Научная статья на тему 'ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД: СОБЫТИЯ И ЛИЦА'

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД: СОБЫТИЯ И ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ПЕТР I / ИГУМЕНЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАШЕСТВА / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрейчук Игорь Николаевич

В статье раскрывается история Псково-Печерского монастыря в синодальный период. Речь идет не только о событиях, но и об исторических личностях, как общероссийского, так и местного значения. Рассматривается положение монастыря в период секуляризации. Особое внимание уделяется расширению и изменению архитектурного ансамбля монастыря. Делается акцент на строительной и просветительской деятельности игуменов обители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSKOV CAVES MONASTERY DURING THE SYNODAL PERIOD: EVENTS AND FACES

The article reveals the history of the Pskov Caves Monastery during the Synodal Period. We are talking not only about events, but also about historical figures of both national and local significance. The position of the monastery in the period of secularization is considered. Particular attention is paid to the expansion and change of the architectural ensemble of the monastery. Emphasis is placed on the construction and educational activities of the abbots of the monastery.

Текст научной работы на тему «ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД: СОБЫТИЯ И ЛИЦА»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Иеромонах Прохор (Андрейчук)

Псково-Печерский монастырь в синодальный период:

события и лица

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_311

Аннотация: В статье раскрывается история Псково-Печерского монастыря в синодальный период. Речь идет не только о событиях, но и об исторических личностях, как общероссийского, так и местного значения. Рассматривается положение монастыря в период секуляризации. Особое внимание уделяется расширению и изменению архитектурного ансамбля монастыря. Делается акцент на строительной и просветительской деятельности игуменов обители.

Ключевые слова: синодальный период, Псково-Печерский монастырь, архитектурный ансамбль, Петр I, игумены Псково-Печерского монастыря, секуляризация, возрождение монашества, миссионерская деятельность.

Об авторе: Иеромонах Прохор (Андрейчук Игорь Николаевич)

Магистр богословия, благочинный Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

E-mail: id.prohor@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5477-5782

Ссылка на статью: Прохор (Андрейчук), иером. Псково-Печерский монастырь в синодальный период: события и лица // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). С. 311-320.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

Hieromonk Prokhor (Andreychuk)

The Pskov Caves Monastery during the Synodal Period:

Events and Faces

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_311

Abstract: The article reveals the history of the Pskov Caves Monastery during the Synodal Period. We are talking not only about events, but also about historical figures of both national and local significance. The position of the monastery in the period of secularization is considered. Particular attention is paid to the expansion and change of the architectural ensemble of the monastery. Emphasis is placed on the construction and educational activities of the abbots of the monastery.

Keywords: Synodal Period, Pskov Caves Monastery, architectural ensemble, Peter I, abbots of the Pskov Caves Monastery, secularization, revival of monasticism, missionary activity.

About the author: Hieromonk Prokhor (Andreychuk Igor Nikolaevich)

Master of Theology, Dean of the Holy Dormition Pskov Caves Monastery.

E-mail: id.prohor@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5477-5782

Article link: Prokhor (Andreychuk), hieromonk. The Pskov Caves Monastery during the Synodal Period: Events and Faces. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 311-320.

* Photos are taken from open sources. 312

В синодальный период Псково-Печерский монастырь входит достаточно окрепшим и восстановившимся после Смуты и военных невзгод XVII в. Петр I, положив конец владычеству шведов на Балтике, обезопасил северо-западную границу русского государства. Еще в 1701 г., в период местоблюстительства, Петр приказал обнести монастырские крепостные стены земляным валом и глубоким рвом, а возле башен устроить бастионы. Эта мера оказалась весьма своевременной и действенной, позволив в феврале 1703 г. небольшому отряду под командованием воеводы И. Назимова отразить нападение шведского войска численностью в 2.000 человек. В знак военных заслуг монастыря Петр I в 1709 г. повелел установить над Святыми вратами фигуру золоченого двуглавого орла.

