Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ'

РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА / СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА / SYSTEM OF THE EARLY LOGOPEDIC HELP / DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT / CORRECTIONAL WORK / THE FAMILY ALIGNED MODEL / THE DIRECTIONS OF WORK OF THE LOGOPEDIST / ESCORT OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чикунова Н. А.

В статье обозначена проблема становления системы ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития и их родителям, а также представлены направления работы логопеда в рамках семейно-центрированной модели ранней логопедической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чикунова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the logopedist in formation of model of socialization of children of early age with a speech delay

The article deals with the problem of forming the system of the early logopedic help to children with a delay of speech development and to their parents. Also the author presents different approaches of the logopedist’s work within the family aligned model of the early logopedic help.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ»

ЛИТЕРАТУРА _

1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 2004. — 1536 с.

2. Ведерников, А. Ф. Чтоб душа не оскудела: (Заметки певца) / А. Ф. Ведерников. — М. : Советская Россия, 1989. — 224 с.

3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1984. — 206 с. : ил.

4. Панкевич, Г. И. Искусство музыки / Г. И. Панкевич. — М. : Знание, 1987. — 112 с. — (Нар. ун-т. Фак-т литер. и искусства).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с. — (Сер. «Стандарты второго поколения»).

6. Радынова, О. П. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей / О. П. Радынова / / Справочник музыкального руководителя. — 2012. — № 6. — С. 4—19.

7. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура (Личностный подход) / Р. А. Тельчарова. — М. : Знание, 1986. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. — Сер. «Эстетика». — № 11).

РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ

Н. А. ЧИКУНОВА,

аспирант НИРО, главный специалист Центра мониторинга качества образования Нижегородской области chikunova.nina @yandex.ru

В статье обозначена проблема становления системы ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития и их родителям, а также представлены направления работы логопеда в рамках семейно-центрированной модели ранней логопедической помощи.

The article deals with the problem of forming the system of the early logopedic help to children with a delay of speech development and to their parents. Also the author presents different approaches of the logopedist's work within the family aligned model of the early logopedic help.

Ключевые слова: система ранней логопедической помощи, задержка речевого развития, коррекционная работа, семейно-центрированная модель, направления работы логопеда, сопровождение ребенка

Key words: system of the early logopedic help, delay of speech development, correctional work, the family aligned model, the directions of work of the logopedist, escort of the child

В 90-х годах XX века в России остро встал вопрос о создании системы раннего выявления и ранней специальной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям. По заказу Министерства образования Российской Федерации Институтом коррекционной педагогики РАО разработана психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста, учитывающая возрастные психологические новообразования, уровень развития ведущей и типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Такой подход позволяет не только выявить отклонения в развитии ребенка, но и определить пути коррекционной работы с ним.

Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и психологической коррекции отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с задержкой речевого развития (ЗРР). Ее создание — важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста [3].

На основании решения о создании федеральной системы профилактики, раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям на базе ИКП РАО Н. Н. Малофеевым и Ю. А. Разенковой был разработан проект этой системы, предполагающий:

3 максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

3 сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

3 обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала [4; 5].

В последнее время в коррекционной психологии происходит становление еди-

ной системы психологической помощи детям с задержкой речевого развития (ЗРР) в раннем возрасте. Мы считаем, что основной целью концепции ранней психологической помощи детям с ЗРР является определение организационных и содержательных основ педагогического сопровождения с целью нормализации речи и успешной интеграции в социум на дошкольном этапе развития.

Необходимость создания данного звена системы специальной психологической помощи и ее внедрение определяется нормативно-правовым обеспечением: ратификацией Российской Федерацией в 1991 году деклараций ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971), «О правах инвалидов» (1975), в которых говорится о том, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан. Они должны предоставить возможности социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества, полной реализации индивидуальности.

В настоящий момент система ранней логопедической помощи детям с ЗРР и их родителям находится на этапе становления. Ее функционирование в широких масштабах обеспечит каждой семье, воспитывающей ребенка с ЗРР, возможность своевременной и ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития с целью определения его специальных образовательных потребностей, что создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка на начальных этапах развития.

Логопедия не располагает комплексным экспериментально-исследовательским материалом, есть лишь отдельные разработки, которые характеризуют различные авторские подходы к коррекции компонентов структуры речевой деятельности. Анализ программ раннего вмешательства (ранней диагностики и коррекции), разработанных в США, Швейцарии и других

В настоящий момент система ранней логопедической помощи детям с ЗРР и их родителям находится на этапе становления.

