Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Международное экологическое право / глобальная экологическая проблема / международное соглашение / охрана окружающей среды / устойчивое развитие / правовое регулирование. / International environmental law / global environmental issue / international agreement / environmental protection / sustainable development / legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаркина П. Д.

В статье анализируется роль международного экологического права в решении глобальных экологических проблем. Объект исследования система международно-правового регулирования охраны окружающей среды. Предмет основные международные соглашения в экологической сфере, проблемы их реализации и пути совершенствования. Цель работы определить перспективы развития международного экологического права. В качестве методов используются анализ международных документов и научных публикаций. По итогам исследования определены ключевые направления совершенствования международно-правового регулирования ужесточение требований, введение санкций, адаптация к новым экологическим угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL LAW IN RESOLVING GLOBAL ENVIRONMENTAL ISSUES: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article analyzes the role of international environmental law in addressing global environmental challenges. The research object is the system of international legal regulation of environmental protection. The subject covers major international agreements in the environmental field, problems of their implementation and ways to improve them. The aim of the work is to determine the future development prospects for international environmental law. The methods include the analysis of international documents and scientific publications. The study concludes by identifying key areas for improving international legal regulation – tightening requirements, introducing sanctions, adapting to new environmental threats.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Для цитирования: Назаркина П.Д. Роль международного права в урегулировании глобальных экологических проблем: вызовы и перспективы / Науч.рук. Ю.С. Цветкова, старший преподаватель кафедры Между народно го и морского права, ГУМРФ им. адмирала С.О Макарова // Океанский менеджмент. 2024. № 2(26). С. 6-11.

Назаркина П.Д.

Nazarkina P. D.,

Студентка 3 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Научный руководитель: Цветкова Ю.С. Tsvetkova Yu.S.,

старший преподаватель кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье анализируется роль международного экологического права в решении глобальных экологических проблем. Объект исследования - система международно-правового регулирования охраны окружающей среды. Предмет - основные международные соглашения в экологической сфере, проблемы их реализации и пути совершенствования. Цель работы - определить перспективы развития международного экологического права. В качестве методов используются анализ международных документов и научных публикаций. По итогам исследования определены ключевые направления совершенствования международно-правового регулирования -ужесточение требований, введение санкций, адаптация к новым экологическим угрозам. Ключевые слова. Международное экологическое право, глобальная экологическая проблема, международное соглашение, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, правовое регулирование.

THE ROLE OF INTERNATIONAL LAW IN RESOLVING GLOBAL ENVIRONMENTAL

ISSUES: CHALLENGES AND PROSPECTS

Abstract The article analyzes the role of international environmental law in addressing global environmental challenges. The research object is the system of international legal regulation of environmental protection. The subject covers major international agreements in the environmental field, problems of their implementation and ways to improve them. The aim of the work is to determine the future development prospects for international environmental law. The methods include the analysis of international documents and scientific publications. The study concludes by identifying key areas for improving international legal regulation - tightening requirements, introducing sanctions, adapting to new environmental threats. Keywords: International environmental law, global environmental issue, international agreement, environmental protection, sustainable development, legal regulation.

Ключевую роль в решении острейших экологических проблем глобального масштаба играет международное экологическое право. Его становление и развитие неразрывно связано с необходимостью консолидации усилий всех государств перед лицом общих вызовов, таких как изменение климата, утрата биоразнообразия, загрязнение Мирового океана. Особое внимание уделяется роли ключевых международных организаций в формировании глобальной экологической повестки и путям повышения эффективности международного природоохранного права. Рассмотрение обозначенных вопросов позволит определить направления дальнейшего прогресса международного экологического права для обеспечения устойчивого развития человечества с учетом новых глобальных вызовов XXI века.

Одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих объединения усилий всего мирового сообщества, является ухудшение состояния окружающей среды. По данным опроса ЮНЕСКО 67% процентов землян обеспокоены глобальным потеплением и стремительным исчезновением видов фауны и флоры. Вторая по значимости глобальная проблема, по мнению жителей планеты, - это конфликты и насилие. На третьем месте -дискриминация и неравенство, на четвертом - недостаток воды, продовольствия и жилья [13].

Ряд экологических процессов приобретает глобальный характер и угрожает стабильности природных систем, поддерживающих жизнь на Земле. В первую очередь следует отметить изменение климата, вызванное накоплением в атмосфере парниковых газов. Повышение среднегодовой температуры, таяние ледников, рост уровня Мирового океана - эти и другие проявления глобального потепления могут привести к необратимым последствиям для

экосистем и человеческой цивилизации. Предотвращение опасных климатических изменений требует координации действий всех стран по сокращению выбросов парниковых газов [9].

