Научная статья на тему 'Особенности функционирования личных имен в немецкой Интернет-коммуникации: лексико-семантический аспект'

Особенности функционирования личных имен в немецкой Интернет-коммуникации: лексико-семантический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
591
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ИМЯ / НИКНЕЙМ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / PERSONAL NAME / NICKNAME / INTERNET COMMUNICATION / SELF-PRESENTATION / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесник Т. И.

Статья посвящена изучению особенного вида антропонимов никнеймов, являющихся неотъемлемой частью Интернет-коммуникации. Исследование представляет особенный интерес ввиду возрастающей популярности Интернета во всех сферах человеческого общения. Коммуникация в Интернете имеет свои особенности, характерные черты, сходства и отличия от коммуникации в реальной жизни, а никнейм в Интернет-коммуникации играет не менее важную роль, чем обычное личное имя в повседневности. При этом никнейм в Интернет-коммуникации приобретает новые особенности, которые постоянно обновляются и должны быть исследованы в разных аспектах. Целью данной статьи является анализ лексических и семантических особенностей личного имени в виртуальном общении как важной составляющей Интернет-коммуникации и средства самопрезентации и самоидентификации пользователей. В качестве материала исследования были выбраны никнеймы пользователей немецкоязычных чатов. В статье определяется место личных имен в немецкой Интернет-коммуникации, рассматриваются особенности их функционирования, а также их сходство и отличие от других объектов искусственной номинации. В рамках исследования были использованы метод лингвистического наблюдения для описания функционирования личного имени; метод систематизации и интерпретации выбранных личных имен; сравнительный метод для установления особенностей личного имени в системе традиционной антропонимики; аналитический и метод синтеза для выявления семантических особенностей никнеймов.В результате проведенного исследования выделяются функции личных имен как неотъемлемой части Интернет-коммуникации, дается классификация личных имен на основе семантических особенностей, указываются особенности личного имени как средства самопрезентации и самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF PERSONAL NAMES IN GERMAN INTERNET COMMUNICATION: LEXICAL AND SEMANTIC ASPECT

The article is devoted to the study of a special art of anthroponyms nicknames, which are an integral part of Internet communication. The study is of particular interest in view of the increasing popularity of the Internet in all spheres of human communication. Communication on the Internet has its own peculiarities, characteristics, similarities and differences from communication in real life, and the nickname in Internet communication is no less important than a usual personal name in a real life. In this, the nickname in the Internet communication acquires new features, which are constantly updated and should be investigated in various aspects. The purpose of this article is to analyze the lexical and semantic features of a personal name in virtual communication as an important component of Internet communication and a means of self-presentation and self-identification of users. The nicknames of the users of the German-speaking chat rooms were chosen as a research material. The article defines the place of personal names in the German Internet communications, there are considered features of their functioning, as well as their similarities and difference from other artificial objects of nomination. The method of linguistic observation was used to describe the functioning of a personal name; method of systematization and interpretation of selected personal names; a comparative method for establishing the characteristics of a personal name in the system of traditional anthroponymics; methods of analysis and synthesis to identify the semantic features of nicknames. As a result of the study functions of personal names as an integral part of Internet communication are marked out; the classification of personal names based on semantic features of the personal name as a mean of self-identification and self-presentation is specified in the article

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования личных имен в немецкой Интернет-коммуникации: лексико-семантический аспект»

МЕЖКУЛЬ ТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ INTERCULTURAL COMMUNICATION

УДК 004.738.5:81'373.23

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко преподаватель кафедры романо-германской филологии Колесник Т.И.

ЛНР, г. Луганск, тел. +380669715568 e-mail: [email protected]

Lugansk National University named after Taras Shevchenko The chair of Romanic and Germanic philology Lecturer Kolesnik T.I. LPR, Lugansk, +380669715568 e-mail: [email protected]

