Анферова Карина Николаевна
РОЛЬ МЕТАФОРЫ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ
Статья посвящена вопросу выявления лингвопрагматических и риторикопоэтических закономерностей в персональном интернет-дискурсе. В отличие от имеющихся работ, в настоящей статье устно-письменная речь Интернета анализируется не в лексическом аспекте, а в категориальной системе концепции риторической поэтики, рассматриваются особенности никнеймов на форумах свободного общения, исследуется феномен порождения образностью конкретного никнейма специфической индивидуально-авторской сферы образности, определяющей характер метафоричности всего корпуса текстов данного пользователя Интернета, форума. В исследовании выявлена новая функция метафоры, отмеченная в интернет-дискурсе, но, возможно, имеющая и более широкую сферу распространения.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/4-1/13.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 1. C. 45-50. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
h3M тотрыклылык тамырларын взэ бара ул. Ахмакларча!» [Там же, б. 56] / «Сейчас человек вроде бы недооценивает, недопонимает важность для жизни корней, которые привязывают его к земле <... > Он до сих пор продолжает рвать корни стойкости и стабильности, которые связывают его с землей».
Романтик Ильсур, влюбленный в музыку и книги, умеет видеть невероятную красоту природы: «hŒù, ул сандугачныц вздерYе! Гу.яки ул берузе менэ шушы бвтен щиhанга баш булып калган да, гYяки ул менэ хэзер берузе бвтен двнья вчен ялгызы гына искиткеч концерт бирэ! Гуяки ул - двньядагы бердэнбер hэм иц бвек солист!» [Там же, б. 9]. / «Как же выразительно поет соловей! Будто бы он остался один главным на весь этот мир, будто он один сейчас дает восхитительный концерт всему миру! Будто он единственный и самый великий солист на земле». Деревня, которая так близка к природе, а значит - к нашей сущности, которая является колыбелью нации, превозносится автором на уровень сакрального места. Уничтожение этого места приводит к уничтожению нации, а в более глобальном масштабе - Человека. В этом контексте проза М. Валиева созвучна с орнаментальной прозой М. Магдеева [5], который так тонко писал о татарской деревне, тосковал по ней и понимал ее значимость для нации и отдельно взятого человека.
В воспоминаниях главного героя есть нежное, трепетное отношение к любви своей молодости («Мин аца куп вакытта тутырып карарга да ояламын, э инде ниндидер бер эчке кыенсынуымны щицеп аца бер текэлеп карыйм икэн - ул чагында озак, бик озак куземне ала алмый торам мин аннан» [1, б. 8] / «Я часто даже стесняюсь смотреть ей прямо в глаза, а если и отважусь на это, тогда не могу долго отвести взгляд от нее»), боль из-за несбывшихся надежд («Хэер, Идел ярын узен дэ су басты, су каплады бит инде хэзер!» [Там же, б. 66] / «Хотя берег Волги и сам ведь уже затоплен») и восхищение той прекрасной порой («Эй ул бэхетле минутлар... Эй ул чэйнец тэмлелеклэре! Эй ул кичне безнец куышта ощмах фэрештэсенец кинэнэ-кинэнэ канат кагуы!..» [Там же, б. 29] / «Эти счастливые минуты... Этот вкусный чай! Это райский ангел, радостно махающий крыльями в нашем шалаше»), и благодарность («Мин инде озак еллардан соц энэ шул минутлар вчен Ходайга чиксез рэхмэтлэремне укып утырам» [Там же] / «Яуже после долгих лет обращаюсь с благодарственными молитвами к Богу за эти минуты»), и тоска («...э мин исэ ялгызлык минутларында энэ шул онытылмас хатныц бэгырьгэ уелып калган сузлэрен яцадан-яцадан куцелемнэн Yткэрэм!» [Там же, б. 65] / «... а я в минуты одиночества вновь и вновь провожу через душу глубоко запечатленные в памяти слова из того незабываемого письма»). Вся эта палитра чувств удивительно гармоничным образом переплетается в душе главного героя, на этом держится весь сюжет, идейно-композиционный замысел автора. Передача чувств усиливается через введение в текст отрывков из народных песен, которые несут в себе многовековую народную скорбь о потерях и несбывшихся мечтах: «Китэсе килеп китмимен, Туган щирдэн кем туйган?!» [Там же, б. 23] / «Ухожу не по своей воле, Кому же родина надоест?!».
