Научная статья на тему 'Роль малого предпринимательства в повышении устойчивости региональной экономики'

Роль малого предпринимательства в повышении устойчивости региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / АНАЛИЗ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОГНОЗ / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMY / ANALYSIS / IMPORT SUBSTITUTION / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басенко В.П., Оганесян Т.Л.

В статье анализируется малое предпринимательство, которое нельзя рассматривать изолированно от всего социально-экономического комплекса края. В данной статье малое предпринимательство рассматривается как наиболее эффективный инструмент не только, и не столько для подъема экономики Краснодарского края, а как инструмент инновационного вектора социально-экономической политики в крае.Речь идет о создании на территории Южного Федерального округа региона с мощными кластерами, опирающимися на биосферные, природно-климатические и географические особенности Краснодарского края, его уникальность. Благодаря своему положению край может и должен сконцентрировать на своей территории ядра мощных промышленных, аграрных, туристических и лечебно-оздоровительных кластеров. Инновационная стратегия развития Краснодарского края обеспечит системный приток в край ресурсов как из других регионов Российской Федерации, так и из мирового хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басенко В.П., Оганесян Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of small business in improving the sustainability of the regional economy

The article analyzes small business, which can not be considered in isolation from the entire socio-economic complex of the region. In this article small business is considered as the most effective tool not only, and not so much for economic recovery of Krasnodar region, and as the tool of an innovative vector of social and economic policy in the region. It is a question of creation in the territory of the southern Federal district of the region with the powerful clusters relying on biosphere, climatic and geographical features of Krasnodar Krai, its uniqueness. Due to its position, the region can and should concentrate on its territory the core of powerful industrial, agricultural, tourism and health clusters. The innovative development strategy of the Krasnodar region will provide a systematic flow of resources to the region from other regions of the Russian Federation and from the world economy.

Текст научной работы на тему «Роль малого предпринимательства в повышении устойчивости региональной экономики»

2015. - 208 c.

4. Odintsova, M.I. Institutional Economics: a textbook for academic undergraduate, revised and extra / M.I. Odintsov. -Lyubertsy: Yurayt, 2016. - 459 c.

5. Rusanovsky, V.A. Institutional Economics: Study Guide / N.V. Manokhin, V.A. Rusanovsky, N.I. Gvozdeva, I.E. Zhadan; Ed. N.V. Manokhin. - M .: SIC INFRA-M, 2013. - 240 p.

6. Sukharev, OS Institutional Economics: Textbook and Workshop / О.S. Sukharev

В.П.Басенко - доцент кафедры МиМП,к.э.н., Южный институт менеджмента, (oganesyant@mail.ru, 89615825594),

V. P. Basenko - Associate Professor of Mimp,Ph. D. Southern Institute of management;

Т.Л. Оганесян - канд.экон.наук, доцент кафедры государственного и муниципального управ-ления(oganesyant@mail.ru, 89615825594),

T.L. Oganesyan - Candidate of Economic Science, associate professor of economics Кубанский государственный политехнический университет The senior lecturer of chair of state and municipal management Kuban state technological University.

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN IMPROVING THE STABILITY OF REGIONAL Е1^ОМ1К1

Аннотация. В статье анализируется малое предпринимательство, которое нельзя рассматривать изолированно от всего социально-экономического комплекса края. В данной статье малое предпринимательство рассматривается как наиболее эффективный инструмент не только, и не столько для подъема экономики Краснодарского края, а как инструмент инновационного вектора социально-экономической политики в крае.Речь идет о создании на территории Южного Федерального округа региона с мощными кластерами, опирающимися на биосферные, природно-климатические и географические особенности Краснодарского края, его уникальность. Благодаря своему положению край может и должен сконцентрировать на своей территории ядра мощных промышленных, аграрных, туристических и лечебно-оздоровительных кластеров. Инновационная стратегия развития Краснодарского края обеспечит системный приток в край ресурсов как из других регионов Российской Федерации, так и из мирового хозяйства.

