Научная статья на тему 'Потенциал дисциплины «Философия» в формировании структурных компонентов саморазвития личности студента'

Потенциал дисциплины «Философия» в формировании структурных компонентов саморазвития личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ФИЛОСОФИЯ / АКСИОЛОГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПОЗНАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / SELF-DEVELOPMENT / PHILOSOPHY / AXIOLOGY / IDEOLOGY / VALUES / KNOWLEDGE / POTENTIAL / PERSONALITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вялых В.В., Неволина В.В.

В статье анализируется значение учебной дисциплины «Философия» в процессе саморазвития студентов. Обосновывается, что в период вузовской подготовки важно использовать потенциал данной науки не только для овладения студентами знаниями и общенаучными методами познания, но и для стимулирования дальнейшего совершенствования личности студентов, которое рассматривается как становление интегративного качества личности в единстве ценностно-мотивационного, деятельностного и рефлексивно-регулятивного компонентов. По мнению авторов, значительная роль в процессе саморазвития личности студентов принадлежит именно «Философии» в связи с тем, что ее преподавание осуществляется преимущественно диалектическим методом и представляет собой не просто сообщение информации, а приобщение студентов к особому способу мышления. Авторами подробно проанализированы потенциалы дисциплины: аксиологический (реализуется в рамках изучения «Аксиологии» раздела, посвященного системе ценностей, определяющих жизнь человека в обществе, в том числе и саморазвитию как ценности), информационный (при изучении такого раздела, как «Онтология», формируется мировоззрение, определяющее кругозор будущего специалиста, профессиональную эрудицию и потребность в саморазвитии), смыслообразующий (связан с изучением гносеологии проблемы познания человеком мира и роли познания в процессе саморазвития), коммуникативный (реализуется при изучении раздела «Логика», что способствует развитию коммуникации с окружающими людьми), рефлексивный (проявляется в возможности студентов взглянуть на себя со стороны, проанализировать собственные модели поведения). Авторы определяют преимущества дисциплины «Философия», которые являются ключевыми для формирования ценности саморазвития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“PHILOSOPHY” DISCIPLINE’S POTENTIAL IN STRUCTURAL COMPONENTS’ FORMATION FOR STUDENT’S PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT

The article analyzes an influence of the discipline “Philosophy ” on students ’ personality ’s self-development process formation. It is substantiated that during university ’s training it is necessary to use potential of this science not only for mastering knowledge and general scientific methods of cognition, hut also for stimulation of further perfection of students ’ personalities, what is considered as formation of integrative personality’s feature in unity of value-motivational, activity and reflexive-regulative components. According to the authors’ opinion the key role of this process formation belongs to philosophy because teaching it is carried out by means of dialectic methods, what is not ordinary giving information, but imparts students to special way of thinking. The authors have analyzed in details the discipline ’s potentials: axiological (realized in the frames of axiology, it is a part which studies systems of values, including self-development); information (studying a part as ontology helps to form world outlook for future specialist’s mental outlook, professional erudition and need for self-development), sense-forming (it is connected with epistemology ’s studying, the problem of human ’s understanding of the world and cognition ’s role in the process of self-development); communicative (it is realized in the part as logic, it promotes development of communication with people around); reflexive (it is realized in student’s ability to put into perspective at yourself and analyze own models of behavior. The authors prove advantages of the discipline “Philosophy” which are crucial for formation of personality’s selfdevelopment value.

Текст научной работы на тему «Потенциал дисциплины «Философия» в формировании структурных компонентов саморазвития личности студента»

