Научная статья на тему 'Маленькие секреты и большие проблемы «Универсального» психотерапевтического метода: сказкотерапия детских проблем для всех (на примере экспертной оценки методического пособия Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»)'

Маленькие секреты и большие проблемы «Универсального» психотерапевтического метода: сказкотерапия детских проблем для всех (на примере экспертной оценки методического пособия Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
839
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / EXPERT ASSESSMENT / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODICAL PROVIDING / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MEANS / СКАЗКОТЕРАПИЯ / SKAZKOTERAPIYA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полозкова Е.П., Лимонченко Роман Андреевич, Гасымова Л.А., Ульянова А.О.

В статье рассматривается проблема качества методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогического профиля. На примере экспертной оценки методического пособия, посвященного практике использования сказкотерапии, выявлен низкий уровень качества содержания данной книгоиздательской продукции, которая предлагается для использования широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полозкова Е.П., Лимонченко Роман Андреевич, Гасымова Л.А., Ульянова А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL SECRETS AND BIG PROBLEMS OF «UNIVERSAL» PSYCHOTHERAPEUTIC METHOD: “SKAZKOTERAPIYA” OF CHILDREN''S PROBLEMS FOR EVERYONE (CASE OF EXPERT ASSESSMENT OF METHODICAL GRANT OF R.M.TKACH «SKAZKOTERAPIYA OF CHILDREN''S PROBLEMS»)

In the article the problem of quality of methodical ensuring professional activity of experts of a psychology and pedagogical profile is considered. On the example of an expert assessment of the methodical grant devoted to practice of use of a skazkoterapiya the low level of quality of the maintenance of this publishing production which is offered for use to a wide range of readers is revealed.

Текст научной работы на тему «Маленькие секреты и большие проблемы «Универсального» психотерапевтического метода: сказкотерапия детских проблем для всех (на примере экспертной оценки методического пособия Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»)»

Психологические науки

УДК 159.99

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ И БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ «УНИВЕРСАЛЬНОГО» ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА: СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ВСЕХ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ Р.М. ТКАЧ «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ») Е.П. Полозкова, Р.А. Лимонченко, Л.А. Гасымова, А.О. Ульянова

Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматривается проблема качества методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов психо лого-педагогического профиля. На примере экспертной оценки методического пособия, посвященного практике использования сказкотерапии, выявлен низкий уровень качества содержания данной книгоиздательской продукции, которая предлагается для использования широкому кругу читателей.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, экспертная оценка, методическое обеспечение, психолого-педагогическое средство, сказкотерапия.

SMALL SECRETS AND BIG PROBLEMS OF «UNIVERSAL» PSYCHOTHERAPEUTIC METHOD: "SKAZKOTERAPIYA" OF CHILDREN'S PROBLEMS FOR EVERYONE (CASE OF EXPERT ASSESSMENT OF METHODICAL GRANT OF R.M.TKACH «SKAZKOTERAPIYA OF CHILDREN'S PROBLEMS») E.P. Polozkova, R.A. Limonchenko, L.A. Gasymova, A.O. Ulyanova Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract. In the article the problem of quality of methodical ensuring professional activity of experts of a psychology and pedagogical profile is considered. On the example of an expert assessment of the methodical grant devoted to practice of use of a skazkoterapiya the low level of quality of the maintenance of this publishing production which is offered for use to a wide range of readers is revealed.

Keywords: professional competence, expert assessment, methodical providing, psychology and pedagogical means, skazkoterapiya.

Проблема качества методического обеспечения профессиональной деятельности особенно актуальна в современном обществе, так как в связи с тотальным распространением медиатехнологий абсолютно каждому человеку открыт доступ к ресурсам Интернет. Особой популярностью Интернет-пространство, располагающее обширным запасом литературы методической направленности, пользуется у студентов, педагогических работников разного профиля, квалификации и опыта работы, практических психологов и, конечно, родителей [6; 9; 13; 15]. Как и практические работники образования, родители так же не теряют надежды найти универсальное средство, позволяющее им решать то множество проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания ребенка. Известно,

что спрос рождает предложение, и, соответственно, уникальное средство «для всех и от всего» не заставило себя ждать. Таким средством Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и её ярыми последователями был объявлен метод сказкотерапии, и, соответственно, в ответ на запрос появилось множество методических пособий для всех желающих освоить это чудодейственное средство [9; 15; 16; 25]. Одним из многочисленных источников, посвященных методу сказкотерапии, является книга Р.М.Ткач «Сказкотерапия детских проблем» (рис. 1).

Рисунок 1. Обложка анализируемого методического пособия

Данное методическое пособие вышло в 2008 году при совместном издании издательств «Речь» (Санкт- Петербург) и «Сфера» (Москва) тиражом 4000 экземпляров и неоднократно переиздавалось (2010-2013 общий тираж более 10000 экз.). Кроме того, эта работа находится в открытом доступе в сети Интернет (http://bookap.info/author/1472; www.al24.ru/wp-content/; alpod.ru/.../19192-razida-tkach и др.), а, значит, доступна для всех категорий читателей, заинтересованных в освоении метода. Нам тоже не составило труда познакомиться с электронным вариантом текста этого методического пособия (для анализа текст пособия взят с сайта: http://www.klex.ru/73b). Однако, в отличие от родителей, нас в большей мере интересовала именно профессионально-методическая состоятельность этой работы и возможность её рекомендации в качестве руководства к практическому применению той адресной группой, которой она предназначена. Экспертная оценка содержания пособия осуществлялась на основе требований и критериев, предъявляемых к текстам научно-методического характера

[7; 22].

Исходя из аннотации, пособие ориентировано на начинающих психологов и родителей с целью оказания им помощи в воспитании, обучении и развитии детей на основе использования метода сказкотерапии.

Абрисное знакомство с оглавлением показало, что отдельные пункты в содержании представлены в вопросной форме (например, стр. 8: В чём сила терапевтических сказок?; стр. 10: Читать или рассказывать?; стр. 19: Кого и чего боятся современные дети?; стр. 80: Что такое парадоксальное вмешательство? и др.), но при этом однозначных и понятных ответов ни на один из вопросов автором не представлено. Весь текст раздроблен на короткие части объемом от Уз до 4 страниц, имеющие самостоятельные заголовки (например, стр. 7: Эти сказки не простые; стр. 8: Как написать

терапевтическую сказку; стр. 10: Читать или рассказывать; и пр.), что, несомненно, очень удобно для неспециалистов.

