УДК 271
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ИГУМЕНА МОНАСТЫРЯ В СОХРАНЕНИИ СВЯТООТЕЧЕСКОЙ МОНАШЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
© 2024
Игумен Агафангел (А.А. Кузнецов), наместник
Вознесенский мужской монастырь г. Сызрани Сызранской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), г. Сызрань (Россия)
Ключевые слова: святоотеческая традиция; миссия; игумен; искушение; наместник; монаше-
Аннотация. В данной статье анализируется роль личности игумена монастыря как фактора сохранения святоотеческой традиции. В работе рассматриваются аспекты становления жизни в обители, упоминаются искушения, которым подвергаются игумен и члены монашеского братства, перечисляются обязанности наместника монастыря и направления его деятельности, в том числе и в условиях современности. В качестве примера беззаветного служения в деле становления обители приводится жизнь наместника Вознесенского мужского монастыря г. Сызрани архимандрита Августина (Шеленговского), возглавлявшего обитель в течение 16 лет.
«Сегодня в наших обителях нужно возрождать молитвенное делание, и прежде всего сами игумены и игумении призваны быть образцом молитвы, ибо именно в ней сила монашества. Главное достояние любого монастыря -это христолюбивое и добродетельное братство во главе с игуменом или игуменией. И наша основная цель - сделать так, чтобы современные обители были училищами подлинного благочестия и святости».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Введение
Со времени раннего христианства в монашеской жизни особое значение имеет личность игумена - наместника монастыря, выполняющего роль основного наставника. По словам законоположни-ка монашества святителя Василия Великого, личность игумена или игумении служит предметом всеобщего доверия, приятия и духовным примером для всей братии.
Согласно архивным данным, к 1917 году в России насчитывалось более 1200 монастырей, в которых проживало около 100 тысяч монашествующих, включая послушников и трудников. После революционных событий наступило страшное время богоборчества, и монастыри первыми из религиозных общин подверглись жесточайшим гонениям со стороны новой власти. Не избежал этой печальной участи и Сызранский Вознесенский мужской монастырь. В 1920 году на его территории был размещен уездный концентрационный лагерь, а спустя три года подписан акт о роспуске обители.
Однако по всеблагому промыслу Божиему, 70-летний период гонений и репрессий сменился временем неуклонного возрождения Русской Православной Церкви и, соответственно, ростом числа монастырей. Выступая в сентябре 2023 года на Собрании игуменов и игумений Русской Православ-
ной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл озвучил последние статистические данные. Сегодня в Русской Православной Церкви действуют 952 монастыря, из них 575 находятся на территории Российской Федерации. Это не только свидетельствует об укреплении и устойчивом развитии монашеской жизни, но и требует духовного осмысления при решении возникающих на этом непростом пути проблем.
Монашеская жизнь и ее цели
В Положении о монастырях и монашествующих, принятом в 2017 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви и составленном на основе Священного Писания, церковных канонов, творений и уставов святых отцов, указывается, что монашество - это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя служению Богу. Преподобный Силуан Афонский так кратко охарактеризовал монашескую жизнь: «Монахи ведут крепкую брань со страстями» [1]. Конечно, бороться с «темной силой» призван каждый человек, но у монахов, выбравших особый жизненный путь, она особенно грозная. И игумен - духовный отец всего братства - в этом плане занимает исключительное место не только в монастыре, но и во всей Церкви.
Как писал святитель Василий Великий, в монастыре подвизаются разные люди из разных мест, но при мудром водительстве игумена они настолько притираются друг к другу, «как если бы одна душа пребывала во многих телах и имела бы единое мнение. Они в равной мере становятся друг для друга и рабами, и господами» [2]. В общежительном монастыре обеты отречения от материальных благ и нестяжания означают наличие духовной ответственности у каждого монашествующего перед каждым и перед всеми.
Роль наместника состоит как раз в том, чтобы соединить братий во Христе, способствовать их сближению, взаимодействию, единству и гармонии. И тогда монашеская жизнь достигает своей полноты и единения.
