PEDAGOGICAL SCIENCES
PSYCO-PEDAGIGICAL ADAPTATION OF INTERNATIONAL STUDENTS FOR NEW SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASIAN INSTITUTE OF MINING AND METALLURGY (STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY)) Zakaeva B.K. (Russian Federation) Email: [email protected]
Zakayeva Bella Konstantinova - Senior Teacher, FOREIGN LANGUAGES CHAIR, NORTH CAUCASIAN INSTITUTE OF MINING AND METALLURGY STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY, VLADIKAVKAZ
Abstract: the article analyzes the aspects that affect the adaptation of foreign students to a new environment, to a new educational and socio-cultural environment. The word "adaptation" means to solve problems of interpersonal, cultural and social communication, getting used to living conditions, climate and time zone, and adopt a new system of education. In order to identify the main problems associated with the adaptation of foreign students at the university, a survey was conducted and the strategy for working in this direction was developed on its basis. It also emphasizes the role of the pre-university training faculty and the university sanatorium staff
Keywords: psychological and pedagogical adaptation, foreign student, problem, teacher, language environment, everyday problems.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)) Закаева Б.К. (Российская Федерация)
Закаева Белла Константиновна - страший преподаватель, кафедра иностранных языков, Северо-Кавказский горно-металлургический институт Государственный технологический университет, г. Владикавказ
Аннотация: в статье анализируются аспекты, влияющие на адаптацию иностранных студентов к новой среде обитания, к новой учебной и социально-культурной среде. Значение слова "адаптация " Рассматривается с таких ракурсов как: обретение языка
межличностного общения, вхождение в культурно-социальную среду, привыканиек условиям проживания, к климату и иному временному поясу, и вхождение в новую образовательную среду. Для выявления основных проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в вузе проводилось анкетирование и на его основе выработана стратегия работы в данном направлении. Также подчеркивается роль факультета довузовской подготовки и преподавателей РКИ, медицинского персонала вузовского санатория-профилактория.
51 ■ European science № 5 (47)
Ключевые слова: психолого-педагогическая адаптация, иностранный студент, проблема, преподаватель, языковая среда, бытовые проблемы.
Развитие интеграции образовательного процесса по всему миру, и реформирование российской системы образования способствуют притоку иностранных студентов в наши вузы. В последнее десятилетие глобализация образовательного пространства стала реальностью и в связи с этим, экспорт образовательных услуг очень важен и для российского высшего профессионального образования.
Не остался в стороне от этой тенденции и Северо-Кавказский горнометаллургический институт (Государственный технологический
университет), где одним из приоритетных направлений деятельности является международное сотрудничество в сфере как науки, так и образования. В данной небольшой статье в качестве предмета исследования выступает проблема психолого-педагогической адаптации иностранных учащихся к новой учебной и социально-культурной среде.
Объектом исследования - иностранные студенты Северо-Кавказского горнометаллургического института (ГТУ).
Мы рассмотрим на примере иностранных студентов, приезжающих учиться на Кавказ, в частности в Северо-Кавказский горно-металлургический институт, некоторые аспекты, влияющие на адаптацию к новой среде обитания, к новой учебной и социально-культурной среде и постараемся дать некоторые рекомендации.
Для того, чтобы проводить учебно-воспитательную работу с иностранными студентами на должном уровне, мы берем во внимание, что учащиеся, приезжающие учиться в Россию из других стран, попадают в непривычную для них социальную, национальную и языковую среду, и для включения в образовательный процесс и саму студенческую среду, им необходимо пройти определенный процесс адаптации.
Что же означает само понятие «адаптация»? Психологический словарь дает этому понятию следующее объяснение: «Адаптация (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Социальная адаптация характеризуется возможностью человека выстраивать модель своего поведения в соответствии с условиями, которые сложились в данной социальной среде»[1].
Некоторые ученые определяет адаптацию иностранных студентов как «формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее достижению целей педагогической системы»[2].