После заключения Ништадтского мира Псково-Печерский монастырь теряет свое стратегическое значение. Его важная и ответственная роль как приграничного монастыря-крепости, решавшая когда-то судьбы не только Псковской земли, но и всей России, завершается. Почетная задача, стоявшая перед монастырем почти два столетия, была им достойно выполнена. Монастырь оказался вдали от границы и от военных угроз. Жизнь в нем стала протекать размеренно и спокойно. Возможно, поэтому о новом периоде в истории монастыря мы имеем краткие сведения, сводящиеся лишь к упоминаниям о настоятелях и их деятельности.

В 20-е гг. XVIII столетия настоятелем монастыря был архимандрит Феодосий. С 1722 г. Св. Синодом воспрещается совершать крестные ходы с иконами из монастыря. Данное распоряжение было сделано не без участия Псковского епископа Феофана (Прокоповича). Действовало оно до 1812 г.

С 1724 по 1726 гг. настоятелем монастыря, одновременно являясь и судьей при архиерейском доме, был архимандрит Маркелл (Радышевский). Продвижение на эту должность отца Маркелла произошло по ходатайству его школьного друга епископа Феофана. Архимандрит Маркелл упоминается на допросе в Преображенской канцелярии, где его обвиняли в похищении драгоценностей Псково-Печерского монастыря. В 1725 г. в Св. Синод поступил составленный по прямому указанию архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) донос о том, что в Псково-Печерском монастыре, где на-стоятельствовал отец Маркелл, «на полу лежат около 70-ти образов со снятыми и ободранными окладами и драгоценными украшениями»1. Разбирательство по этому делу приостановилось из-за опалы архиепископа Феодосия, но было возобновлено в феврале 1726 г. Архимандрита Маркелла вызвали опять в Синод, где он неожиданно для своего благодетеля обвинил его в недоброжелательстве по отношению к государыне Екатерине Алексеевне и подал обширный донос под названием «О непристойных словах и про-тивностях Феофана Прокоповича», содержавший 48 пунктов обвинений, в большинстве своем явно клеветнических (например, «на мощи святые плевал...» и т.п.). В том же 1726 г. отец Маркелл был переведен в Новгородскую епархию.

С 1726 по 1729 гг. настоятелем монастыря значится архимандрит Филарет, деятельность которого осталась неизвестной.

В 1730 г. в Псково-Печерский монастырь был переведен архимандрит Снетогор-ского Псковского монастыря Вениамин (Сохновский), родом из Молдавии. Правил монастырем только один год. В 1731 г. он был вызван в Москву и возведен на Коломенскую кафедру.

Сразу же после его хиротонии в монастырь был назначен иеромонах Кирилл (Ие-русалимита) из Киево-Печерского монастыря2, который через полгода был переведен в Московский Донской монастырь.

11 июня 1732 г. по указу Анны Иоанновны в Псково-Печерский монастырь назначили архимандрита Игнатия (Расновского). Управлял он монастырем до 1745 г. Известно, что родился он в Польше, а учился в латинской школе во Львове.

1 Титлинов Б.В. Феофан (Прокопович), архиеп. // Русский биографический словарь. Том XXV. Яблоновский — Фомин. СПб., 1913. С. 409.

2 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. XI. Д. 294. СПб., 1903. С. 458.

Монашество принял в Почаевском монастыре. Будучи архимандритом Печерского монастыря, он «при поездке в Петербург самовольно взял золотой крест, серебряный бокал, разобрал без указа две старинные архимандричии шапки и жемчужный набедренник, а также снял с местного чудотворного образа Успения Пресвятыя Богородицы крест серебряный золоченый с мощами и камнями и отдал в подарок предыдущему печерскому настоятелю архимандриту Донского монастыря Кириллу (Иерусалимите)»3. За такое самоуправство он был под запрещением около года, но 12 ноября 1736 г. его восстановили «по вниманию к тому, что по допросе подозрений за ним не явилось»4.

При архимандрите Игнатии императрица Анна Иоанновна пожертвовала в монастырь ризы, украшенные жемчугом, и подарила двухместную придворную коляску, которая и сейчас хранится в монастыре как музейная редкость. В 1740 г. отец Игнатий принимал участие в погребении императрицы5. Его заслугой является то, что он боролся против распущенности нравов среди местного населения6.