Annotation. The article analyzes small business, which can not be considered in isolation from the entire socio-economic complex of the region. In this article small business is considered as the most effective tool not only, and not so much for economic recovery of Krasnodar region, and as the tool of an innovative vector of social and economic policy in the region. It is a question of creation in the territory of the southern Federal district of the region with the powerful clusters relying on biosphere, climatic and geographical features of Krasnodar Krai, its uniqueness. Due to its position, the region can and should concentrate on its territory the core of powerful industrial, agricultural, tourism and health clusters. The innovative development strategy of the Krasnodar region will provide a systematic flow of resources to the region from other regions of the Russian Federation and from the world economy.

Ключевые слова: предпринимательство, экономика, анализ, импортозамещение, прогноз.

Key words: entrepreneurship, economy, analysis, import substitution, forecast.

Развитие малых и средних предприятий и повышение их значения для экономики Краснодарского края является важным элементом в эффективном накоплении ресурсного потенциала региона.

Задачей малого предпринимательства в Краснодарском крае является участие в формировании условий для реализации приоритетных национальных проектов, улучшении инвестиционной привлекательности региона, в повышении капитализации ресурсов Краснодарского края, их совокупной отдачи, в увеличении доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте края и в ВВП страны.

Малое предпринимательство нельзя рассматривать изолированно от всего социально-экономического комплекса края. В данной Концепции малое предпринимательство рассматривается как наиболее эффективный инструмент не только, и не столько для подъема экономики Краснодарского края, а как инструмент инновационного вектора социально-экономической политики в крае.

Речь идет о создании на территории Южного Федерального округа региона с мощными кластерами, опирающимися на биосферные, природно-климатические и географические особенности Краснодарского края, его уникальность. Благодаря своему положению край может и должен сконцентрировать на своей территории ядра мощных промышленных, аграрных, туристических и лечебно-оздоровительных кластеров. Инновационная стратегия развития Краснодарского края обеспечит системный приток в край ресурсов как из других регионов Российской Федерации, так и из мирового хозяйства.

Исключительно уникальное наличие биосферных, географических, социально-экономических, политических условий на территории края и высокая плотность населения при многообразии хозяйственных укладов требует тща-

тельной проработки вопросов территориального развития Краснодарского края. Особенно это касается процессов развития региональной политики в области малого предпринимательства, как сферы, наиболее тесно затрагивающей интересы большого количества людей, самореализации личности, собственности, доходов, образа жизни.

Проведенный анализ состояния экономики и социальной сферы по итогам 2017 года свидетельствует о сохранившейся положительной динамике и достаточно высокой степени выполнения годовых прогнозных показателей по большинству направлений социально-экономического развития Краснодарского края.

В целом объем отгрузки промышленной продукции составил 940,3 млрд. рублей или 97% от прогноза. Улучшение экономической конъюнктуры в промышленности за счет низкого курса рубля и запрета на ввоз в страну импортной продукции обеспечило 4,1% прироста в промышленности при прогнозе в 101,3% на фоне роста показателя по стране в целом только на 1,1%.

По большинству показателей производства отдельных видов промышленной продукции в натуральном выражении достигнут высокий уровень выполнения прогноза.

Так, выполнены годовые прогнозные задания по производству электроэнергии (105,1%), газа природного (103,5%), бензина прямогонного (101,7%), топлива дизельного (103,7%), масла сливочного и паст масляных (100,9%), плодоовощных консервов (109,6%), рыбы и рыбных продуктов (108,9%), вин столовых (104,2%). Более высокие позиции достигнуты по выполнению прогноза производства комбайнов зерноуборочных (329,9%), вагонов грузовых магистральных (144,0%), тракторов для сельского и лесного хозяйства (244,5%), проката сортового (193,2%), стеклопакетов (162,7%), сахара свекловичного (131,4%).

Как результат, край, по-прежнему, по объемам промышленного производства держит первенство среди субъектов ЮФО.

Создание благоприятных условий для активизации процессов импортозамещения и наращивания собственного производства способствовало достаточно высоким результатам в сельском хозяйстве.

По итогам 2017 года стоимость произведенной в хозяйствах всех категорий продукции достигла 420,9 млрд рублей или 106,1% к 2016 году в сопоставимых ценах. Годовое прогнозное задание выполнено на 123,5%.

Стоимость выращенной продукции растениеводства в 2017 году составила 325,5 млрд. рублей (107,7% по отношению к уровню 2016 года в сопоставимых ценах и 131,4% к прогнозу).

