УДК 372.881.1
РОЛЬ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
АЛИЕВА АЙСАНА ЖАНДАРБЕКОВНА
Магистрант 2 курса специальности 7М01703 «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Атырауского университета имени Х.Досмухамедова,Казахстан
ХАЙРЖАНОВА АХМАРАЛ ХАТИФКЫЗЫ
Ассоциированный профессор кафедры Методики преподавания иностранного языка Атырауского университета имени Х.Досмухамедова, Казахстан
Аннотация. В данной статье рассматривается роль метода проблемного обучения на занятиях по иностранному языку. Теория по организации проблемного обучения в методике обучения иностранному языку представляет собой обширную базу понятий, классификаций, способов и методов обучения. Целью проблемного обучения является формирование иноязычной компетенции у студентов, умения применять теорию на практике, общаясь и решая проблемы с применением изучаемого языка. Проблемное обучение активизируют умственную и речевую деятельность студентов, обеспечивают богатую учебную среду, в которой они определяют, что необходимо изучить и чему научиться, изучая возникающие проблемы, также выражая свои идеи обсуждают их на иностранном языке.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, проектная работа, ролевые игры, критическое мышление, познавательная активность.
Ацдатпа. Бул мацалада шет тш сабацтарындагы проблемалыц оцыту эд1с1н1ц рвл1 царастырылады. Шетел тшн оцыту эд1стемес1 - проблемалыц оцытуды уйымдастыру теориясы угымдардыц, классификациялардыц, оцытудыц эд1стертщ кец базасы болып табылады. Проблемалыц оцытудыц мацсаты - студенттердщ шет тыдт цузгреттшгт, теорияны практикада цолдана б1лу, свйлесу жэне оцу тшн пайдалана отырып мэселеш шешу цабшетт дамыту.
Проблемалыц оцыту студенттердщ ацыл-ой жэне свз эрекетт белсенд1ред1, нет оцып^йрену керекттн аныцтайтын, туындайтын мэселелерд1 зерттейтт, сондай-ац вз ойларын бшд1ретт жэне шет тшнде талцылайтын бай оцу ортасын цамтамасыз етед1.
Ty^h свздер: проблемалыц оцыту, проблемалыц жагдай, жобалыц жумыс, рвлд1к ойындар, сыни тургыдан ойлау, танымдыц белсендтк.
Введение
В настоящее время приоритетным направлением инновационного вуза становится развитие у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной и научной работе. Ситуация в сфере преподавания иностранного языка является парадоксальной: с одной стороны, широко развиваются новые прогрессивные педагогические технологи, с другой - масштаб внедрения этих технологий незначителен. Современный период в системе обучения иностранным языкам можно охарактеризовать как переходный, так как необходимость перемен осознается, но их массовая реализация только предстоит.
В методике преподавания иностранных языков в высшей школе широкое распространение получил метод проблемного обучения. История возникновения данного метода восходит к философским трактатам Сократа и диалогам Платона. В новой истории стремление к побуждению интеллектуальных возможностей личности, поиск методов активного обучения начинается с XVII века. В течение последующих веков проблем-ное
обучение всесторонне развивалось как отечественными учеными (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.Я Герд, К.П. Ягодовский, С.Т. Шацкий, И.Я Лернер, М.И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн, Е.С Полат), так и зарубежными (Ф. Бэкон, Я. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф.А. Дистреверг, Дж. Дьюи, В. Оконь, Э. Флеминг). Различные подходы к проблемному обучению объяснялись разным пониманием его сущности, принципов, практики и теории. Определенно, каждый ученый внес свой вклад в сложившееся в современной педагогике понимание этого типа обучения, который до сих пор остается объектом пристального внимания в области современной дидактики как метод, имеющий большой потенциал для современной педагогики.
Метод проблемного обучения
На основе обобщения практики и анализа результатов, теоретических исследований М.И Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «... Это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности»[1, с.368].
