Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ'

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1050
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЮНЕП / ООН / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МОНТЕВИДЕЙСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салия М. Р.

Международное сообщество переживает начало новой эры в развитии международного экологического права, где в защиту прав на здоровую окружающую среду выступают не только международные межправительственные и неправительственные организации, государства, но и юные активисты по всему миру. С 2020 г. государства взяли на себя обязательство начать осуществлять определяемые на национальном уровне вклады, принятые в соответствии с Парижским соглашением 2015 г. (Российская Федерация входит в число участников данного Соглашения). С 2020 г. также начинает действовать Пятая Монтевидейская программа по развитию и периодическому обзору экологического права, реализуемая под эгидой ЮНЕП. Таким образом, ООН пытается активизировать процесс совершенствования и имплементации международно-правовых норм международного экологического права в национальное законодательство государств-членов. Обзор международной и национальной практики по экологическим спорам говорит о тенденции к увеличению данного вида споров, что, в свою очередь, свидетельствует об увеличении уровня правовой культуры и правового сознания граждан. Это люди, неравнодушные к своему будущему и будущему следующих поколений, к здоровой окружающей среде и к благополучной жизни на Земле. Важно понять, что в соответствии с такими принципами международного экологического права, как «окружающая среда - общая забота человечества» и «взаимосвязь охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод», ответственность за загрязнение окружающей среды (в широком понимании данного термина) несет каждый из нас: граждане, компании, государства, международные организации, и в достижении цели защитить ее должны быть заинтересованы все.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW AT THE PRESENT STAGE: THE REVIEW OF ACTIVITIES, INTERNATIONAL TREATIES AND CASE LAW

The international community is experiencing the beginning of a new era in the development of international environmental law, where the rights to healthy environment are protected not only by international intergovernmental and non-governmental organizations, States, but also by young activists around the world. Since 2020, States have committed themselves to implementing nationally determined contributions made in accordance with the 2015 Paris Agreement. (The Russian Federation is one of the Parties to this Agreement). The Fifth Montevideo Programme for the Development and Periodic Review of Environmental Law implemented under the auspices of UNEP was also launched in 2020. Thus, the UN is trying to intensify the process of improving and implementing international rules of law of international environmental law into the national legislation of Member States. The review of international and national practices on environmental disputes indicates a trend towards an increase in this type of disputes, which in turn shows an increase in the level of legal culture and legal consciousness of citizens. These are people who are not indifferent to their future and the future of the next generations, to a healthy environment and to a prosperous life on the Earth. It is important to understand that, in accordance with the principles of international environmental law, such as “the environment is the common concern of mankind” and “the relationship between the protection of the environment and peace , development, human rights and fundamental freedoms”, the responsibility for pollution (in broader understanding) is borne by each of us: citizens, companies, States, international organizations, and everyone should be interested in achieving the goal of protecting it.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ»



МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

JUS GENTIUM

DOI: 10.17803/1729-5920.2021.173.4.079-087

М. Р. Салия*

Развитие международного экологического права на современном этапе: обзор мероприятий, международных договоров и судебной практики

Аннотация. Международное сообщество переживает начало новой эры в развитии международного экологического права, где в защиту прав на здоровую окружающую среду выступают не только международные межправительственные и неправительственные организации, государства, но и юные активисты по всему миру. С 2020 г. государства взяли на себя обязательство начать осуществлять определяемые на национальном уровне вклады, принятые в соответствии с Парижским соглашением 2015 г. (Российская Федерация входит в число участников данного Соглашения). С 2020 г. также начинает действовать Пятая Монтевидейская программа по развитию и периодическому обзору экологического права, реализуемая под эгидой ЮНЕП. Таким образом, ООН пытается активизировать процесс совершенствования и импле-ментации международно-правовых норм международного экологического права в национальное законодательство государств-членов. Обзор международной и национальной практики по экологическим спорам говорит о тенденции к увеличению данного вида споров, что, в свою очередь, свидетельствует об увеличении уровня правовой культуры и правового сознания граждан. Это люди, неравнодушные к своему будущему и будущему следующих поколений, к здоровой окружающей среде и к благополучной жизни на Земле. Важно понять, что в соответствии с такими принципами международного экологического права, как «окружающая среда — общая забота человечества» и «взаимосвязь охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод», ответственность за загрязнение окружающей среды (в широком понимании данного термина) несет каждый из нас: граждане, компании, государства, международные организации, и в достижении цели защитить ее должны быть заинтересованы все.

