Научная статья на тему 'Роль информационных ресурсов в обеспечении охраны прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы'

Роль информационных ресурсов в обеспечении охраны прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / SYSTEM / RESOURCES / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATION RESOURCES / RIGHTS OF PRISONERS / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матюхов П. А.

В статье совокупность структурных подразделений уголовно-исполнительной системы рассматривается как подсистема, целью которой является создание условий, необходимых осужденным для реализации имеющихся у них прав и свобод. Проиллюстрирована зависимость эффективности функционирования системы от наличия необходимых ресурсов, в том числе и информационных. Сформулировано определение информационных ресурсов, обозначена природа их формирования и/или возникновения. Показана роль информационных ресурсов в достижении цели, стоящей перед системой обеспечения прав осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матюхов П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION RESOURCES IN THE PROVISION OF RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CONVICTS

This article refers to the combination of structural units of the penitentiary system, which is regarded as a subsystem, which aims to create the conditions necessary for the realization of convicts of their existing rights and freedoms. Is illustrated dependence of the efficiency of functioning of the system on the availability of the necessary resources, including information resources. Defined the notion of information resources, designated the nature of their formation and/or appearance. Shown the role of information resources in achieving the objectives of the system to ensure the rights of convicts.

Текст научной работы на тему «Роль информационных ресурсов в обеспечении охраны прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы»

УДК: 343.8 ББК: 67.4

Матюхов П.А.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ПРАВ,

СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Matyukhov P.A.

THE ROLE OF INFORMATION RESOURCES IN THE PROVISION OF RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CONVICTS

Ключевые слова: система, ресурсы, информация, знания, информационные ресурсы, права осужденных, уголовно-исполнительная система.

Keywords: system, resources, information, knowledge, information resources, rights of prisoners, Criminal-Executive system.

Аннотация: в статье совокупность структурных подразделений уголовно-исполнительной системы рассматривается как подсистема, целью которой является создание условий, необходимых осужденным для реализации имеющихся у них прав и свобод. Проиллюстрирована зависимость эффективности функционирования системы от наличия необходимых ресурсов, в том числе и информационных. Сформулировано определение информационных ресурсов, обозначена природа их формирования и/или возникновения. Показана роль информационных ресурсов в достижении цели, стоящей перед системой обеспечения прав осужденных.

Abstract: this article refers to the combination of structural units of the penitentiary system, which is regarded as a subsystem, which aims to create the conditions necessary for the realization of convicts of their existing rights and freedoms. Is illustrated dependence of the efficiency offunctioning of the system on the availability of the necessary resources, including information resources. Defined the notion of information resources, designated the nature of their formation and/or appearance. Shown the role of information resources in achieving the objectives of the system to ensure the rights of convicts.

Государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, о чем прямо указано в Конституции Российской Федерации1. Несомненно, что права и свободы граждан России, осужденных к лишению свободы, также подлежат охране государством. Соблюдение прав и свобод осужденных зависит от эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы и входящих в ее состав структурных элементов - подсистем. В свою очередь, эффективность функционирования любой системы, в том числе и уголовно-исполнительной, зависит от наличия необходимых ресурсов, в том числе и информационных.

Актуальность исследования поставленных вопросов определяется тем, что изучение значимости информационных ресурсов в функционировании системы, а также применение полученных результатов на практике, позволят повысить эффективность решения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, в том числе и в сфере обеспечения охраны прав и свобод осужденных. В этой связи, целью данно-

1 Ст. 2 Конституции Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

го исследования является изучение роли информационных ресурсов в функционировании систем, а также возможности применения полученных результатов в сфере обеспечения охраны прав и свобод осужденных.

Правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных осуществляются Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН России).2 Одной из основных задач которой является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных.3 Решение данной задачи обеспечивается в результате функционирования множества структурных подразделений ФСИН России. Действительно, на сегодняшний день в ее составе имеются службы, отвечающие за соответствие условий содержания осужденных, коммунально-бытового, медицинского обеспечения, санитарного состояния, соблюдения пожарной безопасности и других, требованиям

2 П. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Там же пп. 5 п. 3.

