Научная статья на тему 'Роль метафоры в формировании региональной идентичности'

Роль метафоры в формировании региональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИМИДЖ / METAPHOR / REGIONAL IDENTITY / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шушарина Г.А.

В статье рассмотрен потенциал метафоры в формировании региональной идентичности. В результате анализа поэтического дискурса Комсомольск-на-Амуре установлено, что метафора способствует созданию положительного образа города, жители которого наделяются лучшими качествами национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE METAPHOR IN SHAPING REGIONAL IDENTITY

The article describes the potential of metaphor in shaping regional identity. An analysis of the poetic discourse of Komsomolsk-on-Amur points to the metaphor ability of creating a positive image of the city, whose inhabitants are endowed with the best qualities of the national character.

Текст научной работы на тему «Роль метафоры в формировании региональной идентичности»

УДК 821.16

Г.А. Шушарина

канд. филол. наук, доцент, кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

РОЛЬ МЕТАФОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрен потенциал метафоры в формировании региональной идентичности. В результате анализа поэтического дискурса Комсомольск-на-Амуре установлено, что метафора способствует созданию положительного образа города, жители которого наделяются лучшими качествами национального характера.

Ключевые слова: метафора, региональная идентичность, имидж.

G.A. Shusharina, Komsomolsk-on-Amur State Technical University

THE ROLE OF THE METAPHOR IN SHAPING REGIONAL IDENTITY

Abstract. The article describes the potential of metaphor in shaping regional identity. An analysis of the poetic discourse of Komsomolsk-on-Amur points to the metaphor ability of creating a positive image of the city, whose inhabitants are endowed with the best qualities of the national character.

Keywords: metaphor, regional identity, image.

По выражению исследователя Г.Н. Скляревской, мы переживаем время «тотального интереса к метафоре» [1, с. 6]. Интерес связывают с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире. Подтверждением чрезвычайной значимости изучения метафоры может послужить сообщение о запуске научного проекта «Metaphor», разрабатываемого агентством IARPA. Данное агентство находится в ведении директора национальной разведки США [2, с. 12]. В указанном проекте речь идет о возможностях метафоры как средства манипуляции массовым сознанием.

При традиционном подходе метафора понимается как перенос названия с одного предмета на другой, имеющий определенное сходство с первым. Современные специалисты подчеркивают, что человек не только выражает свои мысли при помощи метафоры, но и мыслит метафорами: «процессы человеческого мышления во многом метафоричны» [3, с. 27]. В этом смысле суть метафоры - это «понимание и переживание сущности (thing) одного вида в терминах сущности другого вида» [3, с. 27].

Фундаментальные культурные ценности, по мнению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, согласуются с метафорической структурой основных концептов этой культуры [3, с. 46]. Среди таких ценностей выделяется идентичность [4; 5].

Объектом исследования в настоящей статье является региональная идентичность жителей Комсомольска-на-Амуре.

Регион - это область, часть страны, отличающаяся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся экономических, социальных, культурных особенностей [6, с. 125].

Позиционирование региона в настоящее время является актуальным объектом исследования разных наук, в том числе, экономики, истории, политологии, лингвистики. В качестве синонимов термина «позиционирование» исследователи используют создание имиджа территории (региона), брендинг территории (региона), маркетинг территории [7, с. 199-205].

Основными структурными компонентами имиджа региона можно назвать следующие компоненты: 1) природно-географическая составляющая, 2) культурная составляющая - совокупность представлений о регионе, связанных с материальными и духовными ценностями, 3) этническая составляющая, т.е. особенности национального характера людей, населяющих территорию, 4) историческая составляющая - представления об известных исторических событи-

ях, связанных с регионом [7, с. 201].

Представление и имидж региона формируются на основе собственного опыта и в результате воздействия средств массовой информации и литературы. Для воздействия использовались различные художественные средства, в том числе метафоры.

В качестве предмета исследования в настоящей статье выбрана метафора как средство формирования региональной идентичности: метафора служит зеркалом национального менталитета.

