Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА БОРЬБУ С ВРАГОМ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

РОЛЬ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА БОРЬБУ С ВРАГОМ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жбанникова Марина Исматовна

Статья посвящена изучению влияния периодической печати региона на общественные настроения советского населения. Указывается значение местной печати для жителей в условиях оккупации и недостатка информированности о событиях в стране и мире. Необходимость исследования проблемы обусловлена и тем, что печать как мощное средство идеологической пропаганды оказывала воздействие на социально-политическую атмосферу общества, формирование и становление советского человека и гражданина в условиях войны, связанных с изменением общественных настроений и переоценкой ценностей. В статье проанализированы общие и особенные черты формирования общественного мнения посредством периодической печати и деятельности агиткадров в Донском регионе. Даны краткие выводы об инструментах агитационнопропагандистского воздействия на человеческое сознание в тяжелых условиях военного времени. Деятельность советских агитаторов и СМИ легла на благодатную почву желания освободить родной край, выжить и отомстить врагу, что вызвало более обоснованную поддержку в массовом сознании, чем обычные политико-идеологические лозунги. А формирующийся образ советского патриота, бросающего все силы на борьбу с врагом, помогал создавать общественные настроения, необходимые государству для победы в войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жбанникова Марина Исматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE LOCAL PRESS OF THE ROSTOV REGION IN MOBILIZING THE POPULATION TO FIGHT THE ENEMY IN THE INITIAL PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the study of the influence of the periodical press of the region on the public mood of the Soviet population. The importance of the local press for residents in the conditions of occupation and lack of awareness about events in the country and the world is indicated. The need to study the problem is also due to the fact that the press, as a powerful means of ideological propaganda, had an impact on the socio-political atmosphere of society, the formation and formation of a Soviet person and citizen in the conditions of war, associated with a change in public sentiment and a reassessment of values. The article analyzes the general and special features of the formation of public opinion through the periodical press and the activities of agitators in the Don region. The paper gives brief conclusions about the tools of agitation and propaganda influence on human consciousness in difficult conditions of wartime. The activities of Soviet agitators and the media fell on the fertile ground of the desire to liberate their native land, survive and take revenge on the enemy, which caused more reasonable support in the mass consciousness than the usual political and ideological slogans. And the emerging image of a Soviet patriot throwing all his strength to fight the enemy helped to create the public mood necessary for the state to win the war.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА БОРЬБУ С ВРАГОМ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

К 80-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ

BY THE 80th ANNIVERSARY OF THE BEGINNING GREAT PATRIOTIC WAR. NO STATUTE OF LIMITATIONS

УДК 94(47).084.8

DOI 10.18522/2072-0181-2021-107-3-5-11

РОЛЬ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА БОРЬБУ С ВРАГОМ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

М.И. Жбанникова

THE ROLE OF THE LOCAL PRESS OF THE ROSTOV REGION IN MOBILIZING THE POPULATION TO FIGHT THE ENEMY IN THE INITIAL PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

M.I. Zhbannikova

Изучение Великой Отечественной войны является в последнее время одним из наиболее востребованных направлений исследований. Отчасти данная тема становится частью общественного сознания и идеологической основой как пример героизма и патриотизма, на котором выстраивается воспитание подрастающего поколения. И большую роль в этом играют средства массовой информации, значение которых трудно переоценить. Исследование СМИ в кризисные моменты общества, такие как Великая Отечественная война, необходимы, так как в процессе коммуникации власть воздействует на массовое сознание, формирует общественное мнение, влияет на реализацию важных задач военного периода.

Жбанникова Марина Исматовна - преподаватель филиала Московского университет им. С.Ю. Витте в г. Ростове-на-Дону, ведущий археограф Государственного архива Ростовской области, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр-т Ворошиловский, 28, e-mail: mzhbannikova@ yandex.ru, т.: 8(918)5929383.

Историографические аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в целом ряде общих и специальных исследований, в том числе диссертационных. Так, И.И. Широкорад анализирует центральную периодическую печать [1], Д.С. Чанкаева - печать Северного Кавказа в годы войны [2], А.В. Малышев - СМИ Юга России [3] и т.д. Однако в современных условиях представляется возможным расширить спектр изучаемых вопросов, обратившись к периодической печати районов Ростовской области начального периода Великой Отечественной войны как к источникам, которые могут предоставить уникальный материал по истории региона с учетом местной специфики и влияния на население области в сложный кризисный период, когда связь и

Marina Zhbannikova - The branch in Rostov-on-Don of the Moscow Witte University; State Archives of Rostov Region, 28 Voroshilovsky Avenue, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel. 7(918)5929383.

