© Кусаинов М. А., 2010
КУСАИНОВ Марат Апсеметович
Вице-министр
Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан
010000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Орынбор, 8, Дом Министерств Контактный телефон: (7172) 70-18-11 e-mail: [email protected]
Роль малого и среднего бизнеса в частном предпринимательстве:
Казахстан и зарубежный опыт
Ключевые слова: конкурентоспособность; малый и средний бизнес; предпринимательство; государственная программа; индустриально-инновационное развитие; меры поддержки.
Аннотация. На современном этапе развития Казахстану предстоит решить ряд глобальных задач, среди которых можно выделить такие, как повышение конкурентоспособности, стабилизация и дальнейшее развитие малого бизнеса. Дается краткая характеристика текущего состояния малого и среднего бизнеса Республики Казахстан (количество субъектов, численность занятых, отраслевая структура и т. д.). Сравнительный анализ, проведенный автором, указывает на необходимость дальнейшей государственной поддержки этого сектора экономики. Предлагаются меры поддержки малого и среднего бизнеса как со стороны государственных институтов развития, иностранных инвесторов, так и непосредственно государства - через государственные органы.
В Послании народу «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев дал высокую оценку предпринимательства, назвав его «движущей силой новой экономики». Данный подход предполагает оказание государством разносторонней поддержки развитию частного бизнеса.
Зарубежный опыт экономического и социального развития подтверждает, что малый бизнес может стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики страны. Это касается и Казахстана. Малое предпринимательство содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующихся в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения в перспективе устойчивого экономического развития.
Сегодня особую актуальность приобретают проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия на сектор малого бизнеса, предстоит сформулировать целостную систему управления предпринимательством на уровне государства, регионов, конкретного предприятия. Государство нуждается в ряде исследований, посвященных как теоретическим аспектам бизнеса, определению малого и среднего бизнеса (МСБ), так и практическим вопросам создания и эффективного функционирования малых фирм.
Малому предпринимательству, как и всему бизнес-сообществу страны, отводится важная роль в активизации посткризисного развития Казахстана. В связи с этим
«государство инициирует активные меры, направленные на снижение стоимости ведения бизнеса как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов. Устанавливая оптимальные рамки административных процедур, повышая прозрачность их осуществления, государство стремится снизить влияние бюрократии и коррупции на важные аспекты делового климата в Казахстане». Конечным результатом реализации соответствующих мер станет увеличение к 2020 г. доли малого и среднего бизнеса на 7-10% в ВВП страны.
Рассмотрим основные тенденции развития малого предпринимательства в Республике Казахстан с 2001 по 2009 г. согласно его ключевым показателям (табл. 1).
Таблица 1
Ключевые показатели, характеризующие малый бизнес
Год Количество субъектов, ед. Численность занятых, тыс. чел. Выпуск п родукции, млн тенге
Всего % Всего % Всего %
Юр. лица ИП КХ Юр. лица ИП КХ Юр. лица ИП КХ
1999 30 172 100,0 0,0 0,00 340,7 100,0 0,0 0,0 0 0,0 0,0 0,0
2000 110151 30,7 0,0 69,30 650,5 59,20 0,0 40,8 87 657 0,0 0,0 100,0
2001 254088 15,6 46,8 37,60 1085,4 39,50 31,8 28,7 428319 68,8 0,0 31,2
2002 323731 13,1 52,5 34,40 1176,1 39,70 29,9 30,4 548 708 59,0 14,3 26,7
2003 383032 12,1 56,1 31,80 1299,3 37,10 33,7 29,2 730223 62,7 14,7 22,6
2004 447038 11,5 55,4 33,10 1404,9 37,30 35,5 28,9 1 142664 70,9 13,5 15,6
2005 504824 10,0 58,9 31,12 1610,1 33,10 40,0 31,4 1 234581 68,4 18,1 13,5
2006 570060 8,4 62,9 28,70 1684,9 33,13 34,5 29,9 1 521548 67,9 19,9 12,2
2007 640 900 8,7 64,9 26,40 1862,2 31,50 41,5 29,1 2066189 64,3 22,9 12,8
2008 706166 8,2 58,7 23,90 1994,7 35,20 41,5 23,1 2 419 452 68,8 18,0 13,1
2009* 741088 8,1 63,9 22,70 1 842 641 26,60 49,8 23,5 2201909 63,5 18,4 18,1
* Рассчитано по: [1]
С 2001 по 2009 г. число субъектов малого бизнеса возросло почти в 3 раза; в организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, а доля крестьянских хозяйств - в 1,6 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1,4 раза.
