Научная статья на тему 'Роль курса вузовской философии в самоидентификации личности студента'

Роль курса вузовской философии в самоидентификации личности студента Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ФИЛОСОФИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / PERSONALITY SELF-IDENTIFICATION / PERSONALITY SELF-REALIZATION / PHILOSOPHY IN HIGHER EDUCATION / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чечет Б. Ф.

В статье рассмотрены проблемы самоидентификации личности студента и роль в этом процессе вузовского курса философии, которая содержит важный для становления личности студента опыт мировой культуры. Статья может быть интересна специалистам в области теории и методологии образования, преподавателям высшей и средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of a course of philosophy in personality self-identification of university student

The article considers the problems of personality self-identification of student and the role of university course of philosophy in this process. Philosophy contains an important experience of world culture for formation of student’s personality. The article can be interesting for experts in the field of theory and methodology of education, teachers of higher and secondary school.

Текст научной работы на тему «Роль курса вузовской философии в самоидентификации личности студента»

Иркутский гос. лингвистический ун-т. - Иркутск, 2011.

3. Дашинимаева П.П. Философия языка и теория значения. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - 247 с.

4. Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с фр. Ю. Кралечкина. - М.: Академический проект, 2000. - 495 с.

Хундаева Елизавета Очировна, доктор филологических наук, зав. кафедрой ин. яз. ИМБТ СО РАН.

Khundaeva Elizaveta Ochirovna, doctor of philological sciences, head of the department of foreign languages, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences.

Тел.(3012)438085(сл.). e-mail: hundaeva@mail.ru

УДК 378.016:14

© Б.Ф. Чечет Роль курса вузовской философии в самоидентификации личности студента

В статье рассмотрены проблемы самоидентификации личности студента и роль в этом процессе вузовского курса философии, которая содержит важный для становления личности студента опыт мировой культуры. Статья может быть интересна специалистам в области теории и методологии образования, преподавателям высшей и средней школы.

Ключевые слова: самоидентификация личности, самореализация личности, философия в высшей школе, компетенции.

B.F. Chechet

The role of a course of philosophy in personality self-identification of university student

The article considers the problems of personality self-identification of student and the role of university course of philosophy in this process. Philosophy contains an important experience of world culture for formation of student’s personality. The article can be interesting for experts in the field of theory and methodology of education, teachers of higher and secondary school.

Keywords: personality self-identification, personality self-realization, philosophy in higher education, competences.

Самоидентификация есть формирование и осознание собственной самости как центра личности и той части мира, в который эта личность органично вписана, воспринимая его, как свой мир. Это «мой дом», «моя семья», «моя профессия», «мои ценности», «моя Родина». Вся эта многоуровневая система идентичностей имеет некий, меняющийся в течение жизни центр. В одно время, например, на первый план выходит необходимость профессионального самоопределения, в другое время - семья и т.д.

Самоидентификация личности есть основа ее самореализации, а потребность в самореализации - одна из сильнейших. Самореализацию личности можно интерпретировать как стремление личности самостоятельно реализовать собственную самость. «Собственное осуществление» для личности выступает как «внутренняя необходимость, как нужда» [1]. Каким образом человек идентифицирует себя как неповторимую, уникальную личность, такой путь и способы самореализации он изберет.

Юность человека есть процесс его личностного становления и самоидентификации в самом широком смысле этого слова. Существенная роль в этом становлении принадлежит образованию, в т. ч. высшему. Но как должна строиться политика в системе образования, чтобы выполнять не только задачу профессиональной подготовки, но и личностного становления человека, его продуктивной самоидентичности?

«Стратегия образования должна ... состоять в том, чтобы обеспечить самоидентификацию человека в соответствии со структурой его характера и некоторой универсальной системой ценностей, которая включала бы как ценности, вобравшие в себя гуманистический потенциал мировой культуры, так и ценности, которые еще не стали достоянием культуры, но ориентированы на будущее, на сохранение и развитие человечества в целом, и, следовательно, на коэволюцию общества и природы» [2].

Особая роль в самоидентификации личности студента может принадлежать вузовскому курсу философии. Философия содержит значительный

пласт «гуманистического потенциала мировой культуры», столь важного в становлении личности студента. Если человек не знает, кто он, каковы базовые элементы социокультурного контекста его существования, на какие ценности следует опираться, ему сложно найти свое место в мире. Философия способна помочь выработать некоторые полезные для этого умения т.к. философия - это способ мышления, а без умения продуктивно мыслить у человека и человечества нет перспектив.

