- проведение кластеризации (выделение в кластере элементов);
- составление анкет и проведение анкетирования субъектов-участников (педагоги, ученики, родители, социальные партнеры) кластерной организации школы.
Доказательство того, что выделенный образовательный кластер действительно отвечает заявленным требованиям и поставленным задачам, состоит в выявлении наличия или отсутствия системы взаимодействия между элементами, в эффективности совместного функционирования каждого элемента.
Третий этап: обработка результатов анализа сетевого образовательного кластера
- определение целей, задач и функции администрации кластера в целом и каждого элемента в частности;
- установление взаимосвязи кластера с выделенными элементами при помощи инновационных инфраструктурных компонентов на уровне управленческого ядра кластера.
Список литературы:
1. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.
2. Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». - 2001. - № 3.
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
© Торохова Г.Н.*
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск
В статье раскрывается система повышения качества образовательного процесса в ДОУ через методическую службу, выполнение взаимосвязанных блоков управленческих функций. Используются анкеты по выявлению уровней профессиональных качеств мастерства воспитателей, готовности педагогов в участии методической работы ДОУ, уровни профессионального мастерства педагогов и формы методической работы с педагогами.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных дей-
* Старший преподаватель кафедры Теории и методики дошкольного образования.
ствий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Изменения системы ценностей и приоритетов, неизбежно влечет за собой изменение требований к квалификации педагогических работников. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, поощрения их творческих поисков. Такие условия в детских садах для педагогов предоставляет методическая служба, которая дает возможность получить необходимую практическую помощь на рабочем месте, поэтому находится в постоянном поиске новых форм и путей. Методическая работа в детском саду начинается с педагога, воспитателя, а организует и возглавляет ее старший воспитатель (методист).
Сбор информационно-аналитического н контрольно-диагностического материала
Б о спнт ательно-образовательная работа с детьми
-
Диагностика, воспнгателшо-образовательно го процесса по направлениям образовательной программы
Взаимодействие с педагогами
Наблюдения за воспнтательно-о бр азоват е льным процессом (изучение образовательных технологий, анализ традиционных методик)
Срезы диагностических данных по развитию детей
Диагностика ннф орм ацнонных потребностей и затруднений в практической деятельности (анкета) педагогов
Анализ данных о повышении квалификации (курсы, аттестация, образовательный уровень)
Анализ наблюдений и дифференцированная помощь
Днфференцнрова Участие
иная помощь педагогов в
(уровень методической
проф.мастерства) работе
+ 1 /1 t \
Комплексные и Изучение
тематические документации
проверки
Самообразование педагогов (изучение и распространение опыта)
3
Регулирование н коррекция
I w//
Планирование и организация методической работы
Рис. 1. Модель системы повышения качества образовательного процесса в ДОУ
Из опыта работы методической службы детского сада была составлена блочная схема-модель управления системой повышения качества образовательного процесса в ДОУ (рис. 1). Роль старшего воспитателя в методической работе по повышению качества образовательного процесса во взаимодействии всех участников образовательно-воспитательного процесса; в выполнении взаимосвязанных блоков управленческих функций: информационно-аналитическая (педагогический анализ) и контрольно-диагностическая, планирования и организация, регулятивно-коррекционная [1]. Блочная схема-модель управления рассматривается нами как целостная система. Нарушение одного из блоков управления ведет к более низкому качеству воспитательно-образовательного процесса.
Информационно-аналитический блок - это глубокий и всесторонний анализ педагогической деятельности в ДОУ Где сопоставляются, сравниваются, оцениваются результаты; определяются условия, обеспечивающие успех; выявляются причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий; дается объективная оценка качеству педагогического процесса; определятся уровень воспитательно-образовательной работы. На основе информационно-аналитических данных по итогам года намечаются цели, задачи педагогической работы на следующий учебный год, планируется и организуется методическая работа ДОУ.
Задача старшего воспитателя состоит в том, чтобы привлечь педагогов ДОУ к реализации информационно-аналитической функции через анализ своей профессиональной деятельности, выходя на самоанализ и самоконтроль. Для этого нами была подобрана анкета (табл. 1), которая дает информацию об уровне профессиональных качеств мастерства воспитателей и информацию по выявлению уровня готовности педагогов в участии методической работы ДОУ [3].
В анкете воспитатели самостоятельно оценивают себя: как глубоко понимают и владеют нормативными документами, в умении планировать и оценивать развитие детей своей группы, владеть педагогической техникой, специальными навыками, в умении видеть ребенка как субъекта педагогической деятельности. Анализируют свои организационно-методические умения. Педагоги оценивают себя, выставляя - высокий уровень 5 баллов (91-100 %), средний уровень - 4 балла (81-90 %), ниже среднего - 3 балла (41-80 %), низкий - 2 балла (до 40 %).