Ключевые слова: окружающая среда; международное экологическое право; Парижское соглашение; ЮНЕП; ООН; загрязнение окружающей среды; Монтевидейская программа.

Для цитирования: Салия М. Р. Развитие международного экологического права на современном этапе: обзор мероприятий, международных договоров и судебной практики // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 4. — С. 79-87. — DOI: 10.17803/1729-5920.2021.173.4.079-087.

© Салия М. Р., 2021

* Салия Марианна Романовна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (ВАВТ)

Воробьевское шоссе, д. 6а, г. Москва, Россия, 119285 m.saliya@yandex.ru

LEX 1Р?Ж

The Development of International Environmental Law at the Present Stage: The Review of Activities, International Treaties and Case Law

Marianne R. Salia, Cand. Sci. (Law), Senior Lecturer, Department of International Law, Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation Vorobyevskoe shosse, d. 6a, Moscow, Russia, 119285 m.saliya@yandex.ru

Abstract. The international community is experiencing the beginning of a new era in the development of international environmental law, where the rights to healthy environment are protected not only by international intergovernmental and non-governmental organizations, States, but also by young activists around the world. Since 2020, States have committed themselves to implementing nationally determined contributions made in accordance with the 2015 Paris Agreement. (The Russian Federation is one of the Parties to this Agreement). The Fifth Montevideo Programme for the Development and Periodic Review of Environmental Law implemented under the auspices of UNEP was also launched in 2020. Thus, the UN is trying to intensify the process of improving and implementing international rules of law of international environmental law into the national legislation of Member States. The review of international and national practices on environmental disputes indicates a trend towards an increase in this type of disputes, which in turn shows an increase in the level of legal culture and legal consciousness of citizens. These are people who are not indifferent to their future and the future of the next generations, to a healthy environment and to a prosperous life on the Earth. It is important to understand that, in accordance with the principles of international environmental law, such as "the environment is the common concern of mankind" and "the relationship between the protection of the environment and peace , development, human rights and fundamental freedoms", the responsibility for pollution (in broader understanding) is borne by each of us: citizens, companies, States, international organizations, and everyone should be interested in achieving the goal of protecting it.

Keywords: environment; international environmental law; Paris Agreement; UNEP; UN; pollution; Montevideo Programme.

Cite as: Salia MR. Razvitie mezhdunarodnogo ekologicheskogo prava na sovremennom etape: obzor meropriyatiy, mezhdunarodnykh dogovorov i sudebnoy praktiki [The Development of International Environmental Law at the Present Stage: The Review of Activities, International Treaties and Case Law]. Lexrussica. 2021;74(4):79-87. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.173.4.079-087. (In Russ., abstract in Eng.).

Проблема защиты окружающей среды1 с каждым годом становится все острее: «глобальное потепление воздуха и океана; повышение уровня моря; таяние ледников, вечной мерзлоты и арктических морских льдов; изменения в углеродных, биогеохимических и глобальных гидрологических циклах; кризисы в области продовольственной безопасности; недостаток пресной воды; и более частые и экстремальные природные явления»2 — всё вышеперечисленное, по данным Программы ООН по окружающей среде

(ЮНЕП), оказывает негативное воздействие на жизнь и здоровье всего живого на Земле.

Как реагирует мировое сообщество на эти вызовы? Весьма амбициозные цели — здоровая окружающая среда и зеленая экономика — поставил себе Европейский Союз. Так, например, в рамках государственных закупок процесс, при котором государственные и муниципальные органы государств — членов ЕС приобретают товары, работы и услуги, которые в меньшей мере воздействуют на окружающую

1 Термин «окружающая среда» включает в себя широкий спектр отношений: «сохранение и устойчивое использование природных ресурсов и биологического разнообразия; сохранение видов, находящихся под угрозой исчезновения, а также мигрирующих видов; сохранение Антарктики и районов всемирного наследия; защита океанов и международных водотоков; предотвращение загрязнения атмосферы и озонового слоя, неблагоприятных изменений климата; охрана здоровья человека и качество жизни» (Birnie P, Boyle A., Redgwell C. International Law and the Environment. Third ed. Oxford, 2009). Таким образом, круг проблем, с которым сталкивается человечество, весьма обширен. Последствия бездействия неминуемы и могут быть катастрофическими.