Увеличение доли индивидуальных предпринимателей свидетельствует о растущей массовости предпринимательства, вовлеченности в него всё более широких слоев населения. При этом объем выпускаемой субъектами малого бизнеса продукции возрос за указанный период в 3,7 раза.
Эволюция развитых стран подтверждает, что малый бизнес является основным звеном хозяйства, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста страны. Именно этот сектор экономики обладает потенциалом для решения многих проблем, сдерживающих экономический рост. К таким проблемам можно отнести неразвитую конкуренцию, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта, безработицу, бедность и т. д.
За последние годы число зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (СМП) увеличилось более чем в 4 раза по сравнению с 2001 г. и достигло в 2009 г. 1 084 000. Однако доля действующих в общем числе СМП составила 68,5%, т. е. 743 тыс., оставаясь практически неизменной на протяжении последних лет (рис. 1) [Там же].
Не менее важно отметить, что до 2005 г. доля выпускаемой продукции СМП в валовом внутреннем продукте страны имела тенденцию к росту, но начиная со следующего года она изменилась в обратную сторону. Если в 2005 г. она составляла 40,5%, то в 2009 г.
снизилась до 31,1%. Этот факт требует углубленного анализа, особенно в момент, когда Правительство РК проводит активную экономическую политику, нацеленную на отход от сырьевой зависимости, обеспечение диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет увеличения значимости обрабатывающего сектора, малого и среднего бизнеса.
1200
1000
800
600
400
200
0
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
I | Количество зарегистрированных СМП
Количество действующих СМП
Рис. 1. Абсолютные показатели, характеризующие количество субъектов малого предпринимательства, тыс. ед.
За последние 5 лет почти половина функционирующих СМП были заняты в сфере торговли, 4% - в строительстве и всего 2,5% - в промышленности (в 4 раза меньше аналогичного показателя в странах ОЭСР). Такая тенденция развития СМП сдерживает диверсификацию экономики, поскольку в этом процессе участвуют предприятия, занятые в промышленном секторе, в частности в обрабатывающей промышленности, и секторе услуг (насколько их можно выделить от специфических услуг, распределяющих доход от добывающих отраслей экономики).
За последние 6 лет наблюдается тенденция снижения доли промышленных предприятий малого бизнеса как по общему числу зарегистрированных СМП, так и по общему числу действующих и активно действующих СМП.
Роль промышленного малого бизнеса Казахстана в решении проблем занятости незначительна. В 2009 г. доля занятых в СМП в общей численности занятых в промышленности составила 4,9%, в то время как доля занятых на малых производственных предприятиях (менее 50 занятых) в производственном секторе стран ОЭСР - от 30 до 60%. Наибольший показатель численности занятых в СМП приходится на такие отрасли, как торговля (35,5%) и сельское хозяйство (25,3%).
Активная поддержка со стороны государства развития торговли и сельского хозяйства заметно отразилась на выпуске продукции сельского хозяйства: в 2009 г. (по сравнению с предыдущим годом) наблюдалось его увеличение в 3 раза, а торговли на 28% (рис. 2) [1]. Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития и одновременно обеспечения стабильности Казахстана. Рост объемов кредитования торговли по отношению к другим сферам сказывается на снижении темпов диверсификации и развитии экономики в целом.
С учетом того, что банки сократили кредитование, масштабная государственная поддержка - и финансовая, и институциональная - была оказана малому и среднему бизнесу. Правительством РК в последнее время предпринимаются определенные меры по стабилизации ситуации в целом по промышленности и по отдельным рынкам. Одним из направлений финансирования малого и среднего бизнеса является софинанси-рование республиканского и местных бюджетов.
