Научная статья на тему 'Роль маркетинга на рынке труда'

Роль маркетинга на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинга на рынке труда»

5. Бизнес на этноэкономичеких рынках должен быть прозрачным. Налоги должны платить все. Поэтому теневую экономику товарооборотов этнических рынков следует легализовать, а их организацию и контроль отлучить от государственных структур.

6. Должно неукоснительно соблюдаться одно из основополагающих прав человека, как потребителя, - выбирать. Несертифицированная продукция, нелицен-зированные технологии, применяемые кое-где лживая реклама, извергаемая изо всех сил многими средствами массовой информации, не оставляет места для цивилизованного развития этнических рынков.

7. Устранение на местных рынках монополизма предприятий, примыкающих к тем или иным высокопоставленным чиновникам, или влиятельным кланам, также является препятствием на пути их цивилизованного развития.

8. Создание для всех предприятий, для всего бизнеса одинаковых условий для работы на дагестанских рынках.

Кутаев Ш.К.

Роль маркетинга на рынке труда1

Любые реформы рынка труда имеют далеко идущие перераспределительные последствия, как для работодателей, так и для населения. Если для одних социальных групп высока вероятность выигрыша в результате таких мер (например, облетается доступ к рабочим местам, растет заработная плата и т.п.), то для других наиболее вероятный итог - это социально-политические или экономические потери (их позиции на рынке труда ухудшаются - возрастает риск безработицы, сокращается заработная плата и т.д.).

Реформа управления трудом и занятостью не завершена. И новая система пока еще не обеспечивает эффективного обслуживания субъектов рынка труда, количественно-качественную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда формируется не в вакууме, а под влиянием общей экономико-социальной ситуации в стране и регионе, в зависимости от разнообразных экономических программ, не имеющих на первый взгляд прямого отношения к формированию рынка труда. Непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда. Генетические корни маркетинга уходят в теоретические концепции и опыт мировой практики. Исполь-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект №0Ш-80097а)

зование данных достижений и учет особенностей развития нашей страны позволяет обосновать свой собственный подход к проблемам маркетинга на отечественном рынке труда. Главный тезис маркетинга - это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинг рабочей силы предполагает на основе сбора и анализа информации, изучения конъюнктуры будущего периода, путем составления многовариантных прогнозов получение информации о возможных объемах, структуре необходимых профессий и специальностей, а далее разработку, проведение рекламной деятельности и стимулирования трудоустройства.

Становление смешанной экономики, расширение негосударственного сектора хозяйства, поощрение предпринимательской деятельности создает основу для формирования новой системы отношений по поводу купли-продажи рабочей силы.

Рынок труда рассматривается как система отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития.

Здесь нужно иметь в виду еще одно важное обстоятельство, на которое мало или совсем не обращается внимание, когда говорят о рынке труда. Хозяйство работодателя объединяет труд многих работников так, что каждый из них закреплен за определенным рабочим местом, а все рабочие места связаны технологией и внутрифирменной кооперацией. Поэтому работодатель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая рабочую силу, предъявляет спрос на определенное рабочее место. И сделка купли-продажи рабочей силы состоится в том случае, если имеет место соответствие работника требованиям рабочего места, а предлагаемое работнику рабочее место соответствует интересам работника.

Распределение наемных работников между секторами экономики и группами работодателей характеризуется динамизмом общественного хозяйства и зависит от фазы экономического и социального развития. Подъем в экономике, спад или кризис производства определяет отношение групп крупных, средних и мелких работодателей и соответственно распределение между ними наемных работников, увеличение или уменьшение числа субъектов рыночных отношений в сфере занятости. В условиях спада или кризиса, сопровождаемого массовым банкротством и закрытием нерентабельных предприятий и, как следствие этого, высвобождение рабочей силы за пределы производства, на рынке труда (в сфере обращения) увеличивается предложение рабочей силы, в том числе и за счет разорившихся предпринимателей. Следовательно, при определении задач и направлений регулирования и управления рынком труда необходимо исследование таких элементов рыночного механизма, как: спрос и предложение, их соответствие; факторы, влияющие на их объем и структуру; показатели, характеризующие их

динамику; организационно-экономические и социально-политические рычаги и методы согласования спроса и предложения.

Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда необходимо использовать методологию маркетинга. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей, в частности, и маркетинговые функции, такие как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.

Практическое применение некоторых методов маркетинга уже сейчас имеет место, об этом свидетельствует анализ деятельности государственных служб по обеспечению занятости населения и частных агентств по найму. Если государственные службы занятости в основном применяют некоторые способы сбытовой концепции маркетинга, то частные агентства по найму - отдельные методы концепции традиционного маркетинга. Комплексная же система маркетинга в деятельности этих структур отсутствует, что мешает им владеть ситуацией на рынке труда, и как следствие - стремление разрешать сиюминутные проблемы, не задумываясь о будущем.

В настоящее время уже оформляются условия для маркетинговой деятельности на рынке труда:

- формируется рынок покупателя трудовых услуг;

- появилась конкуренция как между работниками так и между работодателями;

- у работника и работодателя утверждается долговременная мотивация в сфере занятости;

- работник и работодатель свободны в выборе принятия решения о найме;

- появилась относительная свобода в перемещении рабочей силы;

- сформировались условия для свободного помещения капитала.