Процесс адаптации - довольно сложный болезненный процесс. Он предполагает:
- обретение языка межличностного общения,
- вхождение в культурно-социальную среду,
- привыкание к новым условиям проживания, к климату, иному часовому поясу,
- вхождение в новую образовательную среду со своими подходами и методами.
Некоторые практики и ученые полагают, что на процесс и механизмы
Адаптации человека в значительной мере влияют не только страна
происхождения, культурная среда, в которой он жил, но и то, в какую социальную среду попал человек, каковы его личные социально-психологические качества, насколько он готов к общению и восприятию нового [3].
Система адаптации, разработанная в Северо-Кавказском ГорноМеталлургическом институте, по моему мнению, создает благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации иностранных студентов к той среде, в которую они попали.
Большая часть наших учащихся - это выходцы из Туркмении, Узбекистана и африканских стран, таких как: Камерун, Ангола, Египет, Марокко, Судани др. Если у выходцев из Туркмении и Узбекистана - стран, которые некогда входили в состав
European science № 5 (47) ■ 52
СССР, может сработать генетическая память, и им не так сложно адаптироваться в российской среде, то для представителей африканских стран Россия может оказаться настоящим челлинджем. Первый год обучения в университете, да еще и в чужой стране, самый сложный для студента, так как он оказывается в новой социальной, языковой, этнической, образовательной среде, которая может отличаться от привычной им модели.
Конечно, первое время главная проблема, с которой сталкиваются иностранные студенты, это отсутствие общения из-за незнания русского языка. Еще одна не менее важная проблема - это культурный шок, который предстоит пережить в новой стране. На скорость адаптации вновь прибывших студентов могут также влиять многие объективные и субъективные факторы, такие как: новые формы обучения и контроля знаний, новый коллектив, новая обстановка, отрыв от семьи и привычного круга общения, недостаточно хорошие навыки самостоятельной работы, неумение правильно распределить время[41.
Для выявления основных проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в нашем вузе, мы воспользовались анкетой, разработанной учеными Национального исследовательского Томского политехнического университета О.Г. Берестневой, О.В. Марухиной и Д.О. Щербаковым[2]. Проанализировав анкеты 85 иностранных студентов и слушателей ФДП, мы пришли к выводу, что помимо трудностей, связанных непосредственно с процессом обучения иностранцы испытывают трудности в области социального взаимодействия из-за иной непрвычной для них модели поведения в обществе. В качестве основной проблемы социальной адаптации большинство студентов (52%) указало на бытовые проблемы. При чем, девушки легче справляются с ними, нежели юноши. Многие никогда ранее не жили отдельно от родителей и все, что связано с уборкой, стиркой и приготовлением пищи, контролированием расходов впервые легло на их плечи
Для выявления факторов, способствующих успешной адаптации, был задан вопрос: «Что Вам понравилось больше всего, когда Вы приехали в Россию?» Самым ожидаемым ответом, полученным от юношей был: «Девушки». Девушкам же больше понравилась природа и доброжелательность местного населения. Также в анкете были вопросы, связанные со взаимодействием с руководством вузаи с досугом. Большинство учащихся отметили, что руководство факультета и института всегда проявляют внимание, заботу и всегда помогают, если к ним обратиться. На трудности в общении с руководством института больше жалуются девушки, а на проблемы с досугом больше сетуют представители мужского пола.
Для более успешной адаптации, с первых дней пребывания иностранного учащегося в СК ГМИ, к нему прикрепляются несколько российских студентов, помогающих в решении тех или иных социально-бытовых проблем. Кураторы из числа студентов знакомят иностранцев с Инфраструктурой вуза, ходят с ними в банк, в магазины, в поликлинику; знакомят с этикетом и национально-культурными особенностями местного населения, помогают интегрироваться в новую для них среду обитания.
