Научная статья на тему 'Роль малого бизнеса в обеспечении социально-экономического развития региона'

Роль малого бизнеса в обеспечении социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1445
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Надежда Петровна, Калинина Галина Викторовна, Калинин Андрей Михайлович

Рассмотрена роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии региона. Обоснована необходимость разработки и практической реализации качественно новой системы региональной поддержки малого предпринимательства, гибко отвечающей специфике и практическим нуждам этого сектора экономики, а также особенностям развития малых форм хозяйствования на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN ENSURING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

This publication is dedicated to questions of the application of a specific-program approach in control of regional development. In the article questions of development and implementation of federal, regional and departmental special-purpose programs from the point of view of an increase in the effectiveness in control of social and economic processes are examined.

Текст научной работы на тему «Роль малого бизнеса в обеспечении социально-экономического развития региона»

УДК 338(470.344)

Н.П. БЕЛОВА, Г.В. КАЛИНИНА, А.М. КАЛИНИН

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, социально-экономическое развитие, региональное развитие.

Рассмотрена роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии региона. Обоснована необходимость разработки и практической реализации качественно новой системы региональной поддержки малого предпринимательства, гибко отвечающей специфике и практическим нуждам этого сектора экономики, а также особенностям развития малых форм хозяйствования на уровне региона.

N.P. BELOVA, G.V. KALININA, A.M. KALININ THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN ENSURING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION Key words: small business, entrepreneurship, socio-economic development, regional development.

This publication is dedicated to questions of the application of a specific-program approach in control of regional development. In the article questions of development and implementation of federal, regional and departmental special-purpose programs from the point of view of an increase in the effectiveness in control of social and economic processes are examined.

Место малых предприятий (МП) предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

Научный анализ применительно к малому предпринимательству в России, раскрытие его сущности и теоретическое обоснование закономерностей развития имеет важное значение для оценки современного состояния малого бизнеса, для повышения эффективности государственной поддержки малых предприятий. При этом необходимо отметить следующую эволюцию малого предпринимательства в России: предпосылки, возникновение,становление,зрелость.

В России малое предпринимательство как сектор экономики существует около 20 лет и находится на стадии становления. Оно приобрело определенную устойчивость и достаточную широту распространения, превратилось в полной мере в самостоятельный сектор экономики страны, в котором четко обозначились стороны экономических противоречий. Уже создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малых предприятий, уточнены отдельные положения политики государства по их поддержке, разработаны механизмы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, образованы структуры для ее реализации.

Однако в годы становления малого бизнеса резко обострились экономические противоречия в этом секторе экономики. В результате, несмотря на рост экономики страны, малое предпринимательство фактически не развивалось до 2004 г. (табл. 1). При этом надо учесть, что многие зарегистрированные малые предприятия не являются экономически активными, т.е. это «мертвые души».

Таблица 1

Динамика изменения абсолютного числа малых предприятий РФ, тыс. ед. [1,2,4,6|

Показатели Годы

1994 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

А 1 2 3 4 5 6 7 8

Малые предприятия 896,9 882,3 953,1 973,9 1032,8 1137,4 1390,6 1602,4

Абсолютное изменение числа МП к 1994 г. (+,-) -14,6 56,2 77 135,9 240,5 493,7 705,5

Дальнейшее развитие малого предпринимательства позволит решить такие социально-экономические проблемы, как создание условий для обеспечения политико-экономической стабильности в стране, формирование рациональной структуры экономики, обеспечение роста доходной части бюджетов всех уровней. Соотношение различных категорий работников в малом предпринимательстве России характеризуется большим удельным весом постоянных работников. Таким образом, малое предпринимательство практически не использует такой фактор повышения эффективности производства, как вторичная занятость.

Для малого предпринимательства характерна низкая средняя численность работников на одном малом предприятии (табл. 2). На одно малое предприятие в среднем приходится 8,2 человека постоянных работников, что значительно ниже уровня предельно допустимой численности, установленной законодательством России.

Таблица 2

Средняя численность постоянных работников на одном малом предприятии РФ, чел. [2]

Виды экономической деятельности Годы

2007 2008 2009

Всего 8,1 8,2 8,1

В том числе: промышленность 11,9 13,4 13,9

строительство 11,8 12,5 12,4

транспорт и связь 12,1 11,8 8,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 5,8 5,9 5,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,2 4,9 6,7

здравоохранение, физическая культура и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных и персональных услуг 5,5 12,0 9,0

образование 5,0 3,0 4,7

Многие малые предприятия имеют значительные резервы повышения экономической жизнеспособности во всех видах деятельности за счет масштаба производства. Государственная поддержка малого предпринимательства не направлена на концентрацию производства в малом бизнесе. Только 4,9% малых предприятий в строительстве и 4,8% предприятий в промышленности имеют численность работающих от 61 до 100 человек.

Особенностью малого предпринимательства в России стал чрезвычайно высокий уровень административных барьеров как результат углубления противоречия между независимостью собственности и государственным регулированием малого бизнеса. Государственное вмешательство в деятельность малых форм хозяйствования излишне высокое.

