Научная статья на тему 'Роль местного самоуправления в развитии туризма в Кольчугинском районе Владимирской области'

Роль местного самоуправления в развитии туризма в Кольчугинском районе Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
176
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кабанова Е. Е., Егоршев И. А.

Статья посвящена анализу современного состояния сферы туризма. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу туризма на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль местного самоуправления в развитии туризма в Кольчугинском районе Владимирской области»

Е. Е.Кабанова,

преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета.

E. E.Kabanova,

Teacher of the Department of Management and Administration of Russian

State Social University!

И. А. Егоршев,

студент 4 курса кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета.

I. A. Egorshev,

4th year student of the Department of Management and Administration of Russian State Social University

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

В КОЛЬЧУГИНСКОМ РАЙОНЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

The role of local government in the development of tourism in the area Kolchuginsky region of Vladimirskaya area

Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния сферы туризма. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу туризма на местном уровне.

Annotation. This article analyzes the current state of the tourism industry. The main legal acts regulating the sphere of tourism at the local level.

Ключевые слова: сфера туризма, государственная политика, местное самоуправление, инвестиции, государственно-частное партнерство, бизнес.

Keywords: tourism, public policy, local government, investment, public-private partnerships, business.

В современном мире туризм как сфера экономической деятельности получает широкое развитие. По оценкам экспертов института Всемирного банка по объемам продаж туризм в настоящее время расположился на втором месте в мировой экономике, а среди других отраслей сферы услуг занимает ведущее место [4, с. 5]. Индустрия туризма основана на интегрированном использовании потенциала территории и факторов производства различных отраслей, создавая на основе совмещения товаров, услуг и впечатлений привлекательный продукт. Развитие туризма имеет мультипликативный эффект и предполагает развитие таких сфер бизнеса, как услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, питания и торговли, производства сувениров и продукции народно-художественных промыслов, сельского хозяйства, строительства и других отраслей. Таким образом, развитие туризма имеет большое значение как для общества и государства в целом, так и для региона и муниципальных образований, в частности. Туристический рынок на сегодняшний день является глобальным рынком и его развитие в еще большей степени способствует глобализации рынков и видов экономической деятельности. В рамках туристической индустрии создаются самые разные

43

продукты, которые основаны, как правило, на различных особенностях территории, а также на различных сочетаниях товаров и услуг, которые предоставляются клиентам. Исходя из этого, даже в пределах конкретной территории может быть создан очень широкий ассортимент туристических продуктов, каждый из которых будет направлен на конкретную аудиторию потребителей. Некоторые виды туризма требуют дорогостоящей и высокоорганизованной туристической инфраструктуры, высокого качества услуг, но есть такие виды, которые могут развиваться в условиях практически полностью противоположных. Но в любом случае туризм рассматривается как сфера экономической деятельности, которая способна дать стимул в развитии экономики территории и создать необходимые условия роста. Необходимо отметить, что устойчивое развитие туризма не только улучшит финансовое положение муниципального образования, но и очень сильно повлияет на качество жизни населения с социальной точки зрения. Ведь такие факторы, как создание качественной инфраструктуры, появление новых рабочих мест и удовлетворение культурных и духовных ценностей напрямую влияет на качество жизни населения. Именно поэтому нужно развивать туристическую отрасль и органы местного самоуправления должны принимать в этом непосредственное участие, потому что в их компетенции находятся вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью [2, с. 92].

Законы № 131-ФЗ и № 132-ФЗ предоставляют органам местной власти права в сфере туризма, в том числе:

- создание условий для развития туризма [6];

- создание муниципальных унитарных предприятий и учреждений, которые осуществляют свою деятельность в рамках организации путешествий в пределах территории России;

- принятие решений, подтверждающих наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, необходимых туристу (экскурсанту) и (или) туроператору (турагенту) при расторжении договора о реализации туристского продукта или его изменении в судебном порядке [7].

Также местные органы власти могут:

- принимать муниципальные программы по развитию сферы туризма;

- участвовать в реализации федеральных и региональных программ;

- содействовать проведению мероприятий, направленных на развитие туристической деятельности;

- участвовать в разработке мер по обеспечению безопасности туризма.