В.В. Вялых, канд. полит. наук, доцент, зав. кафедрой философии, В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент, кафедра общей психологии, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург, Россия, vylix@mail.ru, nevolina-v@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В статье анализируется значение учебной дисциплины «Философия» в процессе саморазвития студентов. Обосновывается, что в период вузовской подготовки важно использовать потенциал данной науки не только для овладения студентами знаниями и общенаучными методами познания, но и для стимулирования дальнейшего совершенствования личности студентов, которое рассматривается как становление интегративного качества личности в единстве ценностно-мотивационного, деятельностного и рефлексивно-регулятивного компонентов. По мнению авторов, значительная роль в процессе саморазвития личности студентов принадлежит именно «Философии» в связи с тем, что ее преподавание осуществляется преимущественно диалектическим методом и представляет собой не просто сообщение информации, а приобщение студентов к особому способу мышления. Авторами подробно проанализированы потенциалы дисциплины: аксиологический (реализуется в рамках изучения «Аксиологии» - раздела, посвященного системе ценностей, определяющих жизнь человека в обществе, в том числе и саморазвитию как ценности), информационный (при изучении такого раздела, как «Онтология», формируется мировоззрение, определяющее кругозор будущего специалиста, профессиональную эрудицию и потребность в саморазвитии), смыслообразующий (связан с изучением гносеологии - проблемы познания человеком мира и роли познания в процессе саморазвития), коммуникативный (реализуется при изучении раздела «Логика», что способствует развитию коммуникации с окружающими людьми), рефлексивный (проявляется в возможности студентов взглянуть на себя со стороны, проанализировать собственные модели поведения). Авторы определяют преимущества дисциплины «Философия», которые являются ключевыми для формирования ценности саморазвития личности.

Ключевые слова: саморазвитие, философия, аксиология, мировоззрение, ценности, познание, потенциал, личность студента.

Одним из показателей развития общества является возрастание уровня требований к профессионалам, работающим в различных сферах. Важнейшие из этих требований - постоянное самосовершенствование, профессиональный и личностный рост. В свою очередь, мотивация к повышению образовательного уровня, развитию лич-

ных и профессиональных качеств является следствием наличия такой личностной характеристики, как стремление к саморазвитию. Ее формирование особенно актуально в период первичной профессионализации в процессе становления системы ценностей, важных качеств личности специалиста.

В этой связи необходимо выделить предпосылки актуализации проблемы саморазвития личности в современном научном пространстве:

— преобладание -в современной науке парадигмы объединения различных направлений, актуальность междисциплинарных исследований;

— особое внимание к субъектному подходу, проблеме субъектно-сти (К. А. Абульхано-ва-Славская, В. А. Бруш-линский, Э.Ф. Зеер и др.). = Речь идет о системном качестве личности, интегрирующем такие характеристики, как активность, самостоятельность, ответственность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, способность к саморазвитию1. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что субъектость влияет на развитие социального «Я» будущего специалиста и дает возможность успешно реализовать себя в профессиональной деятельности;

— активная разработка идей педагогического управления, сопровождения, тью-торства (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Т. Чер-дникова, Т. И. Чиркова), понимаемых как условие саморазвития в деятельности всех субъектов взаимодействия;

— активное развитие педагогики самовоспитания и самообразования, личностного саморазвития. Современная теория такой педагогики была создана А.Я. Аретом,

A. И. Кочетовым, Л. И. Рувинским и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема саморазвития человека рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия (В.И. Андреев, К. А. Абульханова-Славская, К.Я. Вазина,

B.Г. Маралов и др.), выявлялись существенные признаки саморазвития как универсального личностного качества (А.М. Баскаков, Л.И.Божович, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, В.Г Маралов и др.); анализировались особенности процесса саморазвития (К.Я. Вази-

Саморазвитие - это сознательный процесс целенаправленного изменения человеком самого себя, связанный с обретением новых свойств и качеств личности, мировоззренческих и ценностных установок, культурных и этических норм, повышения своего профессионального и личностного уровня.

на, Л. С. Выготский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогические условия саморазвития личности ребенка (Н.Б. Крылова, В.А. Пе-_ тровский, В.И. Слобод-чиков, И. С. Якиманская); изучались конкретные приемы и механизмы саморазвития личности в образовании (Т.В. Анохина, ТВ. Мер-цалова, Н.Н. Михайлова, ТВ. Фролова, СМ. Юс-фин), роль саморазвития в воспитательных системах (А.В. Муд-рик, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов и др.). Анализ работ перечисленных авторов позволяет рассматривать процесс саморазвития как сознательное изменение, стремление сохранить собственную «самость», при этом человек сам определяет цели, направления и средства этих изменений2; как вид деятельности личности субъект-субъектного характера, направленный на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой само-реализации3, формирование человека активного, действенного, способного к самообразованию, более глубокому самоопределению, с выраженной потребностью в самоактуализации и самореализации креативных способностей - не только познавательных, но и коммуникативных, организационных -человека, способного к оптимальному само-осуществлению4.