Вместе с тем, рецензий и другой информации о соответствии текста современным нормам к представлению в обучающих целях приемов и средств психотерапии, а так же об оценке её профессиональным сообществом, не найдено. Данный факт дает основание предполагать, что рассматриваемая книга может содержать сомнительные и непроверенные методы работы с детьми.

В пособии представлены терапевтические сказки и истории, а так же рекомендации по сочинению произведений обозначенных жанров и по психотерапевтическому взаимодействию с детьми, имеющими проблемы психологического и психоневрологического характера (гиперактивность, страхи, агрессивность, энурез, энкопрез, отказ от еды и пр.), включая терапию семейных отношений и потерь. Работа написана доступным языком с преобладанием популярного стиля изложения материала и изобилует множеством иллюстративных примеров, что, несомненно, притягивает внимание читателя.

Автор книги - Ткач Разида Мугаллимовна, доктор философии, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и консультативной психологии Национального Педагогического Университета им. М.П. Драгоманова (Украина, г. Киев), практический психолог, сказкотерапевт (однако, на персональном и вузовском сайтах информация о соответствующих документах, подтверждающих

квалификацию по психотерапии, не представлена), автор 9 научно-популярных книг по сказкотерапии и психологическому консультированию

(http://bookap.info/author/1472), разработчик набора ассоциативно-символических карт «Сказка» по мотивам и символам народных сказок (http://drskazka.com/team).

Сразу заметим, что дифференциация понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия»

автором не проводится. Так, основная «цель психологического консультирования состоит в обеспечении человека необходимой психологической информацией и создании условий - в результате общения с психологом - для самостоятельного преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных

обстоятельствах» [23, с. 264]. Причем, каждый используемый психологом-консультантом метод, является отражением конкретной теоретической основы (например, бихевиоризм, НЛП, гуманистический, психоаналитический, когнитивный подходы и др.), в отрыве от которой он может быть неверно интерпретирован [12; 21]. «В каком бы из направлений не работал консультант, он должен иметь документ, подтверждающий его право на осуществление данного вида психологической деятельности» [23, с. 266]. «Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специалистов (медицинских специалистов, психологов и др.), внутри которой наличествует большое количество разнообразных теоретико-методических подходов» [23, с. 271].

Медицинская модель психотерапии направлена преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики психологическими средствами. В психологической модели психотерапии предполагается «оказание психологической помощи здоровым людям в продуктивном изменении личности в ситуациях различного рода психологических затруднений, не являющихся проявлениями психических заболеваний» [23, с. 272]. Как и психоконсультирование «психотерапия предъявляет особые требования к подготовке и уровню квалификации психолога -право психолога заниматься психотерапевтической деятельностью, должно быть подтверждено

соответствующим документом (свидетельство, сертификат, лицензия)» [23, с. 272]. Автор же полностью отождествляет

оба вида психологической работы, хотя психотерапия, в отличие от психологического консультирования, даже если в их основе лежит идентичная парадигма, подход или психологическая школа, предполагает более глубокий и длительный по времени уровень работы с личностью.

По нашему мнению, автор неправомерно приравнивает психолога-психотерапевта к психотерапевту медицинского профиля, требующего обязательного наличия медицинского образования, что позволяет ему работать не только с психологическими проблемами, но и с отклонениями в психическом развитии. Это слияние ещё можно понять ввиду терминологической и квалификационной путаницы, существующей в современной российской психологии [6; 20; 23; 26]. Однако, совершенно не понятно, и, на наш взгляд, непростительно для профессионала, отождествление компетенций психолога и родителя при реализации метода «сказкотерапии».

Согласно авторской аннотации, книга содержит «материал для работы с детьми от 3 -х до 10 лет» (с. 2), при этом уточнения, для какого возраста какая сказка предназначена, представлены в обобщенно-формализованном виде на стр. 9: «Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5-ти лет - фей, волшебников, принцесс, принцев, солдатов и проч. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки». Однако, отдельно, хотя бы в качестве примера к конкретным сказкам никаких возрастных пояснений нет. В связи с этим возникает закономерный вопрос: каким образом сможет понять, в частности, родитель, какую сказку ребенку какого возраста рекомендуется рассказывать? Ведь диапазон от 3 до 10 лет - это несколько возрастных периодов со своими особыми психологическими характеристиками, включая кризисы [1; 10; 27]. Поэтому

вполне возможно, что в процессе работы со сказкой, у отдельных детей (например, в период пика кризиса) можно встретить и сопротивление, которое недопустимо относить к их проблеме или нарушению в развитии.

Далее идут пояснения, что книга «...направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир» (с. 7). Вместе с тем, не вполне понятно, насколько это соотносимо с возрастными особенностями, например, 3 -х летнего ребенка (особенно переживающего кризис, во время которого довольно сложно бывает по комплексу симптоматики отделить норму от патологии), или дошкольного, когда эмоциональная сфера находится на стадии становления [1; 4; 10; 19; 27].

Учитывая, что книга содержит сказки для коррекции, например, агрессивного поведения, тревожного состояния ребенка и пр., следует отметить, что какая-либо информация о диагностике причин или конкретизация наиболее типичных проявлений, проблем полностью отсутствует. Наиболее правомерно, на наш взгляд, было бы указать, что не всё негативное, что видит или желает исправить родитель, является проблемой ребенка или пробелом в его воспитании. Предполагается, что родитель должен с большой осторожностью (так как не каждый родитель имеет необходимую психолого-педагогическую подготовку) обращаться с психикой ребенка и сам осуществлять необходимую «пристройку». Соответственно, в книге необходима информация (так называемые, предостережения для неспециалистов) о предварительной диагностике детских проблем, если таковые имеются, о выявлении причин детских затруднений, а так же сложностей в детско-родительской коммуникации, осуществлять которую должны специалисты соответствующего профиля [20; 23].

На стр. 8 расположен абзац, выделенный автором курсивом11: «Сознательная и бессознательная психика -этометафоригеское обознагение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга или то, гто мы называем сознательной психикой, отвегает за язык, логику и т.д. Правое полушарие мозга не имеет присущего ему языка в лингвистигеском смысле. Его функции - это использование сигналов, приходящих от органов гувств, например зрительные образы, и оно оказывает знагительное влияние на поведение человека. Метафорически мы называем его бессознательной гастью психики. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор и сказок».