Наряду с этим, серьезную опасность представляет загрязнение Мирового океана -основной регулирующей системы нашей планеты. Попадание в воды океана неочищенных промышленных и сельскохозяйственных стоков, разливы нефти, скопление пластика — все это наносит урон морским экосистемам. Возникает необходимость в глобальном экологическом мониторинге и регулировании хозяйственной деятельности в прибрежных зонах [2].

Еще одна серьезная экологическая опасность - опустынивание, особенно заметное в засушливых регионах Африки, Азии, Австралии. Перевыпас скота, распашка земель, вырубка лесов, изменение климата ведут к деградации почв и распространению пустынь [11].

Наконец, обостряется проблема утраты биологического разнообразия на планете. Исчезновение целого ряда видов растений и животных под угрозой оказывает способность экосистем к саморегуляции. Необходимы скоординированные действия по охране редких видов, восстановлению поврежденных человеком природных ландшафтов.

Стоит понимать, что решение обозначенных экологических проблем невозможно только усилиями отдельных стран. Требуются совместные целенаправленные действия мирового сообщества по выработке эффективной природоохранной политики на международном уровне.

В формировании глобальной экологической повестки и выработке соответствующих нормативов ведущая роль принадлежит крупнейшим международным организациям - прежде всего, ООН, ЮНЕП и МСОП [12].

Организация Объединенных Наций как универсальная площадка для многосторонней дипломатии играет ключевую роль в инициировании и принятии наиболее значимых международных соглашений в сфере охраны окружающей среды. Под эгидой ООН были подготовлены и открыты для подписания Конвенция по биоразнообразию, Рамочная конвенция об изменении климата, Конвенция по борьбе с опустыниванием и другие базовые документы глобальной экологической политики [4]. Важнейшую роль в структуре ООН играет Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она выступает в качестве главного природоохранного института системы, обеспечивая научно-методическую поддержку международного экологического сотрудничества. ЮНЕП координирует глобальные программы мониторинга состояния окружающей среды, готовит авторитетные аналитические доклады, стимулирует развитие национального природоохранного законодательства [5].

Еще одна влиятельная организация - Международный союз охраны природы (МСОП). Он объединяет усилия неправительственных экологических организаций, научного и экспертного сообщества. МСОП играет заметную роль в выработке Красного списка угрожаемых видов, программы Экорегионов и других глобальных стандартов охраны дикой природы.

Наряду с межправительственными структурами, важную роль в формировании глобальной экологической повестки играют неправительственные организации (НПО) экологической направленности. Их участие придает большую общественную легитимность процессу выработки международной экологической политики. Ряд крупных международных НПО, таких как Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Всемирный союз охраны природы, обладают значительным экспертным потенциалом в области экологии и устойчивого развития. Эти организации подготавливают авторитетные аналитические доклады о состоянии окружающей среды, разрабатывают рекомендации для принятия политических решений. НПО активно лоббируют экологическую проблематику на переговорных площадках, организуя кампании в поддержку конкретных инициатив и международных соглашений. В частности, значителен вклад природоохранных НПО в принятие Конвенции о биологическом разнообразии и в продвижение Парижского соглашения по климату [18].

Неправительственные организации зачастую выступают в роли общественных контролеров, фиксируя нарушения экологического законодательства и добиваясь от компаний и властей устранения негативного воздействия на окружающую среду. Эта деятельность способствует повышению ответственности бизнеса и госорганов при принятии решений, затрагивающих природопользование.

В целом, экологические НПО демонстрируют способность эффективно дополнять усилия правительств и международных организаций в выработке и реализации стратегии устойчивого развития на глобальном уровне.

Для решения острых экологических проблем, затрагивающих интересы всего мирового сообщества, в последние десятилетия был разработан ряд международных соглашений и конвенций, призванных координировать природоохранную деятельность на глобальном уровне. Одним из наиболее значимых документов является Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принятая в 1992 году [14]. Она определяет общие принципы межгосударственного взаимодействия по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере и предотвращению опасных климатических изменений. Конвенция стимулировала принятие целого ряда последующих соглашений, в частности, Киотского протокола, налагающего количественные ограничения на выбросы развитыми странами.