I | Предоставление коммунальных услуг
~| Здравоохранение
Образование
Х//\ Операции с недвижимым имуществом
\= им! Транспорт и связь
IIIHII Г остиницы и рестораны
Торговля; ремонт автомобилей,
K>Ovl бытовых изделий и предметов личного пользования
\/ 1 Строительство
|^| Промышленность
Рыболовство, рыбоводство
X/ I Сельское хозяйство
Рис. 2. Структура выпуска продукции предприятиями СМП по видам экономической деятельности, %
Сравнение темпов развития малого предпринимательства в Казахстане с промышленно развитыми странами показало, что Республика заметно отстает по таким показателям, как «вклад в ВВП» и «занятость населения», притом что у нас СМП составляют более 90% всех хозяйствующих субъектов. Так, доля ежегодных объемов выпуска продукции субъектами малого и среднего бизнеса в развитых странах составляет от 43 (в Канаде) до 57% (в Германии) ВВП. В Казахстане же этот показатель ниже почти в 3 раза (15%). По доле занятых в секторе МСБ в общей занятости показатели Казахстана также гораздо ниже по сравнению с показателями развитых государств: на протяжении последних 5 лет в Республике этот показатель держится на уровне 23% (в развитых странах - от 47% в Канаде до 75% в Японии (рис. 3) [1; 2].
британия
I I Доля СМП в ВВП страны ЕЭ Доля СМП в общей занятости га Доля СМП в общем количестве хозяйствующих субъектов
Рис. 3. Вклад субъектов малого предпринимательства в ВВП стран
Отраслевая структура сектора СМП Казахстана также имеет значительные отличия от зарубежных аналогов. Сравнение отраслевых структур государств ОЭСР, Великобритании, Чехии показало, что в этих странах до 36% СМП заняты производством услуг; от 10 до 20% заняты в промышленности и строительстве; 5% - в сельском хозяйстве; 15-25% - в торговле. В США структура малого бизнеса выглядит иначе: здесь очевидно
2005 2006 2007 2008 2009
преобладание сферы услуг (58%), более 20% СМП осуществляют деятельность в таких сферах, как строительство и торговля.
Как известно, доля субъектов малого предпринимательства, занятых в промышленности, является важным показателем диверсификации экономической структуры и развития малого предпринимательства. В то же время почти 40% СМП Казахстана заняты в сфере оптовой и розничной торговли, более 20% СМП функционируют в сельском хозяйстве и только 3% - в сфере промышленности, что в 4 раза меньше аналогичного показателя в странах ОЭСР. Такая тенденция развития субъектов малого предпринимательства не способствует диверсификации экономики, поскольку в ее обеспечении важнейшую роль играют предприятия, занятые в промышленном секторе, в частности в обрабатывающей промышленности, и в секторе услуг.
Доля малого и среднего бизнеса торговли Польши, как и Казахстана, относительно высока - 32%. При этом более значительно развит малый и средний бизнес (МСБ) в промышленности: его доля в общем количестве субъектов МСБ составляет 10%. Стоит отметить, что в отраслевой структуре МСБ Польши, как и в ряде стран ОЭСР, нет сельского хозяйства, что объясняется особым статусом в этих странах крестьянских и фермерских хозяйств, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса.
Необходимо отметить и тот факт, что в странах Европейского Союза зарегистрировано около 25 млн малых и средних предприятий (почти 99% всех зарегистрированных предприятий), которые дают работу 75 млн чел.
В экономически развитых странах, таких как Италия или Германия (машиностроение делает эту страну лидером в мировом экспорте), за последние 10 лет доля малых предприятий в индустрии составила 93 и 81% соответственно [3; 4]. Аналогично вышесказанному в Великобритании занятость в малых и средних производствах почти утроилась с начала 1970 по 2010 г. Вместе с тем высокая доля занятости на малых предприятиях не обязательно соответствует большей доле ВВП в производстве. Например, в Германии малые машиностроительные предприятия производят 7% добавленной стоимости сектора, а в США - 5% (при занятости МСБ в машиностроении около 80%). Это связано прежде всего с тем, что основная роль малого и среднего бизнеса состоит в поддержке хозяйственной динамики и мобильности капитала (факторов производства). Именно так малый и средний бизнес формирует общественную основу для роста и процветания стран [5. Р. 2]. В Германии, стране с традиционно хорошо поставленным учетом, компании малого и среднего бизнеса составили 96-97% всех зарегистрированных компаний за последние 10 лет.
