Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

РОЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мониторинг / законопроекты / законы / законотворческий процесс / методология / методы / анализ / синтез / прогнозирование / оценка / правовой мониторинг.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тлупова А.В., Цолоев Т.С., Мамбетова К.М.

Качественная законодательная система является залогом эффективного функционирования государства, реализации задач, стоящих перед ним и государственными институтами, создания «комфортных» условий существования общества. Определение понятия правового мониторинга законодательства, того, что он представляет собой, того, на что он должен быть направлен, а также то, кем должен быть реализован, являются важными направлениями в процессе его организации. Немаловажным является и определение задач и цели, которые должны быть реализованы и достигнуты в ходе его проведения. Получение ответов на круг этих вопросов является залогом эффективности организации и наблюдается ситуация, когда одни и те же правовые явления по-разному определяются разными исследователями, когда разным правовым явлениям даются одинаковые определения их понятий разными авторами. Одним из самых важных моментов в проведении любой деятельности является выбор приемов и способов ее осуществления, так как ее результат, качество, эффективность напрямую зависят от того, правильно ли были выбраны способы, приемы и средства ее проведения. Методология, предполагает применение определённых методов, средств и способов проведения правового мониторинга законодательства с целью выработки в конечном результате способов, приемов приведения законодательства в оптимальное состояние, устранения и предотвращения нежелательных последствий применения законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ТЛУПОВА Асият Владимировна,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, младший лейтенант полиции, e-mail: asiiat@mail.ru SPIN-код: 3851-9713, AuthorID: 582015

ЦОЛОЕВ Тамерлан Султанович,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Института права экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова», e-mail: tsoloev64@mail.ru SPIN-код: 1836-7163, AuthorID: 469896

МАМБЕТОВА Карина Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова», e-mail: mail@law-books.ru SPIN-код: 8060-3963, AuthorID: 1048619

РОЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Качественная законодательная система является залогом эффективного функционирования государства, реализации задач, стоящих перед ним и государственными институтами, создания «комфортных» условий существования общества.

Определение понятия правового мониторинга законодательства, того, что он представляет собой, того, на что он должен быть направлен, а также то, кем должен быть реализован, являются важными направлениями в процессе его организации. Немаловажным является и определение задач и цели, которые должны быть реализованы и достигнуты в ходе его проведения.

Получение ответов на круг этих вопросов является залогом эффективности организации и наблюдается ситуация, когда одни и те же правовые явления по-разному определяются разными исследователями, когда разным правовым явлениям даются одинаковые определения их понятий разными авторами.

Одним из самых важных моментов в проведении любой деятельности является выбор приемов и способов ее осуществления, так как ее результат, качество, эффективность напрямую зависят от того, правильно ли были выбраны способы, приемы и средства ее проведения.

Методология, предполагает применение определённых методов, средств и способов проведения правового мониторинга законодательства с целью выработки в конечном результате способов, приемов приведения законодательства в оптимальное состояние, устранения и предотвращения нежелательных последствий применения законов.

Ключевые слова: мониторинг, законопроекты, законы, законотворческий процесс, методология, методы, анализ, синтез, прогнозирование, оценка, правовой мониторинг.

TLUPOVA Asiyat Vladimirovna,

Candidate of Legal Sciences, Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, junior police lieutenant

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-38-42 NIION: 2022-0079-8/22-074 MOSURED: 77/27-025-2022-08-074

TSOLOEV Tamerlan Sultanovich,

D.Sc. in History, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov"

MAMBETOVA Karina Mikhailovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov".

THE ROLE OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

IN THE PROCESS OF LEGAL MONITORING OF LEGISLATION

Annotation. A high-quality legislative system is the key to the effective functioning of the state, the implementation of the tasks facing it and state institutions, the creation of "comfortable" conditions for the existence of society.

The definition of the concept of legal monitoring of legislation, what it is, what it should be aimed at, as well as by whom it should be implemented, are important directions in the process of its organization. It is also important to define the tasks and goals that should be implemented and achieved during its implementation.

Getting answers to these questions is the key to the effectiveness of the organization and there is a situation when the same legal phenomena are defined differently by different researchers, when different legal phenomena are given the same definitions of their concepts by different authors.