Еще одним важнейшим международным договором является Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года [8]. Она устанавливает правовые нормы сохранения биологического разнообразия, устойчивого использования биоресурсов, справедливого распределения выгод от их применения. Конвенция способствует координации национальных стратегий в данной сфере [5].

Кроме того, существует ряд региональных соглашений, например по охране морской среды различных морей и океанов. Одним из примеров является Хельсинская конвенция по защите Балтийского моря, принятая в 1974 году [9]. Она регулирует предотвращение загрязнения моря промышленными и хозяйственно-бытовыми стоками. Отметим и международные конвенции по охране конкретных видов животных, в частности Конвенцию по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года [10]. Она координирует трансграничные меры по защите перелетных птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, рыб.

Несмотря на формирование обширной международно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды, ее эффективное применение на практике наталкивается на ряд препятствий.

Одной из основных проблем является нежелание отдельных стран присоединяться к тем или иным экологическим конвенциям либо ратифицировать их [7]. Подобный подход часто обусловлен опасением чрезмерных затрат на реорганизацию национальной экономики в соответствии с международными нормами. Особенно это касается развивающихся государств.

Кроме того, зачастую возникают сложности с обеспечением контроля за соблюдением уже заключенных соглашений. Экологический мониторинг требует наличия дорогостоящей инфраструктуры и точной отчетности со стороны участников соглашения. Далеко не все страны готовы обеспечить такие условия [8].

Немаловажной проблемой остается отсутствие действенных механизмов принуждения к исполнению взятых на себя обязательств [3]. Санкции за нарушение большинства экологических конвенций либо не прописаны вовсе, либо носят формальный характер. Например, Киотский протокол. Это международное соглашение, направленное на сокращение выбросов парниковых газов. Он был принят в 1997 году, но не содержал реальных механизмов для обеспечения его выполнения [7].

В частности:

1. Не были прописаны штрафные санкции для стран, не выполняющих свои обязательства по сокращению выбросов.

2. Отсутствовал механизм принудительного соблюдения лимитов на выбросы для отдельных стран.

3. Не предусматривалось никаких последствий для стран, отказавшихся ратифицировать Протокол (например, США).

Для повышения эффективности международного экологического права необходим поиск путей его дальнейшего совершенствования. Речь может идти о комплексе мер организационного, правового и экономического характера. Предложим некоторые рекомендации:

1. Ужесточение экологических требований в уже действующих соглашениях путем внесения в них поправок. Такой ход позволит актуализировать международные нормы с учетом новых данных науки об экологических рисках.

Требования с учетом правок могут стать:

- Повысить целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов в рамках

Парижского соглашения.

- - Ввести жесткие штрафные санкции за невыполнение взятых странами обязательств по

сокращению выбросов в рамках Парижского соглашения.

- Расширить список загрязняющих веществ, регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой. Добавить несколько новых химических соединений, представляющих угрозу.

- Ужесточить требования к сбросам неочищенных сточных вод в рамках Конвенции по защите морской среды Балтийского моря (XEJ1KOM). Сократить допустимые объемы сбросов, увеличить процент очистки.

- Повысить целевые показатели по восстановлению лесов и лесопосадкам в рамках Парижского соглашения и Конвенции по биологическому разнообразию. Увеличить плановые площади лесовосстановления.

2. Введение финансовых санкций за несоблюдение взятых обязательств. Штрафные механизмы стимулировали бы государства к более ответственному отношению к выполнению условий конвенций. Поступления от штрафов можно было бы направлять на восстановление окружающей среды.

3. Создание постоянных наднациональных органов, осуществляющих контроль за претворением в жизнь международного законодательства. Подобные структуры были бы более независимыми и объективными в оценке реального положения дел в разных странах.

Например, Международное агентство по климату и атмосфере. Это могло бы быть агентство в рамках ООН, осуществляющее мониторинг выбросов парниковых газов в разных странах, проверку отчетности и выполнения взятых обязательств в рамках Парижского соглашения и других договоров.

Международная инспекция по охране океанов наблюдала бы за загрязнением Мирового океана, сбросами, промыслом водных биоресурсов, судоходством. Могла бы проводить рейды на суда, платформы, проверять портовые сооружения.

Комиссия по сохранению биоразнообразия - независимый межправительственный орган для контроля исполнения Конвенции по биоразнообразию в части охраны исчезающих видов, лесов, особо охраняемых природных территорий. Имела бы полномочия проводить проверки, налагать взыскания.

