ЭКОНОМИКА Адамчук И.А., Стефанова В.Д.
РОЛЬ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол
Ключевые слова: малый бизнес, управление маркетингом, организация, прибыль.
Key words: small enterprises, management in marketing, organization, profit.
Аннотация: Статья посвящена роли маркетинга в развитии и процветании предприятий малого бизнеса в России. В статье рассматриваются задачи маркетинга, а так же способы продвижения фирмы наименее затратными способами.
Abstract: This article discusses the marketing contribution in small enterprises in Russian national economy. The author considers the key targets of marketing and the ways of cheaper and low-cash consuming promotion of businesses.
Малые предприятия играют важную роль в экономике любой страны. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция небольших фирм - поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение научно-технических достижений.
Состояние и проблемы сектора МСП (малого и среднего бизнеса) обсуждались на ряде крупных экономических форумов в начале 2014 года. В частности, по словам Председателя Правительства РФ, выступившего на Гайдаровском форуме в январе 2014 г., главная задача в секторе малых и средних предприятий - «набор критической массы», качественное улучшение предпринимательского климата. Д. А. Медведев отметил, что в странах Евросоюза вклад малого бизнеса в ВВП составляет порядка 50% ВВП, такая же доля малого
бизнеса в общей занятости. В России же, по оценкам, вклад малого бизнеса в ВВП составляет около 20%, а вклад в общую занятость -порядка 25%. Оценка национального уровня и масштабов предпринимательства в России дается также в недавно опубликованном отчете авторитетного международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM)».B 2013 г. доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения страны выросла почти на четверть по сравнению с уровнем 2012 г. и составила 5,75%. По этому показателю Россия близка к таким развитым странам как Испания (5,21%), Финляндия (5,29%) и Норвегия (6,25%). А вот от других стран БРИКС по этому показателю Россия значительно отстает: в Бразилии бизнесом занимаются 17,3% трудоспособного населения, в Китае — 14,02%, в ЮАР — 10,59%, в Индии — 9,88% (по данным «Глобальный мониторинг предпринимательства»).
Статистические данные о вкладе сектора МСП в экономику России, а также сравнение значений отечественных показателей с их уровнем в развитых странах предоставляет Внешэкономбанк (рис.1).
ВКЛДЦ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В ЭКОНОМИКИ РАЗНЫХ СТРАН
Страрна
Доля У СП в Количестве прчдпргютий. %
ДолиМСП в количестве замятых.
]
Доля МСП □ RRn стряны. %
20-25
Рис. 1. Вклад малого и среднего бизнеса в экономики разных стран
К сожалению, деятельность компаний малого и среднего бизнеса сопряжена с рядом проблем, значительно усложняющих их деятельность. Среди основных можно отметить следующие:
- более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении делом;
- низкая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
-трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
-неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Основные проблемы представителей малого бизнеса так или иначе связаны с большими рисками и ограниченностью в экономических ресурсах, в том числе - бюджетов на маркетинговую и рекламную деятельность.
Успех в бизнесе зависит от успеха в маркетинге. Именно маркетинг как концепция управления деятельностью предприятия, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим компаниям не только «держаться на плаву», но и успешно функционировать в рыночной среде.
Возможности небольших компаний не позволяют им тратить многомиллионные суммы на рекламу и маркетинг, аналогично тем, что позволяют себе рыночные гиганты с большими оборотами и валовой прибылью. В связи с этим, небольшим компаниям приходится постоянно искать малобюджетные, малозатратные, но, вместе с тем, наиболее эффективные методы рекламы, продвижения и поиска новых клиентов для сохранения устойчивой позиции на рынке и увеличения прибыли. В настоящее время все активнее в лексикон маркетологов небольших компаний входит понятие «партизанский маркетинг».
«Партизанским маркетингом» называют малобюджетные способы рекламы и маркетинга, позволяющие эффективно продвигать свой товар или услугу, привлекать новых клиентов и увеличивать свою прибыль, не вкладывая или почти не вкладывая денег. Поэтому партизанский маркетинг называют также «малобюджетным маркетингом» или «малозатратным маркетингом».
