Берестнева Ольга Григорьевна
Berestneva Olga Grigorievna Томский политехнический университет Tomsk Polytechnic University Профессор кафедры прикладной математики Professor of applied mathematics department Доктор технических наук Профессор кафедры прикладной математики
E-Mail: [email protected]
Марухина Ольга Владимировна
Marukhina Olga Vladimirovna Томский политехнический университет Tomsk Polytechnic University Доцент кафедры оптимизации систем управления Associate Professor of optimization control systems department
Кандидат технических наук Доцент кафедры оптимизации систем управления
E-Mail: [email protected]
Мокина Елена Евгеньевна
Mokina Elena Evgenievna Томский политехнический университет Tomsk Polytechnic University Ст. преподаватель кафедры оптимизации систем управления Senior lecturer of optimization control systems department
E-Mail: [email protected]
13.00.00 - Педагогические науки
Роль личностно-ориентированной среды вуза в социально-психологической адаптации иностранных студентов
Role of University student-centered environment in socio-psychological adaptation for
foreign students
Аннотация: Эффективность обучения иностранных студентов зависит от того, насколько успешно они адаптируются к новой среде. Проблема исследования особенностей адаптации студентов из других стран и автономных территорий РФ к условиям жизни и обучения в российских вузах является особенно актуальной в современных условиях формирования международной и межрегиональной образовательной системы. В статье показана роль личностно-ориентированной среды вуза в социально-психологической адаптации иностранных студентов. Приведены четкие определения личностноориентированной среды, социально-психологической адаптации. Описана информационная система, на базе которой проводится оценивание успешности адаптации иностранных студентов в Томском политехническом университете, а также других вузов Томского региона.
The Abstract: Training efficiency for foreign students depends on how well they adapt to the new environment. Studying the peculiarities of adaptation students from other countries and Autonomous territories of the Russian Federation to the living conditions and study in Russian
universities is especially actual in modern conditions of development of international and interregional educational systems. The article shows the role of University student-centered environment in the socio-psychological adaptation for foreign students. Provides clear definitions of student-centered environment, socio-psychological adaptation. It describes the information system which help to give the assessment of the adaptation success for foreign students at Tomsk Polytechnic University and other universities of Tomsk region.
Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, образовательная среда, успешность.
Keywords: Socio-psychological adaptation, foreign students, educational environment, success.
***
В настоящее время большое значение приобретают международные образовательные миграции, представляющие собой не только экономический фактор сохранения и развития университетов, имеющий большое значение в условиях демографического спада, но и геополитический ресурс для распространения, продвижения культуры страны, ценностных установок, установления лояльных отношений в будущем со странами, куда возвращаются выпускники, становясь частью национальной элиты.
Как показал анализ современного состояния проблемы, большинство исследований в этой области связано с интенсивно протекающими процессами интернационализации современного высшего образования и направлено на решение проблем адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности высшей школы незнакомой страны. Примерно двое из ста обучающихся в высшей школе в мире на настоящий момент -иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран. Самый большой контингент иностранных студентов принимает высшая школа США (более 30% общей численности студентов-иностранцев в мире), далее следуют Франция, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Япония. Хотя Россия пока не стала активным участником европейских программ академической мобильности (обучение иностранных студентов осуществляется в рамках межгосударственных соглашений, через межвузовское сотрудничество), существует острая потребность в технологиях подготовки конкурентоспособных иностранных специалистов, обусловленная вхождением страны в международное образовательное пространство и продвижением российских образовательных услуг на международный рынок. Надо отметить, что, обучение иностранных студентов в России имеет давние традиции. В недалеком прошлом, во времена существования Советского Союза, иностранные студенты обучались только в столичных вузах на основании межгосударственных соглашений. С развитием демократии в российском обществе интерес молодых иностранцев к России возрос, и с середины 90-ых годов в сферу внимания потенциальных студентов попадают вузы городов, удаленных от столицы, но имеющих давние образовательные традиции.
Образовательный потенциал российских вузов позволяет присутствовать на международном рынке образовательных услуг и зачастую выигрывать в конкурентной борьбе с европейскими и американскими университетами. Привлекательность российских вузов напрямую зависит от представления о них в информационных и социальных источниках, поэтому важным фактором является наличие презентационного материала об университете на разных языках на сайтах вузов, а также долгосрочная работа по формирование положительного имиджа в глазах студентов, выпускников и их родственников. Данный фактор непосредственно связан с быстрой и безболезненной адаптации иностранных студентов к новой для них культурной, климатической, социальной и образовательной среде [6].
