Научная статья на тему 'Роль менеджмента в организации современного учреждения здравоохранения на примере ку ХМАО-Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер»'

Роль менеджмента в организации современного учреждения здравоохранения на примере ку ХМАО-Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
541
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бахшыев Х.А., Емельянов Ю.В.

Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем систематического и прозрачного управления. Принципы менеджмента в здравоохранении включают ориентацию на пациента, лидерство руководителя, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками. Данные принципы успешно реализуются в системе управления КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер» и позволяют сохранять высокое качество оказания медицинской помощи, неуклонно повышать его. Одними из наиболее важных аспектов в организации работы медицинского учреждения являются: лидерская позиция главного врача, работа с персоналом, отлаженная система менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бахшыев Х.А., Емельянов Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль менеджмента в организации современного учреждения здравоохранения на примере ку ХМАО-Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер»»

УДК 614.2

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУ ХМАО-ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР»

Бахшыев Х.А.,

заместитель главного врача КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер»

по экспертизе временной нетрудоспособности, представитель руководства по качеству, отличник здравоохранения

Емельянов !Ю.В., заведующий психиатрическим отделением КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер», врач-психиатр, кандидат медицинских наук

Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем систематического и прозрачного управления. Принципы менеджмента в здравоохранении включают ориентацию на пациента, лидерство руководителя, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками. Данные принципы успешно реализуются в системе управления КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер» и позволяют сохранять высокое качество оказания медицинской помощи, неуклонно повышать его. Одними из наиболее важных аспектов в организации работы медицинского учреждения являются: лидерская позиция главного врача, работа с персоналом, отлаженная система менеджмента качества.

Роль главного врача в системе управления

КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер»

Миссия: «Возвращать душевное здоровье людям, улучшать качество их жизни». Для ее осуществления высшее руководство определило стратегическую цель в оказании медицинских услуг в области психиатрии, наркологии и психотерапии, качество которых соответствует требованиям и ожиданиям пациентов, обеспечивая при этом соблюдение всех установленных законодательных требований.

Главный врач учреждения — прирожденный руководитель, в ней прекрасно сочетаются черты характера и талант лидера, прозорливого администратора, способного мотивировать персонал на достижение общей задачи, стратега и создателя эффективной системы менеджмента. Она обладает специфическими знаниями, навыками и чертами характера, свойственными для руководителя. Отличительной чертой ее характера является коммуникабельность, умение вдохновлять и мотивировать людей на самоотдачу, забота о комфортных условиях труда персонала, умение создать здоровый моральный и психологический климат в коллективе,

способность организовать, сплотить вокруг себя единомышленников, подобрать команду руководителей, каждый из которых дополняет другого, выполняя определенную управленческую роль, способных решать проблемы, принимать решения и прогнозировать их долгосрочные результаты.

Для успешной реализации миссии, политики и главной цели учреждения в КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер» главным врачом подобрана команда, которая отвечает следующим критериям: профессиональная компетентность; трудолюбие, высокая работоспособность; готовность принять на себя ответственность; умение работать в команде; способность объединить людей для достижения цели.

Будучи умелым организатором здравоохранения и талантливым администратором, главный врач обладает умением выявить место потенциальной проблемы в работе и принять для ее предупреждения эффективные меры. Акцент в требованиях, предъявляемых к руководителям подразделений, делается на результаты, на их способность оценивать эффективность работы подразделений, а не на личностные качества. Путем постоянного контроля исполнительской дисциплины руководителей высшего, среднего

звена и рядовых сотрудников главным врачом привит подход к выполнению работ с первого раза и качественно. Например, на общебольничных аппаратных совещаниях главным врачом поручается выполнение того или иного задания должностному лицу. Задание оформляется в виде «Поручения главного врача», исполнитель знакомится с ним, и поручение ставится на контроль документоведа общего отдела. В срок, определенный поручением, исполнитель о результатах докладывает на общебольничном аппаратном совещании.

Работа с персоналом КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер»

Руководители учреждения всех уровней создают атмосферу сотрудничества, способствуя устойчивому успеху учреждения на основе общих ценностей, ответственности, этических правил и культур путем соблюдения законодательства, нормативно-правовых актов РФ в области охраны труда, промышленной безопасности. Постепенно и последовательно руководители всех уровней ведут работу по выявлению и анализу причин происшествий и несоответствий, а также предупреждению и снижению рисков при работе с поставщиками и потребителями.