Т.И. Колесник

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ИМЕН В НЕМЕЦКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена изучению особенного вида антропонимов - никнеймов, являющихся неотъемлемой частью Интернет-коммуникации. Исследование представляет особенный интерес ввиду возрастающей популярности Интернета во всех сферах человеческого общения. Коммуникация в Интернете имеет свои особенности, характерные черты, сходства и отличия от коммуникации в реальной жизни, а никнейм в Интернет-коммуникации играет не менее важную роль, чем обычное личное имя в повседневности. При этом никнейм в Интернет-коммуникации приобретает новые особенности, которые постоянно обновляются и должны быть исследованы в разных аспектах. Целью данной статьи является анализ лексических и семантических особенностей личного имени в виртуальном общении как важной составляющей Интернет-коммуникации и средства самопрезентации и самоидентификации пользователей. В качестве материала исследования были выбраны никнеймы пользователей немецкоязычных чатов. В статье определяется место личных имен в немецкой Интернет-коммуникации, рассматриваются особенности их функционирования, а также их сходство и отличие от других объектов искусственной номинации. В рамках исследования были использованы метод лингвистического наблюдения для описания функционирования личного имени; метод систематизации и интерпретации выбранных личных имен; сравнительный метод для установления особенностей личного имени в системе традиционной антропонимики; аналитический и метод синтеза для выявления семантических особенностей никнеймов.В результате проведенного исследования выделяются функции личных имен как неотъемлемой части Интернет-коммуникации, дается классификация личных имен на основе семантических особенностей, указываются особенности личного имени как средства самопрезентации и самоидентификации.

Ключевые слова: личное имя, никнейм, Интернет-коммуникация, самопрезентация, самоидентификация.

T.I. Kolesnik

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF PERSONAL NAMES IN GERMAN INTERNET COMMUNICATION: LEXICAL AND SEMANTIC ASPECT

The article is devoted to the study of a special art of anthroponyms - nicknames, which are an integral part of Internet communication. The study is of particular interest in view of the increasing popularity of the Internet in all spheres of human communication. Communication on the Internet has its own peculiarities, characteristics, similarities and differences from communication in real life, and the nickname in Internet communica-

© Колесник Т.И., 2018

tion is no less important than a usual personal name in a real life. In this, the nickname in the Internet communication acquires new features, which are constantly updated and should be investigated in various aspects. The purpose of this article is to analyze the lexical and semantic features of a personal name in virtual communication as an important component of Internet communication and a means of self-presentation and self-identification of users. The nicknames of the users of the German-speaking chat rooms were chosen as a research material. The article defines the place of personal names in the German Internet communications, there are considered features of their functioning, as well as their similarities and difference from other artificial objects of nomination. The method of linguistic observation was used to describe the functioning of a personal name; method of systematization and interpretation of selected personal names; a comparative method for establishing the characteristics of a personal name in the system of traditional anthroponymics; methods of analysis and synthesis to identify the semantic features of nicknames. As a result of the study functions of personal names as an integral part of Internet communication are marked out; the classification of personal names based on semantic features of the personal name as a mean of self-identification and self-presentation is specified in the article.

Keywords: personal name, nickname, Internet communication, self-presentation, self-identification.

Личное имя в Интернет-коммуникации, или так называемый «никнейм» (англ. «nickname» - кличка, прозвище), является особенным видом антропонима, который личность использует в Интернете для общения. Интернет-коммуникация имеет свои характерные черты, постоянно обновляется и расширяет свои границы, а, следовательно, изменяются и особенности личного имени как её неотъемлемой составляющей, и они должны быть исследованы в различных аспектах.

Интернет-коммуникация - новое, малоизученное явление, которое исследуют ученые в области лингвистики, психологии, социологии, информатики. Свои работы такому виду коммуникации посвятили немецкие ученые П. Шлобински, У. Вирт, К. Дюршайд, Х. Бехар-Израели, Г. Дабири и Д. Хельтен, а также отечественные ученые, среди которых Г. Почепцов, Н. Зражевская, С. Коноплицкий, О. Белинская, Т. Виноградова, А. Жичкина, И. Шабшин и др.

Так, П. Шлобински рассматривает тенденции и формы коммуникаций в сети Интернет [1]. У. Вирт описывает особенности коммуникации в чате [2]. Г. Почепцов в своей монографии анализировал развитие современных социальных коммуникативных технологий и их влияние на сознание человека [3]. А. Жичкина раскрывает социально-психологические аспекты Интернет-коммуникации [4]. Одной из первых исследователей особенностей личного имени в Интернет-коммуникации стала Х. Бехар-Израели, которая рассматривает никнейм как средство самоидентификации пользователей Интернета [5].