2 Программа Объединенных Наций по окружающей среде (2019 г.). «Глобальная экологическая перспектива (ГЭП-6): здоровая планета — здоровые люди». Найроби.

Салия М. Р.

Развитие международного экологического права на современном этапе

среду, получил специальное название — зеленые государственные закупки ЕС3.

Кроме того, проблемы экологии более активно освещаются в медиапространстве: выпускаются фильмы о юных активистах, выступающих за защиту окружающей среды; проводятся международные конференции, на которых государства и международные организации выражают свою глубокую озабоченность по поводу загрязнения экологии, повышения уровня океана, глобального потепления, исчезновения редких видов животных и растений и т.д. Государства объединяют свои силы в поиске наиболее перспективных решений в развитии экологически безопасного технологического процесса путем сотрудничества в сфере науки и технологий на международном уровне4.

На 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН были приняты 17 Целей устойчивого развития, включающие борьбу с изменением климата (цель 13). Для эффективной реализации поставленной цели в том же, 2015, году было принято Парижское соглашение5. К «практическим» мерам можно отнести принятые государствами «предполагаемые определяемые на национальном уровне вклады» (ПОНВ) — реальные меры, которые государства обязуются

(на добровольной основе) выполнять в целях борьбы с загрязнением окружающей среды в соответствии с положениями Парижского соглашения. По словам Исполнительного секретаря Рамочной конвенции ООН об изменении климата Патрисии Эспиносы, в 2021 г. участники Парижского соглашения должны перейти от обсуждения того, как работает Соглашение, к тому, как они могут в полной мере применить его на практике6. Действительно, времени для дискуссий и заявлений остается всё меньше. Необходима реализация запланированных задач со стороны как государств, так и международных организаций и каждого человека на планете — любой вклад идет во благо оздоровления окружающей среды. Ведь на данный момент прогнозы не столь благоприятные.

Так, 1 декабря 2020 г. ЮНЕП подготовила Доклад о разрыве в уровне выбросов 2020 г.7 По данным организации, концентрация парниковых газов продолжает расти, а график, который позволил бы ликвидировать данный разрыв, не соблюдается. Из положительного в докладе выражена надежда на выполнение рядом стран своих обязательств по обеспечению выхода на нулевое сальдо выбросов к середине столетия («стремление к нулю»8) — при условии, что

См.: Камалян А. М. Правовое регулирование государственных закупок в Европейском Союзе и в других организациях : монография. М. : Проспект, 2020. С. 93.

См.: Соколова Н. А. Международное сотрудничество в сфере науки и технологий для охраны окружающей среды // Lex russica. 2020. № 9. С. 131.

Данное Соглашение пришло на смену Киотскому протоколу. Его основные задачи: а) снижение содержания углекислого газа в атмосфере посредством удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и приложение усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С; б) повышение способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействие сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия; в) приведение финансовых потоков в соответствие с траекторией развития, характеризующейся низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата (ст. 2). В течение 5 лет государства-участники обязуются направить в Секретариат ООН по климату свои планы по борьбе с изменением климата. Таким образом, с 2020 г. государства должны их реализовывать. Однако данное Соглашение не устанавливает санкции в случае несоблюдения сторонами установленных обязательств, за что и было подвергнуто критике (см.: Milman O. James Hansen, father of climate change awareness, calls Paris talks 'a fraud' // The Guardian. 2015).

URL: unfcc.int/ru/news/parizhskoe-soglashenie-simvol-nadezhdy (дата обращения: 17.12.2020). «Эта разница между тем, "где мы, вероятно, окажемся", и тем, "где нам необходимо быть", известна как "разрыв в уровнях выбросов"» (см.: URL: https://www.unep.org/ru/emissions-gap-report-2020 (дата обращения: 17.12.2020)).

