Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА'

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
383
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чамбал Л.А.

На современном этапе развития общества, на процветание территории огромную роль оказывает сфера туризма, однако, его развитие является не совсем простой задачей и требует в первую очередь повышения конкурентоспособности и привлекательности региона. И достигнуть положительных результатов без содействия, помощи и поддержки органов местного управления практически невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА»

УДК 1

Чамбал Л.А.

3 курс группа МГМУ-301 Институт экономики и управления Хакасский государственный университет

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА РЕГИОНА

Аннотация: на современном этапе развития общества, на процветание территории огромную роль оказывает сфера туризма, однако, его развитие является не совсем простой задачей и требует в первую очередь повышения конкурентоспособности и привлекательности региона. И достигнуть положительных результатов без содействия, помощи и поддержки органов местного управления практически невозможно.

Ключевые слова: развитие туризма, местное самоуправление, инвестиции, разработка и реализация региональных программ.

Актуальность данной темы в том, что в настоящее время туризм считается одной из самых перспективных отраслей экономики, он способен охватить все грани «устойчивого развития» территории, вызывая тем самым их экономический рост, он способствует занятости населения, а тем самым и сокращению бедности, эффективному использованию ресурсов, выработке новых принципов охраны окружающей среды, «диалогу цивилизаций» и снижению общественной напряжённости [5]. Немалая роль в этом должна отводиться не только государству в целом, но и органам местного управления, так как именно они ответственны за развитие своей территории и уровень качества жизни населения.

На сегодняшний день, в условиях всемирного экономического кризиса весомым фактором стабилизации всего социально-экономического процесса регионов может и должен стать туризм. Именно он, и прежде всего для местного

населения, может способствовать созданию дополнительных рабочих мест, стимулированию производства товаров и продуктов, строительству и улучшении инфраструктуры и коммуникаций, а значит он способен содействовать притоку денежных средств в регионы.

Индустрия туризма на сегодняшний день для десятков городов и регионов уже стала источником пополнения бюджета. Этому способствовали богатые культурные ресурсы региона, местный колорит, изобретательность и предприимчивость жителей, а также создание новых туристских маршрутов.

С каждым годом мировой туризм только набирает обороты. Он интегрирован почти в 400 отраслей мирового хозяйства, каждое их которых предоставляет дополнительно примерно 11-12 рабочих мест и в последние годы обеспечивает порядка 1.5трлн долл. поступлений. Так скажем, вклад туризма в мировой ВВП в 2017 году составил $8,3 трлн - 10,4%, в 2018 году он вырос ещё на 6%, а согласно прогнозам, к 2028 году он составит уже $12,5 трлн или 11,7% от общего объёма [7].

Тем не менее, на фоне успехов мирового туризма, туристская отрасль России, испытывает серьёзные трудности. Вклад российского туризма в ВВП страны всегда был невысоким, так в 2013-2014 гг. около 2%, но за 2015г. он снизился до 1,5%, однако в настоящее время он составляет 3,47% ВВП. Для сравнения, в высокоразвитых странах, например, в Италия и Швейцария, доля туризма составляет 11-12 %, во Франции и Дании - 7-8 %. И если занятость населения в туристском секторе в развитых европейских странах колеблется в пределах от 5-7 до 11-13 %, то в России данное значение составляет всего около 1,5% [8].

Именно поэтому одной из основных задач правительство на сегодняшний день является увеличение к 2024 году доходов от туристической деятельности на 75%, то есть до $15,5 млрд. Особое внимание необходимо уделить развитию туризма на уровне регионов, так как именно социально-экономическое развитие регионов оказывает огромное влияние на развитие России в целом.

Особенностью развития туризма на современном этапе является вовлечение в его структуру большого количества различных и значительно обширных областей и сфер профессиональной деятельности людей, которые тесно взаимосвязаны и образует систему взаимоотношений. Это и организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность; и объекты познавательного, оздоровительного, спортивного и делового назначения; экскурсионные, транспортные, промышленные, торговые и другие услуги.