Материалом исследования послужили стихи дальневосточных поэтов (В. Ланского, В. Онохина, П. Воронина, А. Кухтиной, П. Комарова) о Комсомольске-на-Амуре [8; 9; 10]. Исследователи относят Комсомольск к «новым городам», т.е. городам, построенным в 1930-1950 годы, концентрирующим в себе «характерные черты социокультурной реальности обозначенного периода, наиболее ярко воплощающего собой образ эпохи» [8, с. 4]. Комсомольск-на-Амуре был основан для решения экономических и военных задач. Кроме того, он должен был стать воплощением «идеи социально-политического обновления, которая в большей степени могла быть реализована в "новом городе", построенном на "пустом" месте» [11, с. 80].

В основе метафоризации лежит героизация поведения строителей города. Так, в поэтическом дискурсе о Комсомольске-на-Амуре город называется «городом побед» (Комсомольск -город славных побед; город славы, труда) [10].

Советская власть особо заостряла внимание на трудовом подвиге молодежи, строившей город. Комсомольск-на-Амуре представлялся государством как символ национальной гордости. Национальная гордость - это аккумулирование и проявление всего спектра таких морально-психологических аспектов, как национальное достоинство, осознание исторического вклада своей нации [6, с. 96]. Например, в ходе исследования нам встретились следующие метафорические выражения о Комсомольске-на-Амуре: Юный город, песенный и гордый; Комсомольск - гордость страны [9, с. 14].

В течение многих лет освещение истории строительства города Комсомольска-на-Амуре и его популяризация были предметом особой заботы советского руководства для создания привлекательного имиджа дальневосточного города, что должно было способствовать привлечению в город молодых рабочих кадров. Неслучайно город представлялся как город нашей мечты; город на Заре [8, с. 17]; город - мечта, воплощенная в жизнь; город счастья; город славы и дерзкой мечты [10].

Исследование показало, что значимые для истории России события, например, события мировых войн, отражены в метафорах. В общественном сознании людей 1930-40 годов молодой стране грозила внешняя опасность, которая могла бы разрушить идеалы советского государства, поэтому на восточных рубежах был построен город, который производил военную технику для защиты Родины: Комсомольск-на-Амуре - великой России надежный оплот; Комсомольск - наша крепость, как стальная птица; город большевистского геройства; Комсомольск - страны всей эхо; страны надежная опора наш юный город Комсомольск; Комсомольск - крепость Востока [10].

В Комсомольске-на-Амуре функционируют различные промышленные предприятия, поэтому часто в поэзии подчеркивается, что это город рабочих, тружеников: город Комсомольск-на-Амуре - город в «рабочей спецовке» [8, с. 15].

Метафорические выражения указывают на незначительный возраст города: Комсомольск - город Юности вечной [10].

Красота города нашла свое отражение в следующих примерах: Комсомольск-на-Амуре -наш символ славы <...> символ красоты; город мужественной красоты [10].

Таким образом, исследование показало, что в поэтическом дискурсе о Комсомольске-на-Амуре создается положительный образ города. С помощью метафоры подчеркивается не-

обычная судьба города, его значимость для государства и привлекательность для жителей страны. Метафоры поэтических произведений формируют региональную идентичность жителей Комсомольска-на-Амуре как тружеников, надежно оберегающих интересы России и мира, сумевших воплотить мечту о новом счастье и показавших неизмеримые способности человека в достижении этой мечты.

Список литературы:

1. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 166 с.

2. Будаев Э.В. Концептуальная метафора на службе у разведки США // Политическая лингвистика. - 2015. - № 2 (52). - С. 12-15.

3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер с англ. / под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

4. Гурин С. Философия идентичности [Электронный ресурс]. URL: http: // www.topos.ru/article/6727.

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. - М.: МОСУ, 2001. - 272 с.

6. Исаев М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов. - М.: Изд-во Флинта: Наука, 2003. - 200 с.

7. Терских М.В., Маленова Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект (российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. - 2015. - № 2 (52). - С. 199-205.

8. Ланской В. Город нашей мечты. - Комсомольск-на-Амуре: Профи-Принт, 2012. -

138 с.

9. Писатели г. Комсомольска-на-Амуре. - Комсомольск-на-Амуре: Со-весть, 2007. -

382 с.

10. Стихи о Комсомольске [Электронный ресурс]. URL: http: // www.kmslib.ru / stihi-o-Komsomolske.

11. Костюрина Н.Ю. Новый город как модель советской культуры: монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.