В широком смысле, говоря о проблемном обучении применительно к иностранному языку, учебный процесс строится на основе принципа проблемности, но при сочетании разных типов деятельности: репродуктивных, частично поисковых, продуктивных, творческих, изобретательных, художественных. Использование принципа проблемности позволяет варьировать учебный материал, приемы преподавания с учетом содержания образования, форм организации занятия, уровня знаний учащихся, их подготовленности к самостоятельному обучению.
Метод проблемного обучения на занятиях по профессиональному иностранному языку позволяет развить творческую активность обучающихся, повысить их мотивацию, самостоятельность, информированность о содержании будущей профессии, развить интеллектуальные умения. Наиболее эффективным в процессе преподавания иностранного языка является развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции. При этом задания в проблемно-ориентированном обучении носят ярко выраженный профессиональный характер, а изложение проблемы, обоснование ее актуаль- ности, описание методов и хода исследования, представление выводов и результатов происходит с активным использованием лексики и фразеологии иностранного языка. Проблемные ситуации, производственно-технические задачи с использованием иностранного языка позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающегося.
Практика показывает, что интерес к предмету возрастает тогда, когда он практически значим, когда студенты ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся по- лезные навыки и умения, которые в будущем будут ценны. Проигрывание на практических занятиях по иностранному языку как можно большего количества разнообразных ситуаций как устного, так и письменного общения поможет студентам интегрироваться в процесс иноязычной профессиональной адаптации и подготовить их к реалиям будущей профессиональной деятельности. Сочетание методов по характеру, их тесная взаимосвязь в направлении развития критического мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности позволяет понимать метод проблемного обучения как комплексный.
По мнению Н.Д. Гальсковой: «осуществление поиска необходимой информации на иностранном языке для решения проблемного вопроса невозможно без овладения базовыми навыками и умениями чтения, письма, говорения, аудирования, умения анализировать и оценивать ситуации общения, понимать высказывание, передавать информацию в связных, логичных и аргументированных высказываниях» [2,с.460].
Одна из главных функций проблемного обучения, заключает И.Я. Лернер, это «усвоение опыта творческой деятельности и творческое усвоение содержания образования» [3,с.205].
М.Н.Скаткином предложено квалификация форм проблемного обучения[4,с.136]:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Частично-поисковая деятельность.
3.Исследовательская деятельность.
—Основными характеристиками проблемных заданий выступают:
—• отсутствие многократного повторения содержания и языковых средств;
—• максимальная приближенность ситуации и действий к реальности;
—• фокус обучающегося, субъекта деятельности, на эффективном решении проблемы;
—• отсутствие конкретного единого решения;
—• активный поиск в решении проблемы;
—• развитие способов критического, логического и дивергентного мышления, необходимых для эффективного решения проблемы;
—• синтез всех речевых действий (аудирования, говорения, чтения и письма) для решения проблемы;
—• полная самостоятельность студентов;
—• студент - субъект учебной, коммуникативной, проектной и других видов деятельности на иностранном языке;
—• активизация всех универсальных действий, обозначенных в целях иноязычного образования.
—Одно из основных преимуществ проблемных заданий состоит в том, что в работе задействованы все студенты и каждый проявляет себя как творческая и активная личность.
Проблемное обучение на занятиях по иностранному языку позволяет эффективно задействовать все виды речевой деятельности, способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Все они ориентиро- ваны на активизацию познавательного процесса обучающихся и являются структурными элементами проблемного обучения. Это дискуссии, дебаты, круглые столы, групповые формы работы, деловые и ролевые игры анализ производственно-технических задач, ситуационный анализ (метод Case study), проектная работа и т.д. Также побуждает обучающихся к творчеству, исследованию, предполагает мобилизацию своего опыта, стимулирует все виды мышления, предполагает активное взаимодействие и общение обучающихся друг с другом и преподавателем.
Примером интерактивных форм обучения служат организация групповых защит проектов, организация студенческих конференций, вебинаров с помощью информационных и цифровых ресурсов. Специально организо- ванный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, возрастает количество ком- муникативных контактов между самими обучающимися через разнообразную творческую деятельность. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Учебный процесс превращается в «совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы»[5,с.368].
