ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY
УДК 343.8 DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.2.226-235
Как цитировать статью: Матюхов П. А. Роль методов и технологии управления в охране прав и свобод лиц, осужденных к лишению свободы // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 226-235.
П. А. МАТЮХОВ1
1 Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань, Россия
РОЛЬ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Цель: формирование научно обоснованных знаний о месте и роли технологии и методов управления системой в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, в сфере обеспечения охраны прав и свобод осужденных.
Методы: всеобщий диалектический метод познания, анализ, аналогия, а также системно-структурный и абстрактно-логический методы.
Результаты: установлено, что совокупность структурных элементов Федеральной службы исполнения наказаний России, деятельность которых тем или иным образом направлена на обеспечение возможности осужденным пользоваться своими правами и свободами, представляет собой систему. Определено, что эффективность функционирования любой системы, в том числе и уголовно-исполнительной, обеспечивается посредством управления ею (ее элементами). Показана исключительная роль применяемых в управлении системой методов и технологий. Сформирован и обоснован взгляд на то, что их умелое применение в управлении уголовно-исполнительной системой позволит повысить эффективность решения стоящих перед ней задач, в том числе и в сфере обеспечения охраны прав и свобод лиц, осужденных к лишению свободы.
Научная новизна: предпринята попытка исследовать роль технологии и методов управления в функционировании системы обеспечения охраны прав и свобод осужденных.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы как в научной, так и в практической деятельности руководителей различного уровня звеньев уголовно-исполнительной системы, направленной на решение стоящих перед ними задач, в том числе и на обеспечение охраны прав и свобод осужденных.
Ключевые слова: уголовное право; система; воздействие; управление; метод; технология; права осужденных; уголовно-исполнительная система
Введение
Государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, о чем прямо указано в Конституции Российской Федерации1. Не-
1 Ст. 2 Конституции Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
сомненно, что права и свободы граждан России, осужденных к лишению свободы, также подлежат охране государством. Соблюдение прав и свобод осужденных зависит от эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы и входящих в ее состав структурных элементов - подсистем. В свою очередь, эффективность функционирования любой системы,
в том числе и уголовно-исполнительной, обеспечивается посредством управления ею (ее элементами). А. И. Пирогов и И. Ю. Пивоварова отмечают, что управление обеспечивает постоянный контроль за работой системы и оказывает необходимое воздействие на нее, с тем чтобы удерживать ее параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед ней целей [1]. При этом немаловажное значение имеют методы и технология управления. Исследования феномена управления в уголовно-исполнительной системе проводились такими учеными, как А. А. Аксенов [2], А. М. Киселев, Д. А. Панарин [3], В. М. Анисимков [4], и другими, однако говорить о законченной концепции взглядов на значимость технологии и методов управления на сегодняшний день не приходится.
Актуальность исследования поставленных вопросов определяется, прежде всего, тем, что изучение значимости такого необходимого явления социальной практики, как управление, в частности его методов и технологии, а также применение полученных результатов на практике позволят повысить эффективность решения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, в том числе и в сфере обеспечения охраны прав и свобод осужденных.
В связи с этим целью данного исследования является изучение значимости роли методов и технологии управления системами, а также возможности применения полученных результатов в сфере обеспечения охраны прав и свобод осужденных.
Результаты исследования
Правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных осуществляются Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН России)2. Одной из основных задач ее является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных3. Решение данной задачи обеспечивается в результате функционирования множества структурных подразделений ФСИН России. Действительно, на сегодняшний день в ее
2 П. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации N° 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См. там же пп. 5 п. 3.
составе имеются службы, отвечающие за соответствие условий содержания осужденных, коммунально-бытового, медицинского обеспечения, санитарного состояния, соблюдения пожарной безопасности и других требованиям международных нормативных актов и нормативных актов национальной правовой системы. Деятельность названных служб направлена на решение широкого спектра задач, зачастую не связанных напрямую с защитой или восстановлением прав осужденных, но если по тем или иным причинам такие задачи не будут решены, то это приведет к нарушению прав осужденных или к затруднению их реализации. Кроме того, в структуру ФСИН входят службы, осуществляющие так называемый ведомственный контроль за выполнением требований нормативных правовых актов различного уровня в сфере обеспечения и охраны прав и законных интересов осужденных.