Опираясь на вышеизложенное, отметим, что саморазвитие - это сознательный процесс целенаправленного изменения человеком самого себя, связанный с обретением новых свойств и качеств личности, мировоззренческих и ценностных установок, культурных и этических норм, повышения своего профессионального и личностного уровня.

Саморазвитие личности студента можно рассматривать как становление интегра-тивного качества в единстве ценностно-мо-

тивационного (направленность на саморазвитие, познавательная мотивация, ценностное отношение к учебно-профессиональной деятельности, степень выраженности профессиональных мотивов и интересов), деятель-ностного (познавательная активность и самостоятельность как способность к поиску и применению новых знаний, целеполагание, планирование, умения и навыки логического и аргументированного анализа, принятия решений, способность к коммуникации) и рефлексивно-регулятивного (рефлексия, оценка результатов своей деятельности, волевой самоконтроль, стремление к саморегуляции) компонентов. Данная структура отражает единство содержательного и процессуального аспектов саморазвития личности студентов, что является одной из важнейших целей профессионального обучения. По нашему мнению, значительная роль в процессе формирования структурных компонентов саморазвития принадлежит дисциплинам гуманитарного блока и конкретно дисциплине «Философия».

Изучение данной дисциплины в ходе образовательной подготовки будущего специалиста направлено на формирование у студентов систематизированного мировоззрения, аналитического и диалектического мышления, морально-этических ценностных ориентаций, способности к поиску и применению новых знаний в решении профессиональных задач, способности к самоорганизации и саморазвитию. Философия во многом способствуют расширению кругозора, развитию общей эрудиции, которая является одним из условий построения коммуникаций. Освоение данной дисциплины на основе постижения историко-философского системно-проблемного материала позволит будущим специалистам сформировать как свою собственную философскую позицию по важнейшим проблемам современной науки, так и навык самостоятельного осмысления

и конструктивного разрешения сложнейших жизненных ситуаций.

«Философия» как дисциплина гуманитарного блока имеет определённый потенциал для формирования ресурса саморазвития личности студентов: аксиологический, информационный, смыслоо-бразующий, коммуникативный, рефлексивный5. В данном случае под потенциалом мы понимаем совокупность возможностей, которые могут быть использованы для решения определенных задач. Все они будут рассмотрены на примере конкретных разделов дисциплины «Философия».

Информационный потенциал заключен в содержании самой дисциплины, которое направлено на познание студентами окружающего мира, понимание роли человека в нем, получение сведений о таких категориях, как «бытие», «смысл», «жизнь», «свобода», «ответственность», «человек», «здоровье», «семья», «профессия», «истина», «красота», «добро» и др. Наиболее полно этот потенциал реализуется при изучении такого раздела дисциплины «Философия», как «Онтология», посвященного изучению ключевого для этой науки понятия - «бытие». Под бытием в философии понимают различные аспекты существования человека, связанные с его умственной, психической, физической деятельностью. Изучение бытия, основанное на восприятии, анализе и сравнении различных сторон существования человека, помогает сформировать мировоззрение. В дальнейшем именно оно становится важным качеством будущего профессионала, определяя его кругозор, профессиональную эрудицию и, конечно же, потребность в саморазвитии.

Смыслообразующий потенциал дисциплины «Философия» связан с изучением «Гносеологии» - раздела философии, в центре внимания которого находится проблема познания человеком мира. В рамках «Гносеологии» рассматриваются четыре по-

Изучение бытия, основанное на восприятии, анализе и сравнении различных сторон существования человека, помогает сформировать мировоззрение. В дальнейшем именно оно становится важным качеством будущего профессионала, определяя его кругозор, профессиональную эрудицию и потребность в саморазвитии.

зиции: гностицизм, агностицизм, солипсизм и скептицизм. Каждая из них предлагает своё видение проблемы познания человеком мира, а главное - границ этих возможностей. Согласно гностицизму, человек способен неограниченно познавать мир. Сторонники агностицизма придерживаются противоположной точки зрения - возможности человека познать мир серьёзно ограничены. Основная идея солипсизма заключается в том, что истинное знание редко бывает доступно человеку, а скептицизм базируется на идее, что основой любого познания должно стать сомнение.