информированность жителей не были отлажены и именно местные газеты давали точную и своевременную информацию о положении на фронтах.

Местная периодическая печать как средство консолидации населения Ростовской области на борьбу с врагом представляет собой информативный и интересный источник для изучения, практически не использовавшийся ранее в научных работах. Обращение к газетам «Донской коммунар», «Сталинский клич», «Колхозный путь», «Колхозный Дон», «Большевистский Дон» и другим печатным органам райкомов ВКП(б) и районных Советов депутатов трудящихся позволяет раскрыть влияние советской информационно-агитационной политики на их содержание и ее результативность. Следует отметить, что с началом войны деятельность газет была перестроена исключительно под военные нужды: они не столько информировали население, сколько выполняли агитационно-пропагандистскую функцию.

В данной работе ставилась задача проследить, как периодическая печать и реализуемая через нее агитационная работа партийных и советских органов влияли на общественное сознание и обеспечивали мобилизацию населения для борьбы с врагом и какие это имело последствия для региона и страны в целом. Необходимость исследования проблемы обусловлена тем, что печать как мощное средство пропаганды оказывала воздействие на социально-политическую атмосферу общества, формирование и становление советского человека и гражданина в условиях войны, связанных с изменением общественных настроений и переоценкой ценностей. К тому же зачастую она оставалась единственным источником информации для населения области.

В методологическом отношении комплексное исследование советской периодической печати предполагает синхронное использование дифференцированных познавательных приемов, имеющих междисциплинарный характер. С одной стороны, значительный интерес представляет последовательное использование методов понимающей социологии, предложенных в известных трудах В. Дильтея, М. Вебера и Г. Зиммеля [4-6]. В данном контексте содержательные характеристики региональных газет рассматриваются не только в рамках доминирующих идеологических установок, но и в ракурсе самостоятельной

интерпретации отдельных явлений, определяемой индивидуальным сознанием корреспондентов и редакторов. С другой стороны, изучение местной прессы предполагает целенаправленное обращение к микроисторическому подходу, выражающемуся в точечном исследовании конкретного материала как самостоятельного интеллектуального объекта. В данном случае открывается прямой путь в новое исследовательское поле, определяемое принципиальными границами локальной истории. Наконец, последовательное изучение советских газет невозможно без текстологической деконструкции, сформировавшейся в методологическом измерении в рамках современной герменевтики.

Научная новизна исследования заключается в определении направлений и характера советской информационной политики посредством анализа периодической печати, в показе роли периодической печати в обеспечении мобилизационных процессов и формировании общественных настроений в Ростовской области.

Несомненно, способов формирования общественного сознания в период Великой Отечественной войны было множество. Практически все они инициировались партийными и советскими органами и находились под их контролем. Это и коллективные читки в избах-читальных, и митинги, беседы, лекции, и даже съемки и просмотры фильмов. Но наиболее значимую роль в мобилизационных процессах играла местная печать.

Органы партийной и советской власти систематически сообщали на страницах местной печати информацию, которая давала возможность жителям области узнать о событиях, происходящих на фронте и в тылу. Как отмечает А.В. Венков, в то время хутора севера Ростовской области представляли собой «глухомань, куда местная власть не всегда добиралась и регулярная информация не поступала» [7, с. 84]. С.В. Бондаренко, редактор газеты «Большевистский Дон», органа Вешенского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, которая выходила в Ростовской области в годы войны, в своих мемуарах пишет о состоянии информированности населения на тот момент на территории Вешенского района: «Ни радио, ни газет, ни телефона и телеграфа. Ничего! Отрезаны от всего мира. В ходу были только сообщения ОБС (одна баба сказала)» [8]. Конеч-

но, в таких условиях огромное значение имела пропагандистская работа, которой занимались проверенные коммунистические кадры, в основном представители органов партийной и советской власти [9]. Но нужно отметить, что большое внимание уделялось не только сообщениям о военных действиях и призывам мобилизовать все силы и средства на борьбу с врагом, но и вопросам здравоохранения, образования и культуры на местном уровне.