Томск традиционно считается одним из ведущих образовательных центров России. Каждый пятый житель города студент. В Томске располагаются шесть государственных университетов: Томский государственный университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ) и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ) и Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). ТПУ занимает седьмое место в рейтинге Минобрнауки РФ как вуз где учится наибольшее число иностранных студентов. В 2008-2009 году в вузе очно обучались 1626 иностранных граждан, а к 2010-2011 году их число увеличилось до 1794 человек. На сегодняшний день, численность иностранных студентов ТПУ составляет 15% от общего количества студентов.
Сенатор от Томской области в Совете Федерации РФ Владимир Жидких сделал заявление о высокой оценке Томска в Правительстве РФ, в связи, с чем региону поставлена задача увеличить долю иностранных студентов в томских вузах до 40%. «К 2025 году Россия ставит перед нами задачу: 40% студентов в Томске должны быть иностранцами, у нас должны хотеть учиться», заявил председатель комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризма [11].
Подводя итоги краткому очерку рассматриваемой проблемы, можно заключить, что студенту из другой страны необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к замене социального окружения, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и многому другому. Большинство из перечисленных трудностей в определенной степени должны преодолевать и студенты-представители коренных этносов Сибири, Севера и Дальнего Востока, получающие профессиональную подготовку в крупных научно-образовательных центрах других регионов Российской Федерации.
Эффективность обучения представителя этих категорий студентов зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде. Несомненно, на успешность процесса адаптации студентов огромное влияние оказывают психологические особенности личности педагога, который курирует группу студентов, и является неотъемлемым звеном данного процесса.
Первым и наиболее важным фактором адаптации студентов к новой для них среде является взаимодействие с представителями культуры страны, а также и других этносов. Таким образом, иностранный студент оказывается в трех социально-культурных системах, положение в которых может, как способствовать адаптации студента, так и тормозить ее [5].
Образовательная среда является частью как вторичной бикультурной системы, так и третичной многокультурной системы (рис.1), поскольку обучение в вузе не исключает возможности обучения в группе со студентами других этносов, так например, в ТПУ группы студентов могут состоять из представителей Китая, Вьетнама и Монголии.
Рис. 1. Социально-культурные системы
Важную роль в процессе адаптации иностранных студентов играют дни национальной культуры, которые проходят в томских вузах, так например в ТПУ ежегодно проводятся праздничные мероприятия, совпадающие с основным национальным денем Китая, были организованы ТПУ уже более десяти лет (рис 2). В прошлом году студенты ТПУ из Китая дали грандиозный спектакль, который собрал 380 человек [9].
Рис 2. Дни Национальной культуры в ТПУ
До концерта гости посетили выставку, посвященную культуре Китая. На выставке были представлены фотографии, показывающий современный Китай, а также изделия китайского декоративно-прикладного искусства и мастерской каллиграфии. В Томском государственном педагогическом университете проводятся межвузовские вечера “Дружбы монгольских студентов”, с целью содействия реализации стратегических государственных задач в сфере социально-культурного развития и укрепления дружественных отношений студентов из стран Евроазиатского региона [10].
Важное значение в процессе укрепления дружеских отношений имеют спортивные мероприятия, организуемые в университетах. В прошлом году в Томском государственном педагогическом университете состоялся I Городской турнир по баскетболу среди иностранных студентов, обучающихся в ВУЗах города Томска (рис 3). Организаторами соревнований явились монгольские студенты международной студенческой научнообразовательной лаборатории когнитивно-адаптивных технологий психологии образования.
Рис 3. Команды иностранных студентов и магистрантов, обучающихся в ТГПУ, ТГУ, НИ ТПУ, СибГМУ, ТУСУР, принявшие участие в I Городском турнире-2012, г.Томск, ТГПУ по
баскетболу
Факторами общения, влияющими на адаптацию студентов к образовательной среде можно выделить такие как: толерантность профессорско-преподавательского состава и языковая компетенция. Ряд опросов проведенных в различных городах (Воронеж, Москва, Томск) показал, у большей части иностранных студентов не возникает проблем при
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
взаимодействии с преподавателями. А вот знание языка становится проблемой, которую студент по большей части старается решать сам до поступления в университет, учась на подготовительном курсе, либо самостоятельно. Редким исключением являются некоторые студенты из Вьетнама, которые русский язык начинают изучать в школе, что позволяет им быстрее адаптироваться к новой языковой среде и иметь более высокую успеваемость, по сравнению со студентами из других стран.