Анализируя динамику производительности субъектов малого предпринимательства, можно отметить, что во всех странах их производительность ниже средней. Условная статистическая мера - разница показателей в диапазоне 10-20%. В странах, которые недавно осуществили переход от централизованной экономики к рыночной, это отставание составляет 50% и более.
Что касается СМП развитых стран, то здесь очень высок уровень производительности, благодаря некоторым особенностям определения малого и среднего бизнеса и роли хозяйственных отраслей с высокой добавленной стоимостью, как в США. В Великобритании высокий уровень производительности объясняется тем, что к субъектам малого предпринимательства относят все услуги, в том числе образовательные, медицинские и услуги в области социальной помощи (табл. 2).
Даже если учесть, что определение малого и среднего бизнеса в законодательстве РК исключает горнодобывающую промышленность и некоторые финансовые услуги, очевидно, что в этом отношении Казахстан не в лучшую сторону отличается от стран Европы, поскольку уровень производительности СМП у нас примерно в 2 раза ниже.
Для активизации деятельности малого и среднего бизнеса в Казахстане в 2010 г. в рамках Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию
на 2010-2014 гг. была принята Программа «Дорожная карта бизнеса - 2020», нацеленная на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также на сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Таблица 2
Сравнение динамики производительности субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан и стран мира, %*
Страна Доля СМП в ВВП Доля СМП в занятости Производительность СМП, % от общего показателя
Казахстан 15,0 23,0 22,9
Польша 48,6 68,1 49,0
Словения 45,3 66,0 44,9
США 52,0 54,0 103,7
Италия 55,0 73,0 77,0
Великобритания 52,0 56,0 93,0
Германия 57,0 69,0 82,0
* Данные [1; 2].
Решение задач в рамках реализации Программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» осуществляется по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств. На данный момент были предприняты следующие меры:
• увеличена с 12 до 14% предельная ставка вознаграждения для субсидирования кредитов;
• предоставлена возможность субсидирования кредитов, направленных на пополнение оборотных средств до 30% от стоимости проекта;
• предоставлена возможность субсидирования предприятий, производящих продукцию, экспортируемую аффилированным с ним лицом, в случае осуществления предпринимательской деятельности группой аффилированных лиц.
Перечисленные меры помогут, во-первых, повысить занятость населения; во-вторых, будет способствовать диверсификации экономики путем оказания поддержки инновационным производствам. Вместе с тем имеются негативные и «узкие» места в реализации Программы: низкая активность местных исполнительных органов в рассмотрении проектов по предоставлению поддержки; в ряде регионов поддержку в субсидировании получили лишь один либо два кредита предпринимателей. В дополнение к действующим мерам планируется ввести новое направление «Усиление предпринимательского потенциала», включающее в себя сервисную поддержку бизнеса на двух уровнях:
1) поддержка начинающих предпринимателей (старт-ап проекты), для которых предусмотрено предоставление стандартизированных сервисных услуг институтами развития;
2) поддержка действующего бизнеса посредством тренингов, организации тематических бизнес-стажировок за рубежом и содействия в установлении деловых связей.
Важным акцентом является также создание условий для продвижения товаров казахстанских производителей с помощью поддержки развития современной торговой инфраструктуры и торговых сетей. Поддержка в рамках Программы будет предоставляться торговым сетям и центрам, отвечающим международным стандартам. Одним из основных условий ее оказания станет наличие программы развития, направленной на поддержку казахстанских товаропроизводителей, предусматривающей в обязательном порядке предоставление им льгот при заключении контрактов (в том числе долгосрочных), выделении торговых площадей, продвижении товаров.
Процесс подготовки и реализации Программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» -еще один пример конструктивного партнерства государства и бизнеса. Главное условие оказания государственной поддержки, в том числе с целью оздоровления экономики, -системообразующий характер деятельности предприятия для региона или отрасли, его высокий технологический потенциал, строгое выполнение обязательств по реализации плана модернизации.
Источники
1. Данные Агентства по статистике Республики Казахстан. 1999-2009 гг.
2. UNECE SME Database.
3. UNCTAD Database.
4. OECD Outlook 2009.
5. Statistical Press Release / UK Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform.