Научная статья на тему 'Роль лингводидактического мониторинга в оптимизации профессиональной подготовки учителя'

Роль лингводидактического мониторинга в оптимизации профессиональной подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЛИНГВОДИДАТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / АНКЕТИРОВАНИЕ / OPTIMIZATION OF TEACHERS' PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL MONITORING / LINGUODIDACTIC MONITORING / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартош Дана Казимировна

Описана новационная технология контроля и самоконтроля педагогической деятельности лингводидактического мониторинга. Выявлена специфика этого метода при организации педагогической практики студентов, обучающихся по специальности "учитель иностранного языка".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of professional teacher training: supporting the role of linguodidactic monitoring

This article describes specifics of innovative technologies aimed to control and self-control teaching activities, namely, the linguodidactic monitoring in training students as would-be foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «Роль лингводидактического мониторинга в оптимизации профессиональной подготовки учителя»

РОЛЬ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Бартош Д.К.

Оптимизация и частичная реорганизация профессиональной подготовки будущего учителя в связи с новациями в сфере образовательной политики России обусловливают изменение характера и структуры образовательного пространства. Осуществление глубоких преобразований российской школы требует, прежде всего, нового качества профессиональной готовности учителя. Обеспечение этого процесса, в свою очередь, должно проходить с использованием наряду с традиционными методиками новых технологий оптимизации профессиональной подготовки учителя. В частности с применением лингводидактического мониторинга -технологии контроля и самоконтроля педагогической деятельности, способной обеспечить профессиональную автономию будущего учителя в совокупности с надежными методами коррекции его педагогического труда, поиска творческих путей при решении возникающих проблем.

Лингводидактический мониторинг позволит систематизировать и перестроить процесс включения студента в образовательную среду; пересмотреть функции и усилить воспитательную, образовательную и вспомогательную роль кураторов педпрактики; оснастить студента инструментами контроля и самоконтроля, позволяющими ему максимально автономизировать свою образовательную деятельность; организовать и автоматизировать обмен педагогическим опытом между всеми участниками избранного педагогического процесса, усиливая тем самым кумулятивность опыта педагогической практики; создать технологию пополнения инструментария для оптимизации педпрактики и обеспечить возможность обмена этим инструментарием между различными поколениями

© Бартош Д.К., 2011

учителей; обеспечить оптимальное включение молодого учителя в новую педагогическую среду, создать положительную профессиональную мотивацию, усилить исследовательский и творческий характер на начальном этапе педагогической работы молодого учителя.

Мониторинг принято рассматривать в различных отраслях науки как “постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека” [5]. Педагогический мониторинг - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления образовательными процессами, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития [2, с. 31; 7, с. 1]. Педагогический мониторинг является условием и средством определения возможностей личности с целью проектирования его дальнейшего развития.

В нашем исследовании мы выделяем лингводидактический мониторинг в качестве особой разновидности педагогического мониторинга, призванного обеспечить всестороннее и непрерывное наблюдение за процессом педагогического становления будущих учителей в условиях педпрактики студентов, обучающихся по специальности “учитель иностранного языка”.

Труд любого учителя, который осваивает в ходе педпрактики студент, основан на педагогической направленности, педагогической компетентности и эмоциональной гибкости [4, с. 11]. Однако труд учителя

иностранного языка обладает особой педагогической направленностью, основанной на потребностях и мотивациях, определяющих его профессиональную ориентацию (ознакомление обучающегося с картиной мира народа-носителя изучаемого языка, предоставление возможности более глубоко проникнуть в картину мира родного языка, раскрытие сущности и роли языка в жизни человека, создание основы для взаимопонимания между обучающимся и носителями иноязычной культуры, привитие обучающемуся не только толерантности, но и интереса к ценностям культуры других народов, содействие тем самым формированию личности жителя единой Европы и мира в целом) и отражающих его профессиональные идеалы.

Проведение организационных и исследовательских действий в рамках педагогического мониторинга и мониторинга педпрактики, в частности, разделяется на три этапа [7, с. 1].