По своей сути названные службы ФСИН России являются элементами целого, упорядоченно взаимодействующими между собой на основе определенных правил и процедур для реализации той или иной программы или для достижения конкретной цели. Такое утверждение весьма близко к определению понятия «система». Так, Людвиг Фон Берталанфи, основатель общей теории систем, указывает, что система может быть определена как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и средой [5, с. 29]. В. Н. Садовский приводит следующее определение: «Система - соединение объектов, объединенных регулярным взаимодействием или взаимозаменяемостью» [6, с. 76]. Л. И. Ушвицкий и А. А. Тер-Григорьянц определяют систему как целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности [7]. А. И. Пирогов и И. Ю. Пи-воварова называют системой организованное сложное целое, совокупность или комбинацию предметов или частей, образующих комплексное, единое целое [1]. По мнению В. Н. Бузина, система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая определенную структуру и взаимодействующая с окружающей средой в интересах достижения цели [8].
Совокупность структурных элементов ФСИН России, деятельность которых тем или иным образом направлена на обеспечение возможности осужденным пользоваться своими правами и свободами, также
является системой, которая функционирует в более крупной - уголовно-исполнительной - системе и является ее подсистемой. Так как крупные подсистемы обычно называют системами [9], то в дальнейшем мы будем именовать ее системой обеспечения охраны прав осужденных. Учитывая это, считаем, что закономерности функционирования систем, включая управление ими, полностью применимы к системе обеспечения охраны прав осужденных. В этой связи под словом «система» в нашем исследовании будем подразумевать систему обеспечения охраны прав осужденных, однако ее особенности обозначим отдельно.
Не вызывает сомнения, что всякая система существует и функционирует ради достижения поставленной перед ней цели или реализации определенной программы. Целью системы обеспечения охраны прав осужденных является создание условий, при которых заключенные могли бы реализовывать свои права и свободы. От эффективности функционирования рассматриваемой системы напрямую зависит ситуация в сфере охраны прав осужденных. В случае когда система обеспечения охраны прав осужденных функционирует нестабильно и не достигается ее цель, они не могут пользоваться своими правами и реализовывать свои свободы, так как отсутствуют необходимые для этого условия. Это приводит к различным последствиям, в том числе и к нарушению (пусть и временному) прав и свобод осужденных, что является недопустимым.
В процессе функционирования любая система претерпевает различного рода воздействия, в результате которых последовательно переходит из одного состояния в другое, то есть изменяется. Сразу отметим, что, утверждая данное, мы имеем в виду «жизнеспособную» систему, все элементы которой функционируют в изначально заданном режиме. Другими словами, в данном случае не рассматривается ситуация, при которой один или несколько элементов системы выбывают из нее или перестают выполнять свои функции, что также приводит к ее изменению. В такой ситуации система разрушается или функционирование ее значительно затрудняется.
Заключаем, что, для того чтобы изменить стабильную систему, нужно оказать на нее воздействие. Иначе говоря, воздействие является одним (пожалуй, единственным) из способов изменения системы.
Разновидностью такого воздействия является управление. Это становится очевидным при анализе содержания понятия «управление». Изучение управления, в том числе и системой обеспечения охраны прав осужденных, требует, прежде всего, его адекватного определения, что является первоочередным условием правильного понимания и эффективного практического применения. К сожалению, в общей и специальной литературе эти вопросы остаются слабо разработанными. К настоящему времени имеется множество значительным образом различающихся по сущностным признакам определений управления, отражающих нередко принципиально различные школы и подходы. В этих условиях ученые и практики вынуждены по своему усмотрению выбирать один из многочисленных взглядов или различным образом комбинировать их, чтобы определить исходные положения своего понимания управления [2, с. 42]. Это, естественно, самым отрицательным образом проявляется в управленческой теории и практике. Особенно заметно это положение в прикладных видах управленческой деятельности, где решаются конкретные цели и задачи управления, как, например, в практике обеспечения охраны прав осужденных.
