Научная статья на тему 'РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ'

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговые коммуникации / продвижение / реклама / связи с общественностью / marketing communications / promotion / advertising / public relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.Д. Липатова

Инструменты маркетинговых коммуникаций выполняют важную роль в продвижении товаров на потребительском рынке. В статье рассмотрены особенности маркетинговых коммуникаций как инструмента продвижения товаров в Камчатском крае. Представлены результаты маркетинговых исследований средств продвижения товаров в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О.Д. Липатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING COMMUNICATION ROLE FOR GOODS PROMOTION IN KAMCHATKA

Marketing communication tools play an important role in promoting goods in the consumer market. The features of marketing communications as a tool for promoting goods in Kamchatka are discussed. The results of marketing research of promoting goods means in the region are presented.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ»

Одиннадцатая международная научно-практическая конференция

УДК 339.138(571.66)

О.Д. Липатова

Камчатский филиал Российского университета кооперации, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: Olga.Lipatova@koop41.ru

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОДВИЖЕНИЯ

ТОВАРОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ

Инструменты маркетинговых коммуникаций выполняют важную роль в продвижении товаров на потребительском рынке. В статье рассмотрены особенности маркетинговых коммуникаций как инструмента продвижения товаров в Камчатском крае. Представлены результаты маркетинговых исследований средств продвижения товаров в регионе.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, продвижение, реклама, связи с общественностью.

O.D. Lipatova

MARKETING COMMUNICATION ROLE FOR GOODS PROMOTION IN KAMCHATKA

Kamchatka branch of Russian University of Cooperation,

Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: Olga.Lipatova@koop41.ru

Marketing communication tools play an important role in promoting goods in the consumer market. The features of marketing communications as a tool for promoting goods in Kamchatka are discussed. The results of marketing research of promoting goods means in the region are presented.

Key words: marketing communications, promotion, advertising, public relations.

Постановка проблемы. Комплекс средств коммуникаций интегрируется с маркетинговой деятельностью предприятия, обеспечивая ее результативность. Коммуникации представляют собой двусторонний процесс:

- воздействие на целевую аудиторию;

- получение информации о реакции целевой аудитории [1, с. 103].

Основная задача комплекса коммуникативных средств - продвижение товара на рынок. Значение маркетинговых коммуникаций в практической деятельности постоянно растет вместе с осознанием роли коммуникаций на потребительском рынке.

Для успешной деятельности на потребительском рынке торговое предприятие должно иметь непрерывную коммуникационную связь с постоянными и потенциальными покупателями. Для выявления эффективного воздействия коммуникаций на потребителей были проведены маркетинговые исследования коммуникаций как инструмента продвижения товаров в Камчатском крае.

Продвижение товаров направлено на создание и поддержание взаимодействия предприятия с рынком с целью активизации продажи товара и формирования положительного имиджа предприятия на рынке.

Методология исследования. Исследование показало, что определенную роль в коммуникациях выполняет реклама. Распространенным видом рекламы является наружная реклама товаров, так как ее можно разместить в местах скопления потенциальных покупателей.

К внутренним средствам, привлекающим внимание покупателей, относятся все приемы и методы продвижения товаров, реализуемые непосредственно в торговом зале. Основными носителями коммуникаций внутри торгового зала являются: конструкции презентационного харак-

63

Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами

тера; полиграфическая рекламная продукция; напольная графика; специальные подвесные конструкции. Наиболее активно из инструментов маркетинговых коммуникаций торговые предприятия применяют такие рекламные коммуникации, как:

1) реклама в СМИ: телевидение, радио, местные периодические издания; объявления на телеканале «СТС-Камчатка» в рекламном блоке; на «Радио Дача», в газете г. Елизово «Шанс»;

2) местная наружная реклама (щиты, плакаты, указатели).

На рис. 1 приведена структура расходов торговыми организациями на маркетинговые коммуникационные каналы.

Рис. 1. Структура расходов на маркетинговые коммуникационные каналы

Из диаграммы видно, что торговые предприятия Камчатского края большую часть расходов на рекламу (60%) вкладывают в теле- и радиорекламу. Телереклама эффективна за счет использования ярких насыщенных цветов, звукового сопровождения, различных сюжетных роликов. Телереклама применяется в виде текстовых объявлений, размещаемых в рекламном блоке «Тележурнал» на канале «СТС-Камчатка».

Реклама на радио представлена трансляцией информационных и напоминающих рекламных объявлений, радиороликов на каналах «Радио Дача», «Европа-Плюс», «Авто-радио».

Реклама в прессе представлена рекламными объявлениями в местных газетах. Определяя средство распространения информации, торговые предприятия учитывают предпочтения местного населения по средствам массовой информации, представленным на рис. 2.

31%

64

Одиннадцатая международная научно-практическая конференция

Исследования выявили, что 26% местного населения отдает предпочтение телевидению. Телевидение - активный носитель рекламы товаров индивидуального пользования и имиджевой рекламы, однако занимает 1-е место по удельному весу затрат на рекламу. Информационное, развлекательное, рекламное (не более 15% эфирного времени) направления имеет такой популярный телеканал, как «СТС-Камчатка», направленный на взрослую целевую аудиторию.