Представители разных философских школ придавали большое значение роли познания в процессе саморазвития. В частности, немецкий философ Карл Ясперс, автор понятия «герменевтический круг» (или «круг понимания» - область знания, ограничивающая возможности человека познать мир), отмечал, что человек при условии постоянного развития своих познавательных способностей может выйти за пределы этого круга. Данная теория подтверждает, что путь к профессиональному и личностному самосовершенствованию лежит через саморазвитие.

Коммуникативный потенциал философии наиболее полно реализуется в таком разделе, как «Логика». Как наука о законах мышления логика способствует развитию способности к коммуникации с окружающими людьми в профессиональной и личной сфере. В рамках изучения логики осваиваются искусство ведения диалога, дискуссии, особенности применения различных типов аргументации и т.д. Практический аспект логики выражается в изучении таких её разделов, как «Логическая прагматика» и «Логика принятия решений». В рамках изучения первого закладывается навык проведения переговоров, в рамках изучения второго -ключевые особенности процесса принятия управленческих решений.

Дополнением к «Логике» в плане реализации коммуникативного потенциала также выступает «Диалектика». Это раздел философии, изучающий противоречия процесса развития окружающего мира и человека в нём. В процессе своего существования человек часто сталкивается с противоречиями, некоторые из которых трудно разрешить. Это сказывается как на процессе принятия решений, так и на общении с окружающими людьми. Кроме того, само по себе стремле-

ние личности к саморазвитию может служить источником противоречий.

Аксиологический потенциал философии реализуется в рамках изучения такого раздела, как «Аксиология», где рассматриваются системы ценностей, определяющие жизнь человека в обществе, в том числе и саморазвитие как ценность. Кроме того, саморазвитие личности подразумевает формирование собственной системы ориентиров, строящихся на идеалах личностного роста, самоактуализации, самосовершенствования, ответственности за гармоничное развитие и пр.

Рефлексивный потенциал дисциплины «Философия» проявляется в ее обеспечении студентам возможности взглянуть на себя со стороны, освоить и проанализировать собственные модели поведения и скорректировать его. Все разделы «Философии» в разной степени используются в процессе реализации данного потенциала. Это связано с тем, что каждый из них становится частью формирования целостной картины мира и системы мировоззрения.

Опираясь на вышеизложенное, отметим, что на саморазвитие большое влияние оказывают мировоззрение индивида, нормы его жизни, разделяемые им ценности и т.д. В этой связи возрастает роль дисциплины «Философия», способствующей не только овладению знаниями и методами познания, но и активизации процесса саморазвития личности студентов.

Еще в XVIII веке И.Г. Песталоцци развивал мысль о том, что знание нельзя передать, что можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик - не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь. Разумеется, это требует от педагога больших знаний, мастерства, длительной и систематической работы. Одним из результатов этой объём информации по предмету, при этом работы может стать формирование у студента не вытеснив ранее накопленные знания. По-не только интереса к изучаемому предмету, этому семинар включает в себя следующие но и стремления к саморазвитию. структурные элементы:

Саморазвитие личности подразумевает формирование собственной системы ориентиров, строящихся на идеалах личностного роста, самоактуализации,

самосовершенствования, ответственности за гармоничное развитие.

Задаче формирования структурных компонентов саморазвития отвечают лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Философия». Метод изложения материала должен быть в своей основе диалектическим. Это относится и к методам изложения других наук, но к философии - в особенной мере, поскольку смысл ее преподавания не просто сообщение какого-то количества информации, а приобщение студентов к особому способу мыш-ления6. Применение диалектических принципов в изложении философии означает, что ее предмет, ее проблемы рассматриваются в развитии, в преодолении трудностей и противоречий, как процесс длительного и упорного научного поиска, полноценное осознание которого служит необходимым условием понимания и оценки завоеванных таким путем истин7.

