Научная статья на тему 'Роль маркетинга территорий и особых экономических зон в формировании региональной инновационной экономики'

Роль маркетинга территорий и особых экономических зон в формировании региональной инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ЦЕНТР / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (ОЭЗ) / СЕТЕВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СОЭЗ) / ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНЫЙ WEB-ПОРТАЛ / SPECIAL ECONOMIC ZONES (SEZ) / NETWORK SPECIAL ECONOMIC ZONES (NSEZ) / MARKETING AREA / THE REGIONAL MARKETING CENTER / A VIRTUAL BUSINESS INCUBATOR / INTERACTIVE INFORMATION SYSTEM WEB-PORTAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамбиев А. Х.

На фоне тенденции усиления конкурентной борьбы между территориями повысилась необходимость инновационно-ориентированного развития экономики региона на основе маркетинга территорий. В статье рассмотрены проблемы эффективной деятельности в рамках маркетинга территории, в том числе возможности маркетинговой системы «Региональный маркетинговый центр», особенности единого сетевого пространства формирования и развития Особых экономических зон в России, перспективы создания технопарков и инкубаторов в сфере высоких технологий, возможности информационной системы Интерактивный Web-портал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of marketing areas and special economic zones in the formation of regional innovation economy

Against the background trend of increased competition between the territories of the need for increased innovation-based economic development in the region based on the marketing area. The paper considers the problem of effective marketing activities within the territory, including the possibility of marketing system, «Regional Marketing Center», features a single network space formation and development of special economic zones in Russia, the prospects for the creation of technology parks and incubators in the field of high technologies, the possibility of interactive information system Web-portal.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинга территорий и особых экономических зон в формировании региональной инновационной экономики»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

141

РОЛЬ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ И ОСОБЫХ ЗКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЗКОНОМИКИ

ТАМБИЕВ А.Х.,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, филиала в Учкекен, Карачаево-Черкесской Республики, e-mail: kchf.rgu@ mail.ru

На фоне тенденции усиления конкурентной борьбы между территориями повысилась необходимость инновационно-ориентированного развития экономики региона на основе маркетинга территорий.

В статье рассмотрены проблемы эффективной деятельности в рамках маркетинга территории, в том числе возможности маркетинговой системы «Региональный маркетинговый центр», особенности единого сетевого пространства формирования и развития Особых экономических зон в России, перспективы создания технопарков и инкубаторов в сфере высоких технологий, возможности информационной системы Интерактивный Web-портал.

Ключевые слова: маркетинг территории; Региональный маркетинговый центр; Особые экономические зоны (ОЭЗ); Сетевые особые экономические зоны (СОЭЗ); виртуальный бизнес-инкубатор; информационная система Интерактивный Web-портал.

Against the background trend of increased competition between the territories of the need for increased innovation-based economic development in the region based on the marketing area. The paper considers the problem of effective marketing activities within the territory, including the possibility of marketing system, «Regional Marketing Center», features a single network space formation and development of special economic zones in Russia, the prospects for the creation of technology parks and incubators in the field of high technologies, the possibility of interactive information system Web-portal.

Keywords: marketing area; the Regional Marketing Center; Special Economic Zones (SEZ) Network special economic zones (NSEZ); a virtual business incubator; Interactive Information System Web-portal.

Коды классификатора JEL: O31, O32.

В современных условиях трудно представить инновационно-ориентированное развитие экономики региона без маркетинга территорий.

Основной целью маркетинга территорий является создание, поддержание (при необходимости изменение) мнений, намерений и поведений субъектов — потребителей территории.

Основными субъектами, вырабатывающими и осуществляющими данные меры, должны быть представители местной администрации, местные агенты развития, представители бизнеса, общественных организаций, научных заведений, СМИ. Положительный образ местного сообщества складывается в том случае, если оно само заботится об этом и каждый из субъектов вносит вклад в создание и поддержание имиджа.

Целевой ориентацией маркетинга территорий является притягательность, престиж территории в целом, условий жизнедеятельности и деловой активности на территории, привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов. Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы различных мер, обеспечивающих формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности, участие территории в реализации международных, федеральных и региональных программах, привлечение на территорию государственных и иных по отношению к территории заказов, повышение притягательности вложений, стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах [2].