Никнейм даёт возможность пользователю реализовать себя в виртуальном пространстве. Анонимность общения способствует свободному проявлению фантазии коммуниканта: он может выступить под собственным именем, использовать личное имя актера, художника, политического деятеля, литературного или компьютерного героя, выдумать свой уникальный никнейм. К тому же, пользователь не ограничен в форме никнейма, то есть имеет возможность использовать символы, цифры, строчные и заглавные буквы, различные части речи, складывать несколько слов, использовать слова из других языков (чаще всего из английского) и т.д. Такие никнеймы являются не просто презентацией коммуниканта, но и представлением его как творческой незаурядной личности, индивидуалиста, что, разумеется, привлечет внимание других пользователей.

Ввиду стремительного развития Интернет-коммуникации и ее распространения среди всех слоев населения изменяются и особенности никнейма. Целью статьи является анализ лексико-семантических особенностей личного имени в виртуальном общении как важной составляющей Интернет-коммуникации и средства самопрезентации и са-

моидентификации пользователей. В качестве материала исследования были выбраны никнеймы пользователей немецкоязычных чатов.

Учитывая тот факт, что коммуникация посредством чата относится к неформальному общению и часто носит игровой характер, пользователи имеют возможность оставаться анонимами. Тем не менее, любая коммуникация требует называния собеседников. Для этого пользователи создают для себя новые личные имена - никнеймы. Из-за недостатка личной информации никнейм создает первое впечатление о своем владельце. Согласно немецким исследователям Г. Дабири и Д. Хельтен, коммуниканты выбирают себе собеседников по никнеймам. Так как никнейм вызывает определенные ассоциации, ожидания, представления, или отождествляет с тем или иным образом, возникает желание установить контакт с его владельцем [6]. Так, пользователь Obelix (Обеликс) может заинтересовать читателей комиксов или любителей французского кино, DerGerhard (Герхард) - знатоков политики, Centurio (Центурион) - любителей истории или латыни.

Никнейм как разновидность антропонимов отличает своего владельца от остальных, выражает его индивидуальность. Но никнейм отличается от других антропонимов тем, что может быть выражен любой частью речи или даже несколькими словами, цифрами, символами и распространен только в сети Интернет, где служит не только для называния собеседника, но и является обязательным условием участия в форумах, чатах, блогах и т.д.

В связи с тем, что виртуальное личное имя зачастую является выдуманным, прослеживается его схожесть с другим объектом антропонимики - псевдонимом. Вслед за Н. Подольской псевдоним нужно понимать, как «вымышленное имя, существующее в общественной жизни человека наряду с настоящим именем или вместо него» [7; с. 118]. Псевдоним как средство самовыражения создается владельцем с целью сокрытия реального имени или придания личности определенных качеств. Создание псевдонима, в отличие от настоящего личного имени, обусловлено желанием его владельца, а не социальной необходимостью.

По ряду признаков никнейм как антропоним схож и с прозвищем. Н. Подольская дает следующее определение прозвища: «дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим его жизни обстоятельством или по какой-либо аналогии» [7; с 115]. Никнейм с прозвищем объединяет ярко выраженная эмоциональная окраска, создание на основе характерных признаков, выражение любой частью речи, непостоянный характер. Так как наличие ник-нейма является обязательным условием участия в чате, нужен он только человеку, желающему в нем зарегистрироваться.

Тем не менее, существует и ряд отличий между никнеймом и прозвищем. Так, прозвище часто отображает не только положительные, но и отрицательные черты человека, в то время, как с помощью никнейма пользователь подчеркивает те черты своего характера, внешности или интересы, которыми гордится или о которых не стесняется заявить собеседникам. Кроме того, прозвище всегда акцентирует внимание на реальных особенностях человека, а информация, передаваемая с помощью никнейма, может быть фиктивной, выдуманной автором, отражать желание человека владеть той или иной характерной чертой.

Вслед за М. Чабаненко [8] выделим основные функции никнейма как важной составляющей Интернет-коммуникации.

1. Функция самопрезентации. Никнейм одновременно выполняет два противоположных задания: скрыть реальную личность пользователя и идентифицировать его, презентовать с той или иной стороны.

2. Дискурсивная функция. Никнейм обуславливает текст общения пользователя, ведь выбирая определенную роль, личность корректирует свою линию поведения. Так, пользователь под никнеймом DarkKiller (ТемныйУбийца) может позиционировать себя как сурового, жестокого, неэмоционального игрока онлайн-игр, а пользователь под никнеймом diecarmen (Кармен) - представлять собой уверенную женщину, покорительницу мужских сердец, которая всегда в центре внимания.

