Научная статья на тему 'Роль лыжной подготовки в физическом становлении студента'

Роль лыжной подготовки в физическом становлении студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1531
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / SKI TRAINING / ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ / SKIING / УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / PT TEACHERS / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашкин Николай Геннадьевич

Раскрывается значение лыжной подготовки в физическом становлении студентов и затрагиваются некоторые аспекты причин их слабой лыжной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SKI TRAINING IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF A STUDENT

The importance of ski training in the physical development of students is highlighted, as well as some reasons for their poor skiing fitness.

Текст научной работы на тему «Роль лыжной подготовки в физическом становлении студента»

УДК 796.92

РОЛЬ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТА

Н.Г. Шашкин

Раскрывается значение лыжной подготовки в физическом становлении студентов и затрагиваются некоторые аспекты причин их слабой лыжной подготовленности.

Ключевые слова: лыжная подготовка; ходьба на лыжах; учителя физической культуры; физическая подготовленность; здоровье.

N.G. Shashkin. THE ROLE OF SKI TRAINING IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF A STUDENT

The importance of ski training in the physical development of students is highlighted, as well as some reasons for their poor skiing fitness.

Keywords: ski training; skiing; PT teachers; fitness; health.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время увеличивается количество выпускников, имеющих отклонения в здоровье и низкий уровень физической подготовленности. Здоровье населения страны ухудшается и не соответствует требованиям общества. На это обстоятельство указывают в своих работах некоторые авторы (Л.И. Лубы-шева, В.С. Кузнецов, П.А. Виноградов и др.).

По данным Минздрава России, 90% детей страдают различными заболеваниями, а около половины из них - хроническими. Причиной массового отклонения в здоровье детей, конечно же, является ведение детьми малоподвижного образа жизни, т.е. гиподинамия. При гиподинамии возникают негативные для ребенка последствия: нарушаются функции и структура органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющимся внешним условиям. В два раза увеличивается число детей с заболеваниями органов зрения, слуха и кариеса.

Изменения экологического и социального развития, компьютеризация привели к разрыву между социальными и биологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья.

Как известно, основным профилактическим средством против роста числа заболеваний является правильный образ жизни и восполнение недостающей физической активности. Это особенно важно для студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Для этих целей наиболее эффективны циклические упражнения на выносливость: ходьба, бег, лыжи, коньки, которые дают большой восстановительный эффект по сравнению с ациклическими видами физических упражнений. Еще на заре рожде-

ния медицины один из ее основоположников Гиппократ говорил, что для продления жизни необходимы умеренный образ жизни, разумная гимнастика и ходьба на свежем воздухе, что он называл «пищей жизни».

Мы считаем, что одним из основных и мощных профилактических средств против гиподинамии и разного рода болезней нынешнего века выступает лыжная подготовка. Это ходьба, катания, прогулки и оздоровительные занятия на лыжах.

Ходьба на лыжах доступна людям любого возраста - от дошкольного до глубокой старости, так как физическая нагрузка может дозироваться в широком диапазоне как по длительности воздействия, так и по интенсивности в зависимости от возраста, пола, уровня подготовленности, состояния здоровья, задач занимающихся.

Это прекрасное средство активного отдыха. Лыжные прогулки на свежем воздухе в лесной местности с разнообразным рельефом, с его тишиной, голосами птиц, воздухом, насыщенным отрицательными ионами, богатым кислородом и чистым от вредных микробов, доставляют эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на центральную нервную систему, снижают утомление, улучшают общее состояние организма, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.

Занятия на свежем воздухе имеют несомненное гигиеническое преимущество по сравнению с занятиями в спортивных залах и наиболее полезны для студентов, находящихся весь день в аудиториях, читальных залах и рабочих комнатах. Занимаясь на воздухе, студенты закаляют организм и улучшают биоло-

144

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)

гические процессы в нем. Кроме того, свежий воздух и природные условия снимают нервное напряжение у занимающихся, успокаивающе влияют на весь организм, придают бодрость. Следует отметить, что если занятия будут проходить в черте города, то эффекта от них будет меньше. В городском воздухе особенно ощущается недостаток кислорода. Он загрязнен различными примесями, исходящими из топок (дым, серный газ) и от автотранспорта (выхлопные газы).

