Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ ПРЕССА КАК ИСТОЧНИК РОСТА ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СОВЕТСКАЯ ПРЕССА КАК ИСТОЧНИК РОСТА ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОВЕТСКИЙ ТЫЛ / СОВЕТСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митронин Дмитрий Анатольевич

Актуальность и цели. Безусловно, средства массовой информации оказывают огромное влияние на поведение людей и их отношение к чему-либо. В этой связи актуальным видится изучение деятельности советских СМИ 1941-1945 гг., направленной на поднятие морально-патриотического духа гражданского населения страны. Цель же данного исследования состоит в том, чтобы на основе документальных источников охарактеризовать содержание работы печатных СМИ по повышению трудовой активности колхозного крестьянства в условиях Великой Отечественной войны. Материалы и методы. Настоящее исследование базируется на системном анализе публикаций пензенской областной газеты «Сталинское знамя», а также архивных материалов Пензенского обкома ВКП(б). Результаты. Осуществлен анализ содержания ряда газетных публикаций, ориентированных на сельских тружеников, изучена их агитационная составляющая. Выявлены главные требования государственного и партийного руководства относительно направленности и порядка использования периодических печатных изданий. Выводы. Руководство Союза ССР видело в газетной статье один из важнейших источников поднятия трудового духа работников колхозного хозяйства, ввиду чего прилагало все усилия для налаживания скоординированной и целенаправленной работы провинциальной прессы. Газетная статья не просто информировала, она пропагандировала и доказывала, наставляла и консультировала, а часто - критиковала и запугивала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Митронин Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET PRESS AS A SOURCE OF GROWTH THE COLLECTIVE FARM PEASANTRY LABOR ACTIVITY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (BY THE MATERIALS OF THE PENZA REGION)

Background. No doubt, the media has a huge impact on people’s behavior and attitudes toward something. That’s why it is relevant to study the activities of the Soviet media in 1941-1945 the main purpose of which was to raise the moral and patriotic spirit of the citizens. The purpose of the article is to describe the content of the work of print media aimed at increasing the activity of the collective farm peasantry in the conditions of the Great Patriotic War based on documentary sources. Materials and methods. This study is based on systems analysis of the Penza regional newspaper “Stalinskoye znamya” publications and archival materials of Penza Regional Committee of the CPSU. Results. The content of the newspaper publications’ number targeted at rural workers and their propaganda component are investigated. The main requirements of the state and party leadership regarding the direction and order of using print media are established. Conclusions. The USSR leadership considered a newspaper article as one of the most important sources of raising the labor spirit of collective farm workers. Therefore the USSR leadership tried to establish a coordinated and focused work of the provincial press. The newspaper article didn’t just inform but it also propagandized and proved, instructed and advised, and often criticized and intimidated.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ ПРЕССА КАК ИСТОЧНИК РОСТА ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 908

doi:10.21685/2072-3024-2021-3-6

Советская пресса как источник роста трудовой активности колхозного крестьянства в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области)

Д. А. Митронин

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия mitronin94@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Безусловно, средства массовой информации оказывают огромное влияние на поведение людей и их отношение к чему-либо. В этой связи актуальным видится изучение деятельности советских СМИ 1941-1945 гг., направленной на поднятие морально-патриотического духа гражданского населения страны. Цель же данного исследования состоит в том, чтобы на основе документальных источников охарактеризовать содержание работы печатных СМИ по повышению трудовой активности колхозного крестьянства в условиях Великой Отечественной войны. Материалы и методы. Настоящее исследование базируется на системном анализе публикаций пензенской областной газеты «Сталинское знамя», а также архивных материалов Пензенского обкома ВКП(б). Результаты. Осуществлен анализ содержания ряда газетных публикаций, ориентированных на сельских тружеников, изучена их агитационная составляющая. Выявлены главные требования государственного и партийного руководства относительно направленности и порядка использования периодических печатных изданий. Выводы. Руководство Союза ССР видело в газетной статье один из важнейших источников поднятия трудового духа работников колхозного хозяйства, ввиду чего прилагало все усилия для налаживания скоординированной и целенаправленной работы провинциальной прессы. Газетная статья не просто информировала, она пропагандировала и доказывала, наставляла и консультировала, а часто - критиковала и запугивала.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, советский тыл, советское крестьянство, средства массовой информации, периодическая печать, пропагандистская деятельность

Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 19-49-580003 р_а) «Пензенская область в годы Великой Отечественной войны: экономика, общество, власть».