3. Контактоустанавливающая функция. До начала знакомства коммуникантов вся их информация друг о друге - это никнейм. Его структура, семантика, графическое изображение могут привлекать пользователей, или наоборот, отталкивать. Никнейм вызывает интерес коммуникантов и способствует установлению контактов.

4. Эмоционально-экспрессивная функция. Так как никнейм создает первое впечатление о своем владельце, большинство пользователей пытаются придать ему определенную эмоционально-экспрессивную окраску, выделяющую его среди других. Это опять-таки направлено на пробуждение интереса потенциальных собеседников и эффектную самопрезентацию.

5. Игровая функция. Общение под определенным никнеймом имеет игровой характер, ведь пользователи играют определенные роли, часто отображающие их настроение в определенный период времени. Так, один и тот же человек может быть зарегистрирован на бизнес-форуме под реальным именем, а в игровом чате - под никнеймом Hofer_Blutdämon. Такая свобода выбора никнеймов позволяет пользователям уходить от реальности и компенсировать невозможное в реальной жизни.

Во время общения в представлении коммуникантов создается определенный образ собеседников, который в большей степени зависит от никнейма, к выбору которого следует подходить обстоятельно. Виртуальное личное имя привлекает внимание определенного круга собеседников. Например, уменьшительно-ласкательные Kätzchen (Кошечка) или mausiii (мышка) могут говорить о легкомыслии или наивности владелицы, а никнеймы типа deathvirus96 или swordassassin могут свидетельствовать об увлечении их владельцев компьютерными играми или желании казаться «крутыми» и независимыми. Пользователи с никнеймами _-*Pendulum*-_ (название рок-группы), J.Knoxville (популярный американский актер в жанре комедий), henry_morgan (английский пират), вероятно, найдут собеседников среди людей с похожими увлечениями. Так, в виртуальной реальности действует тот же принцип, что и в реальной жизни: первое впечатление определяет протекание разговора и возможность установления социальных контактов.

Таким образом, в чате пользователи «видимы» под своими никнеймами. Условия участия в чате позволяют личности зарегистрироваться под своим реальным именем, что и делают некоторые пользователи. Никнейм можно также выбрать из предложенных или создать самостоятельно, намекнуть на свою реальную личность или создать определенный образ в воображения других участников. Фантазия чаттеров часто ограничена определенным количеством символов, которые может включать никнейм (например, не более десяти символов), к тому же, одно и то же имя не может быть зарегистрировано дважды, чтобы избежать непонимания среди пользователей. Если никнейм уже занят, новый пользователь вынужден выбрать другой или изменить некоторые символы в нём: например, соединить заглавные и строчные буквы (AngelMooon, WolfiK33), добавить символы, цифры (derjnge_Mann, T25eddy74) и т.д.

Одна реальная личность может скрываться в одном и том же чате одновременно под несколькими никнеймами, или, наоборот, под одним никнеймом могут общаться одновременно несколько человек, сидящих рядом перед одним компьютером. Иногда пользователи сознательно обмениваются никнеймами, или несколько человек пользуются одним и тем же никнеймом, но в этом случае невозможно одновременное пользо-

вание. И, наконец, за никнеймом не всегда стоит реальная личность, иногда это робот -«бот», специальная программа, созданная для коммуникации. Боты используют стандартные общие высказывания и не способны понимать реплики реальных пользователей. Боты служат для ответа на часто задаваемые вопросы, предупреждения нежелательной рекламы или удаления пользователей из чата.

Выбор никнейма влияет на процесс коммуникации: в первую очередь, никнейм является индикатором, указывающим собеседнику на личность реального человека или целенаправленную самопрезентацию пользователя. Необычные, таинственные или непонятные личные имена могут вызвать интерес участников коммуникации и способствовать началу общения. Такие никнеймы легче запоминаются, что повышает шансы их владельцев стать известными в чате не только на время пользования, но и на длительный период времени.

