Научная статья на тему 'Роль методического обеспечения в формировании профессиональной компетентности психолога'

Роль методического обеспечения в формировании профессиональной компетентности психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / OPTIMISTICHNOST / SKAZKOTERAPIYA / METHODICAL ENSURING ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRACTICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А.

В статье рассматривается проблема методического обеспечения, в частности, обсуждено одно из средств формирования профессиональной компетентности психолога. На примере анализа одного из методических приемов посвященный низкий уровень предлагаемых экспертов производства отдельной публикации в реализации профессиональной деятельности показывают формированию оптимизации индивидуальности посредством сказкотерапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of methodical maintenance in formation of professional competence of the psychologist

In article the problem of methodical providing as one of means of formation of professional competence of the psychologist is discussed. On the example of the analysis of one of the methodical grants, devoted low level of the separate publishing production offered experts in realization of professional activity is shown to formation of an optimistichnost of the personality by means of a skazkoterapiya.

Текст научной работы на тему «Роль методического обеспечения в формировании профессиональной компетентности психолога»

5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985.

6. Иванова И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в отечественной науке и за рубежом // сборник научных трудов СевКавГТУ серия «Гуманитарные науки» № 3. // http://www.ncstu.ru

7. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984

Sobirova D.A., Saidnazarova G. Social'nyj intellekt, kak instrument kommunikativnogo i organizacionnogo vzaimodejstvija /D.A. Sobirova, G. Saidnazarova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. -S. 59-65.

© Д.А. Собирова, Г. Саидназарова, 2014. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.

— • —

УДК: 378.016

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА

М. Ю. Лакеева, О.А. Белобрыкина. Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: olga. belobrykina@gmail. com

Резюме. В статье рассматривается проблема методического обеспечения, в частности, обсуждено одно из средств формирования профессиональной компетентности психолога. На примере анализа одного из методических приемов посвященный низкий уровень предлагаемых экспертов производства отдельной публикации в реализации профессиональной деятельности показывают формированию оптимизации индивидуальности посредством сказ-котерапия.

Ключевые слова: оптимизация, сказкотерапия, методическая деятельность обеспечения, профессиональная компетентность, практическая психология.

В настоящее время все острее встает проблема невротизации общества и, как следствие, жизни человека, в связи, с чем социальный запрос на психологическую помощь приобрел особую популярность. По мысли Э. Фромма, современному человеку свойственно чувство потери себя: «Если я - это то, что я имею, и если я потеряю то, что я имею, то кем же я тогда буду? Не кто иной, как поверженный, опустошенный человек -жалкое свидетельство неправильного образа жизни. Так как я могу потерять то, что имею, я постоянно озабочен тем, что я потеряю то, что у меня есть» [11, с. 331]. Помочь человеку в самовосстановлении чувства идентичности призвана профессиональная психологическая практика. Однако в последние годы в силу самых разнообразных причин наблюдается попытка ее замены актуализацией принципа самопомощи («помоги себе сам», «сам себе психолог»), в обеспечении которого не последнее место отводится средствам популярной психологии. С одной стороны, можно приветствовать стремление обывателя к психологическому саморазвитию, тогда как с другой, идея психологического «самолечения», так же не продуктивна, как и уничижение роли традиционной медицины в поддержании или восстановлении психосоматического здоровья личности. Следует отметить, что целевая установка на самообеспечение субъектом психологического комфорта возникла в обыденном сознании не на пустом месте. Не секрет, что в последние годы проблема профессионализма психологических кадров стала чрезвычайно дискуссионна. Известно, что профессиональное становление психолога начинается в период вузовского обучения и продолжается на всем протяжении его деятельности как специалиста. Уровень профессионализма психолога зависит от множества факторов -от наличия и выраженности профессионально важных качеств, от способности субъекта к самообразованию и саморазвитию, от степени сформи-рованности профессиональной рефлексии, от качества методического обеспечение его профессиональной деятельности и ряда других условий. Именно благодаря методическому обеспечению, с помощью которого будущий психолог осваивает основы профессиональной этики и смысловые аспекты профессии, он имеет непосредственную возможность не только актуализировать отдельные умения и навыки, повысить уровень знаний, но и их качество. Соответственно, к содержанию и качеству профессио-

нального методического обеспечения, в частности, к учебным и методическим пособиям по психологическим дисциплинам, практические психологи должны предъявлять особую требовательность. И это особенно важно в современных условиях, когда книгоиздательский бум психологически ориентированной продукции привел к тому, что значительная часть методических изданий перестала отвечать требованиям научности, предметной адекватности, корректности и этической состоятельности содержания.