«Стремление к нулю» — это международная кампания за «здоровое», устойчивое восстановление с нулевым уровнем выбросов парниковых газов. Кампания, возглавляемая Лидерами высокого уровня ООН по климату, призвана объединить обязательства городов, бизнеса и инвесторов по достижению нулевой эмиссии в преддверии 26-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-26). В рамках кампании осуществляется сотрудничество с международными объ-

3

4

5

8

LEX RUSSICA

международное право

jus gentium

продекларированные этими странами обязательства действительно будут выполнены:

— Европейский Союз, Великобритания, Япония, Канада, Южная Африка, Аргентина и Мексика — выход на нулевое сальдо выбросов к 2050 г.;

— Китай — достижение углеродной нейтральности к 2060 г.

12 декабря 2020 г. ООН совместно с Соединенным Королевством, Францией и при партнерстве Чили и Италии провели Саммит по амбициозным задачам в связи с изменением климата (Climate Ambition Summit). Основная цель мероприятия — определить новые задачи, стратегии и обязательства по борьбе с изменением климата, основываясь на трех основных положениях Парижского соглашения: смягчение последствий, адаптация и обязательства по финансированию9.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутер-риш в своей речи подчеркнул, что чрезвычайное положение по климату будет сохранятся до тех пор, пока углеродный нейтралитет не будет достигнут во всем мире, — обещаний недостаточно, необходимо действовать10.

Примечательно, что в саммите приняли участие не только представители государств, но также межправительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.д. Каждый из участников обратился с призывом к действию и заявил о новых мерах по борьбе с изменением климата. Ниже представлены примеры действий и инициатив иностранных компаний:

— C40 Cities — организация по вопросам изменения климата, объединяющая 40 крупных городов планеты, укрепила приверженность и действия городов по реализации Парижского соглашения, объявив о запуске кампании Cities Race to Zero и о том, что 70 городов присоединились к ней в первый месяц;

— Godrej & Boyce — индийская производственная компания, объявившая о своих обязательствах по ключевым глобальным инициативам, включая бизнес-амбиции на 1,5 °С, постановку научно обоснованных целей и повышение энергоэффективности в рамках

инициативы EP100 для энергоэффективных компаний в соответствии с их общим стремлением достичь углеродной нейтральности к 2050 г.;

— International Airlines Group (Испания/Великобритания) — первая авиакомпания в мире, взявшая на себя обязательство достичь чистого нулевого уровня выбросов к 2050 г.;

— Oneworld — альянс 13 авиакомпаний, представляющих 20 % мировой авиации, инвестирует 400 млн долл. США в устойчивое авиационное топливо (в течение следующих 20 лет), чтобы достичь чистого нуля выбросов углекислого газа к 2050 г.;

— Dalmia Cement — индийская цементная компания разработала дорожную карту, чтобы стать углеродно-отрицательной к 2040 г., и работает во всем мире, чтобы достичь своих 100 %-х целей в области возобновляемых источников энергии, в то время как 40 ведущих мировых производителей цемента в рамках Глобальной ассоциации бетона и цемента приняли отраслевое обязательство поставлять углеродно-нейтральный бетон к 2050 г.;

— Movida-Rent-A-Car — бразильская компания по аренде автомобилей представила действия для выполнения обещания достичь чистого нулевого уровня выбросов к 2030 г. и стать углеродно-позитивной к 2040 г. Movida сокращает выбросы по всей своей деятельности, компенсируя углеродный след компании и ее клиентов посадкой деревьев, а также адаптацией к последствиям изменения климата и проведением анализа рисков с использованием методологий целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом;

— Apple — американская компания пообещала углеродную нейтральность для своей цепочки поставок и продуктов к 2030 г. и объявила о том, что 95 ее поставщиков обязались на 100 % перейти на возобновляемые источники энергии;

— Artistic Milliners — текстильная компания из Пакистана объявила о присоединении к Хартии модной индустрии ООН по климатическим действиям и поделилась своими

единениями и инициативами, каждая из которых стремится к достижению нетто-нулевой эмиссии (см.: URL: https://unfccc.int/ru/news/soobschenie-Nderov-vysokogo-urovnya-oon-po-klimatu-po-sluchayu-klimaticheskogo-sammita (дата обращения: 17.12.2020)).

9 См.: URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

10 URL: https://www.climateambitionsummit2020.org/ (дата обращения: 17.12.2020).

Салия М. Р.