Собран рекордный урожай зерна - 14 млнтонн (102,0% к 2016 году и 106,1% к прогнозу). Аналогичная ситуация по валовым сборам риса, овощам, плодам и ягодам, винограда - обеспечен рост к 2016 году, прогнозные задания выполнены в размере от 100,1 до 124,1%. Валовой сбор сахарной свеклы составил почти 10 млн тонн, что в 1,4 раза выше уровня 2016 года, при этом прогноз выполнен на 138,7%.

В животноводстве замедлены темпы сокращения численности поголовья крупного рогатого скота. По итогам 2017 года его численность составила 541,9 тыс. голов, что на 0,5% больше 2016 года и, практически, на уровне прогноза (98,9%). Поголовье коров составило 212,2 тыс. голов. Это 98,0% к 2016 году и 97,0% от прогноза.

Численность поголовья свиней в 2017 года составила 365,2 тыс. голов или 84,2% к 2016 году и 82,3% к прогнозу, поголовье овец и коз - 217,9 тыс. голов (104,8% к 2016 году и 105,4% к прогнозу), численность птицы - 24,9 млн голов (102,4% к 2016 году и 100,7%кпрогнозу).

В целом годовое прогнозное задание по производству продукции животноводства в 2017 году выполнено на 102,5%. Стоимость произведенной продукции составила 95,4 млрд рублей (101,1% по отношению к уровню 2016 года в сопоставимых ценах).

В результате произведено 495,6 тыс. тонн мяса (скота и птицы) в живой массе (прогноз выполнен в полном объеме), 1341,9 тыс. тонн молока (100,1% от прогноза), 1709,9 млн штук яиц (110,9%).

По предварительной оценке объем привлеченных в экономику Краснодарского края инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 423,6 млрд рублей (69,8% от прогноза и 71,5% по отношению к 2016 году в сопоставимых ценах при прогнозируемом темпе роста годового объема инвестиций 102,4% к 2016 году). Одной из основных причин недостаточного уровня достижения прогнозных намерений является приостановка некоторых крупных инвестиционных проектов с долей государственного участия.

Тем не менее, в крае продолжилась реализация крупных инвестиционных проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, агропромышленной отрасли, нефтепереработки, стройиндустрии, металлургии и машиностроения, а также сферы организации отдыха, развлечений и спорта.

Как результат, стоимость выполненных строительных работ в 2017 году составила 226,8 млрд рублей (81,1% от прогноза и 91,9% по отношению к 2016 году при прогнозируемом годовом темпе роста 100,1%).

По площади введенных в эксплуатацию жилых домов в 2017 году годовой прогноз выполнен на 101,5%. Введено в эксплуатацию 4,6 млн квадратных метров жилья (98,1% к 2016 году при прогнозируемом темпе роста 95,8%).

Несмотря на это, край сохранил довольно высокие позиции в стране по объему выполненных строительных работ (226,8 млрд руб.), заняв, как и год назад, 5 место среди регионов РФ (против 4 места в 2015 году).

По объемам жилищного строительства (4,6 млн кв. м) край девятый год подряд удерживает 2 место в стране после Московской области (8,8 млн кв. м), увеличив свою долю в общероссийском вводе жилья с 5,4% до 5,7%.

В части объема транспортных услуг годовое прогнозное задание выполнено на 104,1%. За счет роста грузооборота трубопроводного транспорта и морских портов транспортная отрасль закрепилась в положительной области развития с темпом 100,0% (в сопоставимых ценах).

В курортно-туристском комплексе Краснодарского края за счет укрепления внутреннего туризма по итогам 2017 года прогноз по объему услуг выполнен на 115,0% с приростом на 8,5% по отношению к 2016 году. По количеству отдыхающих годовое прогнозное задание выполнено также на 115,0%, в том числе в коллективных средствах размещения - на 188,9%.

По обороту розничной торговли в 2017 году выполнение прогноза составило 91,2%, общественного питания - 97,9%, объему платных услуг населению - 94,9%. Ввиду медленного восстановления покупательной способности населения темпы роста в этих секторах экономики оказались несколько ниже плановых намерений (100,0 против 102,8%, 100,9 против 102,9%, 102,2 против 103,2% соответственно). В целом в РФ во всех трех секторах потребительского рынка сложилась отрицательная динамика (от минус 0,3% до минус 5,2%).

