Научная статья на тему 'Манипуляционные (инструментальные) технологии в практике медицинской сестры. Подкожное введение инсулина'

Манипуляционные (инструментальные) технологии в практике медицинской сестры. Подкожное введение инсулина Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1441
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Манипуляционные (инструментальные) технологии в практике медицинской сестры. Подкожное введение инсулина»

Практикум помощника врача

диабета» осуществляет теоретическое обучение пациента основам диабетологии:

- ознакомление с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

- изложение принципов лечения сахарного диабета;

- обучение пациентов основам рационального питания, физических нагрузок, ухода за стопами ног при сахарном диабете;

- мотивация пациента соблюдать методы самоконтроля, поддерживать нормогликемию, нормальный вес и контролировать артериальное давление.

Большую роль играет практическое обучение и закрепление манипуляционной техники подкожного введения инсулина, методам самоконтроля и ведения дневника.

Форма работы в «Школе сахарного диабета» заключается в доступном изложении основных тем, в использовании интерактивных семинаров, ролевых игр, наглядных пособий и других видов практической активности. В дополнение к традиционному образованию в медицине, так называемой «вертикальной» лекции, слушателям предоставляется возможность получения обратной связи, приветствуется их самостоятельная активность. Для улучшения восприятия информации, повышения эффективности усвоения нового материала и получения навыков программы должны включать практический опыт, подкрепляющий обсуждение кардинальных вопросов. Поэтому семинары построены по принципу интерактивного обучения, приоритет имеют интересы обучаемых и их самостоятельная активность.

Программа занятий«Школы сахарного диабета»:

- 1-й день. Общие сведения о сахарном диабете, контроль, самоконтроль (дневник пациента).

- 2-й день. Вопросы соблюдения диеты. Стол Д, режим питания (понятия «свободной диеты», «хлебной единицы»), обучение подсчета времени развертывания эффекта инсулина и приема пищи, содержащей углеводы; особенности использования сахарозаменителей и аналогов сахара, возможности сочетания спорта и сахарного диабета (различные виды физических нагрузок и коррекция углеводов в рационе).

- 3-й день. Инсулин (виды инсулина, различные схемы инсулинотерапии), оптимальная инсулинотерапия по базис-бо-люсной методике, изменение доз инсулина (правила самостоятельного понижения или повышения дозы инсулина, решение ситуационных задач).

- 4-й день. Острые осложнения сахарного диабета (гипогликемия, кетоацидоз).

- 5-й день. Поздние осложнения сахарного диабета (понятие о «диабетической стопе», нейропатии, ретинопатии, нефропатии).

- 6-й день. Алкоголь и диабет (процентное содержание сахара в различных алкогольных напитках, их калорийность). Курение и сахарный диабет.

- 7-й день. Сахарный диабет и беременность, планирование семьи. Диабет и голодание, побочные эффекты полного голодания.

В процессе комплексного обучения в «Школе сахарного диабета» большую роль играет манипуляционная техника, включающая подкожное введение инсулина, определение гликемии, глюкозурии, аце-тонурии, ведение дневника самоконтроля. Для этого предоставляются глюкометры, полоски для определения уровня глюкозы в крови, полоски для определения наличия глюкозы, ацетона в моче, инсулиновые шприцы, ланцеты, наглядные пособия по

диабетологии (таблицы, книги, видеофильмы), муляжи.

Таким образом, ведение пациентов с сахарным диабетом - чрезвычайно сложный и продолжительный процесс. Он включает в себя медицинскую работу (наблюдение за клиническими и метаболическими параметрами, терапевтические мероприятия) и обучение пациентов принципам управления заболеванием, что подразумевает модификацию их поведения, а также психологическую поддержку.

Как в обучении пациентов, так и в процессе подготовки медицинских специалистов большое значение имеет издание печатных пособий, информационных писем и методических рекомендаций, направленных на обеспечение практических врачей информацией, которая будет полезна в решении проблем, встречающихся в ежедневном управлении сахарным диабетом, с одной стороны; в обеспечении должного пояснения, предоставлении ответов на возникшие у пациентов вопросы (в виде специальных памяток, отрывных листов) - с другой. Доступное объяснение компетентного специалиста по конкретным вопросам обеспечивает индивидуальное обучение для предотвращения и лечения ранних и поздних осложнений сахарного диабета, улучшения понимания и конкретизации практического применения.

Работа «Школы сахарного диабета», направленная на обучение пациентов принципам самоконтроля и тактики поведения, позволила не только значительно снизить риск возникновения острых и хронических осложнений с последующей инвалидностью и летальностью, но и обеспечила адаптацию к полноценной жизни в обществе, социальную и трудовую реабилитацию, увеличила продолжительность жизни.

Манипуляционные (инструментальные) технологии в практике медицинской сестры. Подкожное введение инсулина

Manipulative (instrumental) technologies in the practice of nurse.

Subcutaneous administration of insulin

Показания для проведения инсулино-терапии при сахарном диабете:

- сахарный диабет 1-го типа (абсолютная инсулиновая недостаточность);

- острые осложнения сахарного диабета (прекоматозное состояние, диабетическая кетоацидотическая, гиперос-молярная, лактацидотическая кома);

- отсутствие эффекта от применения

пероральных сахароснижающих препаратов (сульфаниламидная резистентность);

- поздние осложнения сахарного диабета (диабетическая нефропатия, про-лиферативная ретинопатия, диабетическая стопа);

- оперативное вмешательство;

- беременность и лактация;

- сопутствующая патология (инфаркт миокарда, гнойно-воспалительные заболевания и др.).