Развитие международного экологического права на современном этапе

действиями по циркулярной экономике, чтобы сократить свой углеродный след и обеспечить нулевые потери энергии;

— Zurich Insurance — швейцарская страховая компания объявила, что Цюрихский альянс по борьбе с наводнениями утроит финансирование к 2025 г. и расширит свой охват с 11 до 21 страны;

— мэр Фритауна (Сьерра-Леоне) обязался посадить 1 млн деревьев в период с 2020 по 2021 г.

Приведенные примеры очередной раз доказывают увеличение роли неправительственных организаций, компаний, даже отдельных городов — акторов, не выступающих в качестве субъектов международного права, — в достижении целей, установленных международным сообществом в лице международных межправительственных организаций и государств (т.е. субъектами МП) в рамках международного экологического права. Таким образом, происходит реализация одного из принципов международного экологического права: окружающая среда — общая забота человечества. «Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду»11.

На Саммите по амбициозным задачам в связи с изменением климата также была анонсирована 26-я ежегодная Конференция сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата, которая пройдет в Глазго (Соединенное Королевство) в ноябре 2021 г.

Стоит вспомнить, какие меры (предполагаемые определяемые на национальном уровне вклады) представили государства в период с 2015 по 2020 г. Так, например, определяемый на

национальном уровне вклад Российской Федерации состоит в сокращении выбросов парниковых газов до 70 % относительно уровня 1990 г.12 посредством повышения энергетической эффективности во всех секторах экономики, развития использования нетопливных и возобновляемых источников энергии, защиты и повышения качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов, финансового и налогового стимулирования снижения антропогенных выбросов парниковых газов13. В 2021 г. планируется завершить актуализацию стандартов по управлению выбросами парниковых газов на уровне организаций и разработать новые стандарты, соответствующие ISO 14067:2018 и ISO 14080:201814.

Республика Беларусь установила следующие «предполагаемые национально определяемые вклады»: «обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 28 процентов от уровня выбросов 1990 года...»15. Австралия заявила о снижении выброса парниковых газов к 2030 г. с 26 до 28 % от уровня 2005 г.16 Германия установила показатель снижения выбросов парниковых газов к 2030 г. в размере 40 % от уровня 1990 г.17

В марте 2019 г. в рамках заседания Ассамблеи ООН по окружающей среде была принята Пятая Монтевидейская программа по развитию и периодическому обзору экологического права (далее — Программа). Данная межправительственная Программа рассчитана на 10 лет (с 2020 по 2030 г.) и служит руководством для определения и реализации приоритетных мер в области экологического права. Секретариатом выступает ЮНЕП18.

Целями Программы являются: а) оказание содействия в развитии адекватного и эффективного природоохранного зако-

11 Бекяшев К. А. Международное публичное право : учебник. М. : Проспект, 2019. С. 878.

12 С учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ.

13 URL: https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PublishedDocuments/Russia%20First/NDC_RF_ru.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

14 См.: URL: https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PublishedDocuments/Russia%20First/NDC_RF_ru.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

15 URL: https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PublishedDocuments/Belarus%20First/Belarus_INDC_ Rus_25.09.2015.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

16 URL: https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PublishedDocuments/Australia%20First/Australias%20 Intended%20NationaNy%20Determined%20Contribution%20to%20a%20new%20Climate%20Change%20 Agreement%20-%20August%202015.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

17 URL: https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PublishedDocuments/Germany%20First/LV-03-06-EU%20 INDC.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

18 UNEP/EA.4/19 // URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/UNEP/EA.4/19 (дата обращения: 17.12.2020).

да трэж

нодательства и нормативно-правовой базы на всех уровнях для решения экологических проблем;

b) укрепление эффективного применения природоохранного законодательства на национальном уровне;

c) поддержка усилий по созданию потенциала в целях повышения эффективности экологического права применительно ко всем заинтересованным сторонам на всех уровнях;

d) оказание содействия национальным правительствам по их просьбе в развитии и осуществлении принципа верховенства экологического права в соответствии с решением 27/9 Совета управляющих Программы ООН по окружающей среде;

e) содействие повышению роли экологического права в контексте эффективного экологического регулирования;

Т повышение оперативности реагирования и эффективности осуществления Монтевидей-ской программы.