Недостаточная разработанность управленческой проблематики обусловлена многими причинами, одной из которых является исследование управления представителями разных отраслей науки, в том числе философии, кибернетики, биологии, социологии, экономики, политологии, педагогики, психологии, технических и других наук [2, с. 44]. Это привело к включению в содержание категории «управление» противоположных и противоречивых положений и в конечном итоге к потере смысла и содержания рассматриваемого явления и отражающего его понятия, категории.
Разделяя точку зрения многих специалистов, мы считаем, что наиболее адекватное представление о сущности управления разработано в пределах кибернетики. Так, по мнению М. Ф. Гумерова, наиболее общее понятие управления выработано кибернетикой - наукой, обобщающей закономерности всякого управления, происходящего в живой природе, в человеческом обществе, в механических системах [10]. А. И. Берг указывает, что характерной чертой, особенностью кибернетики является то, что она базируется на общности закономерностей, лежащих
в основе управления процессами, происходящими в совершенно различных средах, условиях, областях человеческой деятельности [11, с. 18].
Главное достоинство кибернетического подхода к пониманию управления состоит в том, что он препятствует искажению сущности управления, появлению так называемых ведомственных, отраслевых взглядов, которые неадекватно освещают сущность и содержание управления. Т. В. Керимова, предупреждая о недостатках отраслевого исследования проблем управления, отмечает: «Опасность... состоит в том, что при ведомственном рассмотрении феномена управления частные, второстепенные детали могут приобрести... решающее значение» [12, с. 27]. С позиции кибернетики управление - это целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на объекты для их преобразования и/или поддержания в определенном состоянии [2, с. 48].
Учитывая положения кибернетического подхода, попытаемся в общих чертах рассмотреть схему процесса управления.
Итак, как нами уже упоминалось, в процессе функционирования любая система претерпевает различного рода воздействия, в результате чего значения ее параметров изменяются, и если они выходят из предельно допустимого диапазона, то достижение цели системы становится невозможным. Для того чтобы вернуть параметры системы к заданным значениям, ее (систему) необходимо восстановить (изменить), а для этого на нее нужно целенаправленно воздействовать. Эта роль отводится субъекту управления. Он, воздействуя на определенные элементы системы (объекты управления), побуждает их выполнить конкретные задачи, решение которых позволит привести параметры системы к желаемым значениям (восстановить их). В зависимости от достигнутых объектами результатов субъект принимает новые решения и реализует их.
Представленная схема в общем виде отражает процесс поддержания системы в определенном состоянии, обеспечивающем ее стабильное функционирование и достижение цели. Подчеркнем, что в основе этого процесса так или иначе лежит изменение системы. Выражается оно вначале в отклонении параметров системы от нормы, а затем в их восстановлении.
В случаях, когда система не испытывает каких-либо воздействий, но ее параметры перестали отвечать
необходимым для достижения цели требованиям (цель системы переориентирована, достигнута и т. п.), субъект управления также воздействует на объекты, только теперь цель воздействия не восстановить их, а привести в новое, желаемое состояние.
С учетом вышесказанного управление можно определить как целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на те или иные объекты, изменяющее и/или поддерживающее систему в определенном состоянии для обеспечения ее стабильного функционирования и достижения заданной цели.
Представленные взгляды на сущность управления полностью применимы к системе обеспечения охраны прав осужденных, и с учетом ее особенностей управление системой охраны прав осужденных можно детерминировать как целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления - руководителя какого-либо звена уголовно-исполнительной системы (в зависимости от уровня управления это могут быть директор ФСИН России, начальник территориального органа, исправительного учреждения, отдела или службы и т. п.) на определенные объекты - подчиненных (опять же в зависимости от уровня управления это могут быть начальник территориального органа, исправительного учреждения, отдела или службы, работник отдела или службы), которое меняет и/или поддерживает систему в определенном состоянии, для того чтобы обеспечить ее стабильное функционирование и достичь заданной цели - создания условий, при которых осужденные могли бы реализовывать свои права и свободы.