Одно из направлений методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ - работа по самообразованию, это путь к достижению серьезных результатов, самореализации в профессии. Сложность работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов в том, что педагогический коллектив не однороден по образованию, и по опыту педагогической деятельности.
Таблица 1
Анкета для выявления уровня профессиональных качеств мастерства воспитателя
Иванова Светлана Ивановна воспитатель первой категории
Ф.И.О.
№ п/п Перечень профессиональных качеств воспитателя 20 -20
у ровни
В С НС Н
1. Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания)
2. Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы
3. Владеет педагогической техникой
4. Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности
5. Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать, желание помочь каждому ребенку проявить себя
6. Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка
7. Умение приобщать детей к творческой деятельности
8. Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе
9. Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом
10. Видение важности совместной работы с родителями
11. Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик, написание плана своей деятельности и деятельности детей по определенной теме
12. Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе
13. Организация самоанализа деятельности и наблюдений со стороны с последующим анализом
14. Профессиональная и общая эрудиция
15. Корректировка своей педагогической деятельности
16. Манера поведения
17. Культура речи, выразительность дикции, жестов
Для адресной наиболее эффективной организации методической работы с педагогическими работниками, старший воспитатель дифференцирует педагогов по уровням (табл. 2). Молодые специалисты и вновь прибывшие (без стажа работы) - осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и индивидуальный стиль педагогической деятельности; творческий уровень -свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы; педагоги, работающие на исследовательском уровне - проявляют творчество в педагогической деятельности, универсалы, профессионалы, способные к самоопределению и составлению собственной методической системы [3]. Для обеспечения необходимого уровня качества воспитательно-образовательной работы используется поэтапное обучение педагогов, от молодых специалистов - репродуктивные методы, до специалистов высокого уровня - исследовательские методы.
Таблица 2
Уровни профессионального мастерства педагогов
уровни показатели проф. мастерства педагогов методы и формы методической работы
высокий Педагогически грамотные, с учетом современных достижений педагогической науки и практики, планирование и организация образовательного процесса. Воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентности (педагоги, работающие на доверии). Исследовательский, творческий метод: разработка проектов; создание программ, методических рекомендаций; создание творческих лабораторий, школ методического мастерства; научно-исследовательская деятельность.
средний Владение воспитателем активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми. Педагоги данной группы обеспечивают организацию воспитательного процесса в рамках требований Госстандарта (кандидаты в группу педагогов на доверии). Продуктивный, активный метод: семинары, практикумы, открытые занятия, конкурсы, фестивали.
низкий Достижение оптимального результата, выражающееся в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей. Педагоги нуждающиеся в систематическом контроле со стороны. Репродуктивный метод: демонстрация занятий; наставничество; развитие профессиональной деятельности; привлечение к анализу и самоанализу.
При проведении самоанализа и самоконтроля своей педагогической деятельности воспитатели выявляют взаимосвязь между результатами своих достижений в профессиональном мастерстве с результатами и достижениями детей своей возрастной группы. Поэтому активность воспитателей в педагогической деятельности проявляться тогда, когда он видит конечный результат - усвоении каждым ребенком образовательной программы ДОУ а также в высоком уровне готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Вот почему целесообразно анализировать выполнение образовательной программы не только за год, но и за полугодие, с использованием всевозможных диагностических карт, схем наблюдений (табл. 3). Старший воспитатель подбирает методику проведения диагностики и готовит инструментарий, а воспитатели проводят диагностику усвоения детьми образовательной программы. Педагоги планируют свою дальнейшую педагогическую деятельность с детьми на основе диагностики, и тщательного анализа того, что удалось в работе, а что нет.
Все данные диагностики по выполнению образовательной программы скапливаются в методическом кабинете, где старший воспитатель анализирует и обрабатывает данные диагностики. В данной таблице (табл. 3) зафиксированы результаты выполнения образовательной программы (для образца взято два направления - игровая деятельность, познавательное развитие) по возрастным группам и по детскому саду в целом на начало (сентябрь) и конец (май) учебного года. Где видны изменения результатов усвоения образовательной программы детьми.
Таблица 3
Анализ диагностики по выполнению образовательной программы ДОУ за 20_-20_учебный год (%)
уровни II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготов. группа По д/саду
сен | май сен | май сен | май сен | май сен | май
Игровая деятельность
В 20 30 - 44 8 54 23 32
С 20 35 21 50 77 46 50 50
Н 60 35 79 6 15 - 27 18
Познавательное развитие
В 5 10 - 44 - 56 10 23
С 40 83 26 56 85 44 45 46
Н 55 7 74 - 15 - 45 31
Результативность работы педагогов проявляется и в показателях мониторинга готовности детей подготовительной группы детского сада к обучению в школе (табл. 4). Данная диагностика проводится ежегодно в конце учебного года (май). Затем собираются и анализируются данные о выпускниках детского сада после их обучения первой четверти в школе - адаптация и уровень их успешности в обучении. При этом учитываются проведенные совместные мероприятия детского сада и школы, которые предшествовали успешному прохождению адаптационного периода в школе.
