Научная статья на тему 'Развитие малого бизнеса в России'

Развитие малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малинина Елена Николаевна

В статье рассмотрен вопрос о том, что представляет собой малый бизнес в России, каковы его основные тенденции и прогнозы развития. Автором выделены критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к малым предприятиям, и приоритетные направления развития малого бизнеса в современной России. Отмечен рост количества малых предприятий в России за последние семь лет. Кроме того, рассмотрены основные реформы и проекты правительства по поддержке малого бизнеса в России, в частности инновационного бизнеса. Отражены основные особенности развития и поддержки малого бизнеса в Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого бизнеса в России»

показал, что в настоящее время главным фактором, влияющим на выбор оператора сотовой связи, является не только цена, но и ассортимент предоставляемых услуг. Потребитель хочет иметь возможность выбора тарифных планов, опций и дополнительных услуг в соответствии со своими личными предпочтениями. Цена услуг сотовой связи на сегодняшний день занимает только второе место, так как абонент имеет возможность выбора такого тарифного плана, который минимизирует его расходы и предоставит большой объем дополнительных опций.

Таким образом, на региональном уровне для нового поставщика услуг сотовой связи исследуемый рынок не является привлекательным, так как потребители не видят смысла в появлении новых операторов, а оказание базовых услуг связи не приносит больших доходов. В качестве тенденции отметим приближение российского (и пензенского в частности) рынка сотовой связи к насыщению по числу абонентов [2]. Значимость количества новых контрактов в бизнесе операторов постепенно снижается. Основной фокус смещается в сторону удержания существующей абонентской базы путем более четкого сегментирования по группам клиентов и разработки большего числа нишевых продуктов. Соответственно ожидается снижение числа «мигрирующих абонентов», переключающихся от одного оператора к другому в поисках наиболее дешевых тарифов.

Список литературы

1. URL http //mforum.ru.

2. URL http //penza-job.ru.

3. URL http //megafon.ru.

4. URL http //beeline.ru.

5. URL http //mts.ru.

6. URL http //smarts.ru.

УДК 330.1

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Е. Н. Малинина

В статье рассмотрен вопрос о том, что представляет собой малый бизнес в России, каковы его основные тенденции и прогнозы развития. Автором выделены критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к малым предприятиям, и приоритетные направления развития малого бизнеса в современной России. Отмечен рост количества малых предприятий в России за последние семь лет. Кроме того, рассмотрены основные реформы и проекты правительства по поддержке малого бизнеса в России, в частности инновационного бизнеса. Отражены основные особенности развития и поддержки малого бизнеса в Пензенской области.

In article is considered the questions that present small businesses in Russia, what its main tendencies and development forecasts. The author allocated the criteria, allowing to carry accounting entities to small enterprises and the priority directions of development of small business in modern Russia. Feature of this article

is that at it there is a table, allowing to analyse dynamics of growth of quantity small the entities in Russia for the last 7 years. Besides, the main reforms and government projects on support of small businesses in Russia, in particular innovative business are considered. The main features of development and support of small business in the Penza region are reflected.

Предпринимательство играет очень важную роль в экономике. Инициатива и способности предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Особое значение имеет малый бизнес, способствующий быстрому увеличению числа собственников, а значит, формированию среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе. Что представляет собой малый бизнес в России, и каковы основные тенденции и прогнозы его развития?

Малый бизнес - это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Особенностью его является быстрая адаптация к изменениям рынка и требованиям потребителя, высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях. Малый бизнес имеет большое значение для нашего государства, так как является одним из основных источников налоговых поступлений, способствует ликвидации монополии производителей и созданию конкурентной среды, что толкает предпринимателей к разработке и внедрению различных новшеств. Кроме того, это средство обеспечения занятости населения, что в итоге уменьшает безработицу. Без мелких предприятий возникла бы «лоскутная» экономика, где одни потребности населения удовлетворялись бы полностью, а другие -нет [1, с. 214].

Понятие «субъект малого и среднего предпринимательства» определено в Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данным законом, вступившим в действие с 1 января 2008 г., установлены новые критерии, которые позволяют отнести хозяйствующие субъекты к малым предприятиям. Одним из таких критериев является численность работников, которая не должна превышать 100 человек для малых предприятий. Кроме того, доля участия государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия должна быть менее 25 %; а доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25 %. Другим критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг), согласно которому к малым предприятиям относятся предприятия с выручкой от реализации товаров, не превышающей предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. По критерию средней численности работников установлены следующие нормы: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в оптовой торговле - 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [2].

В России малый бизнес находится на стадии своего развития. Зачастую владельцам частных предприятий приходится сталкиваться с такими пробле-

мами, как высокие налоги, трудности получения кредита и его высокая ставка, несовершенство законодательства и банковской системы, коррупция, бюрократия, а также недостаток информации, культуры и опыта. Эти и другие проблемы малого бизнеса в России настоятельно требуют государственного вмешательства в форме экономической и юридической поддержки малого предпринимательства. Но нужно заметить, что за последние годы российское правительство осуществило ряд реформ по поддержке малого бизнеса [1, с. 217].

По данным Национального института системных исследований основных проблем предпринимательства, тенденция роста количества предприятий за последние семь лет выражается в следующей статистике (табл. 1).

Таблица 1

Тенденции роста количества частных предприятий

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число предприятий 953,1 тыс. 979,3 тыс. 1032,8 тыс. 1137,4 тыс. 1335 тыс. 1602,4 тыс. 2197,5 тыс.

