94
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №4(18)
УДК 372.879.6
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
Н.Г. Шашкин, Д.А. Рукавишников
Рассмотрены вопросы, связанные с ухудшением в последние годы уровня физической подготовленности и здоровья подрастающей молодежи и всего населения страны, который не соответствует требованиям общества. Указаны проблемы и причины ухудшения уровня физической подготовленности, предложены меры по ее улучшению. Обращено внимание на важность роли физической культуры в современном обществе и роли современного учителя физической культуры в воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова: роль физической культуры; роль учителя физкультуры; воспитание подрастающего поколения; отношение учащихся к занятиям по физической культуре.
N.G. Shashkin, D.A. Rukavishnikov. ROLE OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHER IN PHYSICAL TRAINING OF YOUNGER GENERATION
The article describes the questions connected with deterioration of physical training and health of the growing-up youth and population of the country in recent years which is not up to the requirements of the society. It points out the problems and the reasons for the deterioration of physical training and suggests measures for its improvement. It attracts attention to the importance of a role of physical education in a modern society and a role of the modern PE teacher in education of younger generation.
Keywords: role of physical education; role of the physical education teacher; education of younger generation; attitude of pupils to physical education lessons.
Как показывают наши наблюдения и педагогическая практика, в последние годы уровень физической подготовленности и здоровье подрастающей молодежи и всего населения страны ухудшаются и не соответствуют требованиям общества. На это обстоятельство указывают в своих работах некоторые авторы (Л.И. Лубышева, В.С. Кузнецов, П.А. Виноградов и др.). Подтверждением тому является увеличение численности специальных медицинских групп и групп лечебной физической культуры (ЛФК) в вузах. Многие студенты не в состоянии сдавать утвержденные контрольные нормативы по физической подготовке и нормативы по таким игровым видам спорта, как волейбол, баскетбол и футбол. Среди населения увеличилось количество людей, употребляющих наркотические вещества, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению.
В связи с этим Правительство РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство образования и науки РФ одной из актуальных приоритетных задач считают привлечение людей всех возрастов к активным практическим спортивным занятиям. Расширилась проблематика изучения возможности применения средств физической культуры в оздоровительных целях. В этом направлении в настоящее время проводится
большая спортивная работа, например, проведение таких всероссийских спортивно-массовых мероприятий, как «Лыжня России», «Кросс нации», «Зарядка со звездой», «Тропа здоровья» и многое другое. Динамично развивается физ-культурно-спортивная инфраструктура. Построены и еще строятся большие спортивные арены и крупные спортивные объекты. Открываются все более значимые спортивные школы, училища олимпийского резерва, новые физкультурно-оздоровительные комплексы не только в крупных городах, но и в сельских районах.
Проблема повышения здоровья подрастающего поколения и населения осознается как педагогическая, и тем самым современный этап развития общества предъявляет новые, повышенные требования к подготовке специалистов в области физической культуры, их профессионализму и компетентности.
Одним из специалистов в этой области, несомненно, является учитель физической культуры. Именно от него во многом зависит физическое, психологическое и духовное развитие детей, молодежи и в конечном итоге - будущее ребенка. Здоровье детей и молодежи считается основным показателем личного успеха учителя физической культуры. Если он приобщил детей к занятиям спортом, значит, в какой-то степени
Человек и общество
95
решил проблему наркомании и алкоголизма. Он должен иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы на высоком уровне проводить уроки, принимать совместно с детьми активное участие во всех спортивно-массовых мероприятиях, организовывать занятия в спортивных секциях во внеурочное время. Учитель физической культуры всегда должен быть в хорошей спортивной форме. Проявление активности учениками на уроках физической культуры во многом зависит от личного примера самого учителя. Проводимые им занятия всегда должны носить разнообразный характер и приносить ученику только положительные эмоции, радость и удовлетворенность. Для сохранения положительного эмоционального состояния на протяжении всего практического занятия, мы предлагаем учителю физической культуры применять игровые, соревновательные и командные спортивные игры; исключать методы принуждения во время обучения и совершенствования учебного материала.
Касаясь обязанностей и функций учителя физической культуры, профессор Ю.А. Янсон называет 16 профессиональных умений (оптимизация, дифференциация, интенсификация физического воспитания; комплексный, дея-тельностный и личностный подходы к физическому воспитанию учащихся). Он отмечает, что в соответствии с этими принципами работают не более 10-20% учителей физической культуры. О чем это говорит? О том, что многие учителя физической культуры не полностью вкладывают свое знание в работу по воспитанию подрастающего поколения.
В ходе личной беседы с выпускниками различных общеобразовательных школ мы выяснили, что некоторые из них:
- много раз пропускали занятия без уважительной причины;
- не любят играть в волейбол, футбол и баскетбол;
- не занимались в спортивных секциях;
- не выполняют утреннюю гимнастику;
- считают по значимости занятия по физической культуре второстепенными, ставя на первое место умение работать за компьютером;
- не ведут здоровый образ жизни;
- отмечают, что занятия по физической культуре проходят неинтересно;
- жалуются на нехватку спортивного оборудования и инвентаря и отсутствие современных спортивных залов.