Решение проблемы восприятия учебного материала из-за низкой языковой компетенции иностранных студентов в ТПУ решается следующим образом: студент может выбирать язык преподавания (русский или английский); первые 2 курса студенты учатся в группе только с иностранными студентами и только потом вливаются в поток к русским студентам; учебные материалы для иностранных студентов адаптируются для более легкого восприятия; учебная нагрузка включает занятия по русскому языку. Другими факторами, связанными с адаптацией в образовательной среде вуза, являются особенности образовательной среды и оправдание ожиданий от учебы.
При этом индикаторами успешной адаптации в образовательной среде университета могут выступать такие формально-фиксируемые факторы как посещаемость занятий и хорошая успеваемость, а также субъективная оценка душевного комфорта, положительных эмоций в отношениях с окружающими. В процессе адаптации студента необходима отлаженная работа таких механизмов образовательной среды как: дружеское общение, сотрудничество, совместная практическая деятельность и творчество, которые являются необходимыми признаками личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный подход в адаптации. В настоящее время личностноориентированный подход является признанной потребностью современного образования, но, к сожалению, отражается в большинстве работ на уровне обыденных представлений и чаще направлен либо на социально-психологический аспект взаимоотношений сторон в образовательном процессе, либо на изменения учебных планов, видов занятий и т.п. Данные нововведения, конечно, являются необходимым звеном в реформации образовательной среды и применения в ней адаптационных механизмов, если не идут в разрез с пониманием личностной ориентации и движущих сил человека на глубинном уровне.
На сегодняшний день, не смотря на то, что данный подход провозглашается ведущей тенденцией в сфере образования, нет однозначного понимания, и существует множество концепций личностно-ориентированного образования. Чаще встречающиеся трактовки говорят о приоритете индивидуальности в образовании в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему воспитанию, личностно-ориентированный подход рассматривается как принцип синтеза направлений педагогической деятельности вокруг ее главной цели -личности и т. д.
Успешность адаптации и развития студента в новой образовательной среде определяется его способностью к разрешению возникающих в процессе обучения проблем и конфликтов в бикультурной и мультикультурной средах. В процессе адаптации возникают препятствия в виде языковых и культурно-психологических факторов и необходима воля для их преодоления и продвижения к своей долговременной цели, наличие которой также является необходимым фактором успешной адаптации. Кстати сказать, у многих иностранных студентов долговременная цель определена, они получают образование и знают, зачем оно им, в отличие от российских студентов, получающих высшее образование по инерции. Даже знание языка, можно сказать, не является необходимым, если есть воля и все условия для обучения в образовательной среде, а также погружение в культурно-языковую среду только способствует быстрому наращиванию необходимого для обучения базиса. Необходимо отметит такое необходимое качество в адаптации студентов как трудолюбие. Поскольку труд
является не только фактором, поддержания жизни, но и как свобода он есть творчество, воплощение целей саморазвития человека, и, собственно, успешность его адаптации и образования в новой культурной среде [2]. К сожалению, настоящее поколение молодых людей, как российских, так и иностранных, в большинстве не отличаются данным качеством, что накладывает новую функцию на образовательную среду.
