Научная статья на тему 'Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах'

Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1110
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF INTERNATIONAL STUDENTS / INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вадутова Ф. А., Кабанова Л. И., Шкатова Г. И.

Показана актуальность проблемы адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов. Авторами выделены основные типы измерительных процедур для решения задачи оценки адаптации иностранных студентов, а также сформулированы особенности обработки экспертных оценок и выбран алгоритм анализа результатов экспертного оценивания, учитывающий тип измерительной шкалы. Для диагностики уровня адаптации разработан алгоритм на основе метода нечеткой классификации. Разработана и внедрена в эксплуатацию информационная система IMO, которая является универсальным инструментом не только для решения задач оценки адаптации иностранных студентов к обучению в России, но и выявления групп риска дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Вадутова Ф. А., Кабанова Л. И., Шкатова Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND PREDICTION OF ADAPTATION OF INTERNATIONAL STUDENTS TO STUDY IN CONDITIONS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The article shows the relevance of the problem of adaptation of international students to the conditions of Russian universities. The authors have identified the main types of measurement procedures to solve the problem of estimating adaptation of foreign students, as well as formulated especially processing expertise and selected algorithm analysis of the results of expert evaluation, taking into account the type of measurement scale. To diagnose the level of adaptation, the algorithm based on the fuzzy classification method. Developed and put into operation information system of IMO, which is a universal tool for solving not only problems of evaluation of adaptation of international students to study in Russia, but also to identify groups at risk maladaptation?

Текст научной работы на тему «Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах»

УДК 37:002; 159.9

Ф. А. Вадутова, Л. И. Кабанова, Г. И. Шкатова

ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Показана актуальность проблемы адаптации иностранных студентов к условиям российских вузов. Авторами выделены основные типы измерительных процедур для решения задачи оценки адаптации иностранных студентов, а также сформулированы особенности обработки экспертных оценок и выбран алгоритм анализа результатов экспертного оценивания, учитывающий тип измерительной шкалы. Для диагностики уровня адаптации разработан алгоритм на основе метода нечеткой классификации. Разработана и внедрена в эксплуатацию информационная система IMO, которая является универсальным инструментом не только для решения задач оценки адаптации иностранных студентов к обучению в России, но и выявления групп риска дезадаптации.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, информационные технологии в образовании.

Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности высшей школы незнакомой страны. Самый большой контингент иностранных студентов принимает высшая школа США (более 30 % общей численности студентов-иностранцев в мире), далее следуют Франция, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Япония. Хотя Россия пока не стала участником европейских программ академической мобильности (обучение иностранных студентов осуществляется в рамках межгосударственных соглашений, через межвузовское сотрудничество), социальный заказ на подготовку конкурентоспособных иностранных специалистов обусловлен вхождением страны в международное образовательное пространство и продвижением российских образовательных услуг на международный рынок.

Трудности адаптации иностранных студентов отличны по содержанию от трудностей российских студентов (преодоление дидактического барьера), зависят от национальных и региональных характеристик и изменяются от курса к курсу. В целом этапы адаптации иностранных студентов к новой языковой, социокультурной и учебной среде таковы:

- вхождение в студенческую среду;

- усвоение основных норм интернационального коллектива, выработка собственного стиля поведения;

- формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, преодоление «языкового барьера», усиление чувства академического равноправия.

Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к замене социального окружения, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и многому другому. Эффективность обучения сту-дента-иностранца зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде [1, с. 35].

В статье рассматриваются вопросы разработки методов оценки и прогнозирования адаптации иностранных студентов и создание соответствующей информационной системы.

Исследования проводились на базе Томского политехнического университета [2, с. 7].

Нами была использована технология формирования критериев адаптации, представленная в таблице.