международных нормативных актов и нормативных актов национальной правовой системы. Деятельность названных служб направлена на решение широкого спектра задач, зачастую не связанных напрямую с защитой или восстановлением прав осужденных, но если по тем или иным причинам такие задачи не будут решены, то это приведет к нарушению прав осужденных или к затруднению их реализации. Кроме того, в структуру ФСИН России входят службы, осуществляющие так называемый ведомственный контроль за выполнением требований нормативных правовых актов различного уровня в сфере обеспечения и охраны прав и законных интересов осужденных.

По своей сути названные службы ФСИН России являются элементами целого, упорядочен-но взаимодействующими между собой на основе определенных правил и процедур для реализации той или иной программы или для достижения конкретной цели. Такое утверждение весьма близко к определению понятия «система». Так, Людвиг Фон Берталанфи, основатель общей теории систем, указывает, что система может быть определена как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и средой.1 В.Н. Садовский приводит следующее определение: «Система - соединение объектов, объединенных регулярным взаимодействием или взаимозаменяемостью».2 Л.И. Ушвицкий и А.А. Тер-Григорьянц определяют систему как целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.3 А.И. Пирогов и И.Ю. Пивоварова называют системой организованное сложное целое, совокупность или комбинацию предметов или частей, образующих комплексное, единое целое.4 По мнению В.Н. Бузина, система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая определенную структуру и взаимодействующая с окружающей средой в интересах достижения цели.5

Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1969. С. 29.

2 Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. С. 76.

3 Ушвицкий Л.И., Тер-Григорьянц А.А. Научные подходы к управлению инновационным развитием и саморазвитием социально-экономических систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 5 (44). С. 103-109.

4 Пирогов А.И., Пивоварова И.Ю. Философия управления как методологическая основа социального управления в информационном обществе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 108-117.

5 Бузин В.Н. Особенности системного подхода к

социальному управлению медиапространством в

Совокупность структурных элементов ФСИН России, деятельность которых тем или иным образом направлена на обеспечение возможности осужденным пользоваться своими правами и свободами, также является системой, которая функционирует в более крупной - уголовно-исполнительной системе и является ее подсистемой. Так как крупные подсистемы обычно называют системами6, то в дальнейшем мы будем именовать ее системой обеспечения охраны прав осужденных. Учитывая это, считаем, что закономерности функционирования систем полностью применимы к системе обеспечения охраны прав осужденных. В этой связи под словом «система» в нашем исследовании будем подразумевать систему обеспечения охраны прав осужденных, однако ее особенности обозначим отдельно.

Не вызывает сомнения, что всякая система существует и функционирует ради достижения поставленной перед ней цели или реализации определенной программы. Целью системы обеспечения охраны прав осужденных является создание условий, при которых заключенные могли бы реализовывать свои права и свободы. От эффективности функционирования рассматриваемой системы напрямую зависит ситуация в сфере охраны прав осужденных. В случае, когда система обеспечения охраны прав осужденных функционирует нестабильно и ее цель не достигается, они не могут пользоваться своими правами и реализо-вывать свои свободы, так как отсутствуют необходимые для этого условия. Это приводит к различным последствиям, в том числе и к нарушению (пусть и временному) прав и свобод осужденных, что является недопустимым.

Существование системы невозможно без наличия необходимых для этого ресурсов. Так, Д.В Харюшин указывает, что нормальное функционирование системы предполагает наличие профессионально подготовленных кадров, необходимых материально-технических ресурсов, информационного обеспечения, регламентацию деятельности и стимулирования труда работников управления.7 По мнению С.П. Чернышева, ресурсы являются объективной основой реализации поставленных перед системой задач. Автор уточняет: «Иными словами, задачи и ресур-

рамках коммуникологии // Коммуникология. 2014. № 8. С. 76-90.

6 Балдин К.В., Макриденко Е.Л., Росляков Р.А. Системный подход к управлению инновационными процессами // Вестник экономической интеграции. 2014. № 6 (75). С. 7-13.

7 Харюшин Д.В. Ресурсное обеспечение воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях: монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2009. С. 11.

сы образуют неразрывное единство. Ресурсы в существенной мере определяют способность системы выполнять те задачи, которые на нее возложены».1 Кроме того, приведем мнение К. Адамецки, который указывает, что цель может быть достигнута при наличии условий: денег, знаний, сооружений, станков, материалов, людей, времени, которые должны быть в соответствии, то есть в гармонии между собой и обеспечении согласованного, гармоничного их использования.2

Система обеспечения прав осужденных не является исключением, и без достаточного количества ресурсов ее функционирование, в том числе и достижение стоящей перед ней цели, становится крайне затруднительным или невозможным вовсе.