Маркетинг территории — это ряд технических методов, навыков, действий, реализация которых позволит с достаточной степенью успешности «продать», предложить заинтересованным лицам, например, конкретные характеристики территории (удобное местоположение, особые ресурсы, объекты культурного наследия, которые делают территорию более привлекательной для посещения, и другие ее характеристики). Маркетинг территории предполагает продвижение информации конкретно наполненной, возможно, особой по формам и методам в связи со спецификой конкретного

© А.Х. Тамбиев, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

объекта (конкретной территории), маркетинг которого мы собираемся осуществлять. Маркетинг территории предполагает разработку и реализацию плана маркетинговых мероприятий, в котором закреплены мероприятия по решению маркетинговых задач, например, повысить имидж территории, увеличить количество привлеченных на территорию внешних инвестиций, увеличить участие территории в региональных и федеральных программах и т.д.

В целях обеспечения эффективной деятельности в рамках регионального маркетинга в современных условиях под руководством автора разработана комплексная маркетинговая информационно-коммуникационная система «Региональный маркетинговый центр», которая позволяет создать единое интерактивное сетевое пространство всей маркетинговой деятельности на территории. При этом региональная инфраструктура маркетинговой деятельности формируется в виде комплекса виртуально-сетевых организаций, осуществляющих деятельность, оптимально сочетая традиционную и электронную формы, т.е. в этом случае можно говорить о распределенной сетевой региональной маркетинговой системе, осуществляющей деятельность на основе интернет-коммуникационного взаимодействия. Использование в данной Системе средств электронной цифровой подписи и криптографии позволило реализовать в электронном виде все функции традиционного маркетинга.

Для социально-экономического развития экономики региона в условиях глобализации и инновационализации весьма актуально создание единого сетевого пространства формирования и развития региональных особых экономических зон (ОЭЗ) на основе маркетинга территории [4].

Особые экономические зоны являются одним из инструментов диверсификации экономики, перевода ее на инновационный путь развития, активизации инвестиционного процесса на приоритетных направлениях.

Формирование в ОЭЗ благоприятной среды ведения предпринимательской деятельности способствует привлечению российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные производства, в область научных разработок и их эффективной коммерциализации, в сферу портового, туристского хозяйства и связанных с ним услуг.

В ближайшие годы ОЭЗ должны стать ядром региональных промышленных и инновационных кластеров, формирование и развитие которых становится элементом государственной политики по созданию новой экономики.

Стратегической целью создаваемых в Российской Федерации ОЭЗ является привлечение инвестиций, диверсификация российской экономики и вывод ее на инновационный путь развития.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» основными задачами создания ОЭЗ являются [5]:

• развитие обрабатывающих отраслей промышленности;

• развитие высокотехнологичных отраслей экономики;

• производство новых видов продукции;

• развитие инфраструктуры;

• развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Среди основных принципов создания особых экономических зон государство выделяет следующие:

• экономическая окупаемость;

• высокая технологичность и эффективность;

• современная инфраструктура и архитектура;

• эффективные методы управления;

• современные условия для работы и отдыха.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Законом № 116-ФЗ (статья 4) предусматривается создание ОЭЗ четырех типов:

• ОЭЗ промышленно-производственного типа;

• ОЭЗ технико-внедренческого типа;

• ОЭЗ туристско-рекреационного типа;

• ОЭЗ портового типа.

Особые экономические зоны промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного типа создаются на двадцать лет, а портовые особые экономические зоны — на срок до сорока девяти лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

Первые попытки создания экономических зон, предусматривающих предоставление ряда налоговых льгот для предприятий, были предприняты субъектами Российской Федерации во второй половине 90-х годов.

Особые и свободные экономические зоны создавались различными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня.

Опыт создания первых свободных экономических зон специалисты отмечают как неоднозначный. Несмотря на ряд положительных моментов, он не дал ожидаемого эффекта ни в привлечении инвестиций, ни в качестве одного из инструментов развития депрессивных регионов Российской Федерации.

Однако это все не дает оснований для того, чтобы не рассматривать ОЭЗ на уровне регионов. При наличии необходимой законодательной базы региональные ОЭЗ смогут стать эффективным механизмом развития депрессивных регионов. Кроме того, региональные ОЭЗ могут быть использованы для формирования инновационноориентированной экономики в регионе.

После принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» государство начало второй этап строительства особых экономических зон практически с нуля — все ранее созданные в стране зональные режимы, за исключением двух (в Калининградской и Магаданской областях), были ликвидированы.

роль маркетинга территорий и особых экономических зон.

143

В настоящее время региональные экономики следует рассматривать как специализированные части геоэконо-мической системы, формирующейся под воздействием процессов глобализации и экономической интеграции.