Лекции по философии, таким образом, не только служат источником информации об изучаемом предмете; с их помощью у студентов поэтапно формируется такое качество, как стремление к саморазвитию. Для этого лекция должна выполнять следующие функции: мировоззренческую (закладывает основы взгляда на мир, системы ценностей, саморазвития как такового); методологическую (формирует знания об основных методах науки, показывает, как их можно применить для саморазвития); логическую (законы мышления, использование их для саморазвития); воспитательную (саморазвитие предполагает установку обучающимися для себя высоких личных стандартов, определённых правил отношения к учёбе).

Тренировка навыков саморазвития происходит непосредственно в рамках семинарских занятий. Их главная задача - помочь студенту усвоить максимальный

1) работа с портретными изображениями философов: это необходимо, так как в большинстве учебников по данной дисциплине названные изображения отсутствуют, что затрудняет идентификацию конкретного учёного с каким-либо научным течением; студентам демонстрируются фотографии, они должны назвать имя и фамилию философа, его основные произведения и направление в философии, к которому он принадлежал;

2) работа со словарём: усвоение категориального аппарата дисциплины - важное условие ее нормального изучения; для упрощения этого процесса и развития у студентов ассоциативного мышления используется «ассоциативный словарь». Сначала студенту демонстрируется иллюстрация, а потом -карточка с определением понятия; со временем понятие начинает ассоциироваться с определённой иллюстрацией;

3) одной из функций дисциплины «Философия» является воспитание диалектического мышления, основанного на выявлении взаимосвязей и противоречий в обсуждаемых событиях и явлениях, а также на противопоставлении мнений. С этой целью во второй части семинара студенты выступают с парными сообщениями на одну тему; при этом один докладчик рассказывает о положительных, а другой - об отрицательных аспектах рассматриваемого феномена.

Формирование структурных компонентов саморазвития личности студентов, на наш взгляд, также эффективно происходит в процессе осуществления самостоятельной работы, направленной на постановку и решение конкретных учебных задач (познавательных, интеллектуальных, творческих, исследовательских и т.д.), стимулирующей профессиональный и личностный рост, активность и инициативу, умение самостоятельно приобретать новые научные сведения. При изучении дисциплины «Философия» организуется как обязательная самостоятельная работа (составление раз-

Одной из функций дисциплины «Философия» является воспитание диалектического мышления, основанного на выявлении взаимосвязей и противоречий в обсуждаемых событиях и явлениях, а также на противопоставлении мнений.

вернутого плана ответа на вопросы семинара, конспектов по заданной теме, освоение терминологии, подготовка доклада, подготовка к рубежному контролю), так и необя-- зательная (составление тематических кроссвордов по изучаемой теме, тестовых заданий и презентаций, участие в работе кружка, подготовка обзора по заданной тематике, участие в создании наглядных учебных пособий, в конференциях разного уровня). Итак, самостоятельная работа способствует систематизации и углублению теоретических знаний и практических умений студентов; формированию умений использовать различные информационные источники (нормативную, правовую, справочную, специальную литературу); развитию познавательных и исследовательских способностей студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формированию самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Таким образом, изучение дисциплины «Философия» способствует активизации структурных компонентов саморазвития личности студентов. Формирование цен-ностно-мотивационного компонента связано с развитием интересов и индивидуальным выбором личностью позитивного пути саморазвития. Формирование деятельностно-го компонента осуществляется посредством развития способности к целеполаганию, планированию своей деятельности, навыков отбора и анализа информации (при изучении дисциплины «Философия» студенты учатся работать со словарями, читать научные тексты, приобретают опыт составления конспектов, написания рефератов, эссе). С целью формирования рефлексивно-регулятивного компонента особое внимание уделяется развитию навыков саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации и оценки результатов своей деятельности.

Опираясь на вышеизложенное, следует отметить, что изучение дисциплины «Фило-

софия» способствует формированию опыта познавательной деятельности - в форме знаний; осуществлению определенных способов деятельности - в форме умения принимать решения в конкретных ситуациях; установлению эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций. Следовательно, в период вузовской подготовки важно использовать потенциал данной дисциплины не только для овладения знаниями в области конкретных наук и общенаучными методами познания, но и для стимулирования процесса саморазвития личности студентов.

Литература

1. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2007. 36 с.

2. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. 288 с.