4. Расширение полномочий существующих международных организаций в сфере охраны окружающей среды, прежде всего Программы ООН по окружающей среде. Такое решение позволило бы усилить координирующую роль таких организаций [1].

Реализация подобных мер создала бы более стройную и действенную систему международно-правового регулирования экологической деятельности, что, в свою очередь, послужило бы мощным стимулом для углубления межгосударственного сотрудничества в решении острейших экологических проблем современности.

Другим потенциально перспективным направлением развития международного экологического права представляется внедрение единых международных стандартов экологической сертификации и маркировки товаров и услуг. Они позволят сформировать унифицированные критерии оценки воздействия на окружающую среду различных видов продукции и производственной деятельности.

Уже сейчас существует ряд добровольных международных экостандартов, таких как Eco-Management and Audit Scheme (EMAS), Forest Stewardship Council (FSC), Marine Stewardship Council (MSC) и другие [15]. Однако их применение носит разрозненный характер и не получило пока широкого распространения.

Для глобального внедрения экологической сертификации необходимо принятие универсальной международной конвенции, закрепляющей основные принципы и механизмы. В ее рамках можно предусмотреть обязательное экологическое маркирование отдельных групп товаров, представляющих повышенную опасность для окружающей среды. Широкое распространение единых экостандартов и экомаркировки стимулировало бы производителей к внедрению ресурсосберегающих технологий и минимизации вредных выбросов. Это позволило бы потребителям делать более осознанный экологический выбор при покупке товаров. В перспективе на базе международной системы экосертификации можно сформировать глобальную базу данных о "экологическом следе" различных видов продукции и услуг. Она будет способствовать повышению прозрачности и ответственности бизнеса в вопросах воздействия на окружающую среду.

Унификация подходов к экологической сертификации в рамках международного права открывает широкие возможности для «экологизации» мировой экономики и продвижения принципов устойчивого развития.

Развитие международного экологического права неразрывно связано с необходимостью адекватного реагирования на новые глобальные вызовы в сфере взаимодействия общества и природы. Учет будущих угроз и рисков должен стать одним из основных векторов совершенствования правового регулирования охраны окружающей среды [17]. В частности, в ближайшие десятилетия потребуется принятие принципиально новых норм и соглашений, направленных на адаптацию к изменениям климата и смягчение их негативных последствий. Предстоит выработка моделей трансграничного сотрудничества для защиты населения и хозяйственной инфраструктуры прибрежных территорий от наводнений в условиях повышения уровня Мирового океана [16].

Актуальным становится юридическое оформление международного режима по защите и рациональному использованию ресурсов открытого океана в условиях их возрастающего освоения. Требуется выработка правовой базы освоения природных ресурсов Арктики при сохранении уязвимой полярной экосистемы [19]. В повестку дня встает задача определения международно-правового статуса экологических беженцев из регионов, ставших непригодными для нормальной жизни в результате изменения климата и техногенных катастроф.

Также предстоит создание эффективных международно-правовых механизмов предотвращения загрязнения околоземного космического пространства и неконтролируемого изменения погоды и климата Земли в ходе возможных геоинженерных экспериментов.

Таким образом, дальнейшее поступательное развитие глобального экологического права должно опираться на научное прогнозирование новых вызовов и угроз, что позволит заблаговременно формировать адекватные международно-правовые механизмы реагирования на них в интересах устойчивого развития.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что международное экологическое право играет ключевую роль в противодействии глобальным экологическим угрозам современности. За последние десятилетия сформирована обширная международно-правовая база, включающая как универсальные, так и региональные соглашения по широкому спектру проблем - изменение климата, сохранение биоразнообразия, предотвращение загрязнения окружающей среды. Главную роль в разработке и продвижении этих соглашений играют авторитетные международные организации, такие как ООН, ЮНЕП, МСОП. Вместе с тем, имеется ряд серьезных проблем в реализации международного природоохранного права - от нежелания отдельных стран присоединяться к соглашениям до отсутствия эффективных механизмов контроля и принуждения.

Для решения этих проблем необходимо совершенствование международно-правового регулирования путем ужесточения требований, введения санкций, формирования наднациональных регулирующих органов. Кроме того, предстоит адаптация системы глобального экологического права к новым вызовам XXI века, включая последствия изменения климата, освоение ресурсов Мирового океана, обеспечение экологической безопасности в ходе осуществления масштабных геоинженерных проектов. Таким образом, развитие международного экологического права должно опираться на прогнозирование новых экологических угроз и своевременную выработку адекватных правовых механизмов реагирования на них в интересах устойчивого развития всего мирового сообщества.