Как результат, край в 2017 году занял 3 место среди регионов РФ по обороту розничной торговли (1 246 млрд. руб.), увеличив долю в российском товарообороте с 4,2% до 4,4%. Вклад края в объемы платного обслуживания населения страны увеличился с 5,1% до 5,3% или до 441 млрд. руб., что позволило региону закрепиться на 3 месте среди регионов РФ. По обороту общественного питания (70,3 млрд руб.) край сохранил 4 место в РФ, а его доля в общероссийском показателе увеличилась с 5,0% до 5,3%.

В общем итоге прогноз по объему валового регионального продукта (ВРП) региона выполнен на 103,0%. Темп роста ВРП края в 2017 году составил почти 101 % (100,9%) по отношению к 2016 году в сопоставимых ценах при прогнозном показателе 101,1%.

Инфляцию (индекс потребительских цен) удалось удержать на среднероссийском уровне 107,1% (прогноз 108,7%).

По фонду оплаты труда годовой прогноз выполнен на 103,5% с приростом на 6,3% к уровню 2016 года при прогнозируемом темпе прироста 4,0%.

Номинальный размер заработной платы составил 28,6 тыс. рублей с темпом роста 107,1 % (план 104,1%). Темп реальной зарплаты - 100% при плане 95,8% (РФ -100,6%). Реальные доходы населения по оценке достигли 98% при плане 96% (РФ -94,1%).

Численность занятых в экономике края по итогам 2017 года составила 2323,3 тыс. человек, что выше прогноза на 0,6%. По численности работников, занятых в сфере малого предпринимательства, прогноз выполнен на 99,5%.

Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2017 году составила 16,9 тыс.человек при среднегодовом прогнозном значении 18,8 тыс.человек. Прогноз по уровню регистрируемой безработицы выполнен и составил 0,6% по отношению к экономически активному населению.

По обеспеченности населения края врачами, годовой прогноз выполнен на 100,5%, средним медицинским персоналом - на 106,5%.

Таким образом, запас прочности краевой экономики позволил в течение 2017 года сохранить социальную стабильность и развиваться отраслям в большинстве случаев темпами выше среднероссийских параметров.

Основным объектом изучения при создании Концепции региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края становятся не предприятия, не производственные центры и даже не города (как персонажи модернизационного процесса), а региональное пространство, его пронизанность социокультурными факторами, позволяющими преодолевать моноцелевой подход.

Применение ресурсного подхода создает новые изменения региональной политики. На передний план выходят понятие инфраструктуры и идея развертывания региональной социокультурной среды.

Южный Федеральный округ в соответствии со Стратегией регионального развития Российской Федерации должен стать регионом опережающего развития. Краснодарский край, не имея монопродуктовой специализации, мало зависим от сложившихся вертикально-интегрированных структур. В этой ситуации в Южном Федеральном округе должен возникнуть эффективный конкурентоспособный сетевой регион, со своей системной организацией экономической жизни. Исходя из этого, Краснодарский край, опираясь на уникальность своих ресурсов и проводя эффективную региональную социально-экономическую политику, может сформировать на своей территории ядро сетевого региона, что обеспечит преимущественный приток в край ресурсов с территорий других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа, повышая его роль в Южном Федеральном округе и в России.

При разработке Концепции региональной политики края, наряду с положительными факторами, следует учитывать факторы, несущие негативные для развития элементы, в частности: большая протяженность границ Краснодарского края, являющихся государственными границами Российской Федерации, неурегулированность в вопросах взаимодействия РФ с сопредельными государствами, с учетом того, что статусы не всех территорий ясны (Абхазия). Кроме того, край примыкает к районам хронической социально-экономической нестабильности, в которых располагаются базы международного терроризма.

Малое предпринимательство Краснодарского края позволяет сформировать экономическую базу казачества, как силы стабилизирующей социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе,

мобилизовать потенциал казачества как исторически сложившегося экономического уклада для обеспечения безопасности на территории России.

Видение сложившихся региональных аспектов развития малого предпринимательства Краснодарского края изложено при анализе представленного министерством экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края исчерпывающего аналитического материала, характеризующего развитие малого предпринимательства в крае в период с 2010 - 2020гг. в разрезе административно-территориального деления с учетом региональных особенностей и отраслевой специфики деятельности малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица - ПБОЮЛ (физических лиц), образующих субъекты малого предпринимательства Краснодарского края.