Для цитирования: Митронин Д. А. Советская пресса как источник роста трудовой активности колхозного крестьянства в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 59-70. doi:10.21685/2072-3024-2021-3-6

The Soviet press as a source of growth the collective farm peasantry labor activity during the Great Patriotic War (by the materials of the Penza region)

D.A. Mitronin

Penza State University, Penza, Russia mitronin94@mail.ru

Abstract. Background. No doubt, the media has a huge impact on people's behavior and attitudes toward something. That's why it is relevant to study the activities of the Soviet

© Митронин Д. А., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

media in 1941-1945 the main purpose of which was to raise the moral and patriotic spirit of the citizens. The purpose of the article is to describe the content of the work of print media aimed at increasing the activity of the collective farm peasantry in the conditions of the Great Patriotic War based on documentary sources. Materials and methods. This study is based on systems analysis of the Penza regional newspaper "Stalinskoye znamya" publications and archival materials of Penza Regional Committee of the CPSU. Results. The content of the newspaper publications' number targeted at rural workers and their propaganda component are investigated. The main requirements of the state and party leadership regarding the direction and order of using print media are established. Conclusions. The USSR leadership considered a newspaper article as one of the most important sources of raising the labor spirit of collective farm workers. Therefore the USSR leadership tried to establish a coordinated and focused work of the provincial press. The newspaper article didn't just inform but it also propagandized and proved, instructed and advised, and often criticized and intimidated.

Keywords: the Great Patriotic War, soviet rear, soviet peasantry, media, periodicals, propaganda work

Acknowledgments: the research was financed by the RFBR (project No. 19-49-580003 p_a) "Penza region during the Great Patriotic War: economy, society, power". For citation: Mitronin D.A. The Soviet press as a source of growth the collective farm peasantry labor activity during the Great Patriotic War (by the materials of the Penza region).

Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2021;3:59-70. (In Russ.). doi: 10.21685/ 2072-3024-2021-3-6

Суровым испытанием для тружеников поволжского села стала Великая Отечественная война. Фронтовые неудачи начального периода противостояния, повлекшие за собой потерю значимых хлебородных регионов на западе, нанесли сельскому хозяйству Советского Союза колоссальный ущерб. Безусловно, от успешного решения задачи по мобилизации аграрного сектора тыловых областей страны зависела дальнейшая судьба российской государственности и народов, населявших СССР. В чрезвычайно сложных условиях, предопределенных затяжным характером противостояния, ослаблением материально-технической базы производства, масштабным сокращением численности трудоспособных кадров, крестьянство должно было справляться с требованиями военного времени, а именно со снабжением армии и населения продовольствием, промышленности - сырьем [1, с. 390]. Новая реальность, продиктованная ходом военных действий, длительным и кровопролитным, подразумевала для советских граждан отказ «от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в довоенное время, но пагубных в настоящее время, когда война коренным образом изменила положение» [2, с. 13]. Согласно установке «сверху», от деревенских тружеников требовалась «величайшая организованность и дисциплина, напряжение всех сил». Подчеркивалось, что «нужно работать на полях, не покладая рук, за двоих, за троих» [3, с. 4-5]. В этой связи перед государственными и партийными структурами встала проблема поиска дополнительных стимулов трудовой активности колхозников.

К этому времени в СССР сложилась устойчивая система внеэкономических методов мотивации [4, с. 27]. С точки зрения партийных руководителей, основное назначение колхозов заключалось в выполнении государственных планов по заготовке сельхозпродукции [5, с. 15]. Окончательно

утвердился остаточный принцип обеспечения колхозников сельхозпродукцией, поскольку в приоритет была возведена задача по выполнению колхозом поставочных обязательств перед государством [6, с. 40]. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» для каждого трудоспособного члена колхоза фиксировался обязательный минимум трудодней в году, размер которых варьировался от 60 до 100 в зависимости от региона. Кроме того, принятием упомянутого постановления правительство фактически давало санкцию колхозной администрации на сокращение приусадебных участков рядовых членов, оправдывая данную меру борьбой с «разбазариванием и расхищением общественных земель колхоза в пользу личного хозяйства» [7, с. 41-47].

Четко регламентировалась трудовая дисциплина. В частности, Примерным уставом сельскохозяйственной артели, принятым II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденным СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г., за ряд нарушений, таких как, например, «бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, невыход без уважительных причин на работу», были предусмотрены «предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы». Недоброкачественную работу полагалось переделывать без начисления трудодней. Злостные нарушители устава рисковали быть исключенными из артели, что, следовательно, влекло за собой потерю приусадебного участка [8, с. 1-2].