С 1746 г. монастырем управляет архимандрит Геннадий (Андреевский), переведенный сюда из Великопустынского монастыря. Он состоял членом Псковской духовной консистории и являлся ректором славяно-латинской школы в Пскове. В 1750 г. Псково-Печерский монастырь неоднократно притесняла «Лифляндская комиссия»7, поэтому архимандриту Геннадию приходилось защищать обитель. 2 апреля 1752 г. архиепископ Псковский Симон (Тодорский) (1745-1753 гг.) получил из Синода рапорт о том, что архимандрит Геннадий назначается на Костромскую кафедру. 16 апреля того же года в большом Успенском соборе в Москве была совершена его хиротония.

После архимандрита Геннадия, в 1753 г., в Псково-Печерский монастырь получил назначение архимандрит Иосиф из Снетогорского монастыря. Он состоял членом Псковской духовной консистории и с 1761г. был ректором семинарии. Известно, что архимандрит Иосиф ходатайствовал перед консисторией о разрешении производства ремонта Успенской церкви, каковой ремонт ему разрешили 11 сентября 1758 г. В итоге проведенных масштабных строительных работ было создано одно из наиболее узнаваемых сооружений Псково-Печерского монастыря — фасадная лицевая стена Успенского собора. В 1759 г. в помещении над Успенским собором — бывшей судебной палатой — была освящена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы8, а верх собора увенчался тремя куполами луковичной формы.

Секуляризационная реформа, проведённая Екатериной II в 1764 г., изъяв у церковных учреждений их владения, ввела «монастырские штаты», по которым Печерский монастырь был причислен к числу штатных монастырей второго класса. Жизнь монастыря была омрачена сильным пожаром 1774 г. Однако уже в 1775 г. были вновь отстроены братский корпус с церковью во имя свт. Димитрия Ростовского и одноэтажное, на высоком каменном подклете здание кухни, по всей видимости, объединенное с трапезной. Эти здания не сохранились. До настоящего времени практически в первозданном виде сохранилась церковь мученицы Варвары на «приезжем» дворе, возведенная отцом Иосифом в 1779 г. Управлял монастырем архимандрит Иосиф до февраля 1785 г., когда мирно скончался и был погребен в пещерах.

С 1785 по 1792 гг. настоятелем был архимандрит Варлаам (Головин) из Снетогор-ского монастыря, затем переведенный в Московский Воскресенский монастырь.

В 1792 г. настоятелем был назначен архимандрит Петр (Можайский). При нем появилось каменное здание монастырского лазарета с домовым храмом во имя свт. Лазаря Четверодневного, возведенное на подвалах старинного ледника. Он управлял

3 Там же. С. 326.

4 Там же. С. 331.

5 Там же. Т. XX. Д. 467. СПб., 1908. С. 999.

6 Там же. Т. XXIII. Д. 315. СПб., 1911. С. 406.

7 Там же. Т. XXIX. Д. 618. СПб., 1913. С. 646-647.

8 Первоклассный Псково-Печерский монастырь / Аполлос (Беляев Иван Георгиевич). 2-е изд., доп. Остров, 1893. С. 78.

Псково-Печерский монастырь в XIX в.

монастырем до 1800 г., после чего был переведен в Смоленский Бизюков монастырь, где и скончался.

Отметим, что архимандриты Варлаам и Петр состояли также одновременно членами консистории и ректорами Псковской семинарии9.