Таблица 4
Анализ готовности детей подготовительной группы детского сада к обучению в школе (первая четверть)
уровни Кол-во будущих первоклассников охваченных образовательной деятельностью на 01.06.2010 г. Количество детей поступивших в первый класс, их уровень готовности к обучению в школе по результатам обучения в первой четверти в 2010 г.
24 человека 24 человека
высокий 10 чел. 42% 12 чел. 50%
средний 12 чел. 50% 10 чел. 42%
низкий 2чел. 8% 2чел. 8%
Методическая работа с педагогами строиться на контрольно-диагностической основе, дифференцированно с учетом запросов и возможностей каждого педагога. Контрольно-диагностический материал всей воспитательно-образовательной деятельности педагогов дает старшему воспитателю определить не только проблемы развития педагогического процесса, но и спрогнозировать их возникновение; выявить связь между деятельностью и результатом труда педагогов, поднять профессионализм педагогов на более высокую ступень. Проводя исследования педагогического процесса необходимо прослеживать за внедрением новых образовательных технологий в практику, анализировать действующие традиционные методики, а также как все это влияет на результаты и достижения детей.
В своей контрольно-диагностической деятельности старший воспитатель планирует и руководит комплексной и тематической проверками, а также мониторингом воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Вся информация, полученная информационно-аналитическим и контрольно-диагностическим путем, путем самоанализа и самоконтроля со стороны педагогов ложится в основу плановой дифференцированной помощи каждому педагогу и в целом всей педагогической деятельности детского сада. План мобилизирует работу всего педагогического коллектива. В нем определена система методической работы с педагогами. И чтобы выполнить план существует функция организации, которая предполагает большую и всестороннюю работу с воспитателями по повышению их профессионального мастерства, созданию оптимальных условий для развития детей [1].
В детском саду составляется годовой план, планируется воспитательно-образовательная работа с детьми, отдельно планируется работа узких специалистов. План должен быть конкретным характеризующийся педагогической целесообразностью, продуманностью мероприятий. Каждый раздел плана должен содержать перечень дел, реализация которых направлена на улучшение работы детского сада с учетом его особенностей. Все их можно разделить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы - педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, тематические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школа передового опыта и т.п; индивидуальные формы - самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество и т.п.. В рамках различных форм применяются разнообразные методы и приемы работы с педагогами - это клуб знатоков, вечер вопросов и ответов; консультации в форме моделирования рабочего дня воспитателя, точка зрения, мозговой штурм, решение кроссвордов, служба доверия, детская гостиная, КВН и др. В практической деятельности для повышения квалификации старшим воспитателем используется и разнообразные мероприятия городского значения - конференции, фестивали, конкурсы, выставки, методические объединения, августовские совещания, работы тематических секций, педагогические чтения.
План методической работы при условии неформального отношения к ней должен обязательно предусматривать возможность регулятивно-кор-рекционные изменения. Регулятивно-коррекционная функция призвана предупреждать осложнения, неуспехи и реагировать на сбои в работе. Результаты контрольно-диагностической функции становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции проводимой педагогической работы, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между функциями контрольно-диагностической и регулятивно-коррекци-онной опосредованная, она преломляется через информационно-аналитическую функцию. Регулирование и коррекция находятся не только в пря-
мой зависимости от контрольно-диагностической функции, между этими функциями существует и обратная связь. Регулятивно-коррекционная функция может качественно изменить контроль. Такой же взаимообратный характер носит связь организации и контрольно-диагностической функции: контроль может повлечь изменения отдельных сторон организационной деятельности, а особенности организации будут влиять на выбор направлений и форм контрольно-диагностической функции.
Таким образом, эффективность такой системы методической службы в детском саду подтверждают следующие результаты:
- создание стабильного и эффективно работающего коллектива;
- переход педагогов на более высокий уровень профессионализма;
- повышение квалификационных категорий при аттестации педагогов;
- участие в мероприятиях городского значения профессионального мастерства;
- приобщение педагогов в инновационную, поисково-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность;
- повышение эффективности педагогического процесса и качества обучения;
- освоение новых образовательных технологий. Предложенный нами материал не является догмой, каждый старший
воспитатель различных видов ДОУ, может его дополнить, изменить, усовершенствовать.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция.
- М.: АСТ, 2003. - 68 с.
2. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.:Айрис-пресс, 2006. - 224 с.
3. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: Издательство центр «Академия», 2001.
- 432 с.