Как же связаны такие сильные потребности становящейся личности как самоидентификация и самореализация? Формирование личности, ее самоидентификация как самодетерминирующе-гося микрокосма и самореализация есть синергетические феномены. Сущность (самость) личности формируется в ходе освоения мира как активное ядро открытой, нелинейной, неравновесной системы «мир - человек». Родовая и индивидуальная незавершенность человека - важнейшая онтологическая предпосылка его самоидентификации и самореализации. «В том, что человеку сразу и изначально не дано быть вполне самим собой... - великая премудрость... Но зато именно благодаря этому он одарен онтологической свободой: восполнить свою сущностную неполноту через культурное становление и само-обретение или не восполнить...» [3]. Это стремление личности к самодостраиванию, к тому, чтобы достичь своей «сущностной полноты», и есть, по сути, потребность в самореализации.

Личность при этом выступает в роли аттрактора, своей деятельностью упорядочивающего мир вокруг себя в соответствии с базовыми принципами своей картины мира. Через деятельность, язык, знания, символы, личность переплетает свою самость, свое «Я» с окружающим миром. Если индивид и мир вокруг него -синергетические феномены, обладающие высоким уровнем хаоса, то самоидентификация и самореализация есть выражение потребности личности в определенности, в динамической устойчивости.

Происходит процесс онтологической самоорганизации личности и ее жизнедеятельности, в который включается и жизненное пространство данной личности. Без такого самоосуществления невозможно ощущение полноценности жизни.

Н.А. Бердяев многократно пишет не только о «страстном желании познать истину и смысл», но и о не менее страстном желании «изменить мир согласно смыслу и истине» [4]. Его слова хорошо выражают суть и самоидентификации, и самореализации личности: познать и реали-

зовать «истину и смысл», изменив мир в масштабах и формах, соответствующих им.

Для индивида крайне важна идентификация окружающей реальности относительно собственной картины мира. Идентификация - следствие вложения в объект «сил и надежд», это включенность личности в некую толерантную для него структуру. Тогда можно говорить о «состоявшейся жизни» как наиболее точном выражении, передающем сущность самореализации.

Сформировавшаяся личность не может отказаться от собственной системы мировосприятия. Это означает измену себе. Самореализация личности поэтому тесно связана с процессом поддержания самоидентичности. Самоидентификация - это: 1) выявление некоторого количества исходных, базовых принципов и ценностей (которые и составляют основу картины мира); и 2) отождествление себя именно с этой картиной мира, что позволяет использовать ее как точку отсчета для самореализации, самоосуществле-ния.

Конкретный социокультурный контекст, в котором существует данная личность, выступает как смысловое пространство, задающее соответствующие возможности, формы, характер будущей самореализации личности, которая не всегда бывает позитивной. «Разруха в головах начинается с мусора в туалетах», - утверждал герой одного из романов М. Булгакова.

С какими - отрицательными или положительными - проявлениями окружающей жизни будет идентифицировать себя формирующийся человек? От политики в сфере образования во многом зависит, какой образовательный материал будет вовлечен в формирование будущих поколений, и что эти поколения будут воплощать в процессе своей будущей самореализации.

Для самоидентификации личности ученика и студента важны не только приобретение некой суммы знаний, но и умение практически применять эти знания, не только сведения о тех или иных ценностях, но и способность анализа и аргументации своего ценностного поведения. Важно умение решать реальные проблемы, работать с информацией, ориентироваться в ценностях.

Понятие «компетенции» - важный элемент нормативных документов «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», предписывающих в процессе обучения вырабатывать у студентов «универсальные и предметноспециализированных компетенции», т. е. «спо-

собности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [5].

Если суммировать все компетенции, которые предписывается формировать у студента вуза, получаем следующее:

A) универсальные компетенции: - понимание определяющей роли науки в развитии цивилизации, владение методологией научного познания; - способность усваивать общенаучные фундаментальные знания, выявлять естественнонаучную сущность проблем; - способность анализировать, критически осмысливать и систематизировать информацию; - способность .к самообучению...; - способность организовывать работу коллектива, формулировать цели и задачи работы; - адаптироваться к меняющимся условиям деятельности, .владеть методами управления инновационными процессами.