В сфере малого бизнеса в Краснодарском крае занято более 615 тыс. чел. - это 27% работающих в экономике (в среднем по РФ данный показатель составляет 18%, а по странам ЕС - 72%), в том числе 13% работает на малых предприятиях. Число малых предприятий составляет 31,5 тыс. единиц, - это одна треть всех хозяйствующих единиц.

Предприятия малого бизнеса в отраслевом разрезе распределялись следующим образом: в общественном питании и торговле - 58%, в промышленности - 5%, в строительстве - 6, в других отраслях - 32%.

Совокупный вклад субъектов малого предпринимательства Краснодарского края в ВРП в 2018г. составил 17,7% (в среднем по РФ - 12%, а по странам ЕС - 70%). На долю малых предприятий без образования юридического лица - 7%. 223,2 тысячи субъектов малого предпринимательства организуют свою деятельность в Краснодарском крае, что на 2,8% превышает показатель 2017 года. В прогнозе 2020 года, планируется рост на 2,2%. Из них 32,5 тысячи - малые предприятия, что на 5,5% больше аналогичного показателя за 2017 года. В 2020 году прогнозируется рост на 2,5%, число предпринимателей без образования юридического лица. Это составит 190,6 тысячи человек, что на 2,3% больше чем в 2017 г.

На территории г. Краснодара в 2018 г. хозяйствовали 77423 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них 145 - средние предприятия, 77178 - малые предприятия, и 48479 - индивидуальные предприниматели Количество работающих в малом и среднем бизнесе достигла 232178 чел. Финансовый цикл малого и среднего бизнеса добился 949200,0 млн. руб. что составляет 41,4 % от цикла всех хозяйствующих субъектов в г.Краснодаре.

В таблице 1 отражена динамика показателей малого и среднего бизнеса в г. Краснодаре.

По словам экспертов власти Краснодарского края обязаны создавать в локалитетах, применяя предоставленные федеральными органами средства, технологические зоны малого предпринимательства по переработке бытовых отходов, мусороперерабатывающие комплексы с использованием передовых отечественных и зарубежных инноваций. В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства и создания новых субъектов малого бизнеса в Русском Фонде становления малого и среднего предпринимательства имеются предложения от фирм Турции, США и др. стран.

Помимо этого, обоснованным является образование на базе одного из предприятий Краснодарского края специальной экономической зоны индустриально-производственного и технико-внедренческого типа для организации сборки технических средств малой и особенно малой мощности: автомобилей для общественно незащищенных слоев населения (инвалидов, ветеранов войн, пенсионеров, фермеров. молодежи).

Таблица 1-Динамика показателей малого и среднего бизнеса ^ в г.Краснодаре (млн.руб.)

Показатели 2015 год 2016год 2017 год 2018 год 2018 г.% к 2015 г.

Финансовые показатели развития среднего и малого бизнеса - всего 824 725,7 858 307,1 904 741,9 949 200,0 140

Добыча природных ископаемых 882,1 1 480,0 1 440,3 1 514,1 170

Обрабатывающие предприятия 50 225 49 028 51 432 54 379 189

Обеспечение газом и электрической энергией 2 109 3 472 3 513 3 785 170

Водоснабжение; организация сбора и деятельность по ликвидации загрязнений 4 344,7 4 702,1 4 934,3 5 219,0 122

Гражданское строительство 74 215,4 74 594,8 78 778,7 82 447,7 166

Транспортировка и хранение 21 447,4 27 770,1 28 901,0 30 287,4 140

Деятельность в сфере информации и связи 1 408,0 1 454,7 1 529,4 1 707,5 120

Торговля розничная и оптовая 437 319,5 443 095,1 477 703,7 504 414,5 120

Деятельность по продаже и обмену недвижимого имущества 74 273,2 90 428,2 94 214,3 98 734,5 139

Прочие виды экономической деятельности 43 142,9 47 237,0 49 458,2 52 424,5 123

В зонах функционирования автомобильных кластеров при содействии отечественного Фонда поддержки среднего и малого бизнеса уже реализуется настоящий проект.