Однако давайте разберемся, с чего же начинается возрождение или, точнее сказать, становление монашеской жизни? Здесь два направления - внешнее и внутреннее. Первое из них - материальное. И связано оно с восстановлением, порой из руин, монастырских храмов и сооружений, налаживанием быта, устройством хозяйства. Сызранский Вознесенский монастырь - один из старейших в Самарской губернии - за годы безбожия пострадал в несколько меньшей степени, чем другие обители региона. К 1994 году на его территории сохранились здания двух храмов, дома настоятеля, братской трапезной и двух жилых корпусов. Однако всё это находилось в плачевном состоянии и настоятельно требовало восстановления и реставрации. В соответствии со святоотеческими традициями, в монастыре должны быть созданы соответствующие бытовые условия для проживания насельников, в том числе и немолодых. В этом плане за годы новейшей истории в Вознесенском монастыре была проделана колоссальная работа. Молитвами и трудами братии, при поддержке областных и городских властей, помощи доброхотов и прихожан восстановлены настоятельский и братские корпуса, трапезная, историческая галерея на арках, отремонтирован соборный Вознесенский храм, разбит красивейший монастырский сквер, продолжается реставрация Феодоровского храма.
Однако жизнь показывает, что совершать строительные подвиги легче и благодарнее, чем осуществлять второе направление - налаживать духовную жизнь, ради которой, собственно, и возводились обители. Ведь монастырь - это, прежде всего, молитва, которая неустанно возносится к Богу. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так писал об этом: «...Надо нам не забывать, что мы только-только возрождаемся, и когда еще возмужаем, и возмужаем ли? Не ушла бы вся наша энергия в суету внешнего обустройства. А как трудно обретать основные ду-
ховные навыки в послушании, молитве, терпении. Эти делания на бегу да на скаку не приживаются. Очень хорошо, что возрождаются старые традиции, и тоненькой ниточкой намечается прерванная было преемственность» [3].
В формулировку святоотеческой монашеской традиции входит и устав обители, и богослужебные традиции, и отношения между братией, и конечно же, роль игумена в деле возрождения и становления монастыря.
Миссия игумена в деле возрождения и становления монастырей
В 2014 году Святейший Патриарх Кирилл на первом в новейшей истории Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви сказал: «Думаю, не было преувеличением сказать, что возрождение русского монашества в значительной степени зависит от игуменов и игумений нынешних обителей» [4].
Игумен - это не просто официальное лицо, решающее различные административные вопросы, но человек, который перед Самим Господом отвечает за духовные делания монахов. В Священном Писании об этом говорится так: «Они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17).
Упоминания об игуменах в древнерусской истории можно встретить, начиная с VII века. Его зачастую именовали «отцом» или «начальником», принимая во внимание его важную роль, которую он играет не только в монастыре, но и в целом в обществе. Проходят столетия, но значимость игумена в православии не только не уменьшается, а возрастает. Его деятельность напрямую связана с монастырским уставом и правилами.
В обязанностях игумена - неусыпный контроль за выполнением братией уставных норм; принятие решений, касающихся внутренней жизни монастыря; представление обители перед архиереем и прихожанами; участие в духовной жизни мирян; ведение проповедей. Отец братства обеспечивает духовное и материальное благополучие монастыря: сохраняет находящиеся в обители святыни, поддерживает порядок, занимается благотворительностью и развитием инфраструктуры, является связующим звеном между духовным и светским мирами.
Впрочем, нельзя не отметить, что обязанности игумена - это не застывший свод правил. Они менялись в разные сроки и в разных монастырях, что было обусловлено соответствующим временем.
Невозможно переоценить роль игумена в монашеской общине. Это - терпеливый учитель, неустанный просветитель, мудрый наставник. Он укрепляет каждого члена братства в скорбях, испытаниях и духовных поисках. С Божией помощью игумен способен преодолеть трудности и исцелить духовные немощи человека. Для этого он призван любить своих духовных чад отеческой любовью, ибо Сам Господь прощал наши грехи. Но при необходимости игумен может и призвать к ответу. Однако делает это, не выходя за рамки уважения к человеку.