Б) предметно-специализированные компетенции - имеют конкретно-профессиональную специфику и проявляются в базовых профессиональных знаниях и умениях, в умении применять алгоритмы решения типовых задач, разработке математических, компьютерных и других моделей, проведению экспериментов, их описанию и анализу результатов и т.д.

B) не забыты и социально-личностные компетенции, позволяющие выпускнику вуза проявлять целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность, высокую общую культуру.

К этой группе компетенций относятся:

- оценка социально-экономических, гуманитарных и экологических последствий научных открытий и новых технических решений;- готовность, реализовывать свои функции как гражданина своей страны, члена общества, иметь ответственное отношение к общественным обязанностям;- умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывать особенности и интересы различных социальных, национальных, религиозных, политических и профессиональных групп в обществе; - готовность к участию в функционировании гражданского общества на основе уважения к правам и свободам граждан, к принципам демократии, свободы и гуманизма.

Формирование компетенций должно помочь личностной, гражданской и профессиональной самоидентификации и, соответственно, самореализации человека. Ведь выпускник вуза не толь-

ко специалист, но и гражданин, и личность. Здесь важно использовать все ресурсы, в т.ч. и те, которые заложены в такой дисциплине как философия, на протяжении долгого времени развития цивилизации считавшейся «царицей наук».

Несмотря на то, что преподавание философии обычно связывают с духовным воспитанием личности, основной акцент следует сделать на методологический потенциал философии, актуальность которого связана не только с существующими в данное время требованиями к качеству подготовки выпускника вуза, но и с условиями его личностного становления. Ведь та же духовность без умения мыслить, критически оценивать, делать осознанный и ответственный выбор может легко превратиться в фанатизм. Поэтому начать следует с потенциала философии в развитии мышления, тем более, что продуктивное мышление необходимо при изучении и других дисциплин.

Вот типичный пример. На семинарском занятии выясняется, что часть группы студентов технической специальности не понимают значения таких понятий, как теория, наблюдение, закон. Это наглядно демонстрирует оторванность содержания «программного» знания от понимания сущности и способности его практического применения. А ведь это связано с такими философскими категориями, как «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина и следствие» и т.д.; следовательно, объединение потенциала философии и других наук было бы полезно.

К сожалению, к философии широко распространено негативное отношение. Советская философия была идеологизирована. Философия абстрактна - хотя неспособность специалиста с высшим образованием к абстрактному мышлению и пониманию абстрактных текстов говорит не в пользу данного специалиста. В отечественной системе образования преобладает историкоинформационный подход, в котором история философии и основные проблемы современной философии слабо связаны с интересами и проблемами растущей личности.

Более эффективным в общеобразовательном контексте, в контексте развития продуктивного мышления и самоидентификации личности, является деятельностно-проблемный подход, который предполагает исключение истории философии как особого раздела. Изучение философии в этом подходе происходит через анализ и решение конкретных проблем, при этом, естественно, используя и потенциал истории философии. Та-

кие подходы к преподаванию философии внедряются в ряде стран даже в школьное образование.

Один из таких курсов философии для детей разработан профессором М. Липманом (США). Главный акцент в нем делается на то, «чтобы учить детей философствовать, а не философии; философия не предмет исследования, а инструмент размышления о мире и ориентации в нем». Для этого подбираются проблемы, связанные с жизненными ситуациями и интересами учеников. Важнейшим элементом этого курса является текст. «У детей, прошедших философские классы по этой методике, как показывает тестирование, способности к математическому мышлению выше на 36%, чем в классах, где философия не преподается, а успехи в литературе - на 66%» [6].

Если мы ставим вопрос о практической эффективности философии, то необходимо выяснить, какие умения у студента она активирует и развивает, и насколько полезными эти умения могут быть в освоении других дисциплин, изучаемых в вузе, в его будущей профессиональной деятельности, социально-личностном становлении. Попытаемся сформулировать некоторые базовые компетенции, которые могут формироваться при продуктивном подходе к изучению философии:

1. Мировоззренческие компетенции. Начинать надо с них. Человек, поступивший в вуз после школы, далеко не всегда является зрелой личностью и имеет сложившиеся мировоззренческие установки. Но именно они играют решающую роль во всех жизненных позициях, в т.ч. и в отношении к обучению, и к профессиональной деятельности.