Научные исследования показывают, что во время эпидемий гриппа дети, имеющие уроки лыжной подготовки, болеют в 2,5-3 раза меньше, чем их сверстники, уроки физкультуры у которых проводятся в зимнее время в спортивном зале. Установлено, что увеличение количества уроков лыжной подготовки в недельном цикле благотворно влияет на предотвращение болезней простудного характера, особенно при трех и более занятиях. Имеются данные сравнения занятий по лыжной подготовке с прогулками на свежем воздухе, показывающие, что закаливание организма детей более эффективно при физической нагрузке. Этот вывод подтверждают работы В.П. Похлебкина, А.С. Пявина, И.Г. Скочкова, А.С. Солодкова, А.Г. Хрипковой.

Велико оздоровительное значение лыжного спорта, которое заключается в благотворной обстановке занятий, вовлечении в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц, активной деятельности органов дыхания и кровообращения, протекающей в благоприятной обстановке, возможности легко регулировать нагрузку.

Существенно и образовательное значение лыжной подготовки. В процессе занятий студент приобретает новые знания, умения и навыки, связанные с техникой передвижения на лыжах, гигиеной, получает новые знания по инвентарю, смазке, правилам соревнований и т.д.

Занятия по лыжной подготовке воспитывают силу, выносливость, быстроту, ловкость, совершенствуют нравственные качества: настойчивость, упорство, выдержку, самообладание, инициативу, самостоятельность, целеустремленность, решительность и смелость. Одним словом, лыжная подготовка имеет только положительные качества.

Увеличение количества выпускников, имеющих отклонения в здоровье и низкий уровень физической подготовленности, подтверждаются и нашими многолетними педагогическими наблюдениями и исследованиями. Подтверждением тому является и увеличение численности специальных медицинских групп и

групп лечебной физической культуры (ЛФК) в вузах.

Поступая в институты, студенты, имеющие проблемы со здоровьем, встречаются с трудностями при сдаче контрольных нормативов по физической подготовке. На зачетных занятиях по игровым видам спорта не могут с первого раза сдать различные броски в баскетболе и передачи и подачи в волейболе, не в состоянии укладываться в нормативы по лыжной подготовке и легкой атлетике.

Особенно плохо у студентов обстоят дела по лыжной подготовке. Как показали наши исследования, многие студенты не умеют кататься на лыжах и не владеют лыжными ходами. Некоторые из них первый раз встают на лыжи именно в институте. А ведь лыжная подготовка занимает особое место среди многих средств физического воспитания. Она очень популярна в нашей стране и является доступным, увлекательным и полезным занятием, прекрасным средством укрепления здоровья, закаливания, развития выносливости, воли. Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания в учебных заведениях и проводится на основании государственных образовательных программ, обеспечивает обучение подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.

Нам было интересно узнать: почему некоторые наши выпускники школ, проживающие в основном в республиках и краях со снежной зимой, так плохо катаются на лыжах и не владеют лыжными ходами?

В ходе личной беседы с выпускниками различных общеобразовательных школ мы выяснили, что некоторые из них:

- считают занятия по физической культуре второстепенными по значимости;

- не любят занятия по лыжной подготовке и не желают осваивать лыжные ходы, объясняя это тем, что занятия проводятся на холоде;

- жалуются на нехватку и отсутствие качественного лыжного инвентаря;

- жалуются, что на занятиях не учат лыжным ходам, а просто катаются;

- жалуются, что иногда занятия по лыжной

подготовке заменяются занятиями по футболу, баскетболу и волейболу;

- считают неинтересным видом занятий;

- не ведут здоровый образ жизни;

- много раз пропускали занятия по лыжной подготовке без уважительной причины.