Поступая в институты, такие студенты встречаются с трудностями при сдаче контрольных нормативов по физической подготовке. На зачетных занятиях по игровым видам спорта они
не могут с первого раза выполнить различные броски в баскетболе и передачи мяча и подачи в волейболе. Для них мяч становится «квадратным». Поэтому с обучающимися приходится во внеурочное время проводить дополнительные занятия, наверстывая упущенное.
Почему некоторые наши выпускники и подрастающая молодежь так пассивно относятся к занятиям по физической культуре? По данным наших исследований, такое отношение некоторых выпускников возможно по следующим причинам:
- неуважительное отношение ученика к учителю;
- отсутствие сотрудничества учителя с учениками в процессе спортивной деятельности;
- мастерство и уровень педагогической подготовки некоторых учителей физической культуры не отвечают современным требованиям;
- отсутствие педагогического профессионализма и необходимых личностных качеств учителя физической культуры;
- слабое знание учителем физической культуры специфики своей специальности;
- низкий уровень преподавания физической культуры;
- использование учителем устаревших методик преподавания;
- отсутствие коммуникативной компетентности учителя физической культуры.
Сами учителя физической культуры главными причинами такого положения дел считают:
- резкое снижение физической активности учащихся, что отрицательно влияет на их образ жизни;
- ведение учащимися малоподвижного образа жизни;
- безответственное отношение учащихся к занятиям по физической культуре;
- неупорядоченная и хаотичная организация жизнедеятельности учащихся (несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, отсутствие закаливающих процедур, курение и др.)
- пристрастие учащихся к вредным привычкам;
- отсутствие авторитета учителя физической культуры среди учащихся;
- безответственное отношение учителей к педагогическому труду;
- отсутствие спортивной материальной базы;
- недостаточное финансирование.
А что думают по этому поводу родители? По нашим исследовательским данным, родители считают, что, если физическое воспитание в семье и школе ставят в один ряд с другими
96
Вестник Российского университета кооперации. 2014. №4(18)
формами воспитания, то и к урокам по физической культуре там относятся серьезно.
Мы считаем, что все вышеперечисленные причины можно устранить, но для этого надо время. Чем быстрее мы эти причины устраним, тем быстрее начнем восстанавливать здоровье нации.
Сегодня современному учителю физической культуры в своей педагогической деятельности необходимо использовать научные, организационные и методические приемы, которые заставляли бы ученика заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, приучили бы его к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В то же время учитель физической культуры не должен забывать о своем педагогическом самосовершенствовании. От современного специалиста потребуются глубокие знания в области технологий естественного развития физического потенциала человека. Возникла необходимость пересмотреть систему подготовки специалистов этого направления. Они должны постоянно вести поиск новых педагогических условий и технологий, позволяющих повысить интерес подрастающего поколения, молодежи и населения к занятиям физическими упражнениями, и выявлять эффективные формы и средства формирования здорового образа жизни. Физическая культура - единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, способствует воспитанию волевых и моральных качеств.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что вопросы, связанные с формированием здорового образа жизни среди молодежи, остаются открытыми. Об этом говорят в своих работах и некоторые авторы (В.В. Просянкин, Ю.А. Скоробогатов, А.В. Усов и В.Ю. Сомов). В сложившихся условиях учителю физической культуры следует так строить свою работу, чтобы к моменту окончания учебного заведения каждый выпускник мог самостоятельно выбрать вид индивидуаль-
ных занятий, необходимые средства для решения поставленных задач, методы работы, умел грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физическую нагрузку, а главное - имел сформированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления собственного здоровья. Современному специалисту физической культуры предстоит решить ряд проблем, которые требуют совершенствования обучения и воспитания, ориентированности на индивидуальный подход к формированию компонентов здоровья человека, его психического и физического развития с учётом двигательной подготовленности.
Список литературы
1. Виноградов П., Душанин А., Жолдак В. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие. М.: Сов. спорт, 1996. 587 с.
2. Каткова И.П., Андрюшина Е.В., Катков В.И. Современные стратегии охраны здоровья населения России и реформирования здравоохранения // Народонаселение. 2008. №3. С. 18.
3. Лубышева Л.Н. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2001.240с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 272 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры. М.: Академия, 2004. 144 с.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2004. 480 с.
7. Янсон Ю.А. Урок физической культуры в школе: новые педагогические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 432 с.
8. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 624 с.
ШАШКИН Николай Геннадьевич — кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физической культуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: Shashkin-59@mail.ru
РУКАВИШНИКОВ Денис Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: 450215@bk.ru
SHASHKIN, Nikolay Gennadyevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Department Chair of Physical Culture and Sport. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: Shashkin-59@mail.ru
RUKAVISHNIKOV, Denis Anatolyevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sport Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: 450215@bk.ru