Научная статья на тему 'Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения'

Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22105
1004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / NURSE / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / NURSING / СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС / NURSING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милькаманович В. К.

Медицинская сестра представитель самостоятельной профессии, который владеет навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, профилактики заболеваний, располагает знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Современные задачи, возложенные на медицинскую сестру, делают ее профессию многогранной и технологически сложной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милькаманович В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of nurse at the present stage of development of public health

A nurse is a representative of an independent profession, who can administer an integrated, comprehensive care for patients, alleviate their sufferings, has the skills for rehabilitation, disease prevention, has profound knowledge in the field of psychology and psychotherapy within her competence. Modern tasks entrusted to a nurse, make her profession multi-faceted and technologically sophisticated.

Текст научной работы на тему «Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения»

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

- за 30-40 минут до выполнения манипуляции достать флакон с инсулином из холодильника (для согревания), сверить название, концентрацию, дозировку с листом назначений, проверить срок годности;

- снять все предметы с рук (кольца, часы), провести гигиеническую антисептическую обработку рук, надеть фартук и перчатки;

- подготовить манипуляционный столик к работе;

- перекатывая флакон между ладонями, перемешать инсулин;

- снять пластмассовый колпачок с флакона, обработать резиновую пробку шариком с антисептиком и дать просохнуть;

- проверить срок годности шприца, целостность упаковки;

- вскрыть упаковку, собрать шприц,проверить проходимость иглы;

- набрать в шприц воздух соответственно дозе инсулина и ввести его во флакон;

- флакон перевернуть вверх и заполнить шприц инсулином на 2-3 ЕД больше назначенной дозы;

- сменить иглу, поместить использованную в дезраствор;

- не снимая колпачка, подняв шприц иглой вверх, легким движением поршня вытеснить из шприца воздух до установленной дозы инсулина;

- подготовленный для инъекции шприц поместить во вскрытую упаковку;

- усадить пациента, установить с ним контакт и провести психологическую подготовку;

- обработать руки в перчатках антисептиком;

- стерильным пинцетом взять стерильный шарик, смочить антисептиком и обработать им инъекционное поле сверху вниз: одной стороной широко, другой - узко;

- дать подсохнуть антисептику.

Основной этап выполнения манипуляции:

- взять шприц в правую руку, снять колпачок с иглы шприца;

- большим и указательным пальцами левой руки собрать в складку обработанный участок кожи;

- быстрым движением ввести иглу в основание складки под углом 45 градусов на расстояние 15 мм;

- ввести инсулин, подкожно, надавливая на поршень большим пальцем левой руки;

- извлечь иглу, шарик не прикладывать.

Заключительный этап выполнения

манипуляции:

- для обеззараживания шприцев и игл использовать 3 емкости: в первой промыть шприц с иглой, во второй - заполнить иглу дезраствором, снять ее отдельным пинцетом и погрузить в эту же емкость (контейнер) на время, указанное в инструкции по применению дезсредства;

- шприц в разобранном виде поместить в контейнер (третья емкость) для дезинфекции инструментов медназначения;

- экспозицию отсчитывать с момента выполнения последней манипуляции;

- обработать дезинфектантом фартук, манипуляционный стол, кушетку и другие рабочие поверхности;

- использованные шарики замочить в контейнер соответствующей маркировки;

- снять с себя передник, перчатки;

- перчатки замочить в дезрастворе, согласно инструкции, руки помыть под проточной водой с мылом;

- сделать отметку о выполнении манипуляции в журнале формы 029/у.

Осложнения: липодистрофия; аллергические реакции; гипогликемическая кома; абсцесс, инфильтрат.

Примечание:

1. Холодный инсулин способствует образованию липодистрофии.

2. При образовании липодистрофии следует подкожно вводить по 1-2 ЕД инсулина (места инъекций должны представлять собой форму треугольника).

3. Для точного дозирования следует пользоваться только инсулиновым шприцем на 100 ЕД инсулина в 1 мл.

4. Пациенту необходимо поесть через 15-20 минут после инъекции инсулина.

5. Необходимо чередовать места введения инсулина.

6. Спирт инактивирует инсулин.

7. При работе со стерильными материалами из индивидуальной крафт-упаковки шарики брать рукой.