Этот текст вызывает ряд вопросов и замечаний. Во-первых, если курсив предполагает необходимость сосредоточить на абзаце пристальное внимание читателя, так как во фрагменте представляется важная для него информация, то об этом, на наш взгляд, необходимо было указать в начале книги, например, в разделе «От автора» как некоего аналога предисловия к изданию. Во-вторых, сведения, представленные в данном абзаце, сомнительны и не подкреплены ссылками на соответствующие научные источники. Замечено, что любая информация, представленная в книгах подобного жанра, обычно воспринимается читателем как заслуживающая доверия. Однако, в абзаце приводятся совершенно бездоказательные сведения, в частности, о том, что «до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления», которые, на наш взгляд, свидетельствует о недостаточном владении автором психологическими знаниями о периодизации возрастного

11 Фрагмент текста представлен в точном соответствии с его написанием в пособии.

развития, о закономерностях смены ведущих видов деятельности и их когнитивной специфики [1; 10; 14; 21; 27].

Не вполне ясен принцип разделения параграфов «Эти сказки не простые.» (с. 7) и «В чем сила терапевтических сказок?» (с. 8). Их объединение, на наш взгляд, было бы логично с точки зрения представляемой информации - по своему содержанию оба параграфа посвящены ответу на один и тот же вопрос: чем (по мнению автора) отличаются обычные сказки от терапевтических? Пункт «Читать или рассказывать?» (с. 10) отделен от пункта «Особенности рассказывания терапевтических сказок в процессе психологического консультирования» (с. 10-11), хотя обозначенные в обоих пунктах рекомендации применимы не только к консультированию, а вообще к процессу рассказывания. Поэтому, можно было бы объединить и эти два параграфа, тем более, что объем пункта «Читать или рассказывать?» представлен всего тремя абзацами. Следует отметить, что в данном параграфе автор обозначает положительный эффект рассказывания («.позволяет создать атмосферу эмоциональной близости, полноценно поддерживать значимый зрительный контакт.») и чтения («помогает ввести ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем»), что дает возможность читателю (в частности, родителю) понять достоинство каждой формы подачи сказочного сюжета.

Р.М.Ткач отмечает следующие особенности терапевтической сказки: «В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение» (с. 7). Однако, автор не указывает, каким образом возможно определить, отождествляет ли себя ребенок с героями и понимает ли сообщение, которое

персонально ему несёт сказка, а так же с какого возраста это происходит. Кроме того, в контексте обозначения специфики психотерапевтической сказки, весьма сомнительно отнесение к этой категории «бытовых сказок» и «притч», которые, по мнению автора, призваны объяснять подросткам и взрослым законы человеческих отношений и морали. Исходя из рассуждений автора, процесс сказкотерапии происходит в повседневной жизни гораздо чаще и проще, хотя сам термин, задаваемый в пособии, создаёт иное впечатление. Этот процесс точнее назвать воспитанием, а не терапией, о чём автор и упоминает: «Когда <...> я ещё не была психологом, материнская интуиция подсказала мне прекрасный способ воспитательного воздействия - рассказывание поучительных сказок» (с. 5). Видимо автору совершенно незнакомо (об этом, кстати, свидетельствует и библиографический список, представленный на стр. 116-117) такое психотерапевтическое направление как логотерапия, предложенное в ХХ веке В.Франклом [24], и, хотя по тексту иногда приводятся ссылки на его позицию (с. 81), в списке литературы отсутствуют его работы.

Заметим, что необоснованная синонимизация и отождествление различных методов, жанров и пр. довольно типичны для анализируемого пособия. В частности, терапевтические сказки периодически идентифицируются с «поучительными» (с. 5) и «волшебными» (с. 7, 14) сказками и историями (с. 7, 20, 24). Не показано различие между терапевтическими историями и рассказами (с. 11, 26, 41, 41, 43 и т.д.), часто сказка синонимизируется с рассказом (с. 7, 10, 103). Судя по содержанию и иллюстративным примерам, «терапевтическая сказка» отличается от обычной тем, что она создается с целью демонстрации примеров разрешения каких-либо затруднительных ситуаций, включает в себя проблему ребёнка и её разрешение, рассказывается определенным образом с учетом возраста ребёнка, в соответствии с его интересами и текущей ситуацией. Следует отметить, что

значение и опыт использования сказок и историй как психотерапевтического средства был показан в конце ХХ века И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой, которыми был предложен и оригинальный авторский метод личностного включения ребенка в сказочную ситуацию - метод драматической психоэлевации [17].

В первый раздел, не имеющий, к тому же, самостоятельного названия, также включены «последовательность, правила и рекомендации по составлению и изложению терапевтических сказок.» (с. 6), предполагающие, что создать психотерапевтическое средство может любой человек, даже не имеющий соответствующих компетенций. Рекомендации «Как написать терапевтическую сказку» (с. 8-9) распространяется на чуть более, чем 1 книжную страницу, что, на наш взгляд, несомненно, вызовет восторг у неспециалистов и скепсис у многих профессиональных психологов. Причем, инструкции, с одной стороны, простые и понятные, тогда как с другой, чтобы понять, насколько они полны и помогают в сочинении собственных сказок, нужно апробировать эти способы. Однако, критический взгляд на будущую сказку автором не представлен, а, значит, адекватность и действенность созданной сказки возможно оценить только по результату её использования. Вместе с тем, автор указывает, что сказки могут не оказать заметного влияния с первого раза и нужно дать ребенку время на осмысление, а при необходимости повторить беседу, но не злоупотреблять сказками. В данной ситуации вполне допустимо, что родители могут просто не заметить у ребенка значимых изменений, приняв ситуацию как должную, а значит, не смогут оценить по достоинству эффективность метода.