Многие пользователи не стремятся к абсолютному отсутствию идентичности, наоборот, с помощью более или менее выразительного никнейма достигается контролированная возможность идентификации. Об анонимности в смысле «отсутствие имени» здесь не может быть и речи. Никнейм пользователя чата и его реальное имя часто тесно связаны. Решающим фактором есть то, что участник имеет возможность самостоятельно выбирать уровень своей анонимности. Коммуникация в значительной мере связана с именем, так как никнейм является примитивным средством идентификации, и тем или иным образом в нем отражается актер в личности: маскарадная маска скрывает лицо владельца, но всё же характеризует его.

В отличие от традиционного личного имени, никнейм пользователь выбирает себе сам и вкладывает в него только ту информацию, которую хочет передать потенциальным собеседникам. Проанализировав выбор никнеймов пользователей популярного немецкоязычного чата и ознакомившись с классификациями никнеймов О. Балкуновой [9; с. 21-23], Т. Аникиной [10; с. 149-166], И. Лихоперской [11], мы выделяем следующие категории личных имен в виртуальной среде немецкоязычной Интернет-коммуникации.

1. Никнеймы, указывающие на внешность: derNasenmann, Blondiii17, dickerchen (толстячок), Blue@Eyes. Выбирая подобные никнеймы, пользователи чаще всего подчеркивают те особенности своей внешности, которые они находят наиболее привлекательными, или же таким образом компенсируют свои недостатки. В качестве составляющих никнейма чаще всего используются слова, описывающие цвет волос, глаз, фигуру личности.

2. Никнеймы, подчеркивающие человеческие качества, интеллектуальное, физическое, эмоциональное состояние: EinLustigEr (весельчак), Hope4news, JungeUnion, Mnemonic, NaughtyGuy, NiceToAll, STrengmann. С помощью таких никнеймов пользователи презентуют себя с той стороны, которая способна привлечь внимание собеседников. Кроме того, некоторые из таких никнеймов являются выражением самооценки человека.

3. Никнеймы, подчеркивающие привычки, интересы: Grothesk, HerzBube99б haferbrei (овсянка), LacrImosA, Magic994, Traeumling (мечтатель). Подобные никней-мы презентуют самые разнообразные склонности и увлечения личности: от музыкальных до кулинарных. Они направлены на то, чтобы побудить к общению пользователей с подобными увлечениями. Следует отметить, что данный вид никнеймов часто используют участники онлайн-игр, так как с их помощью можно указать на уровень достижений в игре, любимых персонажей, игровое амплуа пользователя.

4. Никнеймы, указывающие на местонахождение: Deutschmann, stadtindianer, -Afghan-, DortmunderJung1909б heidelberger. Никнеймы такого типа также могут указы-

вать на национальность пользователя. Чаще всего, таким образом пользователи пытаются найти земляков или подчеркнуть свою принадлежность к той или иной стране или нации.

5. Никнеймы, означающие сферу деятельности: CHATTER0815, Loewenbaendiger(öpeccupoen^UK львов), Medicus25, MuttiEllen. Эти никнеймы могут отражать профессию или хобби пользователя как в реальной, так и виртуальной действительности.

6. Никнеймы, указывающие на сексуальные склонности: BadManners, Hugh_G_rection$, sexypole, ganzlieber. Пользователи с подобными никнеймами выражают свое желание завязать знакомства с другими пользователями с целью установления близких (чаще всего сексуальных) отношений в виртуальной жизни, а потом и в реальной. Обычно такие коммуниканты не скрывают своих намерений и с помощью никнейма сразу сообщают о цели общения.

7. Никнеймы, связанные с растительным и животным миром: Cat (кот), coyote (койот), DerFish (рыба), Kaetzchen (кошечка), Stokesya (стокезия). Выбор такого ник-нейма может быть обусловлен различными причинами: ассоциирование себя с определенным животным или растением на основе схожих признаков; наличие у животного (реже - растения) качеств, которые привлекают пользователя; соответствие гороскопу (зодиакальному, восточному, цветочному, гороскопу друидов и т.д.). При этом самыми популярными животными являются представители семейства кошачьих, а растениями -цветы.

8. Никнеймы, подчеркивающие обладание определенным предметом: Feuerfunke, Hefenschleim, Kuschelbaer (плюшевый мишка), MaTraZe (матрас), ItaliaDiamant. Выбирая такой никнейм, пользователь демонстрирует ассоциирование себя с определенным предметом, обладанием ним или желание владеть. Также подобные никнеймы могут означать предмет, играющий определенную роль в жизни коммуниканта.