Центральной категорией в представленном определении, на наш взгляд, является воздействие. Оно подавляющим большинством авторов справедливо рассматривается в качестве обязательного признака любого вида управления [2, с. 88]. Воздействие, оказываемое субъектом управления на управляемую систему (объект управления), приводит (должно приводить) к изменению последней, но, для того чтобы это стало возможным, управленческое воздействие должно обладать определенными характеристиками. Во-первых, оно должно быть достаточным, т. е., для того чтобы желаемое изменение произошло, необходимо не само наличие воздействия, а его определенная, достаточная для этого степень - сила воздействия. По мнению А. А. Аксенова, именно этот параметр во многом определяет эффективность самого воздей-
ствия, реальное выполнение поставленной задачи, и наконец, возможность осуществления управления [2, с. 89]. Во-вторых, должны использоваться специфические приемы и способы воздействия, применяемые в управлении (будут рассматриваться далее).
Приемы и способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения запланированного результата или цели в теории управления принято называть методами управления. Так, О. Н. Дойникова определяет методы управления как систему способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата [13]. С. В. Чегринцова под методом управления понимает совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей [14]. К. В. Чекмарева и А. А. До-гадова считают, что методы управления - это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата [15]. Представленная точка зрения является распространенной, и ее придерживаются многие авторы, такие как В. Е. Корытова и А. А. Рожкова [16], К. С. Биктяков [17], А. Л. Гапоненко и А. П. Панкру-хин [18, с. 49] и др. Мы также разделяем эту точку зрения.
В теории управления традиционно выделяют три основных группы методов управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические.
При применении организационно-административного метода воздействие на объект управления осуществляется посредством приказов, распоряжений, оперативных указаний, отдаваемых как письменно, так и устно, установления правил, а также контроля за их выполнением. Отличительной чертой этого метода является принудительный характер, который заключается в четкой адресности директивных команд и обязательности их исполнения. Невыполнение таких команд расценивается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой наступление определенных последствий.
При использовании экономического метода воздействие опирается на экономические механизмы мотивации и стимулирования, а также на учет экономических интересов людей - субъектов и объектов управления. Особое внимание при этом уделяется
созданию благоприятных материальных условий для персонала, а также усилению заинтересованности каждого работника в получении высокого дохода.
Социально-психологический метод представляет собой совокупность специфических способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание управляемого объекта в целях повышения эффективности его деятельности. Данный метод основан на использовании моральных стимулов к труду и воздействует на личность с помощью психологических приемов. Социально-психологические методы управления призваны создавать необходимые условия для благоприятного воздействия на взаимоотношения между руководителями и подчиненными, среди других сотрудников, способствовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата.
Применительно к системе обеспечения охраны прав и свобод осужденных методы, используемые в управлении ею, играют важнейшую роль в решении задач и устранении проблем, возникающих в процессе ее функционирования. Обусловлено это тем, что методы управления являются одной из центральных категорий управленческого процесса, и именно с их помощью руководитель того или иного звена уголовно-исполнительной системы, воздействуя на подчиненных, побуждает их решать поставленные перед ними задачи, в том числе и в сфере обеспечения охраны прав и свобод осужденных, что способствует достижению общей цели системы - созданию условий, при которых осужденные могли бы реализовывать свои права и свободы. Поэтому для построения правильной управленческой программы необходимо учитывать особенности методов управления и специфику управляемой системы. Тщательный подход к выбору методов управления дает руководителю возможность своевременно выявить проблемы, возникающие как в системе управления, так и в управляемой системе, и устранить их.
Неумелое применение методов управления, которое заключается в том, что при выборе руководителем арсенала методов не учитываются особенности управляемой системы или выбранные методы используются неквалифицированно или некорректно, может привести к снижению результативности воздействия на субъекты, к менее качественному решению поставленных перед ними задач или к нерешению их вовсе, вследствие чего ставится под сомнение эффектив-
ность функционирования системы, а достижение ее цели затрудняется.
Отметим, что в управлении уголовно-исполнительной системой, в том числе и системой обеспечения охраны прав осужденных, достаточно широко применяются представленные нами методы управления, однако, учитывая особенность системы - строжайшую иерархичность и субординацию, использование именно организационно-административного метода является преобладающим. Приоритет его является отличительной чертой управления уголовно-исполнительной системой. Организационно-административный метод объективно необходим и имеет чрезвычайно важное значение в управлении системой обеспечения охраны прав осужденных. Вместе с тем его эффективное применение должно подкрепляться другими методами управления, в частности экономическим и социально-психологическим. Упование только на приказное, императивное содержание административного метода не сможет обеспечить постоянное, длительное, успешное функционирование рассматриваемой нами системы.