Подготовлено по материалам методического пособия Минского государственного медицинского колледжа по манипуляционной технике «Подкожное введение инсулина». -Мн, 2012

Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения

Милькаманович В.К.

Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь

Milkamanovich V.K.

State Institute of Management and Social Technologies of the Belarusian State University, Minsk, Belarus

The role of nurse at the present stage of development of public health

Резюме. Медицинская сестра - представитель самостоятельной профессии, который владеет навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, профилактики заболеваний, располагает знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Современные задачи, возложенные на медицинскую сестру, делают ее профессию многогранной и технологически сложной.

Ключевые слова: медицинская сестра, сестринское дело, сестринский процесс.

Медицинские новости. — 2015. — №12. — С. 68-70. Summary. A nurse is a representative of an independent profession, who can administer an integrated, comprehensive care for patients, alleviate their sufferings, has the skills for rehabilitation, disease prevention, has profound knowledge in the field of psychology and psychotherapy within her competence. Modern tasks entrusted to a nurse, make her profession multi-faceted and technologically sophisticated. Keywords: nurse, nursing, nursing process.

Meditsinskie novosti. - 2015. - N12. - P. 68-70.

Врачебный труд немыслим без участия и квалифицированной помощи медицинской сестры, которая сегодня, пожалуй, сохранила за собой только прежнее название своей профессии.

Реструктуризация здравоохранения в Республике Беларусь существенно расширила роль, полномочия и функции медицинской сестры. Активность, предприимчивость и творчество заняли главное место в ее работе.

Безынициативная роль медицинской сестры ушла в историческое прошлое, когда все решения за нее принимал врач, нес персональную ответственность за ее работу и жестко ее контролировал. Прежняя модель работы медицинской сестры позволяла ей быть только «руками» своего врача, беспрекословно выполнять все его приказания. При его отсутствии она сразу превращалась в «вещь в себе», лишенную всякой самостоятельности. Конечно, ни о какой роли истинного помощника врача тогда не могло быть и речи.

Естественно, что там, где еще продолжает действовать устаревшая модель роли медицинской сестры, она сталкивается с явным несоответствием программы обучения в колледже тем функциям, которые предписаны ей на рабочем месте. Кроме того, в таком учреждении здравоохранения медицинская сестра постоянно испытывает негативную психоэмоциональную нагрузку от потребительски настроенного по отношению к ней врачебного персонала и пациентов. Поэтому многие из медицинских сестер, отработав положенный срок, уходят в другие поликлиники и стационары, где они чувствуют себя полноценными медицинскими сестрами. Те же, кто не ушел, подвержены риску профессионального эмоционального выгорания либо становятся «слепыми» исполнителями врачебных указаний.

Сестринский персонал составляет самую многочисленную категорию медицинских работников, а представляемые ими услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи. В настоящее время многоуровневая система подготовки сестринского персонала включает:

основной уровень подготовки - медицинский колледж/училище;

высшее сестринское образование -медицинский университет;

последипломное образование (курсы повышения квалификации).

В номенклатуре образовательных специальностей и в учебных дисциплинах сформировались такие инновационные понятия,

как «сестринское дело» и «сестринский процесс».

Так, «сестринское дело» предусматривает обеспечение назначенного лечения и реабилитации (восстановление после болезни), направленный уход за пациентами в целях облегчения их страданий и укрепления здоровья. Оно имеет ярко выраженную профилактическую направленность, что обусловливает его большое медико-социальное значение.

В структуре заболеваемости населения стали преобладать хронические болезни, что делает весьма актуальной проблему обучения пациентов жить с этими заболеваниями. Оно осуществляется с учетом мотивации пациента к профилактике и здоровому образу жизни. Речь идет не только о необходимости выполнения каких-либо медицинских процедур, но и о психологической и медико-социальной адаптации больного человека.

Медицинская сестра должна самостоятельно оценивать состояние и потребности своего пациента, принимать обоснованные решения в процессе наблюдения и ухода за ним.

Основным принципом в организации сестринского дела является обращение приоритетного внимания на личность пациента. Медицинская сестра становится его наставником, уверенно отказавшись от бытующего мнения, что, чем менее тяжелый пациент будет что-то делать сам, тем лучше. Она мотивирует к реабилитации, профилактике и здравосозидательному образу жизни. Так, помогая в чем-либо пациенту, она при этом максимально поощряет его быть самостоятельным настолько, насколько он на это способен.