Эффективно сочетая сложившуюся специализацию производства и выгодное географическое положение, регионы имеют возможность наращивать свои конкурентные преимущества.

Задача повышения экономической эффективности, которая в настоящее время стоит перед регионами Российской Федерации, может быть решена за счет выбора наиболее рациональной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал [3].

Одной из таких интеграционных моделей, нацеленных на достижение устойчивых темпов экономического роста, выравнивание социально-экономического положения регионов Российской Федерации, является модель особой экономической зоны регионального уровня.

Действующее федеральное законодательство не регулирует процесс создания и функционирования ОЭЗ регионального значения. Также на создание и функционирование ОЭЗ регионального значения не распространяются льготы и преференции ОЭЗ федерального значения.

Вместе с тем следует отметить, что согласно НК РФ не существует препятствий для создания на территории субъекта Российской Федерации зоны с особым режимом налогообложения, региональные администрации вправе устанавливать льготы по региональным и местным налогам (Пункт 3 Статья 56 НК РФ), а Закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. не препятствует созданию особых экономических зон регионального значения, регулируемых законами субъектов Российской Федерации.

Данный механизм создания особых экономических зон регионального значения в настоящее время применяется в ряде регионов Российской Федерации весьма успешно.

Функционирование зон регулируемого развития должно создать благоприятные условия для развития мелких и средних производств, нацеленных на выпуск необходимого объема запасных узлов и деталей, что в итоге повысит конкурентоспособность производимой продукции.

Особые экономические зоны регионального значения наряду с федеральными ОЭЗ и другими институтами развития являются важным инструментом привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности региональных экономик, роста занятости населения, увеличения доходной части региональных и местных бюджетов [1].

Функционирование подобных экономических зон способно дать существенный импульс развитию, в том числе и дотационных регионов Российской Федерации, создать предпосылки для обеспечения их устойчивого социальноэкономического роста, содействовать введению в хозяйственный оборот объектов производственной, инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктур.

В настоящее время в первую очередь необходимо произвести унификацию законодательства об особых экономических зонах регионального значения, выработку единых норм и правил, определяющих создание и функционирование подобных ОЭЗ, уточнение полномочий субъектов Российской Федерации и федеральных властей в отношении региональных ОЭЗ с целью недопущения в дальнейшем возникновения противоречий между региональным и федеральным законодательством.

Многие страны на основе развития ОЭЗ сумели обеспечить точки роста инновационной экономики. Однако этот процесс они начинали несколько десятков лет назад и в настоящее время получают результат. Тогда такая форма организации ОЭЗ была актуальной.

В результате исследования большинства ОЭЗ в России было определено, что в России механизм формирования особых экономических зон пока находится в стадии становления и совершенствования, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации. Можно отметить следующие основные моменты:

1. Текущее жесткое разграничение ОЭЗ по 4 типам представляется не вполне эффективным. Часто это означает разрыв логических цепочек, а возможность получения двух ОЭЗ различного типа одним регионом пока представляется не очень реальной. Наиболее очевидными представляются возможности сочетания промышленной и техниковнедренческой зон, туристской и портовой, портовой и промышленной. Мировой опыт подтверждает эффективность комплексных ОЭЗ.

2. При создании особых экономических зон важно соблюсти адекватность масштабов и форм. Например, имеющаяся практика поддержки инновационного процесса в России состоит из явных крайностей - либо попытки создания «малобюджетных» центров инновационного развития, отпугивающих потенциальных инвесторов спартанскими условиями работы, либо амбициозные проекты создания «инновационной инфраструктуры», которые фактически не имеют никакого отношения к развитию инновационной деятельности.

Шокирующие примеры первой тенденции дает практика создания бизнес-инкубаторов и технопарков. Порой создается впечатление, что речь идет не о современных исследовательских центрах, а своего рода «инновационных гетто», куда предполагается собрать ученых и конструкторов, не востребованных экономикой страны. Международная практика в данной области принципиально иная. Так, проект технопарка для испанского университета Виго разрабатывает бразильский архитектор Паулу Мендес да Роша, получивший главную мировую архитектурную премию за 2006 г.

Вторая крайность — гигантомания — заметна на примере проектов создания наукоградов. Здесь часто можно найти все, что угодно — от мер по улучшению инфраструктуры общественного транспорта до планов по обустройству пешеходных дорожек. Не хватает только одного — собственно программы организации эффективного сотрудничества между научными организациями и компаниями частного бизнеса.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

3. Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать следующие преимущества:

• агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;

• позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.