Проанализировав данную таблицу, приходим к выводу, что за последние несколько лет количество частных предприятий резко возросло. Число занятых людей на малых предприятиях тоже имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2005 г. их число составило 7815,1 тыс. человек, тогда как к началу 2011 г. -11,9 млн человек, или около 16,7 % от экономически активного населения [3]. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса в современной России являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, а также сфера строительства. Помимо этого, одним из новых направлений является развитие электронного бизнеса [4, с. 104].

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил положительную динамику в развитии малого бизнеса в России. Первый вице-премьер Игорь Шувалов подчеркнул, что за последние три года из федерального бюджета на эти цели было перечислено 124,5 млрд руб. [5]. Развитию малого бизнеса в России способствовали следующие меры государственной поддержки. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором вводятся и определяются основные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Огромную поддержку государство оказывает с помощью грантов, представляющих собой безвозмездную поддержку, на которую может рассчитывать начинающий предприниматель при открытии собственного дела. Одним из лидеров по предоставлению грантов малому бизнесу в 2011 г. является Приморский край. В течение ближайших трех лет на предоставление материальной помощи частным предпринимателям будет выделено более 200 млн руб. [6].

С начала 1990-х гг. в России стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Большая поддержка оказывается развитию инновационного бизнеса. Правительством РФ создается многоуровне-

вая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. В рамках этой системы уже прошли обучение и переподготовку сотни специалистов малых инновационных предприятий.

Особое место в малом бизнесе занимает венчурный бизнес, представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоением нововведений. Продолжается развитие поддержки малых инновационных предприятий в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок.

Что касается Пензенской области, можно сказать, что развитие малого предпринимательства считается одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований. В июне 2006 г. в Пензе открылся бизнес-инкубатор, в задачи которого входит оказание услуг субъектам малого предпринимательства [7]. В 2011 г. количество субъектов малого бизнеса составляло 11461 предприятие. Видами государственной поддержки малого предпринимательства в Пензенской области является выплата субсидий субъектам малого предпринимательства (в возрасте до 30 лет включительно) на приобретение объектов основных средств; венчурное финансирование; гранты начинающим малым (средним) инновационным компаниям до 500 000 руб.; субсидии действующим инновационным компаниям до 5 000 000 руб. и на реализацию инновационных проектов победителей конкурсов; субсидии на возмещение части затрат по регистрации изобретений; господдержка в сельском хозяйстве. В 2012 г. на предоставление субсидий и грантов в Пензе будет выделено около 10 млн руб. из регионального бюджета, около 40 млн руб. будет привлечено за счет средств федерального бюджета.

Губернатор Пензенской области В. К. Бочкарев обратился к ректорам вузов с предложением привлечь студентов к занятию бизнесом. «Молодых ученых еще на стадии обучения в вузе нужно привлекать к работе по созданию собственного бизнеса. Имея реальные перспективы в будущем, молодежь уже не захочет покидать родную Пензу в поисках лучшей жизни», - говорил губернатор Пензенской области В. К. Бочкарев [8]. Трудно не согласиться с мнением губернатора, ведь в вузах города Пензы наверняка есть активные и инициативные студенты, имеющие свои идеи и проекты, и поэтому хотелось бы, чтобы правительство Пензенской области помогало молодому поколению развиваться в сфере бизнеса.

Но какие же прогнозы делает Правительство РФ по поводу развития малого бизнеса в России?

По словам В. Буева, сектор малого и среднего бизнеса сегодня не имеет широкого представительства в сфере промышленного производства и инноваций, но именно там находится интеллектуальный ресурс нашей страны [3]. Представитель Минэкономразвития обратил внимание на то, что основная совместная работа государства, бизнеса и общественности в рамках «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» должна вестись по таким направлениям, как наращивание человеческого потенциала, повышение инновационной активности бизнеса и государства, интеграция национальной инновационной системы в мировую [5].

Итак, роль малого бизнеса в рыночной экономике очень велика, так как именно предпринимательство представляет значительную силу, способную воздействовать на общую конъюктуру рынка. На данный момент в России

принято законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

Список литературы

1. Экономическая теория : учеб. / под ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлева, Л. С. Тарасечева. - Изд. испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2005. - 672 с.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

3. Буев, В. Малый бизнес в России: что делать? / В. Буев, М. Смирнов, А. Чепурен-ко. - URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1681.html/

4. Экономика : курс лекций : в 2 ч. Ч. 1. Микроэкономика / под ред. С. Г. Михневой, Д. Г. Маслова, Т. В. Ровенской. - Пенза : Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. - 158 с.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. -URL: http://www.economy.gov.ru/

6. Деловой вестник инвестора. Гранты малому бизнесу. - URL: http://www.inve st-profit.ru/

7. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - URL: http://www.pnz.gks.ru/default.aspx/

8. Телеканал экспресс. Новости Пензы и области. - URL: http://tv-express.ru/ news_info/10378/

9. Кредитование малого бизнеса. - URL: http://www.kreditbusiness.ru/federal.html/ УДК 330.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

С. Г. Михнева, Ю. И. Русакова

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением места государственной собственности в рыночной экономике. Определяется ее доля в экономике развитых стран, Китая и России. Приводится точка зрения на вопрос о дальнейшем развитии государственного сектора в экономике России.

In the article are reviewed questions connected with the place of the state property in the market economy. There is an analysis about its quantity in the economy of developed countries, China and Russia. There is also the point of view about the future developing of state sector of Russian economy.

В последнее время доля государственной собственности в мире сокращается. Но так ли уж она бесполезна для функционирования рыночной экономики?

По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. В настоящее время в рыночной экономике выделяются две формы собственности: частная и государственная, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.