Пристатейный библиографический список

1) Агафонов A.B. Международно-правовая охрана окружающей среды // ЕГИ. - 2017. - №2 (16). - С. 13-28.

2) Арапов С.Н. Международные договоры в области охраны окружающей среды // Контентус. - 2020. - №7. -34-41.

3) Власов В.А., Шитова Т.В. Зарождение, генезис развития, некоторые тенденции и перспективы развития международного экологического права//Аграрное и земельное право. -2020. - №3 (183). -С. 147-151.

4) Волик В.В., Беспалова О.В. Роль международных организаций в сфере поддержания экологической безопасности // Teise . - 2021. - №121. - С. 148-157 .

5) Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р. Правовые аспекты противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в окружающей среде // В сб.: Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Сб. статей по итогам Меж-дунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. -2019.-С. 48-52.

6) Какие проблемы больше всего волнуют жителей планеты? // Организация объединенных наций URL: https://news.un.org/ru/story/2021/04/1400092 (дата обращения: 03.06.2024).

7) Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата // ООН. Конвенции и соглашения URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения: 03.06.2024).

8) Конвенция о биологическом разнообразии // ООН. Конвенции и соглашения URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 03.06.2024).

9) Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года // Консорциум кодекс URL: https://docs.cntd.ru/document/1900924 (дата обращения: 03.06.2024).

10) Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных // URL: https://www.cms.int/sites/default/files/document/inf_02_convention_text_ru_0.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

11) Майорова E.H. Международные правовые конвенции как инструмент предотвращения экологических рисков // Вестник ТУУ. - 2021. - №6. - С. 44-52.

12) Нодари Д.Э., Иванова Ю.А., Кирилл Е.Ш. Актуальные теоретические и правовые проблемы регулирования в сфере международного экологического права // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. -№5. - С. 62-67.

13) Нурбердиева О., Беглиева X. Современные глобальные экологические проблемы // Мировая наука. - 2023. -№11 (80). - С. 66-70.

14) Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата // ОООН. Конвенции и соглашения URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 03.06.2024).

15) Салия М.Р. Развитие международного экологического права на современном этапе: обзор мероприятий, международных договоров и судебной практики // Lex Russica. - 2021. - №4 (173). - С. 79-88.

16) Соколова Н. А. Международное сотрудничество в сфере науки и технологий для охраны окружающей среды //Lex russica. —2020. —№ 9. —С. 131-142.

17) T.B. Черноморова Деятельность ООН и других международных организаций в области продвижения модели «зеленой экономики» // «Зеленая экономика» как глобальная стратегия развития в посткризисном мире. - 2016. - №2016. - С. 58-107.

18) Шукурлаев М.Н. Рлобальные экологические проблемы окружающей среды в современных условиях // Мировая наука. -2021. -№10(55). - С. 107-110.

19) Юсупова З.А., Мухаметгареева Н.М. О некоторых проблемах развития международного экологического права // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - №2 (48). - С. 173-176.

Для цитирования: Ершова А.А. Право интеллектуальной собственности в сфере искусственного интеллекта: вызовы и перспективы международно-правового регулирования / Науч.рук. Ю.С. Цветкова, старший преподаватель кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С.О Макарова // Океанский менеджмент. 2024. № 2(26). С. 11-17.

Ершова А.А.

Ershova А. А.,

Студентка 3 курса бакалавриата, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова, Кафедра Международного и морского права

Научный руководитель: Цветкова Ю.С. Tsvetkova Yu.S.,

старший преподаватель кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Развитие технологий искусственного интеллекта создает новые объекты интеллектуальной собственности и вызывает необходимость адаптации правового регулирования в этой сфере. В статье анализируются особенности и проблемы правовой охраны результатов деятельности ИИ - программ, алгоритмов, данных. Рассматриваются подходы к определению правообладателя для объектов, созданных ИИ. Поднимаются вопросы гармонизации национальных законодательств и международных соглашений с учетом развития ИИ. Делается вывод о необходимости новых правовых механизмов для сбалансированной охраны интеллектуальной собственности в сфере искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, интеллектуальная собственность, авторское право, патентное право, международное право, право интеллектуальной собственности, инновации, правовая охрана, результаты интеллектуальной деятельности, объекты интеллектуальной собственности.

INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN THE FIELD OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE: CHALLENGES AND PROSPECTS OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.