В Краснодарском крае целесообразно создание особых экономических зон туристско -рекреационного типа на территориях формирования туристического и лечебно-оздоровительного кластера (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа). По мнению специалистов Отечественного Фонда и Национального (экспертного) Совета, руководство края имеет уникальные возможности привлечь инвестиции гостиничных сетевых структур мирового класса, как, например: Хилтон, Шератон, Шангрила, Холлидэй-Инн и др., в этих условиях потенциал малых предприятий может быть мощно задействован в сфере гостиничного сервиса, кадрового наполнения.

Актуальной для региональной политики поддержки малого предпринимательства Краснодарского края является оптимальное использование административных инструментов:

- реструктуризация административных ресурсов и поддержки.

- реструктуризация финансовых ресурсов регионального бюджета.

- реструктуризация ресурсов информационной поддержки.

Инвестиционная привлекательность региона с учетом географического, геоэкономического и геополитического положения Краснодарского края, огромный интеллектуальный и кадровый потенциал, характеризующий менеджмент территории и населения края, качество администрирования и управления сектором малого бизнеса в условиях построения новой экономики, основанной на знаниях, инновационные перспективы и привлекательность венчурного инвестирования проектов, уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий являются результатом умелого распределения управленческих ресурсов и административной поддержки между уровнями и структурами региональной и муниципальной власти Краснодарского края. В условиях муниципализации эффективное делегирование властных полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, между исполнительной и законодательной ветвями власти представляется реальным инструментом региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края, по сути дела, управленческой инновацией Кубани.

По мнению специалистов Экспертного Совета, администрации Краснодарского края есть необходимый потенциал для ускорения информатизации и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в государственном и негосударственном секторах экономики. Объем рынка информационно-коммуникационных технологий в Краснодарском крае позволяет создавать новые рабочие места в данной сфере. Семь рабочих мест из десяти вновь создаваемых в экономике США находятся в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Для развития рынка информационно-коммуникационных технологий, предприятий инновационного сектора малого бизнеса, являющихся субъектами малого предпринимательства, целесообразно реализовать федеральный проект долгосрочного технологического прогноза так называемого классического Форсайта, что в переводе с английского означает взгляд в Будущее, давно опробованный в западных странах.

Проект станет первой попыткой построить сценарий развития многих отраслей экономики и общества на ближайшие 15-30 лет и выявить наиболее перспективные технологии и научные исследования, которые дадут рывок в развитии той или иной отрасли.

Для большинства стран, входящих в ЕС в последние годы, проведение такого Форсайта стало обязательным. В России также планируется перейти к отраслевому прогнозированию. Апробирование нового метода первоначально будет происходить под руководством Министерства связи и информатизации РФ в Министерстве промышленности и энергетики РФ, Министерстве образования и науки РФ.

Администрация Краснодарского края может использовать эту технологию для перевода экономики региона в высокотехнологичный сектор, для чего необходимо будет представить доклад с перечнем основных инновационных продуктов и услуг в тех или иных отраслях, которые будут иметь хорошие перспективы на инвестиции. Авторы русской версии Форсайта считают, что эти проекты поддержат не только западные венчурные компании, но и российский бюджет.

В целях создания режимов наибольшего благоприятствования субъектам малого предпринимательства Краснодарского края в зонах инвестиционной активности, городах-курортах международного, федерального и регионального значения через минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики, устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию форм малого бизнеса, а также для проведения международных форумов, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и иных мероприятий по обмену мнениями, и распространению положительного зарубежного и отечественного опыта в области поддержки развития субъектов малого предпринимательства с учетом передового опыта Краснодарского края в сфере администрирования и управления сектором малого бизнеса, авторы Концепции региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края считают целесообразным рекомендовать направить финансовые ресурсы краевого бюджета для освоения кредитных линий по поставке высокотехнологичного оборудования, произведенного всемирно известной компанией «Cisco Systems».

Компания «Cisco Systems» предлагает осуществить поставку своего оборудования на условиях кредита под гарантию одной из ведущих компаний Краснодарского края, использование которого позволит сформировать электронное правительство региона, проводить региональные совещания посредством телемостов, внедрить

IP - телефонию Cisco, развить деятельность call-центров, вести виртуальные обмены мнениями с бизнес-сообществом, объединениями и организациями предпринимателей, повысить уровень учета общественного мнения по самым актуальным вопросам развития малого предпринимательства в Крае.