Сестринское дело неразрывно связано с «сестринским процессом (технологией)», который означает профессионально-технологичное действие медицинской сестры при оказании пациенту сестринской помощи.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Квалифицированная сестринская работа позволяет сократить сроки госпитализации, снизить показатели летальности, обеспечить профилактику многих заболеваний.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения определенных задач на каждом его этапе.

Рассмотрим некоторые этапы сестринского процесса на примере пациента с заболеванием опорно-двигательного аппарата.

I этап - сестринская диагностика или сестринское обследование (определение потребностей и выявление проблем пациента, необходимых для сестринского

ухода ресурсов, сбор информации о состоянии здоровья пациента).

1-й шаг. Определение жалоб пациента и основных признаков заболевания.

Медицинская сестра вначале уделяет внимание имеющимся у пациента признакам его заболевания:

• психоэмоциональным нарушениям (раздражительности, депрессии, расстройствам сна и др.);

• болям и скованности в суставах и мышцах, в области связок и сухожилий (в местах прикреплений сухожилий к костям);

• ограничению движений;

• припухлости в суставах;

• слабости (немощности) и общему недомоганию.

2-й шаг. Исследование жизненных показателей необходимых для контроля над процессом ухода.

Первоначально она осуществляет общий осмотр, который позволяет оценить осанку, походку и развитие мускулатуры. Далее проводит местный осмотр отдельных мышечных групп и суставов, что дает возможность обнаружить их припухание, покраснение, деформации, а также оценить активный объем движений.

Медицинская сестра, пальпируя мышечные группы и суставы, определяет температуру и консистенцию околосуставных тканей, тонус мышц, выявляет болезненность и крепитацию. Производя поочередно пассивные движения во всех суставах, а также ощупывая мышцы, она довольно точно определяет состояние их тонуса и силы.

Чтобы контролировать функции суставов, медицинская сестра периодически измеряет объем активных и особенно пассивных движений с помощью гониометра. Максимально возможные пассивные движения в пораженном суставе обязательно сравниваются не только с должными показателями, но и с аналогичными движениями в парном здоровом суставе.

// этап - постановка сестринского диагноза (формулирование проблем и потребностей пациента по установленной схеме). Сестринский диагноз - клиническое и медико-социальное заключение, в котором установлены существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, требующие сестринского вмешательства.

Так, текущие проблемы и потребности пациента с заболеванием опорно-двигательного аппарата могут быть сформулированы следующим образом:

• психоэмоциональный дискомфорт, обусловленный фактом болезни (указать характер нарушения и его выраженность);

• снижение трудоспособности из-за слабости и повышенной утомляемости;

№ 12 • 2015

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

• ограничение способности к передвижению из-за двигательных (статоди-намических) расстройств, риск падения и получения травмы;

• ограничения способности к самообслуживанию при умывании и купании, одевании, кормлении и приготовлении пищи, организации прогулки и др.;

• боли и ограничения подвижности (тугоподвижность, скованность) в суставах конечностей и позвоночника (указать локализацию, например, в плече, локте, бедре, колене и др.);

• угроза развития и (или) прогрессиро-вания амиотрофии и контрактур (указать локализацию и степень выраженности);

• резкая слабость и беспомощность (указать ее проявления).

III этап - планирование и программирование необходимой помощи пациенту (составление плана и программы сестринского вмешательства), направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем.

Так, например, при психоэмоциональном дискомфорте у пациента план и программа сестринского вмешательства с заболеванием суставов представляет собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения поставленной цели:

• проявлять сочувствие и понимание к страданиям пациента; всегда эмоционально поддерживать и ободрять его;

• помочь выбрать одежду, которая скрывала бы изменения в осанке и суставах конечностей;

• рекомендовать как можно чаще делать что-то для себя самостоятельно (это даст ему возможность почувствовать себя более независимым);

• способствовать выражать свои чувства словами; терпеливо выслушивать и побуждать рассказывать о своих переживаниях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечивать и всячески поощрять контакты с другими людьми;

• сохранять интерес к окружающему миру, чтению, посещению кино, театра и т.д.;

• при необходимости примирить с худшим сценарием развития болезни; объяснять пациенту, что его эмоциональная неустойчивость является составной частью основного заболевания; не давать ложных обещаний выздоровления.