странах Западной Европы (С. Керне, М. Питерси, Р. Трилор, Д. Ютер, S. Attermeier, M. Guralnick, K. Jens, N. JohnsonMartin, B. Paul), и России в «Центре ранней диагностики и коррекции» (Ю. Ю. Белякова, И. А. Выродова, О. Е. Громова, Г. А. Мишина, Т. Ю. Моисеева, О. И. При-ходько, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребеле-ва, Н. Д. Шматко), в «Институте раннего вмешательства» (Е. В. Кожевникова, Л. В. Рыскина, Л. Чистович), помог определить теоретико-прикладные и организационные аспекты авторской модели ранней логопедической помощи детям раннего возраста с ЗРР [8; 9].

На базе экспериментальных групп «По ступенькам» МБОУ ДОД ЦРТ Ленинского района и на основе изучения и анализа российского и зарубежного опыта нами была создана семейно-центрированная модель ранней логопедической помощи.

Деятельность логопеда мы видим в следующих направлениях работы:

3 запрос на комплексное обследование ребенка с ЗРР (по заявлению родителей);

3 комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);

3 определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи);

3 комплексное взаимодействие специалистов в реализации кор-рекционно-развиваю-щего воздействия;

3 мониторинг психического развития ребенка с ЗРР мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);

3 оценка эффективности коррекцион-но-развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития;

Трудности выявления детей раннего возраста с ЗЭР, нуждающихся в логопедической помощи, связаны с тем, что до трех лет ребенок воспитывается в условиях семьи, члены которой плохо ориентируются в вопросах благополучия психического развития.

3 итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников).

Последовательно рассмотрим каждое направление работы логопеда по сопровождению ребенка раннего возраста с ЗРР.

Первым направлением работы является анализ запроса на комплексное обследование ребенка с задержкой экспрессивной речи (ЗЭР) (по заявлению родителей). Трудности выявления детей раннего возраста с ЗЭР, нуждающихся в логопедической помощи, связаны с тем, что до трех лет ребенок воспитывается в условиях семьи, члены которой плохо ориентируются в вопросах благополучия психического развития.

Вторым направлением является комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей), которая включает два раздела: комплексное изучение анамнеза, логопедическая диагностика.

Изучение этиологии речевого развития детей раннего возраста с ЗРР направлено на выявление патобиологиче-ских детерминант:

3 пренатальной патологии (гипоксиче-ская энцефалопатия, билирубиновая энцефалопатия, резидуально-органические поражения мозга, патология на генетическом уровне);

3 натальной патологии (травматическая энцефалопатия);

3 постнатальной патологии (гипертен-зионно-гидроцефальный синдром);

3 экзогенно-органических факторов (инфекции, травмы, интоксикации, вирусные заболевания, прием лекарственных препаратов, ионизирующая радиация, вибрация, алкоголизм и курение во время беременности, церебрастенический синдром).

Специалисты склонны видеть причину ЗЭР в наличии минимальной мозговой дисфункции (ММД), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические

симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга.

К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, тяжело протекающие детские болезни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени. При воздействии неблагоприятных биологических факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент интенсивно развиваются.

В процессе исследования социальных факторов мы опирались на монографию И. А. Коробейникова [1], в которой выделен психолого-педагогический подход в изучении социоэкономического статуса семьи и его составляющих: воспитание в неполной семье, частые конфликты, несогласованность подходов к воспитанию ребенка, низкий уровень образования у родителей, алкоголизм родителей, низкий уровень материальной обеспеченности семьи, неудовлетворительные условия проживания и воспитания, отсутствие понимания родителями и окружающими взрослыми причин и проявлений ЗЭР, неправильное отношение, недостаточное внимание к детям с ЗЭР, неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения, длительное общение жестами и мимикой. Все это может быть отнесено к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития [1; 2].

Сложное взаимодействие биологических и социально-психологических факторов позволяет рассматривать их как факторы риска речевого развития.