Особую роль в успешной адаптации иностранных учащихся несомненно играет факультет довузовской подготовки вуза, который является их первым и самым главным проводником в новый мир. Преподаватели и сотрудники факультета помогают в решении возникающих проблем, проводят систематическую учебно-методическую и воспитательную работу, направленную на оказание помощи в прывыкании к новым условиям жизни и необычной системеобучения. На начальном этапе особенно важны линия поведения и позиция преподавателя, который не должен оказывать давление и чрезмерную назидательность, а создать достаточно благоприятный социально-психологический климат[5]. В огромной степени от грамотно построеной работы преподавателя зависит, адаптируется тот или иной учащийся к нашей системе, или нет.
53 ■ Еигореап Баепсе № 5 (47)
С целью обучения методике работы со студентами-иностранцами, в СК ГМИ проводятся семинары с преподавателями,
Работающими с данной категорией обучающихся. В СК ГМИ имеется штатная единица тьютора, курирующего иностранных студентов. Работа тьютора нацелена на создание для иностранныхучащихся благоприятного социально-психологического климата; поддерживает контакт со всеми преподавателями, помогает решать возникающие у ребят проблемы.
Руководство и ППС СК ГМИ(ГТУ) придерживается модели общения, предложенной профессором, доктором педагогических наук, В. А. Кан-Каликом и известным советским педагогом и психологом Г.А.Кавалевым.
Она основана на гуманистическом отношении к учащимся, на диалоге в процессе совместной деятельности[6]. Помимо социально-психологической адаптации, у людей сменивших территори обитания, случается обострение хронических заболеваний, возникает проблема с адаптацией к климату, смене часового пояса, к еде, и пр. Разрешением данного вида проблем занимается наш вузовский санаторий -профилакторий «Цей», расположенный на территории кампуса.
Медперсонал подразделения проводит тщательное медицинское обследование всех иностранных слушателей и студентов, выявляет нехарактерные для России и в частности, для Северной Осетии заболевания и проводит соответствующие лечебно-профилактические мероприятия.
Немалая роль в успешной адаптации принадлежит и вовлечению учащихся в спортивную и культурную деятельность института. Многие студенты-иностранцы занимаются в спортивных секциях, поют в студенческом хоре, участвуют в КВН, в смотре талантов и конкурсе «Студенческая весна». В институте проводятся фестивали дружбы, где студенты из разных стран знакомят со своей культурой, традициями,кухней.
В заключение хочется сказать, что в ближайшие годы масштабы международной студенческой мобильности, вероятно, продолжат расширяться во всем мире, в том числе и в России. В связи с этим очень важно, чтобы политика учебных заведений была направлена не только на решение учебных, но и бытовых проблем, на организацию досуга студентов, на вопросы, связанные с здравоохранением и т.д.
Список литературы /References
1. Глоссарий. Психологический словарь. [Электронный ресурс]: http://www.psychologies.ru/glossary/01/adaptatsiya/ (дата обращения: 04.07.2019).
2. Берестнева О.Г. И др. Проблема адаптации иностранных студентов как проблема адаптации субъекта деятельности к измененным условиям. [Электронный ресурс]: https://www.docsity.com/ru/adaptariya-imstrannyh-studentov-k-usloviyam-zhizni-i-ucheby-v-rossii-na-primere-rudn/1313452/ (дата обращения: 04.07.2019).
3. Арсеньев Д.Г. и др. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов, СПБ.: Издательство СПбГПУ, 2003, с. 49.
4. Закаева Б.К. Программа адаптации иностранных студентов в российских вузах (на примере Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственного технологического университета))//Вестник науки и образования 2019. № 13 (67). Часть 1.
5. Дрокина С.В. Влияние культуры общения преподавателей на успешность психологической адаптации студентов: Материалы Всероссийского семинара. Том 2. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. с. 52.
6. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр. психологии. 1985, № 4.
European science № 5 (47) ■ 54