В первой трети XIX столетия строительная история обители была связана с именем архимандрита Венедикта (Постникова). В годы его управления монастырем — без малого 35 лет — в обители появились два значительных сооружения. Первым на средства участников Отечественной войны 1812 г. был возведен Михайловский собор — своеобразный храм-памятник. Построенный столичным архитектором Л. Руска в модном тогда «классическом» стиле, он хорошо вписался в монастырский ансамбль, органично дополнив «калейдоскоп» архитектурных стилей и эпох в сооружениях Печерской обители. Вторым, сразу после завершения строительства собора, в 1833-1835 гг. на месте деревянной трапезной и кухни был построен новый кирпичный братский корпус в стиле классицизма. В дни Отечественной войны 1812 г. настоятель проявил инициативность, совершив крестный ход со святынями монастыря в г. Псков. Милостью Божией город был избавлен от разорения, т. к. граф Витгенштейн остановил дальнейшее продвижение французов. В знак благодарности, согласно прошению псковичей, в 1813 г. монастырь был повышен в ранге до первоклассного. В период настоятельства отца Венедикта особое попечение о монастыре имел архиепископ Псковский Евгений (Болховитинов). Он сохранил древний Никольский храм, перенеся место постройки нового Михайловского собора в прясла северо-восточной стены крепостной ограды. Также на основании хранящихся в обители рукописей было составлено описание монастыря с изложением его истории, изданное в Дерпте в 1821 г.

В 1835 г. в Псково-Печерский монастырь был переведен настоятель грузинской Давидо-Гареджийской пустыни архимандрит Антоний II (Благовещенский). После 9-летнего управления монастырем 18 декабря 1844 г. он скончался.

9 Там же. С. 79.

С 24 января 1845 г. по 1850 г. монастырем управлял архимандрит Антоний III (Шо-котов), переведенный из Спасо-Елеазаровского монастыря. Он окончил Киевскую духовную академию и долгое время занимался педагогической деятельностью, будучи в течение нескольких лет ректором Псковской духовной семинарии. Подробных сведений о его деятельности в Псково-Печерском монастыре не сохранилось. Время его настоятельства было омрачено пожаром 1848 г., уничтожившим настоятельские покои, казначейский дом и некоторые братские кельи. В 1850 г. отец Антоний был назначен епископом в Саратов.

19 мая 1850 г. настоятельство в монастыре принимает архимандрит Никон II (Щеглов), одновременно бывший ректором Псковской духовной семинарии. Он получил образование в Тульской семинарии и Московской духовной академии. Монастырем правил до 1856 г.10

С 1856 г. монастырем управляет архимандрит Аполлос (Беляев). Он в 1839 г. закончил Киевскую духовную академию со степенью старшего кандидата, с правом на получение магистерской степени без предварительного испытания. В 1842 г. получил степень магистра и был назначен инспектором, а затем и ректором Астраханской духовной семинарии. С 1849 г. является настоятелем Архангельского Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1856 г. назначен ректором Псковской духовной семинарии и одновременно настоятелем Псково-Печерского монастыря. Архимандрит Аполлос управлял монастырем 8 лет и за это время проявил себя незаурядным проповедником. В 1857 г. им были изданы «Слова на церковные праздники» (Псков, 1857 г.)11. Интересуясь историей монастыря и имея под руками ценные исторические материалы, как в самом монастыре, так и в Пскове, архимандрит Аполлос предпринимает описание Псково-Печерского монастыря, изданное в 1860 г. Во время его настоятельства в монастыре были выложены при входе в пещеры кирпичные стены, украшен ряд икон, отреставрирован древний запрестольный крест. В 1864 г. он был рукоположен во епископа Старорусского. С 1866 г. — епископ Ладожский, викарий Петербуржский, в том же году назначен епископом Вятским и Слободским, где и умер в 1885 г.12 В Петербурге он издал «Пастырские наставления» (СПб., 1864), а в Вятке — «Слова и речи к пастве» (1869).

После архимандрита Аполлоса настоятелями Псково-Печерского монастыря были непосредственно псковские архиереи. Первым стал епископ Феогност (Лебедев), правивший монастырем четыре года. Он окончил Петербургскую духовную академию. Управляя монастырем, епископ Феогност озаботился перестроить здания и храмы на подворье в Пскове, а также обновить имеющиеся там иконы13.