Еще одной немаловажной составляющей эффективности управления системой является технология управления. По мнению Г. В. Атаманчука: «Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее и организующее непосредственно управленческие процессы... Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности» [19, с. 227-228]. М. М. Мак-симцев считает, что технология управления - это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций [20, с. 57].
Разделяем представленную точку зрения и мы, однако считаем необходимым отметить, что в реальной действительности управление системой обеспечения охраны прав осужденных, как и любой другой, проявляется через процессы управления. Выражается это в том, что решение каждой стоящей перед системой задачи происходит в рамках конкретного процесса управления. К примеру, руководитель того или иного звена уголовно-исполнительной системы выявил проблему, для устранения которой необходимо выполнить не одну, а несколько задач. Для решения
каждой из них руководитель должен осуществить комплекс определенным образом взаимосвязанных и следующих в строгой последовательности операций, таких как определение проблемы, разработка и принятие решения, подбор исполнителей, доведение до них решения, оценка хода исполнения решения, учет и оценка достигнутых результатов и др.
Совокупность таких операций (стадий) и представляет собой процесс управления, а алгоритм и регламент (порядок, приемы и способы) их реализации в общих чертах характеризуют технологию управления. Другими словами, технология управления - это подробная инструкция субъекту управления, описывающая все необходимые параметры, включая приемы и способы реализации стадий (операций) процесса управления и необходимые ресурсы.
Значимость технологии управления обусловливается тем, что она при адекватном, т. е. соответствующем реальным условиям и перспективным потребностям, формулировании и эффективной реализации делает управленческий процесс более результативным, включая в него только те части, элементы, операции, которые действительно необходимы для достижения поставленной цели, исключая лишнее, в том числе устаревшее, в его содержании.
Поэтому применение и строгое соблюдение руководителем эффективных технологий управления является главным условием предупреждения некачественного управления, оказывает непосредственное влияние на повышение результативности управленческой деятельности, что способствует достижению общей цели системы, в нашем случае - созданию условий, необходимых осужденным для реализации своих прав и свобод. Напротив, при отклонении от применяемой или при выборе неэффективной технологии управления снижается вероятность успешного решения стоящих перед системой задач, тем самым ставится под сомнение возможность достижения обозначенной нами цели системы. Отметим, что выбор технологии управления является творческим процессом, основанным на знаниях, личном опыте и интуиции руководителя. При этом руководитель может использовать (заимствовать) уже существующую технологию, оказавшуюся эффективной при решении аналогичных задач, или сформировать новую.
В качестве примера приведем ситуацию, когда в зимний период температура в общежитиях для осуж-
денных опустилась ниже нормативов, что является нарушением условий содержания. Имея в прошлом опыт решения подобных задач и основываясь на нем, руководитель сразу ставит задачу конкретному исполнителю (найти и устранить прорыв трубопровода), минуя при этом такие стадии управленческого процесса, как идентификация проблемы и выявление ее причин, разработка возможных вариантов ее решения и выбор из них наиболее подходящего, а также подбор исполнителя. Благодаря таким действиям потребовалось значительно меньше времени для решения возникшей проблемы, вследствие чего возросла эффективность процесса управления. Однако применение такой технологии в решении проблемы, суть и причины возникновения которой неизвестны, может привести к пагубным последствиям.
Выводы
Совокупность структурных подразделений ФСИН России, деятельность которых тем или иным образом направлена на обеспечение осужденным возможности пользоваться своими правами и свободами, представляет собой систему, подчиняющуюся общим закономерностям функционирования систем, в том числе и управления ими. От эффективности функционирования рассматриваемой системы напрямую зависит ситуация в сфере охраны прав осужденных. В случае когда система обеспечения охраны прав осужденных функционирует нестабильно и не достигается ее цель, осужденные не могут пользоваться своими правами и реализовывать свои свободы, так как отсутствуют необходимые для этого условия.
Именно посредством управления системой обеспечения охраны прав осужденных можно добиться эффективности ее функционирования и достижения поставленных перед ней целей. Исключительную роль в этом играют применяемые методы и технология управления.