One of the most important points in carrying out any activity is the choice of techniques and methods of its implementation, since its result, quality, effectiveness directly depend on whether the methods, techniques and means of its implementation were chosen correctly.

The methodology involves the use of certain methods, means and methods of conducting legal monitoring of legislation in order to develop, in the final result, methods, techniques for bringing legislation into an optimal state, eliminating and preventing undesirable consequences of the application of laws.

Key words: monitoring, bills, laws, legislative process, methodology, methods, analysis, synthesis, forecasting, evaluation, legal monitoring.

Стихийность законодательства некачественный законодательный процесс, явившиеся следствием возникновения необходимости создания новой системы законодательства в короткие сроки, после произошедших коренных перемен в обществе и государстве в 90-х годах ХХ века, вызвали проблемы стоящие государством и на современном этапе.

Правовой мониторинг законодательства является именно тем инструментом, который призван повысить качество законодательных актов.

Как правило, в научной литературе рассматривается «правовой мониторинг» или «мониторинг законов и законодательного процесса». Два этих понятия не идентичны, понятие «правовой мониторинг» гораздо шире понятия «правовой мониторинг законов», так как правовым мониторингом может быть мониторинг, проводимый в правовой сфере, например правовой мониторинг указов Президента Российской Федерации, правовой мониторинг действий органов исполни-

тельной власти, направленных на реализацию возложенных на них полномочий и др. Правовой же мониторинг законов является мониторингом, проводимым в правовой сфере, объектом которого выступают только законы.

Для того чтобы дать определение понятию правовому мониторингу законодательства, ответить на вопрос, что представляет собой данное правовое явление, необходимо рассмотреть определения понятий мониторинга, правового мониторинга различных явлений.

На протяжении многих лет термин «мониторинг» использовался, как правило, в сферах экологии, изучения окружающей природы, среды обитания, образования, однако в последнее время он приобретает большое значение для теории государства и права в силу возрастания необходимости, актуальности этого правового института для законодательства и государства в целом.

Перед тем, как перейти к исследованию имеющихся подходов к определению монито-

ринга, мы обратились к этимологии слова «мониторинг». Слово «мониторинг» пришло к нам из английского языка, где «monitoring» означает контроль, наблюдение, слежение [12, с. 514], которое, в свою очередь было образовано от латинского «monitor», означающего предостерегающий [10, с. 320].

Исследование научной и справочной литературы, содержащей определения понятия мониторинга, дало нам возможность прийти к выводу, что различные определения характеризуют различные подходы к пониманию сущности данного явления, которые сходятся в том, что это определенные

действия, направленные на объект. В целом мы можем выделить среди всего спектра, рассмотренных нами определений понятия мониторинга, три подхода: 1) мониторинг - это наблюдение за объектом [5, с. 190, 8, с. 341]; 2) мониторинг - это сбор информации об объекте [6, с. 231]; 3) мониторинг - это не единичные действия, а система, совокупность действий [2, с. 555, 3, с. 831]. На наш взгляд, наблюдение и сбор информации корректно отнесены к мониторингу, однако их необходимо рассматривать в совокупности в рамках мониторинга, как это делают представители третьего подхода, а не по отдельности, так как мониторинг, являясь сложным многоуровневым явлением, представляет собой систему различных действий, включающих в себя и наблюдение, и сбор информации, и оценку, и прогнозирование.

Представленные определения не в полной мере отражают суть данного правового явления. Так, мониторинг может быть проведен не только неправительственными организациями. В то время как группа исследователей отмечает, что: «Мониторинг - это общее понятие, используемое в различных значениях, обозначающее этапы сбора, проверки и анализа неправительственными организациями информации, касающейся различных вопросов в области общественных интересов, и включающее в себя два основных элемента - расследование и документирование» [4, с. 73].

Проанализировав имеющиеся в научной и справочной литературе определения понятия «мониторинг», мы приходим к выводу, что под мониторингом следует понимать систему сбора информации, наблюдения и контроля с целью оценивания настоящего и прогнозирования будущего состояния объекта мониторинга, с целью разработки мер предупреждения негативных последствий деятельности, существования объекта мониторинга. Так как мониторинг представляет собой системное явление, эта система обязательно должна быть представлена сбором информации, наблюдением, контролем, оценкой

и прогнозированием без игнорирования каких-либо элементов мониторинга, потому как выпадение одного из них может привести к ничтожности всей системы.