На первом этапе осуществляется подготовка к педагогической практике (постановка целей, определение объекта, установка сроков проведения, изучение соответствующей литературы). В качестве объекта мониторинга педпрактики определяется как любой из актантов этого процесса, так и сам образовательный процесс (например, мониторинг профессиональной деятельности учителя-куратора, классного руководителя, других практикантов и тому подобное).

На втором этапе планируется практическая деятельность по сбору информации, наблюдению, собеседованию, тестированию, анкетированию, выходу на уроки. Эта часть педагогического мониторинга представлена опросником. Предлагается, к примеру, ответить на указанные в нем вопросы и коротко (не более 1 - 2 предложений) обосновать свой ответ. Участникам предлагается также описать релевантное педагогическое событие (проектную неделю, внеклассное мероприятие, урок и так далее).

Третий этап отводится для аналитической работы, то есть систематизации полученной информации, анализа имеющихся данных, разработки рекомендаций и предложений на последующий период, а также для выводов на будущее. Таким образом, педагогический мониторинг определяется как форма организации сбора, обработки,

хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Лингводидактический мониторинг в нашем практическом исследовании осуществлялся по нескольким направлениям на основе мониторингового комплекса, включавшего разработанные нами анкеты (“Мониторинг вербальной и невербальной компетенции практиканта”; “Исходные данные о классе (обучаемой группе) и об уроке”; “Оценка, вопросы, предложения в связи с увиденным уроком”; “Анкета для наблюдаемого преподавателя, предъявляемая ему по завершении наблюдения”; “Выводы, сделанные наблюдаемым по завершении обсуждения урока”; “Общее впечатление наблюдателя о классе (обучаемой группе), атмосфере на уроке, преподавателе”; “Общее впечатление наблюдателя от темы урока, деятельности на уроке и цели урока”) и документа “Рабочий лист наблюдателя для анализа поведения учителя на уроке”. Рассмотрим отдельные примеры использования этого комплекса.

Лингводидактический мониторинг вербальной и невербальной компетенции практиканта. Этот мониторинг касается культуры поведения практиканта на уроке, владения умениями на определенном уровне коммуникативной компетенцией, которая рассматривается как непременный компонент межличностного общения. Невербальное и вербальное поведение ха-растеризуется организацией межличностного общения, взаимодействием обучающего с обучаемым (жест, мимика, взгляд, поза), энергетического обмена между учителем и учеником; словесным воздействием (словарный запас, сила голоса, тон, ритм речи, смех, покашливание, визуальный контакт), навыками письменной речи и прочим. Для достижения оптимальных результатов недостаточно одного владения материалом, знания научных основ предмета и профессии. Важен способ его подачи, что во многом зависит от характера учителя и от той тактики поведения на уроке, которую он для себя изберет.

Интересно мнение учеников школ г. Москвы, с которыми проводился опрос с целью выяснения пожеланий, предъявляемых ими к учителю: он не должен быть высоко-

мерным, непредсказуемым, флегматичным и однообразным, неухоженным, нервным, хаотичным и рассеянным, равнодушным, своенравным, предвзятым, нетерпеливым, слишком фамильярным, навязчивым, панибратским; вымещать плохое настроение на учащихся; иметь любимых учеников; говорить невнятно; вести себя негибко, жестко, авторитарно, доминировать; любыми средствами добиваться выполнения плана урока; критиковать учащихся персонально, кричать на них, обращаться с ними как с детьми; оказывать давление и вызывать у них чувство страха; повторяться, отходить от темы или слишком углубляться в детали; внушать беспокойство, провоцировать стресс, нервозность; монотонно задавать типичные вопросы; давать неточные указания; делать ироничные или циничные замечания; слишком много исправлять ошибки; говорить слишком много, не давать высказаться учащимся и другое.