Говоря об этом, необходимо выяснить, что же понимается под терминами «ресурсы».

В научной литературе существует множество различных подходов к трактовке понятия «ресурсы». Так, А.И. Ильин и Л.М. Синица представляют ресурсы организации как наличие целого комплекса ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых), но в основе хозяйственной деятельности, считают они, находятся материально-технические ресурсы.3 А.М. Бабашкин полагает, что ресурсы - это взаимосвязанная совокупность материально-вещественных, энергетических, информационных средств, а также самих работников, которые используют или могут использовать их в процессе своей деятельности.4 В.П. Дудяшова и Н.А. Кипень понимают под ресурсами предприятия средства, запасы, возможности, источники чего-либо, то есть всё, что может быть использовано организацией для достижения своих це-лей.5 В.Н. Лапшин сводит понятие ресурсов лишь к финансовому обеспечению каких-либо процессов.6 С.П. Чернышев определяет ресурсы сы как обеспечивающие компоненты деятельно-

1 Чернышов С.П. Понятие, содержание и основные направления ресурсного обеспечения деятельности госавтоинспекции МВД (ГУВД, УВД) по субъектам российской федерации // Бизнес в законе № 3, 2010. С. 152-153.

2 Адамецки К. О науке организации. М.: 1972. С. 88.

3 Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии. Ч.2. М., 2000. С. 173-189.

4 Цит. по: Ресурсный потенциал экономического роста. Сб. статей. М., 2002. С. 62.

5 Дудяшова В.П., Кипень Н.А. Ресурсы и система управления предприятием в условиях экономики знаний // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2012. С. 175-180.

6 Лапшин В.Н Организационно-ресурсное обес-

печения реструктуризации предприятия. СПб., 2002.

С. 25.

сти, включающие себя финансовые, материально-технические, трудовые, коммуникационные, информационные, оперативно-технические и иные виды ресурсов.7 Г.Ф Красноженова и П.В. Симони считают, что ресурсы - в их первоначальном смысле означают запасы, доходы, дополнительный потенциал, богатство и их соответствующие источники.8

При первом рассмотрении представленных мнений мы можем видеть, что авторы, не противореча друг другу, освещают различные грани понятия «ресурсы», при этом все они сходятся в том, что ресурсы - это запас средств, необходимых организации для достижения ее цели. В этой связи, основываясь на представленных взглядах, считаем, что применительно к системе обеспечения прав осужденных под ресурсами необходимо понимать совокупность имеющихся в наличии средств, которые могут быть использованы при необходимости для решения стоящих перед системой задач.

Отдельный интерес для нашего исследования представляют информационные ресурсы. Ю.А. Старченко отмечает: «Повсеместное внедрение достижений научно-технического прогресса во все социально-экономические и производственные процессы обусловило переход информации в разряд экономических, политических и правовых категорий. Этот процесс характеризуется повышением роли информации и информационных ресурсов в процессах принятия управленческих решений...».9 А.Н. Прокопенко указывает: «Без информационных ресурсов практически немыслима любая жизнедеятельность в современном обществе. ... Информационные ресурсы позволяют сконцентрировать индивидуальные знания, что является основой для системы государственного управления, а также системы образования и науки».10

Вместе с тем, несмотря на широкое распространение понятия «информационные ресурсы» и их значимость в современном обществе, отсутствует общепринятое его определе-

7 Чернышов С.П. Указ. соч. С. 152-153.

8 Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 13.

9 Старченко А.Ю. Информационные ресурсы органов исполнительной власти: проблемы, определения, понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. II. С. 183186.

10 Прокопенко А.Н. О содержании понятия информационные ресурсы в праве // Бизнес в законе, № 1, 2010, С. 157-160.

ние.

Так, И.Л. Бачило предлагает следующее определение: «информационный ресурс в структурном, предметном восприятии представляет собой массив или отдельный документ, другой визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию».1 А.А. Кривоухов определяет информационные ресурсы, как массивы документов и документированной информации, массивы документов, электронных документов и документированной информации в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».2 А.Н. Прокопенко под информационными ресурсами понимает организованную и структурированную документированную информацию, содержащуюся в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах.3 Е.В. Ильгова под информационными ресурсами предлагает понимать сведения (сообщения, данные), а также лингвистические средства, необходимые физическим лицам и организациям для описания конкретной предметной области и обеспечения доступа к сведениям (сообщениям, данным) и знаниям, формируемые в результате деятельности как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, учреждений и иных организаций и структур общества.4 Л.Г. Максудова и В.Я. Цветков полагают, что под информационными ресурсами необходимо понимать совокупность знаний, данных, технологий, систем искусственного интеллекта, систем анализа и обработки информации, служащих основой или способствующих созданию материальных благ или различных видов продукции.5

Из представленных взглядов мы можем видеть, что авторы, освещая различные стороны рассматриваемого понятия, расходятся в своих взглядах на определение понятия «информационные ресурсы». В этой связи, учитывая значимость информационных ресурсов, попытаемся

1 Бачило И.Л. Информационное право: учебник для магистров. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 168.

2 Кривоухов А.А. Правовое регулирование защиты государственных информационных ресурсов: дисс. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2006. С. 12.

3 Прокопенко А.Н. Указ. соч. С. 157-160.

4 Ильгова Е.В. Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 8.

5 Максудова Л.Г., Цветков В.Я. от информации к

информационным ресурсам // Известия высших

учебных заведений, № 1, 2000, С. 146-151.

выяснить содержание данного понятия и сформулировать его определение.

Поскольку термин «информационные ресурсы» состоит из двух компонентов - «ресурсы» и «информация», считаем целесообразным рассмотреть их по отдельности, а затем объединить. Понятие «ресурсы» было рассмотрено нами ранее, поэтому сразу перейдем к рассмотрению понятия «информация».

Термин «информация» стал активно использоваться в научном дискурсе благодаря развитию кибернетики и искусственного интел-лекта.6 С точки зрения Н. Винера - основателя кибернетики, информация является совершенно особым продуктом, используемым человечеством, и относится к одной из категорий миро-

„7

здания наравне с материей и энергией, по его мнению, информация - это различные сигналы, сообщения, сведения.8

Н.В. Макарова определяет информацию как общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.9 Ю.В. Кудрявцев под информацией ей понимает сведения о состоянии, природе, тенденциях развития того или иного объекта.10 По мнению В.А. Острейковского, «в узком смысле информация - это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразова-ния».11 Н.Г Беляева и В.И. Иванов трактуют информацию как «совокупность сведений».12

Кроме научных взглядов, в настоящий момент законодательно установлено следующее определение понятия «информация» - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.13

6 Бурякова О.С. Проблема соотношения понятий «информация» и «знание» в контексте современных зарубежных и отечественных исследований // Гуманитарные и социальные науки № 1, 2010. С. 47-51.

7 Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1958. С. 31.

8 Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в в животном и машине. М.,1983. С. 57.

9 Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. М., 2001. С. 41

10 Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 26.

11 Буртаев Ю.Ф., Острейковский В.А. Статистический анализ надежности объектов по ограниченной информации: монография. Москва, Энергоатом-издат, 1995. С. 31.

12 Беляева Н.Г., Иванов В.И. Информационное обслуживание в области права // Сов. государство и право. 1969. № 12. С. 20-21.

13 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

При первейшем рассмотрении представленных определений, в том числе и законодательно закрепленного, совершенно справедливо можно утверждать, что информация - это совокупность сведений о чем-либо.

На этом этапе попытаемся дать определение понятию «информационные ресурсы» путем объединения сформулированных нами понятий «информация» и «ресурсы». Так, полагаем, что информационные ресурсы это - совокупность имеющихся в наличии сведений о чем-либо, к которым можно обратиться в необходимом случае, для решения стоящих перед системой задач.

Считаем такое определение весьма широким и не отражающим качеств, делающих информацию социально значимой, технологически пригодной, иначе говоря, ресурсом, имеющим ценность для практического применения.