Проанализированная нами повесть является ярким образцом лирической прозы, написанным с использованием приемов классического сентиментализма. Эти приемы, по нашим наблюдениям, способствовали формированию в татарской прозе 1980-х гг. орнаментального стиля.
Список литературы
1. Вэлиев М. Х. Идел яры: повестьлар, новеллалар, хатирэлэр. Казан: Татар. кит. нэшр., 2007. 461 б.
2. Загидуллина Д. Ф. Модернизм в татарской литературе первой трети ХХ века. Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. 207 с.
3. Заhидуллина Д. Ф. Яца дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялэр hэм яцачалык). Казан: Мэгариф, 2006. 256 б.
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стлб.
5. МэЬдиев М. С. Торналар тешкэн жирдэ: лирик повесть. Казан: Татар. кит. нэшр., 1983. 224 б.
6. Тополова О. С. Светские путевые записки и литературные направления второй половины XVIII века: к вопросу о соотношении сентиментализма и предромантизма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21): в 2-х ч. Ч. 1. С. 169-172.
7. Эдэбият белеме. Терминнар hэм тешенчэлэр сузлеге. Казан: Мэгариф, 2007. 231 б.
SENTIMENTALISM TECHNIQUES IN MANSUR VALIEV'S PROSE
Yuzmukhametova Landysh Nurgayanovna, Ph. D. in Philology Kazan (Volga region) Federal University Land_yz@mail. ru
The article examines the specific of manifesting sentimentalism techniques in the national prose. The nature of this phenomenon is discovered during the analysis of the story by the modern Tatar writer M. Valiev "The Volga shore". The paper aims to evaluate theoretically the content of the certain devices used by the writer and their role in the development of the national literary process.
Key words and phrases: modern Tatar prose; M. Valiev's creative work; neo-sentimentalism; artistic device; ornamental style; national literary process.
10.02.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ
УДК 808
Статья посвящена вопросу выявления лингвопрагматических и риторикопоэтических закономерностей в персональном интернет-дискурсе. В отличие от имеющихся работ, в настоящей статье устно-письменная речь Интернета анализируется не в лексическом аспекте, а в категориальной системе концепции риторической поэтики, рассматриваются особенности никнеймов на форумах свободного общения, исследуется феномен порождения образностью конкретного никнейма специфической индивидуально-авторской сферы образности, определяющей характер метафоричности всего корпуса текстов данного пользователя Интернета, форума. В исследовании выявлена новая функция метафоры, отмеченная в интернет-дискурсе, но, возможно, имеющая и более широкую сферу распространения.
Ключевые слова и фразы: интернет-дискурс; никнейм; самопрезентация; речевые стратегии; поэтические средства; тропы; метафора.
Анферова Карина Николаевна
Литературный институт им. А. М. Горького (Москва) anferova. karina@gmail. com
РОЛЬ МЕТАФОРЫ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ
В изучении интернет-дискурса преимущественное внимание уделено лексике, но риторикопоэтические средства, и именно метафора, не исследовались.
В данной статье рассматривается роль метафоры как средства самопрезентации, создания и поддержки образа или имиджа пользователей в персональном интернет-дискурсе на форуме свободного общения.