На основе анализа литературных источников и мнений экспертов был сформирован набор первичных показателей, а также определены методики для их измерения. Выделены основные типы изме-

Технология формирования критериев адаптации

Этап формирования критериев Содержание Методы и инструменты

Предварительный анализ Формирование предварительного набора наиболее адаптационных характеристик Методы экспертного оценивания, анкетирование и статистическая обработка результатов анкетирования и экспертного оценивания

Проведение пилотных экспериментальных исследований Формирование окончательного набора характеристик и результатов анализа взаимосвязей характеристик и определение их важности (весов) Анкетирование, тестирование, статистическая обработка результатов анкетирования

Разработка системы показателей для измерения показателей адаптации Формирование набора показателей, с помощью которых можно измерить (оценить) уровень адаптации (психологической, социальной и т. д.); анализ взаимосвязей между показателями Анкетирование, анализ документов, методы статистического и интеллектуального анализа данных

рительных процедур для решения задачи оценки адаптации иностранных студентов: психологическое тестирование, анкетирование, методы экспертного оценивания. Сформулированы особенности обработки экспертных оценок и выбран алгоритм анализа результатов экспертного оценивания, учитывающий тип измерительной шкалы. Количество выбранных признаков (адаптационных переменных) превышало 150, что усложняло процесс сбора информации.

Следовательно, требовалось сформировать набор наиболее информативных признаков. Для решения этой задачи была выбрана информационная мера Кульбака, которая предназначена для работы с любыми типами признаков: количественными, качественными (номинальными) и ранговыми [3, с. 55]:

// / ^ х, / А, ) =

_ Р/х. /А.) г . . .

=1 >8 Р / А1)-Р / / А)].

где / (х,/Аьх/А2) - мера информативности по Куль -баку; А., А2 - классы состояний; . - номер признака; у - номер диапазона .-го признака; Р (ху/Ак) - вероятность попадания объекта, принадлежащего к классу Ак в диапазон у признака /.

Всего было отобрано 47 признаков, которые использовались для оценки адаптации. Основное внимание уделено вопросам формирования интегрального критерия (обобщенной оценки) адаптации, а также получению решающих правил для диагностики уровня и прогнозирования «срыва» адаптации.

В целом оценка адаптации включает в себя [4, с. 216]:

- оценку резервов (адаптационного потенциала);

- диагностику текущего состояния (уровня адаптации);

- прогнозирование «срыва» адаптации.

На основе анализа существующих подходов к формированию интегральных оценок адаптации студентов был сделан вывод о том, что использование существующих на сегодняшний день интегральных показателей оценки адаптации сводится к формальному объединению отдельных компонент в единый показатель без достаточного математического обоснования (А. Г. Маклаков) либо позволяет работать только с количественными переменными (В. П. Казначеев, В. Н. Новосельцев). Кроме того, большинство существующих интегральных критериев предназначены для оценки физиологической адаптации, например интегральные информационные критерии для оценки психофизиологической адаптации студентов (К. А. Шаропин).

Нами был предложен принципиально новый подход, основанный на теории нечетких множеств, который позволяет работать с любыми типами переменных при преобразовании их в лингвистические переменные, т. е. формирование обобщенной оценки адаптационного потенциала в виде свертки функций принадлежности:

_ IЛ .. _ /=1______

Для диагностики уровня адаптации разработан алгоритм на основе метода нечеткой классификации, предложенного С. В. Микони [5, с. 206]. Применение метода нечеткой классификации обеспечило достаточно высокое качество диагностики уровня адаптации иностранных студентов.

Наряду с формированием обобщенной оценки адаптации важной задачей является прогнозирование срыва адаптации для данного студента. Задача прогнозирования в данном случае рассматривалась как задача классификации на два класса (удовлетворительная адаптация и «срыв» адаптации). Были использованы разработанные авторами ранее методическое [6, с. 106], алгоритмическое [7, с. 106] и программное [8, с. 57] обеспечение для решения подобных задач.

На рисунке представлена структурная схема разработанной информационной системы IMO для оценки и прогнозирования адаптации иностранных студентов. Система имеет дружественный пользователю интерфейс, гибкую систему настроек и содержит все составляющие в соответствии с современной моделью информационной системы, такие как сбор, хранение, обработка, передача, выдача, защита информации.

Система включает в себя базу данных, реализованную в MS Access с включением программных модулей на Visual Basic for АрИсаНоп.

В блоке тестирования предусмотрено два варианта проведения тестирования: в бланковой форме (с последующим вводом результатов в базу данных) и в интерактивном режиме. Для работы в интерактивном режиме разработана информационная технология психологического тестирования, которая базируется на принципах компьютерной психодиагностики и обеспечивает реализацию основных типов анкет и психодиагностических методик. Разработанная технология является универсальным инструментом создания и реализации как психологического, так и социологического и педагогического тестирования и позволяет легко вносить изменения в структуру системы.