Полученный в предвоенные годы опыт мобилизации ресурсов колхозной системы путем нажима на непосредственного производителя оказался эффективным и в условиях войны с нацистской Германией. Так, В. В. Конд-рашин обращает внимание на то, что «отношение власти к крестьянству как к сырому материалу для осуществления своих "стратегических" планов не изменилось и в годы войны» [9, с. 290]. Более того, можно предположить, что степень административного принуждения крестьян к колхозному труду должна была лишь усилиться. К примеру, в 1942 г. СНК и ЦК ВКП(б) изменили в сторону существенного увеличения обязательный минимум трудодней, который, скажем, для Пензенской области вырос с 80 до 120 в год [1, с. 391]. В том же году вводился обязательный минимум трудодней и для подростков от 12 лет [10, с. 217]. Наряду с этим возросла и ответственность за уклонение от работы и нарушение трудовой дисциплины. Члены колхоза, не выработавшие норму по трудодням без уважительных причин, в судебном порядке подвергались наказанию в виде исправительно-трудовых работ сроком до 6 месяцев с удержанием из оплаты в пользу колхоза до 25 % трудодней, а также исключению из сельхозартели [4, с. 78]. Следствием последнего, как уже упоминалось выше, было неизбежное лишение работника приусадебного участка, приобретшего, по мнению исследователей, к тому времени значение одного из основных источников средств существования [6, с. 40]. Как справедливо констатировал М. А. Вылцан, «долгие 1418 дней войны слились для крестьян в одну большую страду, в которой не было времени передохнуть ни летом, ни зимой» [11, с. 18].

Приняв во внимание вышесказанное, следует также отметить, что государство не ограничивалось исключительно принуждением. Предпринимались

попытки стимулирования крестьян через повышения материальной заинтересованности в результатах труда. Так, колхозники, достигшие сверхплановых показателей, могли рассчитывать на вознаграждение, соответствующее определенному проценту от собранной сверх плана продукции [12, с. 45-46]. К примеру, в Пензенской области четверть собранных колхозной бригадой или звеном сверх плана зерновых поступала в распоряжение самих работников [13, с. 10].

Вне всякого сомнения наиважнейшую роль в процессе активизации трудовой деятельности колхозного населения играла героизация ее патриотической направленности. «Бей словом!» - такой совет дал пензенский агитатор потерявшему правую руку бойцу, когда тот спросил, какую лично он, инвалид, которому требуется время для освоения левой руки, может принести пользу в борьбе с ненавистным врагом именно сейчас [14, л. 38].

Пристальное внимание уделялось организации пропаганды через периодическую печать. Отсутствие во многих периферийных населенных пунктах радиовещания укрепляло положение и роль печатной прессы. По данным В. А. Мочалова, несмотря на передачу значительной части типографского оборудования армейским газетам и уменьшение тиража из-за недостатка бумаги, в Пензенской области в годы войны издавались 52 газеты, включая 42 районные и 8 фабрично-заводских. При этом большая часть газет и журналов (70 %) направлялась в сельскую местность [15, с. 84].

Конечно, печатные СМИ для тылового обывателя являлись наиболее доступным источником информации о положении на передовой, однако подлинное их назначение заключалось далеко не в простом информировании. Газетная статья служила для сельских агитаторов одним из средств подъема трудовой активности населения, что, в свою очередь, подразумевало особый подход и верную расстановку акцентов.

По убеждению партийного и государственного руководства, в решении важнейшей военно-хозяйственной задачи - выполнении планов по заготовке сельскохозяйственной продукции - большую роль должна играть периодическая печать разных уровней. «Мобилизовать все силы на успешное проведение уборки урожая и выполнение планов заготовок сельскохозяйственных продуктов - в этом и состоит сейчас одна из важнейших задач всей нашей печати» [16, л. 26]. Такая установка поступила районным, областным, краевым и республиканским газетам в связи с уборкой урожая в 1942 г. От редакторов требовалось при освещении подготовки и проведения уборочных работ придерживаться ряда тем, а именно: подготовка комбайнов, тракторов и простых уборочных машин; организация их бесперебойной работы в период уборки; использование на уборке всех простых уборочных машин и ручного инвентаря; экономия горючего; привлечение к участию в уборке урожая поголовно всех колхозников, рабочих совхозов, а также трудоспособного населения городов, сельских местностей и учащихся; правильная организация труда на уборке, правильная расстановка людей в поле; организация социалистического соревнования за проведение уборки урожая в сжатые сроки и без потерь, за досрочное выполнение всех обязательств перед государством. При этом газеты наделялись правом «смело и решительно критиковать тех, кто срывает успешное проведение уборочных работ и нарушает установленные законом сроки сдачи хлеба государству» [16, л. 27].

Работе с газетным материалом уделялось действительно большое внимание, в обязанности агитаторов и пропагандистов, в частности, входила читка и обсуждение с трудящимися газетных статей, причем вышеупомянутые формы проводились даже «в поле в звене, в бригаде». В идеале агитатору предписывалось и словом, и делом бороться за реализацию хозяйственных задач, агитировать своим личным примером. Скажем, учитель Калькаев из Городищенского района не только помогал женщинам на сенокосе, но и в перерывах читал «газеты и в первую очередь сводки информбюро» [17, л. 29]. К 1943 г. в Пензенской области на предприятиях, в колхозах, совхозах, МТС было организовано 850 газетных витрин и 2482 витрины последних известий, в которых вывешивались газеты «Правда», «Известия», областная газета «Сталинское знамя», районные издания [14, л. 23]. Так, в Кузнецкой МТС агитаторы организовали витрины «Последние известия», «Никогда не простим» и «За родину», публикуя там не только новости с фронта, но и материалы производственной жизни, показывающие передовой опыт стахановцев [14, л. 20 об.].