В настоящий момент комплексная психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста с ЗРР не разработана, поэтому создание организационно-методической модели диагностического изуче-

ния речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста при ЗРР является актуальной проблемой как логопедии, так и логопсихологии, решение которой зависит от разработки следующих вопросов:

3 изучить особенности организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с ЗРР раннего возраста;

3 разработать и апробировать методический материал, используемый для изучения речевого развития при ЗРР;

3 разработать критерии оценки полученных результатов при изучении уровня развития детей раннего возраста с ЗРР.

В отдельных методиках логопедического обследования детей раннего возраста группы риска по речевому недоразвитию основное внимание уделяется изучению речевых и неречевых процессов (О. Е. Громова, Ю. А. Разенкова, Г. В. Чиркина). Однако вопросы диагностики эмоционального, коммуникативного статуса ребенка с ЗЭР в единстве раннего и дошкольного возраста, особенностей протекания возрастного кризиса трех лет нуждаются в уточнении и дополнении новыми методиками.

Третьим направлением является определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, что предполагает постановку логопедического заключения на основе анализа медицинского диагноза, результатов диагностики уровня речевого развития ребенка раннего возраста с ЗРР.

Ранее нами отмечено, что большое количество специалистов, работающих с ребенком с ЗРР, руководствуются каждый своими классификациями и терминологией, что затрудняет их междисциплинарное взаимодействие, негативно сказывается на результатах работы в целом.

Медицинская квалификация особенностей развития детей с ЗРР по МКБ 10 осуществляется следующим образом: раздел Р80 — Р89 «Расстройства психологи-

Сложное взаимодействие биологических и социально-психологических факторов позволяет рассматривать их как факторы риска речевого развития.

ческого (психического) развития»; параграф Р80 «Специфические расстройства развития речи и языка»; пункт Р80.1 «Расстройство экспрессивной речи».

В настоящий момент единственное логопедическое заключение для всех детей раннего возраста с разными нарушениями речи — задержка речевого развития (ЗРР).

Постановка логопедического заключения определяется индивидуальной структурой отклоняющегося речевого развития, то есть спецификой и выраженностью расстройств (клинический контекст), характером и индивидуальным содержанием речевого развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологический контекст). Мы исходим из представлений о диагнозе (заключении) как основе оказания реальной помощи ребенку с ЗРР, которая должна базироваться на анализе индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ЗРР.

Феномен ЗРР характеризуется структурами психического недоразвития с преимущественной несформированностью речевой деятельности, с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии.

Необходимость разработки целостной концепции функционального диагноза (заключения) речевого развития при ЗРР детей раннего возраста представляется очевидной, так как решение задач методологического и организационно-практического уровней связано с проблемой оптимального сотрудничества специалистов разного профиля, участвующих в диагностической и коррекционной работе.

В квалификации структуры и характеристики психического развития при ЗРР приоритетное значение приобретают данные психолого-диагностического исследования. При постановке психологического

Успешность коррекционной работы зависит от целостного представления о ребенке, основанного на личностном подходе к диагностике.

заключения логопсихолог руководствуется типологией отклоняющегося развития. По классификации М. М. Семаго, это недостаточное развитие, подгруппа «парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ)» с преимущественной несформированностью вербального компонента, или с преимущественной несформированностью регуляторного компонента, или с преимущественной несформированностью смешанного типа [6].

Четвертое направление работы логопеда включает определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи). Максимальная индивидуализация конкретных проблем ребенка с ЗРР, установление их иерархической структуры в каждом отдельном случае позволят определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность воздействий. Успешность коррекционной работы зависит от целостного представления о ребенке, основанного на личностном подходе к диагностике.

В современных методиках устранения задержки речевого развития в раннем возрасте предусматривается формирование когнитивных предпосылок, обусловливающих появление слов и фраз (Е. А. Стребелева), словарного запаса (О. Е. Громова), коммуникативной деятельности (Н. Н. Матвеева) [7].

По мнению И. А. Коробейникова, максимальная индивидуализация конкретных проблем ребенка, установление их иерархической структуры в каждом отдельном случае позволит определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность воздействий [1; 2].