С некоторыми ответами выпускников школ мы согласимся. Согласны с тем, что в некоторых школах лыжного инвентаря недостаточно и что некоторые преподаватели безответственно относятся к своей работе и не учат лыжным ходам или занятия по лыжной подготовке заменяют играми в футбол, волейбол и баскетбол.

По данным наших исследований, негативное отношение некоторых выпускников школ к лыжной подготовке возможно из-за следующих причин:

- уровень педагогической подготовки некоторых учителей физической культуры не отвечает современным требованиям;

- слабое знание учителем физической культуры своей специальности;

- использование учителями отсталых методик преподавания;

- безответственное отношение учителей к педагогическому труду;

- безответственное отношение учащихся к занятиям по лыжной подготовке и пассивное отношение вообще к занятиям по физической культуре;

- незнание значения лыжной подготовки для растущего организма;

- плохо поставленная работа по развитию лыжного спорта в учебных заведениях;

- безответственность родителей за лыжную подготовку своих детей;

- ведение малоподвижного образа жизни студентами.

Учителя физической культуры причины плохой лыжной подготовленности некоторых выпускников школ видят в следующем:

- отсутствие авторитета учителя физической культуры среди учащихся;

- вытеснение физической активности из повседневной жизни учащихся в наш век технического прогресса влияет на их образ жизни;

- ведение учащимися малоподвижного образа жизни;

- неупорядоченная и хаотичная организация жизнедеятельности учащимися (несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, отсутствие закаливающих процедур, курение и др.);

- безответственное отношение выпускников школ к занятиям по лыжной подготовке;

- нежелание осваивать лыжные ходы;

- пристрастие учащихся к вредным привычкам;

- отсутствие или нехватка лыжного инвентаря;

- недостаточное финансирование на закупку лыжного инвентаря.

Мы солидарны с учителями физической культуры в том, что в некоторых школах на самом деле плохо обстоят дела с обеспеченностью лыжным инвентарем обучающихся. Согласны и с таким ответом, как безответственное отношение выпускников школ к занятиям по лыжной подготовке.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.

Вот какие доводы приводят родители по поводу лыжной неподготовленности своих детей:

- не интересовались сами и не привили своим детям интерес к этому виду спорта;

- отсутствие контроля за деятельностью детей со стороны родителей;

- ведение детьми малоподвижного образа жизни связывают с их привязанностью к компьютеру;

- отрицательное влияние окружающих сверстников на деятельность ребенка;

- отсутствие финансов на покупку лыжного инвентаря.

Считаем, что все вышеперечисленные причины действительно присутствуют, но их можно устранить. Для этого мы должны убедить подрастающее поколение, что лыжная подготовка играет большую роль во всестороннем гармоническом физическом развитии, в совершенствовании двигательных качеств и навыков, что именно от них самих зависит их здоровье. Только так мы можем вернуть здоровье нации.

Список литературы

1. Акулич Н.В., Мащенко Н.В. Человек и его здоровье: учеб. пособие. Могилев: Могилев. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2000. 160 с.

2. Лубышева Л.И. Инновационная подготовка учителя-тренера в образовательном пространстве вуза // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения: материалы VI Всерос. науч. конф. Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. 316 с.

146

вестник Российского университета кооперации. 2015. №1(19)

3. Лыжный спорт: учебник для вузов / под общ. ред В.В. Фарлея. М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 527 с.

4. Место и значение лыжного спорта и лыжной подготовки в системе физического воспитания / В.П. Похлебкин [и др.]. URL: http://studope-dia.ru.

5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возростная: учеб. пособие для студентов, тренеров и врачей, 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. 528 с.

6.ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд. М.: Академия, 2002. 480 с.

ШАШКИН Николай Геннадьевич - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: shashkin@rucoop.ru

SHASHKIN, Nikolay Gennadyevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department Chair of Physical Culture and Sport.. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: shashkin@rucoop.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.