Также сделать продвижение менее «болезненным» для бюджета малой компании можно несколькими способами.
1. Реализовывать маркетинговые и рекламные мероприятия системно. Разовая дорогостоящая реклама не принесет необходимого эффекта. Необходимо заниматься продвижением регулярно и планово.
2. Выбирать. Сейчас существует более чем достаточно эффективных и недорогих инструментов для небольших компаний.
Необходимо оценивать инструменты по соотношению трех качеств: стоимость одного привлеченного клиента, охват аудитории, качество контакта.
3. Оценивать. Необходимо фиксировать источники входящих обращений, опрашивать клиентов, регулярно анализировать полученную информацию, эффективность того или иного средства рекламы и вносить коррективы в стратегию и тактику, вкладывать деньги в то, что действительно приносит результат.
4. Изобретать. Необходимо использовать не только традиционные методы маркетинга, но и внедрять экспериментальные, экстремальные виды и способы.
Принцип, заложенный в основу маркетинга, заключается в том, что вся деятельность предприятия должна ориентироваться на конечную цель - удовлетворение потребностей клиента. Следовательно, действия практически любой организации должны быть направлены на покупателя. Для малых и средних предприятий целесообразно внедрение маркетингового подхода в управление бизнесом, а именно:
- переход от управления, ориентированного на производство, к управлению, ориентированному на клиента;
- изменение понятия "продукт". Это больше, чем просто продукт, его необходимо рассматривать как набор атрибутов, которые представляют собой решение проблемы потребителя в данной отрасли, либо удовлетворение желания или потребности в том случае, если речь идет о потребительском товаре.
Управление маркетингом на любом предприятии - это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получения компанией прибыли, необходимой для ее существования. Для достижения такого результата, предприятиям малого и среднего бизнеса рекомендуется ориентироваться на разработку стратегии маркетинга, в понятие которой входит решение представленных ниже маркетинговых задач. Но выполнение данных мероприятий весьма условно и индивидуально для каждой организации. В зависимости от количества предоставляемых товаров и услуг, численности персонала, объема рынка сбыта, цели организации, а так же размера бизнеса в целом, представленные задачи маркетинга могут объединяться и выполняться частично в том объеме, который необходим конкретной организации.
1. Анализ потребностей. В результате анализа потребностей предприятие должно ответить на вопрос: «Какая продукция для каких покупателей?» Чаще всего при проведении анализа потребностей
используется метод сегментации: деление рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные усилия. Процесс сегментации напоминает нарезку большого круглого пирога на куски различной величины. При проведении сегментации предприятие должно точно определить, что именно необходимо анализировать. Идентифицированный сегмент (целевой рынок данной продукции) является основной рабочей единицей для дальнейшей работы.
2. Оценка привлекательности: Следующим шагом разработки стратегии маркетинга является определение степени привлекательности различных рыночных сегментов и выбор одного или нескольких сегментов (целевых рынков) для освоения. При оценке привлекательности используются различные инструменты маркетинга. При этом обязательно учитываются размер сегмента (рынка), тенденции его изменения (уменьшается или растет), а также цели и ресурсы компании, осваивающей сегмент. Методы анализа привлекательности основаны на изучении спроса и потенциала данного сегмента рынка. Также анализируется жизненный цикл предлагаемой продукции.
3. Оценка конкурентоспособности: оценка способности малого и среднего предприятия конкурировать на рынке данной продукции. Определяются конкурентные преимущества. Данный вид маркетингового анализа тесно связан с методикой предварительного позиционирования каждого вида продукции, входящего в «портфель», предлагаемый целевой группе потребителей. Используются различные аналитические подходы, основанные на изучении предложения.
4. Выбор «портфеля продукции». «Портфельный» анализ -инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает различные направления своей хозяйственной деятельности с целью вложения ресурсов наиболее прибыльные из их числа и сужения наиболее слабых направлений деятельности. В результате тщательного анализа отбираются виды деятельности (продукты) с наиболее высокой степенью привлекательности для потребителей, и соответственно с высокой конкурентоспособностью.