Методы управления являются одной из центральных категорий управленческого процесса, и именно с их помощью руководитель того или иного звена уголовно-исполнительной системы, воздействуя на подчиненных, побуждает их решать поставленные перед ними задачи. В этой связи в практической деятельности руководителям для построения правильной управленческой программы необходимо тщательно подходить к выбору методов управления, учитывая
при этом их особенности, достоинства и недостатки, а также специфику управляемой системы. В противном случае снижается результативность оказываемого на субъекты управления воздействия, а следовательно, и эффективность управления всей системой, что приводит к затруднению достижения поставленной цели - создания необходимых условий для реализации осужденными своих прав и свобод.
Не менее важную роль в управленческом процессе играет технология управления. Именно она определяет алгоритм и регламент реализации стадий процесса управления, описывая при этом все необходимые параметры, включая приемы, способы, ресурсы и т. д. При адекватном формулировании и эффективной реализации применяемая технология управления делает управленческий процесс более результативным, включая в него только те части, элементы, операции, которые действительно необходимы для достижения поставленной цели, и исключая лишние.
Руководителям необходимо учитывать, что применение и строгое соблюдение эффективных технологий управления является главным условием предупреждения некачественного управления, оказывает непосредственное влияние на повышение результативности управленческой деятельности, и, напротив, при отклонении от применяемой или при выборе неэффективной технологии управления снижается вероятность успешного решения стоящих перед системой задач, тем самым ставится под сомнение возможность достижения обозначенной нами цели системы.
Значимо то, что квалифицированное применение методов и технологии управления практически всегда приводит к достижению запланированного результата, и наоборот, их неумелое использование снижает вероятность успешного решения стоящих перед системой обеспечения охраны прав осужденных задач, тем самым ставит под сомнение возможность создания условий, необходимых для реализации прав и свобод осужденных.
Считаем, что основные положения и выводы, сформулированные в данной статье, могут быть использованы руководителями всех без исключения звеньев уголовно-исполнительной системы в части повышения эффективности решения стоящих перед ними задач, в том числе и в деятельности, направленной на создание и/или поддержание условий, не-
обходимых для использования осужденными своих прав и реализации своих свобод.
Список литературы
1. Пирогов А. И., Пивоварова И. Ю. Философия управления как методологическая основа социального управления в информационном обществе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 108-117.
2. Аксенов А. А. Проблемы теории и практики управления в уголовно-исполнительной системе России: учеб. пособие. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2011. 1131 с.
3. Киселев А. М., Панарин Д. А. Процесс управления в уголовно-исполнительной системе России: учеб. пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2008. 152 с.
4. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: учебник. В 3 т. Т. 1: Общая часть / под общ. ред. Ю. Я. Чайки; научн. ред. В. М. Анисимков, А. А. Аксенов, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. 535 с.
5. Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1969. 203 с.
6. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. 264 с.
7. Ушвицкий Л. И., Тер-Григорьянц А. А. Научные подходы к управлению инновационным развитием и саморазвитием социально-экономических систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 5 (44). С. 103-109.
8. Бузин В. Н. Особенности системного подхода к социальному управлению медиапространством в рамках коммуникологии // Коммуникология. 2014. № 8. С. 76-90.
9. Балдин К. В., Макриденко Е. Л., Росляков Р. А. Системный подход к управлению инновационными процессами // Вестник экономической интеграции. 2014. № 6 (75). С. 7-13.
10. Гумеров М. Ф. Теория систем и кибернетика как основы науки об организационном управлении // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 1. С. 297-301.
11. Берг А. И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении. М. - Л.: Энергия. 1964, 64 с.
12. Керимова Т. В. Социальный прогресс и управление. М.: Политиздат, 1980. С. 234.
13. Дойникова О. Н. Методы и подходы к управлению организациями сферы деловых услуг // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 1. С. 112-116.
14. Чегринцова С. В. Социально-психологические методы управления и особенности их применения в организации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 20. С. 158-166.
15. Чекмарева К. В., Догадова А. А. Методы управления персоналом в современной организации // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2015. № 9. С. 195-200.
16. Корытова В. Е., Рожкова А. А. Система управления организацией // Экономика и социум. 2013. № 4 (9). С. 419-422.