В отличие от телерекламы, радиореклама доступна практически любой, даже небольшой фирме, способна охватить многие целевые аудитории. Достоинством радиорекламы является наибольший охват массовой аудитории при помощи специальных программ. Радиореклама используется представителями малого и среднего бизнеса, распространяя информацию по различным радиоканалам, а именно таким, как «Европа-Плюс» - активный канал, занимающий одну из лидирующих позиций среди радиосетей России для целевой аудитории от 16 до 35 лет. «Авторадио» направлено в основном на автолюбителей, целевая аудитория - 25-50 лет. Рекламный ролик на каналах «Радио Дача», «Европа-Плюс», «Авторадио» меняется каждый месяц, имеет музыкальное сопровождение. Затраты на радиорекламу занимают 2-е место по удельному весу наряду с затратами на рекламу в прессе и на рекламных щитах.

Реклама в прессе используется в комплексе с мероприятиями по стимулированию сбыта, предлагая покупателям при ознакомлении с объявлением купон на скидки. Реклама в газетах имеет гибкий характер, хорошо охватывает местность, имеет широкое признание среди потенциальных покупателей.

Реклама в прессе эффективна для товаров и услуг, потребительские свойства которых нуждаются в подробном описании. По запоминаемости этот вид рекламы занимает 2-е место после телерекламы. При выборе средства для рекламы следует учитывать такие факторы, как: частота публикаций, тираж, размер или формат, характер обслуживаемого контингента читателей, возможности цветопередачи.

Для выявления эффективности маркетинговых коммуникаций в торговых предприятиях в период с 10 по 20 декабря 2021 г. был проведен опрос покупателей магазинов. Цель проведения опроса - определить психологическую оценку эффективности рекламной деятельности. Результаты анкетирования подтвердили необходимость использования маркетинговых коммуникаций. Опрос проводился в ходе полевого исследования методом анкетирования. В результате анкетирования было выявлено, что большинство опрошенных (39%) узнали о магазинах благодаря телерекламе; 30% узнали из радиорекламы; 15% - из печатной рекламы; 10% - из наружной рекламы; 6% получили информацию из других источников.

Анализ маркетинговых коммуникаций, применяемых в коммерческой деятельности торговых предприятий, выявил, что формирование коммуникаций требует дополнительных усилий, направленных на использование комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций. Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций предусматривает соответствие коммуникаций целям торгового предприятия, сочетание соответствующих видов рекламы и методов стимулирования, интеграцию методов и средств рекламы со стимулированием сбыта с учетом интересов и возможностей покупателей. Вся система маркетинговых коммуникаций должна быть направлена на потребителя в целях изменения его поведения в интересах розничного торгового предприятия.

Для активизации системы маркетинговых коммуникаций торговым предприятиям рекомендовано расширить средства маркетинговых коммуникаций и использовать интернет-маркетинг: настройки Яндекс Директ, настройки Google Ads, создание продающего сайта, настройка таргетированной рекламы [2].

С целью расширения системы маркетинговых коммуникаций следует организовывать специализированные онлайн-выставки товаров. Выставки позволяют потребителям увидеть товар в действии, ознакомиться с потребительскими свойствами и условиями эксплуатации, сформировать мнение о солидности предприятия, установить прямые контакты с предприятием.

Торговым предприятиям предложено использовать в системе маркетинговых коммуникаций связи с общественностью, так как мероприятия «паблик рилейшнз» укрепляют общественную репутацию предприятия.

Учитывая важную значимость PR-деятельности, руководству предприятий целесообразно использовать такие приемы, как:

- связь со средствами массовой информации: интервью руководителя, предоставление телерепортажей о самой организации;

65

Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами

- PR посредством печатной продукции, а именно издание фирменного проспекта;

- PR в Интернете: размещение собственной web-страницы, рассылка пресс-релизов по электронной почте корпоративным клиентам;

- проведение презентаций новинок;

- организация таких мероприятий, как юбилейные события, «десятитысячный посетитель» и т. п.).

Предприятиям необходимо создавать свой сайт в сети Internet для размещения на нем описаний товаров, прайс-листов, новостей. Инициирование активного внедрения предложенных рекомендаций должно способствовать повышению эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций [3].

Литература

1. КалюжноваН.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: общий курс. - М.: Омега-Л, 2018. - 480 с.

2. Нюренбергер Л.Б., Климова Э.Н., Рогалева Н.Л. Приоритеты и инновационные инструменты имиджевых коммуникаций в сфере услуг / Под ред. Л.Б. Нюренбергер, Э.Н. Климовой. -М.: КноРус, 2019. - 166 с. - ISBN 978-5-4365-3438-1.

3. Современное торговое дело / А.Е. Архипов, Л.Б. Нюренбергер, О.В. Леушина и др. - М.: КноРус, 2017. - 138 с. - ISBN 978-5-4365-2125-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.