Партийные органы пристально следили за тематикой и содержанием публикаций в печатных СМИ всех уровней, а также за вовлечением газет в агитационно-массовую работу коммунистами-агитаторами на местах, в колхозах. В одном из докладов на XV Пленуме Пензенского обкома ВКП(б) констатировалось, что некоторые районные газеты работают неудовлетворительно, превратившись «в простые информационные листки, плетущиеся в хвосте событий и не выполняющие своей роли коллективных агитаторов, пропагандистов и организаторов масс, особенно в настоящий период острой борьбы за хлеб» [18, л. 13 об.]. В справке Отдела пропаганды и агитации Обкома ВКП(б), подготовленной к тому же XV Пленуму Обкома, говорится, что газета «Ленинская Правда» Земетчинского района за сентябрь 1943 г. на своих страницах дала о хлебопоставках лишь две передовые статьи и одну небольшую заметку, а также что «газета ни словом не обмолвилась о борьбе с потерями и расхищением хлеба. Она ослабила борьбу за успешное завершение уборки урожая. Газета не критикует, не изобличает руководителей колхозов, где срывается план хлебопоставок» [18, л. 31]. Сами газеты в ряде мест не доходили до целевой аудитории, зачастую их использовали не по назначению, разбирая «на курево» [17, л. 57 об. - 58]. Так, на просьбу руководителя агитбригады показать последний номер газеты «Сталинское знамя» секретарь Бигеевского сельсовета Неверкинского района «вынул ее из кармана наполовину искуренную» [14, л. 66].

Проанализировав содержательную сторону периодической печати времен войны и сопоставив ее с партийными видением назначения разнообразных инструментов агитации в условиях военного времени, можно выделить следующие ключевые направления агитационно-пропагандистской и информационной работы, продвигаемые советской печатной прессой вне зависимости от статуса:

- своевременное информирование населения о ходе Великой Отечественной войны, разъяснение ее характера, целей - «грабительских» со стороны гитлеровской Германии и справедливых и возвышенных со стороны СССР; формирование убежденности в неизбежной и бескомпромиссной

победе Советского Союза (сюда же уместно включить и сведения о международной обстановке, союзниках СССР и их действиях против стран «оси»);

- организация антифашистской пропаганды, воспитывающей население «в духе священной ненависти к озверевшим немецким фашистам» [16, л. 17];

- пропаганда советского патриотизма и самоотверженности во благо родины, включая популяризацию передового сельскохозяйственного опыта, закрепление в сознании трудящихся масс основополагающего принципа: «Хочешь врага победить на войне - план выполняй вдвойне и втройне!» [19, с. 2];

- решительная критика и изобличение руководства колхозов, срывающих планы поставок сельхозпродукции государству, развертывание на страницах газет масштабной идеологической борьбы с потерями и расхищением хлеба и другой продукции;

- ознакомление трудящихся с героическим прошлым русского народа и других народов Союза ССР, привлечение внимания к фактам доблестного сопротивления патриотов завоевателям и оккупантам.

Рассмотрим обозначенные направления на конкретных примерах.

1. Бесспорно, в годы Великой Отечественной войны львиная доля газетных полос вне зависимости от статуса и уровня издания отдавалась под сводки ТАСС и Совинформбюро о положении дел на фронте. Скупую и строгую информацию ежедневных сводок часто иллюстрировали и дополняли более содержательные статьи с подписью «от военного корреспондента». И. Г. Эренбург, рассуждая о «силе слова», обращал внимание на то, как было важно миллионам советских людей найти в газете статью с пометкой «От военного корреспондента», ведь, по справедливому замечанию автора, «фронту может присниться тыл, но тылу не приснится фронт: тыл не видит войны» [20, с. 631].

2. Много говорилось и писалось о злодеяниях гитлеровцев на оккупированных территориях СССР и стран Европы. Главная цель - изобличить «разбойничьи» намерения гитлеровского режима, доказать, что фашизм является общим врагом всего человечества. На страницах можно было встретить следующие заголовки: «Страдания греческого народа» [19, с. 4], «В селе, где хозяйничали фашисты» [21, с. 1], «893 казни в Югославии» [22, с. 2], «Румынские зверства в Одессе», «Во что нацисты превратили Варшаву» [23, с. 2], «Мы никогда этого не забудем!» [24, с. 2] «Злодеяния немцев в лагере уничтожения на Майданеке» [25, с. 2] и др. Каждый советский гражданин должен был уяснить, что «война против немецких империалистов-захватчиков, которую ведет Советский Союз, есть самая справедливая война из всех справедливых войн, какие знало человечество, ибо мы воюем против злейших врагов человечества» [24, с. 2].