Как известно, мировоззрение личности может базироваться на чувствах и эмоциях, вере, иллюзиях, традиции, разуме, опыте, т.е. иметь в своей основе как рациональные, так и иррациональные основания. Человечество богато тем, что в нем представлены носители всех возможных мировоззренческих типов. Но в профессиональной деятельности любой специалист должен все-таки опираться на рациональные мировоззренческие установки.

Соответственно, мировоззренческие компетенции должны обеспечивать личности возможность рационализации, по крайней мере, той части своего мировоззрения, которая связана с ее профессиональной деятельностью, способности различать те его элементы, которые основаны на вере или разуме, интуиции или опыте -стихийном, бытовом, или специально организо-

ванном. Даже в отношении трансляции традиционных духовных ценностей эффективность обучения через механическое воспроизведение образцов сомнительна, а подобное обучение технологиям профессионально губительно. Необходимо тренировать умение различать мировоззренческие основания, и философии здесь может принадлежать далеко не последняя роль.

Еще одним уровнем мировоззренческих компетенций является способность человека от-рефлексировать те элементы своего мировоззрения и деятельности, которые отражены в конкретных философских направлениях и, как правило, связаны с определенными метафизическими представлениями и строящимися на них ценностями. Обычно это осознается крайне смутно, что ограничивает самоидентификацию человека. Важно ориентироваться в их сущности, знать сильные и слабые стороны и делать осознанный выбор.

2. Эмпирические компетенции. Эти компетенции должны помочь осознанию отношения человека и реальности, проявляющегося в бытовом, жизненном или профессиональном опыте. Важна привычка задаваться вопросами о природе явлений, проникать в их сущность. Наука, обучение в вузе, современное наукоемкое производство сталкивают человека с опытными, экспериментальными исследованиями. Соответственно, понятие опыта, различение бытового, жизненного опыта и научного или производственного опыта (эксперимента), и еще многое в этой сфере должно быть осознано, и философии есть, что в этом вопросе сказать.

Важно четкое осознание отсутствия тождества мышления о предмете и самого предмета, что не всегда очевидно. Необходима привычка контекстуального восприятия объектов и явлений реальности. Реальный мир и опыт, а не только тексты учебников, в т. ч. культура как контекст существования человека, и, конечно, материал других учебных дисциплин, должны стать источником выработки эмпирических компетенций.

3. Мыслительные и языковые компетенции.

Человек потенциально обладает мощнейшими инструментами - мышлением и языком. Потенциально потому, что уровень их развития часто оставляет желать лучшего. Необходимо формирование пластичного интеллекта, лингвистической свободы, знание хотя бы базовых элементов логики и принципов рационального мышления. Сильная сторона философии в формировании этих компетенций связана с тем, что «ее предметный характер, чувствительность к

парадоксам, дилеммам, допущение поливари-антных выводов, построение логически возможных миров, ценностная нагруженность... воспринимаются как, может быть, наиболее адекватные для воспитания мышления, открытого для решения задач разного типа».

Философия «дает теоретический язык, концептуальный аппарат, правила рассуждения», тренирует способность выявлять «логические изъяны в рассуждениях», учит корректировать позиции, определять наиболее сильные аргументы, тренирует навыки рационального, логичного, аргументированного мышления. Философия учит «правильно формулировать вопросы, делать выводы из посылок, проводить аналогии, строить гипотезы, анализировать понятия, связывать значения с контекстом употребления и т.д.» [6].

Важно умение «переводить смутные чувства и интуитивные представления в языковые выражения», уметь обосновывать свою позицию не под влиянием эмоций, предрассудков или пропаганды, а на основе объективности и рациональности, для тренировки которых в философии имеются эффективные возможности.

Сегодня модна тенденция к иррационализа-ции философии. Возможно, и такое знание может быть полезно. Но главная сила философии -рациональное, критическое мышление. Греческая философия стремится быть доказательным знанием. Сократ разрабатывает искусство спора, направленного на прояснение понятий, на достижение знания, независимого от распространенных мнений людей, которые могут быть ошибочными.