С 1868 по 1882 гг. монастырем управляет епископ Павел (Доброхотов). Он, так же как епископ Феогност, учился в Петербургской духовной академии, по окончании которой был поочередно ректором нескольких семинарий. В бытность его настоятелем монастыря в ризнице совершена была кража со взломом дверей. Взяты были разные дорогие вещи и драгоценные камни14. В семидесятые годы в монастыре проходили масштабные реставрационные работы. В 1870 г. преосвященным Павлом был освящен Сретенский храм, устроенный наместником монастыря игуменом Нифонтом на месте бывших в трапезной палате Благовещенской церкви двух приделов. 15 августа 1873 г. монастырь праздновал 400-летний юбилей со времени освящения первого в обители храма, заложенного в честь Успения Божией Матери. На это торжество епископ Павел пригласил епископа Рижского Вениамина, псковского губернатора, а также ряд других высокопоставленных лиц15. В 1876 г.

10 Там же. С. 79.

11 Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т.1. СПб., 1889. С. 703.

12 Там же.

13 Первоклассный Псково-Печерский монастырь... С. 136.

14 Там же.

15 Там же.

епископ Павел постановил, чтобы в Успенском храме на воскресном богослужении после акафиста, а также после ранней литургии, вместо запричастного пели пред чудотворной иконой Успения следующую молитву: «К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей.» Заботой епископа Павла была украшена чудотворная икона Одигитрии Пресвятой Богородицы, а также освящена и впервые им возложена неугасимая серебряная лампада пред иконою Божией Матери Успения. 8 ноября 1881 г. в Псково-Печерском монастыре отмечался 300-летний юбилей чудесной защиты монастыря при осаде его в 1581 г. войском Стефана Батория16. Торжества возглавил епископ Павел. После окончания Божественной литургии, совершенной в Михайловском храме, он обратился к верующим с пространной речью по поводу празднования юбилея. В своей речи владыка ярко живописал картину героической и славной защиты Пскова и Печор в тяжелые дни сражений. Вслед за тем совершена была панихида о всех воинах, «на поле брани убиенных». Сказанная владыкой речь была издана Псковской типографией в 1882 г., а еще раньше, в 1872 г., было издано исследование о латышах и эстах в прибалтийских губерниях под названием: «Кое-что из прежних занятий, Павла епископа Псковского». В 1882 г. епископ Павел был переведен на Олонецкую кафедру.

Во Псков был назначен епископ Нафанаил (Соборов). Правил он монастырем с 1882 по 1885 гг. Образование получил в Киевской духовной академии, после ее окончания был ректором Тверской семинарии, впоследствии — епископом Архангельским и Холмогорским. Управляя Печерским монастырем, он в 1883 г. дал распоряжение списать в пещерах сохранившиеся там надгробные надписи. В том же году был выстроен двухэтажный деревянный настоятельский дом и небольшой свечной завод17.

С конца 1884 г., согласно распоряжению Св. Синода, управление монастырем было изъято из ведения Псковских архиереев. Им, как и раньше, стали управлять архимандриты. Поэтому после настоятельства епископа Нафанаила монастырем управляет архимандрит Павел (Шкарин). Являясь пострижеником Печерского монастыря, он еще при настоятельстве епископа Павла (Доброхотова) в 1876 г. был назначен наместником. С января 1885 г. он управляет монастырем на правах настоятеля. При нем была устроена в монастыре церковно-приходская школа, украшены иконы Троеручицы и Архистратига Михаила. В 1888 г. в Михаило-Архангельском соборе был устелен мозаичный пол, а в западной стене собора устроена вторая железная распашная дверь. 22 декабря 1890 г. архимандрит Павел скончался и погребен в пещерах18.

