Научная статья на тему 'Роль ландшафта в формировании якутского этноса'

Роль ландшафта в формировании якутского этноса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТ / ЯКУТСКИЙ ЭТНОС / ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ / СКОТОВОДСТВО / ТАЙГА / ПАСТБИЩА / РЫБОЛОВСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушницкий Василий Васильевич

В статье рассматривается влияние северного ландшафта на формирование якутского этноса. Суровые природные условия определяли образ жизни человека и формировали якутский характер. Основными чертами северного этноса стали трудолюбие, терпеливость, выносливость, доброжелательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ландшафта в формировании якутского этноса»

В. В. УШНИЦКИЙ

РОЛЬ ЛАНДШАФТА В ФОРМИРОВАНИИ ЯКУТСКОГО ЭТНОСА

В статье рассматривается влияние северного ландшафта на формирование якутского этноса. Суровые природные условия определяли образ жизни человека и формировали якутский характер. Основными чертами северного этноса стали трудолюбие, терпеливость, выносливость, доброжелательность.

Ключевые слова: ландшафт, якутский этнос, природные условия, скотоводство, тайга, пастбища, рыболовство.

Тюркские народы обитают на огромном пространстве Евразии с различным географическим ландшафтом. Почти вся степная часть Евразии была освоена их скотоводческим хозяйством. Но удивительным подвигом является распространение тюрками скотоводческого хозяйства в холодных, таежных районах Северо-Востока Азии. Как показывают археологические памятники (Иволгинское городище, Ильмовая падь), территория Байкала с эпохи хунну является тюркской территорией. С покорением Чингис-ханом территории Баргуджин-Тукума (то есть Предбайкалья) тюркские роды, спасаясь от монгольского ига, уходят на северные территории.

По территории Якутии протекает Лена - величайшая река Сибири. По ней миролюбивые предки якутов спустились вниз в поисках свободной жизни. Плывя вниз по реке, они только на Средней Лене нашли пригодные для ведения скотоводства обширные долины. Эти три долины: Эркээни, Туймаада, Энсиэли - стали центром зарождения якутской культуры. Именно на конец XIV и начало XV в. приходится «малый ледниковый период». Как ни удивительно, именно в этот период усть-талькинцы с территории Предбайкалья уходят вниз по Лене (Николаев 2004).

Самые благоприятные для ведения скотоводства долины Эркэ-эни и Туймаада облюбовали потомки Эллэя - кангаласцы, отсюда

История и современность, № 2, сентябрь 2011131-137

диктовавшие свою волю всей территории Средней Лены. В долине Энсиэли расселились потомки Омогоя - население будущего Нам-ского улуса. Средняя Лена тюркским мигрантам с юга представлялась в качестве продолжения степной эйкумены. По фольклорным данным, именно здесь долгое время сосредоточивалась скотоводческая культура саха, не выходя за его рамки. Как повествуют якутские легенды, прародитель саха Омогой нашел в долине Туй-маада жеребенка и корову, со временем он стал родоначальником большого и богатого скотоводческого народа. В результате даже появляется гипотеза о происхождении якутской лошади от плейстоценовой лошади. Но между ними существует промежуток в несколько тысяч лет, поэтому более убедительной является версия о занесении лошадей и крупного рогатого скота с юга.

Именно аласы - карстовые долины, возникшие посреди тайги в результате таяния ледника, обязательно имеющие посредине озеро, стали ландшафтной колыбелью якутского этноса, создавшей его неповторимый облик. Многочисленные аласы Центральной Якутии якутские скотоводы приспособили для расположения сайылыков -летников - и кыстыков - зимников, а также сенокосных и пастбищных угодий. Со временем аласы настолько стали олицетворяться с ведением скотоводческого хозяйства, что даже появляются научные гипотезы об искусственном происхождении аласов в результате деятельности человека.

По археологическим данным, в ХIV-ХV вв. в бассейне Средней Лены происходит становление скотоводческой культуры кулун-атахцев. Разумеется, она не являлась еще окончательно сформировавшейся культурой якутов. Принято считать, что этнос приспосабливается к определенному ландшафту в момент своего оформления. С этой точки зрения якуты как народность сложились в бассейне Средней Лены. Пришлые скотоводы, кулун-атахцы, осваивая Центральную Якутию, произвели определенные изменения в хозяйственной жизни региона, привели с собой лошадей и крупный рогатый скот, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство. Началось распространение и утверждение производящего хозяйства в Якутии. Таким образом, якутская тайга, ее просторы манили, заманивали новых насельников края. Но в таежной зоне перемещались многочисленные роды тунгусов, представлявших собою пешие

охотничьи группы. Поэтому столкновения с воинственными тунгусами были неизбежны. Люди фронтира должны были обладать редкой сноровкой и отвагой, быть готовыми встретиться в тайге наедине с опасностью в виде дикого зверя и недружественных бродячих групп. Якутский фольклор полон рассказами о таких удальцах, проникавших на свой риск в новые, неизведанные края. Обычно якутский фольклор повествует о проникновении якутских бо-отуров в новый край, связывая их с эпохой Тыгына.