В блоке визуализации предусмотрена возможность получать отображение индивидуальных данных в виде лепестковой диаграммы, где теку-

Структурная схема информационной системы IMO

щее состояние студента визуально сравнивается с мные модули комплекса (PROGNOS - прогноз ус-

«эталонным». Для визуализации результатов ста- пешной адаптации студентов, ТЕSТ - генератор

тистического анализа и динамики адаптации со- тестов и обработка результатов тестирования,

здаются различного вида гистограммы и диаграм- EXPERT - обработка результатов экспертного оце-

мы. Все результаты формируются в отчетные нивания) имеют самостоятельное значение и ис-

формы как для каждого студента, так и для груп- пользуются также и в автономном режиме.

пы студентов. Разработанная информационная система IMO

Разработанная информационная система явля- внедрена в опытную эксплуатацию в Томском поется универсальным инструментом для решения литехническом университете. В число пользовате-

не только задач оценки адаптации иностранных лей системы входят как представители администра-

студентов к обучению в России, но и выявления ции и преподаватели, работающие с иностранными

групп риска дезадаптации. Отдельные програм- студентами, так и сами иностранные студенты.

Список литературы

1. Берестнева О. Г., Абунавас Х. А. Оценка качества обучения иностранных студентов // Межкультурная коммуникация: теория и практика: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Лингвистические и культурологические традиции образования». Томск, 18-20 февраля 2008. Томск: ТПУ, 2008. С. 35-38

2. Абунавас Х. А., Берестнева О. Г. Исследование проблем адаптации иностранных студентов на примере Томского политехнического университета // Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: мат-лы всерос. семинара. Томск, 21-23 октября 2008 г. Томск: ТПУ, 2008. С. 7-12.

3. Берестнева О. Г. Качество обучения в техническом университете: методы оценки и результаты исследований / под ред. В. А. Кочегуро-ва. Томск: Изд-во ТПУ, 2004. 192 с.

4. Абунавас Х. А., Берестнева О. Г. Модели и алгоритмы адаптации субъектов профессиональной деятельности к условиям производственной среды // Изв. Томского политехн. ун-та. 2009. Т. 314. № 5. С. 216-220.

5. Микони С. В. Теория и практика рационального выбора. М.: Маршрут, 2004. 455 с.

6. Берестнева О. Г., Марухина О. В. Компьютерные технологии в оценке качества обучения // Изв. Томского политехн. ун-та. 2003. Т. 306. № 6. С.106-112.

7. Берестнева О. Г. и др. Использование результатов психологического тестирования для измерения компетентности студентов технических университетов // Информатика и образование. 2009. № 4. С. 106-108.

8. Шаропин К. А. и др. Программное обеспечение автоматизированного комплекса мониторинга психофизиологического состояния студентов // Изв. Южного федер. ун-та. Техн. науки. 2008. Т. 82. № 5. С. 57-61.

Вадутова Ф. А., кандидат технических наук, доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: ogb53@mail.ru

Кабанова Л. И., кандидат технических наук, доцент, доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: am@am.tpu.ru

Шкатова Г. И., кандидат технических наук, доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: am@am.tpu.ru

Материал поступил в редакцию 11.10.2010.

F A. Vadutova, L. I. Kabanova, G. I. Shkatova

ASSESSMENT AND PREDICTION OF ADAPTATION OF INTERNATIONAL STUDENTS TO STUDY IN CONDITIONS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The article shows the relevance of the problem of adaptation of international students to the conditions of Russian universities. The authors have identified the main types of measurement procedures to solve the problem of estimating adaptation of foreign students, as well as formulated especially processing expertise and selected algorithm analysis of the results of expert evaluation, taking into account the type of measurement scale. To diagnose the level of adaptation, the algorithm based on the fuzzy classification method. Developed and put into operation information system of IMO, which is a universal tool for solving not only problems of evaluation of adaptation of international students to study in Russia, but also to identify groups at risk maladaptation?

Key words: social and psychological adaptation of international students, information technology in education.

Vadutova F. A.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: am@am.tpu.ru

Kabanova L. I.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: am@am.tpu.ru

Shkatova G. I.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: am@am.tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.