Важнейшее значение в духовном становлении обители имеют регулярные беседы с братией -причем, как общие, так и лично с каждым членом братства. Монашеская жизнь есть не что иное, как несение Креста. И призвание игумена - первым шествовать этим путем мученичества, к которому он побуждает и братию. Такие духовные беседы разжигают в сердцах членов братства трепетную любовь к Богу и воодушевляют их на подвиг и молитву. Причем делается это без какого-либо психологического давления и угроз, а в сугубо отеческом духе. Ибо послушание ни в коем случае не тождественно дисциплине. Один из самых почитаемых в мире подвижников благочестия XX века старец Порфирий Кавсокаливит писал: «В монастыре может быть порядок и черед, но самой монашеской жизни не быть. Чтобы преуспеть, нужно подвизаться без понуждения, с радостью и охотно, а не по необходимости. Не думай об аде. Монашество не должно быть бегством от негатива, но путем к Божественной любви. Монашеская жизнь радостна» [5].
То есть когда в монастыре стараниями его наместника создан климат взаимной любви, все ощущают личную взаимосвязь, духовное общение и радость. В этой связи святитель Василий Великий отмечал: «Настоятель, как отец, преклонится к нуждам каждого, и предложит, по мере сил, надлежащее лекарство и исправление, и поддержит действительно болящего члена с любовью и отеческим благоволением как телесно, так и душевно» [2].
Здесь нельзя не упомянуть искушения, постигающие как в общем монашеское братство, так и в частности - игумена. Афонский старец Иосиф Исихаст перечислял пять основных искушений. Первое из них является одной из самых каверзных уловок дьявола - подталкивать монахов к подвигам, которые им не по силам. Так, бесчисленные обязанности игумена могут привести его к переутомлению и как следствие - потере ревности и радости при служении. В связи с этим святой старец Паи-сий Святогорец советовал: «...то, что могут сделать другие, будь то дела житейские, хозяйственные и административные, предоставь сделать им. Себе
же оставь лишь то, что другие сделать не могут или не должны, и прежде всего, духовные обязанности и духовное воспитание братьев твоего монастыря» [6].
Духовная самодостаточность и изолированность являются вторым искушением. Замыкание в себе игумена вместе с братией, отвержение и осуждение других образов монашеской жизни приводят к духовным проблемам, болезням и даже смерти.
Третье искушение - неповиновение церковным властям и порядку. Это означает возникновение ситуации, когда члены монашеской общины не осознают, что они принадлежат единому телу Церкви, глава которой на земле - местный епископ. Они заблуждаются, ошибочно полагая свое братство независимым, имеющим собственную главу.
Четвертое распространенное искушение - это обмирщение. Как огонь способен уничтожить всё на своем пути, так и обмирщение уничтожает братство монастыря. Неоправданное использование гаджетов, неограниченное потребление новостей, увлечение мирскими занятиями и всё прочее, что привносит в жизнь братства мирской дух, является обмирщением. И задача игумена - не допустить этой опасной тенденции и не поддаться ей самому.
И, наконец, пятое искушение - многопопечи-тельность. Превратное понимание благополучия обители приводит к тому, что порой монастырь превращается в современное предприятие по производству различных изделий ради экономического достатка обители. На самом деле, эта призрачная погоня за материальным рано или поздно приводит к утрате молитвы и священного безмолвия, данного Богом. Игумен должен неусыпно наблюдать за братией и следить за тем, чтобы у них было время не только трудиться и отдыхать, но и уединяться для келейной молитвы и духовного чтения.
Конечно, существует еще немало трудностей и проблем, с которыми сталкивается игумен и братия в деле возрождения и становлении монастырей, но, как подчеркивал преподобный Иоанн Лествич-ник, соблюдение заповедей Христовых возможно «во всяком времени и месте, и деле, несмотря ни на какие внешние искушения [7].
