Научная статья на тему 'Роль логистики во внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий'

Роль логистики во внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1853
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОГИСТИКА / INDUSTRIAL ENTERPRISES / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванов А.В., Буркацкий М.А.

Статья посвящена проблемам логистики внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Раскрывается сущность понятия «логистика внешнеэкономической деятельности» и обосновывают её значимость для крупных промышленных предприятий. Представлена общая характеристика логистики внешнеэкономической деятельности, обозначены основные проблемы и даны общие рекомендации по совершенствованию логистики внешнеэкономической деятельности для промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LOGISTICS IN FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article is devoted to the problems of logistics of foreign economic activity of industrial enterprises. The authors reveal the essence of the concept of “logistics of foreign economic activity” and justify its significance for large industrial enterprises. The article presents the general characteristics of the logistics of foreign economic activity, identifies the main problems and gives general recommendations on improving the logistics of foreign economic activity for industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Роль логистики во внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий»

Решетневские чтения. 2017

УДК 164.01

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А. В. Селиванов, М. А. Буркацкий

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: markzenith@ya.ru

Статья посвящена проблемам логистики внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Раскрывается сущность понятия «логистика внешнеэкономической деятельности» и обосновывают её значимость для крупных промышленных предприятий. Представлена общая характеристика логистики внешнеэкономической деятельности, обозначены основные проблемы и даны общие рекомендации по совершенствованию логистики внешнеэкономической деятельности для промышленных предприятий.

Ключевые слова: промышленные предприятия, внешнеэкономическая деятельность, логистика.

THE ROLE OF LOGISTICS IN FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

A. V. Selivanov, M. A. Burkatsky

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: markzenith@ya.ru

The article is devoted to the problems of logistics offoreign economic activity of industrial enterprises. The authors reveal the essence of the concept of "logistics of foreign economic activity" and justify its significance for large industrial enterprises. The article presents the general characteristics of the logistics of foreign economic activity, identifies the main problems and gives general recommendations on improving the logistics of foreign economic activity for industrial enterprises.

Keywords: industrial enterprises, foreign economic activity, logistics.

Многие промышленные предприятия в поисках оптимальных источников снабжения производства, закупают материалы у поставщиков в других странах. В свою очередь, коммерческие службы подобных компаний, стремятся расширить масштабы сбыта не только в рамках региона, но и в другие страны. Крупные промышленные компании, как правило, имеют ресурсы и возможности для осуществления перевозок, как в рамках двух отдельных стран, так и нескольких с использованием транзитных механизмов.

В современном бизнесе организации не ограничивают себя регионами и национальными границами, они находятся в постоянном поиске вариантов выполнения операций: инновационные средства коммуникации, схемы протекания финансовых потоков, эффективные цепочки поставок, транспорт, коммерческие соглашения.

В связи с этим, логистика внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий направлена на перемещение материальных потоков с применением сложных цепей поставок и выполнение сопутствующих транспортировке задач [1].

Различия между странами требуют от логистов, работающих в данной области разнообразных дополнительных навыков и большого опыта.

Конкурентоспособность, высокое качество закупаемых материалов, экономия на крупномасштабном

производстве - требуют эффективной координации принципов логистики в глобальном масштабе, необходимо учитывать не только специфику отдельных государств, но и общие принципы построения цепей поставок [2].

Зачастую, при движении материальных потоков с пересечением границ различных стран и организация транспортировки на дальние расстояния возникает множество проблем в организации качественной цепи поставок и логистики в целом.

Как правило, большая часть проблем связана с языковым барьером и специфическими национальными обычаями. Проблемы экономического характера связаны с тарифами и местными национальными системами налогообложения, так как, каждое отдельное государство имеет своё собственное законодательство, экономическую систему, инфраструктуру и другие факторы, оказывающие сильное влияние на бизнес-процессы не только в рамках отдельно взятого государства, но и всего мира [3].