Река Лена имеет многочисленные притоки: Амга, Алдан, Вилюй, Олёкма. Поэтому якуты с трех долин постепенно стали расселяться по этим притокам. По якутским легендам, это происходило во времена Тыгына, предшествовавшего появлению русских в крае. Но археологические раскопки свидетельствуют об освоении Амгино-Ал-данского междуречья в XIV-XV вв. кулун-атахцами. В Амгино-Алданском междуречье имеются обширные долины, окруженные вековой тайгой. Численность населения Средней Лены стала увеличиваться в результате развития воспроизводящего хозяйства. Скотоводы в целях расширения пастбищ наступали на вековую тайгу, устраивая палы, они уничтожали лес, зверь уходил дальше, и вместе с ним тунгусы, кочевавшие по окрестным лесам, мигрировали с обжитых мест, уступая свою территорию тюркским предкам саха. Естественные ледниковые образования аласы стали местом зарождения якутской культуры, его своеобразия и социоестествен-ной истории. Именно Амгино-Алданский район является местом зарождения легенд о богатырях-одиночках, удачных рыболовах и воинах, имеющих одну-две коровы для пропитания своей небольшой семьи. Для поддержания тепла в юрте якуты топили открытую печь с вертикальной стенкой без трубы, подбрасывая дрова в течение всего зимнего дня. Все физические силы уходили на заготовку дров, летом - на заготовку сена, чтобы кормить скот. Таким образом, природные условия сформировали якутский характер, ментальность северного этноса. Это трудолюбие, терпеливость, выносливость, доброжелательность.

В представлениях якутов в число обязательных компонентов ландшафта входят: 1) гора; 2) долина или тундра; 3) река; 4) озера; 5) аласы. Выбор местности, в состав которой входят данные эле-

менты ландшафта, обусловлен прежде всего хозяйственно-экономическими соображениями якутов, ведущих полукочевой (или оседлый) образ жизни: безлесная долина служила пастбищем для скота; горы защищали в зимний период долину от ветров; лес служил материалом для жилищ, хозяйственных построек, а также использовался как топливо. В качестве главного и необходимого для жизнедеятельности элемента ландшафта выступают водные источники. В выборе местности предпочтение отдавалось долине, где близко протекала река либо имелось большое озеро.

Климатические условия различных сезонов года также относятся к числу наиболее важных факторов, на которые ориентировались при выборе места для поселения. С учетом этого фактора зимние поселения старались организовывать в небольших аласах, хорошо защищенных от ветров окружающей тайгой. Близость леса также была важной для обеспечения топливом. Водой людям и скоту служил лед, который заготавливали осенью и возили санями в зимники.

Летники размещались на более открытых, обширных пространствах, богатых травой, где топили туптэ (кизяк), спасая животных от надоедливых комаров и гнуса. Обязательным условием функционирования летнего стойбища была близость источника воды, что и побуждало скотоводов располагаться в долинах рек либо вблизи озер. Якуты предпочитали строить поселения в незначительном удалении от леса, боясь лесных пожаров и руководствуясь представлением о том, что скот, пасущийся в долине, нагуливает больше жира, чем скот, вынужденный кормиться в лесу. Мясо пасущегося в долине скота существенно отличается и по своим вкусовым качествам - оно более сочное и вкусное.

Устанавливать жилище на открытом пространстве было необходимо и потому, что вся хозяйственная и бытовая деятельность скотовода связана по времени с круговоротом солнца, а отсчет времени осуществлялся по углу падения солнечного луча через тун-нук - окно изо льда. Для балагана якуты выбирают места, где зимой для скота имеется наилучший корм и где летом находятся их покосы, на луговых местах, по берегам рек и озер, на речных островах и т. д. Летом же большей частью жили в лесах и горах (Миллер 2009: 181).

На примере якутов мы видим победу человека над природой, распространение экстенсивного скотоводческого хозяйства на Север. В якутском обществе со временем появляются люди, освобожденные от постоянного физического труда, связанного с ведением скотоводческого хозяйства и поддержанием тепла в юрте. Это сказители - олонхосуты, шаманы, боотуры - защитники рода - и тойоны - вожди родов. Суровые условия якутской тайги, огромные расстояния не могли обьединить народ для строительства больших населенных пунктов и появления политической надстройки - государственного образования. В якутском народе широкое распространение получили легенды о собственном владыке Тыгыне. Одноименный кангаласский вождь жил в 20-30-х гг. XVII в. Его сыновья Откурай (Олькорой) и Челай (Чаллаайы) были вождями ополчения всех якутских родов, осаждавших Якутский острог в 1642 г. Угроза русского завоевания послужила причиной объединения всех якутских родов, разбросанных по речкам и долинам обширного Среднеленского края. Сильная воеводская власть в Якутске, сбор ясака казачьими отрядами, отправляемыми в разные волости, приводят к появлению в якутской среде идеи-мечты о своем правителе, который отразился в легендах о времени Тыгына. Ясачная система поборов способствовала появлению товарноденежных отношений в якутской среде, разрушению родоплеменных отношений и выделению из родовой знати эксплуататорского слоя рабовладельцев.