Геоэкономическое расположение Краснодарского края на Азовско-Черноморском побережье страны, рассматривая, что Краснодарский края является центром притяжения интересов отечественных и зарубежных инвесторов, площадкой для образования результативной экономики, основанной на познаниях и, рассматривая, что край обеспечивает регулярное проведение научно-фактических конференций, интернациональных форумов, семинаров, круглых столов и других мероприятий по обмену навыком в сфере управления и администрирования системой малого бизнеса, территорией инвестиционной притягательности для интернациональных организаций. Приоритетные меры по реализации территориальной программы становления малого бизнеса в Краснодарском крае обязаны приниматься по созданию новых рабочих мест и инновационных субъектов малого предпринимательства.

Именно следственно специалисты считают рациональным советовать включить в Доктрину проведение на непрерывной и системной основе научно-утилитарных конференций и заседаний круглых столов по ключевым задачам малого бизнеса России в границах Интернационального экономического форума «Кубань-2006», придать ранг основного информационного органа, освещающего действие в области малого бизнеса и его поддержки на муниципальном ярусе журналу «Дело.Социум.Деньги», что дозволит мобилизовать источники социальных связей, сформировать меры информационной поддержки для становления малого предпринимательства в Краснодарском крае.

Территориальное пространство Кубани должно быть пронизано конструкциями, связями, играющими роль интегратора территориальной политики. Информационное социум, создаваемое вследствие становлению такого массового и мобильного сектора экономики, каковой является среда малого предпринимательства, становится сферой реализации территориальной политики становления малого предпринимательства Краснодарского края.

Перспективы становления субъектов малого предпринимательства зависят от результативности видов информационной поддержки и максимальной информатизации населения в области поддержки предпринимательства. Под эгидой администрации Краснодарского края с привлечением средств массовой информации края и других регионов, ведется энергичная рекламная работа и поиск партнеров во всех регионах России, ближнего и далекого зарубежья, организовано непрерывное телевещание по городским и районным телеканалах, в краевых и районных изданиях публикуются информационные статьи по тематике малого предпринимательства.Для малого предпринимательства, в целях укрепления системы подготовки кадров, необходима организация профессиональной подготовки специалистов объектов инфраструктуры малого предпринимательства, формирование образовательного кластера на базе Кубанского Государственного Университета (КубГУ). Поэтому следует сконцентрировать потенциал административной и финансовой поддержки, ресурсы деловых связей для реализации федерального проекта «Кадры для предпринимательства России», предложенного Национальным Фондом развития малого и среднего предпринимательства.

Основные направления данного федерального проекта переданы в Министерство образования и науки РФ. Проект должен быть кардинально скорректирован разработками КубГУ в области обучения школьников основам бизнеса, а также предложен для обучения уволенных в запас и находящихся на территории Краснодарского края военнослужащих, а также для других категорий категорий граждан (безработных, беженцев, пенсионеров, молодежи, особенно сельской).

Быстро меняющий современный мир, требует от людей мобильности, адекватной реакции на внутренние и внешние изменения, умения быстро ориентироваться в сложных ситуациях. В сфере бизнеса эти требования еще жестче. Конкуренция, новые законы и инструменты ведения бизнеса, интеграция в глобальную экономику, заставляют деловых людей получать дополнительное образование. Краевому руководству целесообразно было бы ориентировать ресурсы на создание системы интерактивного бизнес-образования, обеспечивающего высокий результат. И предложение компании «Cisco Systems» открыть Сетевую Академию Cisco в Краснодаре является весьма своевременным.

Концепция краевого развития малого предпринимательства может стать новым поступательным этапом для перспективного решения основных задач малого бизнеса в регионе, создания весьма благоприятных условий для активизации малого предпринимательства.

Проблемы малого предпринимательства и недостатки государственной системы его поддержки проявляются как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства.

Не гибкость правовой базы, не устойчивость отношений собственности, низкая защищенность бизнеса, неопределенность и непредсказуемость макроэкономической среды, неадекватность финансовых институтов исторически сложившемуся монополизму на товарных рынках, не высокий уровень платежеспособности населения порождают барьеры, ограничивающие развитие малого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники:

1. Краснодарский край в цифрах. 2017: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2018. - 307 с.