Рис. 4. Факторы успешной адаптации в образовательной среде
Человек представляет собой открыто-закрытую систему. Характеристика открытости -это обмен с окружающей средой, и с точки зрения адаптации здесь необходимо выделить обмен информацией, ценностями. Как закрытую ее характеризует относительная самостоятельность и автономность существования в мире, чувство собственного «я» и свобода выбора [2]. То есть присутствует некоторый элемент «интимности», и даже открываясь и допуская педагога в свой внутренний мир, студент представляет его таким, каким бы он хотел, чтобы его видели. Деятельность преподавателя в нахождении взаимопонимания со студентом лежит не только в плоскости обучения, но и помощи в общении и налаживании теплого и дружеского общения в группе. Также, незаменимую роль в адаптации студентов играют кураторы групп, которые могут помогать решать студентам возникающие проблемы при обучении, поскольку сам студент в силу его иной культурной принадлежности и иных ценностных ориентаций не всегда может выйти из сложного положения. Еще одним аспектом является степень совпадения ценностей студента иного этноса с ценностями окружающих его людей в образовательной среде, и представляет собой меру интегрированности в социальную структуру, которая всегда будет низкой на начальном уровне адаптации. С возрастанием данной степени и появлением некоторого баланса между сходством и различиями, которые все равно будут, увеличивается комфорт личности в образовательной среде, что влияет на психологическое здоровье, и как следствие, успешную адаптацию.
Несмотря на понимание приезжими студентами цели образования по определенной специальности, не всегда есть ясное представление результата образовательного процесса, а именно какие знания и умения будет сформированы в процессе обучения. Поэтому на этапе привлечения студентов необходимы просто и понятно изложенные сведения о направлениях обучения в информационных источниках, чтобы избежать разочарования студентов при понимании несовпадения их ожиданий с реальностью. В процессе обучения необходимо уделять внимание тем разделам при подаче материала, которые найдут отражение в будущей деятельности иностранных студентов, для этого конечно необходимо иметь представление об их долгосрочных целях.
Заинтересованность человека в получении знаний и умение прилагать усилия в этом направлении является необходимым условием для успешности процесса обучения. Этим условиям удовлетворяют 2-3 студента в группе, у всех остальных желание учиться мало выраженно или отсутствует совсем, о чем свидетельствует возрастающее количество отчисляемых студентов с начальных курсов за невыполнение учебного плана. Поэтому одной из сложнейших функций образовательной среды является повышение заинтересованности студента и воспитание трудолюбия, поскольку наше образование изначально ориентировано на саморазвитие и самодисциплину, и нет никаких предпосылок к изменению данной тенденции. Иностранные студенты, попадая в российскую образовательную среду, зачастую
обретают большую степень свободы, нежели на родине. Данный фактор расхолаживает и не лучшим образом сказывается на успеваемости, что снижает изначальная заинтересованность и может привести к провалу процесса обучения. Привить интерес и трудолюбие возможно только благодаря построению новых образовательных программ, адаптированных для иностранных студентов, и применению современных технологий с непременным участием, понимающих проблемы студентов, преподавателей.
Рис. 5. Средства адаптации
Для адаптации, как иностранных студентов, так и студентов из других отдаленных районов нашей страны, личностно-ориентированный подход направлен на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств человека и находит отражение в учебном процессе как в виде новых образовательных технологий, так и в свободе выбора образовательных траекторий, основанных на ориентациях личности. Данная часть адаптационной технологии направлена на повышение интереса к специальности и раскрытию в студенте его задатков, способностей и повышению творческой активности [3].
Информационные технологии в оценке адаптации иностранных студентов. Охват всего контингента иностранных студентов и исследование их отношения к образовательной среде, психологического состояния, проблем и потребностей является трудоемким финансово и временно затратным делом и, практически, неосуществимым без применения информационных технологий.
Встречающиеся системы оценки уровня адаптации представляют собой системы, анализирующие психическое состояние субъекта, представляющие собой набор тестов, и в некоторых случаях его проблемы в новой культурной среде. Редко можно встретить исследования учитывающие изменения в процессе адаптации, а также отслеживающие текущие изменения в состоянии студента.
Данная информационная система должна включать в себя несколько модулей, которые, соединяясь воедино, могли бы выдавать актуальную степень адаптивности иностранного студента для своевременного реагирования преподавателей и административного персонала. Создание такой среды возможно только в университете с развитое единой информационной средой, например таком как ТПУ, где некоторые модули уже разработаны, например электронный деканат, чьи данные необходимо лишь интегрировать в новую систему, что существенно облегчит работу. Усовершенствование психодиагностического тестирования и использование его в контексте адаптации иностранных студентов. Далее модуль тестовой оценки ожиданий и реального положения, проблем и трудностей в образовательном процессе, а также модуля, дающего рекомендации для выбора направлений в образовательной программе, соответствующих склонностям личности [4,8].