3. В ряде направлений, определяющих содержание и характер деятельности печатных СМИ, особая роль отводилась патриотическому воспитанию масс посредством популяризации адекватных времени эталонов поведения. На страницах газет, наряду с примерами фронтового героизма, «охотно» печатали сообщения о доблестном и самоотверженном труде работников промышленности и сельского хозяйства, об обязательствах районов по социалистическому соревнованию, о ходе соцсоревнования, размещали доски почета с фамилиями ударников и почетные списки передовых колхозов и совхозов.

Пример передовиков-стахановцев, по мысли властей, должен был подстегивать обывателей, ориентировать их на выполнение и перевыполнение производственных планов. Так, в одном из июльских номеров 1941 г. областная газета «Сталинское знамя» сообщала об удивительном единодушии колхозников в вопросе отражения угрозы, нависшей над страной. «Враг просчитался, - в один голос заявляют патриоты-колхозники. - В этой отечественной войне фашисты найдут свою могилу. Мы, колхозники, как и весь советский народ, отдадим все свои силы, а если надо будет, то и жизнь, для полной победы над коварным врагом. Мы будем еще лучше, еще производительней работать на колхозных полях, соберем весь богатый урожай до единого зернышка. Дадим нашей матери-родине столько хлеба, сколько ей будет нужно». Другой факт иллюстрирует ситуацию, когда все трудоспособные члены семьи в едином порыве принялись укреплять тыл, чтобы обеспечить скорейшую победу над врагом. «Семья бригадира полеводческой бригады колхоза "Памяти Кирова" Дмитрия Панкратова пользуется у колхозников заслуженным авторитетом. Жена бригадира является звеньевой. 15-летняя дочь Елена безвыходно работает в колхозе. Сыну Николаю 9 лет. Он ученик 3 класса, пионер. Он тоже участвует на уборке... За 10 дней Коля заработал 10 трудодней. Отец Дмитрия Федоровича Панкратова Федор Игнатьевич работает колхозным кладовщиком. Мать - Пелагея Яковлевна - жала рожь серпом, а сейчас сортирует зерно» [26, с. 2].

Нетрудно заметить, что в публикациях трудовой героизм позиционировался как инициатива масс: сами колхозники, сознавая свою ответственность перед страной, партией, товарищем Сталиным, Красной армией, обещали трудиться с удвоенным и утроенным усердием. «Нам, ремонтникам, надо работать не 8, а 10 часов в день, - подобными сообщениями пестрели местные газеты. - Это будет нашим ответом германским фашистам» [19, с. 3]. Подчеркивалось, что патриотический порыв сознательного труженика принимался всем коллективом с большим воодушевлением и поддерживался безоговорочно. Трудящиеся в один голос твердили: «Дадим Красной Армии, государству больше хлеба. Стахановской работой поможем красным воинам разбить подлых германских фашистов, вероломно напавших на нашу родину» [26, с. 2]. Вместе с тем редакторы не забывали «вдохновлять» читателей призывами работников других областей страны к соцсоревнованию [27, с. 1], продвигать образцы трудовых достижений земляков в сравнении с успешными колхозами и совхозами со всего СССР [28, с. 2].

Обращает на себя внимание тот факт, что для повышения мотивации тружеников агитаторы регулярно задействовали такой прием, как апеллирование к чувству ответственности перед родными и близкими людьми, призванными в действующую армию. К примеру, рассказывая о проводах мужчин-колхозников на фронт, «Сталинское знамя» воспроизводит картину своеобразного «отеческого» наказа бойцам, отправляющимся на передовую. Обращаясь к односельчанам артели «12-й Октябрь», «отец» - шестидесятилетний колхозник Иван Васильевич Аношин - произносит следующие слова: «Покажите себя достойными сынами нашей любимой родины в сокрушительной борьбе с фашизмом. Бейтесь храбро, беззаветно, героически. Знайте, что те, кто остался в тылу, будут честно трудиться на полях, повышать производительность труда, бороться за своевременную уборку урожая. Дадим