Одним из таких качеств, по мнению Н.А. Прокопенко, является организованность информационного потока и его отдельных эле-ментов.1 Автор считает, что для того, чтобы информация могла быть использована как ресурс, она должна быть соответствующим образом организована, классифицирована, поиск ее должен быть облегчен.2 В свою очередь, О.А. Шубина, к одному из необходимых для эффективного использования информации условий, относит её документирование, то есть преобразование информации в объект, обладающий качествами, необходимыми для включения его в обращение, а также позволяющими ему свободно перемещаться в информационной системе.3 А.Ю. Стар-ченко указывает, что исходным моментом включения информации в сферу обращения по разным социальным каналам является её фиксация на тех или других видах носителей - документирование. В таком случае информация становится ресурсом, только если она может быть передана между пользователями. В другом случае она может использоваться лишь при решении ограниченного круга задач, а эффективность их использования и качество существенным образом снизятся. Именно процесс документирования информации превращает её в информационный ресурс.4

Разделяя представленные взгляды и основываясь на них, приходим к заключению, что для того чтобы информация стала ресурсом, она должна быть задокументирована и системати-

1 Прокопенко А.Н. Указ. соч. С. 157-160.

2 Там же.

3 Шубина О.А. Информационный ресурс: понятие, виды // Вестник КрасГАУ. 2011. №12. С. 312 -314.

4 Старченко А.Ю. Указ. соч. C. 183-186.

зирована, что облегчает ее поиск, а соответственно и доступ к ней.

Еще одним качеством, которым должна обладать информация, чтобы она стала ресурсом, является ее практическая ценность, другими словами, информация должна быть полезной. Полезность информации заключается в том, что она содержит в себе зафиксированный опыт людей в какой-либо сфере. Об этом А.Н Прокопенко пишет: «В процессе жизни и деятельности человека его опыт как накапливающаяся в огромном количестве субъективная и объективная информация может быть зафиксирован, сохранен и передан другим людям».5 По-Полагаем, что опыт жизнедеятельности людей, который был сохранен каким-либо образом, представляет собой некую ценность, то есть является полезным. Считаем, что такой опыт можно рассматривать как знания людей в какой-либо области. В этой связи, считаем совершенно справедливой вытекающую необходимость рассмотреть понятие «знание» и его взаимосвязь и соотношение с понятием «информация».

Г.Р. Рейнин трактует знания как совокупность сведений, познаний в какой-нибудь обла-сти.6 И.С. Мункуева указывает, что знание - это это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности челове-ка.7 Представленные определения весьма близки ки к определению понятия «информация» и в какой-то мере смыкаются с ним, что не позволяет провести черту между этими понятиями, которая, безусловно, имеется.

К примеру, Е.В. Погорелова убеждена в том, что информация становится знанием, когда она осознается человеком, становится частью окружающего его мира, влияет на его поступки и мнение.8 Представленной точки зрения придерживаются и другие авторы. Так, Г.Р. Рейнин пишет: «.информацию можно рассматривать как воплощенное, проявленное знание, а человека - как инструмент воплощения».9 Л.А. Ми-кешина, указывают на обратное соотношение: «. необходимо различать знание и информа-

5 Прокопенко А.Н. Указ соч. С. 157-160.

6 Рейнин Г.Р. Знание и информация // Соционика, ментология и психология личности. 2000. № 3. С. 189— 202.

7 Мункуева И.С. Знание как наиболее производительный ресурс инновационной экономики // Вестник бурятского государственного университета. 2014. № 2 С. 26-28.

8 Погорелова, Е.В. Интеграционно-целевая методология управления знаниями: монография / Е.В. Погоре-лова. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. С. 18.

9 Рейнин Г.Р. Указ. соч. С. 189-202.

цию, что упрощенно можно свести к формуле: информация - это знание минус человек... Информационная модель знания (как записанная в компьютере, так и вербализованная в тексте) является лишь намеком на представленное знание, по которому человек способен творчески воссоздать само знание». О.С. Бурякова считает, что специфика знания состоит в том, что оно является результатом именно человеческого познания, отсюда и его важнейшие характеристики. Знание, по ее мнению - это осмысленная и проинтерпретированная человеком информация. Оно есть нечто большее, чем аккумуляция единиц информации, поскольку требует от познающего человека определенного рода мыслительной активности. Само знание становится эффективным инструментом для порождения нового знания, в этом его принципиальное отличие от информации, являющейся лишь материалом или потенцией для формирования зна-ния.1 Далее автор уточняет: «С позиции антропологической парадигмы, любые знания - это личное достижение человека. И здесь проходит еще одна демаркационная линия между знанием и информацией: знание личностно и приватно, информация публична и общедоступна. И то, каким образом человек переработает информацию в знание, зависит от него самого, его собственных способностей». 2

Кроме того, в специальной литературе существует мнение, и на наш взгляд весьма обоснованное, о том, чтобы информация могла быть преобразована в знания, она должна быть применена (проверена) на практике. К примеру, А.М. Измайлов и С.И. Ашмарина, считают, что фактором, способным влиять на преобразование информации в знания, является опыт. Без преобразования в результаты через действия человека информация остается в нейтральном состоянии и не способна переходить в знания, которые позже могут быть применены как ресурсы.3 По мнению знание - это теоретические знания и практический опыт работника в определенной области деятельности.4 О.С. Бурякова убеждена, на, что знание - это практика, это способ ис-

1 Бурякова О.С. Указ. соч. С. 47-51.