Якутия, как и Карелия, считается страной озер. Формирование и распространение якутского народа на современной территории обитания связано с освоением озерного пространства. Озера Якутии богаты карасями. Поэтому наряду с использованием богатых сенокосных угодий вокруг озер якуты стали активно заниматься рыболовством. Это стало одной из этнодифференцирующих особенностей хозяйства якутов. В XVШ-XIX вв. начинается продвижение якутского населения в северные, арктические районы. Поис-тине удивительным является распространение сенокосно-скотоводческого хозяйства в данные районы.

В Якутии есть и немало горных районов. Поэтому здесь сформировались особые локальные группы горно-таежных якутов. Субэтнос верхоянских якутов замечателен тем, что они создали скотоводство

и коневодство на Крайнем Севере, в арктических условиях. Цивилизационное значение якутов в Приполярье и Заполярье исследователи видят в том, «что они - единственный этнос, который распространил в этих высокоширотных районах земного шара скотоводческий тип хозяйства» (Казарян 2008).

Якуто-тунгусское пограничье на северной (жиганские и ана-барские), южной (олёкминские, алдано-майские), восточной (том-понские) и западной (вилюйские и оленекские) окраинах приводит к формированию смешанного населения, говорящего на якутском языке. В глазах северных и вилюйских якутов термин «тунгус» стал пониматься как синоним кочевника-оленевода, а не этнической принадлежности. Однако, как установил И. С. Гурвич во время специальной экспедиции на Север Якутии, якуты-оленеводы являлись потомками переселенцев из Центральной Якутии, а тунгусами переписчики их записывали по старой привычке относить к тунгусам все оленеводческие группы (Гурвич 1977: 26). В тундровой зоне и в глухой, непролазной таежной зоне Севера передвигаться можно только с помощью оленей. Так появилось якутское оленеводство. С освоением северного оленеводства якуты получили возможность быстрее передвигаться по таежной и тундровой зоне Арктики, слияние и ассимиляция с тунгусскими и юкагирскими группами стали протекать в более интенсивном темпе.

Истощение пушнины и зверей в Центральной Якутии являлось причиной продвижения якутского населения на северо-восток Якутии. Это приводило к их столкновениям с юкагирами и тунгусами. Причиной массового прорыва якутов в Вилюй и на Север В. Л. Серошевский считал уничтожение тунгусского окружения, которое ранее не давало якутам возможности проникать в чисто таежные регионы (Серошевский 1993). Пустующие земли огромной территории Якутии в XVIII и XIX вв. стали осваиваться якутскими переселенцами. В Центральной Якутии уже не хватало земель под сенокосные и пастбищные угодья для увеличивавшегося населения. Поэтому в хозяйственный оборот вводились все новые территории, где только можно было вести скотоводческое хозяйство. Исчезновение соболя в районах Центральной Якутии заставляло плательщиков ясака перекочевывать в богатые пушным зверем периферийные районы (бассейны Вилюя, Лены, Олёкмы, Алдана, Учура

и др.) (Казарян 2008). Опыт ведения скотоводческого хозяйства в условиях арктической зоны Оймякона, Колымы и Верхоянья является своеобразным рекордом приспособления человека к экстремальной природной среде и создания производящего хозяйства в самых суровых условиях. Северные якуты вывели верхоянскую породу якутской лошади, отличающуюся более густой шерстью и жирностью мяса.

Северный ландшафт кормил якутский этнос. Природа давала все для существования человека: мясо и шкуру диких зверей, рыбу, птиц, сено и мох для домашних животных. Как тюрки с юга, предки якутов привели с собой крупный рогатый скот, от тунгусов восприняли оленеводство. Для ведения скотоводства якуты максимально приспособили местные природные условия.

Литература

Гурвич, И. С. 1977. Культура северных якутов-оленеводов. В: Токарев, С. А. (отв. ред.), К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука.

Казарян, Л. П. 2008. Об особенностях расселения якутов на северо-востоке Сибири в XVII - начале XIX в. Тальцы. Ноябрь.

Ксенофонтов, Г. В. 1992. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. I. Кн. 1. Якутск: Нац. изд-во РС (Я).

Миллер, Г. Ф. 2009. Описание сибирских народов / изд. А. Х. Элерт, В. Хинтцше, пер. с нем. А. Х. Элерт. М.: Памятники исторической мысли.

Николаев, В. С. 2004. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в ХП-Х1У веках. Усть-Талькинская культура. Владивосток; Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН.

Серошевский, В. Л. 1993. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: РОССПЭН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.