Из множества определений интернет-дискурса мы принимаем концепцию Н. А. Ахреновой, в соответствии с которой интернет-дискурс понимается как особый вид устно-письменного дискурса: «своеобразной является сфера его появления и распространения - электронная, глобальная, интерактивная. Специфика интернет-дискурса проявляется во всех областях: имеются особенности графические и орфографические, лексические, грамматические. Таким образом, появляется новый тип дискурса - устно-письменный дискурс» [2, с. 6]. В нем сочетаются неподготовленность и непринужденность коммуникативного акта при непосредственном участии в нем собеседников с подготовленностью речи и ее направленностью на отсутствующих участников дискурса.
Под персональным интернет-дискурсом мы понимаем дискурс личностно-ориентированный (с позиций социолингвистики выделяют два типа: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный (статусно-ориентированный). «Личностно-ориентированное общение происходит в тех ситуациях, когда участники общения раскрывают друг другу все богатство своего внутреннего мира и воспринимают друг друга как личности, статусно-ориентированное общение имеет место между людьми, воспринимающими друг друга как представителей определенной группы общества в каком-то одном качестве (врач - пациент, адвокат - подзащитный, администратор - подчиненный сотрудник и т.п.)» [3, с. 278].
Выбор форума для исследования как жанра интернет-дискурса связан с особенностью речевой ситуации, которая формируется на форумах свободного общения. Эта особенность - симметрия, то есть равноправное общение, при котором используется разговорная речь.
Пользователь обязан принять установленные администрацией форума правила и соблюдать их. В большинстве случаев он не может выбирать оформление своего аккаунта1 или страницы, а зачастую даже и не имеет их, довольствуясь учетной записью, никнеймом2 и аватаром3. Он может выбирать темы для разговора и даже создавать их, но не может устанавливать в них свои правила - блокировать вход. Обычный участник форума может только пожаловаться администрации форума на какого-либо пользователя. Все это напоминает структуры реальных организаций, пусть в упрощенном виде, в виртуальном пространстве, но здесь четко прослеживаются законы и нормы взаимодействия в социуме, но с одной характерной чертой: все контакты, общение и поступки вербальны и представляют собой устно-письменный дискурс.
1 Совокупность данных, которая описывает пользователя.
2 Слово «никнейм», или «ник», происходит от английского nickname и переводится как «прозвище», «псевдоним» или «кличка» [7].
3 Avatar - картинка небольшого размера, которая отображается в профиле зарегистрированного на форуме или сайте пользователя.
Метафору мы понимаем как «вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии... о метафоре, как явлении стиля, следует говорить в тех случаях, когда в слове или в сочетании слов сознается или ощущается и прямое, и переносное значение» [4].
Цель статьи - исследовать метафоры в интернет-дискурсе как языковое средство, используемое для осуществления стратегии самопрезентации, создания образа и поддержки своего имиджа.
Задачи:
1) выявить количество метафор во фразах пользователей, которые обозначили себя никнеймами следующих групп: эмотивные (образные никнеймы, в частности никнеймы-тропы и эмотивно-безОбразные ник-неймы), информативные никнеймы1;
2) рассмотреть функции используемых пользователями метафор;
3) определить, соответствует ли количество, значение и функции метафор изначально выбранной стратегии самопрезентации пользователей, которая закладывается в их никнеймах.
Для исследования было выбрано по четыре представителя из каждой категории обладателей и авторов ник-неймов: два - мужского пола и два - женского2. Другим критерием отбора стал объем исследуемого материала -не менее 10 000 знаков, то есть пользователь должен активно общаться на форуме хотя бы несколько (в среднем от двух) часов. Метод отбора текста - сплошная выборка, начиная с последней реплики пользователя. Рассматривались реплики, содержащие от двух слов значимых частей речи. Обсценная лексика в текстах отсутствует, так как запрещена правилами форума, и все тексты, публикуемые пользователями на форуме, проходят модерацию.
Итак, объем анализируемого текста каждого пользователя - 10 000 знаков. По статистике программы Windows Word, это приблизительно 1 540 слов. Каждую метафору, в том числе развернутую, мы считаем за 1 единицу.
Количество метафор у каждого выбранного пользователя представлено в Таблице.