Как известно, в основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью, с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. На занятиях студенты изучают языковой материал, необходимый им для ведения дебатов. Кроме того, преподаватель обеспечивает обучающихся ресурсом, рядом электронных сайтов в Интернете для их изучения на предмет актуальности данной профессии, ориентирует студентов на самостоятельный поиск дополнительной информации по тематике дебатов.
Благодаря этому они знакомятся с мнениями ученых и методистов, выражающих мнение по теме дебатов, что дает обучающимся дополнительную информационную нагрузку, позволяет познакомиться с теми языковыми явлениями, которые типичны для дебатов.
Принципиально важным моментом является предварительная работа педагога по
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
овладению обучающимися технологией задавать проблемные вопросы. Педагогический опыт показывает, что данное умение слабо развито у студентов. Зачастую задаваемый вопрос не побуждает вторую сторону дебатов к дискуссии, а скорее предполагает краткий положительный или отрицательный ответ, перечисление каких-либо фактов. Следовательно, он не активизирует работу мысли и активное использование языка.
Педагогическая цель дебатов не столько проверить знания в той или иной профессиональной области, сколько побудить студентов использовать знания по иностранному языку для решения коммуникативной задачи. Организация дебатов - это поэтапная, грамотно-спланированная методическая работа педагога, при которой аккуратное внедрение элементов проблемного обучения будет способствовать развитию языковых навыков и речевых умений, подготовке обучающихся к иноязычному профессиональному общению, формированию умений передавать информацию в связных, логичных и аргументированных высказываниях, задавать вопросы дискуссионного характера. В процессе проведения дебатов обучающиеся приобретают опыт публичного выступления, аргументирования собственной позиции на иностранном языке с использованием профессиональной терминологией. Так создается благоприятная атмосфера активной деятельности, групповое взаимодействие порождает сильные положительные эмоции, интенсифицирующие возможности обучающихся, и, как следствие, позитивно отражается на их мотивации.
Весьма продуктивной формой организации занятий является ролевая игра. Ее применение поддерживает интерес обучающихся к дисциплине «Иностранный язык», ориентирует их на проигрывание ситуации, репетицию той или иной социальной роли будущей профессии. Преподаватель имеет возможность оценить качество проведенной предварительной работы, языковые средства для выражения мыслей, используемые обучающимися, уровень базовых навыков и умения в чтении, письме, говорении, аудировании.
Ролевая игра как вид деятельности, как форма организации занятия является благоприятным условием для повышения мотивации обучающихся к изучению профессионального иностранного языка.
Проблемное обучение делает учебный материал более доказательным, превращая знания в убеждения, учит одновременно внимательно слушать и критически оценивать поступающую информацию, обеспечивает формирование у будущего специалиста познавательной активности и интереса к выбранной профессии.
Таким образом, введение подобных практик в учебный процесс совершенствует не только изучаемый иностранный язык, но и формирует предметную и социальную сторону будущей профессиональной деятельности обучающихся, ее ситуационно- психологический контекст. Учебную деятельность необходимо организовывать в таком русле, чтобы обучающиеся стремились самостоятельно использовать знания и умения по иностранному языку для расширения профессиональной информационной базы. Чем активнее будет происходить приобщение педагогических кадров к прогрессивным инновационным педагогическим технологиям обучения в области профессионального иностранного языка, тем быстрее мы перейдем на новый направленный на разностороннее развитие личности, формирование познавательных мотивов обучающихся. Это позволит наиболее полно сформировать те компетенции, которые требуются сегодня выпускникам вузов для интеграции в международную профессиональную и научную среду.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение, основные вопросы теории. - М.: Пе- дагогика, 1975. - 368 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Акаде- мия, 2007. -460 с.
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
4. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения - М.: Педагогика, 1971. - 205 с.
5. Алексеева Л.Е. Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. - СПб.: СПбГУ, 2007. - 136 с.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008. - 368 с.