9. Фантазийные никнеймы: Daemon540, Engelchen, NoName, UNIKUM2000, Wiesau1, the-ICH. Никнеймы такого типа выбирают чаще всего морально неудовлетворенные в реальной жизни люди. К этой же категории можно отнести личные имена, подчеркивающие анонимность своего обладателя. Иногда пользователи не могут определить черты, характеризующие их уникальность и неповторимость и, как следствие, выбирают нейтральные никнеймы, которые не несут какой-либо личной информации о владельце.

10. Никнеймы, образованные от личных имен: BradPitt, catwoman8, Gandalf Grischa, iwanka, PrincessLeia, Zorro. Никнеймы могут совпадать с реальным именем пользователя, что свидетельствует о его открытости и отсутствии страха быть разоблаченным, но иногда это может быть свидетельством бедности фантазии. Кроме того, существуют коммуниканты, скрывающие свое реальное личное имя под именем определенной особы (литературного героя, актера, политического деятеля, спортсмена, героя кино или мультфильмов, компьютерных игр и т.п.). Выбор такого никнейма чаще всего обусловлен попыткой быть похожим на кумира либо схожестью внешности или черт характера.

11. Никнеймы, включающие сразу несколько признаков: Coolskyper, EinfachEVA, Vanessalustig, sweetqueen96. Никнеймы данной категории объединяют в себе несколько характеристик, могут содержать информацию о возрасте, интересах, характерных чертах своего владельца. Эта категория является самой обширной среди остальных, что, без сомнения, связано с желанием коммуникантов создать уникальный запоминающийся никнейм и невозможность охарактеризовать себя с какой-то одной стороны.

Отсутствие фантазии может обусловить простой никнейм, например, отражающий толко реальное имя: andre_1973, sophie-94, annabellF, AlexHoe, Josh_, Jenny28w.

Отдельно следует рассматривать никнеймы, которые понятны только их обладателям, по которым почти невозможно характеризовать пользователя: '23.10.2013.<3', noxx707, salü, takkatukka. Проследить происхождение такого никнейма очень трудно, о нем расскажет разве что его владелец. Отметим, что отнести все виртуальные личные имена немецкой Интернет-коммуникации к определенным категориям невозможно в связи с неограниченной фантазией пользователей и постоянно возрастающим количеством новых никнеймов.

Достоен внимания тот факт, что большинство никнеймов образованы от иноязычных лексических единиц, чаще всего при этом используется английская лексика: musik_is_my_life, FAIRYSPARK, livelifefree, dirtytalkmaster, dreamer, especially-, darkmargo, The$freshmaker, cappuccino40, Royal.Desire'<3. Реже встречаются никнеймы, происходящие из других языков: Hors Doeuvre, C'estJa_vie~*(французскиw), DonCrawallo (испанский), Medicus25, Centurio (латынь). Особенный интерес, по нашему мнению, составляют сочетания немецких слов с английскими: alles crazy, Blue'Haze, rosapowerranger, BananenHipster, darkrotwein. Такие никнеймы привлекают внимание других пользователей своим отличием от других и необычностью. Встречаются также никнеймы, основанные на игре слов. Так, никнейм SightUnseen намекает на английское слово «sightseeing», означающее «осмотр достопримечательностей», но содержит кроме этого слово «unseen» - «удивительный, невиданный». Так пользователь пытается подчеркнуть свою уникальность. Еще один пример - никнейм WeltFremd. Имея в составе слова «Welt» - «мир» и «fremd» - «чужой, незнакомый», никнейм указывает на одиночество автора, его чувство изолированности от социума.

Данная классификация демонстрирует, что никнейм является в первую очередь средством самопрезентации пользователя; содержит именно ту информацию, которую его владелец стремится сообщить собеседникам. Выбор никнейма часто мотивирован желанием продемонстрировать свою уникальность, фантазию, эмоциональное состояние, увлечения, подчеркнуть предмет гордости или стремления. Никнейм является своеобразной визитной карточкой коммуниканта, возможностью выступать в той или иной роли. Многие пользователи регистрируются под различными никнеймами в зависимости от характера среды общения: очевидно, что выбор никнейма для политического форума и для чата знакомств будет отличаться.

