ББК 87.212
РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ МАССОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ
Ю.В. Беспалов
В статье рассматривается роль культурного фактора в развитии массового политического сознания Ключевые слова: массовое сознание, политическое сознание, культурный фактор
При исследовании массового
политического сознания необходимо обратить внимание на культурный фактор, которому в последнее время уделяется большое внимание, особенно в рамках постнеоклассического направления. Одним из глубинных уровней массового сознания, следовательно, и его политической части, являются ценностные ориентации, выражающие исторически
сложившееся отношение к своей семье, роду и, соответственно, к различным элементам социальной структуры общества, то, что можно назвать культурным контекстом, и то, что, в значительной мере, формирует феномен менталитета. Кроме того, именно этот уровень связан с наиболее древними архетипическими представлениями, в наименьшей степени подвергающимися коррекции с помощью идеологического воздействия. Все это позволяет культуре выступать своеобразным защитным барьером, предохраняющим
общество от разрушения, в то же время, она может стать и серьезным препятствием на пути трансформации, именно в силу своей защитной функции. Но от этого фактора во многом будут зависеть не только отношение к институтам политической власти, но и само наличие тех или иных институтов и их смысловое наполнение и конфигурация. Особенно
актуальным это становится в эпоху
глобализации, являющимся своеобразным культурным землетрясением, эхо от которого затрагивает все сферы жизни. Так, по мнению П. Бергера, современность утверждается в виде своеобразных «пакетов» или матриц, в которых содержатся модели поведения и сознания. Часть этих матриц может быть разобрана и собрана в иной конфигурации без замедления процесса модернизации того или иного общества. Другие «пакеты» не могут быть разобраны без ущерба для их функционирования. В первом случае речь идет о внешних связях между элементами, носящих скорее механический характер, в то время, как
Беспалов Юрий Владиславович - ВГТУ, ст.
преподаватель, тел. (4732) 46-42-22
во втором случае можно говорить о внутренних или органических связях /1/. Между различными сферами культурной глобализации существуют как противоречия, так и совпадения, причем, и на уровне элиты, и на уровне широких народных масс, что необходимо учитывать при изучении политического сознания. Последнее особенно важно, так как в стране могут оставаться анклавы, не подверженные процессу модернизации, что приводит к тому, что значительная часть населения той или иной страны живет в разных культурных пространствах и темпомирах. Сами создатели данной теории предпочитают термин «локализация», в то время, как в отечественном дискурсе говорят о анклавизации. Так В.Ядов отмечает, что «несомненная и наиважнейшая особенность России - анклавизация страны» /2/, добавляя при этом, что в реальности имеет место «глолокал-анклавизация»мирового сообщества /3/. Но и в том, и другом случае главным аспектом зарождающейся глобальной культуры становится индивидуализация, рассматриваемая как социально-
психологический процесс, эмпирически проявляющийся в поведении и сознании людей независимо от идей, существующих по этому поводу /4/.Но в отношении обществ и культур, не ориентированных на ценности индивидуализма, вероятно, можно говорить не только об анклавизации, но и о процессе атомизации, являющимся следствием распада классических общностей. Культурный фактор в целом затрагивает и понятие политической культуры. Политическая культура
воспроизводит определенные стереотипы политического сознания, обеспечивая идейную преемственность поколений, тем самым можно говорить, что политическая культура в значительной степени связана с менталитетом. Политическое сознание, в свою очередь, наполняет содержанием политическую культуру, формирует новые стереотипы, дополняющие или вытесняющие старые элементы политической культуры /5/. Таким образом, теоретически рассматривая
соотношение и взаимосвязь между двумя феноменами, необходимо учитывать их сложнейший, противоречивый, неоднозначный характер. Политическая культура является элементом политической системы,
политическое сознание можно рассматривать как часть или подсистему политической культуры. Будучи частью общественного бытия массовое сознание, как в целом, так и его политическая составляющая подвержены переменам. Являясь, в конечном счете, определенной формой отражения
познавательной деятельности человека, в процессе которой создается многообразие связей, как между людьми, так и между групповыми субъектами деятельности, массовое сознание отражает разнообразные, в том числе и политические связи, возникающие в процессе коммуникации данных субъектов. В полной мере это относится и к массовому политическому сознанию, которое отражает возникающие в общественной сфере связи, порожденные в результате политической деятельности.