Несмотря на все данные возможности, органам местного самоуправления

достаточно сложно развивать туризм, и связано это в первую очередь с ограниченными финансовыми ресурсами. «Органам местного самоуправления необходимо осуществлять инвентаризацию объектов муниципальной собственности и определить порядок оценки экономической и социальной

эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов. В связи с этим в каждом муниципальном образовании важно определить необходимое соотношение между объёмом общественных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления населению, потребностью в муниципальном имуществе и объёмом средств местных бюджетов» [5, с. 153]. Особенно сложно муниципальным образованиям с небольшой численностью населения. Рассмотрим подробнее один из вышеперечисленных пунктов, а именно создание условий для развития туризма и отдыха. Можно выделить несколько основных векторов развития в контексте устойчивого развития региона:

1. Привлечение финансовых инвестиций в объекты туристической инфраструктуры;

2. Содействие созданию и продвижению конкурентоспособного отечественного туристского продукта;

3. Стимулирование предпринимательской активности местного населения в сфере развития туризма.

Для России развитие туризма особенно актуально, так как туристическая индустрия, во-первых, является перспективной для привлечения иностранных финансовых поступлений, во-вторых, создает благоприятную среду для функционирования предприятий среднего и малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований. Росту туристической привлекательности и развитию туристической индустрии региона способствует поступательное развитие экономики и благоприятный предпринимательский климат, создающие условия для привлечения инвесторов в туристско-рекреационный комплекс. Эти и другие факторы являются важными конкурентными преимуществами, которые открывают широкие возможности для развития во Владимирской области в целом и в Кольчугинском районе в частности различных видов туризма, в том числе: культурно-познавательного, экологического, сельского, промышленного, религиозного (паломнического), лечебно-оздоровительного (медицинского), делового, активного, охоты и рыбалки и автотуризма. Туристическая сфера стимулирует развитие таких отраслей экономики и хозяйства, как строительство, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, связь и многое другое. Но, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, Россия занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциал Российской Федерации позволяет принимать ежегодно до 40 млн. туристов, что в 5,4 раза выше, чем в настоящее время [8, с. 121].

Развитие туризма в Российской Федерации сдерживается рядом ограничений, к которым относятся: слабо развитая инфраструктура туризма, низкий уровень предоставляемых услуг, недоработанность нормативно-правовой базы, несоответствие цены и качества предлагаемых услуг, дефицит работников туристической индустрии и слабая их профессиональная подготовка.

Данные проблемы невозможно решить без поддержки федеральных, региональных и, конечно, местных органов власти. В современных условиях к

45

приоритетным задачам государственных органов по развитию сферы туризма следует отнести: формирование законодательной базы и ее развитие; совершенствование материально-технической базы и инфраструктуры туризма; повышение качества туристского обслуживания; возрождение интереса граждан России к внутреннему туризму; проведение активной рекламной пропаганды, направленной на популяризацию российского туризма [1, с.257].

Для привлечения инвестиций в создание туристического продукта необходимо более эффективно использовать механизм сдачи в аренду земельных участков, объектов, зданий и сооружений, а также туристических маршрутов. Стимулирование местных предпринимателей происходит путем информирования о возможностях бизнеса в сфере туризма, а также непосредственно путем привлечения представителей бизнеса в рамках отдельных совместных туристических проектов. К стимулирующим мероприятиям также можно отнести введение льгот в сфере налогообложения, реализацию обучающих программ и программы технической помощи, а также льготное кредитование.

Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования невозможно без активной помощи региональных органов власти и органов местного самоуправления. Именно местные органы власти заинтересованы в развитии туризма намного больше, так как развитая туристическая инфраструктура поможет создавать новые рабочие места в условиях безработицы и низкого уровня денежных доходов городского и сельского населения. На уровне муниципальных образований целесообразно формировать партнерство органов местной власти с предпринимателями. Это позволит преодолеть кризисные явления в экономике и обеспечить устойчивое развитие всего муниципального образования [3].

Органы местного самоуправления обладают механизмами, которые обеспечивают правовую поддержку создаваемым программам развития сферы туризма. Так же местные органы власти могут оказывать правовую и экономическую поддержку местным предпринимателям, заинтересованным в получении доходов в данной сфере. Органы местного самоуправления во взаимодействии со структурами по поддержке предпринимательства способны разработать обучающие программы для представителей бизнеса, обеспечить льготное финансирование совместных проектов в сфере туризма, оказать помощь в формировании рынка сельскохозяйственной продукции для последующей реализации туристам, обеспечив, таким образом, существенное увеличение местного рынка сбыта. Подводя черту под вышеизложенным, можно сказать, что устойчивое развитие туризма представляет собой инвестиционный процесс расширенного воспроизводства всей туристической инфраструктуры и органы местного самоуправления принимают в этом непосредственное участие.