17. Биктяков К. С. Эффективность практического управления организацией // Машиностроитель. 2013. № 6. С. 34-36.
18. Теория управления: учебник. Изд. 3-е, доп. и пере-раб. / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2008. 560 с.
19. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник. М.: ОмегаЛ, 2010. 525 с.
20. Менеджмент: учеб. для вузов по эконом. спец. / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М.: ЮНИТИ, 2001. 342 с.
Дата поступления 19.11.15 Дата принятия в печать 10.05.16
© Матюхов П. А., 2016. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 15.06.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.
Информация об авторе
Матюхов Павел Анатольевич, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России
Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1, тел.: +7 (4912) 27-21-12 E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0648-2584 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/G-5560-2016
........................................................................... ISSN 1993-047X (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
P. A. MATYUKHOV1
1 Academy of the Federal Execution Service of Russia, Ryazan', Russia ROLE OF METHODS AND TECHNOLOGY OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF PROTECTING THE RIGHTS
AND FREEDOMS OF THE IMPRISONED
Objective: to form the science-based knowledge about the place and the role of technology and methods of management system in solving the
problems of the penal system, in the sphere of protection of the rights and freedoms of the imprisoned.
Methods: universal dialectic method of cognition, analysis, analogy, and systemic-structural and abstract-logical methods.
Results: it was found that the combination of structural elements of the Federal Execution Service of Russia, whose activities are, in one way or
another, aimed at enabling prisoners to use their rights and freedoms, has a systemic character. It was determined that the efficiency of functioning
of any system, including the criminal-executive, is provided by managing it (its elements). The crucial role of the used methods and technologies
is shown. The opinion is formed and justified that their skilled application in the management of the criminal-executive system will improve the
efficiency of solving its tasks, including in the sphere of protection of the rights and freedoms of the imprisoned.
Scientific novelty: the attempt to examine the role of technology and management practices in the functioning of the system ensuring protection of the rights and freedoms of the imprisoned.
Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used both in scientific and practical activities of managers of different levels and units of the penal system to address the challenges they face, including on the protection of the rights and freedoms of the imprisoned.
Keywords: Criminal law; System; Impact; Management; Method; Technology; Rights of the imprisoned; Criminal-executive system
References
1. Pirogov, A. I., Pivovarova, I. Yu. Filosofiya upravleniya kak metodologicheskaya osnova sotsial'nogo upravleniya v informatsionnom obshchestve (Philosophy of management as methodological basis fo social management in information society), Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya, 2014, No. 1, pp. 108-117 (in Russ.).
2. Aksenov, A. A. Problemy teorii ipraktiki upravleniya v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme Rossii (Issues of theory and practice of management in the Russian criminal-execution system), Ryazan': Akademiya prava i upravleniya FSIN Rossii, 2011, 1131 p. (in Russ.).
3. Kiselev, A. M., Panarin, D. A. Protsess upravleniya v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme Rossii (Management procedure in the Russian criminal-execution system), Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noi sluzhby ispolneniya nakazanii, 2008, 152 p. (in Russ.).
4. Chaika, Yu. Ya. Organizatsiya upravleniya v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme (Organization of management in criminal-execution system), in 3 vol., vol. 1: Obshchaya chast' (General part), Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Minyusta Rossii, 2002, 535 p. (in Russ.).
5. Sistemnye issledovaniya: ezhegodnik (Systemic research: yearbook), Moscow: Nauka, 1969, 203 p. (in Russ.).
6. Sadovskii, V. N. Osnovaniya obshchei teorii sistem. Logiko-metodologicheskii analiz (Baes of the general system theory. Logical-methodological analysis), Moscow: Nauka, 1974, 264 p. (in Russ.).
7. Ushvitskii, L. I., Ter-Grigor'yants, A. A. Nauchnye podkhody k upravleniyu innovatsionnym razvitiem i samorazvitiem sotsial'no-ekonomi-cheskikh sistem (Scientific approaches to the management of innovative development and self-development of social-economic systems), Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2014, No. 5 (44), pp. 103-109 (in Russ.).