Вышеперечисленные цели будут достигаться

посредством следующих мероприятий:

a) предоставление странам практических руководящих материалов, инструментов, инновационных подходов и ресурсов, включая эффективные правовые модели и подходы, а также передовой практики и типовых показателей для эффективного и инклюзивного развития и применения экологического права в соответствии с решением 27/9 Совета управляющих Программы ООН по окружающей среде;

b) разработка и содействие применению механизмов обмена информацией и данными между действующими в правовой сфере заинтересованными сторонами, участвующими в развитии и применении экологического права;

c) содействие участию общественности, доступу к информации и доступу к правосудию по природоохранным вопросам;

с1) содействие признанию взаимоукрепляющей связи между экологическим правом и тремя основополагающими принципами Устава ООН;

е) оказание поддержки сотрудничеству и содействие налаживанию партнерских связей в области экологического права в рамках всей системы ООН и с другими соответству-

ющими субъектами, включая организации гражданского общества; Т содействие просвещению по вопросам экологического права в целях расширения прав и возможностей людей и общин и укрепления институционального потенциала стран в решении природоохранных проблем; g) оказание поддержки инициативам по повышению осведомленности в области экологического права на различных уровнях; 1п) содействие проведению научно-исследовательских работ, включая конкретные исследования и доклады, по возникающим экологическим проблемам и взаимосвязям между экологическим правом и другими смежными правовыми областями; ¡) содействие подготовке кадров в области экологического права, особенно для таких представителей юридических профессий, как судьи и прокуроры, и других сотрудников правоохранительных органов. Представляется, что данные меры должны способствовать в первую очередь пониманию и осознанию существующей проблемы и механизмов ее устранения, по крайней мере посредством усовершенствования правового регулирования отношений по защите окружающей среды не только на международном уровне, но и на национальном. Постепенно мир движется в данном направлении, о чем свидетельствует обзор судебных разбирательств.

За последнее время значительно увеличилась судебная практика по «климатическим» спорам. Как сообщает ЮНЕП, еще в 2017 г. в 24 странах число споров по «климату» составляло 884 дел, а в 2020 г. увеличилось практически вдвое — 1 500 дел в 38 государствах, включая Евросоюз19.

«Климатические» споры можно подразделить на несколько групп. Основная группа споров касается прав человека на здоровую окружающую среду. Так, в ноябре 2017 г. Межамериканский суд по правам человека (МСПЧ) вынес консультативное заключение на запрос Колумбии, в котором пояснил, что право на здоровую окружающую среду является фундаментальным правом человека в соответствии с Американской конвенцией по правам человека. Суд разъяснил, что ухудшение окружающей среды, включая неблагоприятные последствия от изменения климата, нарушают права чело-

19 URL: https://www.unep.org/resources/report/global-climate-litigation-report-2020-status-review (дата обращения: 31.01.2021).

Салия М. Р.

Развитие международного экологического права на современном этапе

века; кроме того, государства обязаны гарантировать, что их действия не нарушают данные права, включая права лиц, проживающих за пределами государственных территорий20. Отвечая на поставленные вопросы, МСПЧ ссылался на акты иных международных организаций, международных судов: ЕСПЧ, Африканской комиссии по правам человека и народов и ООН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим ряд иных примеров, где заявления о нарушении государством климатических прав подаются гражданами в Комитеты ООН21.

В 2019 г. 16 детей подали петицию в Комитет ООН по правам ребенка, заявляя, что Аргентина, Бразилия, Франция, Турция и Германия нарушили их права, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка, не сократив в достаточной мере выбросы парниковых газов. Было заявлено, что изменение климата привело к нарушению конвенционных прав детей, включая право на жизнь, здоровье, а также на наилучшее обеспечение интересов ребенка. В петиции были представлены как сами требования к Комитету, так и последствия нарушенных прав. Так, ребенка из Нигерии неоднократно госпитализировали из-за приступов астмы, вызванных повышением температуры и смога; а дети с Маршалловых островов заявляли, что повышение уровня моря ставит под угрозу существование их культуры22. В документе также было прописано, что все государства-ответчики являются участниками данной Конвенции, они также подписали Парижское соглашение по климату, однако не выполняют свои международные обязательства в должной мере. Дети просят Комитет ООН прийти к заключению о том, что изменение климата приводит к кризису прав ребенка и что каждый из ответчиков намеренно действует вопреки действующим научным фактам, способствуя изменению климата. В петиции содержится просьба к Комитету дать рекомендации в отношении необходимости внесения поправок в национальное законодательство государств-ответчиков. Бразилия,