В настоящее время с целью развития туризма каждый регион озабочен тем, чтобы развитие туризма осуществлялось на должном уровне, в связи с этим региональная политика региона должна быть связана с разработкой комплекса различных маркетинговых мероприятий, важная роль среди которых отводится формированию позитивного отношения к данной территории, и тем самым его узнаваемости. Для привлечения туристов позитивный образ территории является важным и неоценимым фактором, и именно он способствует позиционированию и продвижению региона на туристских рынках - как на российском, так и на международном. Большой приток туристов будет способствовать увеличению доходов от деятельности туристской отрасли, а значит и росту числа новых рабочих мест и, соответственно, улучшению качества жизни населения [3].

Федеральным законом № 131-Ф38 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2] закреплено, что проблемы местного значения - это «вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, которые органы местного самоуправления решают самостоятельно». Закон №2 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [1] предоставляют органам местной власти права в сфере туризма, в том числе:

- создание условий для развития туризма.

Наличие у большинства российских регионов историко-культурных, природных, экономических и др. факторов, могут непосредственно оказывать влияние на туристскую привлекательность территории. Однако помимо

историко-культурного наследия, на развитие туристской индустрии большое влияние оказывает достаточно развитая инфраструктура. Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования невозможно без активной помощи региональных органов власти и органов местного самоуправления. Именно местные органы власти заинтересованы в развитии туризма намного больше, так как развитая туристическая инфраструктура поможет создавать новые рабочие места в условиях безработицы и низкого уровня денежных доходов городского и сельского населения [4].

Именно все эти составляющие в совокупности непосредственно способствуют реализации туристского потенциала территории и привлечению на неё туристов, а значит это создаст благоприятные условия для повышения их региональной конкурентоспособности [6]. Тем не менее, во многих регионах имеется целый ряд притягательных для туристов центров, однако при этом существует значительный дефицит в других сферах, вследствие чего использование туристского потенциала не приносит должного экономического результата.

Необходимо обозначить несколько основных векторов развития туризма, которые для устойчивого развития региона без поддержки федеральных, региональных и местных органов власти решить невозможно.

1. Привлечение финансовых инвестиций в объекты туристической инфраструктуры.

2. Содействие созданию и продвижению конкурентоспособного отечественного туристского продукта.

3. Стимулирование предпринимательской активности местного населения в сфере развития туризма.

Всего этого можно достигнуть только в том случае, если будет осуществляться:

- разработка муниципальных программ по развитию сферы туризма;

- участие местного самоуправления в реализации федеральных и региональных программ;

- содействие местными властями проведению мероприятий, направленных на развитие туристической деятельности и др.

Разработка и реализация региональных программ является важным направлением, так как именно на основании такого рода программ можно способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона. Меры, принимаемые для этого, должны иметь комплексный характер, они должны быть систематизированы. Органы местного самоуправления обладают механизмами, которые обеспечивают правовую поддержку создаваемым программам развития сферы туризма. Они могут оказывать правовую и экономическую поддержку местным предпринимателям, заинтересованным в получении доходов в данной сфере.

Во взаимодействии со структурами по поддержке предпринимательства органы местного самоуправления способны обеспечить льготное финансирование совместных проектов в сфере туризма, оказать помощь в формировании рынка сельскохозяйственной продукции для последующей реализации туристам и многое другое.

Подводя итог, можно сказать, что устойчивое развитие туризма представляет собой инвестиционный процесс расширенного воспроизводства всей туристической инфраструктуры и органы местного самоуправления принимают в этом непосредственное участие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Федеральный закон N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)

Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

Макарова М. Н. Малые города как локальные социально-экономические системы // Журнал экономической теории. 2016. № 4. С. 66-69.

Медведева Н.В. Муниципально-частное партнёрство: вопросы теории и практики. Материалы Ивановских чтений. 2015. №5. С.85-89. Тарасова И. А., Писаренко С. В. Проблемы реализации региональной политики в туристской индустрии // Молодёжный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: сб. ст. - 2016. С.362.

Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. Факторы развития туристической привлекательности муниципальных образований. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. №3. С. 120-128.

По прогнозам, рост доходов мирового туризма в 2018 году составит 6,7 процента. - [Электронный ресурс] - режим доступа:

1ШрБ: //А папее.гатЫ er.ru/economi сб/38921385/? ц1т_соп1еп1=г11 папее&и1т_теё1 и ш=геаё_шоге&и1т_8оигсе=сору1тк, дата обращения 09.10.2019. Федеральное агентство по туризму «Ростуризм». - [Электронный ресурс]- режим доступа: https://www.russiatourisш.ru/content/9/section/85/detai1/15537/, дата обращения 10.10.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.