больше хлеба, мяса нашей родине и ее непобедимой Красной Армии». С одной стороны, прозвучавший наказ обязывает воинов храбро сражаться, а с другой - наделяет самих «дающих» обязательством трудиться с удвоенной, утроенной энергией [29, с. 1]. Касаясь темы взаимной ответственности воинов и тружеников тыла, газеты часто прибегали к «обратной связи», т.е. акцентировали внимание на благодарностях и наставлениях красноармейцев. Теперь уже бойцы, вынужденные покинуть поля, хозяйства, семьи, призывают соотечественников, оставшихся в тылу, ревностно бороться за урожай и своевременно сдавать сельхозпродукцию государству. Например, в опубликованном фрагменте письма красноармейца Михаила Козлова брату Григорию читаем: «Дорогой брат Гриша. В бой вступил я 26 июля. Наша часть имеет некоторые успехи - разбили 20 танковую дивизию. На подмогу ей прислали 106 дивизию. И ее разбили. Наша армия сильна, как никогда, враг просчитался, затеяв эту войну. Ваша задача - помогать армии своим личным трудом, работать самоотверженно, невзирая на трудности...» [30, с. 3]. Общий посыл понятен - рискуя жизнью и совершая подвиги, воины-патриоты - чьи-то дети, братья, мужья - ждут подвигов и от тружеников тыла.

Но это только одна сторона вопроса. Важно было не только рассказать о передовиках и победителях соцсоревнования, но и распространить их опыт на другие хозяйства. Редакции следовало анализировать, сопоставлять и теоретизировать, чтобы в конечном итоге подготовить материал, содержащий действенные рекомендации по улучшению производительности. Так, инструктируя печатные СМИ накануне уборочной кампании 1942 г., Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) сетовало на то, что некоторые «газеты часто лишь регистрируют факты, не вникая глубоко в вопросы организации уборочных работ, не умеют толково рассказать о положительном опыте уборки урожая, рассказать так, чтобы другие могли из этого опыта извлечь для себя полезные сведения» [16, л. 27].

Нередко колхозников консультировали в вопросах правильного ведения сельского хозяйства, рассказывая, например, об особенностях и правилах полевой сушки снопов в дождливую погоду [31, с. 2].

4. Не менее важной задачей печатной прессы являлась организация критики отстающих хозяйств и предприятий. Критикуя, пресса, во-первых, показывала, что власть и общество, еще более сплотившиеся перед лицом внешней угрозы, не будут мириться с благодушием, беспечностью, разгильдяйством и другими негативными проявлениями. Все должны уяснить: суровое время требует суровых мер. Во-вторых, путем всесторонней критики газетам полагалось вскрывать действительные, конечно, не без оглядки на господствующую систему взглядов, причины упущений и недостатков в работе отстающих хозяйств, что, как следствие, могло помочь другим избежать похожих проблем. В уже упоминавшейся нами инструкции Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) подчеркивалось, что поверхностная критика не может принести пользы [16, л. 26 об.]. Так, в статье «Пелетьминские контрасты» от 15 октября 1944 г. «Сталинское знамя», сравнивая темпы хлебопоставок двух сельхозартелей Казачьей Пелетьмы Большевьясского района, передовой имени Димитрова и отстающей имени Кагановича, заключают, что

причиной отставания одной из них, как и ряда других колхозов района, является неорганизованность, «расхлябанность». Суть «расхлябанности», по мнению редакторов, в том, что, располагая мощной молотилкой, колхоз имени Кагановича не организовал круглосуточную работу машины, не позаботился о бесперебойном ее обслуживании даже днем. Более того, сообщается, что десятки членов этой артели ежедневно не выходят на колхозные работы, а «добрая половина» колхозников не выработала минимума трудодней. Таким образом, руководству района, которое также подверглось критике за недостаточное внимание к отстающим колхозам, был направлен сигнал о необходимости исправления выявленных нарушений [32, с. 2]. Время от времени публиковалась информация о наказании лиц, виновных в срыве поставок сельхозпродукции государству. Например, 29 сентября 1944 г. сообщалось о расстрельном приговоре расхитителю колхозного хлеба из с. Мертовщины Бессоновского района, пособники приговоренного получили от 4 до 10 лет лишения свободы [33, с. 2].

5. Нужно сказать, что в печати военного времени достаточно часто появлялись статьи, знакомившие граждан с героическим прошлым русского народа и других народов СССР. В этой связи особенно актуальными виделись материалы о противодействии разного рода завоевателям и оккупантам, включая кайзеровскую Германию в годы так называемой «империалистической» войны. Скажем, в одной из патриотических статей областной газеты подробно рассказывалось об успехе Брусиловского прорыва времен Первой мировой войны, о том, какую серьезную угрозу для австро-германского Восточного фронта представляла операция, проведенная А. А. Брусиловым по суворовскому правилу - не числом, а умением. Прославляя отвагу и героизм сотен тысяч русских солдат и тактический гений генерала Брусилова, автор делает вывод, что вражеский фронт не развалился окончательно только потому, «что во время брусиловского прорыва бездействовали северный и западный русские фронты», а «верховное командование царской армии проявило безучастное отношение к развитию брусиловской операции». Статья завершалась констатацией того факта, что «наш великий народ умеет героически бороться за свою отчизну» [30, с. 4].