28 декабря 1890 г. в Печерский монастырь был переведен наместник Александро-Невской лавры архимандрит Иннокентий (Данилов), временно управлявший Русской Алеутской епархией в Сан-Франциско. Он исходатайствовал перед Псковской консисторией разрешение на строительство жилого здания для братии. Из его рапорта видно, что в одной келье помещались по три-четыре монаха19. Согласно решениям консистории, в монастыре был выстроен двухэтажный жилой дом, сделан новый постамент для чудотворной иконы Успение, обновлена металлическая риза на престоле Успенского собора, устроена новая рака для мощей преподобного Корнилия, украшены ризы ряда икон, а также значительно умножена церковная ризница. Управлял отец Иннокентий монастырем до ноября 1893 г.20

18 февраля 1894 г. в Псково-Печерский монастырь был переведен из Никан-дровой пустыни архимандрит Мефодий (Холмский). При нем монастырь широко развернул благотворительную деятельность. Из отчетов за 1904 г. видно, что деньги посылались в пользу больных и раненых на Дальнем Востоке и в пользу Красного Креста. В бытность его настоятелем построено было двухэтажное каменное здание братской трапезы с кельями в нижнем этаже, выстроены скотный двор и баня,

16 Там же. С. 80.

17 Там же. С. 138.

18 Там же. С. 81.

19 Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 41. Л. 2.

20 Там же.

вызолочены иконостасы Успенского и Михайловского соборов. С лета 1904 г. епископ Арсений (Стадницкий) начал совершать ревизионные поездки по епархии, посещая и монастыри. В 1905 г., после посещения Псково-Печерского монастыря на храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы 14-15 августа, он отметил в своем дневнике: «Оба дня служил. Народу масса — тысяч десять. Раньше монастырь процветал как качеством, так и количеством иночествующих. Ни того, ни другого нельзя сказать теперь. Иночествующих человек двенадцать, а всей братии — около 20. Теперь еще кое-как поддерживается настоятелем его, благочестивым старцем о. архимандритом Мефодием, который имеет значительное нравственное влияние на братию. Но старец, которому семьдесят пять лет, уже немощный и не может следить за брати-ею, состоящею из простых, необразованных иноков и послушников, и потому нравственное состояние братии далеко не безупречно. И это монастырь, который считается одним из лучших монастырей Псковской епархии. А что сказать о других?!»21 5 апреля 1906 г. архимандрит Мефодий скончался22.

Через две недели указом Синода за № 433623 на должность настоятеля Печерско-го монастыря назначен из Никандровой пустыни — в которой, по мнению епископа Арсения, сохранялся иноческий дух — архимандрит Никодим. Постриженик Московского Сретенского монастыря отличался деятельным характером: при нем была восстановлена живопись на чудотворной иконе Божией Матери Успения, проведено отопление в пещерный Успенский собор, построена часовня над артезианской скважиной, в монастыре проложен водопровод. Однако после посещения в 1907 г. монастыря архиепископ Арсений с сожалением написал в дневнике: «... архимандрит Никодим... вежливый, старательный, но несколько не выдержанный в отношении к братии. Заботится о внешнем благолепии монастыря. Служба успенская прошла очень хорошо, но благодаря моим певчим, а не собственным силам монастыря. Какая разница между Спасо-Елеазаровскою обителью (в ней год назад тоже был поставлен новый настоятель), и не в пользу Печерской. Там веет духом монастырским, здесь его нет»24. 24 января 1908 г. отец Никодим был принят Николаем II, которому подарил икону святителя Николая. 5-13 июля 1909 г. отец Никодим участвовал в заседаниях первого Всероссийского иноческого съезда в Троице-Сергиевой лавре. 8 июля 1911 г. встречал в Псково-Печерском монастыре великую княгиню Елизавету Фёдоровну. В 1912 г. архимандрит Никодим подал рапорт в Псковскую консисторию о переводе монастыря в число общежительных, и благодаря его стараниям монастырь становится общежительным. 9 сентября 1914 г. архимандрита Никодима перевели в Юрьевский монастырь Новгородской епархии25.

21 Цит. по: Ефремова О.Н. Проблемы монашествующих в Псковской епархии в 1903-1910 гг. и попытки их разрешения преосвященным Арсением (Стадницким) // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История русской православной Церкви. 2017. № 76. С. 37-53.

22 ГАПО. Ф. 499. Оп. 1. Д. 65. Л. 3.

23 Там же. Л. 4.

24 Цит. по: Ефремова О.Н. Проблемы монашествующих в Псковской епархии. С. 48.