Нередко «районки» перепечатывали передовые статьи из газеты «Правда», в связи с тем что доставка ее номеров была ограничена и затруднена. До глубинки, до самых отдаленных хуторов и станиц области содержание важной информации, опубликованной в центральных партийных и советских органах печати, доносила именно местная районная печать.

Так, 6 июля газета «Колхозный Дон», орган Верхнедонского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, а 13 июля 1941 г. газета «Социалистический путь», орган Алексеево-Лозовского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, вышли с перепечатанной передовой статьей «Правды» за 1 июля «Все подчинить интересам обороны!». В статье звучал призыв «быстро мобилизовать все силы страны» для отпора «силам фашизма» [10]. 20 июля 1941 г. газета «Колхозный путь», орган Развиленского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, перепечатала передовую статью «Правды» от 14 июля «Борьба против гитлеровской Германии будет доведена до победного конца», в которой красной нитью проходит утверждение, что «против фашистских захватчиков поднялся, как один человек, весь советский народ» [11].

Очередная передовая статья «Правды» за 8 августа «Идейная сплоченность - источник нашей силы» была перепечатана газетой «Сталинский клич», органом Белокалитвен-ского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, 10 августа 1941 г. [12]. Содержание статьи направлено на формирование общественного настроения в том ключе, что Красная Армия ведет освободительную войну и имеет огромное идейное преимущество перед фашистскими захватчиками. В единстве народов СССР, в их сплоченности - сила перед угрозой фашизма. Слова оптимизма и уверенности доносились до населения через страницы местных газет.

Газета «Ленинская искра», орган Волошинского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, вышла 30 ноября 1941 г. с передовой статьей «Правды» от 20 ноября 1941 г. «Свести к нулю превосходство немцев в танках!» [13]. До населения страны доводилась задача самыми быстрыми темпами в максимально короткие сроки улучшить положение Красной Армии и лишить немцев преимущества в танках. В результате по всей стране, в том числе и в Ростовской области, среди населения развернулось движение по сбору денежных средств на постройку танков и танковых колонн, самолетов и эскадрилий. Все это активно обсуждалось в трудовых коллективах, учебных организациях, отражалось на страницах районных газет.

14 декабря 1941 г. газета «Знамя колхозника», орган Мальчевского райкома ВКП(б), вышла с перепечатанной статьей «Народная инициатива и оборона Родины» [14], в которой говорилось о том, что народная инициатива проявляется в заботе о Красной Армии - сборе теплых вещей и денежных средств на строительство танков, самолетов, бронепоездов, сборе средств в фонд обороны, выращивании коней. Все население Ростовской области поддержало эти инициативы. Свидетельством тому являются многочисленные статьи в «районках» о вкладе районов области в помощь Красной Армии [15].

Передовые статьи агитационно-пропагандистской направленности, напечатанные в областной газете «Молот», также публиковались на страницах районных газет.

23 октября 1941 г. в газете «Социалистический путь» была размещена передовая статья из газеты «Молот» за 13 октября 1941 г. «Все силы - на отпор врагу!», которая нацеливала на изучение военного дела. В ней говорилось, что каждый гражданин должен уметь с оружием в руках громить врага. «Всеобщее военное обучение, охватывающее многие тысячи трудящихся Ростова и области, должно проводиться сейчас с особой организованностью и железной дисциплиной, чтобы каждый научился метким выстрелом, штыком, гранатой разить фашистов, уничтожать их военную технику» [16]. В помощь осваивающим военное дело на страницах районных газет печатались статьи по противовоздушной и противохимической защите, строительству оборонительных сооружений, оказанию первой медицинской помощи раненым, распознаванию

самолетов противника. Такой материал снабжался рисунками, схемами и возмещал собой методические пособия, которые в условиях военного времени невозможно было быстро изготовить и распространить среди населения.

Стоит отметить, что местная пресса не только дублировала информацию из центральных газет, но и публиковала статьи, которые были основаны на местном материале. Они были ближе и понятнее населению хуторов и станиц, в них звучали имена казаков и казачек, названия колхозов и совхозов, предприятий и организаций. Посредством этих передовиц доносились постановления партийных и советских органов области и района. Как правило, эти статьи обсуждались в трудовых коллективах, газетные номера вывешивались на стендах для всеобщего ознакомления [17].