Пятым направлением является комплексное взаимодействие специалистов в реализации коррекционно-развивающего воздействия. Создание организационно-методической модели коррекции ЗРР у детей раннего возраста является актуальной проблемой логопедии, решение которой зависит от разработки следующих вопросов:

3 разработать программу ранней комплексной логопедической коррекции отклоняющегося развития детей раннего возраста с ЗРР;

3 апробировать ее в условиях семей-но-центрированной модели воспитания. В ходе апробации:

— выделить комплекс специальных коррекционно-развивающих задач при ЗРР;

— разработать содержательно-методическое обеспечение процесса коррекции средствами фольклора в условиях семей-но-центрированной модели, ориентированной на вариативность индивидуальной структуры отклоняющегося развития;

— установить степень эффективности апробированной модели логопедической помощи детям раннего возраста с ЗРР;

— проследить возможности комплексной компенсации отклоняющегося речевого развития детей с ЗРР раннего возраста в специально созданных педагогических условиях — семейно-центрированной модели;

— проанализировать полученные данные, выявить динамику, определить основные условия коррекции отклоняющегося развития детей раннего возраста с ЗРР.

Основная цель коррекционной работы — создать оптимальные условия развития ВПФ путем компенсации нарушенного в результате органического повреждения первичного звена, способствовать формированию речевых новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста.

Шестым направлением является динамический мониторинг психического и ре-

чевого развития ребенка с ЗРР мульти-дисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей) с целью коррекции программ комплексной помощи детям с ЗРР.

Седьмым направлением является оценка эффективности коррек-ционно-развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития. Сегодня государственные и негосударственные образовательные учреждения предлагают услуги ранней диагностической и коррекционной помощи детям с ЗРР, то есть индивидуальные маршруты (программы) развития, при мультидисцип-линарном взаимодействии специалистов. В связи с тем что практических специалистов, владеющих технологиями психологического сопровождения детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста при ЗРР, чрезвычайно мало, то и качество таких образовательных услуг весьма низкое.

Восьмым направлением является итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников).

Итак, организация логопедического сопровождения ребенка раннего возраста с ЗРР по представленным выше направлениям работы логопеда позволит повысить качество и эффективность коррекции отклоняющегося развития, что в свою очередь определит эффективность их дальнейшей социализации.

Организация логопедического сопровождения ребенка раннего возраста с ЗРР по представленным выше направлениям работы логопеда позволит повысить качество и эффективность коррекции отклоняющегося развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников — М. : ПЕР СЭ, 2002.— 192 с.

2. Коробейников, И. А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. А. Коробейников. — М., 1980. — 23 с.

3. Коррекция нарушений речи у дошкольников / авт.-сост. : Л. С. Сековец [и др.]. — М. : АРКТИ, 2005. — 244 с.

4. Малофеев, Н. Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, опасность механистического переноса западных моделей интеграции / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко / / Актуальные проблемы интегрированного обучения. — М., 2001. — С. 47—55.

5. Малофеев, Н. Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России / Н. Н. Малофеев / / Материалы междунар. науч.-практич. конференции «Актуальные проблемы интегрированного обучения». — М., 2001. — С. 30—47.

6. Семаго, Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М. : АРКТИ, 2000. — 208 с.

7. Стребелева, Е. А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей / Е. А. Стребелева / / Дошкольное воспитание. — 1998. — № 1. — С. 70—73.

8. Трошин, О. В. Психологическое взаимодействие с неговорящим ребенком раннего и младшего дошкольного возраста средствами арт-терапии (семейно-центрированный подход) / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. — Н. Новгород : Изд-во НОДНП, 2005. — 131 с.

9. Трошин, О. В. Ранняя диагностика и коррекция отклоняющегося развития : учебно-метод. пособие / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. — Н. Новгород : Изд-во НОДНП, 2004. — 36 с.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Т. П. ЛОБЗИНА, аспирант НИРО,

директор Центра развития личности «Жираф» Tatilo @ mail.ru

В статье обосновывается роль коммуникативной компетентности воспитателей ДОУ в построении новой модели взаимодействия с семьями воспитанников. Предложена система формирования коммуникативной компетентности воспитателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article explains the communicative skills role of teachers in the children's educational institutions by constructing a new model of interaction with pupil's families. Moreoveer the system of communicative competence formation considered in this article.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эмпатия, принятие, развитие коммуникативной компетентности, коммуникативный модуль

Key words: communicative competence, empathy, acceptance, communicative competence development, communicative module

На протяжении долгого периода развития отечественной системы дошкольного образования работа с семьями сводилась к тому, чтобы обучать родителей воспитанию детей. В дет-

ских садах повсеместно организовывался так называемый «педагогический всеобуч», появлялись и внедрялись в массовую практику все новые формы связи с семьей. Преобладание просветительских форм ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.