В большинстве случаев перевозчик предоставляет информацию о движении партии товара и его местонахождении. При возникновении задержек груза в пути или на одном из перевалочных пунктов, отправителю и получателю необходимо знать причину возникшей проблемы, для принятия эффективного управленческого решения.

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

Основные проблемы логистики внешнеэкономической деятельности

Основная проблема Доля ответов экспортеров, %

Документация на экспорт 23

Затраты на перевозку 20

Высокие пошлины на импорт 17

Невозможность отыскать знающих представителей в другой стране 16

Задержки в передаче денежных средств 13

Колебания стоимости валют 12

Языковый барьер 10

Трудности с обслуживанием продукции 10

Зачастую поданная перевозчиком информация принимается в искажённом виде, что связанно с языковыми барьерами [4]. При этом стоит отметить, что усугубить проблему передачи информации могут компании-посредники, если в их подразделениях отсутствует координация.

Логистика внешнеэкономической деятельности ставить перед специалистами ряд проблем, которые вызваны национальными условиями построения цепи поставок.

Основные проблемы логистики внешнеэкономической деятельности с мнением экспертов в данной области представлены в таблице [5].

Исходя из анализа международных логистических потоков и выявленных проблем, можно выделить ряд общих рекомендаций по совершенствованию международной логистики промышленных предприятий:

1. Транспортные издержки должны быть такими, чтобы совокупные логистические издержки были минимальными. Достичь этого можно достижением баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого в первую очередь должны быть скорость и надежность перевозки. Надежность - постоянная частота и продолжительность перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.

2. Международная логистика сталкивается с многими проблемами. Одни вызываются различиями в условиях, обусловленными национальными особенностями, к ним нужно приспособиться. Другие можно преодолеть простыми административными согласованиями, третьи решаются созданием таможенных союзов. Для выхода на зарубежные рынки организация может использовать разные варианты. Сама компания экспортирует свою продукцию или пользуется услугами местных дистрибьюторов. У каждого из них свои преимущества ведения логистической деятельности. Но в последнее время наблюдается тенденция к глобальным операциям на едином интегрированном рынке. Существует множество возможных структур глобальных цепей поставок.

3. Интер/мультимодальные перевозки повышают надежность транспортного обслуживания, сокращают

стоимость и сроки доставки грузов. Это обеспечивает интеграция разных видов транспорта, минимизация задержек груза на всем пути следования, обслуживание одним оператором всего календарно-техноло-гического графика и новейшие компьютерные технологии.

Библиографические ссылки

1. Джонсон Джеймс, Вуд Дональд, Ф., Вордлоу Дэниел, Л., Мерфи-мл., Поль Р. Современная логистика. 7-е изд. : пер. с англ. М. : Вильямс, 2016.

2. Круминыш Н., Витолиныш К. Логистика в Восточной Европе. М., 2015.

3. Кузьмин А. С. Международные перевозки. Серия: Ответы на экзаменационные вопросы. Минск : ТетраСистемс, 2014.

4. Троицкая Н. А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. М. : АСМАП, 2015.

5. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок : пер. с англ. М. : Юнити-Дана, 2014.

6. Логистические системы [Электронный ресурс]. URL: http://www.logsystems.ru/articles/logistic-systems (дата обращения: 10.9.2017).

References

1. Johnson James, Wood Donald, F., Wordlaw, Daniel, L., Murphy-Jr., Paul, R. Modern Logistics, 7th ed. : Trans. with English. M. : The Williams House, 2016.

2. Kruminysh N., Vitolinysh K. Logistics in Eastern Europe. M., 2015.

3. Kuzmin A. S. International shipping. Series: Answers to exam questions. Minsk : Publishing TetraSistems, 2014.

4. Troitskaya N. A. Transport corridors of Russia for international communication. M. : ASMAP, 2015.

5. Waters, D. Logistics. Supply Chain Management : [trans. from English]. M. : UNITY-Dana, 2014.

6. Logistic systems [Electronic resource]. URL: http:// www.logsystems.ru/articles/logistic-systems (circulation date: 10.9.2017).

© Селиванов А. В., Буркацкий М. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.