В качестве примера, обратим внимание на одну из методических работ, пользующуюся широкой популярностью, как у студентов, практических психологов, так и в деятельности специалистов смежных профессий -социальных педагогов, учителей, педагогов дополнительного образования и пр. Речь пойдет о книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Д.Ф. Фролова «Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво», вышедшей в издательстве «Речь» в 2005 году (в объеме 223 страниц, тиражом 5000 экземпляров), посвященной идее «преображения мыслей, чувств в позитивную сторону, научению мыслить оптимистично и «красиво». Абрисное знакомство с пособием показало, что возрастных и профессиональных границ для читательской аудитории авторы не задают, отмечая, что «наши читатели уже привыкли к тому, что мы издаем для специалистов только «серьезную литературу». И вдруг, «Ценность каждого дня» - популярная психология! Не нонсенс ли это?» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с. 3). Оказывается, это не бессмыслица и авторы действительно свою книгу определяют в разряд «популярная психология», рекомендуя ее для широкой категории читателей, интересующихся вопросами психологии.

Первое, что обращает на себя внимание при ознакомлении с пособием - это его название - «Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво». Возникает закономерный вопрос, что вкладывается в понятие «мыслить красиво»? Понятие «красота», относящееся к одной из категории философии, рассматривается как «универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико-гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства» [7, с. 336]. Из обозначенной трактовки следует, что красота обусловлена культурой, субъектным восприятием (кому-то важнее красота внешняя, а кому-то -внутренняя), связана с сенсорными особенностями отдельного человека. На наш взгляд, авторы не вполне уместно используют понятие «красота мысли», так как оно в научных категориях - пока не операционализирова-но. В связи с этим возникает еще один закономерный вопрос: неужели

авторы сами не видят проблемы? Возможно, дело в том, что как отмечается в разделе книги «от издателя»: «Дмитрий Фролов не практикующий психолог, а, как говорят, «психолог по жизни»» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с. 4). В этом случае стоило ли вообще создавать такую популярную психологию и пускать ее в массы, если она представляет собой всего лишь увлекательное, всячески «разукрашенное чтиво», влияние которого не просто спорно, а очевидно негативно. Заметим, что профессионально-ориентированное научно-методическое издание предполагает предварительную оценку рукописи компетентными специалистами в соответствующей предметной отрасли, в русле которой материалы подготовлены к печати. В обозначенной работе (как почти и во всех пособиях автора) рецензенты не указаны, а значит, содержание текста не подвергалось профессиональной экспертной оценке.

Пособию, несомненно, присущи и определенные достоинства. В частности, язык книги действительно красив, включает множество эпитетов и других средств речевой выразительности. Привлекает внимание и представленное авторами многообразие приемов терапевтического воздействия, таких, например, как обучение навыкам социального функционирования: «Многим людям хочется ссориться и ругаться со мной. Но единственное оружие, которое мне нужно, - это Улыбка!» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с. 138), диалог с читателем и другие, а так же обращают внимание на особенности выстраивания деятельности в достижении результата. В то же время, в качестве основного метода работы авторы описывают и предлагают к использованию сказкотерапию. Этот метод в психологической практике действительно признается достаточно содержательным и функциональным [4; 12], однако, в сказках, представленных в пособии, прослеживается преимущественно повествовательный смысл (как некое логическое изложение определенного содержания), но отсутствует наиболее важный, так называемый, смысл-опыт (идея, сущность, предназначение, конечная цель), то, что открывает для себя читатель и хранит в подсознании, интериоризирует и интегрирует в личное поведение. Подсказывать читателю рецептурным способом, что можно и чего нельзя, навязывать ему необходимое отношение и расставлять «табу» - признается в психологической практике некорректным и неэтичным [6; 9]. Сказка в своем изначальном проявлении - это опыт не одного, а всего народа, так называемая (по А. Проппу) мудрость коллективного разума [8], архетипическое (по К. Г. Юнгу) [12], культурно-генетическая память народа (по Л.С. Выготскому) [2]. Поэтому психологу всегда важ-