Сказка исходно представляет собой социокультурный феномен и метафорическое явление. По мнению ряда психологов, сказка «обходит» психологические защиты человека именно за счет своей исходной метафоричности, не

позволяя личности открыто протестовать влиянию рассказывающего [8; 10; 17]. Так как в детском возрасте защиты еще формируются, и дети подвержены эффекту заражения (на основе эмоциональной сопричастности, механизма идентификации) рассказывающего [18], благодаря которому и происходит, собственно, процесс воспитания, то создание и использование сказок предполагает определённую осторожность, ведь они могут вызвать неожиданную реакцию ребёнка или привести к ещё большим трудностям в воспитании. Причем, возникновение подобных ситуаций может быть обусловлено и тем, что предлагаемая сказка не учитывает возрастной специфики восприятия ребёнка. Представленные же в пособии отдельные сказки, инициируемые автором к использованию, по своему объему (от 2 до 4 страниц) превышают пределы слухового восприятия дошкольников (с. 20-24, 24-26, 43-45, 45-47, 4952, 53-55, 82-84, 85-87, 95-97, 99-102, 105-107 и др.), особенно характеризующихся тревожностью, гиперактивностью, агрессивностью и другими нарушениями в развитии.

В процессе знакомства с содержанием пособия обращает на себя внимание, что родители и психологи отождествляются автором по уровню психологических, педагогических, лингвистических и других знаний, необходимых для составления сказок и реализации с их помощью процесса сказкотерапии. Хотя Р.М.Ткач отмечает, что иногда такие сказки «не имеют никакой литературной ценности, и человеку, не посвященному в процесс психотерапии, кажутся невнятными и малосодержательными (c. 7)», это утверждение утрировано, ведь с ребёнком взрослые общаются посредством языка, а, значит, необходимо, чтобы сказка была лаконична и структурирована. В противном случае, если сказка будет действительно невнятной, как ребёнок поймет её посыл? А если она недостаточно метафорична (что достигается с

помощью богатства языковых структур), тогда это будет уже не сказка.

До и после каждой сказки автором включена информация по проблеме, которой посвящено её содержание, представлено описание причин возникновения сложностей, обозначены условия использования каждого текста и методы работы с ним. Следует отметить, что значительная доля предлагаемых методов и приемов работы со сказками и историями довольно интересны с психолого-педагогической точки зрения и вполне продуктивны. Например, ребенку предлагают «обменять его «боюськи» на книги, игрушки или конфеты» (с. 17) или предложить испуганному ребенку подружиться со страшным персонажем, постараться увидеть в нём какие-нибудь положительные качества. Так, в сказке «Мой друг - Дракон» девочке Даше, к которой во сне приходил непобедимый страшный трёхголовый Дракон, автор сообщает, «что все Драконы - большие сластёны». Ребенку было предложено оставить перед сном блюдо с конфетами и печеньем на тумбе, и досмотреть сон до конца. На следующий день девочка рассказала о том, что она видела во сне, как Дракон «ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться», но, увидев сладости, все их съел и прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я - твой друг. Никогда и никого не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон» (с. 15). Предложенный способ, по словам автора, помог ребенку избавиться от ночных кошмаров. Использовать этот прием, конечно, могут и родители в своем повседневном общении с ребёнком, но всё же, такие методы требуют от них развитого продуктивного воображения и образного мышления, понимания детской логики, достаточных вербальных способностей, внимания, эмпатии и вовлечённости в детскую ситуацию, а на это способен не каждый взрослый.

Заметим, что включенные в книгу сказки и истории, совершенно различны по типологии. Одни из них действительно психотерапевтические, которые могут применять только специалисты (особенно те, где используются трансовые состояния - фантазии-сказки (с. 27); символдрама - методика «кататимного похода в сказку» (с. 29) и т.д.), причём различной специализации (психотерапевты и детские психологи, владеющие этими методами и имеющие соответствующие сертификаты). Другие же можно рассказывать ребенку как бы невзначай в бытовой обстановке, в процессе общения, во время совместной игры. Однако автор не акцентирует на этом внимание, не даёт чётких указаний для конкретных адресных групп о том, какие сказки и истории можно рассказать дома или во время прогулки, а какие предназначены только для консультационного процесса или психотерапии. Для неспециалистов (воспитателей, учителей, родителей) это может быть и не понятно, и, на первый взгляд, не иметь особого значения, тогда как это чрезвычайно важно с позиции требований к компетентности в оказании психологической помощи.

Например, сказка «Звездочет в поиске капризулей» (с. 24), предназначенная, по авторскому мнению, для детей, имеющих страх перед уколами, и призванная помочь им избавиться от этого страха, вызывает опасения по поводу того, как родители будут её применять и в каких ситуациях. Сомнения возникают в связи с тем, что в сказке раскрывается сразу два смысла: первый - это «Вирус непослушания», которым «болеют» дети и от которого нужно ребенка «вылечить»; второй - лечится этот «вирус» с помощью уколов. По предположению автора пособия, ребёнок, которому эта сказка будет рассказана, перестанет бояться уколов, поняв, что они приносят пользу и здоровье. Однако ребенок может понять эту сказку как намек на его капризность (своенравность, упрямство, строптивость и т.п.),

и тогда его реакция может быть совершенно другой, и, вполне вероятно, информация о пользе уколов просто потеряется. Необходимо, чтобы сказка была не только сопричастна ситуации и своевременна (например, сказка будет неуместна, когда ребенок сильно капризничает в магазине и родителям необходимо быстро принять решение или предпринять какие-либо действия), но, прежде всего, использование средств сказки не должно нарушать нравственных принципов (долга, чести, справедливости и пр.), установленных социальных правил и прав ребенка. Чтобы это стало возможным, необходимо понимание родителями, что не всякое «неудобное» им и окружающим поведение ребёнка является его ошибкой, «капризулей», социальной девиацией.

Автор обращает внимание на важность в психотерапевтической работе с детьми такой группы сказок как «фантазии-сказки», причем в качестве алгоритма работы предлагается следующее: «психолог вводит ребенка в транс; потом «глубоким» голосом рассказывает сказку, одновременно предлагая ему представить себя в сказке; затем «возвращает» ребенка в реальность и вместе с ним прорабатывает страхи в режиме индивидуального консультирования» (с. 27). Возникает закономерное сомнение в том, сможет ли каждый родитель, которому в руки попало данное пособие, удержаться от стремления освоить представленный алгоритм, основанный на трансовой технике, которая при отсутствии профессионального образования и опыта практической работы по её применению, обладает высоким риском нанесения ребёнку психологического вреда. Однако, автор не конкретизирует меру ответственности разных категорий взрослых, работающих с детьми (специалистов разных профилей, родителей) по причинению ими вреда психологическому здоровью ребёнка [2; 20].