2 Там же.

3 Измайлов А.М., Ашмарина С.И. Понятие и особенности информационно-знаниевых ресурсов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 4. С. 88-90.

4 Симонова И.Ф., Ерёмина И.Ю., Дудаева Л.М. Развитие и обучение персонала как конкурентный ресурс организации в условиях экономики, нацеленной на управление знаниями // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2008. № 11.

С. 8-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользования информации. Именно практика как результирующая характеристика знания является наиболее показательным критерием истины. Владение знаниями означает умение соотносить свои действия с поставленной целью. Когда знания отделяются от практики, перестают с ней соотноситься, они превращаются в информацию, которая в дальнейшем, при определенных условиях, может быть актуализирована».5

Разделяя представленные взгляды и основываясь на них, полагаем, что схематично процесс преобразования информации в знания можно представить следующим образом: человек, намеривающийся совершить какое-либо действие, должен принять решение как его осуществить, для этого ему нужна информация, восприняв ее от источника, человек осуществляет задуманное действие, достигнутый результат трансформируется в опыт, осмысление такого опыта становится знанием.

Получаем, что человек, благодаря своим творческим и мыслительным возможностям, способен продуцировать знания, основанные на его опыте и освоенной им информации.

В этой связи И.С. Мункуева приводит яркий пример: «Если мы изучим инструкцию по управлению автомобилем, то получим неплохое представление о теории вождения, но вряд ли после этого будем всерьёз утверждать, что умеем управлять автомобилем, потому как подобное умение состоит из практических навыков. Такие навыки мы получаем, когда садимся за руль автомобиля и начинаем приучать своё тело совершать манипуляции, необходимые для осуществления правильного управления транспортным средством в тех или иных условиях дорожного движения, постепенно доводя до автоматизма свои действия. Когда наше тело с помощью волевого и умственного усилия приобретает устойчивый опыт на уровне телесных ощущений, это становится нашим практическим навыком, нашим знанием в конкретной области человеческой деятельности».

Таким образом, только человек может быть носителем знаний. При этом передать знания в том виде, в каком они есть в сознании их обладателя, не представляется возможным, можно передать только информацию о них, которая, возможно, будет преобразована в знания уже в сознании другого человека. Такие знания будут отличны от первых и по отношению к ним будут новыми. Происходит это в результате того, что человек при использовании информации в практике, обладая творческими и мысли-

5 Бурякова О.С. Указ. соч. С. 47-51.

6 Мункуева И.С. Указ. соч. С. 26-28.

тельными способностями, привносит что-то свое или, наоборот, отсекает, на его взгляд, ненужное. Все это результируется в его личный опыт, осмысление которого становится уже новым знанием.

Представленная схема в общих чертах отражает процесс воспроизводства новых знаний. Данная точка зрения находит отражение в научной литературе. Так, О.С. Бурякова указывает: «Само знание становится эффективным инструментом для порождения нового знания, в этом его принципиальное отличие от информации, являющейся лишь материалом или потенцией для формирования знания. Известен тезис, что человеческое познание не сводится к простому вычислению по заранее заданным правилам. Творчество как неотъемлемое свойство личности превращает каждый познавательный акт в выбор между альтернативными позициями, возможностями. Выбор детерминируется целым рядом предпосылок, которые в своей совокупности создают чрезвычайно сложную систему, которую невозможно с абсолютной точностью просчитать. Поэтому не только наличие у человека способности к познанию в чистом виде, но и способности к пониманию, становится залогом продуцирования нового знания».1

Безусловно, что полученные знания можно передать (транслировать) другим людям устно или поместив их на какой-либо носитель, что позволит хранить и накапливать их, но и в том и в другом случае транслируемые знания будут всего лишь источником информации о чужом знании, которая может быть трансформирована в знания другого человека только после того, как она будет им освоена.