А достойным завершением определения роли игумена является напутствие преподобного Феодо-ра Студита: «Открой сердце твое с любовью, руководи всех с милосердием, воспитай их, просвети их, усовершенствуй их о Господе. Изощри ум свой размышлением, возбуди свою готовность в мужестве, укрепи сердце свое в вере и надежде, иди впереди их во всяком доброделании, предшествуй в борьбе против духовных противников, защити, путеводи, введи их в место добродетели» [8].
Беззаветное служение наместника монастыря в деле становления обители на примере архимандрита Августина (Шеленговского)
Если вспомнить удачные примеры создания или возрождения русских монастырей, то становится очевидным, что в большинстве случаев это происходит вокруг настоятеля или наместника обители - сильной духовной личности.
Греческий старец архимандрит Емилиан (Ва-фидис) так характеризует личность наместника монастыря: «Самый важный момент для монашества - это личность игумена, который должен быть началом всякого блага, нестяжательным, безмолвным, знатоком Священного Писания, ничего не ставящим выше любви Божией, научающим души возлюбить Бога, не игуменским достоинством украшенный, но сам его украшающий—» [9].
Именно таким ярким, незаурядным человеком был первый наместник Сызранского Вознесенского монастыря архимандрит Августин (Шеленгов-ский), после череды настоятелей возглавивший в 1848 году обитель. Архимандрит Августин во всем и везде ввел строгий порядок. Он требовал неукоснительного соблюдения строгого благочиния -совершения священного богослужения без малейшего опущения, с внятным и неспешным пением. Не довольствуясь одними наставлениями, отец Августин старался возбудить всё это в братии личным примером, участвуя на богослужениях в чтении и пении. С умилением выслушивал он всё богослужение, стоя смиренно и благоговейно, со взором, обращенным горе, а иногда с глазами, полными слез. Не только во дни великих, но и малых празднеств отец Августин неленостно и благоговейно совершал богослужения. Архипастырь уделял время для молитвенного собеседования с Богом, часто, с воодушевлением произносил проповеди. Несмотря на постоянные монастырские труды, отец Августин нередко беседовал со старообрядцами, обличая неправоту раскола и желая доказать им чистоту православия.
В течение 16-летнего управления Свято-Возне-сенским монастырем архимандритом Августином (Шеленговским) было возведено большинство построек. А именно три каменных храма: соборный пятиглавый, во имя Вознесения Господня; при Архиерейском доме - во имя святых Апостолов Петра и Павла; в честь Живоносного Источника Пресвятой Девы Богородицы над святыми вратами. Также он перестроил каменный древний храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, возвел каменный же настоятельский архиерейский дом и позади него развел сад, построил два каменных двухэтажных братских корпуса и один одноэтажный для чернорабочих, а также успел обнести оби-
тель с трех сторон каменною стеною с башнями по углам и со Святыми вратами. Сверх этого перестроил крупчатый амбар на мельнице и построил много других деревянных сооружений для монастырских служб. В результате в 1854 году решением Священного Синода Вознесенский монастырь был возведен в первый класс.
Для благоустройства Вознесенского монастыря отец Августин трудился, не жалея времени и не щадя здоровья. Он сам составлял планы постройки храмов и других зданий и лично наблюдал за ходом работ. Этому не могли воспрепятствовать ни время суток, ни погода, ни даже тяжкая болезнь, издавна таившаяся в нем. При этом отец наместник, несмотря на солидный опыт в ведении хозяйственных дел, питал искреннее уважение к мнению других людей и всегда прислушивался к советам и предостережениям.
Любил отец Августин и умственные упражнения. Понимая пользу назидательного чтения, он пополнил довольно скудную монастырскую библиотеку новыми книгами. За свои неустанные труды был удостоен ряда иерархических наград.