В тексте пособия присутствует краткое описание методики «кататимного похода в сказку» (а 29),

используемой в психотерапии, которую автор предлагает совместно с методом символдрамы в работе с детьми. Учитывая, что указанные в примечании возрастные границы лежат в пределах 3-10 лет, можно отметить недостаточную некомпетентность в использовании предлагаемой автором методики, поскольку она предназначена для работы с младшими школьниками, а это возрастная группа 8-12 лет [1; 10; 27]. Кроме того, если этот приём предлагается использовать родителям, то каким образом они смогут, без привлечения специалистов, адекватно квалифицировать и учесть в работе с ребенком противопоказания, к которым, ссылаясь на Я.Обухова, Р.М.Ткач относит: 1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2) церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3) недостаточное интеллектуальное развитие (с ^ < 85); 4) недостаточная мотивация (а 30). Ответа же на данные вопросы в книге не даётся.

На стр. 32 автор представляет вниманию читателя таблицу, в которой обозначены некоторые особенности поведения гиперактивных детей и даны советы предпочтительного поведения родителей. При общей информативности и значимости сведений, отдельные положения требуют четкой конкретизации, включая учёт возрастной специфики. Например, обозначая поведенческий симптом «Ребенок чрезмерно говорлив, задает множество вопросов, но редко дожидается ответов...», в качестве причины автор указывает «Слабо развиты навыки социального общения, трудности в установлении контактов с кем-либо» и предлагает родителям «Создавать ситуацию «услышанного» ответа.». Однако, в соответствие с закономерностями возрастного развития, подобное поведение в норме свойственно для ребёнка пятилетнего возраста [10; 19; 27]. Этот возраст в простонародье даже имеет характерное название - возраст «почемучек». Предлагая родителям стратегию «предпочтительного поведения» во

взаимодействии с ребёнком, демонстрирующим подобное поведение, Р.М.Ткач, по сути, советует им не обращать особого внимания на него, не слушать то, о чём он говорит и просто игнорировать его вопросы и интересы, но при этом создавать видимость «услышанного», имитировать участие к ребёнку, пропагандируя, тем самым, манипулятивные формы в родительско-детских отношениях [2; 5; 14]. Примечательно и то, что при разной симптоматике автор предлагает идентичные поведенческие стратегии родителей. Кроме того, отдельные рекомендации для их эффективного выполнения нуждаются в конкретизации, так как не каждый родитель имеет представление о существующих педагогических приёмах и средствах, опыт их применения в воспитании ребёнка. Иными словами, родитель должен знать, как именно, в частности, «формировать контроль над телом», «делать детям массаж» (с. 32). В противном случае, родитель может нанести ребёнку ещё большую травму и инициировать возникновение более грубой симптоматики [2; 4].

В книге представлено практическое руководство, как писать заговор (с. 36-38), которое, вероятно, можно трактовать, как предложение автора уйти от психологии в сторону парапсихологии. Если автор рекомендует подобные методы работы, то книгу следовало бы назвать иначе, например, «Заговоры для детей» или «Парапсихологические приемы работы с детьми», а не «Сказкотерапия детских проблем».

Важно отметить, что в пособии не представлена информация об апробации предлагаемых методик, приёмов и сказок. Все примеры о результатах сводятся к тому, что либо обозначается единичный опыт автора, либо в качестве иллюстрации используются случаи, представленные другими авторами (сказкотерапевтами), либо они задаются в форме предположений о возможных эффектах. Данный факт позволяет сделать вывод, что проверка работоспособности предлагаемых методов не осуществлялась и применение

основывается на вере в них, а не базируется на фактической действенности. На этом фоне Р.М.Ткач даёт советы по усилению сказочного эффекта, но предостерегает, что ответственность за последствия их использования полностью лежит на читателях (с. 62-63).

В работе уделено внимание таким нарушениям как энурез, энкопрез, гиперактивность, разнообразные расстройства поведения и пр., а также представлены сказки для детей с этими нарушениями. Однако, указанные проблемы детского развития - это компетенция даже не психологов и уж тем более не родителей, а совсем других специалистов, т.к. они имеют преимущественно неврологические корни. Автор, с одной стороны, косвенно указывает на это: «сказки хотя и сильный, но не всесильный психотерапевтический метод, потому в работе с детьми-энуретиками они выступают как составная часть комплексной программы вмешательства» (с. 74). С другой же стороны, в случае наличия подобных нарушений необходимо исследование причин их возникновения и постановка квалифицированного медицинского диагноза, а, следовательно, автор должен четко сообщить читателям об этом. Фактически, в ряде случаев сказки и иные воспитательные методы и приемы окажутся бесполезными и будут, скорее, психологическим насилием над ребёнком, который не в состоянии повлиять на эти свои особенности одним лишь волевым усилием, тогда как подобные методы требуют от него именно этого.

В заключении автор включает молитву (с. 115), что, во-первых, не учитывает духовного выбора читателей и предполагает их принадлежность к конкретной конфессии (видимо, для представителей иных конфессий данная книга не предназначена или будет малоэффективна), во-вторых, вновь задает парапсихологическую направленность. Это может оттолкнуть многих потенциальных читателей, а главное, вызывает сомнения по поводу профессиональной

корректности автора пособия, адресующего свою книгу широкой аудитории и не учитывающего одно из самых интимных чувств человека - его вероисповедание.

Общее впечатление от анализируемого пособия довольно смешанное. Книга пронизана некоторой мистификацией психологических процессов, что увеличивает и без того достаточное количество мифов о психологии и психологах, существующих в обыденном сознании [3; 11]. Представляемая Р.М.Ткач информация не подкреплена научными данными, рассчитана на несоответствующую целевую аудиторию. Например, автор предлагает способ измерения мочевого пузыря (с. 78), который относится к категории медицинских знаний и в границы компетенции родителя не входит. В качестве примеров приведем несколько выдержек из текста:

«Перед измерением объема мочевого пузыря ребенку нужно пить как можно больше жидкости. Для этой цели особенно рекомендуются напитки, содержащие углекислоту и кофеин, которые оказывают слабо раздражающее действие. Это ускорит позыв к мочеиспусканию после питья. Рекомендуется также соленая пища, которая вызывает жажду у ребенка» (с. 78). Поражает уверенность автора в целесообразности предлагаемых ею рекомендаций при полном отсутствии понимания того, что энурез - это следствие самых разных причин (инфекционных заболеваний, перенесённых ребёнком, пороков развития, нарушения функций мочеполовой системы, незрелости или патологии нервной системы, стрессов, неврозов и иных нарушений психики), а, значит, и универсального способа быть не может. Причем отдельные «рецепты» (например, употребление большого количества жидкости, кофеиновых напитков) могут нанести детям, имеющим ряд сопутствующих заболеваний, непоправимый вред.