Таким образом, лексико-семантические особенности личных имен в немецкой Интернет-коммуникации обусловлены стремлением коммуникантов к самопрезентации и самоидентификации. Выбор личного имени зависит от сферы общения, возможных интересов потенциальных собеседников и преследует цель заинтересовать других коммуникантов и побудить их к общению. Дальнейшее развитие Интернет-коммуникации является условием изменения характерных особенностей никнейма, в том числе и семантических, что будет объектом будущих исследований автора.

Библиографическийсписок

1. Schlobinski P. Editorial: Sprache und internetbasierte Kommunikation - Voraussetzungen und Perspektiven. / Websprache.net. Sprache und Kommunikation im Internet. Berlin, 2005.S. 114.

2. Wirth U. Chatten. Plaudern mit anderen Mitteln / Websprache.net. Sprache und Kommunikation im Internet. Berlin, 2005. S. 67 - 85.

3. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М.; К.: Рефл-бук; Ваклер, 1999. С. 8 - 10.

4. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml

5. Bechar-Israeli H. From<Bonehead>to<cLoNehEAd>: Nicknames, Play and Identityon Internet Relay Chat [Электронныйресурс] // Journal of Computer-Mediated Communication. URL: http://www.mediensprache.net/archiv/pubs/203 5 .html

6. Dabiri G., Helten D. Psychologie& Internet: PsychologischeGrundlagens-udiezumPhänomen Internet Relay Chat [Электронный ресурс]: QualitativeAnalysederBedeutungsschwerpunktefürdieAnwender. URL: http://userpage.fu-berlin.de/~chlor/werk.pdf

7. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Языки славянской культуры, 1988. 189 с.

8. Чабаненко М.Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 20 с.

9. Балкунова А.С. Роль сетевого имени (никнейма) во взаимодействии субъектов виртуальной коммуникации. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. С. 21-23.

10. Аникина Т.В. Сопоставительное исследование виртуального антропонимикона англоязычных, русскоязычных и франкоязычных чатов. Дис. .. .канд.филол. наук. Екатеринбург, 2011. С. 149-166.

11. Лихоперская И.А. Некоторые аспекты классификации ников в испанском компьютерном дискурсе [Электронный ресурс]. URL: https://www.pglu.ru/upload/iblock/3ad/uch_2010_iii_00012.pdf

References

1. Schlobinski P.Editorial: Sprache und internetbasierte Kommunikation - Voraussetzungen und Perspektiven. / Websprache.net. Sprache und Kommunikation im Internet. Berlin, 2005.S. 114.

2. Wirth U. Chatten. Plaudern mit anderen Mitteln / Websprache.net. Sprache und Kommunikation im Internet. Berlin, 2005. S. 67 - 85.

3. Pocheptsov G.G. Communicative technologies of ХХ century. M.; K.: Refl-book; Vakler, 1999. P. 8 - 10.

4. Zhichkina A. Socio-psychological aspects of Internet communication [Electronic resource]. URL: http://flogiston.ru/proj ects/articles/refinf. shtml

5. Bechar-Israeli H. From<Bonehead>to<cLoNehEAd>: Nicknames, Play and Identityon Internet Relay Chat [Electronoc resource] // Journal of Computer-Mediated Communication. URL: http://www.mediensprache.net/archiv/pubs/203 5 .html

6. Dabiri G., Helten D. Psychologie& Internet:PsychologischeGrundlagenstudiezumPhänomen Internet Relay Chat[Electronic resource]: QualitativeAnalysederBedeutungsschwerpunktefürdieAnwender. URL: http://userpage.fu-berlin.de/~chlor/werk.pdf

7. Podolskaya N.V. Dictionary of Russian onomastic terminology. M.: Languages of Slavic culture, 1988. 189 p.

8. Chabanenko M.G. Youth discourse as a realization of a model and individual linguistic personality. Abs. diss. ... cand. philol. sciences. Kemerovo, 2007. 20 p.

9. Balkunova A.S. The role of a web-name (nickname) in the interplay between subjects of virtual communication. Dis. abstract. ... cand. philol. sciences. M., 2012. P. 21-23.

10. Anikina Т. V. Comparative research of the virtual anthroponymycon of English-speaking, Russian-speaking and French-speacking chats. Dis. .cand. philol. sciences. Ekaterinburg, 2011. P. 149-166.

11. Likhoperskaya I.A. Certain aspects of classification of nicks in Hispanic computer discourse [Electronic resource]. URL: https://www.pglu.ru/upload/iblock/3ad/uch_2010_iii_00012.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.