Таблица.
Количество метафор в текстах участников форума
Никнейм Группа (категория) Пол коммуниканта Количество метафор
коммуниканта никнейма в тексте коммуниканта, ед.
Гастат Образный Мужской 2
Флегматик с пулеметом Образный Мужской 4
Fialka Образный Женский 9
Бабочка Образный Женский 4
Волк в ночи Образный, тропы Мужской 18
Звездный скиталец Образный, тропы Мужской 24
Викинг в галстуке Образный, тропы Женский 0
Сердце августа Образный, тропы Женский 5
Дядя Митя Эмотивно-безобразный Мужской 1
Jack Эмотивно-безобразный Мужской 7
Нюта Эмотивно-безобразный Женский 3
Iruncha Эмотивно-безобразный Женский 1
812** Информативный Мужской 7
Дмитрий4680 Информативный Мужской 6
Татьяна Сумина Информативный Женский 3
Мая Информативный Женский 4
Из Таблицы видно, что пользователи из категории никнеймов «Тропы» лидируют по количеству использования метафор, но это относится только к пользователям мужского пола. Таким образом, можно утверждать, что они придерживаются выбранной изначально стратегии самопрезентации - «не просто передать информацию о себе, но передать ее образно, с помощью символических форм, различных коннотаций, в сжатом, закодированном виде... Именно для создания эмотивных никнеймов характерна творческая импровизация с языковыми средствами разных уровней - от фонем, до риторикопоэтических (символических) форм определенной логосферы» [1, с. 9].
У пользователей женского пола из категории никнеймов «Тропы» достаточно мало метафор в тексте -5 единиц («Сердце августа»), а у участницы «Викинг в галстуке» метафоры в тексте отсутствуют. Обращает внимание и то, что женщины выбрали себе в качестве никнеймов-тропов имена существительные мужского рода.
1 «Целью коммуниканта, создающего никнейм, может являться сообщение о себе и своем присутствии, выражение готовности к общению (такие "ники" мы назовем информативными никнеймами), а также выражение и возбуждение эмоций, необходимость не просто передать информацию о себе, но передать ее образно, с помощью символических форм, различных коннотаций, в сжатом, закодированном виде. Нередко при этом видна потребность коммуниканта выразить свое эмоциональное состояние, самоощущение, свою истинную идентичность и даже попытка передать свою картину мира (эмотивные никнеймы). Именно для создания эмотивных никнеймов характерна творческая импровизация с языковыми средствами разных уровней - от фонем, до риторикопоэтических (символических) форм определенной логосферы» [1, с. 9].
2 Тексты пользователей взяты с форума свободного общения http://forum-people.rul [8].
Количество метафор в текстах пользователей других видов никнеймов колеблется от 2 до 9 единиц на текст объемом 10 000 знаков.
Среднее количество метафор всех рассмотренных пользователей составляет около 6 единиц на 10 000 знаков. Среднее количество метафор в текстах у мужчин - 8,6 единиц на 10 000 знаков, в текстах у женщин - 3,6 единиц на 10 000 знаков.
Теперь рассмотрим некоторые метафоры участников форума не в количественном, а в качественном аспекте, выделяя в них значения, влияющие на построение стратегии самопрезентации, а также и те значения, которые сообщают или сигнализируют о состоянии коммуниканта или его отношении к другим коммуникантам или к происходящему.