Говоря об особенностях малого предпринимательства в современной экономической ситуации в России, необходимо отметить искажение понятия хозяйственной типичности. Типичной стала нерегулярность экономических актов. Многие малые хозяйствующие субъекты ориентируются на одноразовость сделок, стремятся получить максимальную прибыль ценой ограничения потенциальной возможности дальнейших экономических взаимодействий с контрагентами, нарушая как сроки поставки продукции, так и сроки ее оплаты. Сложные формы хозяйственной деятельности малых предприятий, практикуемые в странах с развитой рыночной экономикой, в России не получили законодательного закрепления,

что привело к упрощению форм социально-экономической деятельности малых предприятий, примитивизации экономических связей между ними.

Особенность малого предпринимательства в нашей стране состоит в том, что предприниматель вынужден искать гарантии выполнения сделки в наличии общих знакомых, пытается поставить контрагента в зависимое положение, привлекает на свою сторону для обеспечения эффективности экономических взаимодействий формальные и неформальные силовые элементы. Все это приводит не только к дополнительным расходам, но и к локализации экономических сделок в узком кругу хозяйствующих субъектов, формированию коррупции и криминализации малого предпринимательства. В таких условиях эффективность рыночных управленческих механизмов резко снижается.

Стратегическая направленность хозяйствующих субъектов малого предпринимательства на вовлечение в экономические соглашения исполнительной или силовой власти препятствует становлению конкурентной среды в региональной экономике. Создаются малоэффективные местные структуры, опирающиеся на локальность и персональность как единственные источники доверия, которые препятствуют дальнейшим инновациям и поискам новых управленческих решений.

Создание малых предприятий в процессе приватизации госимущества сформировало у большинства предпринимателей единственно возможную стратегию - стратегию выживания малого предприятия, что является особенностью малого предпринимательства в стране. Однако стратегии малого предприятия должны быть динамичным процессом, поскольку условия хозяйствования в стране изменяются. Разработанный план действий должен быть достаточно гибким, чтобы малое предприятие могло реализовать свои потенциальные возможности.

Особенность развития малого предпринимательства в России определяют сложившиеся экономические устои современного российского общества. Происходит столкновение нового рыночного мышления с традиционным плановым, что ведет к восприятию обществом предпринимательства как чуждого и даже вредного элемента. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение». Меньше половины респондентов ответили положительно на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети (внуки) занимались предпринимательством?». Чтобы снизить уровень негативного отношения населения к предпринимательству, в частности к малым его формам, исполнительная власть должна доказать людям, что правовая система страны защитит их от обмана предпринимателя.

В научной литературе по проблемам малого предпринимательства, в выступлениях представителей законодательной и исполнительной власти звучат четыре тезиса о том, что малый бизнес должен: обеспечить создание новых рабочих мест, рост налоговых платежей в бюджет, экономическую стабильность; стать главным источником инноваций. Очевидно, что решить эти четыре задачи одновременно малый бизнес не сможет без поддержки государства. Отмеченные особенности становления и развития малого бизнеса в стране нельзя не учитывать при анализе экономических противоречий малого предпринимательства и разработке Программ поддержки малых предприятий.

Малые предприятия России по сравнению с таковыми в экономически развитых странах имеют пока незначительную общую долю в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны (табл. 3).

Данные, приведенные в табл. 6, свидетельствуют о том, что объемные показатели деятельности малых предприятий по отношению к валовому внутреннему продукту постепенно возрастает: с 10,7% в 2002 г. до 43,19% в 2009 г.

В 2005 г. объемный показатель деятельности малых предприятий был изменен с объема произведенной продукции (работ, услуг) на оборот малых предприятий, расчет которых различен. В связи с этим удельный вес деятельности малого бизнеса возрос и сохраняет тенденцию к росту.

Таблица 3

Динамика ВВП России и объемные показатели деятельности малых предприятий за 2002-2009 гг., млрд руб.

Годы ВВП Объем произведенной продукции (работ, услуг) предприятиями малого бизнеса Удельный вес предприятий малого бизнеса*, %

2002 10830,5 1160,8 10,72

2003 13243,2 1686 12,73

2004 17048,1 2229,6 13,08

2005 21625,4 9633 44,55

2006 26903,5 12009 44,64

2007 33258,1 15469 46,51

2008 41444,7 19741,5 47,63

2009 39063,6 16873,1 43,19

* 2002-2004 гг. - объем произведенной продукции (работ, услуг) предприятиями малого бизнеса, 2005-2006 гг. - оборот малых предприятий.

В России сложилась весьма специфическая отраслевая структура малых предприятий, а также выделился ряд сфер экономической деятельности, где малые предприятия не проигрывают в сравнении с крупными и средними предприятиями.