Номер газеты «Коммунар», органа Мясниковского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, вышел 17 августа 1941 г. с передовой статьей «Создадим мощный фонд обороны страны». В статье обращается внимание на то, что колхозники, рабочие, служащие, интеллигенция района с большим энтузиазмом включились в замечательное движение за создание многомиллионного фонда обороны страны. Выносятся постановления об отчислении в фонд обороны однодневного и двухдневного заработка, вносятся наличные деньги, продукты, скот, овощи, хлеб. Кроме того, среди населения района развернулся сбор металлолома. Статья призывает: «Каждый пуд металла, каждый центнер хлеба, каждая сотня рублей, внесенные в фонд обороны, - снаряд по врагу. Сделаем так, чтобы снаряды падали на его голову ливнем» [18].

Большую работу по формированию общественных настроений в условиях военного времени среди населения Мальчевского района проводила газета «Знамя колхозника». Этой тематике было посвящено несколько передовых статей: «Не поживиться врагу нашим добром!», «Смерть разорителям и разбойникам», «Все подчинить интересам фронта» и др. Единый призыв слышен со страниц газеты: «В эти суровые дни все должно быть подчинено интересам фронта. Остановить врага, преградить путь ордам фашистских грабителей, уничтожить кровавые нацистские банды -такова наша задача» [19].

27 ноября 1941 г. газета «Сталинская искра», орган Киевского райкома ВКП(б) и рай-

онного Совета депутатов трудящихся, вышла с передовой статьей «Все наши силы на поддержку фронта!». Она была напечатана в тот период, когда немецкие войска были отброшены от Ростова-на-Дону. Статья содержала обращение к населению области и района всеми силами и средствами поддержать героическую борьбу Красной Армии, самоотверженно, трудовыми подвигами помогать ей истреблять немецких захватчиков. Со страниц газеты до каждого казака и казачки Киевского района Ростовской области доходили слова: «Фронту нужен хлеб, мясо, сырье для промышленности. Дадим Красной Армии и стране больше сельскохозяйственных продуктов. Фронту нужны танки, самолеты и другое грозное оружие для беспощадного истребления немецких оккупантов, пробравшихся на нашу землю... Дадим больше денежных средств на постройку танковой колонны! Пусть эти танки беспощадно истребляют немецких гадов... Все наши силы на поддержку фронта!» [20].

Таким образом, «районки» становились важнейшим средством в формировании общественного настроения на территории Ростовской области. Своими статьями они доносили до населения не только важную информацию Совинформбюро, сведения с фронтов и о достижениях тружеников тыла, письма фронтовиков, но и нужные, важные требования партийных и советских органов, направленные на помощь бойцам и командирам Красной Армии. Это сбор теплых вещей на фронт, металлолома на постройку нового вооружения [21], продуктов защитникам, денежных средств на постройку самолетов [22], танков [23], поставку лошадей и фуража на фронт, организацию помощи госпиталям, раненым, эвакуированным, оставшимся без родителей детям [24].

Газета «Донской коммунар» 27 августа и 29 октября 1941 г. разместила передовые статьи, посвященные большевистской агитации в современных условиях борьбы с фашистскими захватчиками. Первая вышла под заголовком «Большевистская агитация в условиях военного времени» [25]. В ней говорится, что большевистская агитация всегда была важнейшим участком партийной работы в массах. В дни Великой Отечественной войны большевистская агитация должна быть более страстной, действенной, умелой. Следует перестроить агитационную работу так, чтобы она вызывала живейшие отклики и выражалась в конкретных делах на колхозных и совхозных

полях, в мастерских МТС, на предприятиях и в учреждениях. Вторая статья «Большевистскую агитацию - на службу отечественной войне» [26] обращает внимание на то, что пропаганда должна быть конкретной и мобилизующей. Агитатор должен охватывать весь круг вопросов, выдвинутых военной обстановкой. В центре внимания агитаторов должны быть борьба за неуклонное повышение производительности труда, борьба с паникерами и распространителями ложных слухов, всеобщее военное обучение.

В первые месяцы Великой Отечественной войны районные газеты публиковали статьи, специально посвященные политической агитации и пропаганде среди населения. В первую очередь они предназначались агитаторам и работникам партийных и советских органов.

20 июля 1941 г. в газете «Колхозный путь» была напечатана статья «Политическая агитация в условиях Отечественной войны» [27], в которой говорится, что райком выделил 36 коммунистов для агитационной и пропагандистской работы среди населения. Результатом ее стал рост советского патриотизма, высокие производственные показатели. Сотни трудящихся подали заявления в народное ополчение, идут добровольно в ряды Красной Армии. Автор статьи указывает, что формы политической агитации просты: читки газет, беседы, лекции, доклады, но содержание их должно соответствовать военной обстановке.

В июле 1941 г. газета «Знамя Ленина», орган Большекрепинского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, разместила несколько статей, посвященных агитационно-пропагандистской работе в Боль-шекрепинском районе Ростовской области. Статья Ф. Сукачева «Агитация в новых условиях» [28] обращает внимание на то, что колхозники с нетерпением ждут новостей, с исключительным вниманием слушают газетные сообщения и статьи, а также разъяснения агитатора и живо реагируют на события отечественной войны. Статья Л. Финкельсона «Массово-политическая работа в условиях отечественной войны» констатирует, что отдел пропаганды и агитации райкома ВКП(б) уже провел ряд мероприятий по перестройке своей работы и ужесточению требований к работе агитаторов. Автор говорит, что в условиях военного времени агитатор «должен проводить не только массовую политическую работу, но и хорошо знать и уметь научить других пользоваться средствами

противовоздушной и противохимической защиты, оказывать первую помощь раненым, пользоваться револьвером, винтовкой, гранатой, распознавать вражеские самолеты, иметь сведения о тактике и организации подразделений вражеских войск» [29].

Статья А.Л. Гапоненко от 27 августа 1941 г. «Громко звучит большевистское слово» в газете «Заря», органе Красногвардейского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся, обращает внимание на то, что с каждым днем расширяются задачи агитаторов: «Разъясняя фронтовую обстановку, подробно освещая подвиги героев отечественной войны, они обязаны быстро улавливать настроения и запросы масс, организовывать своих слушателей и их семьи на конкретную помощь Красной Армии. Боевая учеба в отрядах народного ополчения, создание всенародного фонда обороны, сбор металлического лома, полный охват обучением населения по противовоздушной и противохимической обороне, устройство убежищ - вот перечень тем для агитаторов» [30].

Нехватка газет в связи с сокращением их тиража повышала значимость коллективных читок для региона, что подчеркивается в диссертации К.А. Землянского, который отмечает, что «политико-массовая работа была ориентирована на работу с большими группами людей, что требует от работников органов агитации осуществлять "подгон" пропагандистских идей к особенностям аудитории. Коллективное восприятие информации в годы войны было распространенным явлением, что подтверждается, к примеру, фоторепортажами, опубликованными в "Молоте" с типовыми подписями "Работники (колхозницы, солдаты) слушают сводки Совинформбюро". Коллективное прослушивание радио позволяло аккумулировать эмоции, направляя их в идеологически "верном" направлении... Мероприятия такого рода довольно часто использовались журналистами из редакций местных средств массовой информации для сбора информации в номер» [31].

В июле 1942 г. районные газеты практически полностью прекратили печататься в Ростовской области в связи с тем, что почти вся ее территория была оккупирована немецко-фашистскими войсками и их сателлитами. Свободными от оккупации оставались Вешенский и частично Верхнедонской райо-

ны. Номера газеты «Большевистский Дон» выпускались малым форматом и в основном содержали сводки Совинформбюро. Нередко их распространяли на соседних занятых врагом территориях в качестве листовок. Это означало начало нового этапа в истории местной печати Ростовской области в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, события начального периода Великой Отечественной войны составили новый этап в истории печати Дона, когда были заложены основные агитационно-пропагандистские направления публикационной деятельности, которые использовались до конца Великой Отечественной войны. На страницах газет, в листовках, на плакатах формировался и культивировался образ врага-зверя, машины для убийства, дихотомия «свои - чужие» была разбита даже по цветовому признаку: свои - красные, враг - черный [32], что вполне объяснимо как с точки зрения государственной политики для воздействия на умы людей, так и с психологической точки зрения для упрощенного восприятия населением военной действительности.

