выше прав и принципов содержится в статье 30 названного документа. В этой статье говорится, что в целях обеспечения эффективного осуществления данного права Стороны обязуются:
- принять меры, в рамках единого и скоординированного подхода, для облегчения лицам, живущим в условиях социального отторжения или нищеты, или же на грани таких условий, а также их семьям, доступа, в частности, к занятости, жилью, профессиональной подготовке, образованию, культуре, а также к соци-
альной и медицинской помощи;
- пересматривать эти меры, с тем, чтобы в случае необходимости адаптировать их к меняющимся условиям [12].
В рамках программы сотрудничества России и Совета Европы Минтрудом России в течение 19992001 гг. осуществлялся проект «Препятствия к доступу к социальной защите населения в России», который также тесно связан с бедностью. Данный проект являлся частью более широкого проекта Совета Европы «Препятствия к доступу к социальной защите населения в Европе» [13].
Таким образом, целый ряд международных агентств, действующих в России, так или иначе исследуют проблему бедности, ее различные стороны. В этих исследованиях содержится глубокий анализ природы бедности, институциональных условий ее формирования, анализируется динамика показателей бедности и неравенства населения по уровню доходов и др.
Вместе с тем, исследования российской бедности, проводимые международными организациями, не в полной, на наш взгляд, мере учитывают результаты друг друга, часто проводятся разрозненно, что приводит к дублированию усилий - научно-исследовательских, административных, финансовых и к не всегда оправданному параллелизму в работе по исследованию и разработке мер социальной политики по смягчению этой чрезвычайно острой для России проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гатауллин Р. Ф., Ишмуратова В. Г., Сагатгареев Р. М. Социально-экономические проблемы сокращения бедности: монография, Академия ВЭГУ. Уфа, 2009. 136 с.
2. Гатауллин Р. Ф., Ишмуратова В. Г. Бедность в России: масштабы и пути преодоления. Уфа: Восточный университет, 2006. 104 с.
3. Jeffrey D. Sachs. The End of Poverty. Economic Possibilities for Our Time. N.Y.: The Penguin Press, 2005. 396 p.
4. Prahalad C. K. The Fortune at the Bottom of the Pyramid: Upper Saddle River. N.Y.: The Wharton School Publishing, 2006. P. 4.
5. Moreno-Dodson B., ed. Reducing Poverty on a Global Scale: Learning and Innovating for Development. Washington: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2005. 267 р.
6. Матвиенко В. И. Выступление на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по обзору и оценке выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития. Женева. 26 июня 2000 г. 18 c.
7. Гизатуллин Х. Н., Гатауллин Р. Ф., Ишмуратова В. Г. Борьба с бедностью как фактор формирования нового качества жизни // Качество жизни и экономическая безопасность России / Под ред. В. А. Черешнева, А. И.Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. С. 845-865.
8. Ишмуратова В. Г. Социальная и стабилизационная функции государства в борьбе с бедностью в условиях трансформационной экономики // Проблемы современной экономики. 2011. №1. С. 57-59.
9. Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции груда. Международное бюро труда. Женева, 1996. С. 23.
10. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. В 2 т. Женева: Международное бюро труда. 1991. Т. II. С. 1323.
11. Груа Ж-В. Уровень жизни, благосостояние и бедность: с точки зрения МОТ. Выступления на семинаре в г. Ташкент 27 марта 2000 г. Ташкент, 2000. С. 6-12.
12. Пересмотренная Европейская Социальная Хартия. Страсбург, 3 мая 1996. С. 5-9.
13. Мелвин П. Препятствия к доступу к социальной защите в Европе // Социальный вестник. 2000. №10. C. 9-16.
Поступила в редакцию 01.10.2014 г.
THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE FIGHT AGAINST POVERTY IN MODERN RUSSIA
© V. G. Ishmuratova
Scientific-Production Company "Biomag" P.O. Box 98, 450096 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Email: [email protected]
Poverty caused by social inequality has existed during the whole history of humanity. However, the conscious understanding of the necessity to care for the poor is a trait of only an economically and socially developed society. The fight against poverty represents one the most important goals of such organizations like the United Nations, World Bank, Organization of Economic Cooperation and Development, the European Union, International Labor Organization, etc. It is a well-known fact that the size of poverty in the modern Russian Federation tremendously increased due to transformations in the sphere of socio-economic and political relations. Therefore, a study, which purpose is identification of the role of above-mentioned international organizations in the fight against poverty in modern Russia, is topical. The basic methods of the research are the historical and logical analysis and expert estimations. Due to the fact that the studies of Russian poverty are conducted by various international organizations, the article presents the main projects and activities in this sphere and the main international judicial documents whose articles need to be reviewed and considered by Russian national judicial system.
Keywords: transformational economics, economics of modern Russia; fight against poverty, international organizations.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Gataullin R. F., Ishmuratova V. G., Sagatgareev R. M. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy sokrashcheniya bednosti: monografiya [Socio-economic issues of poverty reduction: monograph], Akademiya VEGU. Ufa, 2009.
2. Gataullin R. F., Ishmuratova V. G. Bednost' v Rossii: masshtaby i puti preodoleniya [Poverty in Russia: scale and ways of overcoming]. Ufa: Vostochnyi universitet, 2006.
3. Jeffrey D. Sachs. The End of Poverty. Economic Possibilities for Our Time. N.Y.: The Penguin Press, 2005.
4. Prahalad C. K. The Fortune at the Bottom of the Pyramid: Upper Saddle River. N.Y.: The Wharton School Publishing, 2006. Pp. 4.
5. Moreno-Dodson B., ed. Reducing Poverty on a Global Scale: Learning and Innovating for Development. Washington: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2005. 267 r.
6. Matvienko V. I. Vystuplenie na spetsial'noi sessii General'noi Assamblei OON po obzoru i otsenke vypolneniya reshenii Vsemirnoi vstre-chi na vysshem urovne v interesakh sotsial'nogo razvitiya. Zheneva. 26 iyunya 2000 g. 18 c.
7. Gizatullin Kh. N., Gataullin R. F., Ishmuratova V. G. Kachestvo zhizni i ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. Ed. V. A. Chereshneva, A. I.Tatarkina. Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2009. Pp. 845-865.
8. Ishmuratova V. G. Problemy sovremennoi ekonomiki. 2011. No. 1. Pp. 57-59.
9. Ustav Mezhdunarodnoi organizatsii truda i Reglament Mezhdunarodnoi konferentsii gruda [Charter of the International Labor Organization and the regulations of the international labor conference]. Mezhdunarodnoe byuro truda. Zheneva, 1996. Pp. 23.
10. Konventsii i rekomendatsii, prinyatye Mezhdunarodnoi Konferentsiei Truda. V 2 t. [The conventions and recommendations adopted by the international labor conference. In 2 volumes]. Zheneva: Mezhdunarodnoe byuro truda. 1991. T. II. Pp. 1323.
11. Grua Zh-V. Uroven' zhizni, blagosostoyanie i bednost': s tochki zreniya MOT. Vystupleniya na seminare v g. Tashkent 27 marta 2000 g. Tashkent, 2000. Pp. 6-12.
12. Peresmotrennaya Evropeiskaya Sotsial'naya Khartiya. Strasburg, 3 maya 1996. Pp. 5-9.
13. Melvin P. Sotsial'nyi vestnik. 2000. No. 10. Pp. 9-16.
Received 01.10.2014.