Лингводидактический мониторинг ожиданий практиканта. Этот элемент мониторинга имеет прогностический характер. В анкете практиканту нами было предложено ответить на ряд вопросов: “Каковы темы и цель урока (данной части учебной программы)?”, “Есть ли у Вас главная цель?”, “Какие формы работы Вы выносите на передний план?”, “Какие трудности могут возникнуть в ходе проводимого Вами урока?”, “Каковы цели и потребности учащихся?”, “Способны ли Вы в случае возникновения трудностей изменить запланированный ход урока? Есть ли у Вас пожелания в отношении наблюдения за проводимым Вами уроком?”, “Что бы Вы хотели разъяснить, уточнить на обсуждении проведенного Вами урока? На что бы Вы еще хотели указать? Что хотели бы уточнить?”. Данные, полученные в результате исследования показали, что темы урока студенты формулировали согласно календарно-тематическому плану, в работе использовали следующие формы: чтение, понимание на слух, говорение, выполнение различных упражнений, выполнение заданий на рабочих листах, подготовленных учителем, работу в группах, парную работу. На первый план ими была определена парная работа и работа в микрогруппах; ходе проводимых уроков у них возникали трудности при выполнении учащимися заданий, требующих творческого подхода; 85% из них отмети-

ли, что им уже приходилось частично или полностью менять ход урока; многие посчитали необходимым подвергнуть анализу проведенный урок с участием наблюдателя, отметив, что критика при обсуждении должна быть конструктивной.

Лингводидактический мониторинг поведения практиканта на уроке. В процессе его проведения среди наиболее важных качеств, присущих идеальному учителю иностранного языка, студенты выделили: справедливость, строгость, целеустремленность, требовательность, уравновешенность, настойчивость, увлеченность своей работой, любовь к детям, чувство юмора, артистичность поведения, коммуникативность, доброжелательность. Большинство респондентов (86%) считали, что идеальный учитель должен быть творческой личностью. Главными качествами идеального учителя-лингводи-дакта большинство из них считали строгость (95%), справедливость (93%), уравновешенность (91%), настойчивость (82%), требовательность (68%), интерес и любовь к детям (65%), увлеченность своей работой (35%).

Лингводидактический мониторинг гос-питации, то есть всесторонний анализ урока посещающим преподавателем. В процессе его проведения характерно использование различных методик, анкетирования, опросов, педагогических конференций и так далее (З.В. Артеменко, О.С. Гребенюк, В.Б. Десятников, О.А Коник, Г.Б. Прохор-чик). Эти методики представляют собой, как правило, опросник, который соответствует стандартной программе наблюдения за уроком, а именно: необходимость побеседовать с молодым учителем до начала урока о целях и задачах, планировании урока, понаблюдать за ходом урока, выяснить, какими методами пользовался практикант для реализации поставленных целей, какие организационные формы были использованы на уроке и реализовались ли намеченные цели [3, с. 87; 6, с. 105 - 117].

В рамках обеспечения качества преподавания госпитация (наблюдение за уроком) выступает лишь как один из возможных факторов наряду с личностными качествами учителя, его взаимоотношениями с учащимися и тому подобное. Так, в рамках данного мониторинга молодые преподаватели присутствуют друг у друга на заняти-

ях, проводят обсуждение полученных данных, участвуют в опросе учащихся. Госпи-тация обычно преследует определенные цели: обеспечение качества преподавания в рамках повышения квалификации или при поступлении жалоб на того или иного преподавателя; самосовершенствование преподавателей за счет получения консультаций наблюдателя; аттестация преподавателя; наблюдение за уроком с целью оказания помощи молодому педагогу в течение его педагогической практики.

Лингводидактический мониторинг личностных свойств практиканта. Современная школа, с этой позиции, не готова к реализации личностно ориентированного подхода к обучению, поскольку учитель не обладает инструментальными средствами и знаниями из области прикладной психологии общения и психотерапии. Для того чтобы вооружить учителя этими умениями, требуется внести изменения в его вузовскую подготовку. Необходимо разработать курс, в рамках которого студенты-педагоги овладели бы необходимыми навыками. На наш взгляд, этот курс должен помогать студентам в изучении собственной личности, осознании своих возможностей и ограничений, понимании происходящего в себе, так как во взаимодействии с другими собственная личность выступает в роли “инструмента” этого взаимодействия. Без умений управлять этим “инструментом” эффективное педагогическое взаимодействие невозможно [1].