Единая информационная среда вуза
/Электронный кабинет
Модули системы
Электронный деканат
Психодиагностическое тестирование
Формирование образовательной траектории
Анализ ожиданий, проблем и трудностей образовательной среды
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
КУРАТОРА
СТУДЕНТА
ПСИХОЛОГА
Рис. 6. Структура информационной среды для оценки адаптации студента
Благодаря использованию личного кабинета в корпоративном портале ТПУ есть возможность оперативно проводить опросы и информировать о результатах всех заинтересованных лиц, а также реагировать на возникающие в процессе адаптации проблемы. Данная функция наблюдения и контроля лежит на кураторе группы. Тестирование и оценка результатов, выявление общих проблем у группы проводится психологом. Преподаватель дисциплины заполняет журнал посещения и успеваемости, как и у других российских групп, но в отличие от них перед тем, как приступить к обучению по своей дисциплине, необходимо ознакомиться с ожиданиями и проблемами иностранных студентов и скорректировать соответствующим образом учебный материал.
Формирование образовательной траектории на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений исследований и применим также к иностранным студентам [1]. Разработка интересных курсов, творческих проектов с участием российских студентов позволит увлечь иностранных студентов, способствовать успешной адаптации и развития коммуникационной компетенции обеих сторон. Формирование вариативных дисциплин возможно с определением студентами интересующих их тем с более углубленным изучением. Трудность в данном вопросе заключается в установке взаимосвязей дисциплин и исключения повторения материала. Активность студента по разным образовательным направлениям, положительная оценка психолога, комментарии преподавателей отражаются в электронном кабинете куратора и могут служить индикатором успешности адаптации.
Привлечение иностранных студентов является одним и важных направлений деятельности университетов. Успешность адаптации студентов к новой для них образовательной среде является одним из важных факторов в формировании привлекательного имиджа в глазах студентов как ближнего, так и дальнего зарубежья, и как следствие, увеличение их числа, что необходимо в сложившихся в настоящее время условий на рынке образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абунавас Х.А., Берестнева О.Г. Исследование проблем адаптации иностранных студентов на примере томского политехнического университета // Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: Материалы всероссийского семинара. -Томск, 2008. - т. 2. - С.7-12.
2. Агранович Б.Л., Постникова Л.Н. Системный подход к психодиагностике и коррекции развития человека // Профориентация и формирование социальнопсихологической культуры личности специалиста в вузе. - Томск,1989. - С.43-58.
3. Берестнева О. Г. , Иванкина Л. И. , Марухина О. В. Компетентностно-ориентированное образование: от технологии обучения к технологии развития человека // Известия Томского политехнического университета. - 2011 - Т. 319 - №. 6 - С. 172-176.
4. Берестнева О.Г., Марухина О.В., Абунавас Х.А. Алгоритмическое и
программное обеспечение информационной системы оценки компетентности студентов технического вуза //Известия Томского политехнического университета, 2006. - Т. 309 - № 7 - с. 240-245.
5. Гурдизьяне О.Б., Ко Е.Г. Адаптация иностранных студентов в российском вузе
// Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: Материалы
всероссийского семинара. - Томск, 2008. - т. 2. - С.36-50.
6. Полетаев Д.В., Деменьтева С.В. Инновационные стратегии развития
международного образования в ракурсе учебной миграции в вузы России // Известия Томского политехнического университета. - Томск: Изд. ТПУ, 2010. -т. 316. - № 6. - С.216-220.
7. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий. //Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2011. - т. 62. - № 8. - С. 14-20.
8. Шаропин К.А., Берестнева О.Г., Абунавас Х.А. Программное обеспечение
автоматизированного комплекса мониторинга психофизиологического состояния студентов // Известия Южного федерального университета.
Технические науки, 2008. - Т. 82 - № 5 - с. 57-61.
9. http://iie.tpu.ru/en/seenews.php?IDNews=497 - Празднование Национального дня Китайской Народной Республики. ИМОЯК ТПУ.
10. http://www.katpo.tspu.ru/index.php?m=2&p=categorv&d=7&pn=2 - Социальнокультурная деятельность. Евро-азиатский адаптационно-образовательный центр ТГПУ.
11. http://www.70rus.org/more/12159/ - наука и образование. Томская область.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-16-70001
Рецензент: Александр Михайлович Уразаев, доктор биологических наук, профессор Института теории образования ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университета.