Правовым мониторингом законодательства является система сбора информации, наблюдения, контроля, оценки и прогнозирования состояния законов.

Объектом мониторинговой деятельности выступают законопроекты, законы и отношения, на которые оказывает действие, регулирует закон [7, с. 12]. Нельзя допускать выпадения хотя бы одного из элементов объекта, так как это может привести к искажению информационной картины, получаемой в ходе мониторинговой деятельности, что впоследствии не позволит выработать необходимые способы решения имеющихся проблем в законодательстве.

Методология правового мониторинга законодательства включает ряд методов, одним из которых выступает анализ, приставляющий собой метод обработки, изучения информации, полученной в результате наблюдения, и ее сбора, путем ее разложения на составляющие структурные элементы, например, изучение закона различными специалистами, социологами, юристами, лингвистами-филологами и т.д., которые будут анализировать закон, применяя специальные знания, с помощью различных критериев. В отличие от наблюдения, сбора информации анализ должен проводиться с использованием оценочных категорий, однако оценка происходит не в целом применительно к исследуемому объекту, а к тем частям, которые были выявлены в результате «расчленения» объекта.

Неразрывно связан с методом анализа метод синтеза, который предполагает проведение обратных действий, противоположных анализу. Синтез, противопоставляясь анализу, является противоположным ему действием, т.е. соединением, а то, что они неразрывно связаны, говорит о том, что это «соединение» направленно на выделенные, «расчлененные» части объекта исследования в процессе анализа.

На основании вышеизложенного считаем, что синтез как метод регионального правового мониторинга законопроекта и закона представляет собой обобщение информации, полученной о различный сторонах, элементах законодательства в результате проведенного анализа исследуемого объекта (законопроекта, закона). Так, например, при проведении анализа закона, синтез в рассматриваемом случае будет представлять соединение полученных данных в результате проведенного анализа специалистами разных областей знаний о законе с правовой, социологической, лингвистико-филологической и других точек зрения в единую информационную картину.

В результате использования методов наблюдения, сбора информации, анализа и синтеза мы получаем полную картину состояния законодательства, однако это не дает возможности достичь конечной цели мониторинговой деятельности, выявления положительных и негативных сторон состояния законодательства, выработки путей преодоления выявленных проблем. Для этого необходимо проведение оценочной деятельности, а затем применение метода прогнозирования.

Приведенное ниже определение понятия «оценка», на наш взгляд, является верным и раскрывает наиболее полно содержание понятия оценки в широком смысле «оценка (филос.) -отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, установление их значимости, соответствия определенным нормам (одобрение, осуждение, согласие, критика и т.п.), определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуальным и нравственным развитием человека, с другой стороны учет мотивов, средств, целей действия, его условий, места в системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этого действия [8, с. 96]».

На основании приведенного определения понятия оценки, мы можем дать определение метода оценки в рамках методологии регионального правового мониторинга законопроекта и закона, под которым следует понимать действия, направленные на определение качественных характеристик законодательства на основе проанализированной и синтезированной информации об исследуемом объекте.

Если в результате анализа проводились изучение и оценка составных частей исследуемого

объекта, оценочный метод предполагает оценивание всего объекта в целом, его состояния, выявления негативных сторон и т.д. Применение метода оценки, мы полагаем, должно сменяться применением метода прогнозирования будущего состояния законодательства, хотя не все авторы придерживаются данной точки зрения.

Прогнозирование должно являться существенным, важным направлением мониторинговой деятельности, так как прогнозирование дает возможность понять какое действие будет оказывать в будущем разрабатываемый, действующий закон и т.д. Так как прогнозирование играет важную роль не только в законотворчестве, но и как критерий определения правовых последствий действия законов [11, с. 27] и является фактором совершенствования российской правовой системы [1, с. 25].