Фактор агломерационной экономии обусловлен тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек. Этому, в частности, благоприятствует наличие квалифицированных специалистов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.

Что касается позитивных внешних эффектов для предприятий, находящихся вне инновационных экономических зон, то они обусловлены, прежде всего, возможностью получения ими заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансфертом технологий, разработанных и/или внедренных в рамках зон.

Автор считает, что в настоящее время, когда во всем мире формируется сетевая экономика, начинать создавать ОЭЗ, используя подходы индустриального периода, неэффективно. Основным лозунгом сетевой экономики является: «Объединяться не под одной крышей, а под одну идею».

В современных условиях автор считает целесообразным создание Сетевых особых экономических зон (СОЭЗ) с распределенной структурой. Такие СОЭЗ могут быть межотраслевыми, межрегиональными, отраслевыми, региональными и др.

Создание СОЭЗ позволит использовать земельные участки, производственные площадки и другие ресурсы нескольких территорий.

Создание единого сетевого информационно-коммуникационного пространства для всех участников СОЗЭ позволит сформировать эффективную систему управления с минимальными затратами.

Организация деятельности СОЭЗ на основе сетевого взаимодействия участников, расположенных на различных территориях, позволит решить ряд новых задач:

• обеспечение горизонтальной интеграции на ресурсном уровне бизнес-структур, работающих в рамках СОЭЗ с научными учреждениями РАН и высшими учебными заведениями;

• формирование инфраструктуры территориальной инновационной системы;

• создание условий для участия в СОЭЗ дотационных регионов наряду с сильными, что позволит решать вопрос выравнивания степени развития регионов;

• создание инновационно-ориентированного производства в рамках СОЭЗ;

• обеспечение возможности участия в деятельности СОЭЗ высококвалифицированных кадров из разных регионов и др.

Затраты на создание СОЭЗ будут существенно меньше, чем традиционной ОЭЗ, за счет:

• возможности использования территориально распределенных участков, имеющих коммуникационную инфраструктуру;

• отсутствия необходимости доставки на одну территорию большого количества работников;

• возможности использования ресурсов консалтинговых, юридических, страховых и др. компаний и отсутствия необходимости их создания с нуля на территории ОЭЗ.

Таким образом, СОЭЗ могут стать эффективным механизмом формирования инновационно-ориентированной экономики.

Для обеспечения деятельности СОЭЗ автором разработана комплексная информационно-коммуникационная система нового поколения с широкими функциональными возможностями. В этой системе использованы средства электронной цифровой подписи и криптографии, что вместе с другими средствами позволяет:

осуществлять электронный документооборот путем обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью и имеющими юридическую силу;

обеспечивать однозначную идентификацию личности в информационно-коммуникационной системе; создать единое сетевое интерактивное пространство в рамках СОЭЗ;

осуществлять в электронном виде совместную деятельность коллективов с участием ученых и специалистов из других регионов;

создавать инфраструктуру СОЭЗ в форме сетевых виртуальных организаций.

Таким образом, деятельность СОЭЗ организовывается на новом, более высоком уровне, оптимально сочетая традиционные и электронные формы.

Наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей, в том числе в рамках ОЭЗ, является создание технопарков в сфере высоких технологий.

Технопарки в сфере высоких технологий должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.

В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий.

РОЛЬ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ И ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН.

145

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфраструктура технопарков в сфере высоких технологий состоит из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры.

В создании технопарков в сфере высоких технологий предусматривается участие учреждений высшего профессионального и послевузовского образования и научных учреждений, которые выступят инициаторами, заказчиками и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере высоких технологий и осуществят подготовку квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Различие между ними заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

В последние годы в России ученые и чиновники стали часто высказываться о целесообразности создания виртуальных бизнес-инкубаторов или, как еще их называют, «Инкубаторов без стен». Хотя в таких инкубаторах предусматривается оказание в удаленном режиме в основном всех услуг, оказываемых традиционными инкубаторами, однако ими не предоставляются в аренду помещения, и поэтому такие инкубаторы сложно назвать полнофункциональными.

В современных условиях больший интерес предоставляют сетевые распределенные бизнес-инкубаторы.

На практике довольно часто встречаются случаи, когда в регионе недостаточно помещений, расположенных на одной территории, для создания бизнес-инкубатора, однако в районах и городах этого региона предприятия имеют свободные производственные помещения. В таких случаях весьма актуально создание распределенного бизнес-инкубатора, когда инкубатор имеет небольшой офис, а остальные используемые помещения принадлежат разным собственникам и расположены на разных территориях.