Тема партнерства государства и бизнеса как наиболее эффективной формы развития внутреннего туризма очень актуальна именно для Кольчугинского района Владимирской области, на территории которого находится 86 объектов культурного наследия. Самый яркий пример - памятник

46

архитектуры «Крестовоздвиженская церковь», которая была построена в 1813 году как часть усадебного комплекса Салтыковых. От прочих храмов эпохи классицизма она отличается нетиповым архитектурным решением. Вместо классического восьмерика церковь имеет стилизованную колокольню. Соответственно и форма храма не типичная трехчастная, а скорее базиликанская. Декор прост и лаконичен. Церковь является действующей и находится в отличном состоянии. И, несомненно, Кольчугинское водохранилище, которое представляет собой уникальный рекреационный ресурс Владимирской области. В настоящее время этот ресурс используется в большей части стихийно, что, несомненно, отражается на его состоянии. В связи с предстоящим совершенствованием и развитием туризма на территории Владимирской области, Кольчугинское водохранилище должно быть включено в общую схему природопользования рекреационных ресурсов региона. Если создать качественную инфраструктуру, которой смогут воспользоваться туристы и местные жители, то это обязательно обеспечит рост местного бюджета. Роль туризма чрезвычайно возросла во время мирового экономического кризиса. В качестве одной из крупнейших экспортных отраслей, продолжающей укрепляться даже в условиях нынешней финансово-экономической неопределенности, туризм является важнейшим инструментом развития социальной инфраструктуры, искоренения безработицы и нищеты. Все данные факторы подчеркивают необходимость усиления политической поддержки сектора. В настоящее время туризм находится на острие государственной политики. Еще никогда к отрасли не было такого внимания со стороны руководства страны. Вместе с развитием туризма связывают возможность экономического роста, решение социальных проблем, развитие регионов, воспитание патриотизма и повышение имиджа страны. Необходимо отметить, что государство и бизнес-сообщество начали понимать, что реализовать данный потенциал без взаимной помощи невозможно. В условиях повышения конкуренции со стороны иностранных поставщиков туристических услуг государство должно осуществить поддержку и грамотное регулирование туристической отрасли. Но нужно сказать, что без обратной связи и финансовой помощи частного сектора усилия органов власти не будут эффективными. Государство несёт ответственность за создание среды, благоприятной для развития туризма: сохранение культурного наследия и окружающей среды, разработку отраслевого законодательства, создание туристической инфраструктуры (дороги, общественный транспорт, парковки для туристских автобусов, информационные центры, система указателей и т.п.) и продвижение страны как направления для безопасного и комфортного туризма на международной арене. Если государство реализует свои функции качественно и в полном объеме, это создаст предпосылки для развития бизнеса - строительства отелей и ресторанов, объектов индустрии развлечений, создания и продвижения турпродуктов, роста числа занятых в отрасли. В таком случае бизнес будет получать прибыль, а государство налоговые поступления, рост ВВП, новые рабочие места, диверсификацию и увеличение объемов экспорта [2, с. 93].

Литература

1. Жукова М.А. Управление индустрией туризма в современных условиях: Дис. д-ра экон. наук. - М., 2003. - 354 с.

2. Кудрявцева Ю.В. Государственно-частное партнерство в сфере туризма как инструмент защиты национальных интересов страны // Власть. 2013. №3. С.91-94.

3. Медведева Н.В. Муниципально-частное партнерство: вопросы теории и практики. Материалы Ивановских чтений. 2015. №5. С.85-89.

4. Савельев Ю.В., Толстогузов О.В. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Институт экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск, 2008. -141 с.

5. Уржа О.А. Местное самоуправление в системе управления социально-экономическим развитием территорий в современной России / Социальная политика и социология. 2009. № 1 (43). С. 149-156.

6. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003

7. Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996

8. Щербакова М.В. Формирование системы стратегического управления предпринимательской деятельностью субъектов бизнеса в сфере туризма: Дисс. на соиск. к.э.н. -Астрахань, 2005. - 243с.

9. Kryukova, E.M., Razumovskiy, S.L., Vetrova, E.A. Mono-Town in the System of Economie Notions of the Russian Fédération. // World Applied Sciences Journal - 2013. - 27 (Education, Law, Economies, Language and Communication). -P/162-166,D0I:10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.34 (http://www.idosi.org/wasj/wasj27(elelc)13/34.pdf ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.