Таким образом, зафиксированные на какой-либо носитель знания представляют собой задокументированную информацию, которая при достаточной организации и систематизации становится информационными ресурсами. В этой связи А.Н. Прокопенко указывает: «Понятие «информационные ресурсы» в целом можно признать эквивалентным понятию «знания», причем именно во множественном чис-ле»2. А.М. Измайлов и С.И. Ашмарина, в свою очередь, предлагают использовать понятие «информационно-знаниевые ресурсы», под которыми авторы понимают специфический вид ресурсов, сформированный на результатах преобразования информации в знание.3 Представленные точки зрения, лишь подчеркивают

1 Бурякова О.С. Указ. соч. С. 47-51.

2 Прокопенко А.Н. Указ. соч. С. 157-160.

3 Измайлов А.М., Ашмарина С.И. Указ. соч. С. 88-90.

сформировавшийся в научной литературе взгляд на роль знаний в создании информационных ресурсов.

Исходя из данного, считаем, что под информационными ресурсами следует понимать совокупность имеющихся в наличии задокументированных и систематизированных сведений о чем-либо, представляющих собой накопленные людьми знания в какой-либо сфере, к которым можно обратиться в необходимом случае для решения стоящих перед системой задач.

Применительно к системе обеспечения прав осужденных считаем, что под информационными ресурсами следует понимать совокупность имеющихся в наличии задокументированных и систематизированных сведений о требованиях к созданию условий, необходимых осужденным для реализации их прав и свобод, представляющих собой накопленные людьми знания в сфере охраны прав и свобод человека, в том числе и осужденных, к которым можно обратиться в необходимом случае.

Информационные ресурсы играют немаловажную роль в успешном решении задач, стоящих перед системой обеспечения прав осужденных. Выражается это в том, что руководитель для решения стоящих перед системой задач, в том числе и для устранения возникших в ходе функционирования системы проблем, должен выработать и принять соответствующее управленческое решение. Для этого ему нужна необходимая информация, которую он может почерпнуть из имеющихся информационных ресурсов. Как нами было выяснено ранее, информационные ресурсы являются своего рода хранилищем человеческих знаний, которые, в свою очередь, являются положительным опытом человеческой жизнедеятельности, в нашем случае в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в целом, и создания условий, необходимых осужденным для реализации имеющихся у них прав и свобод в частности. Целенаправленно используя такую информацию, субъект управления обоснованно подразумевает, что она является достоверной и проверенной, и ее использование приведет к положительному результату. В данной ситуации от объёма и качества имеющихся информационных ресурсов зависит количество альтернативных вариантов управленческого решения, что позволяет принять наиболее оптимальное из них в сложившейся ситуации.

В качестве информационных ресурсов вполне справедливо могут выступать достижения науки. Вопросы научного обеспечения процесса исполнения наказания, в частности, охраны прав осужденных, становятся особенно ак-

туальными в условиях происходящего реформирования уголовно-исполнительной системы. На наш взгляд, одной из основных задач ведомственной науки должно являться обеспечение своими разработками организации управления уголовно-исполнительной системы, в том числе и организации деятельности, направленной на создание условий, необходимых осужденным для реализации их прав и свобод. При решении задач в сфере охраны прав и свобод осужденных использование научных методов изучения возникающих проблем и передового опыта приобретает первостепенное значение.

Таким образом, достаточность и качество информационных ресурсов является одним из ключевых моментов в успешном решении задач, стоящих перед системой обеспечения прав осужденных. Данное выражается в том, что от количества и качества имеющихся в наличии информационных ресурсов зависит разнообра-

зие возможных вариантов управленческих решений при разрешении возникающих в функционировании системы обеспечения прав осужденных проблем. Обеспеченность информационными ресурсами дает руководителю возможность принять решение, позволяющее в кротчайшие сроки и с максимальной эффективностью решить и на долгое время предотвратить возникновение вновь, существующих проблемы, что является крайне важным при решении задач в сфере обеспечения прав осужденных. И, напротив, отсутствие необходимых ресурсов лишает возможности руководителя принимать высокоэффективные решения, что приводит к кратковременному решению имеющихся проблем. В конечном итоге, проблемы в функционировании системы начинают возникать все чаще, до тех пор, пока ситуация не станет критической, то есть в функционировании системы возникнут серьёзные затруднения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Конституция Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Адамецки, К. О науке организации. - М., 1972. - 188 с.