«Например, детям-энуретикам можно предложить каждый вечер мыть посуду (предполагается, что у них

заблокированы кинестетические ощущения). Причем делать это следует определенным образом: вымыл одну тарелку, одна минута на перерыв, затем две тарелки и две минуты на перерыв, потом вымыл три чашки и на этом закончил. Объяснить это ребенку можно так: «Чтобы ручки не уставали». На самом деле предполагается, что это упражнение выработает у него кинестетическое ощущение, что он полностью контролирует включение и выключение воды» (с. 79). Предлагаемые способы работы, на наш взгляд, не несут собой должного психологического эффекта. Создается впечатление, что автор недостаточно владеет знаниями о психологии и психофизиологии развития ребенка в норме и патологии, а потому и ограничивается формализованным описанием рецептуры. Благодаря этому, текст читается легко, и, на первый взгляд, не побуждает к размышлению или критике. Однако, если детально проанализировать его содержание, то эти многочисленные несоответствия рождают сомнения в ценности работы в целом.

Так, в частности, позиционируя субъект-субъектный тип отношений, наиболее предпочтительный в психотерапии [21; 24; 28], автор, между тем, постоянно использует «объектную» лексику, характерную для традиционной, авторитарно ориентированной парадигмы реализации обучения и воспитания (например, слова «воздействие» (с. 5, 40, 41, 66 и пр.), «внушение» (с. 27, 52, 63, 64 и т.д.), «вмешательство» (с. 74), фразы типа «вы и пускаетесь в болтовню» (с. 11), а так же преобладание позиции «долженствования» («должны быть направлены» (с. 40), «ребенок должен» (с. 42, 55) «отгадать» или «проследить» (с. 60), «должна знать» (с. 77), «должна нести позитивный заряд» (с. 89) и пр.). Причем в работе с гиперактивными дошкольниками автор предлагает использовать следующее упражнение: «ребенок должен не просто подчеркнуть найденные слова, но и выписать их, и прочитать вслух всю

фразу» (серия фраз типа

«бюйцукенгтишешшзхъфывапроледешьджэя», представленных на стр. 42), что так же указывает на недостаточную компетентность автора в области знаний детской психологии.

Важно отметить, что текст изобилует множеством грамматических и орфографических ошибок (например, представленные на стр. 8, 13, 42, 75-78 и др., фрагменты, выделенные курсивом, буквально нагружены ошибками правописания; на стр. 27 отмечается несогласованность падежных окончаний во фразе «процедура применением фантазии-сказки.» и т.п.), что указывает на отсутствие профессиональной редактуры текста, хотя это весьма сомнительно, так как работа издана при совместном участии двух довольно солидных издательств («Речь» и «Сфера»). Возможно, это следствие широкой доступности современных информационных технологий [13], но факт влияния такого текста на речевую культуру читателя очевиден и бесспорен.

Кроме того, изложение материала в методическом пособии Р.М.Ткач отличается эклектичностью. Это прослеживается на уровне использования автором неточных понятий, допустимости ошибок в трактовке определений, использования вырванных из контекста фактов, некритическом соединении противоположных воззрений и методов работы (в частности, необоснованное сочетание приемов символдрамы, трансовых и суггестивных техник, нейролингвистического программирования, психоанализа и бихевиоризма), а так же многих других фактических погрешностей и методических искажений, на которые было обращено наше внимание в ходе анализа содержания работы.

Вместе с тем, в текст включено множество конкретных рекомендаций и алгоритмов, что определенно можно отнести к достоинствам пособия. Книга содержит широкий спектр проблем, которые возможно попытаться разрешить с помощью сказкотерапии. Само содержание сказок и методов

позволяет понять отдельные нюансы воспитания, психологии ребенка и продуктивно использовать эти знания во взаимодействии с ним. Но, наряду с этим, необходимо понимание того, что сочинение и рассказывание терапевтических сказок - процесс, учитывающий множество аспектов детской психологии, социально-психологических условий и детско-родительских отношений, а, значит, и относится к нему должно с особой степенью осторожности. Поэтому, в том виде, в каком книга уже вышла в свет, её можно было бы рекомендовать к ознакомлению студентам и начинающим психологам, способным критически отнестись к изложенному, и, благодаря владению психологическими знаниями, выбрать из всех представленных способов работы наиболее эффективные. Однако, проблема в том и заключается, что немногие молодые специалисты-психологи способны к рефлексии и готовы критически воспринимать информацию, поступающую извне, включая аналитическое отношение к содержанию текстов и качеству изложения материала в многочисленной профессионально

ориентированной литературе. Это обусловлено тем, что подготовка кадров психолого-педагогического профиля зачастую осуществляется без соответствующей центрации на качестве методического обеспечения [6; 7; 15; 26]. На это, в частности, указывают и обширно представленные в сети Интернет программы учебных дисциплин по психолого-педагогическим практикумам, психокоррекции и психотерапии (в их различных вариациях), в которых данное пособие настоятельно рекомендуется студентам для практического применения. Как справедливо отмечают отдельные авторы, «если подготовка специалистов психолого-педагогической направленности будет

проводиться по работам подобного качества, их компетентность будет крайне сомнительной» [9, с. 256].

Можно полагать, что для опытных психологов подобное чтиво будет не только бесполезным, но и вызовет у них

множество вопросов, в результате чего обозначенное пособие они, вероятнее всего, добавят в «чёрный список». Но примечательно, что уровень аналитической компетентности недостаточно выражен и у ряда психологов, имеющих определенный опыт профессиональной деятельности. Так, в процессе прохождения нами учебных и производственных практик было обнаружено, что не каждый профессиональный психолог способен адекватно оценить содержание текстов тех многочисленных пособий по сказкотерапии, которые сегодня издаются многочисленными тиражами и активно рекомендуются (профессиональным сообществом, контролирующими организациями разного уровня) к непосредственному применению в практической деятельности [9; 16; 25].