Особое внимание руководством уделяется формированию и поддержке ценностей учреждения, развитию корпоративной культуры. Для успешного выполнения уставных задач, достижения главной цели в учреждении по инициативе и под патронажем главного врача О.Д. Жевелик сформированы и поддерживаются единая корпоративная культура, соответствующая правилам этики и деонтологии. С этой целю в учреждении был разработан, согласован с заинтересованными лицами, затем утвержден и внедрен внутренний стандарт требования к одежде и правилам поведения персонала (Кодекс корпоративной этики), который регулярно пересматривается.

Руководство учреждения всех уровней принимает меры, направленные на понимание персоналом Политики в области качества, Политики в области охраны труда, Политики в области экологического менеджмента и следование им во всех подразделениях КУ «Нижневартовский

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №4 2015

психоневрологический диспансер». Для встреч с исполнительным персоналом заместители главного врача посещают структурные подразделения с целью разъяснения роли персонала в области качества. В результате чего каждый член коллектива осознает свои задачи, полномочия и ответственность в области менеджмента качества, направленные на реализацию Политики.

Руководители всех уровней устанавливают благоприятный психологический климат в коллективе учреждения, доводят до персонала установленные стратегические и тактические цели и задачи учреждения, его ценности, политики и стратегии, планы и целевых показателей.

Работникам учреждения предоставляется возможность, участвовать в совершенствовании управления процессами в виде обсуждения проблем на вышеупомянутых ежедневных утренних совещаниях в отделениях и на утренних врачебных конференциях, подачи предложений для включения во внутренние стандарты, коллективный договор, в планы по качеству.

Руководителям среднего звена также представлена возможность участвовать в деятельности по совершенствованию процессов. Один из важных аспектов деятельности руководителей учреждения и структурных подразделений является привитие корпоративной культуры, ответственности подчиненному персоналу, вдохновение и вовлечение их во все процессы профессиональной и общественной жизни учреждения. С этой целью:

- в отделениях регулярно проводятся занятия, где прививаются, совершенствуется навыки сервисного поведения;

- периодически проводятся семинары, посвященные сервисному поведению с привлечением специалистов в этой области;

- ежегодная проверка знаний, в том числе в области сервисного поведения и корпоративных ценностей, например, ежегодная аттестация на рабочем месте;

- выстроенная система контроля над исполнительской дисциплиной;

- проведение между структурными подразделениями соревнований, способствующих развитию и укреплению коммуникативных навыков (сплочение, повышение мотивации и формирование устойчивой самооценки персонала и укрепление корпоративного духа).

Руководители стимулируют проявление творческой активности, инициативности персонала путем наделения полномочиями, предусмотренными в Положениях о подразделениях.

Руководство учреждения обеспечивает необходимыми ресурсами и создает условия для обучения всего персонала, в том числе и руководителей подразделениями. Ежегодно расходы на обучение персонала растут.

По инициативе главного врача специалистами планово-экономического отдела было разработано, внедрено и действует в настоящее время «Положение об оплате и стимулировании труда работников КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер», содержащее критерии выплаты стимулирующих надбавок сотрудникам, в котором основным показателем является качество работ и инициатива при их выполнении.

Труд каждого врача, медицинской сестры, санитарки, специалистов по социальной работе и психологов оценивается руководителями отделений, а результаты труда руководителя отделения — заместителем главного врача по медицинской части, на основании установленных критериев качества. Ежедневно составные части деятельности сотрудников оцениваются, вносятся в экспертные карты, к концу месяца набранные баллы суммируются, что служит основанием для определения размера выплачиваемых стимулирующих надбавок.

В рамках тимбилдинга для поддержания здорового корпоративного климата и улучшения взаимоотношений между сотрудниками, руководителями и подчиненными проводятся корпоративные мероприятия, посвященные общенациональным, профессиональным праздникам (День медицинского работника, День медицинской сестры и т.д.).

Система менеджмента качества «Нижневартовский психоневрологический диспансер»

По инициативе главного врача в учреждении успешно функционирует система менеджмента качества (СМК). Целью разработки стало решение выстроить в учреждении качественную систему менеджмента,чтобы менеджмент качества и общий менеджмент были представлены во взаимосвязи и взаимодействии, един-

ство которых поддерживается и обеспечивается в постоянной деятельности учреждения.

В 2009 году система менеджмента качества была сертифицирована национальным (ОАО «ВНИИС», регистрационный № РОСС RU^C11.K00459, К №12478) и международным («SGS», Zurich, Switzerland, учетный номер регистра систем качества СН09/1352) органом. В 2012 г. была сертифицирована интегрированная система менеджмента национальным (ООО «Региональный центр сертификации» регистрационный номер №РОСС RU^K86 К00002) и международным (BureauVeritasCertification, London, UnitedKinqdom, учетный номер регистра систем качества №RU228261Q-U) органом ресертифицирована система менеджмента качества.