Франция и Германия заявили, что петиция неприемлема, поскольку Комитет не обладает юрисдикцией; петиция заведомо необоснованна; заявители не исчерпали внутренние средства правовой защиты. Встречный ответ последовал в мае 2020 г.: Комитет обладает юрисдикцией по данным вопросам, поскольку дети получают прямой и предсказуемый вред в результате выбросов парниковых газов, происходящих на территории данных государств; претензии обоснованны, поскольку дети уже страдают от прямого вреда и будут продолжать нести потери и страдания в будущем; использование внутренних средств правовой защиты «будет бесполезным»23.

В январе 2020 г. пять коренных индейцев из Аляски и Луизианы подали жалобу Специальным докладчикам ООН на федеральное правительство США и правительство штатов за нарушение фундаментальных прав коренных народов. Заявители утверждали, что их насильно вытесняют с их исконных земель в результате климатических изменений. Правительство США, как заявлялось, не смогло предоставить защиту, несмотря на то, что на протяжении десятилетий было известно, что изменение климата угрожает их общинам. В документе также утверждается, что правительство США, не признав на федеральном уровне названные племена, нарушило в том числе право коренных народов на жизнь, здоровье, здоровую окружающую среду и пищу24. К Специальным докладчикам была обращена просьба дать рекомендации правительству Соединенных Штатов признать самоопределение и неотъемлемый суверенитет всех коренных народов, гарантировать федеральное признание тем, кто его еще не получил, и принять меры для защиты земель и культурного наследия племен. Кроме того, заявлена просьба дать рекомендации правительству штата Луизиана выделить финансирование пострадавшим племенам, требовать от нефтегазовой отрасли заблаговременно

20 URL: https://elaw.org/system/files/attachments/publicresource/English%20version%20of%20Adv0p%200C-23.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

21 На момент написания статьи решения Комиссии и Специальных докладчиков приняты не были.

22 URL: http://blogs2.law.columbia.edu/climate-change-litigation/wp-content/uploads/sites/16/non-us-case-documents/2019/20190923_Not-available_petition-1.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

23 Исковое заявление по делу см. URL: http://blogs2.law.columbia.edu/climate-change-litigation/wp-content/ uploads/sites/16/non-us-case-documents/2020/20200504_Not-available_reply.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

24 Исковое заявление по делу см. URL: http://blogs2.law.columbia.edu/climate-change-litigation/wp-content/ uploads/sites/16/non-us-case-documents/2020/20200116_NA_complaint-1.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

LEX 1Р?Ж

уведомлять о своем намерении проводить операции, которые могут представлять опасность для культурного наследия, земли, водоемов, а также возложить ответственность на нефтегазовые корпорации за ущерб, нанесенный среди прочего побережью Луизианы.

Безусловно, гораздо чаще встречаются случаи судебного разбирательства в рамках национальной юрисдикции. Иски подаются как со стороны детей, так и со стороны совершеннолетних граждан.

Так, например, в марте 2020 г. 19 юных активистов подали заявление в Конституционный суд Республики Корея, заявляя, что законодательство по изменению климата нарушает их права на жизнь и чистую окружающую среду. В частности, Рамочный закон о низкоуглеродном и зеленом росте (в редакции 2019 г.) устанавливает сокращение годового объема выбросов парниковых газов в масштабах страны до 536 млн т к 2030 г., что на 24 % меньше, чем в 2017 г.25 Истцы утверждают, что данной меры недостаточно, чтобы удерживать глобальное потепление ниже 2 °С. В мае 2020 г. была подана дополнительная жалоба в целях представления информации о фактах и науке об изменении климата для обоснования недостаточности, по мнению истцов, действий со стороны правительства Южной Кореи26.