Места введения инсулина:

1) боковая и задняя поверхность плеча;

2) боковая и передняя поверхность бедра;

3) верхнебоковая поверхность ягодиц;

4) живот (исключая зону пупка);

5) под лопаткой.

№ 12 • 2015

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

Практикум помощника врача |МН

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

- за 30-40 минут до выполнения манипуляции достать флакон с инсулином из холодильника (для согревания), сверить название, концентрацию, дозировку с листом назначений, проверить срок годности;

- снять все предметы с рук (кольца, часы), провести гигиеническую антисептическую обработку рук, надеть фартук и перчатки;

- подготовить манипуляционный столик к работе;

- перекатывая флакон между ладонями, перемешать инсулин;

- снять пластмассовый колпачок с флакона, обработать резиновую пробку шариком с антисептиком и дать просохнуть;

- проверить срок годности шприца, целостность упаковки;

- вскрыть упаковку, собрать шприц,проверить проходимость иглы;

- набрать в шприц воздух соответственно дозе инсулина и ввести его во флакон;

- флакон перевернуть вверх и заполнить шприц инсулином на 2-3 ЕД больше назначенной дозы;

- сменить иглу, поместить использованную в дезраствор;

- не снимая колпачка, подняв шприц иглой вверх, легким движением поршня вытеснить из шприца воздух до установленной дозы инсулина;

- подготовленный для инъекции шприц поместить во вскрытую упаковку;

- усадить пациента, установить с ним контакт и провести психологическую подготовку;

- обработать руки в перчатках антисептиком;

- стерильным пинцетом взять стерильный шарик, смочить антисептиком и обработать им инъекционное поле сверху вниз: одной стороной широко, другой - узко;

- дать подсохнуть антисептику.

Основной этап выполнения манипуляции:

- взять шприц в правую руку, снять колпачок с иглы шприца;

- большим и указательным пальцами левой руки собрать в складку обработанный участок кожи;

- быстрым движением ввести иглу в основание складки под углом 45 градусов на расстояние 15 мм;

- ввести инсулин, подкожно, надавливая на поршень большим пальцем левой руки;

- извлечь иглу, шарик не прикладывать.

Заключительный этап выполнения

манипуляции:

- для обеззараживания шприцев и игл использовать 3 емкости: в первой промыть шприц с иглой, во второй - заполнить иглу дезраствором, снять ее отдельным пинцетом и погрузить в эту же емкость (контейнер) на время, указанное в инструкции по применению дезсредства;

- шприц в разобранном виде поместить в контейнер (третья емкость) для дезинфекции инструментов медназначения;

- экспозицию отсчитывать с момента выполнения последней манипуляции;

- обработать дезинфектантом фартук, манипуляционный стол, кушетку и другие рабочие поверхности;

- использованные шарики замочить в контейнер соответствующей маркировки;

- снять с себя передник, перчатки;

- перчатки замочить в дезрастворе, согласно инструкции, руки помыть под проточной водой с мылом;

- сделать отметку о выполнении манипуляции в журнале формы 029/у.

Осложнения: липодистрофия; аллергические реакции; гипогликемическая кома; абсцесс, инфильтрат.

Примечание:

1. Холодный инсулин способствует образованию липодистрофии.

2. При образовании липодистрофии следует подкожно вводить по 1-2 ЕД инсулина (места инъекций должны представлять собой форму треугольника).

3. Для точного дозирования следует пользоваться только инсулиновым шприцем на 100 ЕД инсулина в 1 мл.

4. Пациенту необходимо поесть через 15-20 минут после инъекции инсулина.

5. Необходимо чередовать места введения инсулина.

6. Спирт инактивирует инсулин.

7. При работе со стерильными материалами из индивидуальной крафт-упаковки шарики брать рукой.

Подготовлено по материалам методического пособия Минского государственного медицинского колледжа по манипуляционной технике «Подкожное введение инсулина». -Мн, 2012

Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения

Милькаманович В.К.

Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь

Milkamanovich V.K.

State Institute of Management and Social Technologies of the Belarusian State University, Minsk, Belarus

The role of nurse at the present stage of development of public health

Резюме. Медицинская сестра - представитель самостоятельной профессии, который владеет навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, профилактики заболеваний, располагает знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Современные задачи, возложенные на медицинскую сестру, делают ее профессию многогранной и технологически сложной.

Ключевые слова: медицинская сестра, сестринское дело, сестринский процесс.

Медицинские новости. — 2015. — №12. — С. 68-70. Summary. A nurse is a representative of an independent profession, who can administer an integrated, comprehensive care for patients, alleviate their sufferings, has the skills for rehabilitation, disease prevention, has profound knowledge in the field of psychology and psychotherapy within her competence. Modern tasks entrusted to a nurse, make her profession multi-faceted and technologically sophisticated. Keywords: nurse, nursing, nursing process.

Meditsinskie novosti. - 2015. - N12. - P. 68-70.

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

№ 12 •2015

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.