В целом следует признать, что донская печать внесла существенный вклад в психологическую и организационную мобилизацию местного населения, столкнувшегося с тяжелейшими проблемами начального периода Великой Отечественной войны. Опираясь на единую идеологическую повестку, региональные газеты формировали необходимую картину разворачивающихся событий. Направляя действия широких слоев гражданского населения, они нередко приводили значимые факты, сохранившие значения для современной исследовательской практики. Донские журналисты выдержали суровый экзамен и проявили лучшие качества, приближая общую Победу в самые суровые дни Великой Отечественной войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шикорад И.И. Центральная периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2002. 363 с.

2. Чанкаева Д.С. Печать Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 1999. 248 с.

3. Малышев А.В. Средства массовой информации Юга России в годы Великой Отечественной войны: на материалах Дона, Кубани, Ставрополья: дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2001. 194 с.

4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135-152.

5. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 1. Социология. М.: ИД ВШЭ, 2016. 444 с.

6. Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 1996. 671 с.

7. Венков А.В. Великая Отечественная война глазами населения прифронтовой полосы на Дону // Известия вузов. Сев.-Кав. регион. Общественные науки. 2010. № 3. С. 84-86.

8. Бондаренко С.В. Газета на оберточной бумаге (мемуары за 1939-1942 годы). 1977 г. URL: http:// tetradimemory.narod.ru/Tetrad9_Veshki.htm.

9. Жбанникова М.И. Печать, агитация, пропаганда на Верхнем Дону в 1941-1945 гг. // Стилос: сб. работ молодых ученых. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. Вып. 1. С. 169-174.

10. Колхозный Дон. 1941. 6 июля; Социалистический путь. 1941. 13 июля.

11. Колхозный путь. 1941. 20 июля.

12. Сталинский клич. 1941. 10 авг.

13. Ленинская искра. 1941. 30 нояб.

14. Знамя колхозника. 1941. 14 дек.

15. Ушакова Е. На самолет «Донской казак» // Большевистский Дон. 1943. 1 янв.; Для родной Красной Армии // Донской коммунар. 1943. 8 июня.

16. Социалистический путь. 1941. 23 окт.

17. Большевик Дона. 1943. 30 сент.; Большевистский путь. 1943. 12 сент.; Вперед. 1944. 18 февр.; Донской коммунар. 1944. 6 июля; Знамя Ленина. 1941. 4 сент.

18. Коммунар. 1941. 17 авг.

19. Знамя колхозника. 1941. 26 окт.; Знамя колхозника. 1941. 30 окт.; Знамя колхозника. 1941. 2 нояб.

20. Сталинская искра. 1941. 27 нояб.

21. Колхозный путь. 1941. 20 июля; Заря. 1941. 13 июля; Социалистический путь. 1941. 3 авг.; Знамя Ленина. 1941. 14 авг.; Коммунар. 1941. 17 авг.

22. Куйбышевская искра. 1941. 21 сент.; Социалистический путь. 1941. 21 сент.; Сталинский клич. 1941. 21 сент.

23. Сталинская искра. 1941. 2 дек.

24. Донской коммунар. 1943. 8 июня.

25. Донской коммунар. 1941. 27 авг.

26. Донской коммунар. 1941. 29 окт.

27. Колхозный путь. 1941. 20 июля.

28. Знамя Ленина. 1941. 20 июля.

29. Знамя Ленина. 1941. 24 июля.

30. Заря. 1941. 27 авг.

31. Землянский К.А. Политическая пропаганда и общественное сознание в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Ростовской области): дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2017. 224 с.

32. Кринко Е.Ф. Образы противника в массовом сознании советского общества в 1941-1945 годах // Российская история. 2010. № 5. С. 74-88.

REFERENCES

1. Shikorad I.I. Tsentralnaya periodicheskaya pechat SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny, 1941 -1945 gg.: dis. ... d-ra ist. nauk [The Central Periodical Press of the USSR during the Great Patriotic War, 1941-1945.: PhD Dis.]. Moscow, 2002, 363 p.

2. Chankaeva D.S. Pechat Severnogo Kavkaza v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 - 1945): dis. ... cand. ist. nauk [The press of the North Caucasus during the Great Patriotic War (1941-1945): PhD Dis.] Stavropol, 1999, 248 p.