Для читателей же, не знакомых с психологией на достаточном уровне (прежде всего, родителей), эта книга может, разве что, помочь понять, с чем работают психологи. Возможно, пособие позволит им «не бояться» психологов и перестать воспринимать их как врачей (психиатров, неврологов и др.). В остальном, книга для неспециалистов будет мало пригодна и неинформативна. Мы бы даже опасались рекомендовать её родителям, поскольку «использование данного материала . может привести к непредсказуемым, но однозначно негативным последствиям для психического здоровья их детей» [9, с. 256].

В целом же методическое пособие Р.М.Ткач «Сказкотерапия детских проблем» нуждается, на наш взгляд, в значительной методологической и методической доработке.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.

2. Андроникова О.О. Психолого-педагогические условия формирования опасных и безопасных форм

поведения ребенка // Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010 г. г.Новосибирск) / под ред. Н.Я.Большуновой, О.А. Шамшиковой. В 2-х ч. Ч. II. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 248-254.

3. Байгужинова О.А., Белобрыкина О.А. Образ психолога в обыденном и профессиональном сознании: общее и особенное //Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 14-20 марта 2010 г.) / под науч. ред. М.Г.Чухровой, О.А.Белобрыкиной. Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2010. С. 17-23.

4. Белобрыкина О.А. Феноменология депривационного развития личности в детском возрасте // Философия образования XXI века. 2002. № 4. С. 162-168.

5. Белобрыкина М.А., Белобрыкина О.А. Анализ методов диагностики отношений между детьми и родителями // Психологическая диагностика. 2005. № 2. С. 3-20.

6. Белобрыкина О.А. Понятийный дискурс: семантический экскурс по словарям и психолого-педагогическим текстам // Филология и культура. 2014, № 2 (36). С. 302-312.

7. Белобрыкина О.А. Профессиональное саморазвитие студента в условиях освоения позиции эксперта //Психология саморазвития человека: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием (3-5 июня 2014 г.) / ред. Н.А.Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. С.97-104.

8. Большунова Н. Я. Сказка как средство и система детского мышления // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология

мышления: тезисы докладов. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. С. 203-207.

9. Гейдебрехт Н.А., Штайц Т.К., Белобрыкина О.А. Зачем читать детям сказки? Вопрос без ответа! (на материале пособия Т.М.Грабенко) // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. Ч. 2. / под ред. Н.Я.Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 230259.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, В 2-х т. Т.1.: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

11. Кошенова М.И. Особенности и закономерности личностного и профессионального становления студентов-психологов // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е.Бударина (Омск, 30 ноября 2005 г.). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. С. 147-149.

12. Кошенова М.И. О практическом компоненте подготовки педагога-психолога //Психолого-педагогическое обеспечение инновационных процессов в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-14 ноября 2007 г.) / ред. колл.: Т.Л.Чепель, Т.П. Абакирова, И.Н. Новичихина. В 2 ч.: Ч. 1. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. С. 377-379.

13. Кошенова М.И. Информационная культура как новая матрица онтогенетического развития // Психологическое здоровье как условие самореализации личности: материалы научно-практической конференции (2829 ноября 2007 г.) / под ред. М.И.Кошеновой, В.М.Физикова; отв. за вып. Я.В. Клинг. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. С.143-152.

14. Кошенова М.И. «Проблемные зоны» сохранения психологического и социального здоровья школьников в

период подростничества // Инновации в медицине, психологии и педагогике: Материалы VII Международной научно-практической конференции (Вьетнам, Муй Нэ, 27 апреля - 7 мая 2016 г.) / под науч. ред. М.Г.Чухровой, О.А.Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2016. С. 229-234.

15. Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А. Роль методического обеспечения в формировании профессиональной компетентности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 2. С.65-73.

16. Лукьянова Е.Е., Васяткина Е.В., Белобрыкина О.А. Психотерапия зависимостей: к проблеме методического обеспечения психологической практики в современных социокультурных условиях //Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Новосибирск, 15-17апреля 2014 г.) / под ред. Н.Я.Большуновой, О.А.Шамшиковой. В 2-х ч.: Ч. 2. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С .95-102.

17. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. М.: Звонница-МГ; Роман-газета, 1994. 269 с.

18. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. 507 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2009. 304 с.

20. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития / под науч. ред. О.А.Белобрыкиной, В.Л.Дресвянникова. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2016. 180 с.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

22. Смирнова Е.В. Рецензирование и оценка рукописи вузовской книги: В помощь рецензенту и организатору рецензирования. М.: НИЯУ МИФИ, 2009. 7 с.

23. Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие / Авт.-сост. О.А.Белобрыкина. Омск: Изд-во ОмГПУ; Издат. дом. «Наука», 2008. 572 с.

24. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции. М.: «Альпина нон-фикшн», 2016. 344 с.

25. Хромова Т.И., Олейник А.О., Борова Л.Д., Ханиева Э.А. Профессиональный парадокс: сказкотерапия как средство актуализации дилетантизма // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 358-371.

26. Чупров Л.Ф. Один безобидный термин, или «дьявол кроется в мелочах» // Психологическая газета от 12.10.2015. URL: http://psy.su/feed/5008/ (дата обращения: 21.11.16).

27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 416 с.

28. Ялом И. Дар психотерапии. М.: Эксмо, 2006. 352 с.

References

1. Abramenkova V.V. Social'naja psihologija detstva: Uchebnoe posobie. M.: PER SJe, 2008. 431 s.

2. Andronikova O.O. Psihologo-pedagogicheskie uslovija formirovanija opasnyh i bezopasnyh form povedenija rebenka // Sociokul'turnye problemy sovremennogo cheloveka: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19-24 aprelja 2010 g. g.Novosibirsk) / pod red. N.Ja.Bol'shunovoj, O.A.

Shamshikovoj. V 2-h ch. Ch. II. Novosibirsk: NGPU, 2011. S. 248-254.

3. Bajguzhinova O.A., Belobrykina O.A. Obraz psihologa v obydennom i professional'nom soznanii: obshhee i osobennoe //Psihologo-pedagogicheskie tehnologii v uslovijah innovacionnyh processov v medicine i obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kemer, Turcija, 14-20 marta 2010 g.) / pod nauch. red. M.G.Chuhrovoj, O.A.Belobrykinoj. Novosibirsk: OOO «Al'fa Vista», 2010. S. 17-23.