но соблюдать осторожность по поводу вмешательства в сказку субъекта (клиента), в его личные проблемы (даже если они оформлены метафорически) отрицательных паттернов поведения специалиста или навязывания им своего варианта решения проблемы. С грани «лечить» можно легко шагнуть в грань «калечить», пренебрегая осторожностью и не владея знанием об этике и логике ведения процесса сказкотерапии. В качестве примера приведем сказку петербургского сказкотерапевта А.В.Гнездилова «Муравьиный король», которую авторы пособия представляют в главе «Жизненные уроки». Сюжет сказки своеобразен, слог автора воспринимается сравнительно легко (по сравнению с другими сказками, представленными в книге). Данная сказка (исходя из контекста и названия главы) ориентирована на донесение до сознания читателя конкретного жизненного урока, и, соответственно, обретение им возможности вынести для себя определенную мораль. При знакомстве с содержанием сказки, возникает вопрос, что же сможет вынести для себя нуждающийся в психологической помощи читатель, если ему предлагается следующая сюжетная линия: король, который в жизни сделал много постыдного (лгал, трусил, предавал, подставлял, забывал добро, утаивал), вдруг раскаялся в одном злом деянии, затем в другом. Он начал последовательно стараться загладить свои ошибки, вину - принимал указы, помогающие народу, животным, отдавал золото и еду голодающим. Но злого в жизни он наделал намного больше. Пришла расплата - его признали виновным, и, «хотели тотчас казнить» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с. 156). Однако, буквально в последний момент в зал вошли двое - Лесная женщина и Муравьиный король. Они забрали короля и «никто не посмел им возразить» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с. 157). Вот так легко и непринужденно, без особых усилий, король избежал наказания, обрел «сына». Очевидно, ключевой жизненный урок сказки состоит не столько в необходимости искреннего раскаяния для того, чтобы избежать наказания, сколько в том, что волшебство спасет от расплаты. Читателю (и соответственно, клиенту психолога) эта сказка недвусмысленно внушает, что придет кто-то, кто укажет на ошибки, примет их «исправление» и простит за все. В жизни же человеку чаще всего приходиться расплачиваться за свои неверные поступки, причем очень горько, а иногда расплата и вовсе последнее, что переживает преступивший черту дозволенности, как, например, Эбенезер Скрудж - главный герой повести Ч.Диккенса [3]. Он тоже увидел свои ошибки, попытался их исправить, но одним осознанием злых дел, совершенных им, дело не кончилось. Когда наступил час рас-

платы - Скрудж пережил собственную ненужность, испытал презрение к себе со стороны близких и знакомых, непосредственно ощутил последствия своих поступков и даже увидел свое забвение в смерти. Тру-гольд же в сказке А.В.Гнездилова, напротив, пережил миг: от «казнить» к -«спасен». Совершенно очевидно, что жизненные уроки, которые транслирует эта сказка, весьма сомнительны.

Однако, не только сказки есть в книге «Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво», в ее содержание включены притчи, таблицы, цитаты психологов и другие методы, средства и иллюстративные приемы. Заметим, что отдельные притчи довольно удачны, например, «Притча об утопающем», которая действительно показывает читателю, как бывают ошибочны в своей пессимистичной непоколебимости человеческие рассуждения. Или «Притча из «Иллюзий» Ричарда Баха», иллюстрирующая возможный способ выхода субъекта из зоны психологического дискомфорта, позволяющий ему освободиться от множества страхов и личностных барьеров, блокирующих его саморазвитие. Однако, в целом говорить о положительном влиянии большей части предлагаемых авторами средств и приемов, которые к тому же подкрепляются положениями, смысл и обоснованность которых не вполне ясна, не представляется возможным. К примеру, авторы используют в сказке про поручика К.М.Старосвирского смешение позиций христианства и оккультизма. По окончании сказки авторы резюмируют: «Допустим, в земной жизни для человека наиболее привычными переживаниями были любовь, радость, интерес к миру, стремление познавать новое. Эти чувства сделают его после смерти легким, не обрекая на участь быть привидением или, как сказано в тайных русских книгах, «мытарем». Но если человек при жизни приобрел эмоциональную привычку ненавидеть, обижаться, осуждать, завидовать, гневаться, пребывать в унынии, эти чувства, наполненные «тяжелой энергией», подвергают его после смерти мытарствам. Он рискует стать привидением и переживать привычные для себя тяжелые чувства, не имя возможности изменить ситуацию» (Зинке-вич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с.171). Парадоксально, но буквально в одно мгновение от психологии не осталось и следа. Без сомнения, авторы владеют искусством убеждения, однако идеи, даже не глав, а отдельных абзацев, так разнятся и противопоставляются друг другу, что возникает очередной, жесткий по содержанию, вопрос - кем написана эта книга? Сколько их было, «со-со-со-авторов», и какая специальность у них по образованию? Неужели все это написано профессиональными пси-