Исходя из рассмотренных нами определений понятий прогноза, прогнозирования, по нашему мнению, под методом прогнозирования регионального правового мониторинга законопроекта и закона следует понимать деятельность по определению перспективного состояния законов, законодательства в целом, возможности возникновения, развития негативных последствий принятия, действия законов, их характера, по выработке предложений, решений, рекомендаций по их решению.

Таким образом, мы приходим к выводу, что правовой мониторинг законодательства осуществляется на основе методологии, свойственной ему и обладающей специфическими чертами. Использование методов именно в совокупности, в комплексе, является залогом эффективности и результативности проводимой мониторинговой деятельности.

Список литературы:

[1] Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы // Журнал российского права. - 2018. - № 8. - С. 25-36.

[2] Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норма, 2000. 1567 с.

[3] Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1991. 1600 с.

[4] В защиту общественных интересов: руководство для юристов и правозащитников / Под ред. Э. Рекоша, К. Бучко, В. Терзиевой, Д. Шабельникова; Пер. с англ. Д. Б. Шабельников; Науч. ред. пер. Н. М. Кипнис. М.: Юристъ, 2004. 506 с.

[5] Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Толковый словарь юридических терминов. М.: Эксмо, 2008. 448 с.

[6] Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо - Пресс, 2000. 669 с.

[7] Ларионова К.А. Совершенствование законодательного обеспечения системы мониторинга оценки эффективности применения нормативных правовых актов // Вопросы экономики и права. -2021. - № 155. С. 11-15.

[8] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

[9] Российский энциклопедический словарь: в двух книгах / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Российская энциклопедия, 2001.

[10] Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С. Карпинского. М.: Русский язык, 1987. 608 с.

[11] Тлембаева Ж. У. О роли прогнозирования в законотворчестве и критериях определения правовых последствий действия законов // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. -2018. - № 5 (54). - С. 27-34.

[12] Шалаева Г.П. Большой современный англо-русский словарь. М.: Эксмо, 2007. 847 с.

[1] Agamirov K.V. YUridicheskoe prognozirovanie kak faktor sovershenstvovaniya rossijskoj pravovoj sistemy // ZHurnal rossijskogo prava. - 2018. - № 8. - S. 25-36.

[2] Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. 2-e izd. / Pod red. S.A. Kuznecova. SPb.: Norma, 2000. 1567 s.

[3] Bol'shoj enciklopedicheskij slovar' / Pod red. A.M. Prohorova. M.: Sovetskaya enciklopediya, 1991. 1600 s.

[4] V zashchitu obshchestvennyh interesov: rukovodstvo dlya yuristov i pravozashchitnikov / Pod red. E. Rekosha, K. Buchko, V. Terzievoj, D. SHabel'nikova; Per. s angl. D. B. SHabel'nikov; Nauch. red. per. N. M. Kipnis. M.: YUrist", 2004. 506 s.

[5] Golovistikova A.N., Grudcyna L.YU. Tolkovyj slovar' yuridicheskih terminov. M.: Eksmo, 2008. 448 s.

[6] Komlev N.G. Slovar' inostrannyh slov. M.: Eksmo - Press, 2000. 669 s.

[7] Larionova K.A. Sovershenstvovanie zakonodatel'nogo obespecheniya sistemy monitoringa ocenki effektivnosti primeneniya normativnyh pravovyh aktov // Voprosy ekonomiki i prava. - 2021. - № 155. S. 11-15.

[8] Rajzberg B.A. Sovremennyj ekonomicheskij slovar'. 5-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2007.

495 s.

[9] Rossijskij enciklopedicheskij slovar': v dvuh knigah /Pod red. A.M. Prohorova. M.: Rossijskaya enciklopediya, 2001.

[10] Slovar' inostrannyh slov / Pod red. A.G. Spirkina, I.A. Akchurina, R.S. Karpinskogo. M.: Russkij yazyk, 1987. 608 s.

[11] Tlembaeva ZH. U. O roli prognozirovaniya v zakonotvorchestve i kriteriyah opredeleniya pravovyh posledstvij dejstviya zakonov // Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. - 2018. - № 5 (54). -S. 27-34.

[12] SHalaeva G.P. Bol'shoj sovremennyj anglo-russkij slovar'. M.: Eksmo, 2007. 847 s.

Spisok literatury:

ymmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmi^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.