IV этап - организация выполнения врачебных назначений силами медицинских сестер отделения, родственников, больных (обучение, инструктажи) и реализация (осуществление) плана сестринского вмешательства.

V этап - контроль, оценка эффективности (итоговая оценка полученных результатов) и корректировка выполнения плана сестринского вмешательства. На данном этапе роль медицинской сестры заключается в своевременной оценке состояния, сведения к минимуму риска осложнений при постоянном взаимодействии с лечащим врачом.

Таким образом, необходимо, чтобы медицинские сестры с большим объемом

специальных знаний не были «механическими исполнителями» назначений врача, ибо такой режим работы определяет низкую самооценку медицинских сестер как работников в профессиональной иерархии. Они перестают уважать себя, их труд не приносит заслуженной радости.

Чтобы медицинская сестра чувствовала себя современной, нужно рационально подойти к изменению ее функций и объемов работ. Для этого вполне достаточно в каждом учреждении здравоохранения четко разграничить функции, которые будет выполнять врач, медицинский работник с фельдшерским образованием и медицинская сестра. И тогда, например, опытная участковая медицинская сестра сможет с большим удовлетворением вести самостоятельный прием пациентов в рамках своей компетенции.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Медико-социальная помощь на дому: пособие для медицинских сестер милосердия / Белорусское Общество Красного Креста; под ред. д-ра мед. наук проф. В.П.Сытого. - Минск: Белсэнс, 2011. - 341 с.

2. Медико-социальный уход за больными : учеб. пособие / В.К. Милькаманович. - Минск: ГИУСТ БГУ 2013. - 344 с.

3. Актуальные вопросы состояния и развития сестринского дела в Республике Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., посвящ. Междунар. дню мед. сестры, г. Минск, 12-13 мая 2009 г. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, Белорус. обществ. об-ние мед. сестер; редкол.: Л.А. Лютко (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Бестпринт, 2009. - 216 с.

Поступила 07.12.2015 г.

Фактор справедливости

Factor of justice

Я жаловался, потому что у меня не было обуви,

до тех пор, пока я не встретил человека, у которого не было ног.

Персидская пословица

Еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика» доказал: суть человеческих взаимоотношений заключается в том, что люди отдают и получают. Наше стремление «дать, чтобы взять» находит свое отражение и в экономической истории. В книге «Могущество наций» Адам Смит говорит: «Мы ожидаем получить наш обед не вследствие благотворительности мясника, пивовара или пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах».

Обратите внимание! Для хороших отношений важно как отдавать, так и получать. На них влияют не ваши намерения, не ваши усилия и не количество времени, потраченного на развитие этих отношений.

На самом деле важно то, как они воспринимаются другим человеком. В этом случае справедливо будет выражение: красота в действительности является отражением взгляда смотрящего.

Как руководители мы хотели бы видеть своих подчиненных работоспособными и обязательными. И нас огорчает, если они опаздывают на работу, долго обедают, часто отдыхают и сказываются больными, когда все вокруг уверены в их хорошем самочувствии. Нас удивляет, что служащие превышают счета, уносят домой собственность компании и даже прибегают к саботажу. Мы бываем крайне удивлены, когда они неожиданно увольняются и уходят в конкурирующую фирму.

В супружестве мы хотим счастья и удовлетворения. Но мы часто обижаемся, когда наша «вторая половина» не сдерживает своего обещания или неожиданно «взрывается» в ходе вроде бы мирной беседы. Мы удивляемся, почему нам так мало уделяется внимания или почему он или она забывает дни рождения и юбилеев. И мы бываем просто поражены, когда наш партнер по браку разрывает супружеские узы и даже собирается вступить в брак с кем-нибудь другим.

Чтобы избежать всех этих неприятностей, проанализируйте важные для вас взаимоотношения: с подчиненными, начальником, женой (мужем) или с кем-то из ваших детей. На левой стороне страницы перечислите все, что вы «вкла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.