Участник форума «Волк в ночи» в метафорическом выражении «Своих тараканов надо дома держать! А не травить ими окружающих» (в обсуждении неординарных идей) устанавливает границы в коммуникации, пытаясь оградить себя и других от неприятного общения. Метафоры используются для стратегии ограждения, защиты и сигнализируют пользователям о недовольстве автора, раздражении, дискомфорте, неприятии чьих-то идей и даже агрессии (используется сильный репеллент1 «травить»). Другое высказывание того же пользователя: «Совесть всегда была в дефиците )))) Потому что когда Бог ее раздавал - все спали», - также содержит метафоры, несущие значение ограниченности, избранности, сигнализирующие о сожалении или несогласии автора, передающие коннотации обреченности, безысходности (большое количество смайлов2, с помощью которых автор пытался снять категоричность высказывания, смягчить его агональную тональность, «разрядить обстановку», придать игривость выражению или перевести его в шутку, не смягчает значение и не уменьшает эмоциональное воздействие выражения). Еще одна его метафора - «Осень по нам соскучилась» - передает значение переживания тоски, состояния одиночества, отгороженности. «Не кормите сами троллей» (т.е. «не вступайте в контакт с теми, кто специально провоцирует конфликт») - эта метафора того же пользователя также используется для стратегии самоограждения и самозащиты, может сигнализировать о раздражении автора, недоверии, дискомфорте, презрении к другим. «Что нашли бесплатное пастбище?» (о размещении рекламы на форуме) - метафора «работает» на ту же стратегию ограждения, создания границ. В ней также проявляются раздражение и недоверие. Если развернуть метафору, то пользователи, которые размещают рекламу на форуме (на «пастбище»), будут являться овцами, и так как автор -«волк», то становится понятной стратегия автора - охота на овец, в данном случае - на рекламодателей, что не удивительно, потому что пользователь «Волк в ночи» является администратором рассматриваемого форума и в его обязанности входит надзор за контентом форума и пресечение попыток размещения бесплатной рекламы. В следующей метафоре - «Не первый год в сети живете» (имеется в виду в сети Интернет) -реализуется значение отделенности от мира реальности.
Итак, основной стратегией пользователя «Волк в ночи» является установление границ, ограждение, защита себя, других и пространства. На основе таких символических форм, как метафоры (никнейм - метафора, развернутая на весь дискурс этого автора и превращенная в аллегорию), образы, выстраивается имидж защитника, отстаивающего границы, устанавливающего правила, достаточно недоверчивого, строгого, закрытого и даже агрессивного. Имидж соответствует и образу никнейма - «Волк в ночи» - хищник на охоте, «санитар леса». Само слово «волк» является мифологемой, и практически во всех культурах его образ связан с одиночеством. В современном мире татуировок изображение волка, воющего на луну, означает одиночество, внутреннюю силу, независимость от мира и общества, волк в прыжке - символ целенаправленности, преодоления любых препятствий. Как видим, в тексте через метафоры реализуются стратегии самопрезентации коммуниканта и поддерживается тот имидж, который был заявлен изначально в никнейме.
Совсем другие образы создает для себя и других пользователь с никнеймом «Звездный скиталец»: «Сегодня Вы вполне подобны артбатарее. Один залп - и всем сестрам (и братьям) по серьге!» - ироничная метафора, но при этом действительно «звездная», праздничная. Метафора сигнализирует о веселом расположении духа автора, чувстве юмора, радости, но и о дискомфорте. Она также реализует стратегию установления границ. Другая метафора - «Не, мой звездолет боевой!» (о своем характере) - отражает энтузиазм автора, бодрость, активность, хорошо «работает» на создание и поддержание имиджа яркого, активного, интересного и позитивного человека. «Лучший способ привязать к себе такой источник (источник блаженства) -создать семью. Пока источник полон - жизнь прекрасна! Если он иссякает, появляются огромные проблемы, развод практически неминуем». Сравнение семьи с источником блаженства, выражение «жизнь прекрасна!» формируют имидж человека, наслаждающегося жизнью, ищущего радость, удовольствие (блаженство). Развитие метафоры получилось неудачное: источник «привязать» невозможно, его можно найти, к нему можно припасть, из него можно пить, черпать и т.д. Надо отметить, такая ошибка - нарушение единства метафорического образа - часто встречается в речи участников интернет-дискурса. Другая метафора - «Сладостные
1 «Воздействующая сила таких слов создается не на текстовом уровне (внутритекстовыми связями, контекстом), а только тем, что одним своим предъявлением они способны привлекать и удерживать внимание, вызывать сильную положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Эти слова - соответственно аттрактанты и репелленты - обладают свойством прямо, вне и помимо текста, влиять на поведение человека, выполняя роль сильного элементарного положительного или отрицательного стимула, вызывающего поведенческую реакцию привлечения или отталкивания» [6, с. 282].