Упреждающий лингводидактический мониторинг. Определение стартового потенциала будущих учителей иностранного языка желательно проводить на более ранних этапах, к примеру, в начале первого курса обучения. В результате тестирования можно определить наиболее значимые личностные качества, характеризующие степень соответствия конкретного студента избранной профессиональной деятельности.

Эваолюация (независимая экспертиза) результатов лингводидактического мониторинга предполагает суммирование результатов исследований как ценного опыта повседневной школьной практики и использование его для консультирования студентов по завершении какого-либо этапа либо после окончания самой практики накануне вступления студентов в самосто-

ятельную профессиональную жизнь. Эвао-люация результатов лингводидактического мониторинга осуществляется на основе методики первичного стратегического анализа, используемого обычно в маркетинговых исследованиях. Перенос этой методики на анализ педагогических ситуаций рассматривается нами как оправданный, поскольку педагогическая практика студен-тов-лингводидактов нацелена на их непосредственное и успешное включение в образовательную среду.

Особенный характер лингводидактического мониторинга определяется сущностью и спецификой педагогической деятельности стажеров-лингводидактов, которые демонстрируют и совершенствуют в ходе педагогической практики свою педагогическую компетенцию.

Проведение мониторинга позволяет систематизировать информацию о профессиональной готовности будущих учителей иностранного языка, существенно повысить оперативность коррекции профессиональной подготовки в вузе, особенно в части предметов методической направленности, добиться объективности оценки готовности студента к включению в педагогическую среду.

Поддержка педагогической науки в деле построения системы мониторинга выражается, с нашей точки зрения, в детальной разработке теоретической базы мониторинга образовательной среды, создании пакетов мониторинговой документации, систематическом проведении повышения квалификации студентов, преподавателей, учителей, руководителей образовательных учреждений на вузовских методических площадках.

Литература

1. Бартош Д.К. Теоретические основы и принципы проведения лингводидактического мониторинга в системе столичного образования: Монография. М., 2009.

2. Железнова Л.Б. Управление качеством дополнительного образования. 2002. (http://bank.ooipkro.ru/Text/t43_11.htm).

3. Коник O.A. Организация педагогической практики студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки будущих учителей (на примере факультета иностранных языков): Дис. ... канд. пед. наук. Курган, 1997.

4. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., 2001.

5. Мониторинг как практическая система. Президентская программа “Дети России” (http://www.kbsu.ru/Informika/Children/ system.doc)

6. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. М., 2000.

7. Стручкова В.И. Педагогический мониторинг качества знаний учащихся начальных классов (http://cde.sakha.ru/Arxiv/ VILYI/IIVil/tezis/struchkova.htm)

ПРОФИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Попович А.Э.

Концептуальные подходы к модернизации российского образования предусматривают создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать функциональным и эффективным. В настоящее время про-филизация школы - одно из наиболее позитивно оцениваемых обществом направлений модернизации системы общего образования.

Для нашего исследования представляет интерес ряд современных работ, посвященных организации профильного обучения (Л.К. Артемова, И.В. Гладкая, М.А. Дмитриев, Л.Н. Журкин, С.П. Ильина, С.С. Кравцов, О.В. Кузин, Н.В. Моту-ренко, С.В. Ривкина, С.Н. Рягин, С.Н. Чистякова и другие).

В современной педагогике профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

© Попович А.Э., 2011

Профильное обучение на практике рассматривается как основной способ реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на старшей ступени общего образования, при этом выдвигается требование гибкости программ и их адаптированности к склонностям и способностям учащихся.

В своем исследовании мы опираемся на “Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования” (2002) и сформулированные в ней цели:

• обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов по программам среднего (полного) общего образования;

• создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

• установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования[4].

Под профильным обучением в общеобразовательной школе мы понимаем создание системы организации образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.