Итак, в совокупности мер, направленных на мобилизацию материальных и моральных сил советского крестьянства, исключительное место отводилось агитационно-массовой работе, а одним из универсальных и действенных средств воздействия считалась газетная статья. Как никогда ранее, возросла значимость печатных СМИ, на их плечи была возложена функция «коллективного агитатора», укрепляющего единство фронта и тыла. Отсюда и «неусыпный» контроль центральных органов за «правильностью» идейно-смыслового посыла публикаций, за их содержанием и оформлением, строгая, конкретная, исчерпывающая регламентация каждого шага редакции.

Список литературы

1. Пензенский край в истории и культуре России : монография / под ред. О. А. Суховой. Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. 526 с.

2. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза : сборник / И. Сталин. 5-е изд. М. : ОГИЗ. Государственное изд-во политической литературы, 1947. 206 с.

3. Памятка сельского агитатора на уборке урожая. Пенза : Издание газеты «Сталинское знамя», 1942. 41 с.

4. Безнин М. А., Димони Т. М., Изюмова Л. В. Повинности российского крестьянства в 1930-1960-х годах. Вологда : Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН, 2001. 141 с.

5. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М. : РОССПЭН, 2001. 422 с.

6. Надькин Т. Д. Сталинская аграрная политика и крестьянство Мордовии. М. : РОССПЭН, 2010. 311 с.

7. Важнейшие решения по сельскому хозяйству за 1938-1940 годы : сборник. М. : Сельхозгиз, 1940. 448 с.

8. Примерный устав сельскохозяйственной артели // Советская Сибирь. 1935. 20 февраля. С. 1-2.

9. Кондрашин В. В. Крестьянство и сельское хозяйство СССР в годы Великой Отечественной войны // Известия Самарского научного центра РАН. 2005. № 2. С. 289-300.

10. Алексеева Л. В. Крестьянская страда в 1418 дней: сельское хозяйство Югры в годы Великой Отечественной войны : монография. Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского гуманитарного ун-та, 2012. 355 с.

11. Вылцан М. А. Крестьянство России в годы большой войны 1941-1945. Пиррова победа. М. : РНФ, 1995. 79 с.

12. Бондарев В. А. Селяне в годы Великой Отечественной войны: Российское крестьянство в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев). Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. 192 с.

13. Королева Л. А. Некоторые аспекты обеспечения продовольствием населения Пензенской области в период Великой Отечественной войны // Пензенское краеведение. 2020. № 1-2 (33-34). С. 9-14.

14. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 148. Оп. 1. Д. 962.

15. Пензенская область в годы Великой Отечественной войны / под ред. Г. В. Мясни-кова. Саратов : Приволжское книжное изд-во (Пензенское отделение), 1985. 192 с.

16. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 640.

17. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 662.

18. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 801.

19. Сталинское знамя. 1941. 1 июля.

20. Эренбург И. Г. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 5. Падение Парижа : роман ; Война. 1941-1945 : статьи. М. : Художественная литература, 1996. 703 с.

21. Сталинское знамя. 1941. 24 июля.

22. Сталинское знамя. 1941. 14 ноября.

23. Сталинское знамя. 1941. 18 ноября.

24. Сталинское знамя. 1941. 16 декабря.

25. Сталинское знамя. 1944. 19 сентября.

26. Сталинское знамя. 1941. 29 августа.

27. Сталинское знамя. 1944. 3 октября.

28. Сталинское знамя. 1944. 3 ноября.

29. Сталинское знамя. 1941. 2 июля.

30. Сталинское знамя. 1941. 31 августа.

31. Сталинское знамя. 1941. 10 августа.

32. Сталинское знамя. 1944. 15 октября.

33. Сталинское знамя. 1944. 29 сентября.

References

1. Sukhova O.A. (ed.). Penzenskiy kray v istorii i kul'ture Rossii: monografiya = Penza region in the history and culture of Russia: monograph. Penza: Izd-vo PGU, 2014:526. (In Russ.)

2. Stalin I. O Velikoy Otechestvennoy voyne Sovetskogo Soyuza: sbornik = To the Great Patriotic War of the Soviet Union: collection. 5th ed. Moscow: OGIZ. Gosudarstvennoe izd-vo politicheskoy literatury, 1947:206. (In Russ.)

3. Pamyatka sel'skogo agitatora na uborke urozhaya = Memo of a rural agitator at harvesting. Penza: Izdanie gazety «Stalinskoe znamya», 1942:41. (In Russ.)

4. Beznin M.A., Dimoni T.M., Izyumova L.V. Povinnosti rossiyskogo krest'yanstva v 1930-1960-kh godakh = Obligations of the Russian peasantry in the 1930-1960s. Vologda: Vologodskiy NKTs TsEMI RAN, 2001:141. (In Russ.)