При таких обстоятельствах бизнес-инкубатор должен иметь механизмы использования на определенных условиях помещений третьих лиц. В этом случае в целях обеспечения своих клиентов производственными площадями бизнес-инкубатору целесообразно определить формы установления партнерских отношений собственниками помещений по одному из часто практикуемых вариантов:

• владелец выступает учредителем бизнес-инкубатора и в качестве уставного капитала вносит помещения или право пользования помещениями;

• владелец сдает в аренду помещения бизнес-инкубатору;

• владелец сдает в аренду помещения клиенту бизнес-инкубатора;

• владелец создает совместное производство с клиентом бизнес-инкубатора;

• владелец передает помещения бизнес-инкубатору на условиях долгосрочного лизинга;

• владелец становится клиентом бизнес-инкубатора, используя свои площади.

Для осуществления деятельности распределенного бизнес-инкубатора могут использоваться производственные помещения, расположенные и в других регионах. Таким образом, распределенные бизнес-инкубаторы могут быть как региональными, так и межрегиональными.

Как было указано выше, различие между технопарком и бизнес-инкубатором заключается в том, что спектр фирм-клиентов в технопарках не ограничивается только вновь создаваемыми. Поэтому, согласно логике, если существуют виртуальные бизнес-инкубаторы, то имеют право на жизнь и виртуальные технопарки, или «Технопарки без стен». В рамках виртуального технопарка также могут оказываться все услуги, оказываемые традиционными технопарками, кроме предоставления в аренду помещений. Такие технопарки смогут оказать существенную поддержку развития инновационных предприятий, имеющих свои производственные помещения.

Используя методологическую основу формирования виртуальных технопарков и реализовав дополнительные функциональные возможности по предоставлению в аренду территориально распределенных производственных помещений, можно будет создавать сетевые распределенные технопарки.

Для того чтобы распределенные и виртуальные бизнес-инкубаторы или технопарки могли эффективно функционировать, необходимо в каждом случае для них формировать единое сетевое информационное пространство. С этой целью нужно создать комплексную многофункциональную информационную систему технопарка, которая предусматривает возможность осуществления совместной деятельности всех участников инкубатора или парка на основе сетевого взаимодействия.

При активном участии автора разработана информационная система Интерактивный ШеЬ-портал, который предусматривает возможность обеспечения деятельности виртуальных и распределенных бизнес-инкубаторов и технопарков (рис. 1).

В рамках данного портала каждому подразделению технопарка, предприятию-участнику технопарка, партнеру технопарка и другим участникам создается интерактивный ШеЬ-портал, предусматривающий возможность осуществления внутренней и внешней деятельности, оптимально сочетая традиционную и электронную формы. Каждому сотруднику технопарка или предприятий — участников технопарка создается интерактивный ШеЬ-сайт — виртуальный кабинет и предоставляются средства шифрования и электронной цифровой подписи.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

Рис. 1. Информационная система Интерактивный Web-портал

Все это позволяет осуществлять сетевое взаимодействие на самом современном уровне и решать общие задачи, объединяя усилия и ресурсы территориально распределенных участников технопарка.

Использование вышеуказанных средств позволяет проводить мероприятия в сети Интернет совсем на ином уровне, непривычном для классического пользователя: однозначно идентифицировать участников, осуществлять электронный документооборот путем обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью, организовывать в удаленном режиме деятельность научных, творческих и других коллективов, проводить мероприятия в формате видеоконференций и многое другое.

Таким образом, информационная система позволяет реализовывать все функциональные возможности традиционных технопарков и широкий спектр новых дополнительных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тамбиев А.Х. Маркетинговые подходы формирования региональной инфраструктуры электронной торговли: Монография. М., 2011.

2. Тамбиев А.Х. Маркетинговые стратегии формирования агропромышленного кластера в Северо-Кавказском регионе: Монография. М.: Издательство НИИ НП РЭОС, 2011.

3. Тамбиев А.Х. Перспективы формирования электронной маркетинговой системы макрорегиона: Монография. Учкекен: Изд-во ФФ ГАОУ ВПО «ЮФУ», 2011.

4. Тамбиев А.Х. Роль регионального маркетинга в реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ: Монография. М.: Изд-во НИИ НП РЭОС, 2011.

5. ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ). Российская газета от 25 июля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.