По состоянию на 01.01.2009 г. малые предприятия в отраслях экономики страны распределяются следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Отраслевая структура малого предпринимательства РФ, % [5]

Наименование отрасли Удельный вес, %

Оптовая и розничная торговля, ремонт 42,16

Обрабатывающее производство 10,85

Строительство 11,90

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,42

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,86

Транспорт и связь 5,44

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,47

Гостиницы и рестораны 2,54

Прочие 4,36

Как можно заметить, в структуре малого бизнеса превалирует торговый сектор (42,16% на начало 2009 г.). Во многом это можно объяснить относительной простотой данного вида деятельности; предприниматели чаще берутся за то, что доступнее. В последнее время получили значительное распространение операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 17,42%, которые также требуют меньших затрат ресурсов. Обрабатывающие производства и строительство имеют гораздо меньший удельный вес (10,85 и 11,9% соответственно).

Значительно меньший удельный вес имеют транспорт и связь (4,9%); примерно равные доли занимают сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (2,8%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,4%), гостиничный и ресторанный бизнес (2,0%).

Таким образом, в целом структура малого бизнеса по отраслям с течением времени колеблется незначительно.

Рассматривая проблемы развития малого предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны. Все это наглядно продемонстрировано в табл. 5.

Таблица 5

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий РФ за 2003-2009 гг.

Показатели Годы

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Количество малых предприятий на конец года, тыс. ед. 893 953,1 979,3 1032,8 1137,4 1390,6 1602,4

Объем продукции (работ, услуг), млрд руб. 303,1 261,9 613,7 12099 15469 19741,5 16873,1

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 8255 8667 8934 9469 10157 10367 10254

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 22,1 19,3 29,8 49,7 49,7 45,6 33,4

Из данных табл. 5 видно, что за рассматриваемый период наблюдалась положительная динамика роста (более чем в 1,8 раза) количества малых предприятий - с 893 тыс. единиц в 2003 г. до 1602 тыс. единиц - в 2009 г.. Объем продукции, работ и услуг, оказанных малым бизнесом, возрос более чем в 55 раз и составил на конец 2009 г. - около 16873 млрд руб.

За 2003-2009 гг. наблюдался рост численности работников, занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства, почти на 2 млн человек, или на 22,4%.

Однако объем инвестиций в основной капитал, с 2007 по 2009 г. сократился. Данная тенденция, на наш взгляд, обусловлена кризисными ситуациями в экономике и снижением инвестиционной привлекательности большего числа предприятий малого бизнеса страны.

Таблица 6

Показатели деятельности малых предприятий по федеральным округам РФ за 2009 г.

Федеральные округа Количество предприятий на 1 января 2010 г., тыс. Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. чел. Оборот, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Центральный 73,1 1663,2 2772249,3 59701,3

Северо-Западный 31,1 672,6 1430379,4 13344,8

Южный 27,5 730 1058723,3 55435

Приволжский 47,1 1258,9 1572087,4 56595,7

Уральский 13,8 397,9 794790,3 17356,3

Сибирский 25,6 732,1 863205,1 45811,4

Дальневосточный 9,6 272,5 314493,5 4576

Всего по РФ 227,8 5727,1 8805928,2 252820,5

Показатели деятельности малого бизнеса, рассмотренные в разрезе федеральных округов, свидетельствуют о неравномерности распределения малых и средних предприятий на территории страны. Так, Центральный федеральный округ лидирует по количеству организаций, объему оборота и численности работников малых предприятий. Закономерно, что именно на долю этого округа приходится большая часть инвестиций в основной капитал. Одним из перспек-

тивно развивающихся можно считать Приволжский федеральный округ. На территории его субъектов сосредоточена большая часть населения страны, выступающая в качестве потенциальной рабочей силы. Наименее привлекательным с точки зрения инвестиционного климата выглядит Дальневосточный федеральный округ. На его долю приходится наименьший объем оборота, самое меньшее число предприятий и работников, занятых на них.

Еще одна особенность развития малого предпринимательства в российской экономике - трудности в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (крупного, среднего и малого) в России усложнены исторически сложившимися традициями в период функционирования планово-распределительной экономики. Сохраняется полная зависимость малых предприятий от крупных производств.

Малый бизнес является одной из наиболее эффективных и широко распространенных во всем мире форм экономической активности, на долю которой в развитых странах приходится до 60% валового национального продукта и свыше 50% занятых в народном хозяйстве. Малый бизнес - неотъемлемый элемент воспроизводственного процесса в условиях перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития, обеспечивающий наличие мобильного инновационного потенциала, оказывающий модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности региональной конкуренции.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМП, 1996.

2. Малое предпринимательство в России. М., 2009.

3. Россия в цифрах. М., 2009.

4. Российский статистический сборник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.

5. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Росстат. М., 2009.

6. http://www.giac.ru.

БЕЛОВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (npbelova@mail.ru)

BELOVA NADEZHDA PETROVNA - candidate of Economic Sciences, assistant professor of Economics, Control and Cooperation Department, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

КАЛИНИНА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доктор философских наук, заведующая кафедрой коммерции и менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (galin-kalinina@yandex.ru)

KALININA gAlINA VIKTOROVNA - candidate of Economic Sciences, doctor of Philosophical Sciences, head of Commerce and Management Department, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

КАЛИНИН АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - аспирант, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (istrum@list.ru).

KALININ ANDREY MIKHAYLOVICH - post-graduate student, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.