хологами? На подобные размышления наводит и предлагаемая авторами методика «Страна Сбывшихся Мечтаний», при знакомстве с содержанием которой становится ясно, что понятие «мечта», в авторском понимании -это очередная фальсификация. К «мечтам», судя по содержанию пособия, относиться все - от «нарядной обуви, одежды, красивой сумочки, галстука» до «письменного стола, своей комнаты, личного кресла». Так, повествуя о ритуале «сбора урожая» (читателю предлагается вести записи всего исполненного), авторы пишут: «Теперь, когда вы побывали в Стране Сбывшихся Мечтаний, последний час перед Новым Годом вы будете проводить иначе. Вы станете собирать Урожай. Для этого вы поудобнее устроитесь в любимом кресле, запасетесь листком бумаги и ручкой» (Зин-кевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с. 13). Создается впечатление, что авторы действительно верят в чудесное свойство «заражения» своих строк желанием проводить Новый год именно так. Возникает очередной вопрос, насколько авторы-психологи знакомы со структурой деятельности по А.Н.Леонтьеву, включающую единство операционально-технической и мотивационно-потребностной составляющих [5]. Анализ текста предлагаемой методики показывает, что именно мотивационно-потребностная сторона деятельности обесценивается авторами. Например, они предлагают за каждое мгновение, которое читатель вписывает в список, как «сбывшуюся мечту», начислять себе по 100 баллов, а затем суммировать результаты. «Сколько вы набрали баллов хотя бы сейчас? Тысячу, две, десять? Да вы счастливый человек! И это - прекрасно» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт., 2005, с. 11). Складывается впечатление, что читатель априори будет счастлив и возможности на иной исход у него не существует. Допустим, если деятельность изначально ведет к заранее заданному результату, причем вне зависимости от условий деятельности, то что будет мотивировать читателя на ее выполнение? «Вы говорите, что я вами манипулирую?» - спрашивает автор, словно в ответ на наши замечания и вопросы. И тут же продолжает: «Я правильно вас услышал? Нет, я вами не манипулирую, я на вас цивилизованно влияю» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. в соавт, 2005, с. 39). «Цивилизованное влияние» - вот, оказывается то, что сквозь прочтение книги регулирует поведение её читателя. Вместе с тем, даже студенту-психологу известно, что внешние условия того или иного поведения, без внутреннего подкрепления достаточно неустойчивы. По мысли Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна и ряда других психологов, без смысловой основы, без эмоциональной сопричастности, влияние извне

оказывается не эффективным [1; 2; 10]. Вывод, соответственно, напрашивается сам собой.

Сказкотерапия - метод, широко распространенный в настоящее время, и не только в профессиональной психологической практике [4; 12] Однако примеры достойного проведения этого метода, по данным наших наблюдений и участия в проведении фокус-групп, крайне малочисленны. К сожалению, данная книга представляет собой еще одно подтверждение этому. С одной стороны, задумки и стремления авторов интересны, актуальны. На это указывает и довольно внушительная, судя по отзывам в социальных сетях и на многочисленных форумах, по тиражу изданий, читательская аудитория, у которой книги Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой вызывают преимущественно восторженное восприятие. Но, с другой стороны, вопрос в том, что это за аудитория, и насколько читатели способны рефлексировать реальность наличия своих внутриличностных изменений (их вектора, динамики «приобретений»), а также меру профессионализма авторов, и, главное - уровень личной ответственности и границы собственной компетентности.

В заключение отметим, что, не смотря на ряд достоинств, в целом методическое пособие «Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво» и как популярное издание, и как средство, оказывающее влияние на формирование профессиональной компетентности, не может рассматриваться как методически состоятельное в связи с тем, что не только искажает смысл самого процесса сказкотерапии, но и формирует в сознании читателя ложное представление о сути профессиональной психологической практики.

Литература:

1. Асмолов А.Х. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. - М.: Смысл, 2002. - 480 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, ЭКСМО, 2003. - 1136 с.

3. Диккенс Ч. Рождественская песнь в прозе. - М.: Рипол Классик, 2011. - 160 с.

4. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. - СПб.: Речь, 2010. - 189 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2004. - 352 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с

англ. Т.К.Кругловой. - М: Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.

7. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

8. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки /науч. ред. И.В.Пешкова. - М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000 - 712 с.

11. Фромм Э. Забытый язык. Иметь или быть?- М.: АСТ, 2009. - 448

с.

12. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках [Электроный ресурс] //Jung Land [сайт] [2002-2014]. - URL: http://jungland.net/node/1817

Lakeeva M. Ju., Belobrykina O. A. Rol' metodicheskogo obespechenija v formirovanii professional'noj kompetentnosti psihologa / M.Ju. Lakeeva, O.A. Belobrykina // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2014. -S. 65-73.

© М. Ю. Лакеева, О.А. Белобрыкина, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК: 159.91

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА7

Л.И. Вальо. Свалявский технический колледж (пос. Свалява, Закарпатье, Украина), Marusynetsm@ukr.net

Резюме. В статье описаны критерии адаптированности педагога на этапе завершения профессиональной деятельности,

7 Статья рекомендована Марусинец М.М., кандидатом психологических, доктором педагогических наук, доцентом, профессором кафедры психологии и педагогики Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.