2. Никушин, В.В. Основы охранной деятельности в сфере предпринимательства / В.В. Никушин, В.В. Тиш-ков. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2016.-128c.

3. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2018 - 511 с.

4. Росстат: онлайн сборник "Россия в цифрах" / "Russia in figures" - выпуск 2017 года - rus/eng.

5. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ Синергия,2016.-464c.

6. Сергеев, А.П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) / А.П. Сергеев. - М.:КноРус,2013.-

440c.

7. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 c.

Sources:

1. Krasnodar region in numbers. 2017: Stat. SB. / Krasnodarstat-Krasnodar, 2018. - 307 p.

2. Nikishin, V. V. Fundamentals of security activity in the field of entrepreneurship / V. V. Nikishin, V. Tishkov. -Vologda: Infra-Engineering, 2016.- 128c.

3. Russia in numbers. 2017: Krat.stat.SB./Rosstat - M., Р76 2018 - 511 p.

4. Rosstat: online collection "Russia in figures"/ "Russia in figures" - 2017 edition - rus / eng.

5. Rubin, J. B. fundamentals of entrepreneurship: Textbook / Y. B. Rubin. Is - m: FPA synergy,2016.- 464c.

6. Sergeev, A. p. fundamentals of business (entrepreneurship) (for bachelors) / A. p. Sergeev. - M.: KnoRus, 2013.-

440c.

7. Cheberko, E. F. Bases of business activity. History of entrepreneurship: Textbook and workshop / E. F. Cheberko. - Lyubertsy: Yurayt, 2016. - 42

А.В. Бережной - доцент кафедры государственного и муниципального управления Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина (г.Краснодар) ( danyaavan@mail.ru., 8988-888-0000)

A.V. Berezhnoy - Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration Kuban State Agrarian University (Krasnodar);

Д.Н. Аванесян, магистрант кафедры менеджмента организации Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина (г.Краснодар)(danyaavan@mail.ru. 8988-888-0000)

D.N. Avanesyan, master student of the department of organization management Kuban State Agrarian University (Krasnodar).

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ MANAGEMENT OF LABOR DISPUTES IN ORGANIZATIONS

Аннотация. Исследование данной темы достаточно актуально, поскольку необходимо теоретически обосновать и выработать ряд методических подходов для того, чтобы предотвращать и разрешать трудовые конфликты на всех иерархических уровнях управления предприятиями, а также во взаимоотношениях с государством, которое,в свою очередь, не уделяет достаточного внимания созданию благоприятных условий для разрешения постоянно возникающих трудовых конфликтов. Все, возникающие в рамках социально-трудовых отношений, конфликты часто носят разрушительный характер, и невнимание к ним и к их разрешению может приводить к серьезным последствиям, даже до разрушения эффективного функционирования всей организации, именно поэтому урегулирование данных конфликтных ситуаций является крайне важной функцией менеджмента. В связи с этим достаточно важное значение приобретает вопрос, касающийся выбора оптимальной стратегии, такой стратегии, которая позволила бы прийти к разрешению и исчерпанию конфликта.

Annotation. The study of this topic is quite relevant, since it is necessary to theoretically substantiate and develop a number of methodological approaches in order to prevent and resolve labor disputes at all hierarchical levels of enterprise management, as well as in relations with the state, which, in turn, does not pay enough attention to creating favorable conditions for the resolution of constantly emerging labor disputes. All conflicts arising within the framework of social and labor relations are often destructive, and lack of attention to them and their resolution can lead to serious consequences, even before the effective functioning of the entire organization is destroyed, which is why resolving these conflict situations is an extremely important management function. In this regard, the question of choosing the optimal strategy, such a strategy that would allow to come to the resolution and the exhaustion of the conflict, becomes quite important.

Ключевые слова: Трудовые конфликты, организация, подходы, взаимоотношение, столкновение интересов.

Key words: Labor conflicts, organization, approaches, relationships, clash of interests.

Вопросами, касающихся изучений конфликтов, в том числе трудовых, занимались многие учёные, среди них: Александрова Е.В., Андреенкова Н.В., Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Гусева А.С., Данакин Н.С., Козлов В.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.