Значение маркетинга на рынке труда можно подчеркнуть следующими моментами:

- большинство людей работает или нанимают рабочую силу, поэтому маркетинг позволил бы им стать более информированными, избирательными и результативными в трудовых отношениях;

- маркетинг способствует улучшению регулирования процессов формирования и распределения перераспределения) трудовых ресурсов через сбор и анализ информации, изучение конъюнктуры рынка труда, получение данных о возможных объемах и структуре необходимых профессий и специальностей, стимулирование распределения трудовых ресурсов, проведение соответствующей рекламы;

- маркетинг может значительно повлиять на воззрения людей и их образ жизни, так как уже сейчас повышаются требования работодателей к нанимаемому работнику (высокая профессиональная компетентность, деловитость, предприимчивость, инициативность, организованность и пунктуальность, здоровый образ жизни, знание иностранного языка, уровень культуры и т.д.), а у работников фор-

мируются свои соответствующие требования к рабочему месту (соответствующая затратам труда заработная плата, хорошие условия труда, устраивающий работника распорядок рабочего дня, перспективность профессии, корпоративная культура и т.п.);

- маркетинг на рынке труда может содействовать улучшению качества жизни, так как все три перечисленные выше моменты в совокупности создают работнику, фирме и обществу условия для эффективного использования рабочей силы, а, следовательно, для удовлетворения потребности всех субъектов трудовых отношений.

Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях определяется целями и задачами экономических субъектов рынка.

На общегосударственном уровне роль маркетинга заключается в ранней диагностике предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере занятости, поэтому исходной позицией в управлении рынком труда должны стать маркетинговые исследования, то есть сбор и анализ информации о проблемах, связанных с согласованием спроса и предложения рабочей силы, выявление тенденций формирования и распределения рабочей силы между регионами страны, отраслями производства, изменения отраслевой и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы в соответствии с динамикой развития различных отраслей, определение тенденций в формировании стоимости рабочей силы.

На региональном уровне роль маркетинга на рынке труда заключается в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории, в решении следующих задач: формирование трудового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характеристикам требованиям общественного хозяйства региона, города с учетом менталитета населения; обеспечение предприятий необходимыми кадрами из различных источников, в том числе за счет межрегионального перераспределения; обеспечение эффективной и динамичной занятости населения (обучение, переобучение, трудоустройство высвобождаемых работников и не занятых граждан, нуждающихся в трудоустройстве); поддержание региональной, отраслевой и профессиональноквалификационной сбалансированности между структурой предложения рабочей силы и структурой рабочих мест.

На локальном уровне роль маркетинга заключается в стремлении эффективного, с точки зрения работодателя, использования рабочей силы.

Поэтому любой фирме, прежде чем выбрать оптимальный способ организации управления человеческими ресурсами, целесообразно провести комплексное маркетинговое исследование, включающее в себя как изучение конкурентоспособности персонала, кадровой ситуации, сложившейся конъюнктуры на рынке труда, так и оценку возможностей самой фирмы способствовать эффективной занятости работников.

Таким образом, маркетинг рабочей силы - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений.

Литература:

1. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.

2. Богданова Е.Л. Маркетинговая концепция организации персоналменедж-мента и конкурентоспособной рабочей силы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

3. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. - Центр информ. и соц. - эконом, исследования. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1995.

4. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.

Нуратинов Д. А.

Роль традиционных форм торговли в развитии экономики Дагестанской области конца Х1Х-начала XX вв1

Все народы Дагестана незапамятных времен занимались различными отраслями сельского хозяйства, разнообразными видами ремесла и торговлей. Торговля в экономике региона играла ключевую роль, главным торговым центром Дагестана с раннего средневековья был Дербент. Сохраняя свое торговое значение всегда, то, угасая, то, расцветая, в зависимости от внутренних и внешних факторов. С присоединением Казани и Астрахани к России открылся волжско-каспийский торговый путь. Сухопутная дорога из Астрахани в Закавказье также проходила через территорию Дагестана. Таким образом, с этого времени Дагестан вошел в орбиту торговых отношений России с Востоком. В 1810г. Комитет Министров утвердил специальное положение о развитии торговли с горскими народами. По этому положению предусматрива лось создание меновых дворов по Кавказской линии2.

7 ноября 1810 г. исполняющий должность пакгаузного инспектора Дербентской таможенной заставы сообщал о прибытии из нагорного Дагестана товара на 8 вьюках. В его же рапорте от 4 декабря 1810 г. говорится о привозе коломенским купцом Шапошниковым разных товаров, в том числе хлопчатобумажных3. Имеется журнальная запись чиновника Дербентской таможенной заставы от 6 октября 1810 г. о вывозе в Баку 40 пудов меди в ломе дербентским жителем Мешади Расулом;

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (фант №04-02-00081 а).

2 ЦГИАЛ, ф. 1268, оп. 1/68 Д.575, л. 43.

3 ЦГА ДАССР, ф. 20, оп. 1, д. 1,л.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.