3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Изд-во Центра инновацион. технологий, 2005. 500 с.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с.

5. Лашкова Л.Г. Педагогические условия развития ценностных ориентаций студентов колледжа: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 186 с.

6. Патырбаева К.В., Попов А.В. Тенденции развития современной науки в аспекте парадиг-мальных изменений // Современные проблемы науки, образования и производства: материалы Междунар. науч.-практ. конференции студентов, аспирантов, специалистов и молодых ученых. Н. Новгород: Изд-во НФ УРАО, 2009. С. 223226.

7. Ломако О.М. Методика преподавания философии в вузах: пособие к курсу. Саратов: Изд-во Са-рат. гос. ун-та, 2015. 24 с.

"PHILOSOPHY" DISCIPLINE'S POTENTIAL IN STRUCTURAL COMPONENTS' FORMATION FOR STUDENT'S PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT

V.V. Vyalikh, Candidate of Political Sciences, Docent, The head of the department of philosophy, V.V. Nevolina, Candidate of Psychology, Docent, The department of general psychology, Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia, vylix@mail.ru, nevolina-v@yandex.ru

The article analyzes an influence of the discipline "Philosophy" on students' personality's self-development process formation. It is substantiated that during university's training it is necessary to use potential of this science not only for mastering knowledge and general scientific methods of cognition, but also for stimulation of further perfection of students' personalities, what is considered as formation of integrative personality's feature in unity of value-motivational, activity and reflexive-regulative components. According to the authors' opinion the key role of this process formation belongs to philosophy because teaching it is carried out by means of dialectic methods, what is not ordinary giving information, but imparts students to special way of thinking. The authors have analyzed in details the discipline s potentials: axiological (realized in the frames of axiology, it is a part which studies systems of values, including self-development); information (studying a part as ontology helps to form world outlook for future specialist's mental outlook, professional erudition and need for self-development), sense-forming (it is connected with epistemology's studying, the problem of human's understanding of the world and cognition's role in the process of self-development); communicative (it is realized in the part as logic, it promotes development of communication with people around); reflexive (it is realized in student's ability to put into perspective at yourself and analyze own models of behavior. The authors prove advantages of the discipline "Philosophy" which are crucial for formation of personality's self-development value.

Key words: self-development, philosophy, axiology, ideology, values, knowledge, potential, personality of the student.

References

1. Bol'shunova N.Ia. Usloviia i sredstva razvitiia sub"ektnosti: avtoref. diss. ...dokt. psikh. nauk [Conditions and means of development of subjectivity. Abstract of doctor of psychology sci. diss.]. Novosibirsk, 2007. 36 p.

2. Tsukerman G.A., Masterov B.M. Psikhologiia samo-razvitiia [The psychology of personal development]. Moscow, Izd-vo «Interpraks» Publ., 1995. 288 p.

3. Andreev VI. Pedagogika vysshei shkoly. lnno-vatsionno-prognosticheskii kurs: ucheb. posobie [Pedagogy of higher education. Innovation and prognostic course. Textbook]. Kazan, Tsentr inno-vatsionnykh tekhnologii Publ., 2005. 500 p.

4. Fel'dshtein D.I. Psikhologiia razvivaiushcheisia lichnosti [Psychology the developing person]. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1996. 512 p.

5. Lashkova L.G. Pedagogicheskie usloviia razvitiia tsennostnykh orientatsii studentov kolledzha. Diss. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions

of development of valuable orientations of students of the College. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2011. 186 p.

6. Patyrbaeva K.V., Popov A.V Tendentsii razvitiia sovremennoi nauki v aspekte paradigmal'nykh izmenenii [Trends in the development of modern science in terms of paradigm changes]. Sovremennye problemy nauki obrazovaniia i proizvodstva: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov, spetsialistov i molodykh uchenykh [Modern problems of science, education and production: proceedings of intl. sci.-pract. conf. students, postgraduates, young scientists and specialists]. N. Novgorod: NF URAO, 2009, vol. 2, pp. 223-226.

7. Lomako O.M. Metodika prepodavaniia filosofii v vuzakh. Posobie k kursu [Methods of teaching of philosophy in universities. Guide to the course]. Saratov, Saratovskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2015. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.