25 ГАПО. Ф. 499. Оп. 1. Д. 65. Л. 4.

Епископ Арсений (Стадницкий)

26 августа 1914 г. указом Синода за № 14189 в Псково-Печерский монастырь переводится из Кашинского Дмитриевского монастыря Тверской епархии архимандрит Августин (Синайский). Он окончил Петербургскую духовную академию, после некоторое был время ректором духовной семинарии в Ставрополе. Известен как автор некоторых трудов по расколу. В бытность его настоятелем в обители особых ремонтных и реставрационных работ не проводилось. 2 марта 1917 г. он был переведен в Александро-Невскую лавру, где 1-го января 1918 г. скончался.

Подвести итог и сделать выводы о том, как синодальный период отразился на жизни не только Печерского, но и других монастырей Псковщины, помогут горькие заметки архиепископа Арсения (Стадницкого), в которых он писал о том, что «монашество совершенно пало... монастыри не удовлетворяют своему назначению, производя соблазн. нужно сократить их число и оставить, например, в Псковской епархии несколько, но с тем, чтобы они были настоящими местами благочестивой жизни. Нужно бы это сделать церковной власти, а то дождемся, когда возьмется за это государство. как было при [императрице] Екатерине»26.

Синодальный период явился для Псково-Печерского монастыря еще и тем временем, когда происходило расширение его архитектурного ансамбля. Также в ту эпоху прекращается традиция захоронений в монастырских пещерах благотворителей обители.

С конца XVIII в. в Российском государстве началось возрождение монашества, в монастыри потянулись богомольцы в поисках духовных наставников. И такие наставники появлялись. Не исключением была и Псково-Печерская обитель. Так, в это время в монастыре подвизался преподобный Лазарь Прозорливый, который прозревал мысли посетителей, а в беседе иногда явно открывал прошедшее и будущее из жизни некоторых и давал соответствующие наставления.

В XIX в. у правительства Российской империи изменяется отношение к Церкви, монастырям. Приходит понимание необходимости твердых духовных опор государства, и именно эту опору Александр I видит в монашестве. Его благосклонное отношение к монастырям продолжают и Николай I, и Александр III, но венчает вереницу благочестивых императоров Николай II, прославленный в лике святых. XIX век отмечен в истории обители визитами представителей царствующего рода. Так, в 1819 и 1822 гг. в монастыре гостил Александр I. Посетившие обитель в 1878 г. великие князья Сергей и Павел Александровичи, Дмитрий и Константин Константиновичи пожертвовали к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы роскошную серебряную лампаду, висящую там и поныне. В 1903 г. в монастыре побывал Николай II с императрицей Александрой Федоровной.

Отметим, что для конца синодального периода характерно довольно активное участие многих государственных деятелей (включая членов царской семьи) и аристократов в поддержке миссионерской деятельности и благотворительности.

Таким образом, Псково-Печерский монастырь в синодальный период не только претерпевал беды и различные трудности, но и расцветал как в архитектурном плане, так и в плане монашеской традиции, старчества, дабы предстать в настоящее время настоящей жемчужиной Русской Православной Церкви.

Источники и литература

1. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т.1. СПб., 1889.

2. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 41.

3. ГАПО. Ф. 499. Оп. 1. Д. 65.

26 Цит. по: Ефремова О.Н. Проблемы монашествующих в Псковской епархии... С. 37-53. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» 319

4. Ефремова О. Н. Проблемы монашествующих в Псковской епархии в 1903-1910 гг. и попытки их разрешения преосвященным Арсением (Стадницким) // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История русской православной Церкви. 2017. № 76. С. 37-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т^1. СПб., 1903.

6. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т^У. СПб., 1910.

7. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. XX. СПб., 1908.

8. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.XXШ. СПб., 1911.

9. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.XXIX. СПб., 1913.

10. Титлинов Б.В. Феофан (Прокопович), архиеп. // Русский биографический словарь. Том XXV. Яблоновский — Фомин. СПб., 1913. С. 399-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.