Еще один иск был подан совершеннолетними гражданами Новой Зеландии: представители маори27 округа Матаатуа подали иск и подтверждающий меморандум в Трибунал Вай-танги, рассматривающий споры по выполнению Договора Вайтанги между маори и правительством Новой Зеландии. Заявляется, что правительство нарушило свои обязательства перед маори, не реализовав политику по предотвращению изменения климата28. Запрашивается

пересмотр мер по сокращению парниковых выбросов со стороны ответчика. Кроме того, в иске утверждается, что правительство Новой Зеландии поощряет разведку нефти и газа, контролирует предприятия, добывающие уголь, а также иные организации, которые несут ответственность за недавний перевод лесов в молочные фермы.

Что показывает практика и какие промежуточные выводы можно сделать, основываясь на представленных данных? Во-первых, проблема климата стоит все острее. И те, кто раньше не задумывался о защите окружающей среды, начинают по крайней мере интересоваться данным вопросом. Во-вторых, ряды активистов, выступающих за защиту и сохранность природы и окружающей среды в целом, пополняются молодежью. Данный факт подтверждается исками из разных стран света, где юные граждане озабочены будущим планеты. В-третьих, выявляется нежелание государств и ряда государственных/транснациональных компаний выполнять свои обязательства по обеспечению здоровой экологической среды, что ведет к нарушению как международных обязательств, так и конституционных прав граждан, в том числе коренных народов. В-четвертых, международные межправительственные организации в лице своих органов, комитетов, специальных докладчиков и т.д. не в должной мере, как представляется, выполняют свои обязательства перед международным сообществом по обеспечению соблюдения всеми субъектами международного права норм по защите окружающей среды, то есть норм международного экологического права. Лишь реальные действия со стороны каждого человека, живущего на Земле, способны привести к позитивным изменениям в данной сфере отношений.

25 Исковое заявление по делу см. URL: http://blogs2.law.columbia.edu/climate-change-litigation/wp-content/ uploads/sites/16/non-us-case-documents/2020/20200407_NA_na.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

26 Исковое заявление по делу см. URL: http://blogs2.law.columbia.edu/climate-change-litigation/wp-content/ uploads/sites/16/non-us-case-documents/2020/20200515_NA_complaint.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

27 Коренной народ Новой Зеландии.

28 Исковое заявление по делу см. URL: http://blogs2.law.columbia.edu/climate-change-litigation/wp-content/ uploads/sites/16/non-us-case-documents/2017/20170704_WAI-2607_application-1.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

салия М. р.

Развитие международного экологического права на современном этапе

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бекяшев К. А. Международное публичное право : учебник. — М. : Проспект, 2019. — 1048 с.

2. Камалян А. М. Правовое регулирование государственных закупок в Европейском Союзе и в других организациях : монография. — М. : Проспект, 2020. — 160 с.

3. Соколова Н. А. Международное сотрудничество в сфере науки и технологий для охраны окружающей среды // Lex russica. — 2020. — № 9. — С. 131-142.

4. Birnie P., Boyle A., Redgwell C. International Law and the Environment. — 3rd ed. — Oxford, 2009.

5. Milman O. James Hansen, father of climate change awareness, calls Paris talks 'a fraud' // The Guardian. — 2015. — URL: https://www.theguardian.com/environment/2015/dec/12/james-hansen-climate-change-paris-

1. Bekyashev KA. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo : uchebnik [Public international law: textbook]. Moscow: Prospekt Publ.; 2019 (In Russ.).

2. Kamalyan AM. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennykh zakupok v evropeyskom soyuze i v drugikh organizatsiyakh : monografiya [Legal regulation of public procurement in the European Union and in other organizations: monograph]. Moscow: Prospekt Publ.; 2020 (In Russ.).

3. Sokolova NA. mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere nauki i tekhnologiy dlya okhrany okruzhayushchey sredy [International Scientific and Technological Cooperation for Environmental Protection]. Lex russica. 2020;9:131-142 (In Russ.).

4. Birnie P, Boyle A, Redgwell C. International Law and the Environment. 3rd ed. Oxford; 2009.

5. Milman O. James Hansen, father of climate change awareness, calls Paris talks 'a fraud. The Guardian; 2015. Available from: https://www.theguardian.com/environment/2015/dec/12/james-hansen-climate-change-paris-talks-fraud.

talks-fraud.

Материал поступил в редакцию 2 февраля 2021 г.

REFERENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.