2 Смайлы (от англ. smiley - «улыбающийся») - изображение или просто набор символов, обозначающих эмоцию, которую хочет выразить участник интернет-дискурса. Регулярно используется при общении на форумах, в чатах и различных мессенджерах.
путы помогут закрыть глаза на все и затянут в глубину» (о любви) - также «рисует» образ человека, ценящего удовольствия, чувственного и готового полностью отдаться чувствам. Эту стратегию поддерживает и такое сравнение: «Эмоции - краски, расцвечивающие жизнь». Следующая метафора - «Ваша душа окрашена в... фиолетовый цвет, который символизирует чувственность, духовность, творческий потенциал...» - это попытка создать в пространстве форума образ другого пользователя. Желание строить яркие, впечатляющие (звездные) образы-имиджи участников форума подтверждается рядом развернутых метафор «Звездного скитальца»: «Настороженная, опасливая тишина и нервно расступившаяся охрана были свидетелями прибытия Виктории Felles Морриган. Опаснейшая (и крайне эффективная) магия Крови - вот всё, чем она владела. Но этого хватало, чтобы у Морриган не было врагов. Впрочем, и друзей...» (Виктория Felles Морриган -никнейм участника форума); «У короля Харальда Прекрасноволосого была похищена волшебная статуэтка. Выяснилось, что похищение - дело рук могущественной черной колдуньи Рисы Захаровны...» (король Харальд Прекрасноволосый, Риса Захаровна - никнеймыучастников форума).
Как видно, с помощью метафор пользователь формирует имидж романтика, эстета, достаточно дружелюбного, хотя и ироничного, с тонким чувством юмора, творческого. Такой имидж соответствует образу, заложенному в никнейме - «Звездный скиталец» - популярный (известный), интересный, харизматичный, загадочный, странствующий по виртуальной вселенной.
Проанализируем речевые (риторикопоэтические) стратегии женщин, участвующих в форуме под ник-неймами-тропами «Викинг в галстуке» и «Сердце августа».
В тексте участницы «Викинг в галстуке» отсутствуют метафоры, но интересен сам никнейм, в котором заложено противоречие. Викинг - воин, разбойник, варвар, но он в галстуке. Если первый образ в никнейме ассоциируется с древностью, романтикой, острыми сюжетами, эмоциями, сражениями и невероятными приключениями, то второй образ - это символ ограничений, правил, дресс-кода. В современном мире галстук символизирует деловой этикет, рационализм, строгость, уважение и вежливость. Возможно, отсутствие метафор связано с тем, что именно второй образ, заложенный в никнейме, важен для участницы. Если метафору можно рассматривать как «основное средство изображения душевной, духовной, эмоциональной жизни человека» [5, с. 252], то, скорее всего, для участницы с никнеймом «Викинг в галстуке» важно скрыть эту сторону ее личности и обратить внимание коммуникантов на другую сторону - рациональную, аналитическую, сдержанную. Показательно, что в никнейме, который придумала для себя эта женщина, использовано два слова мужского рода.