Умер архимандрит Августин в 1864 году на 66-м году жизни. В монастырских книгах о нем написано так: «Он был человек твердого и основательного характера, терпелив, неутомимо деятелен, прям, честен, справедлив, приветлив в обращении, доброжелателен, почтителен, кроток, милостив к ближним, особенно - к бедным, нестяжателен» [10]. Словом, архимандрит Августин является настоящим примером для современных наместников и братства монастырей.
Заключение
Давайте же подытожим сказанное ранее. Кроме духовного руководства - пастырского ведения монашеского братства, управления монастырским хозяйством, решения административных вопросов, сохранения святоотеческой традиции, представления монастыря во внешнем мире, олицетворения обители на церковных и государственных мероприятиях, современный игумен выполняет еще ряд важнейших функций.
Во все времена в монастыри притекал самый разный народ. Вот и сейчас, в XXI веке, сюда приходят со своими грехами, сомнениями, бедами совершенно разные люди - и по возрасту, и по образованию, и по социальному статусу. Есть и те, кто одержим современными недугами - наркоманией, алкоголизмом, игроманией. И к каждому из пришедших игумен должен проявить поистине отеческое сострадание, безграничное терпение, нелицемерно вникнуть в их проблемы, дать столь необходимое утешение, оказать помощь, ответить на мирские вопросы.
Кроме того, современные монастыри (в том числе и Сызранский Вознесенский мужской монастырь) ведут активную благотворительную работу, взаимодействуют с социальными и исправительными учреждениями, Вооруженными силами и правоохранительными органами, а также медицинскими и образовательными организациями. Монашество неустанно занимается катехизаторской деятельностью: проведением огласительных бесед, просвещением населения разных возрастов посредством Воскресных школ и православных клубов, неформальной работой с молодежью, а также уделяют внимание публикациям в средствах массовой информации и на страницах социальных сетей в Интернете.
Это - бремя, которое накладывает на нас Сам Иисус Христос. Отеческое же отношение игумена и его личный пример в ревности по Бозе помогает справиться со сложностями и настроить насельников на нужный лад в несении трудов и послушании. Со временем это, несомненно, даст свои духовные плоды и гармонию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Преподобный Силуан Афонский.
О монахах. URL: https://lib.pravmir.ru/library/ readbook/1392#part_16519
2. Святитель Василий Великий. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Подвижнические уставы. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/
3. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006.
4. Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http:// www.patriarchia.ru/?ysdid=lssssmupc9211760545
5. Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец: Свято-Никольский Черноо-стровский монастырь, 2008.
6. Паисий Святогорец, схимник. Слова. С болью и любовью о современном человеке. М., 2004.
7. Иоанн Лествичник, прп. Азбука духовной жизни. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Petr_Pigol/ azbuka-duhovnoj-zhizni-prp-ioann-lestvichnik-varsonofij-i-ioann-prorok-awa-dorofej/
8. Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 258. Добролюбие. М., Паломник, 1998.
9. Емилиан (Вафидис), архимандрит. Слова и наставления. Т. 1. М., 2006.
10. Агафангел (Кузнецов), игумен. Сызранский Вознесенский мужской монастырь. Приложение 11. Самара: Ваш взгляд, 2021.
THE ROLE OF THE PERSONALITY OF THE ABBOT OF THE MONASTERY IN PRESERVING THE PATRISTIC MONASTIC TRADITION
© 2024
Abbot Agafangel (A.A. Kuznetsov), viceroy
Syzran Voznesenskiy male monastery of Syzran Diocese of the Russian Orthodox Church
(Moscow Patriarchate), Syzran (Russia)
Keywords: patristic tradition; mission; abbot; temptation; viceroy; monasticism.
Abstract. This article analyzes the role of the personality of the abbot of the monastery as a factor in preserving the patristic tradition. The work examines aspects of the formation of life in the monastery, the temptations to which the abbot and members of the monastic brotherhood are exposed are mentioned, lists the duties of the abbot of the monastery and directions of its activities, including in modern conditions. As an example of selfless service in the formation of the monastery presents the life of the abbot of the Ascension Monastery in Syzran, Archimandrite Augustine (Shelengovsky), who headed the monastery for 16 years.