3. Malyshev A.V. Sredstva massovoy informatsii Yuga Rossii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: na ma-terialakh Dona, Kubani, Stavropolia: dis. ... cand. ist. nauk [Mass media of the South of Russia during the Great Patriotic War: Based on the materials of the Don, Kuban, Stavropol Region: PhD Dis.]. Rostov-on-Don, 2001, 194 p.

4. Dilthey W. Voprosy filosofii, 1988, no. 4, pp. 135152.

5. Weber M. Khozyaystvo i obshchestvo: ocherki poni-mayushchey sotsiologii. T. 1. Sotsiologiya [Economy and society: essays of understanding sociology. Vol. 1. Sociology]. Moscow, Publishing house of the Higher School of Economics, 2016, 448 p.

6. Simmel G. Izbrannoe, T. 1 [Selected. Vol. 1]. Moscow, Yurist, 1996, 671 p.

7. Venkov A.V. Izvestiya vuzov. Sev.-Kav. region. Ob-shchestvennye nauki, 2010, no. 3, pp. 84-86.

8. Bondarenko S.V Gazeta na obertochnoy bumage (memuary za 1939-1942 gody). 1977g. [Newspaper on wrapping paper (memoirs for 1939-1942). 1977]. Available at: http:// tetradimemory.narod.ru/Tetrad9_ Veshki.htm.

9. Zhbannikova M.I. Pechat, agitatsiya, propaganda na Verkhnem Donu v 1941-1945 gg. [Press, agitation, propaganda in the Upper Don in 1941-1945]. In: Stilos: sb. rabot molodykh uchenykh [Stylus: collection of works of young scientists]. Vol.1. Rostov-on-Don: Publishing house of SFedU, 2016, iss. 1, pp. 169-174.

10. Kolkhoznyy Don, 1941, 6 July; Sotsialisticheskiy put, 1941, 13 July.

11. Kolkhoznyy put, 1941, 20 July.

12. Stalinskiy klich, 1941, 10 Aug.

13. Leninskaya iskra. 1941. 30 Nov.

14. Znamya kolkhoznika. 1941, 14 Dec.

15. Bolshevistskiy Don, 1943, 1 Jan.; Donskoy kommunar, 1943, 8 June.

16. Sotsialisticheskiy put, 1941, 23 Oct.

17. Bo'shevik Dona, 1943, 30 Sep.; Bolshevistskiy put, 1943, 12 Sept.; Vpered, 1944, 18 Feb.; Donskoy kom-munar, 1944, 6 July; Znamya Lenina, 1941, 4 Sept.

18. Kommunar, 1941, 17 Aug.

19. Znamya kolkhoznika, 1941, 26 Oct.; Znamya kolkhoznika, 1941, 30 Oct.; Znamya kolkhoznika, 1941, 2 Nov.

20. Stalinskaya iskra, 1941, 27 Nov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Kolkhoznyy put, 1941, 20 July; Zarya, 1941, 13 July; Sotsialisticheskiy put, 1941, 3 Aug.; Znamya Lenina, 1941, 14 Aug.; Kommunar, 1941, 17 Aug.

22. Kuybyshevskaya iskra, 1941, 21 Sept.; Sotsialisticheskiy put, 1941, 21 Sept.; Stalinskiy klich, 1941, 21 Sept.

23. Stalinskaya iskra, 1941, 2 Dec.

24. Donskoy kommunar, 1943, 8 June.

25. Donskoy kommunar, 1941, 27 Aug.

26. Donskoy kommunar, 1941, 29 Oct.

27. Kolkhoznyy put, 1941, 20 July.

28. Znamya Lenina, 1941, 20 July.

29. Znamya Lenina, 1941, 24 July.

30. Zarya, 1941, 27 Aug.

31. Zemlyanskiy K.A. Politicheskaya propaganda i obshchestvennoe soznanie v gody Velikoy Otechest-vennoy voyny 1941-1945 gg. (na materialakh Ros-tovskoy oblasti): dis. ... cand. ist. nauk [Political propaganda and public consciousness during the Great Patriotic War of 1941-1945 (based on the materials of the Rostov Region): PhD Dis.]. Rostov-on-Don, 2017, 224 p.

32. Krinko E.F. Rossiyskaya istoriya, 2010, no. 5, pp. 74-88.

Поступила в редакцию 30 августа 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.