Участница с никнеймом «Сердце августа» использует небольшое количество метафор в своей речи (5 единиц), но все они связаны с физическими состояниями (заметим, что большинство ее метафор не индивидуально-авторские): «найти бы ту жабу, которая меня душила...» (о жадности. Слово «душила» - репеллент); «а тебе и не светит» (про отпуск, отдых); «решила в сети мозги проветрить» (решила отдохнуть, отвлечься); «вы не сгораете в огне, вы навечно остаетесь на поляне, прикованные к земле без движения» (про лень); «моя ласточка» (про машину - легкая, маневренная, скоростная). Возможно, рассматриваемые метафоры сигнализируют о грусти и одиночестве (слова «душила, не светит, мозги проветрить, навечно остаетесь, прикованные к земле» заключают в себе значение грусти, обреченности, одиночества). Семантика использованных слов перекликается с семантикой никнейма: сердце - символ существа, центр физический и духовный, символ любви, август - последний месяц лета, символ уходящего тепла и отдыха.
Теперь рассмотрим некоторые метафоры в речи участницы с никнеймом Fialka (этот никнейм относится к категории образных никнеймов, подкатегория «Названия растений, животных, насекомых, минералов, стихий и природных явлений» [1, с. 11]): «друг друга грязью поливают», «наполнили чашу флирта до краев и ушли», «блещу нереальным бредом», «под других копают», «ломать себя», «критикой завалили, закопали». Обратим внимание на глаголы: поливают, наполнили (чашу), блещу, копают, ломать, завалили, закопали -все они связаны с темой растений.
Другой пользователь с никнеймом Jack (категория - эмотивно-безОбразный никнейм, подкатегория -«Имена собственные»1) создает в своей речи следующие метафоры: «хрупкую скорлупку мифовосприятия действительности», «где цветут и пахнут "свобода слова и верховенство права"», «Правдой повеяло? А ты не бойся этого сквознячка, он живительный, очищающий», «кольнула их легонько и пусть идут сторонкой» (о неприятных словах). Коммуникант активно разворачивает тему свободы, которая «цветет» и «пахнет», и правды, которую сравнивает с «живительным» и «очищающим» «скознячком». Метафорические описания свободы и правды создают, соответственно, образ остроумного и красноречивого искателя свободы и правды, а использование уменьшительно-ласкательных суффиксов вносит оттенок легкости, непосредственности, игры. В воображении сразу возникает облик главного героя популярного американского фильма «Пираты Карибского моря» - капитана Джека Воробья (англ. Captain Jack Sparrow): центральным принципом этого образа является именно легкость. Значит, никнейм Jack можно отнести в категорию образных никнеймов,
1 Имена собственные - это самая распространенная категория никнеймов, как в информативной, так и в эмотивной группах. В данной категории часто встречаются имена исторических и литературных персонажей или известных людей. Такой никнейм представляет собой символическую форму, использование которой позволяет коммуниканту легко «нарисовать» свой образ, перед участниками дискурса открывается условный эмоциональный портрет автора никнейма, что и становится отправной точкой для решения о продолжении общения и выборе тактики общения. Подобные никнеймы относятся к эмотивно-образным [1, с. 11].
подкатегорию «Имена собственные» [Там же]. Метафоры пользователя Jack сигнализируют коммуникантам о его несогласии с их позицией, мнением, передают возмущение, ироничное отношение, легкое раздражение. Но также в двух из них («а ты не бойся этого сквознячка», «кольнула их легонько и пусть идут сторонкой») присутствует стратегия поддержки, принятия и согласия.
В текстах остальных пользователей выявить устойчивые стратегии самопрезентации и образы-имиджи сложно по причине того, что в их текстах метафор либо слишком мало, либо никнейм не является эмотивным и образности метафор не хватает для создания устойчивого образа коммуниканта. Например, рассмотрим метафоры в тексте участника форума Дмитрий4680: «Освещай путь, ты же в темноте пользуешься фонариком. И грязи после себя не оставляй», «Задета не только кора головного мозга, но и так сказать его древесина», «Сломай стену своих страхов и предположений», «Не козлик на поводке», «Прежде чем наезжать на кого-то, получи права». Метафоры сигнализируют коммуникантам о дружелюбии их автора, симпатии, поддержке, а также о несогласии, иронии, дискомфорте, стремлении установить правила и границы. Однако яркого, устойчивого образа коммуниканта метафоры не создают, так как никнейм выбран информативный, а значит, в нем отсутствует образность и он не осложнен фоновыми и коннотативными значениями. Очень интересно, почему при обилии дидактических высказываний и образных средств их выражения никнейм подчеркнуто «технологичен» (имя и номер).