Мало знать факты, правила и законы. Важно еще уметь их использовать, в т. ч. и в нетипичных ситуациях: важны навыки и умения делать выбор подчас в условиях неопределенности, недостатка, избыточности или противоречивости информации; умение из разнообразной как по объему, так и по содержанию информации или ситуации вычленить конкретную задачу, отбросить несущественные детали, умело использовать интуитивные ресурсы; способность критически воспринимать информацию; способность проникать в сущность, находить общее в, казалось бы, далеких друг от друга блоках информации, и т.д.; уметь привлекать данные, которые непосредственно не содержатся в условиях задачи. Для тренировки всех этих умений в философии имеется достаточный потенциал.

4. Социально-личностные компетенции.

Здесь потенциал философии вне конкуренции. Сейчас, конечно, много говорят о религиоз-

ном воспитании. Но по Конституции у нас светское государство и светская система образования, многоконфессиональное государство и реализовать принцип реального равноправия религий в образовании невозможно. Без свободного и рационального мышления, формируемого в том числе и философией, религиозность часто склонна скатываться к радикализму и фундаментализму. И разумную государственную идеологию сегодня невозможно сформулировать без духовного потенциала накопленного человечеством, квинтэссенцией которого во многом является мировая философия. Любая локальная идеология - этническая, классовая, религиозная,

- в условиях глобализации склонна эволюционировать к экстремизму.

Дж. Дьюи, один из основателей прагматизма, утверждал, что философия способна «непосредственно влиять на процесс воспитания, формировать ценностное отношение человека к миру, способствовать изменению духовных и моральных связей людей в обществе» [7]. Именно поэтому Дьюи считал, что философию можно определить как общую теорию воспитания.

К социально-личностным компетенциям можно отнести способность личности занимать осознанную и ответственную позицию в отношении добра и зла, средства и цели, справедливости и несправедливости, свободы и ответственности. У студента необходимо формировать способность быть разумным, рефлексивным, самокритичным, терпимым к взглядам других, морально ответственным. Мораль недостаточно представлять как простые обязательства, типа «будь честен», она должна стать осмысленным нравственным основанием индивидуального человеческого бытия. И здесь философия, критически осмысливающая окружающий мир, в т. ч. и социальную реальность, имеет большой потенциал в самоидентификации студента.

Содержание философии позволяет вовлекать в анализ философских проблем материалы кино, литературы, жизненные, политические, экономические, культурные реалии. Повысить эффективность изучения философии может организация работы дискуссионных клубов в форме «сократических бесед» и продуманное руководство самостоятельной работой студентов.

Конечно, преподаватели философии (впрочем, это относится ко многим дисциплинам) должны смириться с неизбежностью ограничения предлагаемого студентам материала. Соответственно, встает задача отбора материала и критериев этого отбора, и эту задачу предстоит решать постоянно. Существует проблема учеб-

ников и методических пособий. Учебники в основной своей массе скучны, оторваны от жизненных и профессиональных реалий, составлены из декларативных, бездоказательных положений, рассчитанных на заучивание, а не на осмысление, и потому не способны вызвать у студента познавательный интерес. И конечно, в случае с философией особенно важна личность преподавателя, развивающего именно размышление.

Задача философии - не иллюстрировать физику или информатику, а устанавливать их связи с более широким контекстом. Увы, «технократы» не замечают, что люди мало читающие, и мало размышляющие на отвлеченные темы, нередко являются плохими специалистами. И наоборот, хорошие специалисты оказываются широко эрудированными и креативными людьми. Именно эти качества личности развивает философия, и именно эти качества крайне полезны для продуктивной самоидентификации и последующей самореализации личности студента.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 1844. - Т. 42. - С.125.

2. Очиров М.Н. Самоидентификация человека как педагогическая задача // Самоидентификация человека и образование: материалы межрег. науч. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госунивер-ситета, 2010. - С. 5.

3. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 107-108.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Книга, 1991. -

С. 94.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление 210100 - «Электроника и наноэлектроника»). Уровни подготовки: Бакалавр. Магистр. - М., 2007. - С. 4-23.

6. Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. - 1993. - №9. - С. 153-154.

7. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М.: Политиздат, 1989. - С. 27.

Чечет Борис Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук, Ангарская государственная техническая академия. 665835, Иркутская обл., г. Ангарск, ул. Чайковского, 60. e-mail: b_chechet54@mail.ru

Chechet Boris Fedorovich, candidate of philosophy sciences, associate professor, department of social sciences, Angarsk State Technical Academy. 665835. Irkutsk region, Angarsk, Chaikovsky str., 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.