Человеческая личность формируется не абстрактно, а в условиях конкретной социальной общности, с которой она себя идентифицирует, интересы и побуждения которой она усваивает как свои собственные, поэтому перемены, затрагивающие интересы данной социальной общности влияют на личность, как на индивидуальном, так и групповом уровне. Притом, чем с большим количеством рефрентных групп отождествляет себя тот или иной индивид, тем более сложным становится совмещение, порой
противоречивых, интересов этих групп. Поэтому нам кажется важным для лучшего понимания массового политического сознания населения современной России анализировать представления людей не только о политике, но и о других сферах общественной жизни. Суть духовного кризиса массового политического сознания в том, что в современной России люди переходят от отождествления своих интересов как индивидуальных, так и групповых к ощущению и осознанию разрыва между ними. Когда такой разрыв становится достаточно существенным, начинает формироваться, так называемое, двойное сознание, характеризуемое практикой двоемыслия, где совмещается декларативная приверженность неким ценностям и частичный или полный отказ от их достижения в обычной жизни. Этот процесс, носит тем более латентный характер, чем более жесткими
являются санкции за нарушение официально провозглашаемых норм. Наиболее опасной подобная ситуация оказывается, когда затрагиваются реальные социетальные ценности какого-либо социума, являющиеся порождением как собственно политической, так и познавательной деятельности. Таким является типичное состояние транзита, когда общественное сознание в условиях перехода и деструктивного развития приобретает различные формы деформированного,
искаженного восприятия действительности с последующим превращением их в аномальные виды неадекватного, противоречивого, отклоняющегося поведения затрагивающего как все аспекты общественной жизни, так и отдельные ее сегменты /6/.
Поэтому изменение ценностей можно считать признаком кризиса политического режима, в результате которого в дальнейшем может произойти либо модификация старого набора социально-политических ценностей, либо отказ от них и переход к новому набору, который может быть использован для описания новой картины мира. Полное принятие массовым сознанием этой картины можно считать окончанием перехода общества в качественно новое состояние, то есть его трансформацию. Во время такого перехода в массовом сознании будет наблюдаться смещение рациональных типов сознания (целе и ценностно-рациональных) к ирационально-аффективным. Таким образом, для массового политического сознания переходного периода характерно существование двух достаточно больших и относительно подвижных типов сознания по способу освоения действительности. Это, во-первых,
существование реалистического сознания, носящего по преимуществу локус интернального контроля, то есть ориентация на самого себя и свои поступки. Вторым типом, проявляющимся наиболее ярко в период социальных потрясений, является магическо-утопическое сознание. Для него характерно мифологизация социальной реальности представления, согласно которому можно достичь всего и сейчас посредством неких ритуальных действий. Носители подобного сознания в большей степени ориентируются на внешние факторы. Таким образом, двумя крайними полюсами подобного сознания может стать апатия или, наоборот, крайняя активность, формирующая революционное сознание. В результате массовое политическое сознание вступает в состояние, которое можно
назвать измененным. Это состояние массового сознания, содержание которого, качественно отличается от привычных состояний для людей данной культуры, не является обычным для их существования и не реализуется по ходу их повседневной жизни /7/. Оно характеризуется изменением поля сознания, где происходит перемена круга устойчивых повседневных состояний, сохранявших свою значимость «точки отсчета», на некий новый набор устойчивых состояний. Такой слом сопровождается резким рассогласованием идей, убеждений ценностей, императивов поведения, что ведет к когнитивному диссонансу и является причиной фрустраций, а это состояние приводит к существенному затруднению участия индивидов в общественной жизни. Полный переход в другое состояние характеризуется обретением новой законченной картины окружающей действительности.
Литература
1. Бергер П. Культурная динамика глобализации / П. Бергер // Многоликая глобализация. М., 2001. С. 19.
2. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества / В.А. Ядов // Россия реформирующееся. М, 2002. С. 354.
3.Там же. С.358
4. Бергер П. Указ. соч. / П. Бергер. С. 16.
5. Политическая энциклопедия: в 2-х т. / под. ред. Г.Ю. Семигина. Т.2. М., 1999. С. 435.
6. Штомпка П. Социальные изменения как травма / П. Штомпка // Социологические исследования. 2001. .№ 1.
7. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания / Д.Л. Спивак. - М., 1998. С. 43-44.
THE ROLE OF CULTURE FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF MASS CONSCIOUSNESS IN
POLITICAL
Y.V. Bespalov
In this article envisage the role of culture factor in the development of mass consciousness in political
Key words: mass consciousness, political consciousness, culture factor