Таким образом, на основании проанализированного материала можно сделать следующие выводы. Во-первых, стратегии самопрезентации в интернет-дискурсе наиболее активно развивают пользователи с ник-неймами из категории «Образные», особенно участники-мужчины с никнеймами подкатегории «Тропы». У этих пользователей насчитывается наибольшее количество метафор в речи, а значит, они осознанно или неосознанно, но очень целеустремленно стараются создать, развить и поддержать свой виртуальный образ и имидж в смысловом и коммуникативном пространстве форума. Во-вторых, наиболее яркие и запоминающиеся образы удается создать тем коммуникантам, которые используют никнеймы из категории «Образные» или «Эмотивно-безОбразные». Можно утверждать, что никнейм в интернет-дискурсе служит центром и основой создаваемого имиджа. Именно в никнейме пользователь может сообщать (сигнализировать) интернет-сообществу о целях общения, своих чувствах, состояниях, мировоззрении, мироощущении и о выбранных стратегиях общения и самопрезентации. В-третьих, метафора - это троп, который играет главную роль в построении образа коммуниканта. Это основной языковой способ, с помощью которого участники интернет-дискурса выстраивают и поддерживают свои образы-имиджи. В-четвертых, можно выделить новую коммуникативную функцию метафоры, которая появляется в условиях такого нового явления, как интернет-дискурс, - сигнализирующую функцию. Метафора в интернет-дискурсе, помимо своих основных функций (информационная, образная, номинативная и др.), сигнализирует коммуникантам о чувствах (грустно, одиноко, печально, радостно и пр.), состояниях (ненавижу, люблю, страдаю и пр.) и стратегиях поведения (согласие, сопротивление, отстраненность, принятие и пр.) ее автора.
Список литературы
1. Анферова К. Н Никнейм как средство самопрезентации в персональном интернет-дискурсе // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. М., 2014. № 1. С. 8-14.
2. Ахренова Н А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дисс. ... д. филол. н. М., 2009. 73 с.
3. Карасик В. И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009. 406 с.
4. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс]: в 11-ти т. М., 1929-1939. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc literature/3053/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 20.09.2015).
5. Михальская А. К. Русский язык. Риторика. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2010. 491 с.
6. Михальская А. К. Сравнительно-историческая риторика. М.: Форум; Инфра-М, 2013. 320 с.
7. Онлайн-словарь ABBYY Lingvo-Online [Электронный ресурс]. URL: http://www.lingvo-online.ru/ru/Translate/en-ru/ nickname (дата обращения: 20.09.2015).
8. Форум хорошего общения и настроения [Электронный ресурс]. URL: http://forum-people.ru/ (дата обращения: 17.02.2016).
THE ROLE OF METAPHOR IN THE PERSONAL INTERNET-DISCOURSE
Anferova Karina Nikolaevna
Maxim Gorky Literature Institute (Moscow) anferova.karina@gmail. com
The article is devoted to the problem of revealing linguo-pragmatic and rhetorical-poetic regularities in the personal Internetdiscourse. In contrast with the existing works the paper analyzes oral and written speech of the Internet not in the lexical aspect, but in the categorical system of the concept of rhetorical poetry; the peculiarities of nicknames in the forums of free communication are examined; the phenomenon of generation of a specific personal-authorial sphere of figurativeness by a concrete nickname figurativeness, defining the character of metaphoricalness of all the corpus of texts of a certain user of the Internet, forum. In the study a new function of a metaphor, observed in the Internet-discourse, but, possibly, having a wider sphere of spreading, is revealed.
Key words and phrases: Internet-discourse; nickname; self-presentation; speech strategies; poetic means; tropes; metaphor.