Для разработки процессов были задействованы все руководители. Разработкой документации (внутренние стандарты, документированные процедуры, паспорта процессов) занимались: представитель высшего руководства по качеству совместно с руководителями структурных подразделений, которые являются оперативными управляющими процессов и прошли соответствующую подготовку. Владельцы и оперативные управляющие процессов проводят мониторинг, анализ и измерение своих процессов и ежеквартально сдают отчеты представителю высшего руководства по качеству, который готовит материалы для анализа СМК в целом. При необходимости улучшения процессов владельцы процессов планируют, разрабатывают мероприятия по их улучшению, требуемые ресурсы (информационные, человеческие, финансовые и т.д.) с указанием срока выполнения.

Обеспечение улучшения и совершенствования системы менеджмента осуществляется руководителями всех уровней, в том числе и высшим руководством, посредством мониторинга ключевых процессов и контроля выполнения уставных задач, подкрепленных госзаданием на год, а так же проведением периодического анализа деятельности служб и подразделений, анализа системы менеджмента качества. Оценка СМК осуществляется руководством ежеквартально. Главному врачу представляется «Отчет по качеству».

Для умения работать в команде весь руководящий персонал, в том числе и главный врач,

прошли обучение менеджменту качества, для чего приглашались профессиональные преподаватели и тренеры по внедрению СМК, отвечающей требованиям стандарта ИСО серии 9000.

На основании результатов оценок и анализа разрабатываются годовые планы, графики, программы развития и совершенствования по различным направлениям деятельности.

Таким образом, система менеджмента в казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Нижневартовский психоневрологический диспансер» построена так, что созданы условия для непрерывного повышения качества оказания медицинской помощи в контексте принципа пациенторие-нированности. Это не только позитивно сказывается на лечебном, диагностическом и реабилитационном процессе, но и повышает имидж психиатрии и системы здравоохранения округа. Безусловно, сложившееся положение обусловлено лидерской ролью главного врача Ольги Давыдовны Жевелик. Ее личные и профессиональные качества, самоотдача делу, приверженность миссии учреждения являются примером для всех сотрудников, стимулируют их к качественному выполнению своих обязанностей. В преддверии юбилея Ольги Давыдов-ны, члены коллектива КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер» с большим уважением и теплом поздравляют ее с предстоящим праздником, просят сохранять оптимизм и позитивный настрой, энтузиазм и инициативу, эмпатию и гуманизм. А так же желают крепкого душевного, соматического и социального благополучия.

Справка: Активная работа руководства диспансера по внедрению высокоэффективных методов менеджмента качества и контроля системы менеджмента качества при-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №4 2015

несла свои результаты. Нижневартовский психоневрологический диспансер был удостоен Премии Правительства России в области качества. Престижную награду главному врачу Нижневартовского ПНД Ольге Жевелик вручил лично премьер-министр Дмитрий Медведев в январе текущего года. Дмитрий Медведев на церемонии вручения премий Правительства в области качества отметил: «Ваши достижения — это всегда командный результат. Нашей стране нужен качественный труд, нужны высокоэффективные организации, и именно такие организации возглавляете вы...».

Список литературы

1. Гурович, И.Я., Шмуклер, А.Б., Сторожакова,. Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии — М., 2004. — С. 36-53.

2. Дмитриева, Т.Б., Краснов, В.Н., Незнанов, Н.Г., Семке, В.Я., Тиганов, А.С. и др. Психиатрия. Национальное руководство — М., 2009. — С. 469-479.

3. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. - ВОЗ, 2001. - С. 215.

4. Иванова, О.В. Перспективы совершенствования и развития сестринского дела в Пермском крае // Главная медицинская сестра. — 2010. — № 3. — С. 18-22.

5. Лапидус, В.А., Титов, Р.А. О мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте 2005, С. 7-107, 137-171.

6. Материалы совместного заседания рабочей группы профильной комиссии Экспертного совета Минздравсоцразвития России по управлению сестринской деятельности и Президиума Совета директоров средних специальных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений //Главная медицинская сестра —

2010. — №2. — С. 7-11.

7. Резолюция 1 Форума детских медицинских сестер России//Главная медицинская сестра —

2011. — №4. — С. 9-12.

© Бахшыев Х.А., Емельянов Ю.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.