5. Fitspatrik Sh. Stalinskie krest'yane. Sotsial'naya istoriya Sovetskoy Rossii v 30-e gody: derevnya = Stalinist peasants. Social history of Soviet Russia in the 30s: the village. Moscow: ROSSPEN, 2001:422. (In Russ.)

6. Nad'kin T.D. Stalinskaya agrarnaya politika i krest'yanstvo Mordovii = Stalinist agrarian policy and the peasantry of Mordovia. Moscow: ROSSPEN, 2010:311. (In Russ.)

7. Vazhneyshie resheniya po sel'skomu khozyaystvu za 1938-1940 gody: sbornik = The most important decisions in agriculture for 1938-1940: collection. Moscow: Sel'khozgiz, 1940:448. (In Russ.)

8. Approximate charter of an agricultural artel. Sovetskaya Sibir' = Soviet Siberia. 1935, Febr. 20:1-2. (In Russ.)

9. Kondrashin V.V. Peasantry and agriculture of the USSR during the Great Patriotic War. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN = Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2005;(2):289-300. (In Russ.)

10. Alekseeva L.V. Krest'yanskaya strada v 1418 dney: sel'skoe khozyaystvo Yugry v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: monografiya = Peasant harvest in 1418 days: agriculture of Ugra during the Great Patriotic War: monograph. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevartovskogo gumanitarnogo un-ta, 2012:355. (In Russ.)

11. Vyltsan M.A. Krest'yanstvo Rossii v gody bol'shoy voyny 1941-1945. Pirrova pobeda = The peasantry of Russia during the Great War of 1941-1945. Pyrrhic victory. Moscow: RNF, 1995:79. (In Russ.)

12. Bondarev V.A. Selyane v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: Rossiyskoe krest'yanstvo v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (na materialakh Rostovskoy oblasti, Krasnodarskogo i Stavropol'skogo kraev) = Villagers during the Great Patriotic War: Russian peasantry during the Great Patriotic War (by the materials Rostov, Krasnodar and Stavropol regions). Rostov-on-Don: Izd-vo SKNTs VSh, 2005:192. (In Russ.)

13. Koroleva L.A. Some aspects of providing food to the population of the Pen'-female region during the Great Patriotic War. Penzenskoe kraevedenie = Penza regional studies. 2020;(1-2):9-14. (In Russ.)

14. Gosudarstvennyy arkhiv Penzenskoy oblasti (GAPO). F. 148. Op. 1. D. 962 = The State Archive of Penza region. Fund 148. Item 1. File 962. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Myasnikov G.V. (ed.). Penzenskaya oblast' v gody Velikoy Otechestvennoy voyny = Penza region during the Great Patriotic War. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izd-vo (Penzenskoe otdelenie), 1985:192. (In Russ.)

16. GAPO. F. 148. Op. 1. D. 640 = The State Archive of Penza region. Fund 148. Item 1. File 640. (In Russ.)

17. GAPO. F. 148. Op. 1. D. 662 = The State Archive of Penza region. Fund 148. Item 1. File 662. (In Russ.)

18. GAPO. F. 148. Op. 1. D. 801 = The State Archive of Penza region. Fund 148. Item 1. File 801. (In Russ.)

19. Stalinskoe znamya = Stalinskoye znamya. 1941, Jul. 1. (In Russ.)

20. Erenburg I.G. Sobranie sochineniy: v 8 t. T. 5. Padenie Parizha: roman; Voyna. 19411945: stat'i = Collected works: in 8 volumes. Volume 5. The Fall of Paris: a novel; War. 1941-1945: articles. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1996:703. (In Russ.)

21. Stalinskoe znamya = Stalinskoye znamya. 1941, Jul. 24. (In Russ.)

22. Stalinskoe znamya = Stalinskoye znamya. 1941, Nov. 14. (In Russ.)

23. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

24. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

25. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

26. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

27. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

28. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

29. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

30. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

31. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

32. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

33. Stalinskoe znamya = Stalinskoye

znamya. 1941, Nov. 18. (In Russ.) znamya. 1941, Dec. 16. (In Russ.) znamya. 1944, Sept. 19. (In Russ.) znamya. 1941, Aug. 29. (In Russ.) znamya. 1944, Oct. 3. (In Russ.) znamya. 1944, Nov. 3. (In Russ.) znamya. 1941, Jul. 2. (In Russ.) znamya. 1941, Aug. 31. (In Russ.) znamya. 1941, Aug. 10. (In Russ.) znamya. 1944, Oct. 15. (In Russ.) znamya. 1944, Sept. 29. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Дмитрий Анатольевич Митронин аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: mitronin94@mail.ru

Dmitriy A. Mitronin

Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 17.03.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.05.2021 Принята к публикации / Accepted 18.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.