8. Buzin, V. N. Osobennosti sistemnogo podkhoda k sotsial'nomu upravleniyu mediaprostranstvom v ramkakh kommunikologii (Features of systemic approach to social management of media space in the frameworks of communicology), Kommunikologiya, 2014, No. 8, pp. 76-90 (in Russ.).
9. Baldin, K. V., Makridenko, E. L., Roslyakov, R. A. Sistemnyi podkhod k upravleniyu innovatsionnymi protsessami (System approach to innovative processes management), Vestnik ekonomicheskoi integratsii, 2014, No. 6 (75), pp. 7-13 (in Russ.).
10. Gumerov, M. F. Teoriya sistem i kibernetika kak osnovy nauki ob organizatsionnom upravlenii (Systems theory and cybernetics as the bases of the science of organizational management), Risk: resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya, 2015, No. 1, pp. 297-301 (in Russ.).
11. Berg, A. I. Kibernetika - nauka ob optimal'nom upravlenii (Cybernetics - the science of optimal management), Moscow - Leningrad: Energiya, 1964, 64 p. (in Russ.).
12. Kerimova, T. V. Sotsial'nyi progress i upravlenie (Social progress and management), Moscow: Politizdat, 1980, p. 234 (in Russ.).
13. Doinikova, O. N. Metody i podkhody k upravleniyu organizatsiyami sfery delovykh uslug (Methods and approaches to management of a business services organization), Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, 2013, No. 1, pp. 112-116 (in Russ.).
14. Chegrintsova, S. V. Sotsial'no-psikhologicheskie metody upravleniya i osobennosti ikh primeneniya v organizatsii (Social-psychological methods of management and features of their application in an organization), Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie, 2013, No. 20, pp. 158-166 (in Russ.).
15. Chekmareva, K. V., Dogadova, A. A. Metody upravleniya personalom v sovremennoi organizatsii (Methods of personnel management in a modern organization), Aktual'nye voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 2015, No. 9, pp. 195-200 (in Russ.).
16. Korytova, V. E., Rozhkova, A. A. Sistema upravleniya organizatsiei (System of management of an organization), Ekonomika i sotsium, 2013, No. 4 (9), pp. 419-422 (in Russ.).
Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2 Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 2
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
17. Biktyakov, K. S. Effektivnost' prakticheskogo upravleniya organizatsiei (Efficiency of practical management of an organization), Mashi-nostroitel', 2013, No. 6, pp. 34-36 (in Russ.).
18. Gaponenko, A. L., Pankrukhina, A. P. Teoriya upravleniya (Management theory), Moscow: Izd-vo RAGS, 2008, 560 p. (in Russ.).
19. Atamanchuk, G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya (Theory of public administration), Moscow: OmegaL, 2010, 525 p. (in Russ.).
20. Maksimtsov, M. M., Ignat'eva, A. V., Komarov, M. A. Menedzhment (Management), Moscow: YuNITI, 2001, 342 p. (in Russ.).
Received 19.11.15 A^pted 10.05.16
© Matyukhov P. A., 2016. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 15.06.2016; Licensee Tatar Educational Centre "Taglimat". This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/), which permits unrestricted use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.
Information about the author Pavel A. Matyukhov, post-graduate student, Academy of Law and Management of the Federal Execution Service of Russia Address: 1 Sennaya Str., 390000, Ryazan', tel.: + 7 (4912) 27-21-12 E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0648-2584 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/G-5560-2016
For citation: Matyukhov P. A. Role of methods and technology of management in the sphere of protecting the rights and freedoms of the imprisoned, Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 2, pp. 226-235.
Формирование культуры здорового образа жизни: социально-экономические и психолого-педагогические аспекты : материалы Международной науч.-практ. конф., Нижнекамск, 11 декабря 2014 г. / отв. ред. Э. Н. Ахметшина, Р. Ф. Гатауллина, Р. З. Галимова. - Казань : Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. - 328 с.
В сборнике представлены материалы Международной научно-практической конференции «Формирование культуры здорового образа жизни: социально-экономические и психолого-педагогические аспекты», направленной на исследование наиболее актуальных психолого-педагогических, социально-экономических проблем современного российского общества - теоретических и практических вопросов формирования ценностей здорового образа жизни.
Адресован практикам и ученым, исследующим вопросы формирования культуры здорового образа жизни.