4. Belobrykina O.A. Fenomenologija deprivacionnogo razvitija lichnosti v detskom vozraste // Filosofija obrazovanija HHI veka. 2002. № 4. S. 162-168.

5. Belobrykina M.A., Belobrykina O.A. Analiz metodov diagnostiki otnoshenij mezhdu det'mi i roditeljami // Psihologicheskaja diagnostika. 2005. № 2. S. 3-20.

6. Belobrykina O.A. Ponjatijnyj diskurs: semanticheskij jekskurs po slovarjam i psihologo-pedagogicheskim tekstam // Filologija i kul'tura. 2014, № 2 (36). S. 302-312.

7. Belobrykina O.A. Professional'noe samorazvitie studenta v uslovijah osvoenija pozicii jeksperta //Psihologija samorazvitija cheloveka: materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (3-5 ijunja 2014 g.) / red. N.A.Nizovskih. Kirov: Izd-vo VjatGGU, 2014. S.97-104.

8. Bol'shunova N. Ja. Skazka kak sredstvo i sistema detskogo myshlenija // Tvorcheskoe nasledie A.B. Brushlinskogo i O.K. Tihomirova i sovremennaja psihologija myshlenija: tezisy dokladov. M.: Izd-vo IP RAN, 2003. S. 203-207.

9. Gejdebreht N.A., Shtajc T.K., Belobrykina O.A. Zachem chitat' detjam skazki? Vopros bez otveta! (na materiale posobija T.M.Grabenko) // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Novosibirsk, 14-16 aprelja 2015 g.): v 2 ch. Ch. 2. / pod red. N.Ja.Bol'shunovoj, O.A. Shamshikovoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2015. S. 230-259.

10. Zaporozhec A.V. Izbrannye psihologicheskie trudy, V 2-h t. T.1.: Psihicheskoe razvitie rebenka. M.: Pedagogika, 1986. 320 s.

11. Koshenova M.I. Osobennosti i zakonomernosti lichnostnogo i professional'nogo stanovlenija studentov-psihologov // Chelovek v kontekste jepohi: materialy regional'noj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 85-letiju M.E.Budarina (Omsk, 30 nojabrja 2005 g.). Omsk: Izd-vo OmGPU, 2005. S. 147-149.

12. Koshenova M.I. O prakticheskom komponente podgotovki pedagoga-psihologa //Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie innovacionnyh processov v obrazovanii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (12-14 nojabrja 2007 g.) / red. koll.: T.L.Chepel', T.P. Abakirova, I.N. Novichihina. V 2 ch.: Ch. 1. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2007. S. 377-379.

13. Koshenova M.I. Informacionnaja kul'tura kak novaja matrica ontogeneticheskogo razvitija // Psihologicheskoe zdorov'e kak uslovie samorealizacii lichnosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (28-29 nojabrja 2007 g.) / pod red. M.I.Koshenovoj, V.M.Fizikova; otv. za vyp. Ja.V. Kling. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2008. C.143-152.

14. Koshenova M.I. «Problemnye zony» sohranenija psihologicheskogo i social'nogo zdorov'ja shkol'nikov v period podrostnichestva // Innovacii v medicine, psihologii i pedagogike: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (V'etnam, Muj Nje, 27 aprelja - 7 maja 2016 g.) / pod nauch. red. M.G.Chuhrovoj, O.A.Belobrykinoj. Novosibirsk: Izd-vo OOO «Nemo Press», 2016. S. 229-234.

15. Lakeeva M.Ju., Belobrykina O.A. Rol' metodicheskogo obespechenija v formirovanii professional'noj kompetentnosti psihologa // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 2. S. 65-73.

16. Luk'janova E.E., Vasjatkina E.V., Belobrykina O.A. Psihoterapija zavisimostej: k probleme metodicheskogo

obespechenija psihologicheskoj praktiki v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah //Razvitie cheloveka v sovremennom mire: Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (g.Novosibirsk, 15-17aprelja 2014 g.) / pod red. N.Ja.Bol'shunovoj, O.A.Shamshikovoj. V 2-h ch.: Ch. 2. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2014. S.95-102.

17. Medvedeva I.Ja., Shishova T.L. Kniga dlja trudnyh roditelej. M.: Zvonnica-MG; Roman-gazeta, 1994. 269 s.

18. Nikol'skaja I.M., Granovskaja R.M. Psihologicheskaja zashhita u detej. SPb.: Rech', 2001. 507 s.

19. Osorina M.V. Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh. SPb.: Piter, 2009. 304 s.

20. Psihologicheskaja jekspertiza: sovremennost' i tendencii razvitija / pod nauch. red. O.A.Belobrykinoj, V.L.Dresvjannikova. Novosibirsk: Izd-vo OOO «Nemo Press», 2016. 180 s.

21. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti. M.: Shkola-Press, 1995. 384 s.

22. Smirnova E.V. Recenzirovanie i ocenka rukopisi vuzovskoj knigi: V pomoshh' recenzentu i organizatoru recenzirovanija. M.: NIJaU MIFI, 2009. 7 s.

23. Teorija i praktika psihologicheskoj sluzhby v obrazovanii: uchebnoe posobie / Avt.-sost. O.A.Belobrykina. Omsk: Izd-vo OmGPU; Izdat. dom. «Nauka», 2008. 572 s.

24. Frankl V. Logoterapija i jekzistencial'nyj analiz: Stat'i i lekcii. M.: «Al'pina non-fikshn», 2016. 344 s.

25. Hromova T.I., Olejnik A.O., Borova L.D., Hanieva Je.A. Professional'nyj paradoks: skazkoterapija kak sredstvo aktualizacii diletantizma // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Novosibirsk, 14-16 aprelja 2015 g.): v 2 ch. Ch. 1 / pod red. N.Ja. Bol'shunovoj, O.A. Shamshikovoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2015. S. 358-371.

26. Chuprov L.F. Odin bezobidnyj termin, ili «d'javol kroetsja v melochah» // Psihologicheskaja gazeta ot 12.10.2015. URL: http://psy.su/feed/5008/ (data obrashhenija: 21.11.16).

27. Jel'konin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah. M.: Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO MODJeK, 1995. 416 s.

28. Jalom I. Dar psihoterapii. M.: Jeksmo, 2006. 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.