5. Выбор стратегии развития. Стратегия развития компании -главное направление маркетинговой деятельности, следуя которому организация стремится достигнуть выбранных целей. На выбранных целевых рынках могут использоваться различные типы стратегий, например недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.
Кроме разработки стратегии, к задачам управления маркетингом на малом или среднем предприятии относятся:
6. Составление письменного плана маркетинга, в который сводится воедино стратегия маркетинга предприятия. План служит руководством для персонала предприятия, занятого в маркетинговых мероприятиях.
7. Подготовка сметы, интегрирующей процесс маркетинга в рамках общего бюджета предприятия.
8. Контроль маркетинговой деятельности предприятия (контроль ежегодных планов, прибыльности, эффективности и стратегический контроль).
Таким образом, маркетинг играет важнейшую роль в становлении и развитии малого и среднего бизнеса в России. Для поддержки МСП, а так же для снижения расходов на рекламу, исследования, продвижение фирмы, мониторинг и т.д. можно рекомендовать следующие мероприятия:
- переносить часть маркетинговых затрат на себестоимость продукции;
- использовать государственное финансирование, участвовать в программах на соискание грантов и субсидий;
- применять двойной анализ производительности. Наравне со сбором среднестатистических данных, необходимо использовать индивидуальную аналитику, как способ дифференциации нескольких маркетинговых каналов. Двойной анализ производительности позволит выявить слабые звенья вашего предприятия. Кроме того, персональный подход уточнит отношения между различными маркетинговыми каналами, когда одно и то же мероприятие способно показать диаметрально противоположный результат в зависимости от выбора соседних каналов;
- использовать партнерские программы с оплатой за результат. Вместо того, чтобы с головой окунуться в незнакомый доселе сектор рынка, лучше наладить партнерские каналы с оплатой за результат. Система стимулирующей оплаты труда, при которой размер заработной платы зависит от производительности или качества работы, позволит уберечь бюджет от мгновенного краха после первого же контакта с подводными камнями рынка. Партнерские представительства, в свою очередь, позволят уверенно играть на чужой территории.
Список литературы:
1. Алешина И. В. Поведение потребителей. - М.: Фаир-Пресс, 2012.
2. Давыдова Е.Ю. Место и роль малого предпринимательства в развитии региона (на примере Воронежской области)// Экономика и социум. - 2014. - № 1. - С. 465-468.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М: Прогресс, 2012.
4. Синяева И.М. Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - М: Дашков и Ко, 2013.
5. Портал внешнеэкономической информации [электронный ресурс], режим доступа: http://www.ved.gov.ru/.
Афиногенова И.Н., Мешкова Т.Р., Сармина Д.Л.
СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ТИПА «ДЕРЕВО»
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж Воронежский экономико-правовой институт, г. Россошь
Ключевые слова: сетевая модель, дерево решений, сценарий.
Keywords: network model, decision tree, scenario.
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы построения сценариев развития на основе «дерева решений».
Abstract: The article discusses the theoretical basis for constructing scenarios of development based on a "decision tree".
При изучении проектов и различных процессов в экономике часто используются сетевые модели. Они достаточно полно отражают связи и взаимоотношения в исследуемом объекте. Сеть, или сетевая модель, отражает вполне определенный процесс, на исполнение которого должны быть затрачены ресурсы и время. С одной стороны сеть является удобной схемой изображения взаимосвязи и последовательности работ (например, по проекту), а с другой стороны - это математический объект. Анализ которого, позволяет получить ценную информацию для создания реальной системы управления осуществлением проекта (например, ивестиционного). Сетевая модель может быть использована и для прогнозирования достижений целей проекта к определенным срокам при изменении условий.
Наибольшее практическое применение в управлении проектами получили детерминированные сети, где однозначно определены структура проекта и его конечная цель. В таких сетях отсутствуют альтернативные операции, однозначно определена технология сети.
Сетевая модель (сеть) может быть представлена в табличном или в графическом виде, так называемый сетевой граф. В соответствии с