5. Балдин, К.В., Макриденко, Е.Л., Росляков, Р.А. Системный подход к управлению инновационными процессами // Вестник экономической интеграции. - 2014. - № 6 (75). - С. 7-13.

6. Бачило, И.Л. Информационное право: учебник для магистров. - Изд-е 3-е, перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2012. - 564 с.

7. Беляева, Н.Г. , Иванов, В.И. Информационное обслуживание в области права // Сов. государство и право. - 1969. - № 12. - С. 20-21.

8. Бузин, В.Н. Особенности системного подхода к социальному управлению медиапростран-ством в рамках коммуникологии // Коммуникология. - 2014. - № 8. - С. 76-90.

9. Буртаев, Ю.Ф., Острейковский В.А. Статистический анализ надежности объектов по ограниченной информации: монография. - М.:Энергоатомиздат, 1995. - 239 с.

10. Бурякова, О.С. Проблема соотношения понятий «информация» и «знание» в контексте современных зарубежных и отечественных исследований // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. -№ 1.- С. 47-51.

11. Винер, Н. Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1958. - 200 с.

12. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - М.,1983. - 344 с.

13. Дудяшова, В.П., Кипень, Н.А. Ресурсы и система управления предприятием в условиях экономики знаний // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 3. - С. 175 - 180.

14. Измайлов, А.М., Ашмарина, С.И. Понятие и особенности информационно-знаниевых ресурсов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2015. - № 4. - С. 88-90.

15. Ильгова, Е.В. Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. - 26 с.

16. Ильин, А.И., Синица, Л.М. Планирование на предприятии. Ч.2. - М., 2000. - С. 173-189.

17. Информатика / под ред. Н.В. Макаровой. - М., 2001. - 241 с.

18. Красноженова, Г.Ф., Симонин, П.В. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 159 с.

19. Кривоухов, А.А. Правовое регулирование защиты государственных информационных ре-

сурсов: дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2006. - 224 с.

20. Кудрявцев, Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М., 1981. - 144 с.

21. Лапшин, В.Н. Организационно-ресурсное обеспечения реструктуризации предприятия. -СПб., 2002. - 192 с.

22. Максудова, Л.Г., Цветков В.Я. От информации к информационным ресурсам // Известия высших учебных заведений. - 2000. - № 1. - С. 146 - 151.

23. Мункуева И.С. Знание как наиболее производительный ресурс инновационной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 26 - 28.

24. Пирогов, А. И., Пивоварова, И.Ю. Философия управления как методологическая основа социального управления в информационном обществе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2014. - № 1. - С. 108-117.

25. Погорелова, Е.В. Интеграционно-целевая методология управления знаниями: монография / Е.В. Погорелова. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. - 147 с.

26. Прокопенко, А.Н. О содержании понятия информационные ресурсы в праве // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 157-160.

27. Рейнин, Г.Р. Знание и информация // Соционика, ментология и психология личности. -2000. - № 3. - С. 189-202.

28. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974. - 461 с.

29. Симонова, И.Ф., Ерёмина, И.Ю., Дудаева, Л.М. Развитие и обучение персонала как конкурентный ресурс организации в условиях экономики, нацеленной на управление знаниями // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2008. - № 11. - С. 8-13.

30. Системные исследования: ежегодник. - М.: Наука, 1969. - 132 с.

31. Старченко, А.Ю. Информационные ресурсы органов исполнительной власти: проблемы определения понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 9 (35): в 2-х ч. Ч. II. - С. 183-186.

32. Ушвицкий, Л.И., Тер-Григорьянц, А.А. Научные подходы к управлению инновационным развитием и саморазвитием социально-экономических систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 5 (44). - С. 103-109.

33. Харюшин, Д.В. Ресурсное обеспечение воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях: монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2009. - 112 с.

34. Цит. по: Ресурсный потенциал экономического роста: сб.статей. - М., 2002. - 262 с.

35. Чернышов, С.П. Понятие, содержание и основные направления ресурсного обеспечения деятельности госавтоинспекции МВД (ГУВД, УВД) по субъектам Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2010. -№ 3. - С. 152-153.

36. Шубина, О.А. Информационный ресурс: понятие, виды // Вестник КрасГАУ. - 2011. - №12. - С. 312-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.